Что осудил писатель в комедии

Сочинение на 5.Ру

Что высмеивает Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?

Сочинение на тему: Что высмеивает Д. И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?

По мнению теоретиков классицизма, объективно присущая миру красота должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам, особенно во внешнем подражании им. Миссия искусства, в свою очередь, заключалась в содействии укреплению монархии. Фонвизин своеобразно, но эффективно способствовал становлению монархии в России, высмеивая в довольно утрированной форме пороки и недостатки, препятствующие развитию сильного государства. В этом плане нельзя не оценить злободневную на тот момент комедию «Недоросль,.

Действующие лица, и даже их фамилии, очень однозначны. Фамилии выступают прямыми характеристиками их обладателей. Взять, к примеру госпожу и господина Простаковык: их фамилия говорит нам о том, что никакой мудрости или остроты мысли у этих людей не найти. Госпоже Простаковой автор добавляет в характер некоторую долю жестокости, глупости, невежества, указывая на ее родство со Скотининым. Сам же Скотинин, брат госпожи Простаковой, до сумасшествия помешан на свиньях, просто души в них не чает. Он даже предлагает Софье быть его женой, обращаясь не к ее человеческим чувствам, а к тому что у него ей будет хорошо так же, как и свиньям в их хлеву Несмотря на то что его высказывания довольно безобидны, видно, что они скрывают в себе темные стороны души Скотинина. Фонвизин высмеивает глупость, убожество, сведение потребностей до примитивно-утилитарного уровня. Так же чрезмерно, как и Скотинин, выражает свою любовь его сестра, сгорающая от любви к своему сынку-недорослю Митрофанушке. Сравнивая и анализируя любовь брата и сестры, понимаешь, ради чего была написана эта комедия и что автор пытался высмеять.

Любовь Простаковой к сыну губит его. Потакая Митрофанушке во всем, она наносит огромный вред его физическому здоровью и умственному развитию, что как следствие приводит к его полной душевной глухоте. Например, отказываясь от обучения сына географии, объясняя это тем, что кучер все равно довезет, г-жа Простакова лишает сына минимальных познаний развитого человека об окружающей жизни, ограничивает его мир только привычными вещами. Постоянно восхищаясь умом своего Митрофанушки (я думаю, что если бы он не был ее сыном, то все оценивалось бы иначе), Простакова повышает его самооценку и искажает представление о мире и о себе. Такая однобокая, ущербная любовь губит. По мнению Фонвизина, общество не может существовать по-настоящему правильно, если его представители невежественны, грубы, неразвиты, думают только об удовлетворении низменных желаний, таких как: побольше поесть, послаще поспать, получше одеться. Государство сильно гражданами, провозглашающими истинную честь, справедливость, гражданский долг, претворяющими свои принципы в жизнь и укрепляющими таким образом авторитет монархии.

В конце хотелось бы отметить, что Д. И. Фонвизин высмеял общественные пороки немного грубовато специально для того, чтобы читатели смогли увидеть их более четка. Писатель постарался сделать так, чтобы люди не пытались оправдать то, что не поддается оправданию. Комедия актуальна и сейчас, так как эти пороки существуют до сих пор.

Источник

Сочинение: Какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?

Создавая свое известное произведение «Недоросль», Денис Фонвизин поставил перед собой цель — высмеять серьёзные общественные пороки. Читатель замечает, как раскрываются пороки общества на протяжении всей комедии. Так как данное произведение относится к направлению классицизма, то в нем присутствуют положительные и отрицательные герои. Именно в образах отрицательных персонажей писатель показал самые распространённые изъяны личности. Итак, рассмотрим, какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?

Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.

Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.

Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.

«…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…», — заявляет Скотинин.

При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.

Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.

Источник

Сочинение: Какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?

(454 слова) Создавая свое известное произведение «Недоросль», Денис Фонвизин поставил перед собой цель — высмеять серьёзные общественные пороки. Читатель замечает, как раскрываются пороки общества на протяжении всей комедии. Так как данное произведение относится к направлению классицизма, то в нем присутствуют положительные и отрицательные герои. Именно в образах отрицательных персонажей писатель показал самые распространённые изъяны личности. Итак, рассмотрим, какие пороки высмеивает Фонвизин в пьесе «Недоросль»?

Семья Простаковых вобрала в себя множество общественных пороков. Так, в произведении Денис Фонвизин особое внимание обратил на невежество. Митрофанушка глуп и не образован, и он не стремится получить новые знания и навыки. Главному герою просто не в кого быть грамотным, ведь его родители такие же необразованные. Они даже не могут правильно разговаривать на родном языке. Семья Простаковых не придерживается никаких правил общения, они с лёгкостью перебивают друг друга в разговоре. Как призналась героиня, образование может принести пользу только для ее сына, однако ей это не нужно. Простакова считает, что главное в жизни — богатство, а остальное приложится. Госпожа Простакова даже не может проверить, качественное ли образование её сына. Ей всё равно, ведь цифры и буквы нужны лишь для получения доходного чина. Поэтому весьма не удивительным является тот факт, что Митрофан вырос недорослем.

Также в своем произведении Фонвизин не обходит стороной и такой порок, как злонравие. Этот порок заметен абсолютно в каждом поступке госпожи Простаковой. Так, в присутствии своего сына героиня затыкает своего супруга, а также она бьёт подчинённых. Можно вспомнить и то, что Простакова гналась за приданым Софьи и хотела насильно выдать её замуж. По мнению главной героини, поводом для брака должны являться деньги Если партия обеспеченная, то о любви и согласии можно забыть. Для госпожи достаточно того, что ей понравились имения Софьи. Митрофанушка берет пример с Простаковой и в финале отказывается от собственной матери. Эгоизм, бессердечность и равнодушие главный герой перенял от своих родителей.

Конечно же, одно из самых важных мест в известном произведении Фонвизина занимает порок алчности. Писатель показывает, как жажда наживы и богатства управляет внутренним состоянием персонажей, их желаниями и взглядами. Ради материальных благ герои готовы даже совершить преступление и украсть человека. Эгоизм и материальные блага управляют Скотининым. Ведь он соглашается свататься только из-за того, что у его невесты есть свиньи.

«…Нет, мне нравится не девчонка […] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота…», — заявляет Скотинин.

При этом никто из отрицательных персонажей даже не стремится своим честным трудом заработать деньги. Все они лишь желают присвоить их себе.

Можно утверждать, что известный русский писатель в своем знаменитом произведении поднял очень важные проблемы, которые остаются актуальными и по сей день. Автор продемонстрировал тот факт, что в прошлом многие знатные люди не желали работать и учиться. Все только пользовались властью, которую они унаследовали от родителей. Именно поэтому государство не ощущало никакой опоры в лице правящего класса.

Источник

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Комедия «Недоросль»

• Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

• В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

• Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

• Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

• Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

• Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

Ø Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

Ø Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

Ø Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

Ø Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

Ø Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

Ø Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

Ø Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

Ø Как зовут жениха Софьи? (Милон)

Ø Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

Ø Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

Ø Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана.

Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Ø Сама она образованная или нет?

Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

Ø К какому выводу приходит автор по проблеме дворянства и крепостного права?( Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.)

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Ø Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

Ø Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

Ø Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

Ø Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

Ø В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

Ø Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

Ø А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

В литературе и искусстве существуют такие направления:

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

Главная категория – красота

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Ø Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

5. Строгое деление на жанры.

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Смешивать жанры считалось недопустимым!

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

Ø Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

Ø Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

Ø Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

Ø Какие идеи они исповедуют?

Ø Есть ли в комедии единство времени?

Ø Соблюдается ли единство места?

Ø Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

Ø Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

Ø Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

Ø А от каких канонов классицизма отходит писатель?

Ø 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

Ø 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Вопрос. Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом “ его беспощадной иронии”, чьи недостатки, говоря словами Н.Гоголя, “выставлены в очевидности беспощадной”?

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Ø “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

Ø Докажите это примерами из комедии.

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

Ø Определите ещё одну особенность комедии «Недоросль», оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Ø “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

Ø Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

Ø Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

Источник

Конфликты между героями комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Конфликты между героями комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь — «первой общественной комедией» в мире. Все они правы.

Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Про­стакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил», — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразу­мительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нра­вится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, порт­ной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотиниными.

Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи — бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло». Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семей­ные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспита­ли в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опас­ности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Материал с сайта //iEssay.ru

Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на кото­рые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, пе­ребивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучива­ет часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скоти­нин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «сопер­ников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз под­черкнуть скотство представителей «благородного сословия».

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевско­му «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» — многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У же­стоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладыва­ют опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия.

История создания

Замысел создания «Недоросля» родился у Фонвизина после его длительного пребывания во Франции, чьё театральное искусство на тот момент находилось на недостижимой для соседей высоте. Особенно вдохновили писателя комедии, высмеивавшие пороки отдельных представителей французской аристократии и мещанства, а также просветительские идеи Вольтера.

Будучи дворянином, Фонвизин сам мог наблюдать все недостатки правящего класса Российской империи. Сделав комедию на французский лад, драматург намеревался обнажить и высмеять беспокоившие его недостатки помещичьего дворянства. Цель Фонвизина — осудить пороки правящего класса и показать верные нравственные ориентиры — честность, патриотизм, ум и высокий уровень нравственности.

Тематика пьесы «Недоросль» выдержана в духе классицизма:

В данном произведении еще много тем, и Многомудрый Литрекон охотно перечислит их, если есть необходимость. Пишите в комментариях об этом, и он дополнит разбор.

Сведения о писателе

Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.

Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.

В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.

Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.

Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.

Скрытые мотивы

Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.

Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:

Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.

Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.

Чему учит

Пьеса «Недоросль» показывает нам важность образования. Демонстрирует нам, до каких глубин может пасть невежественный человек, превратившись в самого настоящего паразита, язву на теле общества. Выводы, которые может извлечь читатель из этой пьесы, касаются каждого: благоденствие страны зависит от всех жителей, и если какая-то часть будет прозябать в бездействии и невежестве, то развитие государства замедлится.

С другой стороны, пьеса говорит нам о том, как важно, несмотря на внешнее давление, сохранять в себе благородство, ум, волю и стремление к самосовершенствованию, ведь именно эти качества и делают человека человеком. Такова мораль комедии «Недоросль».

Помещица Простакова узнаёт о том, что её воспитанница – Софья, стала наследницей своего богатого дяди. Помещица намеревается насильно выдать девушку замуж за своего сына – Митрофана. Софья всячески противится этому, ведь на уже давно влюблена в молодого офицера Милона. На ее руку претендует и дядя Митрофана, Скотинин.

На помощь героям приходят сначала чиновник-интеллигент Правдин, а потом и дядя Софьи – Стародум. В финале планы Простаковой рушатся: крестьяне переходят под опеку государства, сын грубо отталкивает ее, а Стародум увозит влюблённых молодых людей в Москву.

Основная идея

Комедия демонстрирует нам реакционных представителей помещичьего дворянства, окутанных предрассудками и пороками. Оно представляется поистине омерзительным, но в то же время жалким и доживающим свой век. На смену Простаковым и Скотининым приходят Правдины, Стародумы и Софьи, и в конечном итоге высоконравственные качества всегда побеждают невежество и подлость. Это и есть главная мысль комедии «Недоросль».

Разумеется, автор вложил в пьесу «Недоросль» общественный смысл, типичный для эпохи просвещения. Нравственность должна исходить от государя — идеального абсолютного монарха, который обязан давать места, титулы и богатства только достойным людям.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми…

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *