Что оставил в наследство беликов городу
«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ
Кадр из мультфильма «Человек в футляре»: YouTube / Ukranima
Яркий пример остросоциальной прозы, где рассматривается судьба «маленького человека», — «Человек в футляре». Краткое содержание произведения поможет проникнуть в драму индивидуальности. Насколько безопасно жить в придуманном мире без эмоций? И почему людям свойственно избегать потока чувств? Ответы на эти вопросы дал Антон Чехов.
«Человек в футляре»: краткое содержание
Рассказ «Человек в футляре», краткое содержание которого знакомо каждому, поднимает ряд волнующих вопросов, которые не теряют своей актуальности и для наших современников. По сути, Антон Павлович Чехов лаконично описал непростое социальное явление «футляризма», которому свойственны замкнутость, зацикленность на устаревших догмах и мнимое ощущение безопасности.
Рассмотрим рассказ «Человек в футляре» кратко:
Экспозиция
Экспозиция рассказа «Человек в футляре» короткая и фрагментарная. Автор красочно рисует унылую обстановку сарая старосты Прокофия, стоявшего на самом краю деревни Мироносицкое. Именно в этом месте остановились двое путников, запоздалых охотников, возвращающихся с добычей. Ими были:
Теплая обстановка сарая, приглушенный свет и усталость путников сподвигла мужчин на разговор об одиноких людях. Речь Буркина все больше персонализировалась и со временем обогатилась реальными примерами.
Иллюстрация Ники Харгияновой к произведению «Человек в футляре»: YouTube / Nika Nova
Завязка
В контексте философских задушевных размышлений друзей Буркин вспомнил о Мавре — жене старосты, у которого путники остановились на ночлег. Мавра:
В последнее время Мавра и вовсе перестала выходить из избы, просиживая весь день за печью и выбираясь на свежий воздух исключительно, когда смеркалось.
Развитие сюжета
Полностью углубившись в воспоминания, Буркин вспоминает о забавном персонаже Беликове, образ которого подробно описан в развитии сюжета рассказа «Человек в футляре». Герои постепенно восстанавливают детали его жизни. Буркин работал с ним в гимназии, поэтому знает массу подробностей.
Его коллега Беликов обожал спокойное времяпрепровождение и свой особенный, тихий ритм жизни. Для него было важно не отступать от собственных правил и придерживаться порядка, а все новое для персонажа становилось причиной стресса и беспокойства. Открытие театра или чайной студии герой характеризовал лишь одной фразой: «Это все хорошо, но как бы чего не вышло».
Но тут рассказ «Человек в футляре» приобретает неожиданный поворот — на горизонте появляется призрачная возможность женитьбы. Избранницей педанта стала Варенька, милая девушка-преподаватель, которая переехала в город вместе со своим братом Михаилом Саввичем Коваленок. Все тут же заприметили, что бойкая девушка оказывает знаки внимания Беликову и нашептали ему, что было бы неплохо наконец устроить свою личную жизнь.
Конечно же, это сильно выбило из колеи главного героя, поскольку ситуация для него была волнующая и непривычная. Но Беликов отважился и все больше проводил времени с семьей Коваленок. Брат Вареньки эти отношения не одобрял, но и не мешал возлюбленным строить личное счастье.
Кульминация
Ярко выраженной кульминации в произведении нет, но читатель все равно может наблюдать один эмоционально напряженный момент, от которого пострадал Беликов. «Человек в футляре» продолжается рассказом об одной провокационной ситуации, которая напрочь выбила из колеи главного героя.
Скульптурная композиция Давида Бегалова «Человек в футляре»: Instagram / Shateni_
Один из гимназистов нарисовал карикатуру на влюбленных преподавателей. Рисунок быстро разошелся между учительским составом и оказался в городской канцелярии. У Беликова событие вызвало шок и смущение. Общественные пересуды привели его к болезни, Беликов впервые пропустил работу.
Беликов считал Вареньку недостойной и распущенной особой, ведь она позволяла себе кататься на велосипеде. В мозгу педанта подобные вещи были несовместимы с благочестием. Решив прояснить этот момент с Михаилом Саввичем, Беликов попал на ответную агрессию — его спустили с лестницы. Вскоре учитель умер и, наверное, только после смерти обрел вожделенный покой и стабильность.
Развязка
В финале рассказа «Человек в футляре» Чехов приводит философские размышления Ивана Ивановича Чимши-Гималайского на тему одиночества, замкнутости и иллюзии стабильности. Вопрос «футляризма» поднимается и в контексте жизни социума, если учитывать реалии того времени.
«Человек в футляре»: анализ произведения
Теперь знаете, кто написал «Человек в футляре» и какую цель при этом преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остросоциальный рассказ на злобу дня, а вопросы, заданные в произведении, не теряют актуальности. Поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» анализ:
История создания
История создания «Человек в футляре» непримечательна, но это ни в коей мере не преуменьшает значение произведения. «Человек в футляре» — часть известной «Маленькой трилогии» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своем смертельном заболевании (туберкулезе) и стремился оперативно закончить книгу.
Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. Талант Чехова как тонкого психолога в полной мере выражен в произведении. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал примером психологической прозы.
Тема и конфликт
Рассказ «Человек в футляре» наполнен деталями описания жизни главных героев. Автор поступил таким образом, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из действующих лиц. В произведении поднимается сразу две важных темы:
Они нашли отражение при раскрытии проблематики «Человека в футляре»:
Кульминация «Человека в футляре»: YouTube / MyBook
Особенности композиции и жанр
«Человек в футляре» — яркий пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой «Маленькой трилогии». Этому определению также способствуют некоторые признаки:
Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше и больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания идеи произведения следует более детально охарактеризовать главных героев:
Беликов
Беликов — удивительно скучный человек:
Мультфильм «Человек в футляре» по мотивам произведения Чехова: YouTube / InternetUrok
Михаил Саввич Коваленок
Коллега Беликова, преподаватель географии в гимназии, Михаил Саввич:
Варвара Саввишна Коваленок
Она преподаватель гимназии:
Скучное и унылое существование Беликова служит гиперболой бессмысленной замкнутой жизни в футляре. Важно быть готовым к неожиданным поворотам судьбы, принимая все изменения и метаморфозы как данность.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
«Человек в футляре»: краткое содержание и герои рассказа Чехова
А.П. Чехов, «Человек в футляре». Краткое содержание рассказа, кратчайший пересказ. Читать и слушать аудиокнигу. Главный герой – учитель Беликов, его характеристика, «маленький человек». Другие герои рассказа. Анализ: тема и проблематика. Как связаны рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви»?
«Человек в футляре» — рассказ А.П. Чехова, написанный в 1898 году.
В произведении рассказывается о гимназическом учителе Беликове, который жил словно в футляре: даже в хорошую погоду ходил с зонтиком и всё время боялся, «как бы чего не вышло». Коллеги пытались женить его на сестре учителя географии Вареньке, но Беликов так и не решился сделать предложение. Не выдержав насмешек, он вскоре умер. Лишь в гробу учитель казался наконец-то довольным: он нашёл себе футляр, где точно ничего не случится.
Рассказ входит в так называемую «Маленькую трилогию» Чехова. Историю Беликова рассказывает учитель Буркин ветеринару Ивану Иванычу; оба эти героя фигурируют также в произведениях «Крыжовник» и «О любви». Чехов изначально планировал продолжить серию рассказов, но эти планы так и не осуществились.
Содержание
Читать полный текст, слушать аудиокнигу
Аудиоверсия доступна на YouTube.
Краткое содержание «Человека в футляре»
В деревенском сарае готовятся заночевать гимназический учитель Буркин и приехавший из города на охоту ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский. Буркин рассказывает историю своего недавно умершего коллеги — учителя Беликова, преподававшего в гимназии древнегреческий язык.
Иллюстрация Кукрыниксов
Беликов понимал только запреты. Если где-то что-то разрешали, он беспокоился: «Как бы чего не вышло!». Как ни странно, своими жалобами и вздохами он умудрялся держать в страхе всю гимназию, включая директора, и весь город. Под влиянием Беликова и ему подобных горожане стали бояться всего подряд: говорить, знакомиться, читать книги и веселиться.
Но однажды этот Беликов чуть не женился. В гимназии тогда появился новый учитель истории и географии — украинец Михаил Саввич Коваленко. С ним приехала сестра Варенька — чернобровая и краснощёкая женщина лет 30, весёлая и шумная. Учителя «от скуки» решили непременно поженить Беликова на Вареньке. Их стали всюду приглашать вместе и намекать на роман.
Варенька была не против выйти замуж, уж слишком тяжело ей было жить с братом. Беликов тоже вроде бы питал к ней симпатию, но стал ещё сильнее беспокоиться, «как бы чего не вышло». Он потерял сон, похудел и ещё сильнее спрятался в свой футляр. Время шло, они постоянно вместе гуляли, но предложения Вареньке он так и не делал.
Иллюстрация Д.А. Дубинского
Однажды на «влюблённого» Беликова с Варенькой в гимназии нарисовали злую карикатуру. Беликова это очень обидело.
Как-то раз Беликов увидел, что Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это показалось ужасно неприличным.
Иллюстрация Д.А. Дубинского
Тогда он пошёл к Коваленко в гости и сделал ему замечание: нельзя педагогам и женщинам ездить на велосипедах! Коваленко вспылил, послал гостя «к чертям собачьим» и спустил с лестницы. Варенька как раз возвращалась домой, увидела упавшего Беликова и рассмеялась.
Иллюстрация П. Пикнисевича
Униженный учитель после этого слёг и через месяц умер. Хоронили его в плохую погоду — все учителя были в калошах и с зонтиками, словно отдавая дань памяти «человеку в футляре». А сам Беликов в гробу казался довольным: он наконец-то лёг в футляр, «из которого уже никогда не выйдет».
Поначалу надеялись, что без унылого учителя в городе воцарится свобода. Но горожане так и продолжили жить по-прежнему: сурово, утомительно и бестолково.
Закончив рассказ, Буркин сокрушается, что людей вроде Беликова ещё очень много. Иван Иваныч начинает философствовать, что жить в тесном городе, заниматься бессмысленными делами, лгать и слушать ложь, проводить время среди глупых людей — это и есть наш футляр. Но Буркин останавливает его размышления: пора спать.
Герои произведения
Беликов
Беликов — учитель древнегреческого языка в провинциальной гимназии. Его имя и отчество в рассказе не называются. Известно, что ему уже за 40. Он скучен и боязлив, отгораживается от мира тёмными очками, воротником и мыслями о Древней Греции.
Казалось бы, Беликова можно пожалеть. Из-за своей тревожности он лишён простых человеческих радостей. Вся его жизнь — страдание, причём абсолютно бесцельное. Беликов и на работу идёт со страхом, и к другим учителям в гости ходит лишь из чувства долга. И дома ему нет покоя: лёжа по ночам в постели, он боится, как бы его не зарезал собственный повар.
Но Беликов не просто «маленький человек», страдающий от своей ничтожности. В отличие от презираемого всеми щедринского «премудрого пискаря», он сумел подчинить себе других, навести в городе свои порядки. Парадоксальный образом этого человека, живущего в вечном страхе, боятся все остальные. «Как бы чего не вышло», — рассуждают горожане вслед за Беликовым.
Роман с Варенькой даёт ему шанс вырваться из круга бесконечных страхов. Но Беликов оказывается к такому не готов: «Решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, ещё глубже ушёл в свой футляр». В итоге его «любовь» погибает из-за карикатуры и велосипеда.
Учитель умирает, но его похороны не выглядят трагично. Наоборот, горожане втайне радуются своему освобождению. Да и покойный Беликов кажется довольным: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже весёлое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!».
Варенька
Варвара Саввишна Коваленко — сестра учителя географии, который работает в одной гимназии с Беликовым. Это украинка лет 30, «высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая, — одним словом, не девица, а мармелад, и такая разбитная, шумная, всё поёт малороссийские романсы и хохочет». Варенька описана как девушка простоватая, но симпатичная.
Беликову она начинает выказывать благосклонность. С братом они постоянно ссорятся, и ей уже хочется выйти замуж — «для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти».
Когда Беликова хоронили, Варенька «всплакнула». Что было с ней дальше, не говорится. Скорее всего, судьба этой жизнерадостной девушки без Беликова сложится только лучше.
С.С. Боим
Коваленко
Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии в гимназии, где работает Беликов. Он полная противоположность «человека в футляре»: молодой, горячий, сильный. Вот он идёт по улице — «высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка».
Неудивительно, что Коваленко «возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог». Для него Беликов — символ «удушающей» атмосферы, царящей в городе и гимназии.
Вялотекущий конфликт Беликова с Коваленко заканчивается открытым столкновением, когда учитель древнегреческого пытается запретить географу катание на велосипеде. Коваленко выгоняет советчика из дома и в итоге становится одним из невольных «виновников» его смерти.
Анализ рассказа. Что писать в сочинении?
Тема рассказа «Человек в футляре» — страх перед жизнью, несовместимый со свободой и счастьем.
Настоящая жизнь всегда сопряжена с непредсказуемостью, новизной, определённым риском — всем тем, чего так боится учитель Беликов. Он всё время выбирает безопасность и одиночество, но они не спасают его от тревоги. В итоге Беликов проживает ничтожную жизнь, не воспользовавшись единственным шансом изменить свою судьбу, женившись на Вареньке.
Вопрос, который автор ставит перед читателем, даже не в том, хорош или плох учитель Беликов. Вряд ли хоть кто-то из читателей всерьёз хотел бы быть похожим на «человека в футляре». Не зря выражение «человек в футляре» в русском языке стало крылатым, и произносят его всегда с осуждением.
Но Чехов рассказывает не просто о трагикомической судьбе провинциального учителя. Он предлагает задуматься о «футляре», который общество и каждый из нас создают себе сами.
После смерти Беликова горожане ждали, что теперь заживут свободнее, но уже спустя несколько дней жизнь их потекла по-прежнему, «такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне». «Беликова похоронили, а сколько ещё таких человеков в футляре осталось, сколько их ещё будет!» — завершает свой рассказ учитель Буркин.
Можно ли всем нам избавиться от своих «футляров»? На этот вопрос Чехов ответа не даёт. Устами Буркина он пресекает рассуждения Ивана Иваныча на эту тему, оставляя читателя самого раздумывать над этой проблемой.
Контрольные вопросы и анализ рассказа А.П. Чехова «Человек футляре»
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И КРАТКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА
АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
«ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ»
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей
вопросы по произведению
Кто рассказ нам историю о жизни Беликова
Учитель гимназии Буркин
Кем по профессии был Беликов
Учитель греческого языка в гимназии села Мироносицкого
Чем был приметен и замечателен Беликов?
Чем для Беликова являлись древние языки?
«древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик»
Почему Беликов хвалил только прошлое?
« Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Что всегда произносил Беликов, когда в городе что-нибудь разрешалось?
Оно, конечно, так-то так, всё это прекрасно, да как бы чего не вышло.
Что Беликов считал товарищескою обязанностью?
«ходить по квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него « поддерживать добрые отношения с товарищами »
Что произошло в городе за 10-15 лет под влиянием поведения Беликова?
Какая обстановка была в доме у Беликова?
Как выглядела спальня Беликова?
была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. (Ф.М. Достоевский. Комната у Раскольникова)
Почему Беликов боялся спать по ночам?
И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны
Кому пришла в голову мысль поженить Беликова и Вареньку?
Сколько было лет на момент знакомства Беликову и Вареньки?
Ему давно уже за сорок, а ей тридцать
Как подействовало на Беликова решение жениться?
«решение жениться подействовало на него как-то болезненно, он похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр».
Какая была подпись под карикатурой на Беликова и Вареньку?
Откуда жителям города стало известно про карикатуру на Беликова?
все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, — все получили по экземпляру
Что думал Беликов, когда упал и катился по лестнице в подъезде дома Вареньки?
как бы чего не вышло
Что было странного во время похорон Беликова?
во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами.
Что показалось рассказчику, когда Беликов уже лежал в гробу?
…когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!
Что дает человека даже маленький намек на свободу?
даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья
Что «оставил» в наследство Беликов городу?
Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!
После какого эпизода Беликов, «вернувшись домой, лег и больше не вставал»?
Когда Варенька рассмеялась, видя, как он падает с лестницы
Зачем А.П. Чехов в свой рассказ вводит лирическое отступление?
Как называется сборник, в который входит рассказ «Человек в футляре»?
В каком году был написан рассказ А.П. Чехова?
В мае-июне 1898 года
Н. Кончесвкая в письме Антону Павловичу подметила:
«вся Россия показалась мне в футляре. Дайте же нам что-нибудь
такое, в чем была бы хоть одна светлая точка и что хоть
сколько-нибудь ободряло бы и примиряло с жизнью».
Год написания – в мае-июне 1898г., конец Х I Х века
Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.
Жанр – рассказ; трагикомедия футлярной жизни; сатирическое направление
В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающ их в собственном, никому не нужном, мирке
Композиция – рассказ в рассказе (рассказ Буркина о жизни Беликова); рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие смысловые эпизоды, в которых ярко выражена основная мысль.
Тема – главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, обособленность человека;его замкнутость в собственную скорлупу; тема одиночества; апатии к жизни; тема любви.
Тематика рассказа «Человек в футляре» многогранна и актуальна в современном мире:
2. Тема любви не раскрыта полностью, так как такой человек не способен испытывать какие-то чувства по отношению к другим. Их отношения с Варварой – это попытка Вареньки вернуть его в обычную, адекватную жизнь, она согласна выйти замуж за него, но для Беликова проблемы, которые он придумал себе сам, намного важнее, чем эмоции и чувства по отношению к Варваре.
5. Роль пейзажа в рассказе «Человек в футляре» — контрастная. Когда Беликов находился в наихудшем унынии по поводу карикатуры и встречи с Варей на велосипеде, на улице во всю светило солнце, была редкая жара, а герой на зло ей оделся теплее обычного. Когда же Беликов лежал в гробу с довольным выражением лица, лил дождь, и все люди провожали его в галошах и с зонтами. Но в душе каждого сияла радость освобождения от футлярного человека.
7. Историко-культурный фон Чехов передал очень точно. В его рассказе фигурируют циркуляры с запретами и указы, которые регламентировали жизнь на рубеже 19 и 20 веков. Также интересен взгляд автора на женский вопрос. Дамы уже не сидят дома и нянчат детей, а работают, но все же многие люди типа Беликова придерживаются патриархальных взглядов и отказывают даме в праве кататься на велосипеде
Конфликт – внутренний конфликт и конфликт с окружающим миром
нравственная проблематика в рассказе «Человек в футляре»:
§ Эгоизм – практически каждый персонаж в рассказе – эгоист, и думает исключительно о себе и о своих проблемах. Варя хочет наладить самостоятельную жизнь вдали от брата, поэтому соглашается на все, лишь бы съехать. Директриса цинично замечает, что в ее 30 лет выбор не велик, и ради своего удовольствия берется за сватовство. Сам Беликов думает лишь о том, чтобы все совпадало с его представлениями о мире, и усиленно подгоняет жизнь под устоявшийся шаблон.
§ Проблема счастья и восприятие счастья. Беликов видел счастье в комфорте и футлярности, игнорируя любовь, свободу, радости жизни без нескончаемых запретов.
§ « Футлярность» и «футлярная» жизнь
§ Деградация личности и неуверенность в себе – это «вытекает» из предыдущего пункта, Беликов не просто отгородился от общества, он не хотел развиваться, менять что-то к лучшему, потому что боялся пробовать что-то новое. Он даже преподавал мертвый язык, который уже никому не нужен.
§ «Беликовщина» — термин, появившийся после успеха рассказа «Человек в футляре» и означающий стремление к прошлому, игнорирование настоящего и жизнь в тесных рамках формальности. Данное явление характерно для людей, которые защищаются от реальности бегством в спасительные иллюзии.
§ Пошлость в рассказе «Человек в футляре» пронизывает всю жизнь на периферии.
В качестве основного приема автор использует художественную деталь, футляр, которая раскрывает не только внутренний мир героя, но и целое общественное явление – «футлярную жизнь». Приверженность человека к разным чехольчикам, зонтикам, галошам приобретает символический характер, а фраза: «Как бы чего не вышло» – становится крылатым выражением.
Авторские афоризмы
Как бы чего не вышло
Человек в футляре
Беликовщина
Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?
1. А.П. Чехов. «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/chelovek-v-futlyare-chitat-rasskaz-online/rasskaz
2. Краткий анализ рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/analiz-proivedeniya-chehova.html
3. Тема рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» – https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/chelovek-v-futlyare-chehov/