Что открыл амундсен в северной америке
Руал Амундсен
Краткая биография
Норвежский ученый и путешественник Руал Амундсен родился в 1872 году. По настоянию матери он получает превосходное образование, но сразу после ее смерти, в 21 год бросает университет и становится членом морских экипажей, совершавших рейсы по северным морям. Обучившись вождению, навигации, языкам, он после нескольких лет плаваний решает пройти Северо-Западным проходом (через Северный Ледовитый океан, между островами Канадского Арктического архипелага).
На купленной им подержанной яхте «Йоа» он пересекает Атлантику, проходит намеченным путем и начинает мечтать о славе покорителя Северного полюса. В 1909 году он включается в гонку к Южному полюсу и выигрывает ее у английской экспедиции Роберта Скотта. В дальнейшем на дирижабле «Норвегия» он достигает и Северного полюса. Амундсен погиб, участвуя в спасательном полете, пытаясь на гидросамолете «Латам» найти вторую экспедицию Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия». Он пропал в 1928 году. До сих пор обстоятельства его гибели неизвестны.
Покоритель обоих полюсов
Северный полюс еще не был покорен, и Амундсену казалось по силам пройти по следам Нансена, но на этот раз успешно завершить поход и дойти на лыжах до полюса. Его предыдущие экспедиции (только в одной из них он не был руководителем) были успешными, у него уже имелся богатый опыт передвижений в суровых условиях Арктики, и морских, и сухопутных. Кроме того, он принимал участие в бельгийской экспедиции в Антарктику вместе с Фредериком Куком и знал о полярных особенностях жизни почти все… В 1907 году, одолжив у Ф. Нансена «Фрам», Руал Амундсен начинает готовиться повторить его дрейф и надеется на более успешное завершение своей экспедиции.
Амундсен был полон планов достижения Северного полюса, когда разразился «географический скандал»: в 1908– 1909 годах Роберт Пири и Фредерик Кук независимо друг от друга заявили о своем покорении полюса; возникли споры о том, кто достиг его первым, и вообще, было ли это правдой…
Так или иначе, один полюс уже покорен, поэтому Амундсен обращает свое внимание к другому, Южному полюсу в Антарктиде. Он страстно желает быть там первым, однако в Антарктиду уже направилась английская экспедиция Роберта Скотта. Амундсен держал свои планы в тайне, но действовал быстро и четко: перестроенный для новой экспедиции «Фрам» Нансена летом 1910 года отправляется из Северной Атлантики к южному материку.
Снаряжение Амундсена и экипировка членов команды состояли из специальных лыжных костюмов, а также эскимосских одежд из шкур животных. Передвигаться по суше было решено на собачьих упряжках. Кроме того, по плану Амундсена по пути следования были устроены промежуточные склады с продовольствием, пищей для собак, горючим, теплыми вещами. Чтобы не пропустить склады, около них ставились высокие вехи с флагами Практику использования ездовых собак Амундсен изучил еще в Арктике: она была довольно жестокой, но позволяла выжить в суровых условиях. Собаки, выбившиеся из сил, пристреливались и шли в пищу остальным собакам и даже людям, таким образом из 52 собак к концу обратного пути в живых осталось только 12.
Отлично продуманная организация экспедиции позволила Амундсену и его соратникам достигнуть Южного полюса 14 декабря 1911 года. Над географической точкой Южного полюса Амундсен поднял норвежский флаг. Участники экспедиции провели в пути 99 дней и прошли около 3 тысяч км по ледовому плато от моря Росса до полюса и обратно. Самым тяжелым было преодоление высокого ледяного барьера ледника Росса, кроме того, за ним начиналось высокое плато, забраться на которое тоже стоило больших усилий и людям, и собакам. 26 января 1912 года все семь членов экспедиции благополучно вернулись в точку, из которой начали свое путешествие.
После своего триумфального покорения Южного полюса Амундсен не оставил мысли о Северном. Покорить его теперь, с помощью гидропланов и других летательных аппаратов, стало еще более заманчиво. Первые попытки достигнуть полюса на самолете были неудачными: самолет не долетел до полюса около 150 км из-за поломки. Однако появляется новая возможность.
«Цель достигнута, путешествие закончено. Не могу сказать – хотя знаю, что это бы прозвучало куда эффектнее, – что я достиг цели своей жизни. Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!»
Руал Амундсен
В 1926 году итальянский инженер Умберто Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Норвегия». Амундсен возглавил этот первый трансарктический перелет. Пролетев над полюсом, члены экспедиции сбросили на лед флаги Норвегии, Италии и США. Их путь, который начался в Осло и закончился на Аляске, занял 2 дня. В общей сложности исследователи провели в воздухе непосредственно над точкой Северного полюса около 2,5 часа. Однако возникли очень большие конфликты в отношениях между Нобиле и Амундсеном по поводу того, кому именно из них принадлежит честь достижения полюса. Нобиле чувствовал себя обделенным славой. Непростой характер Амундсена и вспыльчивый нрав итальянца Нобиле привели к полному разрыву отношений. Кроме того, в дело вмешалась политика: в Италии к власти пришел фашистский режим Муссолини, который всячески усиливал значение участия Италии в перелете и умалял значение норвежского.
В 1928 году Нобиле построил новый дирижабль, «Италия» и захотел самостоятельно достичь на нем полюса, доказав, что и не нуждается в сотрудничестве с Амундсеном. Во время этого перелета произошла трагедия: уже после полета над полюсом из-за обледенения дирижабль разбился, развалившись на 2 части. Часть людей из многочисленного экипажа была выброшена на дрейфующую льдину, с очень призрачной надеждой на спасение (радиопередатчик практически был выведен из строя), а часть улетела на обломках дирижабля. На поиски Нобиле отправилось несколько спасательных экспедиций (среди них была и советская, на ледоколе «Красин», которая и спасла большую часть людей). Срочно вылетел на поиски своего недруга и Руал Амундсен.
В июне 1928 года он поднялся на самолете «Латам» в воздух из Северной Норвегии, направляясь к Шпицбергену. В густом тумане связь оборвалась, и больше Амундсена никто не видел. Поплавок с самолета был найден в самом конце августа 1928 года у города Тромсе. Это все, что известно о гибели великого норвежского путешественника, человека, побывавшего на обоих полюсах Земли.
Руаль Амундсен – биография, открытия и карты с маршрутами экспедиций
Норвегия – родина множества известных исследователей нашей планеты. Лив Арнесен, в одиночку добравшаяся до Южного полюса, Эрлинг Кагге, который покорил три знаменитых полюса Земли: Северный, Южный и Эверест, а также Фритьоф Нансен, пересекший Гренландию на лыжах – все они расширили владения и знания человечества. Однако наибольший исторический вклад внёс Руаль Амундсен, когда первым достиг Южного полюса в 1911 году.
Краткая биография
Руаль родился в городе Борге в 1872 году. Хотя он был младшим среди трёх своих братьев, юный Амундсен отличался стойким характером и умением постоять за себя. Он плохо учился и часто затевал драки. Однако от типичного хулигана его отличало увлечение спортом: с самого детства Руаль катался на лыжах и упражнялся на гимнастических брусьях.
Желание стать исследователем пришло к нему в подростковом возрасте. Он равнялся на Джона Франклина, известного первооткрывателя. Мать Руаля была против этой затеи, и перевезла семью в столицу после смерти отца. Там юноша учился, однако вскоре умерла и мать, и Руаль с облегчением бросил учебу.
Первая экспедиция
Его первая экспедиция прошла в 1896 году. На корабле “Бельжика” под руководством Адриена Де Жерлаша он вместе с остальными членами команды взял курс на Антарктиду. Но реальность оказалась суровой. Во время путешествия судно попало в зону с льдинами и потеряло возможность к передвижению на целый год.
В таких тяжелых условиях экипаж начал болеть, многие погибли. Однако именно к сложностям готовился Амундсен, когда задумал стать исследователем. Благодаря своим лидерским качествам он быстро стал старшим помощником капитана и сделал многое для доведения экспедиции “Бельжики” до конца с минимальными потерями.
Опыт наёмной работы на чужом судне помог Руалю осознать, что он хочет быть капитаном. Поэтому по возвращению из экспедиции он купил собственный корабль.
Открытие Южного полюса
Забавно, но Амундсен с детства мечтал покорить именно Северный полюс, а не его брата-близнеца на юге. Поэтому, когда Фредерик Кук взял первенство в освоении Арктики, Руаль сначала сильно расстроился. Однако позже понял – Южный полюс ничем не хуже Северного, и начал готовиться к экспедиции. Быстро. Ведь ходили слухи и о других экспедициях, а слава 2-го открывателя места несравнимо хуже славы 1-го.
Руаль уже успел продать свой шлюп из-за проблем с деньгами, поэтому ему пришлось обратиться за помощью к тому самому Фритьофу Нансену, гренландскому лыжнику. Тот дал добро преемнику.Тогда Амундсен собрал команду и “отдал швартовы” 9 августа 1910 года. Экипаж его судна “Фрам” какое-то время верил в то, что цель экспедиции – достигнуть Северного полюса! Только после отплытия из португальского порта Мадейра Руаль рассказал своим людям настоящий план путешествия. Просто исследователь хотел быть первым, и поэтому молчал или врал всем, если это было необходимо.
Высадились норвежцы в Китовой бухте 15 января 1911, и, соорудив небольшое убежище, начали готовиться к покорению полюса. Длилось это несколько месяцев. Первые вылазки совершал лично Амундсен и два – три человека из команды. Их целью было разбить сеть маленьких лагерей с провиантом, чтобы увеличить дальность возможных путешествий. Раскидывая бамбук и сушеную рыбу по дорогам, они успешно ориентировались на льдах Антарктиды. Последний склад был разбит без участия Амундсена: о себе напомнила старая травма, и начальник экспедиции на некоторое время выбыл из игры. К началу полярной ночи в апреле норвежцы продвинулись до 82° южной широты.
Время до конца лета путешественники провели в комфорте, готовясь к большому походу. Члены команды писали в своих дневниках о богатом рационе, регулярной ванне, граммофоне и небольшой библиотеке в лагере.
Первые попытки покинуть базу и направиться к Южному полюсу после окончания полярной ночи оказались провальными. Причиной были погодные условия и руководство Амундсена. Например, во время одной из вылазок он покинул своих людей, обладая лучшей собачьей упряжкой, и предоставил им самим добираться до базы в особо холодный день. В результате этого необдуманного решения трое человек получили обморожение и на долгое время перестали принимать участие в таких походах, а Йохансен, самый опытный полярник после самого Амундсена, раскритиковал действия начальника, вследствие чего был исключен из экспедиции к Южному полюсу и был послан на менее значимое путешествие.
Несмотря на эти разногласия, с наступлением антарктической весны норвежцы покинули базу, передвигаясь на собачьих упряжках, и достигли точки назначения 14 декабря 1911 года. Точное положение Южного полюса команда Амундсена определила с помощью секстанта, прибора для астрономических наблюдений. В качестве послания догоняющим их англичанам он оставил палатку и письмо, в котором открыто просил сообщить о своём успехе королю Норвегии.
Норвежский флаг на Северо-Западном морском пути
Помимо первенства в покорении Антарктиды, Амундсен известен своими экспедициями в Атлантике. Покорение Северо-Западного прохода заняло у него несколько лет. 1 марта 1904 года Амундсен вместе с небольшой командой отправился к Северному магнитному полюсу чтобы подтвердить математические вычисления его положения, проведенные Джеймсом Россом. Сам Амундсен предварительно провёл несколько месяцев в Гамбурге, изучая геофизику. Предприятие увенчалось успехом.
Амундсен также интересовался этнографией эскимосов, что впоследствии позволило ему брать людей этой национальности на борт своего судна в качестве проводников.
В течение путешествия судно “Йоа” прошло Северную Атлантику, проливы Пил и Ланкастер, остров Кинг-Вильям. На родине Амундсена тем временем сменилась власть, однако новый правитель Хокон VII положительно отнёсся к географическим успехам Руаля.
Экспедиция по покорению Северной Атлантики и Арктики завершилась преодолением мыса Барроу в 1906 году. Благодаря ей Руаль Амундсен снискал мировую славу исследователя и позже успешно читал лекции в географических обществах разных стран.
Подведение итогов
Руаль Амундсен – выдающийся путешественник, первооткрыватель Южного полюса и исследователь Северной Атлантики. Соотечественники называли его “последним викингом” за спартанский подход к делу. Своими открытиями он обогатил физические и этнографические науки, подтвердил статус своей страны, известной множеством географических деятелей.
Руаль Амундсен – Наполеон полярных стран
Из-за специфической географии расселения норвежцы параллельно с русскими начали первыми в Европе исследовать арктическое пространство. Когда очередь дошла до расположенного на противоположной стороне планеты Южного полюса, выходцы из Норвегии рьяно взялись и за его покорение. После неудачных попыток Фритьофа Нансена и Карстена Борхгревинка удача улыбнулась еще одному гордому сыну этой северной страны – Руалю Амундсену. Именно он в 1911 году первым достиг Южного полюса и поставил несколько других рекордов в качестве путешественника и исследователя.
Содержание
Семья и детство
Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге (муниципалитет Фредрикстад) в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников. Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны (1853-1856 годы), когда две эти страны в составе коалиции воевали против Российской империи.
Юный Амундсен рос в компании трех братьев и нескольких десятков соседских детей. Игры проходили в основном в лесу рядом с усадьбой. Руаль был младшим сыном, но из-за высокомерности и вспыльчивости постоянно участвовал в драках. Мальчик занимался лыжами с момента, как начал ходить, и много времени проводил на гимнастических брусьях во дворе.
Учился Амундсен плохо, его характеризовали как упрямца и непримиримого борца за справедливость. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.
Становление личности
В 14 лет Руаль остался без отца, и примерно тогда же познакомился с описанием того, как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа руководителя экспедиции Джона Франклина, несмотря на трагическое завершение его предприятия. Амундсен хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня.
15-летний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах.
У матери Руаля были другие планы – она хотела ввести сына в элитные круги Норвегии. С этой целью семья поселилась в столице неподалеку от Королевского дворца, а будущего путешественника отправили в университет Кристиании изучать медицину. Однако в 1893 году мать умерла, и Руаль, как он писал в автобиографии, “с огромным облегчением” бросил учебу. Путь к мечте был открыт.
Начало карьеры исследователя
Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.
В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.
Начальник
Плавание на “Бельжике” было единственным, в котором Амундсен находился в подчиненном положении. После возвращения он в 1901 году приобрел зверобойный шлюп “Йоа”, переоборудовал его и начал готовиться к покорению Северо-Западного прохода. На подготовку и сбор средств ушло больше двух лет, и летом 1903 года корабль отправился в плавание.
Шлюп “Йоа” стал первым в истории судном, сумевшим преодолеть Северо-Западный проход. Экспедиция заняла больше трех лет, причем два года команда провела на зимовке у острова Кинг-Вильям. За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов.
После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.
Говорят, целенаправленный труд – лучшая молитва о достижении цели.
Южный полюс
Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.
Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.
“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.
Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.
Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.
Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.
Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!
Триумф и новые задачи
После покорения Южного полюса Амундсен занимался привычными делами – публиковал отчеты, разъезжал с выступлениями и обедал с главами государств. О трагедии капитана Скотта стало известно только в феврале 1913 года, и эта новость лишь подстегнула интерес к лекциям норвежца.
В 1918 году Амундсен на корабле “Мод” отправился исследовать Северо-Восточный морской путь. Судно построили с учетом опыта предыдущих экспедиций и оснастили гидросамолетом. Местом первой зимовки стал мыс Челюскин (Таймыр), второй – остров Айон (Чукотка), третьей – мыс Сердце-Камень в Чукотском море. На третьем году путешествия у корабля сломался гребной винт, и Амундсен передал командование своему помощнику. Сам он удочерил двух чукотских девочек, которых увез в Норвегию и дал им свою фамилию. “Мод” до 1925 года дрейфовал в Восточно-Сибирском море, собирая полезные для науки данные.
У Амундсена вновь сменилось увлечение – он решил заняться воздушными полярными экспедициями. В 1925 году его миссия пересекла Арктику на гидропланах, а за ней последовал аналогичный полет на дирижабле “Норвегия”.
Побеждает тот, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер; это называют невезением.
Погиб Амундсен в июне 1928 года во время попытки спасения итальянской экспедиции, пытавшейся повторить его трансарктический перелет на дирижабле. Для Норвегии он стал национальным героем с огромным числом достижений. В том числе, Руаль Амундсен оказался первым человеком (вместе с Оскаром Вистингом), покорившим оба географических полюса. Большая часть жизни исследователя прошла в путешествиях и продолжительных турне с лекциями. Жены и детей у него не было. О частной жизни известно очень мало. Обустройством дома Амундсена до 1925 года занималась престарелая нянька Бетти, служившая еще у его родителей.
«Наполеон полярных стран»: за что британцы невзлюбили Амундсена
110 лет назад экспедиция Амундсена достигла Южного полюса
На Южном полюсе. Слева направо: Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг. Фотограф: Олаф Бьоланд, декабрь 1911 года
Olav Bjaaland (1873–1961)/Project Gutenberg Literary Archive Foundation
14 декабря 1911 года был впервые покорен Южный полюс. Решить эту задачу удалось норвежской экспедиции под руководством Руаля Амундсена, происходило это все в острой конкурентной борьбе с группой британских путешественников, возглавляемой капитаном королевского флота Робертом Скоттом.
Полярная гонка, включавшая в себя задачи покорения земных полюсов различными способами, прокладывание курса по Северо-Западному проходу и Северному морскому пути и др., разгорелась в начале XX века. Тогда многие грезили полярными исследованиями примерно так же, как во второй половине XX века — «космической гонкой». Сам термин «полярная гонка» принадлежит Роберту Пири, одному из американских претендентов на первенство в покорении Северного полюса, оспаривавшему это первенство у другого американца, Фредерика Кука. Употребил он его впервые в интервью газете Daily Mail 13 сентября 1909 года, комментируя планы экспедиции Скотта насчет Южного полюса, однако при этом Пири полагал, что основное соперничество развернется все же между представителями двух великих держав: «Можете мне поверить на слово: гонки к Южному полюсу, которые начнутся между американцами и британцами в ближайшие семь месяцев, будут напряженными и перехватывающими дыхание. Таких гонок мир еще никогда не видел».
Хельмер Хансен и Амундсен определяют свои координаты на Южном полюсе
Пири, как и почти весь мир, тогда еще не знал, что Руаль Амундсен уже переключился с покорения Северного полюса на Южный. Цели, которые перед собой ставил норвежский полярник, выглядели скорее спортивно-техническими, нацеленными на впечатление публики и спонсоров, не вполне научными, — ему нужно было первым достичь какого-то значимого места, где к тому времени еще не ступала нога человека. Сам Амундсен никогда не претендовал на роль интеллектуала и ученого, его дневники довольно бесхитростны, а материалы своих экспедиций, которые, разумеется, все же включали немало сопутствующих научных достижений, он никогда не обрабатывал сам, предпочитая поручать это своим коллегам.
Британский полярный исследователь Роберт Ф. Скотт (1868-1912) отправился с мыса Эванс 24 октября 1911 года к Южному полюсу, которого он и его товарищи достигли через четыре недели после Роальда Амундсена 18 января 1912 года. На фото он и его товарищи на Южном полюсе вместе с палаткой, оставленной Амундсеном., 18 января 1912 года
Scherl/Sueddeutsche Zeitung Photo
Своими успехами все будущие экспедиции Амундсена обязаны тщательному планированию, которое всегда отличало Руаля от других путешественников, в том числе Роберта Скотта.
Британский журналист Роланд Хантфорд назвал Амундсена «Наполеоном полярных стран», в этом выражении содержится вся неоднозначность отношения британцев к «норвежскому рекордсмену» как к грозному противнику. Его первенство в достижении полюса объяснили внезапным и скрытым от всех маневром — появлением в Антарктиде вместо Арктики, спутавшим планы экспедиции Скотта, и весьма жестоким использованием собак, которых по мере продвижения Амундсен и его товарищи просто убивали и скармливали оставшимся животным и ели их сами. В базовый лагерь вернулась лишь пятая часть от их первоначального количества.
Известно, что на обеде, который лондонское Королевское географическое общество давало в честь Амундсена, лорд Керзон, президент этого общества, подчеркнуто иронично обыграл то значение, которое сам Амундсен придавал собакам в своей экспедиции, а в завершении спича призвал всех прокричать «троекратное ура в честь собак».
Первоначально Амундсен готовился покорять Северный полюс, однако ему пришлось передумать после того, как 1 сентября 1909 года американец Фредерик Кук официально объявил о достижении этого места еще 21 апреля 1908 года. 7 сентября того же года о своем покорении Северного полюса объявил Роберт Пири: согласно его заявлению, он достиг полюса 6 апреля 1909 года. Оба этих достижения сейчас подвергаются сомнению, однако ввязываться в споры о первенстве Амундсен не стал, и уже 9 сентября 1909 года тайно переориентировался на Антарктиду: сделал заказ на приобретение 100 ездовых гренландских лаек и 14 комплектов эскимосской одежды. По мнению того же Хантфорда, Амундсен таким образом лишил Скотта доступа к гренландским собакам, создав их дефицит, однако известно, что у Скотта все же были собаки, использовавшиеся при заброске продовольствия в ряд промежуточных лагерей.
Свои намерения Амундсен до определенного момента скрывал даже от членов собственной экспедиции. Перед выходом в море о его планах знали лишь командир судна да брат самого Амундсена, а истинная цель экспедиции должна была быть объявлена лишь после единственного захода в порт на острове Мадейра. Кроме всего прочего, Амундсен опасался, что участвовать в полярной гонке за Южный полюс ему запретит норвежское правительство, которое ощущало свою зависимость от Великобритании. Тем не менее в самой Антарктиде члены разных экспедиций обменивались визитами — представители команды Скотта бывали в лагере Амундсена в Китовой бухте.
После длительной подготовки на лыжах к полюсу отправились пятеро участников, которых сопровождали 52 собаки, везущие четверку нарт с продовольствием, палатками и т. п. Это произошло 20 октября 1911 года. Начальные 300 км пути были заблаговременно размечены шестами с флагами и прочими вехами, проставленными даже между складами для удобства ориентации. Последний из складов полярники посетили 5 ноября в густом тумане, а далее путь проходил уже по нехоженой территории. Проблемой были ледники, которые приходилось с трудом преодолевать, обморожения и мелкие ссоры. «Ну и вид был у нас! — пишет в своих дневниках Амундсен. — Вистинг, Хансен и я особенно пострадали во время последнего бурана, у каждого из нас левая щека превратилась в сплошную болячку, из которой сочились сукровица с гноем.
Тем не менее 14 декабря в 15:00 Амундсен и его товарищи достигли наконец Южного полюса, назвав окружающую равнину именем норвежского короля Хокона VII. Покорение полюса они отпраздновали курением сигар, затем озаботились тем, чтобы их приоритет никогда не подвергался сомнениям. Так как инструменты позволяли определить местоположение с погрешностью лишь в одну милю, было решено на всякий случай окружить полюс лыжными пробегами с радиусом 10 миль. На самом полюсе оставили палатку с письмами к Роберту Скотту и королю Норвегии, на ее фоне была проведена историческая фотосессия, которую пришлось делать с помощью маленького ручного фотоаппарата, поскольку основной оказался поврежден.
В одном из своих интервью Амундсен говорил об этом так: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путем уберечь Скотта от ужасной гибели». Но вряд ли он был при этом достаточно искренним.
Впрочем, свою собственную гибель Амундсен нашел тогда, когда вопреки собственной же практичности и расчетливости бросился в 1928 году на поиски пропавшей экспедиции еще одного своего соперника и бывшего партнера, которого долго до этого ругал в дневниках, — итальянского генерала Умберто Нобиле, который совершал полет на дирижабле к Северному полюсу и пропал на обратном пути. Экспедицию удалось найти и спасти — в основном, с помощью советских летчиков и ледокола «Красин». А вот Амундсен, вопреки собственным принципам, почти спонтанно вылетевший на поиски Нобиле на самолете, не предназначенном для подобных полетов, навсегда пропал в Арктике. Тела его так и не нашли, и днем его смерти считается 18 июня 1928 года.