Что открыл бруно в астрономии

Джордано Бруно: философия Вселенной

Филиппо (такое имя дали мальчику при крещении) родился в 1548 г. в городке Нола близ Неаполя, в семье небогатого дворянина, служившего в армии. В 15 лет Бруно поступил в доминиканский монастырь и принял при постриге новое имя — Джордано.

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

В монастыре молодой монах получил хорошее образование и был вызван в Рим, где юношу представили папе Пию V. Обвиненный впоследствии в ереси, 28-летний Джордано бежал в Женеву и затем скитался по Европе. В 1584 г. в Лондоне он издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд «О бесконечности, Вселенной и мирах». Джордано Бруно решительно высказался в защиту учения Коперника, что само по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Он утверждал: думать, что Вселенная ограничена, замкнута — значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить бесконечность; считал, что у Вселенной нет и не может быть единого центра.

Миры — планеты и солнца — находятся в вечном изменении и развитии, рождаются и умирают. Меняется и поверхность Земли — за большие промежутки времени «моря превращаются в континенты, а континенты — в моря». Наконец, жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно разнообразны, так же многообразны условия на разных планетах. Жизнь во Вселенной неизбежно порождает и разум, причем разумные существа других планет совсем не должны походить на людей — ведь Вселенная бесконечна и в ней есть место для всех форм бытия. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю привычную картину мира.

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

В 1592 г. Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что его ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его «тайному знанию», раздосадованный, выдал его инквизиции. Узнав об аресте Бруно, римский папа Клемент VIII потребовал у независимой Венецианской республики его выдачи. Вот какую характеристику дали узнику судебные власти Венеции: «Он совершил тягчайшие преступления в том, что касается ереси, но это один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить, и обладает необычайными познаниями, и создал замечательное учение». Тем не менее, в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.

Оставшиеся годы жизни Джордано Бруно провел в тюрьме инквизиции, где от него требовали отречься от «еретического» учения. На следствии он держался с редким мужеством и достоинством, открыто отстаивая свои взгляды. Смертный приговор ученому был вынесен 8 февраля 1600 г. 17 февраля Джордано Бруно по обычаю инквизиции был заживо сожжен на костре в Риме на площади Цветов.

Коперник, как и все астрономы до него, думал, что космос замкнут «сферой неподвижных звезд». Бруно же выдвинул головокружительную идею: звезды — это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. В небе — бесчисленные звезды, созвездия, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других миров. Следовательно, кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Планеты в отличие от звезд светят не своим, а отраженным светом. Солнце, как и планеты, вращается вокруг оси — всеобщее движение есть закон Вселенной. В Солнечной системе помимо шести известных тогда есть еще планеты, не видимые глазу в силу их удаленности от нас.

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Звездное небо Джордано Бруно

Джордано Бруно в духе своего времени пытался заменить на небесной сфере античных мифологических героев христианскими добродетелями. В своей аллегорической поэме «Изгнание торжествующего зверя», написанной в Лондоне в 1582–1584 гг., он приписывает мифологическим персонажам и животным, «поселившимся» на небосклоне, ряд пороков и предлагает заменить их и «христианизировать» звездное небо.

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Джордано Бруно хорошо знал взаимное расположение созвездий, прекрасно владел мифологией и предположительно разбирался в астрологии, о чем свидетельствует озвученное им соответствие созвездий и пороков. Например, созвездие Малый Пес было олицетворением Подлизывания, Лести и Рабского послушания, которые требовали замены на Кротость, Домовитость, Ласковость, Любвеобилие на поле Благодарности и Верности. В Андромеде Бруно видел Упорство, Злобу и глупое Убеждение в поле сугубого Невежества, что было необходимо исправить на Добродушие, Надежду, Ожидание на поле Доброй Дисциплины. Созвездие Кит, якобы символ Бури, Вихря, Хлопот и Беспокойства, предлагалось очистить до состояния Спокойствия духа на поле Мира и Отдыха.

Источник

Космология Джордано Бруно

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Ряд положений космологии Бруно имеет новаторский и даже революционный для своего времени характер, в значительной мере предвосхитившие многие положения космологии Нового времени: представление о бесконечности Вселенной и числа миров в ней, отождествление звёзд с далёкими солнцами, представление о материальном единстве мироздания. Большое значение для развития науки имеет его пропаганда гелиоцентризма. Вместе с тем, некоторые представления Джордано Бруно (в первую очередь, идея о всеобщей одушевлённости материи) были вскоре оставлены наукой.

Метафорический язык Бруно, его богатая поэтическая фантазия, неразрывная связь его космологии с теологией, метафизикой, этикой, эстетикой затрудняют оценку его научных представлений и являются причиной непрекращающихся споров среди историков науки и философов.

Содержание

Космология до Бруно

При всём разнообразии космологических воззрений, развивавшихся в эпоху, предшествующую деятельности Джордано Бруно, они характеризуются рядом общих черт, отличающих их от современных представлений об устройстве Вселенной:

Хотя отдельные мыслители считали возможным отказаться от одного или нескольких этих положений, вся система этих постулатов в целом сохранялась непоколебимой. Основной заслугой Джордано Бруно в космологии является создание новой картины мира, в которой осуществлён отказ от каждого из этих положений.

Существование центра мира

В унаследованной от греков геоцентрической системе мира (в том числе учении Аристотеля и планетной теории Птолемея), а также в гео-гелиоцентрической системе мира Тихо Браге центральным телом во Вселенной является Земля, в гелиоцентрической системе мира Аристарха Самосского и Николая Коперника — Солнце. Кроме того, эти тела (в гелиоцентрической системе также сфера неподвижных звёзд) играли роль абсолютно неподвижного тела отсчёта, относительно которого отмеряются все движения небесных тел.

Эти представления оспаривались некоторыми мыслителями. В первую очередь, это античные атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций), считавшие Землю центром только нашего мира, но не всей бесконечной Вселенной, в которой существует бесконечное множество других миров. Однако эти воззрения не пережили позднюю античность и не распространялись в Средние века.

Конечность физической Вселенной, существование границы материального мира

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

На закате античности появилось религиозно-мистическое учение герметизм, согласно которому вне мира может находиться область нематериальных существ — божеств, духов и демонов. Так, в одном из приписываемых Гермесу Трисмегисту произведений, Асклепии, говорится:

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Небесные сферы

Многие досократики полагали, что движением светил управляет гигантский вихрь, давший начало Вселенной. Однако после Аристотеля большинство античных астрономов считали, что планеты в своём движении переносятся материальными сферами, состоящими из особого небесного элемента — эфира; небесные сферы приводятся в движение «неподвижными двигателями», или «интеллигенциями», имеющими нематериальную, духовную природу, а первичным источником всех движений во Вселенной является расположенный на границе мира Перводвигатель. Существовало два варианта теории небесных сфер: теория гомоцентрических сфер, в которой Земля считалась единственным центром вращения всех светил, и теория вложенных сфер, являвшаяся физическим базисом теории эпициклов и деферентов. «Неподвижные двигатели» в Средние века обычно отождествлялись с ангелами, Перводвигатель — с Богом-творцом.

Противопоставление земной и небесной материи

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Многие древнегреческие философы (ряд досократиков, Стратон из Лампсака, эпикурейцы, стоики) считали небесные тела состоящими из той же в принципе материи, что встречается на Земле. Некоторые пифагорейцы (Филолай Кротонский и др.) считали Землю одной из планет, обращавшейся вокруг Центрального огня — очага Вселенной. Однако, начиная с поздней античности, получила распространение точка зрения Аристотеля, согласно которой небесные сферы состоят из особого элемента — эфира, свойства которого не имеют ничего общего с элементами земли, воды, воздуха и огня, составляющих «подлунный мир». В частности, эфиру не присущи тяжесть или лёгкость, по своей природе он совершает только равномерные круговые движения вокруг центра мира, он вечен и неизменен.

Тем не менее, схоластическая точка зрения о принципиальном различии «земного» и «небесного» доминировала вплоть до конца XVI века.

Единственность мира

Дискуссия о логических следствиях существования иных миров развернулась среди европейских схоластов в конце XIII—XIV вв. [21] [25] Тем не менее, эта возможность считалась сугубо гипотетической: хотя бесконечно всемогущий Бог и мог создать другие миры, он не сделал этого (потенциальное всемогущество не эквивалентно актуальному всемогуществу). Единственным исключением среди европейских схоластов является Джон Мейджор [26] (начало XVI в.). Аналогичные взгляды высказывали и некоторые представители других культурно-религиозных традиций: мусульмане ал-Бируни [13] (XI в.) и Фахр ад-Дин ар-Рази [27] (XII в.), иудей Хасдай Крескас [28] (начало XV в.).

Основные положения космологии Бруно

Центральное положение Солнца в планетной системе

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Разработанная Коперником гелиоцентрическая система мира является астрономическим фундаментом космологии Джордано Бруно.

Возможно, с книгой Коперника О вращении небесных сфер Бруно впервые познакомился ещё в юности, во время обучения в монастырской школе. Восхищение великим польским астрономом Бруно пронёс через всю свою жизнь. Так, в одной из последних своих работ О безмерном и неисчислимых он писал:

В многочисленных спорах Бруно приходилось опровергать доводы против движения Земли, выдвигавшиеся учёными того времени. Часть из них носит сугубо физический характер. Так, стандартный довод сторонников неподвижности Земли заключался в том, что на вращающейся Земле камень, падающий с высокой башни, не сможет упасть к её основанию, быстрое движение Земли оставило бы его далеко позади — на западе. В ответ Бруно в диалоге Пир на пепле приводит пример с движением корабля [36] : если бы приведённая логика, характерная для сторонников Аристотеля, была верна,

Другие доводы противников гелиоцентризма относились к противоречию вращения Земли тексту Священного Писания. На это Бруно отвечал, что Библия написана языком, понятным простым людям, и если бы её авторы давали чёткие с научной точки зрения формулировки, она не смогла бы выполнять свою основную, религиозную миссию:

Вопрос о противоречии гелиоцентризма Священному Писанию поднимался и на суде над Бруно.

Разрушение небесных сфер

В геоцентрической системе мира представление о существовании сферы неподвижных звёзд было обусловлено тем, что суточные траектории звёзд таковы, как будто они привязаны к единой сфере. С этой точки зрения, явления прецессии и трепидации объяснялись тем, что внешних сфер по меньшей мере три: восьмая сфера (на которой и располагаются неподвижные звёзды) отвечала за трепидацию, девятая — за прецессию, и десятая — за суточное вращение неба.

Хотя наука XVI века постепенно отходила от концепции твёрдых небесных сфер, несущих на себе планеты, именно Бруно первым связал отказ от этой концепции с отказом от геоцентризма. Впервые этот вывод был им сделан в диалоге Пир на пепле, затем получил подробное обоснование в диалоге О бесконечности, Вселенной и мирах.

Бесконечность Вселенной

В средневековой космологии в качестве основного аргумента в пользу конечности мира использовался довод «от обратного», принадлежащий ещё Аристотелю: если бы Вселенная была бесконечной, то суточное вращение небосвода происходило бы с бесконечной скоростью. Джордано Бруно опроверг этот тезис обращением к гелиоцентрической системе, в которой вращение небосвода является лишь отражением вращения Земли вокруг оси; следовательно, ничто не препятствует считать Вселенную бесконечной:

В диалоге О бесконечности, Вселенной и мирах Бруно дополняет астрономические доводы в пользу бесконечности восходящими к античности метафизическими аргументами, хотя и в своеобразной теологической оболочке.

Первый из них — это принцип полноты: из бесконечного всемогущества бога вытекает, что сотворённая им Вселенная также бесконечна. Вторым аргументом у Бруно выступает принцип изономии (принципа отсутствия достаточного основания), также в теологической версии: у бога не было основания сотворить миры в одном месте и не сотворить их в другом. В данном случае также используется бесконечность как артибут бога, но не столько в виде его бесконечного всемогущества, сколько в виде его бесконечной благости: поскольку божественная благость бесконечна, количество миров также бесконечно. По мнению Бруно, бог не только мог сотворить бесконечный мир, но и обязан был сделать это — поскольку это ещё более увеличит его величие, ведь Вселенная, по его мнению, является «зеркалом бога». Приводится также и другой аргумент античных сторонников бесконечности Вселенной: аргумент Архита Тарентского о человеке, вытягивающем руку или палку на краю Вселенной. Допущение о невозможности этого кажется Бруно нелепым, следовательно, Вселенная не имеет границ, то есть бесконечна.

Дополнительная аргументация в пользу бесконечности Вселенной приведена в диалоге О причине, начале и едином, посвящённом, главным образом, различным метафизическим вопросам. Бруно утверждает, что внутри материи имеется некое движущее начало, которое он называет «внутренним художником» или Мировой душой; это внутреннее начало способствует тому, что единая материя приобретает те или иные виды, выражается в разных формах. При этом Вселенная практически (хотя и не до конца) отождествляется с богом. Таким образом, по мнению Бруно, вне мира, материи, Вселенной ничего нет; её ничто не ограничивает, в том числе в геометрическом плане. Следовательно, Вселенная бесконечна:

Тождественность земной и небесной материи

Джордано Бруно критикует тех мыслителей, которые, считая Вселенную пространственно бесконечной, предполагали существование за пределами материального мира другого, духовного мира, как в космологии герметистов. По мнению Бруно, Вселенная едина и повсюду подчиняется одним и тем же законам.

Для защиты тезиса о единстве мироздания Бруно использует метафизические аргументы, восходящие ещё к античности:

Следствием этого фундаментального единства мироздания является единство материи Земли и неба; аристотелева «пятого элемента» (эфира), не подверженного никаким изменениям, не существует:

Как следствие, во Вселенной нет ничего вечного: планеты и звёзды рождаются, изменяются, умирают. В обосновании тезиса о тождественности субстанции Земли и неба Бруно приводит также новейшие астрономические открытия, в том числе установление небесной природы комет, кратковременность появления которых наглядно свидетельствует о происходящих во Вселенной переменах.

Другие миры

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Следствием принципиального тождества земной и небесной материи является гомогенность структуры мироздания: те материальные структуры, которые мы видим вокруг себя, должны существовать повсюду во Вселенной. В частности, повсюду должны существовать планетные системы, подобные Солнечной:

Более того, все эти миры могут (и, более того, должны) быть обитаемы, как и наша планета Земля. Планетные системы, а иногда сами планеты Бруно называл мирами. Эти миры не отделены друг от друга непроницаемыми границами; все, что их разделяет — это пространство.

Бруно был первым, кто полагал, что по крайней мере некоторые звёзды являются далёкими солнцами, центрами планетных систем. Правда, здесь он проявлял некоторую осторожность, не исключая, что некоторые из звёзд могут быть далёкими планетами нашей Солнечной системы, просто их движение вокруг Солнца незаметно, вследствие их огромных расстояний и длительных периодов обращения.

Отсутствие центра Вселенной; относительность движения

Следствием однородности пространства и материи является то, что во Вселенной нет абсолютного центра. При наблюдении из любого мира Вселенная будет выглядеть примерно одинаково:

Итак, Вселенная Бруно не только бесконечна и безгранична, но и однородна: повсюду действуют одни и те же законы, повсюду находятся объекты одной и той же природы. Это утверждение находится в полном согласии с космологическим принципом — основным постулатом современной космологии.

По мнению Бруно, во Вселенной вообще нет неподвижных объектов, все тела должны совершать те или иные движения. Вопреки Аристотелю, Бруно полагал, что наблюдения на поверхности тела не могут определить, неподвижно ли это тело или совершает движение. Так, в диалоге О бесконечности, Вселенной и мирах Бруно писал:

Эта формулировка Бруно является важнейшим шагом к принципу относительности.

Солнце, которое у Коперника считалось абсолютно неподвижным центральным телом Вселенной, также должно тем или иным образом двигаться. Во всяком случае, оно должно совершать вращение вокруг своей оси, подобно Земле. Как уже говорилось выше, Бруно допускал и поступательное движение Солнца.

Одушевлённость светил

Отказ от представления о существовании материальных небесных сфер, несущих на себе светила, вынудил Бруно искать альтернативное объяснение причины небесных движений. Следуя натурфилософии того времени, он полагал, что если какое-либо тело не приводится в движение чем-то внешним, то оно приводится в движение своею собственной душой; следовательно, планеты и звёзды — живые, одушевленные существа гигантского размера. Более того, они наделены разумом. Ведь исчезновение сфер, движимых интеллектами, ещё не означало, что эти интеллекты исчезли вместе со сферами — просто они переместились в сами небесные тела; как и многие другие философы того времени, во всякой регулярности, наблюдаемой в природе, Бруно видел проявление некоторого интеллекта. Как он сказал на суде в Риме,

Что Земля — разумное животное — это ясно из её разумного и интеллектуального действия, которое видно в правильности её движения вокруг собственного центра, и вокруг Солнца, и вокруг оси своих полюсов, каковая правильность невозможна без интеллекта скорее внутреннего и собственного, чем внешнего и чуждого [48] п. 258.

Роль космологии в судебном процессе над Джордано Бруно

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что касается неортодоксальных космологических взглядов Бруно, то на венецианской части следствия речь о них зашла только на третьем допросе, когда Бруно представил суду краткое изложение своих философских воззрений:

В самом деле, если бы существовало бесчисленное множество миров, в таком случае, как следовало бы истолковывать христианское учение об искупительной жертве Спасителя, свершившейся единожды и для всех? [56]

Историческое место космологии Бруно

Роль космологии Бруно в генезисе науки Нового времени

Важнейшей заслугой Джордано Бруно является его концепция бесконечной и безграничной Вселенную, где повсюду действуют одни и те же законы природы. Так, выдающийся историк философии Артур Лавджой пишет:

Новые представления о пространстве, введённые в научный обиход итальянским мыслителем, сыграли большую роль в крушении механики Аристотеля с её идеей естественных мест и естественных и насильственных движений: в бесконечной однородной Вселенной все точки в принципе равноправны. Тем самым расчищалась и дорога для классической механики. Как пишет Александр Койре,

Как указывает Койре, произведённый Бруно анализ падения тел на движущейся (не только вращательно, но и поступательно) Земле подготовил почву для выдвижения принципа инерции Галилео Галилеем. При этом одна из основных черт космологии Бруно,— бесконечность и однородность пространства,— позволила также преодолеть и некоторую ограниченность принципа инерции в формулировке Галилея, применявшего его только к круговому, но не прямолинейному движению. По мнению историка науки Б. Г. Кузнецова

Вместе с тем, представление Бруно об одушевлённости материи резко противоречило духу науки начала XVII века, творцы которой Галилей и Декарт положили в её основу механистическое мировоззрение. Это обстоятельство, а также слабое владение Бруно математическим аппаратом астрономии и тесная связь его космологии с его крайне неортодоксальными религиозными взглядами, могли помешать адекватной оценке вклада итальянского философа. После того, как представление о бесконечности Вселенной и звёздах как далёких солнцах заново появилось в натурфилософии Декарта, большинством учёных эти концепции стали связываться с именем последнего.

Космология Бруно в оценке современников

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Как отмечает специалист в области ренессансной науки Хилари Гатти,

Оценки современных авторов: наука или магия?

Главной целью этой религии было воссоединение человека с Богом посредством понимания и подчинения сил природы, которые доступны магическим воздействиям со стороны тех немногих избранных, которые постигли мудрость Древнего Египта. Важной частью «тезиса Йейтс» стало отрицание логической связи между ноланской космологией бесконечной Вселенной и гелиоцентрической астрономией, а также утверждение, что благодаря Бруно гелиоцентризм стал органической частью герметической традиции.

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Космология Бруно в свете современной науки

Тождественность физической природы Солнца и звёзд была установлена в XIX веке благодаря измерению годичных параллаксов звёзд и изучению их химического состава с помощью спектроскопии. Открытие первых планет у других звёзд состоялось только в 1995 году.

Вопреки мнению Бруно, Вселенная в целом, согласно современной теории Большого Взрыва, находится в состоянии эволюции. Бесконечности Вселенной не противоречит факт её расширения: бесконечность может увеличиваться! [105]

Один из основных постулатов Бруно,— всеобщая одушевлённость материи,— так же далёк от современной науки, как и от науки XVII века.

Источник

БРУНО, ДЖОРДАНО

БРУНО, ДЖОРДАНО (Bruno, Giordano) (1548–1600), итальянский философ, активный сторонник учения Н.Коперника. Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден, принял монашество; в 1572 стал священником. Занимался самообразованием, проникся атеистическими взглядами. В 1756 был обвинен в ереси, порвал с монашеством и бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов. С 1579 жил во Франции, читал лекции по астрономии в Тулузском и Парижском университетах. В 1583 переехал в Англию, в 1585 переселился в Германию, где странствовал по разным городам, пропагандируя свое мировоззрение. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Что открыл бруно в астрономии. Смотреть фото Что открыл бруно в астрономии. Смотреть картинку Что открыл бруно в астрономии. Картинка про Что открыл бруно в астрономии. Фото Что открыл бруно в астрономии

Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio, 1582) и несколько трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno, 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l’infinito, universo e mondi, 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его представлений с позднейшими научными и философскими теориями поразительно.

Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri, 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante, 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo, 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori, 1585); 120 статей о природе и Вселенной против перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos, 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta, 1588); О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro, 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura, 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus, 1589).

Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. М., 1914
Бруно Дж. О бесконечности, Вселенной и мирах. М., 1936
Бруно Д. Диалоги. М., 1949
Бруно Д. О героическом энтузиазме. М., 1953

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *