Бородин — автор около 40 работ по химии, но в мире более известен как композитор. Однако сам Александр Порфирьевич относился к музыке спокойно, как ко блажи.
Будучи учеником великого химика Николая Николаевича Зинина, Бородин основную часть времени уделял именно науке и вообще занятиям в академии — в этом он видел истинную цель жизни. Зинин благоволил к ученику и публично заявлял, что видит в нем преемника, который полностью оправдывает его надежды, а музицирование, наоборот, не поощрял. Однако Бородин был настолько одаренным человеком, что у него хватало сил на все.
Основная область научных интересов Бородина — органический синтез. Однако деятельность ученого в этой сфере некоторые исследователи считают не столь плодотворной, какой она могла бы быть в силу его одаренности. Возможно, поэтому композиторские творения Бородина ценятся несколько больше, нежели труды на научной ниве. Из-за недостаточного финансирования академической лаборатории, недостатка времени, а также из-за того, что некоторые темы разрабатывались параллельно Бородиным и другими химиками, деятельность ученого перекликалась с работами других исследователей.
Например, когда в 1861 году ему удалось получить бромопроизводные органических кислот и другие соединения путем воздействия брома на серебряные соли кислот, ему на глаза попалась работа Павла Шютценбергера, в которой были представлены более глубокие исследования в этой области. В результате Бородин прекратил опыты, предоставив возможность вести дальнейшие исследования этих веществ немецкому химику.
Однако история зафиксировала первенство разработок в этой области Бородина, и химическую реакцию назвали его именем.
В англоязычной литературе фигурирует фамилия другого химика — Хунсдикера, который подробно в 1942 году описал механизм реакции, превращающей серебряные соли карбоновых кислот в галогенозамещенные углеводороды. Эта реакция представляет собой легкий и доступный способ получения самых разнообразных и химически активных соединений, широко используемых в современном органическом синтезе. Реакция стала простым инструментом получения сложных органических молекул из доступных органических кислот.
Далее Бородин стал работать над фтористыми соединениями. К его заслугам в этой области следует отнести то, что
он первым в 1862 году смог получить фторорганическое соединение (фтористый бензоил)
лабораторным способом и исследовать его свойства. Как оказалось, по своим свойствам это вещество полностью аналогично хлористому производному. В итоге было доказано, что в сложных углеродистых соединениях фтор представляет собой аналог других галогенов (хлора, брома и йода). Кроме этого, Бородин разработал метод получения фторпроизводных карбоновых кислот.
Бородин также изучал действие металлического натрия на валериановые альдегиды и в результате открыл новое соединение — альдоль. Однако на этом поприще уже творил французский химик Вюрц. В итоге Бородин сделал только лишь короткую протокольную заметку и… уступил Вюрцу. Дальнейшие исследования альдоля представляли огромный интерес, однако Бородин отошел в сторону и занялся исследованиями амарина, с которых когда-то началась его научная деятельность. В результате он синтезировал и описал нитрозоамарин.
Последующие исследования Бородина были посвящены определению азота в процессе метаболизма. Для этого он даже
предложил свой метод определения азота в органических соединениях и сконструировал простой азотометрический прибор,
который широко использовался при работах с азотистым обменом.
По мнению самых видных ученых, таких как Менделеев и Боткин, Бородин был первоклассным химиком, которому за свою жизнь не только удалось дать начало многим научным направлениям, но и параллельно снискать славу на других поприщах в качестве композитора, врача и общественного деятеля.
Краткая биография
Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи грузинского князя. При рождении был записан сыном крепостного слуги, поэтому не мог поступить в гимназию и проходил обучение по всем предметам гимназического курса дома. В детстве обнаружил музыкальную одаренность и живо интересовался химией. В 1850 году Александр поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1858 году защитил диссертацию «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях» и получил степень доктора медицины. Далее в течение трех лет Бородин проходил стажировку за границей (в Германии, Италии и Франции), где совершенствовал знания в области медицины и химии. По возвращении получил должность адъюнкт-профессора Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1877 году стал ее академиком.
Кроме успехов в химии и медицине Бородин известен как самобытный композитор и общественный деятель. 15 (27) февраля 1887 ученый скоропостижно скончался от разрыва сердца.
Александр Бородин: химик-первооткрыватель и композитор-первопроходец
Google посвятил ему дудл
185 лет назад, 12 ноября 1833 года, родился Александр Порфирьевич Бородин — знаменитый композитор композитор и химик, сумевший сказать новое слово в каждом из этих столь далеких друг от друга направлениях. Годовщину с его дня рождения отметила компания Google, разместив посвященное Бородину изображение на главной странице своего поисковика.
Александр Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя и до восьми лет числился крепостным у собственного отца, но в 1840 году тот дал сыну вольную и купил ему четырёхэтажный дом. Бородин научился играть на флейте, фортепиано и виолончели. В девять лет он написал своё первое музыкальное произведение, польку под названием «Helen», а в тринадцать — концерт для флейты с фортепиано.
Химией Бородин увлекался с десять лет, а в семнадцать он поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию. Окончив её, он был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, и познакомился с находящимся там на лечении офицером Модестом Мусоргским. Бородин дружил с Менделеевым и, наряду с ним, участвовал в международном конгрессе химиков в Карлсруэ, где были даны определения понятиям «молекула» и «атом». Впоследствии Бородин стал академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из членов-учредителей Русского химического общества. Его именем была названа реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, или реакция Бородина — Хунсдикера. Также в в 1862 году от первым в мире получил фтороорганическое соединение — фтористый бензоил.
Занимаясь наукой, Бородин не оставлял музыку, хотя во время иностранной стажировки он скрывал это от коллег. Тем не менее, вернувшись в Россию, он вошёл в знаменитый кружок, впоследствии ставший известным как «Могучая кучка». Сами участники творческого содружества предпочитали называть его «Новая русская музыкальная школа». Бородин написал оперу а «Князь Игорь», которую порой называют образцом национального героического эпоса в музыке, а также, по мнению многих искусствоведов, стал одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Несмотря на то, что большую часть жизни Бородин посвятил науке, считается, что в мировую историю он вошёл, в первую очередь, как композитор.
Первый президент Русского химического общества Николай Зинин, наставник Бородина, не раз высказал надежду, что тот будет «поменьше заниматься романсами» и посвятит себя науке. В то же время, знаменитый композитор Римский-Корсаков, напротив, желал, чтобы Бородин сосредоточился именно на музыке. Тем не менее, сам Бородин так и не отказался ни от научной, ни от творческой деятельности.
Александр Бородин добился успехов и как общественный деятель — он выступал за развитие возможностей для получения женщинами высшего образования и сам поучаствовал в основании Женских врачебных курсов, а также преподавал на них более двенадцати лет. Бородин защищал студентов от политических преследований в период после убийства Александра II.
Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября (12 ноября) 1833 — 15 (27) февраля 1887) — русский композитор и учёный-химик.
Содержание
Биография
Юность
Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили) (1772–1840) из рода князей Имеретинских и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Нравы первой половины XIX века не допускали внебрачных связей, поэтому имена родителей скрывались и в обществе мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться мздоимством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.
В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.
Медицина и химия
В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.
В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».
В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.
В 1859–1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей — в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.
С 1863 года — профессор кафедры химии Лесной академии.
С 1864 года — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии.
А. П. Бородин — ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.
Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.
Музыкальное творчество
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
По возвращении в Россию в 1862 Бородин познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок — «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А.П.Бородин был активным членом Беляевского кружка.
В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.
Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.
К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.
Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, яркими образцами которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, а так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).
Общественный деятель
Заслугой А. П. Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из основных организаторов Женских врачебных курсов, на которых преподавал в с 1872 по 1887 год.
Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.
Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.
Адреса в Санкт-Петербурге
Семейная жизнь
Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.
В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.
А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 54 лет.
Память
В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:
12 ноября (31 октября) 1833 г. – 27 (15) февраля 1887 г.
Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 г. – доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 г. адъюнкт-профессор, с 1864 г. – ординарный профессор, с 1877 г. академик. С 1874 г. руководил химической лабораторией Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872-87) высшего учебного заведения для женщин – Женских врачебных курсов.
Бородин – автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Основная область научных исследований – органический синтез. Разработал способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот(1861); получил первое фторорганическое соединение – фтористый бензоил (1862) и разработал метод получения фторангидридов карбоновых кислот (1862). Исследовал (1863-1873) продуты конденсации альдегидов; одновременно с Ш. А. Вюрцем осуществил (1872) альдольную конденсацию.
Бородин широко известен как композитор. В 50-е гг. XIX в. он начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 г. познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.
Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.
Наиболее значительное произведение Бородина – опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890 г., Мариинский театр, Петербург).
1. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с. 2. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
Александр Порфирьевич Бородин. 31 октября (12 ноября) 1833 –15 (27) февраля Русский учёный-химик. И композитор.
Неофициально:
1. Александр Бородин разработал методы получения бромзамещённых углеводородов, первым в мире получил фторорганическое соединение, исследовал альдегид и сделал уймищу других химических исследований. Но самая известная его работа – это… опера «Князь Игорь».
2. Бородина называли лучшим химиком среди композиторов и лучшим композитором среди химиков.
3. Александр Бородин был сыном 62-летнего имеретинского князя Гедианова, жившего в Санкт-Петербурге. Да вот беда – фамилии Гедианов и княжеского титула мальчику не полагалось, ведь его юная мать, Евдокия Константиновна со стариком Гедиановым венчана не была.
4. Малютку записали сыном крепостного слуги Гедианова и дали ему отчество Порфирьевич. С тем Александр Бородин и отправился по жизненному пути.
5. До семи лет Саша числился крепостным родного отца. А незадолго до смерти Гедианов выписал ему вольную и купил для него с матерью четырехэтажный дом.
6. В гимназию Александру дорогу заказали, но домашнее образование он получил еще лучше гимназического.
7. С девяти лет Бородин писал музыку, с десяти – заинтересовался химией. Весь дом заполнился ретортами и мензурками и пропах химией, а свободное от химии время мальчик обучался игре на флейте, фортепьяно и виолончели, рисовал, лепил, легко овладевал языками. Налицо комплекс Леонардо – этот психологический термин означает, что Александр Бородин стремился выразить себя в разных областях.
8. Незаконнорожденный и бывший крепостной никак не мог получить высшее образование. Но чиновник Тверской казённой палаты за большую взятку записал Александра Порфирьева сына Бородина в Новоторжокское купечество третьей гильдии. Семнадцатилетний «купец» с отличием сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии и поступил в Медико-хирургическую академию.
9. В Медико-хирургической академии Бородин изучал медицину и продолжал заниматься химией, благо профессором химии там служил знаменитый Николай Николаевич Зинин.
10. Серьезные занятия медициной и химией отнимали много времени, но не мешали Александру Бородину сочинять романсы. Профессор Зинин упрекал его в том, что он гонится за двумя зайцами, но услышав его замечательную музыку, охоту на двух зайцев санкционировал.
11. В марте 1857 года молодого выпускника назначили ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где Бородин познакомился с находившимся на лечении офицером по имени Модест Мусоргский. Позже он познакомится еще с композитором Милием Балакиревым и вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи они составят «Русскую пятерку», или «Могучую кучку» – творческое объединение русских композиторов.
12. Едва защитившего докторскую диссертацию на тему «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях» Бородина отправили в командировку в Солигалич – изучать состав местных минеральных вод. Таким образом к списку научных дисциплин, в которых отличился Александр Бородин добавилась бальнеология.
13. Три года Александр Бородин улучшал свое химическое образование за границей: в Гейдельберге, Париже, Пизе. Тогда же замечательный ученый вместе с Н.Н. Зининым и другом и коллегой Д.И. Менделеевым принял участие в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ, где окончательно восторжествовала атомно-молекулярная теории строения вещества.
14. Во время той же заграничной командировки Бородин познакомился со своей будущей женой – пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой.
15. Невероятно занятый научной и преподавательской работой Александр Порфирьевич писал музыку в редкие часы отдыха или когда заболевал. Недаром он постоянно жаловался, что его музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, обычно желают ему не здоровья, а болезни.
16. Академик, заведующий кафедрой химии Медико-хирургической Академии в Петербурге был чрезвычайно требователен к себе и оттого его музыкальное наследие невелико. Главный труд своей жизни – оперу «Князь Игорь» он писал восемнадцать лет, но не закончил – ее дописали Римский-Корсаков и Глазунов.
17. Александра Бородина считают одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Вторая, или Богатырская симфония Бородина признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма.
18. Вклад Бородина в химию был бы, по его словам еще больше, если бы правительство заботилось о развитии науки и отпускало на исследования побольше денег.
19. Несмотря на выдающиеся успехи в науке и музыке Александра Бородина всю жизнь преследовали материальные трудности. Вдобавок к другим многочисленным занятиям Александр Порфирьевич подрабатывал переводами иностранной литературы.
20. И этого «русскому Леонардо» было мало: он отметился к тому же в общественной деятельности. Он много радел за женское образование и стал одним из организаторов женских врачебных курсов.
21. О фантастической рассеянности Бородина ходили легенды: что делать, когда голова занята то химией, то музыкой. Однажды просидев с гостями весь вечер, он вдруг встал, надел пальто и начал прощаться: завтра, мол, лекция, пора домой. И только громкий хохот друзей вернул классика с небес на землю, и он обнаружил, что находится в собственной гостиной.
22. Химик Бородин оказал существенную помощь композитору Бородину. И нам тоже: партитуры Александра Порфирьевича, хранящиеся в Музее музыкальной культуры имени Глинки, до сих пор в прекрасном состоянии. Химик Бородин изобрел покрытие из жидкого желатина, которым покрывал листы партитуры, чтобы карандаш не стирался.