Что открыл братья лаптевы

Русские первопроходцы-путешественники. Братья Лаптевы.

Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы (XVIII в.)

Что открыл братья лаптевыЧто открыл братья лаптевы

Отряды не выполнили своей задачи.

Лейтенант Пётр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте «Иркутск» с командой в пятьдесят человек вышел из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выбравшись из лабиринтов Ленской дельты в открытое море, взял курс на восток.

Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье реки Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращён рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Однако вспыхнула цынга. Умер Ласиниус и ещё сорок один человек из его команды. Лишь 9 человек пережили эту страшную зиму. Командор Беринг для спасения 9 человек направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот «Иркутск» остался в устье Хараулаха. Новым командиром «Иркутска» Беринг назначил одного из своих ближайших помощников, лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблём «Фаворитка», через два года стал командиром фрегата «Святой Яков», а затем пакетбота заграничного плавания. С 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведён в Северный флот и плавал на фрегате «Россия». Д. Я. Лаптев зарекомендовал себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включён в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весною 1736 г., выйдя по Лене в море, на лёгких лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый «Иркутск».

Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нём в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа 1736 г. Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжёлые льды преградили путь. Уже через четыре дня Д. Я. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, стал на зимовку несколько выше Булуна.

Летом 1737 г. Д. Я. Лаптев вернулся в Якутск, чтобы согласовать с Берингом план дальнейшей работы. Но Беринга в Якутске уже не было. Здесь Д. Я. Лаптев узнал о печальной участи Прончищева. Лейтенант Прончищев на построенной в Якутске двухмачтовой дубельшлюпке «Якутск» летом 1735 г., как и Ласиниус, вышел из Якутска, спустился по Лене и, выйдя в море, взял курс на запад. Льды, преградившие путь, вынудили Прончищева стать на зимовку в устье реки Оленек. Когда море освободилось от льдов, в августе 1736 г. Прончищев отправился к устью реки Анабар и, миновав его, повернул на север вдоль восточной части Таймырского побережья. Прончищеву удалось проникнуть довольно далеко на север, но, дойдя до 77°З1` сев. широты, Прончищев встретил непроходимые льды и решил вернуться обратно на зимовку в устье Оленека. На обратном пути Прончищев и его жена умерли. Командование взял на себя штурман Семён Челюскин, который после зимовки в устье Оленека привёл судно на следующий год в Якутск.

Маршрут отряда Дмитрия Лаптева

Что открыл братья лаптевы

Видя тяжёлое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев, как ближайший помощник отсутствовавшего Беринга, решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Далёкий путь от Якутска до Петербурга Д. Я. Лаптев преодолел на лошадях. У Д. Я. Лаптева было достаточно времени обдумать причины неудач Ласиниуса, Прончищева и его собственных и наметить план будущих действий. В Петербург Д. Я. Лаптев приехал, твёрдо зная, что нужно для дальнейших работ.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром «Якутска» Харитона Прокопьевича Лаптева.

X. П. Лаптев прежде вместе со своим братом служил на кораблях Балтики, ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись в 1737 г. в Балтику, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты «Декроне».

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив необходимые для продления работ средства и снаряжение, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Дмитрий Яковлевич Лаптев на «Иркутске» с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путём к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиною около километра. Д. Я. Лаптев стал на тяжёлый, но верный путь. Во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно вышло на чистую воду.

Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его, даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Но, наконец, «Иркутск» был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы; выполнив здесь необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев решил вернуться на зимовку в Нижнеколымск на реке Колыме. Зимовка снова прошла благополучно. Люди продолжали работу.

Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял ещё одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижнеколымск.

Тщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвёл подробную опись р. Анадырь и осенью 1742 г. возвратился в Петербург.

Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска в конце июля 1738 г., несколько позже, чем его брат. Команда «Якутска», плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семён Челюскин.

17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название «Нордвик». Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из неё, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фадея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев вернулся назад и стал на зимовку в устье реки Блудной, в Хатангской губе.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, работы не прекращались. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

Берег был в 15 милях от места аварии. Команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. Но ближайшим жильём являлась база экспедиции в устье реки Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Четыре человека не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные добрались до базы. Снова удачная зимовка на старом месте. Пришла весна 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семёна Челюскина он направил в устье реки Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыры.

Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья реки Таймыры. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он имел в виду обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье Таймыры, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни. Челюскин же достиг места назначения и развернул работу.

Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к озеру Таймыр, по реке Таймыре спустился к морю и пошёл навстречу Челюскину.

Закончив работу, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить во флоте, занимая командные должности. Умер он 1 января 1764 года.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы изучали далёкое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

Что открыл братья лаптевы

О Х. П. Лаптьеве:Берх В., Хронологическая история всех путешествий в северные полярные страны, с присовокуплением обозрения физических свойств того края, Спб., 1821-1823, ч. 1-2 (О плавании братьев Лаптевых, Малыгина, Прончишева и др. участников Великой Северной экспедиции); О плавании российских морских офицеров из рек Лены, Оби и Енисея; «Записки Адмиралтейского департамента», 1820, ч. 4; История плавания россиян из рек Сибири в Ледовитое море, «Сибирский Вестник», 1822, ч. 17-18; Соколов А., Северная экспедиция 1733-1743 гг., Спб., 1852; Повседневная запись замечательных событий в русском флоте, Спб., 1894; Островский, Великая Северная экспедиция 1733-1743 гг., Архангельск, 1934; Визе В. Ю., История исследования Советской Арктики, Архангельск, 1934; Берг Л. С., Открытие Камчатки и экспедиции Беринга (1725-1744), Л., 1935; Дьяконов М. А., Путешествия в полярные страны, Л., 1933; Дитмор Б., Краткий очерк истории открытия Северо-восточного и Северо-западного проходов, М., 1909; Башмаков Д., Лаптев, «Советская Арктика», 1941, № 6.

Что открыл братья лаптевыЧто открыл братья лаптевы

Что открыл братья лаптевыЧто открыл братья лаптевы

Что открыл братья лаптевыЧто открыл братья лаптевы

Кто ещё не успел поставить свою подпись по защите заповедников, приглашаем пройти по ссылке:

Источник

История освоения Арктики

Что открыл братья лаптевы

История освоения моря Лаптевых началась в эпоху Великой Северной экспедиции в XVIII веке. История эта оказалась непростой: в попытке покорить затянутое льдами русское море гибли целые экипажи во главе с опытными флотоводцами. По этой причине многие называли его проклятым. Открыть море для России, добавив его на карту страны, смогли лишь двоюродные братья Лаптевы, в честь которых оно и было названо.

Дмитрий и Харитон Лаптевы были зачислены в Русский императорский флот гардемаринами в 1718 году. Несколько лет они прослужили вместе на Балтийском флоте, но затем их пути разошлись – Дмитрия перевели на Северный флот, где в числе лучших моряков включили в состав Великой Северной экспедиции. Харитон же продолжил служить в Балтийском море, вплоть до 1738 года, когда, по рекомендации брата, его назначили руководителем северной экспедиции. Но до этого момента лейтенант флота Дмитрий Лаптев успел выйти в «проклятое» море без брата.

По распоряжению Витуса Беринга, который командовал Великой Северной экспедицией, Дмитрий Лаптев был назначен командиром палубного бота «Иркутск». Правда, корабль дожидался своего капитана не в Якутске, откуда отплывали все экспедиционные отряды, а в устье якутской реки Хара-улах. Именно там, не сумев преодолеть монолитные ледовые поля, решил остановиться на зимовку бывший командир «Иркутска» – лейтенант Петр Ласинисус. Там во время зимовки он и почти вся его команда погибли от внезапно вспыхнувшей цинги и страшных морозов. Лишь девяти членам экипажа удалось спастись – Беринг направил спасательный отряд, который доставил выживших обратно в Якутск.

Перед Дмитриевым Лаптевым стояла непростая задача найти брошенное судно, привести его в порядок и на нем отправиться в экспедицию, которую не удалось совершить Ласинисусу. На небольших лодках Дмитрий вышел в море, нашел корабль и вернулся на нем в Якутск. Оттуда 22 августа 1736 года «Иркутск», груженный продовольствием и снаряжением, отправился в путь. Лаптев зашел на восток чуть дальше своего предшественника, но затем события стали развиваться по уже знакомому сценарию. Корабль не смог пробиться сквозь льды, и, повернув назад, встал на зимовку в устье Лены. На судне вновь разразилась цинга. Экипаж мог повторить судьбу экспедиции Ласинисуса, но благодаря умелому руководству Лаптева пережить болезнь и зиму удалось почти без потерь. Корабль благополучно вернулся в Якутск летом 1737 года.

В 1738 году стартовала двойная экспедиция под руководством братьев Лаптевых (Харитона Лаптева руководил судном «Якутск», бывший капитан которого умер во время экспедиции). В июне на «Иркутске» с командой в 35 человек Дмитрий Лаптев вышел из Якутска, держа курс на восток. Харитон Лаптев вышел из города на несколько месяцев позже и отправился на запад.

Под руководством Дмитрия Лаптева было исследовано побережье моря до устья реки Индигирки, где ледовая обстановка вынудила мореплавателей остановиться на зимовку. За это время команда выполнила огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Дмитрий Лаптев для описи берегов отправил часть людей к Колыме по суше, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. В неприветливом море их снова ждала беда: по пути к Колыме «Иркутск» попал в шторм, который выбросил судно на мель. Только спустя две недели, после полной разгрузки корабля, команде удалось снять «Иркутск» с мели и добраться до Колымы. Оттуда Дмитрий Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, где провел подробную опись реки Анадырь и затем возвратился в Петербург.

Тем временем его брат Харитон Лаптев исследовал западную часть моря. Он достиг бухты, которой дал название «Нордвик», посетил Хатангский залив и открыл остров Преображения. Затем, с целью обойти Таймырский полуостров морем, он взял севернее – но попытка не удалась. Судно оказалось намертво зажато льдами. Взвалив на себя все продовольствие и снаряжение, экипажу пришлось отправиться пешком к ближайшей базе в устье реки Блудной.

С приходом весны Xаритон Лаптев, лишившись судна, решил продолжить исследования на суше. Он выделил из своего отряда три группы. Первую он отправил исследовать побережье от устья Пясины до устья Таймыра. Вторая группа должна была пройти по берегу от устья Таймыра. Со своим отрядом Харитон Лаптев отправился вглубь Таймырского полуострова. Встретиться все три группы должны были у устья реки Таймыр. Изучив полуостров и примыкающие к нему берега, путешественники перезимовали на Енисее, после чего Харитон Лаптев, как и брат, вернулся в Петербург.

Источник

Братья Лаптевы — биография, открытия и маршруты экспедиций

Братья Лаптевы – одни из моряков, участвовавших во всемирно известной экспедиции на севере, русские полярники, также известные как исследователи Российских северных окраин. Они являлись двоюродными братьями, сделавшими чрезвычайно грандиозные открытия в области географии.

Сведения из жизни Харитона Лаптева

Харитон Прокофьевич в возрасте 18 лет начал свою карьеру моряка, позже произвёлся в мичманы спустя 8 лет поле начала. Оказался под угрозой смертной казни после войны против сторонников Лещинского 1734 года, будучи под командованием Петра Дефремери, обманом взятого в плен французами, Харитона с экипажем осудили за корабль, сданный без боя. К счастью, позднее экипаж признали невиновным, а Харитон Прокофьевич вернулся ко службе. В дальнейшем был послан с заданием на реку Дон, позже командовал яхтой «Декронте», также в скором времени дослужился до лейтенанта. По предложению брата Дмитрия комиссия назначила Харитона новым командующим Северной экспедиции. По её окончании продолжил морскую службу.

Краткая биография Дмитрия Лаптева

Дмитрий является представителем мелкопоместного дворянского рода Псковской губернии, как и старший брат Харитон. Следом за двоюродным братом стал мичманом в 1721 году. Спустя четыре года службы в морской охране командовал парусным судном «Фаворитка». На «Фаворитке» он ходил во Финскому заливу. Спустя пару лет, в 1727, Дмитрий сперва стал командиром фрегата Российского императорского флота, звавшимся «Святой Яков». В том же году получил под командование почтово-пассажирское судно, ходившее между Россией и Германией.

Вплоть до 1730 года Дмитрий Яковлевич не был знаком с водами севера. Впервые он получил подобный опыт под командованием Якова Саввича Барша в Ледовитом океане на фрегате «Россия». В марте 1731 года был произведён в лейтенанты, а спустя 2 года после этого дослужился до звания лейтенанта майорского ранга. Выполнил чрезвычайно важную роль в Северной экспедиции, по завершению которой продолжил службу. В 1757 стал контр-адмиралом, а через несколько лет вышел в отставку.

Экспедиция на Камчатку

Основная цель проводимой экспедиции возлагалась на определение того, существует ли какое-либо соединение между Азиатским и Американским материками или же они разделены. Также экспедиция считается прологом к освоению северных прибережий российского государства. Короче говоря, эта экспедиция стала предшественницей известной всем Великой Северной экспедиции.

Роль Лаптевых в Северной экспедиции

Основная задача исследования была в нанесении русских берегов до самой Камчатки, а также их изучение и описание особенностей территорий. В данной экспедиции принимало участие не менее 600 человек под командованием Ласиниуса. Большая часть упомянутых ранее участников не выдержала арктических условий, в следствии чего не дожила по окончания операции. Дальше 50 человек держали курс на восток, но через 9 дней дальнейшее плавание уневозможнилось из-за тумана и экипаж остановился у берегов р. Хара-Улах на зимовку, которую пережила лишь меньшая часть, не умерев от цинги.

Далее новым командиром был назначен Дмитрий Лаптев. Приведя судно, бывшее под командованием Ласиниуса, в порядок, Дмитрий Лаптев направился к р. Лене для погрузки продовольственных запасов, поле чего взял курс на восток, после чего остановился на зимовье чуть выше Булунского улуса. В этот период Лаптев действовал рассудительнее, чем его предшественник и дал экипажу достаточно движений, в то время, как бывший командир ограничил их, чтобы сэкономить запасы, также он не ограничивал команду в питании, дабы уберечься от цинги.

В Петербурге продолжение исследований было сочтено необходимым. Питерская коллегия по предложению Дмитрия его брата новым командующим.

Весной братья Лаптевы собрались в Якутск. Также братья составили дальнейшие планировки экспедиции. Спустя год после нового старта исследовательской деятельности Дмитрий Лаптев покинул якутский регион и сменил курс на восток. Позже команда вынуждена была остаться на зимовье, на протяжении которого был выполнен огромный объём работы, касательно освоения и изучения территории. Весной часть людей была отправлена к Колыме для ведения сухопутной характеристики, а сам Дмитрий Лаптев отправился туда же на корабле. После выполнения назначенных работ команда двинулась к востоку. Обработав запланированные описи считая свою работу выполненной, Дмитрий снова вернулся в Якутск, а к 1743 году попал в Петербург. Далее Дмитрий Яковлевич продолжил карьеру на флоте.

В свою очередь Харитон вышел из Якутска в 1739 году Харитон обследовал бухту, которую позже наименовал «Нордвиг», поле исследования бухты им был открыт остров преображения. Также во время следующего вынужденного зимовья возле р. Блудной велись исследовательские работы, а также подготовка к последующему выполнению ранее определённого плана на море и на суше. С началом весны стартовали и описные работы на суше.

Следующей весной Харитон, лишившись судна в попытках миновать ледяные препятствия, после чего потратил уйму времени на попытку починки судна и спасение провизии, решил продолжить свои исследования на суше. Закончив работу, Харитон, подобно родственнику принял решение о продолжении карьеры моряка в Петербурге.

Море Лаптевых

Море Лаптевых – это окраинная часть Северного Ледовитого океана площадью 650 кв. м. и не является слишком глубоким. Максимальная глубина достигает почки 3000 м. своё название море получило в честь братьев Лаптевых в 1935, участвовавших в Камчатской экспедиции, а также приложили руку к составлению карты исследуемой территории и описали берега Северного моря.

Ранее море носило имя Адольфа Норденшельда. Впервые название «море Лаптевых» употребил Юлий Шокальский в одной из своих научных работ. В данное море впадают множество рек, но самая известная их них – Лена. Также часто упоминаются реки Яна, Оленёк, Хатанга и Анабар.

Изучая историю географических исследований братьев Лаптевых, сложно поверить, что им удалось сделать необычайно важный вклад в изучение природы сибирского края, пользуясь столь примитивными по сегодняшним меркам инструментами и приборами. Лишь рассудительность и мудрость братьев помогли им выполнить столь трудную задачу.

Источник

Они открывали Землю!

Путешественники

Вы здесь

Лаптевы Дмитрий и Харитон

Лаптевы Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич

(XVIII в.)

Русский военно-морской флот дал нашей стране не только замечательных флотоводцев и ученых, но и целую плеяду смелых путешественников и исследователей. К числу последних относятся двоюродные братья, офицеры флота – Дмитрий Яковлевич и Харитон Прокопьевич Лаптевы, известные русские полярники, участники Великой Северной экспедиции, исследователи самых северных окраин нашей Родины.

Петр I положил начало одной из грандиознейших научных экспедиций – Великой Северной экспедиции. Вначале была проведена так называемая Камчатская экспедиция, которая ставила своей задачей определить, соединяются ли Азия и Америка перешейком или же разделены проливом. Начальником экспедиции был назначен капитан-командор В. Беринг. Эта экспедиция, успешно проведенная в 1725-1730 гг., явилась прологом ко второму этапу работ по изучению берегов и прибрежных районов севера России – Великой Северной экспедиции, работавшей с 1733 по 1743 г. и руководимой до 1741 г. В. Берингом.

Задачей экспедиции являлись изучение и опись русских берегов на огромном протяжении от Югорского шара до Камчатки и нанесение их на карты. В ней принимало участие до 600 человек, разбитых на несколько отрядов. Два из них под командой лейтенантов В. Прончищева и П. Ласиниуса должны были, выйдя из Якутска по р. Лене в море, обследовать и произвести опись самых трудно доступных, неизученных и безлюдных районов арктического побережья – Прончищев от Лены до Енисея и Ласиниус от Лены до Колымы и далее до Камчатки.

Эти отряды не смогли полностью выполнить своей задачи. Большая часть их участников погибла в тяжелых условиях Арктики.

Лейтенант Петр Ласиниус на построенном в Якутске двухмачтовом палубном боте «Иркутск» с командой в пятьдесят человек отплыл из Якутска, спустился вниз по Лене и 20 августа 1735 г., выйдя из дельты Лены в открытое море, взял курс на восток.

Через девять дней туманы и льды сделали дальнейшее плавание невозможным. Ласиниус стал на зимовку в устье р. Хараулах. В целях экономии продовольствия был сокращен рацион, для сохранности людей им рекомендовалось меньше двигаться. Эти меры не предотвратили, а, наоборот, усилили вспышку цинги, от которой умерли Ласиниус и еще сорок один человек из его команды. Лишь девять человек пережили эту зиму. В. Беринг для спасения людей, оставшихся в живых, направил специальную экспедицию под начальством штурмана Щербинина, который и доставил их в Якутск. Бот «Иркутск» был оставлен в устье Хараулаха.

Новым командиром «Иркутска» Беринг назначил лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лаптева.

Дмитрий Яковлевич Лаптев служил во флоте с 1718 г., когда он и его двоюродный брат Харитон Прокопьевич Лаптев были зачислены гардемаринами. В 1721 г. они одновременно были произведены в мичманы. Затем пути братьев разошлись. Дмитрий Яковлевич на различных судах бороздил воды Балтийского моря. В 1725 г. он командовал кораблем «Фаворитка», через два года стал командиром фрегата «Святой Яков», а затем пакетбота заграничного плавания. В 1730 г. Д. Я. Лаптев был переведен в Северный флот и некоторое время плавал на фрегате «Россия», зарекомендовав себя как опытный и образованный морской офицер. В числе лучших моряков он в 1734 г. был включен в состав Великой Северной экспедиции и работал в Якутске в качестве ближайшего помощника В. Беринга.

Получив приказ заменить погибшего Ласиниуса, Д. Я. Лаптев сформировал в Якутске отряд и весной 1736 г., выйдя по Лене в море, на лодках достиг устья р. Хараулах, где стоял покинутый «Иркутск».

Приведя судно в порядок, Д. Я. Лаптев возвратился на нем в дельту р. Лены для погрузки продовольствия и снаряжения, заблаговременно доставленного туда на лодках из Якутска. 22 августа Д. Я. Лаптев закончил погрузку и вышел в море, взяв курс на восток. Тяжелые льды преградили путь. Борьба с ними была не под силу утлому боту. Лаптев вынужден был повернуть обратно. С трудом достиг он Лены и, поднявшись по ней, 6 сентября стал на зимовку несколько выше Булуна.

Снова пришла цинга. Но Д. Я. Лаптев учел печальный опыт своего предшественника. Он рекомендовал своей команде больше воздуха, больше движений, достаточное питание и употребление настоя из коры, шишек и хвои кедрового стланика. В результате зимовка прошла сравнительно благополучно – переболели цингой все, но умер лишь один человек.

Видя тяжелое положение экспедиции, Дмитрий Яковлевич Лаптев решил ехать за инструкциями и помощью в Петербург, в Адмиралтейств-коллегию.

Адмиралтейств-коллегия внимательно выслушала сообщения Д. Я. Лаптева и, обсудив их, сочла необходимым продолжить работы. Коллегия отпустила дополнительные средства и оборудование и, по предложению Д. Я. Лаптева, вместо погибшего Прончищева назначила командиром «Якутска» Харитона Прокопьевича Лаптева, произведенного при этом в лейтенанты.

X. П. Лаптев служил на кораблях Балтики. В 1734 г. он в качестве мичмана плавал на фрегате «Мидау» и был вместе с другими офицерами этого корабля приговорен к смертной казни за то, что они без сопротивления позволили французскому флоту в мирное время захватить фрегат. Приговор этот был отменен как неправильный, и X. П. Лаптев продолжал службу на флоте и ездил на Дон, отыскивая места, пригодные для организации судостроительной верфи. Возвратившись из командировки на Дон, X. П. Лаптев был назначен капитаном яхты «Декроне».

В марте 1738 г. братья Лаптевы, получив средства и снаряжение, необходимые для продолжения работ, выехали из Петербурга в Якутск.

По прибытии на место они осмотрели и отремонтировали свои суда, снарядили их, составили тщательные планы экспедиции, рассчитанные на выполнение работы и с моря и с суши.

18 июня 1739 г. Д. Я. Лаптев на «Иркутске» с командой в 35 человек вышел из Якутска; 5 июля, миновав Ленскую дельту, он был уже в море, держа курс на восток.

Согласно принятому плану Д. Я. Лаптев отправил отряд под начальством старшего матроса Лошкина, следовавший к устью р. Яны по суше, и второй отряд – под начальством геодезиста Киндякова к устью р. Индигирки. 8 июля «Иркутск» достиг устья р. Яны и, часто останавливаясь для производства необходимых наблюдений, продвигался постепенно все далее к востоку, пока в районе устья р. Индигирки ледовая обстановка не вынудила его стать на зимовку.

К этому времени побережье между Леной и Индигиркой было обследовано и с моря и с суши.

Команда оставила судно и зимовала на берегу. Все продолжали работать. Зимовка прошла благополучно, и команда выполнила за это время огромную работу по изучению территории. С наступлением весны Д. Я. Лаптев отправил часть людей сухим путем к Колыме для производства описи берегов, а сам с оставшейся частью команды возвратился на судно. Судно было зажато во льдах. От чистой воды его отделяло ледяное поле длиной около километра. Д. Я. Лаптев отважился на тяжелый, но верный способ освободиться из ледяного плена; во льду на протяжении километра был прорублен канал, через который судно было выведено на чистую воду.

Но радость моряков была непродолжительной. Разыгрался шторм, снова окруживший судно льдами и выбросивший его на мель. Чтобы снять судно с мели, пришлось полностью разгрузить и разоружить его; даже мачты были сняты. Две недели боролись моряки за жизнь судна и свою. Наконец «Иркутск» был снят с мели и благополучно достиг устья Колымы. Выполнив необходимые работы, Д. Я. Лаптев двинулся дальше на восток.

У мыса Баранова встретились непроходимые льды. Д. Я. Лаптев после многих попыток пробиться через льды решил вернуться на зимовку в Нижне-Колымск на р. Колыме. Зимовка снова прошла благополучно.

Летом 1741 г. Д. Я. Лаптев предпринял еще одну попытку пройти морем к востоку от Колымы. Снова у мыса Баранова встретились непроходимые льды, заставившие экспедицию вернуться в Нижне-Колымск.

Что открыл братья лаптевыТщательно обработав составленные описи побережья от Лены до Колымы и далее до мыса Баранова, Д. Я. Лаптев на собаках выехал в Анадырский острог, произвел подробную опись р. Анадырь. По пути к Анадырю он обследовал и описал р. Анюй.

Из Анадыря Д. Я. Лаптев возвратился к своему боту в Нижне-Колымск. Затем, считая свое задание выполненным, он выехал в Якутск и далее в Петербург, куда и прибыл в ноябре 1743 г. Продолжая службу на флоте, Д. Я. Лаптев в 1757 г. был произведен в контр-адмиралы, некоторое время командовал Кронштадтской эскадрой и в апреле 1762 г. вышел в отставку.

Харитон Прокопьевич Лаптев вышел из Якутска 7 июня 1739 г. Команда «Якутска», плававшая с лейтенантом Прончищевым, была взята им почти без изменений. Отправился в новое плавание и штурман Семен Иванович Челюскин.

17 августа X. П. Лаптев достиг бухты, которой он дал название «Нордвик». Исследовав бухту, X. П. Лаптев двинулся далее на запад, посетил Хатангскую губу и, выйдя из нее, открыл остров Преображения. Затем он направился к северу, следуя вдоль восточного берега Таймырского полуострова. У мыса Фаддея льды преградили путь. Надвигалась зима. X. П. Лаптев, встретив в широте 76°48′ сплошные льды, вернулся назад и стал на зимовку в устье р. Блудной, в Хатангской губе, под 72°56′ с. ш.

Команда благополучно провела зиму в доме, построенном из собранного на берегу плавника. Несмотря на зимние условия, исследовательские работы не прекратились. Одновременно велась подготовка к летним работам с моря и со стороны суши.

Берег был в 15 милях от места аварии. 19 августа команда пешком, таща на себе грузы, двинулась к берегу. На безлюдном берегу люди вырыли ямы, в которых они укрывались от холода во время, свободное от работ по переноске грузов со льда на берег. 30 августа судно и оставшиеся на льду грузы унесло в море.

Лишь 21 сентября реки покрылись прочным льдом, и отряд X. П. Лаптева, тяжело нагруженный, двинулся на юг. Ближайшим жильем являлась база экспедиции в устье р. Блудной. Туда и направил X. П. Лаптев свой отряд. Несколько человек не вынесли трудностей пути и дорогой умерли. Остальные через 25 дней добрались до базы, где зазимовали. Зимовка снова была удачной.

Весной 1741 г. X. П. Лаптев, лишившись судна, решил продолжать исследования по суше. Он выделил из своего отряда три группы. Одну группу под командой штурмана Семена Ивановича Челюскина он направил в устье р. Пясины с заданием обследовать побережье от устья Пясины по направлению к устью Таймыр. Вторая группа под начальством геодезиста Чекина должна была обследовать побережье от устья р. Таймыр. Третью группу X. П. Лаптев возглавил сам. Он планировал обследовать внутренние области восточной части Таймырского полуострова и выйти в устье р. Таймыр, где должен был встретиться с двумя первыми группами.

Для обеспечения нормальной работы групп X. П. Лаптев послал впереди каждой из них запасное продовольствие и снаряжение. Всех людей, не вошедших в экспедиционные группы, и лишние грузы X. П. Лаптев отправил на оленях в Туруханск.

Чекин вскоре вернулся на базу, не выполнив задания из-за трудности пути и болезни; Челюскин же достиг места назначения развернул работу. Сам X. П. Лаптев направился в глубь Таймырского полуострова, вышел к оз. Таймыр, по р. Таймыр спустился к морю и пошел навстречу С. И. Челюскину. Закончив работу, путешественники провели зиму в городе Туруханске на Енисее.

Весной 1742 г. С. И. Челюскин вернулся на Таймыр для обследования оставшейся неописанной части полуострова и достиг там крайней северной точки Азии – скалистого мыса, названного впоследствии его именем. Мыс Челюскина расположен на 77°43′ с. ш. и 104°17′ в. д.

Закончив работу. Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился из Туруханска в Петербург, где и продолжал служить на флоте, занимая командные должности. Умер он 21 декабря 1763 г.

Больше двух веков отделяет нас от того времени, когда, преодолевая постоянные трудности и лишения, подвергая себя всяческим опасностям, братья Лаптевы настойчиво изучали далекое и суровое море и его побережье.

На слабых деревянных судах, с примитивными приборами и инструментами выполняли они свою работу. Они доставили разнообразные сведения о природе края, его географии, береговой линии, глубинах моря, приливах, населении, магнитном склонении, о животном мире, растительности и т. д. Тщательность, точность и добросовестность, с какой они выполнили свою работу, поразительны, как поразительна и сила их воли и любовь к родине, позволившие им выполнить такую трудную задачу.

Море, берега которого они изучали, названо морем Лаптевых.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *