Что осуждает фонвизин в комедии недоросль
Сочинение: Какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?
Создавая свое известное произведение «Недоросль», Денис Фонвизин поставил перед собой цель — высмеять серьёзные общественные пороки. Читатель замечает, как раскрываются пороки общества на протяжении всей комедии. Так как данное произведение относится к направлению классицизма, то в нем присутствуют положительные и отрицательные герои. Именно в образах отрицательных персонажей писатель показал самые распространённые изъяны личности. Итак, рассмотрим, какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?
Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.
Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.
Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.
«…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…», — заявляет Скотинин.
При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.
Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.
Сочинение: Какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?
(454 слова) Создавая свое известное произведение «Недоросль», Денис Фонвизин поставил перед собой цель — высмеять серьёзные общественные пороки. Читатель замечает, как раскрываются пороки общества на протяжении всей комедии. Так как данное произведение относится к направлению классицизма, то в нем присутствуют положительные и отрицательные герои. Именно в образах отрицательных персонажей писатель показал самые распространённые изъяны личности. Итак, рассмотрим, какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?
Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.
Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.
Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.
«…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…», — заявляет Скотинин.
При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.
Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.
Против каких пороков направлена комедия «Недоросль»?
Автор: Guru · 05.06.2019
(318 слов) Д. Фонвизин в своей пьесе «Недоросль» высмеял множество пороков, которые дают о себе знать на протяжении всей комедии. Поочередно перед зрителем сменяются алчность, грубость, невежество и властолюбие. Семья Простаковых вобрала в себя все эти грехи.
Особенное внимание в пьесе уделяется невежеству. Митрофан не только не знает, но и не стремится узнавать. Таковы и его родители: в их речи то и дело прослеживается полное незнание родного языка. Они игнорируют правила общения и грубо обрывают друг друга. Да и сама госпожа Простакова признается, что пользу образования видит лишь для сына, но ее новые знания вовсе не интересуют. По ее мнению, было бы богатство, а все остальное приложится. Поэтому героиня даже не может проверить качество образования сына, ей все едино: что цифры, что буквы нужны лишь для того, чтобы получить доходный чин. Нечего и удивляться, что сын вырос недорослем.
Не менее важный порок- злонравие. Простакова проявляет его в каждом своем поступке. При сыне она не стесняется затыкать мужа и бьет слуг. Она же планировала похищение Софьи, она же гналась за ее приданным. Для брака, по ее мнению, должно быть лишь одно основание — деньги. Если партия выгодна, любви и даже простого согласия девушки не требуется. Достаточно того, что ей, Простаковой, приглянулись ее имения. С такой то матери и берет пример сын, который в финале отказывается от нее. Равнодушие и эгоизм он впитал в семье, которая также относилась ко всему своему окружению.
И, конечно, важное место в комедии занимает порок алчности. Деньги управляют внутренним миром героев и их желаниями. Ради богатства они готовы даже пойти на преступление и украсть человека. Оно же управляет Скотининым, который приезжает свататься ради свиней своей будущей невесты. Никто из отрицательных героев при этом не пытается честно заработать деньги, все они хотят лишь присвоить их.
Таким образом, Д. Фонвизин поднял в пьесе проблемы, актуальные для дворянства того времени. Никто из знатных людей не хотел работать, все лишь пользовались властью, унаследованной от предков. Поэтому государству было не на кого опереться.
Анализ пьесы «Недоросль» (Д. И. Фонвизин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.06.2019 · Обновлено 20.12.2020
Хоть восемнадцатый век и не вошёл в историю, как «золотой век» русской литературы, мало кто будет отрицать его значимость для литературного искусства России. Восемнадцатый век стал тем основанием, на котором зародилась новая литература, точкой опоры, от которой отталкивались Пушкин, Грибоедов, Жуковский и прочие великие писатели. Самым знаменитым драматургом той далёкой эпохи является Денис Иванович Фонвизин. В его самом известном творении – пьесе «Недоросль» мы можем наблюдать идеи и посылы, которые будут актуальны в русской литературе вплоть до наших дней.
История создания
Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.
Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.
Направление и жанр
«Недоросль», бесспорно, принадлежит к литературному направлению классицизма. Это литературное направление характеризуется особенными идеалами: в нем долг превосходит чувство, а разум — страсти. Так, несмотря на мольбы Простаковой, Правдин отнимает у нее власть над крестьянами: служебный долг он ставит выше сочувствия.
Основные черты и признаки классицизма в пьесе:
Жанр «Недоросля» — классическая комедия. Свое место в пьесе заняла сатирическая направленность, однако юмор не слишком резкий. На первом месте у автора стоит не желание обличить и осудить, а с помощью смеха направить людей на путь исправления.
Конфликт
В основе пьесы лежат два конфликта – социально-политический и любовный.
Особенности конфликта состоят в том, что дворянам противопоставлены сами дворяне, и противостояние происходит в рамках одного сословия. Фонвизин подчеркивает, что российское дворянство неоднородно: в нем есть достойные люди и бесчеловечные тираны.
Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.
На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.
Главные герои и их характеристика
Система образов отражена в таблице от Многомудрого Литрекона.
имя героя | характеристика |
митрофан простаков | невежественный и грубый юноша. законченный эгоист, не ценящий даже родную мать. безынициативен и управляем. его ничего не интересует, кроме комфорта и довольства, но бороться за них он не умеет, поскольку вечная опека матери сделала его несамостоятельным. в конце повествования его устраивают на государственную службу. |
госпожа простакова | неграмотная, грубая и жестокая помещица. недалёкая домашняя тиранша, держит в страхе весь дом. безраздельно управляет своим мужем и крепостными. не ценит жизни тех, кто слабее её, и не считается с их мнением. крестьян бьет и оскорбляет без всяких причин. при этом любящая мать, превратившая, однако, своего сына в образец безнравственности. |
софья | образованная, честная и добрая девушка. сирота. будучи воспитанницей в доме простаковых, была жертвой самодурства матери семейства. несмотря на это, она выросла умной, покорной и скромной. когда же софья становится единственной наследницей своего богатого дяди, её пытаются силой выдать за муж за митрофана. в конце повествования получает возможность выйти замуж за своего возлюбленного – милона. |
правдин | чиновник, назначенный проинспектировать поместье простаковых. став свидетелем несправедливостей со стороны простаковой, прикладывает все усилия для того, чтобы избавить софью и крепостных людей от тирании. в итоге он отбирает крепостных простаковых в пользу государства и отправляет митрофана на службу, несмотря на мольбы и попытки подкупа. это честный и нравственный человек, который во всем согласен со стародумом. |
стародум | старый дворянин. дядя софьи. долгое время провёл в сибири, откуда от него не было никаких вестей. честно заработал огромное состояние и сделал софью своей единственной наследницей. мудр и справедлив. спас племянницу от брака с митрофаном и позволил ей самой выбрать себе мужа. он является носителем старых дворянских ценностей петровского времени и пропагандирует скромность, благородство и честную службу во благо отечества без блата. |
тарас скотинин | брат госпожи простаковой. необразованный помещик-самодур. ни во что не ставит человеческую жизнь, но всем сердцем любит свиней. также добивался руки софьи, но потерпел неудачу. это алчный, грубый, жадный, но трусливый герой, каждое действие которого комично. |
Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:
В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор.
Проблемы
Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.
Перечислять основные проблемы из комедии «Недоросль» можно долго, но если Вам нужен полный список, пишите Литрекону в комментариях, и он дополнит статью.
Основная идея
Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».
Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.
Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Чему учит
Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.
С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».
Критика
Вопреки ожиданиям Фонвизина, его пьеса была очень неоднозначно встречена современниками. Многие дворяне увидели в «Недоросле» не попытку указать на недостатки общества, а прямой навет и клевету.
Однако позже драматург был оценён в полной мере. Сам Пушкин считал творчество Фонвизина искренним и весёлым, и очень сожалел о том, что таких писателей в русской литературе совсем немного.
«Недоросль» … единственный памятник народной сатиры, «Недоросль», которым некогда восхищалась Екатерина и весь ее блестящий двор…» (А. С. Пушкин, статья «Опровержение на критики»)
Значение пьесы «Недоросль» для русской литературы трудно переоценить. Его всячески подчеркивали такие авторитетные писатели, как Н.В. Гоголь.
Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного, непотрясаемого застоя в отдаленных углах и захолустьях России… Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: все взято живьем с природы и проверено знаньем души… » (Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»)
Мнение критиков о «Недоросле» было бы неполным без рецензии В.Г. Белинского.
«…«Недоросль» и «Бригадир», уже согнанные с театра, никогда не будут изгнаны ни из истории русской литературы, ни из библиотек порядочных людей. Не будучи комедиями в художественном значении, они — прекрасные произведения беллетрической литературы, драгоценные летописи общественности того времени. …и честь и слава уму и таланту Фонвизина, что он угадал, что можно и что нужно было в его время…» (В. Г. Белинский, «Русская литература в 1841 году»)
Но далеко не все рецензенты хвалебно воспевали произведение. Были и негативные отклики, связанные с искусственностью образов героев:
…комедия «Недоросль», хотя и явилась выражением общественного самосознания, лишена горячего, живого чувства протеста… Как и сам Фонвизин, его «идеалы» — Правдин, Стародум, Милон, Софья — все «умны», порядочны, но холодны, чересчур благоразумны и заученным манером излагают господствующую теорию «просвещенного деспотизма»…» (С. М. Брилиант, «Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность», 1892 г.)
Советская критика положительно оценивала вклад автора в литературу и развитие общественной мысли.
Фонвизин в силу своей классовой принадлежности не пошел против крепостного права, хотя и дал богатейший материал, свидетельствующий о крестьянском бесправии. Тем не менее художественные достоинства его комедий несомненны. Он индивидуализирует образы учителей (Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана), он доводит до высокого совершенства диалог, он воссоздает современный ему поместный быт во всей его колоритной уродливости. Образы Простаковой и Митрофанушки сделались традиционными, вошли в плоть и кровь последующей литературы…» (Статья «Драма» // «Литературная энциклопедия в 11 томах», 1929—1939 гг, том 3)
Уже в наши дни «Недоросль» считается образцом классической литературы, который лежит в основе всей русской литературы. Едва ли можно найти человека, который не читал бы этой пьесы или не знал о ней, а имя Митрофана для некоторых людей стало нарицательным.
Проблемы в комедии «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое сочинение по литературе на тему «Проблемы в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», в котором раскрывается проблематика произведения.
Комедия Д. И. Фонвизина не теряет актуальности. В чем ее секрет? Автор затронул в ней вечные вопросы, которые волнуют общество во все времена.
Фонвизин вместе со своими героями решает социальные проблемы, которые касаются образования, воспитания, семьи, брака, места человека в обществе. В центре изображения находится семья Простаковых. Они помещики, владеющие деревней с крепостными душами. Г-жа Простакова – грубая, своевольная дама. Она управляет всем имением, муж находится у нее под каблуком. Их сын Митрофанушка – свет в окне, она в нем души не чает.
Тема воспитания и образования является главной в комедии. С первых страниц автор дает это понять. Г-жа Простакова отчитывает портного Тришку, который плохо сшил кафтан Митрофанушке. Защищаясь, Тришка приводит аргумент, что любому делу нужно учиться, в том числе и хорошо шить. Простакова недоумевает, кто же учил первого портного. На что Тришка отвечает, что он и шил, возможно, хуже него.
Осуждая невежество, грубость, жестокость крепостников, Фонвизин беспокоится о подрастающем поколении. В этом заключается смысл названия комедии. Митрофанушка растет достойным преемником своей матери. Он не образован и не хочет учиться.
По царскому указу все недоросли, каковым и является Митрофан, должны быть обучены разным наукам. Родителям пришлось подчиниться, мать наняла сыну разных учителей. Их фамилии являются говорящими: Кутейкин, Вральман, Цыфиркин. Г-жа Простакова считает, что учителя не должны быть строги с учеником. Она объясняет сыну, что ему нужно учиться только для виду. Пользы в учении помещица не видит. Митрофан от природы не обделен умом, но тот образ жизни, который ведут Простаковы, не предполагает развития в нем стремления к познанию.
Образование Митрофанушки дает результаты, которые выглядят комично. Достаточно вспомнить, как проходят уроки. Влияние Простаковой заметно с самого начала, когда Митрофан обращается к учителю: «Давай доску, гарнизонна крыса!» Грубость он впитал с молоком матери. Вмешиваясь в образовательный процесс, помещица проповедует сыну правила жизни: «Деньги нашел, ни с кем не делись; денег нет – что считать? Деньги есть, сочтем и без науки». Митрофанушке такое образование больше по нраву.
Экзамен, который проводил Правдин, показывает полное невежество недоросля. Грамматику Митрофан перекроил на свой манер. Определяя части речи, он считает, что слово «дверь» может быть как именем существительным, так и прилагательным. Если к месту приложена, навешена на петли, то она является прилагательным, если возле сарая стоит, «так та покамест существительна».
С темой образования связаны нравственные проблемы. Семья Простаковых не является уникальной. Нравы, царящие в ней, скорее типичны для того времени. Они ярые крепостники, жестоко обращаются с крепостными. Основная цель – стяжательство, накопительство. Чтобы разбогатеть, Простаковы-Скотинины не остановятся ни перед чем. Узнав о том, что бедная родственница Софья неожиданно стала богатой наследницей, Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Ее не интересует, что у девушки уже есть жених. Она привыкла лгать: Правдину она рассказывает о том, как учится Митрофан, «из-за книги не встает по суткам».
Итог комедии закономерен. Г-жу Простакову лишают имения за жестокое отношение с крестьянами. Она бросается к Митрофану за утешением. Сын отворачивается от нее со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Простакова получила в свой адрес то, чему она учила Митрофана. Она все делала для его счастья и удовольствия, а он в трудный момент отмахнулся от нее, как от назойливой мухи. Все названые проблемы объединяются проблемой нравственного упадка поместного дворянства.
Н. В. Гоголь говорил, что комедия похожа на «чудовищную карикатуру», на самом же деле «все взято живьем с природы…». Сейчас трудно представить времена, которые изображает Фонвизин в пьесе. Наиболее близкими являются проблемы воспитания и образования. И сейчас находятся люди, которые получают образование только для вида. Подводя итог можно сказать, что ряд проблем, которые Фонвизин поднимает в комедии, актуальны и в наше время.
Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!