Что оставил в наследство крылову отец
Биография Ивана Крылова
Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – русский поэт, автор более 200 басен, публицист, занимался издательством сатирико-просветительских журналов.
Детство
Иван появился на свет в Москве 13 февраля 1769 года.
Отец, Крылов Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Когда усмиряли пугачёвский бунт в 1772 году, он состоял на службе в драгунском полку и проявил себя героем, но никаких чинов и медалей за это не получил. Наукам особо отец не обучался, но писать и читать умел. Выйдя в отставку, он был переведён на государственную службу в должность председателя магистрата Твери. Хорошего дохода такая служба не приносила, поэтому семья жила очень бедно.
Мама поэта, Крылова Мария Алексеевна, рано осталась вдовой. Муж умер на 42-ом году жизни, старшему сыну Ивану было только 9 лет. После смерти главы семейства жизнь Крыловых стала ещё беднее. Ранние детские годы Ивана прошли в разъездах, так как по долгу отцовской службы семья очень часто переезжала.
Образование
У Ивана Крылова не было возможности получать хорошее образование. Когда он был маленьким, отец научил его читать. Сам старший Крылов чтение очень любил и оставил в наследство сыну большой сундук, полный книжек.
Рядом проживали состоятельные соседи, разрешившие мальчику присутствовать на уроках французского языка, который преподавали их детям. Так Иван постепенно выучил иностранный язык. В общем, всё своё образование Крылов получил в основном только за счёт того, что очень много читал.
А вот, что его сильно привлекало в подростковом возрасте, – так это шумные ярмарки и кулачные бои, торговые площади и народные сборища, он любил потолкаться среди люда простого и послушать, о чём они речи ведут. Одно время он даже принимал участие в уличных боях, которые назывались «стенка на стенку», сам парень был очень крепким и рослым, поэтому зачастую выходил победителем.
Трудовая деятельность
Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.
В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.
В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).
Литературная деятельность
В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.
Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.
В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.
Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:
В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.
Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.
К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.
А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.
Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.
Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:
Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.
Последние годы жизни
В последние годы своей жизни Крылов был на хорошем счету у царской власти, получил должность статского советника и имел предостаточное пенсионное пособие. Он разленился, не стеснялся слыть неряхой и обжорой. Можно сказать, что весь его талант под конец жизни растворился в гурманстве и лени.
Официально Крылов не был никогда женат, но его современники утверждали, что он жил в гражданском браке со своей кухаркой Феней, и от него она родила дочь Сашу. Когда Феня умерла, Саша жила в доме Крылова, потом он выдал её замуж, нянчил детишек и после смерти всё своё состояние отписал Сашиному мужу.
Скончался Иван Андреевич от воспаления лёгких 21 ноября 1844 года.
Биография Крылова: жизнь и творчество баснописца
Биография Крылова поможет осмыслить творческое наследие яркого и самобытного русского сатирика и баснописца. Поучительные произведения писателя пользовались огромным успехом у современников. Крылова сравнивали с Лафонтеном и Эзопом, его стиль стал образцом для баснописцев ХIX века.
Иван Крылов: детство и юность
Биография Ивана Андреевича Крылова — составляющая знакомства школьников с творчеством знаменитого автора «Стрекозы и Муравья», «Квартета», «Слона и Моськи» и др. Жизнеописание писателя объяснит истоки его таланта, причины обращения к комическим жанрам, выбор тем и сюжетов для произведений.
Биография Крылова кратко расскажет о его пути к славе. Остановимся на самых важных моментах:
Ищете ответ на вопрос, где родился Крылов? Появился на свет в 1769 году будущий баснописец в семье офицера царской армии, проживавшей на то время в Москве.
Биография Крылова рассказывает о драматических обстоятельствах ранних годов жизни будущего писателя, которые повлияли на становление его личности.
В четырехлетнем возрасте Ивана Крылова перевезли на место службы отца — в Яицкую крепость. Во время пугачевщины сын и жена капитана Крылова едва не стали жертвами взбунтовавшихся казаков: их приговорили к повешению. Марию Алексеевну вместе с малолетним Иваном тайно вывезли из крепости в Оренбург.
Иван Андреевич Крылов не имел полноценного системного образования. Отец вышел в отставку, так и не получив ни чинов, ни наград, служил в магистрате. Денег на хорошее образование для сыновей Ивана и Льва не хватало. Ситуация усугубилась со смертью отца.
Иван пошел служить в канцелярию магистрата Твери. От отца в наследство ему достались книги, хранившиеся в сундуке. Мальчик с упоением их перечитывал. Французский язык Крылов изучал благодаря милости состоятельных соседей: они разрешили Ивану находиться на уроках, которые учителя давали их детям.
Фото: Википедия: UGC
Осваивать науки молодому человеку приходилось самостоятельно и не всегда успешно. Крылова — знаменитого писателя — корили за орфографические ошибки, которые он допускал в текстах.
Иван Крылов: творчество
Начал творить Крылов, годы жизни которого пришлись на эпоху Просвещения, когда русская литература проходила этап становления. На нее оказывала огромное влияние античная традиция и литература эпохи классицизма. Расскажу детальнее, как формировался писатель Крылов:
Дебют Ивана Крылова состоялся в драматургии: первое произведение «Кофейница» он написал в 15 лет. Остроумие и демократизм произведения отвечали духу времени. Жизнь и творчество Крылова тесно взаимосвязаны. Чтобы начать литературную деятельность, восемнадцатилетний Крылов оставил казенную службу.
В Санкт-Петербурге, куда писатель переехал с семьей, появились общедоступные театры. Это вдохновило молодого драматурга. Они написал в стиле французских классических драм пьесы «Филомела» и «Клеопатра», а также комические оперы «Проказники» и «Бешеная семья».
Эти произведения не пользовались успехом у публики. Однако до конца жизни Крылов продолжал пробовать силы в драматургии.
Известность писателю принесла эпиграмма, напечатанная в журнале «Лекарство от скуки и забот» в 1786 году. Сатира Крылова сделала его известным и популярным. В 1789-м он выпустил журнал «Почта духов», в котором высмеивал общественные пороки, прикрываясь выдуманным сюжетом переписки гномов с волшебником.
Журнал вызвал недовольство правительства и просуществовал 8 месяцев. На смену ему пришел альманах «Меркурий» и «Зритель» — оппонент «Московского журнала», издаваемого Карамзиным. В этот период формировались литературные вкусы Крылова, что вносило разлад в его сатирические выступления. «Зритель» вызвал нарекания публики и властей, поэтому издавался только один год.
После закрытия журналов Крылов поступил на службу к князю Голицыну (1797–1803). В этот период писатель создал комические пьесы («Подщипа», «Пирог») для домашнего театра вельможи.
Увлечение жанром басни Крылов начал с переводов Лафонтена, которые датируются 1805 годом. Знание и художественный подход к народному языку, склонность к насмешке определили новое творческое амплуа Крылова — баснописец.
Им было написано 236 басен, в основе которых переосмысленные сюжеты античных авторов (Эзопа и Федра) и французского баснописца Лафонтена. Произведения Крылова при его жизни были изданы в девяти сборниках. В баснях сатирик высмеивал:
Крылов, биография которого отражает непростой путь к славе, стал знаменитым благодаря острой сатире. Его рукописи показывают, как тщательно он, ленивый и небрежный в повседневной жизни человек, прорабатывал заимствованные у античных баснописцев и Лафонтена сюжеты, как тонко чувствовал слово.
Иван Крылов, биография которого охватывает период правления трех российских государей, сумел избежать опалы, заслужил благосклонность императрицы (читал оригинальные басни в ее кружке при дворе) и удостоился пышного празднования своего пятидесятилетнего юбилея писательской деятельности.
Иван Крылов: личная жизнь и смерть
Кто такой Иван Андреевич Крылов, расскажут факты его личной жизни. Пережитый в детстве голод (во время осады Оренбурга войском Пугачева) сформировал нездоровое отношения писателя к еде. Современники часто высмеивали Крылова за его обжорство.
К моменту смерти автор популярных басен весил 168 кг. Даст представление о том, насколько был тучным Крылов, фото его известных портретов. Однако умер в 1844 году не от остановки сердца, а от пневмонии.
Фото: Википедия: UGC
Помимо чревоугодия, Крылов имел и другие недостатки: играл в карты, иногда над ним брали власть обломовщина — лень и желание покоя. Однако писатель проявлял небывалую энергию, когда речь шла о самообразовании и творчестве:
Жизнь Крылова — это жизнь одинокого и глубоко несчастного человека. В юности (в 22 года) он полюбил дочь священника из Брянска Анну. Но состоятельные родители девушки, приходившиеся родственниками Лермонтову, поначалу отказали незавидному жениху.
После дали согласие и ждали приезда жениха из Санкт-Петербурга. Однако тот, сославшись на безденежье, попросил привезти невесту к нему. Это обидело родителей девушки, брак не состоялся.
Фото: Википедия: UGC
Крылов так и не женился, но состоял в связи с кухаркой Феней. Она родила ему дочь Александру. Иван Крылов выучил девочку и оставил ей имущество и права на литературные произведения.
Иван Андреевич Крылов, биография которого раскрывает путь становления литературного дарования писателя, знаменит как искрометный сатирик. Меткий взгляд баснописца подмечал, а острое словцо разоблачало моральные, духовные и социальные проблемы его и не только его века.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Русский Эзоп. 12 фактов о главном баснописце страны
Что было в сундуке, доставшемся Крылову в наследство от отца
Дюже сильный был Иван Андреевич. Всем известно, как он любил хаживать на базары, в гущу людской толчеи. Не только потому, что напряженно вслушивался в народную речь, примечая меткие выражения, словечки и обороты, но потому еще, что любил забавы, простонародное веселье. Крылова с его богатырским телосложением особенно примагничивало к рукопашным схваткам – в «стенке на стенку» он был признанным мастером.
Пройдет время, известный баснописец «зарастет жирком», оставит «хождения в народ», а последние годы жизни, окончательно смирившись с ролью «придворного Эзопа», бесконтрольно будет предаваться обжорству, забудет о большей части внешних приличий, изысканных манерах, забудет расческу и перестанет глядеться в зеркало.
Но пока звание «русского Эзопа» было далеко впереди, восхождение Ивана Андреевича на литературный Олимп шло со скрипом. Семья, жившая в Твери, была и без того бедна, а после смерти отца ее положение значительно ухудшилось. Вместо фамильного капитала 9-летнему Ивану, старшему сыну, достался отцовский сундук – в нем ни векселей, ни денежных сбережений, а только книги. Покойный глава семьи сам любил читать и сыну своему передал это качество по наследству.
Как французский язык помог Крылову продвинуться «в люди»
Отец Крылова был неординарным человеком и сыграл важную роль в жизни сына и по своей смерти. Андрей Прохорович Крылов был капитаном в Яицкой крепости, благодаря его мужеству и стойкости удавалось отбить атаки осаждавших городок казаков под предводительством Емельяна Пугачева. Сам Иван с матерью жили в это время в Оренбурге и известно, что их имена значились в «смертных списках» бунтовщика, он планировал их повесить…
Иван узнает об этом много позже, пока он – в меру беззаботный мальчишка, мало задумывающийся о превратностях жизни. Из сострадания его принимают в домах состоятельных соседей и даже допускают быть слушателем на уроках французского, которые даются их детям. И хотя повзрослевший Крылов со всей силой сатирика-обличителя накинется на удобопреклонность русского общества ко всему французскому, тогда, в молодые годы, знание языка помогло Ивану выдвинуться «в люди». Хотя об этом, все равно достаточно унизительном периоде своей жизни, он предпочитал не вспоминать…
Как Крылов оперу писал
В Тверском губернском магистрате Крылов влачит типичное для мелкого чиновника существование – быт и работу этого типа людей потом точно опишет Николай Васильевич Гоголь. Одно только название его должности «подканцелярист» заставляет забыть о всех юношеских устремлениях и порывах «Отчизну подвигом прославить».
Бумажная волокита приносит ему копейки, Иван Андреевич живет, туго «затянув пояс». Через несколько лет мать с детьми отправляется в столицу «выхлопотать пенсию», где старшему сыну удается пристроиться в казенную палату.
«Волшебный» сундук отца делал свое дело – Иван много читает, компенсируя настойчивостью и усердием отсутствие системного образования. Самоучка в 15 лет пробует перо – пишет оперу «Кофейница». Сюжет не оригинальный, чужой, но юный писатель дарит произведению хэппи-энд. Опера слаба и не годится для «прорыва» в мир большой литературы, но задатки будущего драматурга и баснописца уже видны. Характеры пусть и не прорисованы, но лексический ряд поразительно богат. Крылов и впоследствии будет очень много времени и сил уделять точности и безыскусности языка. Как скульптор, он безжалостно убирает все лишнее, стремясь к краткости, емкости и отточенности. Примечательно, что гонорар за первое свое сочинение Крылов получает тоже в виде книг.
Как Крылов был писателем-драматургом
Жадно заимствуя слова народной речи, Крылов щедро делился найденными сокровищами: лучшие его басни моментально расходились на пословицы, присказки, пополняя фразеологию живого великорусского языка.
Но почему-то будущий «русский Эзоп» для начала решил сразить публику не юмором, а драмой. Не сохранившаяся «Клеопатра» и сохранившаяся «Филомела» хорошо демонстрируют средний уровень театра и обслуживающего его писательского сообщества того времени. Сюжет медленно движется в предсказуемую сторону, движение «в кадре» компенсируется надрывными восклицаниями героев.
Либретто комической оперы «Бешеная семья» вызывает хоть какой-то заметный отклик критиков. До успеха, конечно, далеко, но диалоги становятся все живее. И, безусловно, Крылов продолжает «внедрять» народные обороты в авторскую литературу («не шастай ты сюды»). Иван Андреевич все теснее сотрудничает с театром, с театральным комитетом, становится понятен вектор его профессионального развития.
В это же время печатаются его первые басни, правда, без подписи. «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осел» в журнале «Утренние часы» прошли незаметно. Видно, что количество едкости перевешивает отточенность слога.
И родословную, и брань Осла внимал,
Осла прилежно слушал,
Потом, наскуча дураком,
Он встал и спальника сиятельного скушал»
За что «русского Эзопа» чуть не отправили в «заграничное турне»
Вскоре начинающий писатель радикально меняет тактику. В комедии «Проказники» еще не окрепший новичок Крылов накидывается на одного из столпов русского классицизма, основного «поставщика» пьес для русского театра Якова Борисовича Княжнина. Яков Борисович имел несомненный успех у образованной публики, его пьесы отличались мощным императорским, патриотическим пафосом. И вот его образ Крылов выводит в лице персонажа Рифмокрада, а его жену – дочь отца-основателя репертуара первого русского театра А.П.Сумарокова – в персонаже Таратора. Это был крайне дерзкий поступок, который предсказуемо рассорил Крылова с официальными театральными властями. Путь в театр был закрыт.
Несостоявшийся драматург в 1789 году (писателю всего 20 лет!) переключается на журнальное дело. Вместе с И.Г.Рахманиновым, довольно неоднозначным деятелем российского просвещения (впоследствии прочно ставшего на позиции вольтерианства), Крылов открывает журнал «Почта духов». В эпистолярном жанре – гномы переписываются с волшебником Маликульмульком – высмеиваются не просто пороки русского общества того времени, но и абсурд светского, на деле бессмысленного существования.
Говоря современным языком, Крылов был оппозиционером. Тем удивительнее его дальнейшая судьба.
«Почта духов» проработала меньше года. Видимо, уже стареющей императрице Екатерине Алексеевне совсем пришлось не по нутру сатирическое вольнодумство Крылова. В редакцию приходит полиция с обысками. Казалось бы, это закат карьеры. Но вольнодумцу грозит необычное наказание – за счет казны отправиться в заграничное турне, так сказать, развеяться. Литератор от «мягкой» высылки отказался. Его коллега, компаньон А.И.Клушин принимает аналогичное предложение и удаляется из России.
Что уберегало Крылова от высочайшего гнева
Выйдя в отставку в молодом возрасте, Крылов начинает новую сатирическую затею – журнал «Зритель». К этому времени и ему, и публике окончательно становится ясно амплуа Ивана Андреевича, от попыток творить в драматическом жанре он практически отказывается.
«Зритель» — современники характеризуют его как самый «колкий журнал» — становится заметным явлением, конкурирующим по популярности с «Московским журналом» Николая Михайловича Карамзина. Совсем скоро «Зритель» превращается в «Санкт-Петербургский Меркурий», и известному историку государства российского тоже попадает от сатирических щедрот Крылова.
Вместе с тем Крылов начинает писать духовные стихи – «Подражание 37-ому псалму».
Творец! Внемли мое моленье
И гласу сердца ты внемли:
Хотя ничтожное творенье,
Я прах, не видный на земли;
И удивительно – это стихотворение в 1796 году печатает тот самый Н.М.Карамзин в альманахе «Аониды».
Но досаждать власти Крылов не перестает.
Что спасает в обличителя нравов от жестких санкций со стороны власти – непонятно. А ведь все это происходит в одно время с Французской революцией – и императрица прекрасно знает, до чего доводят фривольности элиты: Людовик XVI казнен толпой, требующей правосудия…
Есть версия, что Екатерина Алексеевна помнила подвиг его отца во времена пугачевского бунта – эта добрая память сдерживала императрицу от крайних мер.
Почему Крылов оставил на 10 лет мир искусства
В конце 1793 года Крылов покинул Петербург. Чем он занимался с 1794 по 1796 год – практически неизвестно. В 1797-м исполняет должности секретаря князя С.Ф.Голицына и учителя его детей. В имении Зубриловка Иван Андреевич продолжает вести своенравную жизнь. Достоянием истории стал рассказ о том, как будущий баснописец попробовал жить «как Адам». Для этого он перестал стричься, бриться, отрастил ногти и ходил в «натуральном виде».
Князь, по-видимому, очень благоволил к своему секретарю и потому взял его с собой в Ригу, куда был назначен генерал-губернатором.
Не утаить как шило в мешке и то, что признанный гений басни был профессиональным картежником. Карты могли и накормить его, и довести до нищеты. Неизвестно, отличался ли он недобросовестными трюками, однако в одно время Крылов попал в списки «персон нон-грата» обеих столиц именно из-за этого своего увлечения.
Итак, более чем на 10 лет Иван Андреевич оставляет вообще мир искусства (если не считать домашних сочинений для воспитания детей Голицына).
Когда началась главная часть жизни баснописца
Главная часть жизни начинается в 1806 году. Возвращение на «большую сцену» происходит благодаря удачным переводам лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Положительный отзыв поэта и баснописца Ивана Ивановича Дмитриева прокладывает дорогу переводам в журнал «Московский зритель».
Через 3 года публика встречает уже сборник басен – 23 произведения. 1809 становится годом народного признания. Крылов при жизни занимает свое место в истории русской литературы.
Хоть государственная служба никогда его не прельщала, баснописец устраивается сначала в Монетный департамент, затем в Императорскую публичную библиотеку, где работает с 1812 по 1841 гг. Все это происходит благодаря покровительству семьи Олениных, которые, кстати, весьма заботились о том, чтобы переменчивый Крылов не забросил басни…
Несмотря на то, что творческая «плодовитость» писателя была непостоянна, еще при его жизни издано почти 80 тысяч экземпляров сборников басен. Тиражи были рекордные. Прижизненная популярность была сравнима с оной Пушкина или Гоголя.
Как Крылов чуть не женился
Что касается личной жизни – семейной идиллии Крылову ощутить не удалось. Известна история с его первой возлюбленной Анной – дочерью священника из Брянского уезда. Родители были против брака с бедным рифмоплетом. Однако дочь так горевала, так тосковала, что в итоге на семейном совете было принято положительное решение. «Рифмоплету» телеграфировали в Петербург, приезжай, мол, сватайся. Крылов ответил, что денег на поездку нет, и попросил привезти девушку к нему в столицу… Брак не состоялся. Эта история навсегда отпечаталась в душе баснописца неизбывной болью.
Вероятно, многие видные дамы того времени желали общения с Крыловым. Но тут трудно отделить реальность от многочисленных легенд и домыслов, которые сам же Иван Андреевич сочинял (по крайней мере, не противился «народному творчеству» на тему его персоны и личной жизни). Вроде бы и самые высокопоставленные особы были неравнодушны к неряшливому баснописцу. А что ему? Он ведь даже в обществе Ее Величества появился в дырявом сапоге…
Какую маску надел Крылов
О степени его невнимания к собственной внешности известно всем. Детский чепчик вместо платка, «причешитесь – и Вас никто не узнает», перепутанные пуговицы… То, что Крылов с такой силой «выжигал» своей сатирой, апологами, все те недостатки, которые он выкорчевывал в обществе, в нем самом находили довольно плодородную почву. Лень и страсть к обильной вкусной пище не были незначительными штрихами к его портрету.
Видимо, Иван Андреевич под конец жизни надел ту маску неопрятного обжоры, которую пыталось нацепить ему общество, прежде всего, придворное. И под этой личиной он был безобиден – его никто не боялся, а сам он мог вытворять любые чудачества. Однако, тот же человек когда-то написал:
В груди моей все скорби люты;
Нет дня отрадна; нет минуты;
Теснится в сердце мук собор.
Уже, к веселью не способен,
Я бледен, мертвецам подобен; (Ода, выбранная из псалма 87-го)
Его отношения с официальной Церковью опять же не задокументированы. Личные отношения с Богом – о них можно судить по лирике, но их глубина – вне нашего знания. Но Иван Андреевич Крылов был удивительно быстро и прочно принят народом, той его частью, которую принято называть «простой».
За что Крылова любили оптинские старцы
Иван Андреевич после 1806 года стал спокойнее, степеннее. И хотя добрейшим души человеком он никогда не был, но все же «расстреливать» своих именитых современников он перестал. Впрочем, в его баснях аллегории можно толковать по-разному. Про кого «Квартет»? Государственный совет или «Беседы любителей русской словесности»? А может это просто абстракция любого «не спевшегося» коллектива без конкретных намеков?
Кто, Боже, в высотах эфирных
Святый Твой населяет двор?
Кто слышит, как, при звуках лирных,
Поет Тебя пресветлый хор?
И кто, в святилищах небесного чертога
Вкушает сладость зреть величье, славу Бога? (Ода, выбранная из псалма 14-го)
Большинство школьников через неделю после выпускного не вспомнят ни одного стихотворения. Но «в сердце льстец всегда отыщет уголок» отчеканят уверенно. К такой лаконичности Крылов шел долго – и в его лучших баснях не осталось ничего лишнего, только отлитый в самую экономичную форму смысл, самый смак житейской мудрости.
Наверное, потому его так любили оптинские старцы, которые часто использовали крыловские басни в качестве кратких наставлений и нередко украшали свои проповеди цитатами великого баснописца.
Как гроб Крылова нес второй человек в государстве
Скончался Иван Андреевич Крылов на 76-м году жизни, 9 ноября 1844 года. В день похорон друзья и знакомые Ивана Андреевича вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен. На заглавном листе под траурной каймой было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Похороны проходили пышно, при большом стечении народа. Граф Орлов — преемник Бенкендорфа на посту шефа Третьего отделения — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог.