Что оставил после себя пушкин
Русский дух: Пушкин остается «нашим всем» третье столетие
220 лет назад, 6 июня 1799 года, родился Александр Сергеевич Пушкин — «наше всё», по определению, данному еще в 1859 году Аполлоном Григорьевым. Каждая юбилейная дата, связанная с Пушкиным, — повод и для научных статей, и для массовых книг, и для торжественных собраний. Так, впрочем, было не всегда — «Известия» вспоминают, как зародилась и развивалась традиция «юбилейной пушкинистики».
Мы привыкли измерять любовь к классикам юбилеями. И «пускай стыдится тот, кто плохо об этом подумает», потому что в нашей суматошной жизни только знаменательные даты и помогают оглянуться, чтобы вспомнить и осмыслить великое, чтобы перечитать то, о чем основательно забыли со школьных или студенческих лет. Трудно было бы нам без этой «датской» традиции! Как трудно переоценить роль Пушкина в становлении русского литературного языка, да и разговорной речи. Именно Пушкин научил Россию мыслить, шутить, объясняться в любви по-русски.
У русского человека, независимо от эстетических пристрастий и политических воззрений, есть представление о Пушкине как о «главном» поэте, как об «отце-основателе» и символе русской литературы. Его портрет можно увидеть едва ли не в каждом школьном классе. И мы узнаем Пушкина с полувзгляда, по силуэту, по легкой тени бакенбардов.
В нашем восприятии он как король Артур среди литературных «рыцарей круглого стола». При этом лишь немногие современники поэта осознавали столь важное значение пушкинского наследия. Канон сформировался в течение нескольких десятилетий после смерти Пушкина, а в советские времена стал, без преувеличения, всенародным.
Страна «сотворила себе кумира» — и это оказалось благом. Когда в культуре есть маяки — легче идти по курсу. Пушкин стал точкой отсчета не только для писателей. С ним связан взлет русской музыки, живописи, театра. У Пушкина учились не только ощущению «тайной свободы», не только легкости и изяществу стиля. Тысячи талантливых людей поверили, что можно реализоваться в искусстве, в литературе, в науке — не где-нибудь, а на русской почве. До Пушкина такой уверенности ни у кого не было, в культурном отношении Россия оставалась глубоко провинциальной страной.
Праздники на нашей улице
Еще в XIX веке возникло понятие «пушкинский праздник». В те времена их еще называли «фестивалями». Самый яркий из них состоялся в Москве 6 июня 1880 года. Вообще-то тот праздник намечали на 26 мая 1880 года. Это был день 81-й годовщины со дня рождения поэта — разумеется, по старому стилю. Афанасий Фет даже написал стихи «На 26 мая 1880 года» — они и сейчас выходят под таким названием. Но в связи со смертью императрицы Марии Александровны торжества перенесли на 6 июня — то есть отметили пушкинский день по новому стилю, совсем как мы.
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину, установленный на Страстной площади (ныне Пушкинская) в честь празднования 81-й годовщины со дня рождения поэта
Почти вся литературная Россия воодушевленно собралась на пушкинский праздник. Только Лев Толстой проигнорировал приглашение и не покинул Ясную Поляну: босоногому графу уже тогда претили многолюдные собрания и шумные чествования.
В те дни Белокаменная гуляла с размахом. Газеты рапортовали:
«С утра вся Москва на ногах. Все очевидцы этого события отмечали огромное стечение народа. Улицы и тротуары, специальные трибуны, сооруженные предприимчивыми дельцами, и амфитеатр, построенный городом для гостей-женщин, были полны народа, равно как соседние крыши и окна (где места были проданы заранее. ). Когда процессия. появилась из монастырской церкви, четыре оркестра и несколько хоров и групп школьников, которыми всеми дирижировал Рубинштейн, начали исполнять гимн «Коль славен». Площадь и прилегающие улицы были украшены гирляндами цветов. Делегаты имели особые значки и несли венки. другие несли знамена с названиями знаменитых произведений Пушкина. »
Главным событием дня, несомненно, стало открытие памятника Пушкину на Страстной площади. Это означало, что государство признаёт высокое предназначение русской светской словесности. Не все приняли образ, предложенный скульптором Опекушиным. Многие сочли, что автор памятника «приземлил» Пушкина, представил его слишком обыкновенным, ординарным. Но ведь и Пушкин от высокопарности классицизма перешел к непринужденной «болтовне» «Евгения Онегина»! Прошли десятилетия — и пушкинское изваяние с Тверского бульвара стало признанной классикой.
Николай Телешов — один из немногих долгожителей в русской литературе — 75 лет спустя вспоминал:
«Обычно памятники воздвигались на улицах Москвы только царям. И это отметил присутствовавший на торжестве Островский. Возглашая тост за русскую литературу, он метко сказал: «Сегодня на нашей улице — праздник!» Хорошо помню красивую голову маститого писателя Тургенева с пышными седыми волосами, стоявшего у подножия монумента, с которого торжественно только что сдернули серое покрывало. Помню восторг всей громадной толпы народа, в гуще которого находился и я, тринадцатилетний юнец, восторженный поклонник поэта. Помню бывших тут же на празднике писателей — Майкова, Полонского, Писемского, Островского. Помню и сухощавую, сутулившуюся фигуру Достоевского и необычайное впечатление от произнесенной им речи, о которой на другой день говорила вся Москва».
Он не стоял еще за власть советов.
В 1919 году, несмотря на Гражданскую войну и голод, книги Пушкина были изданы общим тиражом 750 тыс. Это считалось политически важным — чтобы установившаяся советская власть ассоциировалась в том числе и с Пушкиным. Поэтому призывы крайне левых «сбросить Пушкина с парохода современности» проходили только по разряду эпатажа. Пушкина в СССР почитали и старались интерпретировать в революционном духе. «Он не стоял еще за власть советов, но к ней прошел он некую ступень. » — провозглашал пролетарский поэт Демьян Бедный.
И всё-таки в первые годы советской власти пропаганда относилась к Пушкину если не с опаской, то не без отчуждения. Иногда казалось, что он устарел, как фрак и цилиндр.
Новый взлёт пушкинской славы начался в 1937-м, когда имя Пушкина звучало в прессе немногим реже имени Сталина. Целый год вся страна отмечала 100-летие дуэли и гибели поэта. В торжественном заседании в Большом театре участвовали все руководители страны. Этот вечер транслировался по радио на всю страну. На Черной речке открыли обелиск с барельефом поэта работы Матвея Манизера. Был восстановлен архитектурный облик квартиры-музея поэта на Мойке. В московском Историческом музее открылась Всесоюзная Пушкинская выставка — уникальная экспозиция рукописей и реликвий. Союз художников и Союз композиторов провели конкурсы на лучшее произведение о Пушкине. На экраны вышел кинофильм «Юность поэта», посвященный лицейским годам Пушкина. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпустила шоколад «Сказки Пушкина», который несколько десятилетий оставался популярной маркой.
Но главным событием стал выпуск первого тома 16-томного полного академического собрания сочинений Пушкина. Кроме него, в 1937-м вышли в свет два шеститомника и серия иллюстрированных изданий шедевров поэта.
Та пушкинская кампания ознаменовала переход от революционного авангардизма к «освоению классического наследия». Еще недавно на государственном уровне отмечались только юбилеи революционеров. А тут вдруг — камер-юнкер. Правда, свободолюбивый. В 1937-м Пушкин официально вошел в советский культурный канон.
Жаль, что с нами не живешь.
С неменьшим размахом в 1949 году отметили 150-летие со дня рождения поэта. Снова — многотиражные издания (в том числе академический 10-томник), снова в обеих столицах открылись пушкинские выставки. Снова по всей стране появились плакаты с изображением Пушкина и его крылатыми выражениями, которые оказались весьма актуальными: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Товарищ, верь: взойдет она. », «Здравствуй, племя младое!». Такие плакаты были выпущены на языках всех союзных и некоторых автономных республик. Кроме того, к юбилею восстановили пострадавшую в годы войны усадьбу поэта в Михайловском и Святогорский монастырь.
Дом поэта Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловское
Докладчики говорили, что «Пушкин близок и дорог людям сталинской эпохи». Выставки, конференции, открытия музейных экспозиций, новое торжественное заседание в Большом театре, в котором снова принимали участие и писатели, и партийные руководители. Вечером над Москвой и Ленинградом прогремели салюты — в честь Пушкина, как в честь Победы. А на центральных улицах проходили «народные гулянья» — более церемонные и поэтичные, чем обычно.
В московском Театре имени Ермоловой тем временем репетировали пьесу Андрея Глобы «Пушкин», в которой заглавный герой в исполнении отменно загримированного артиста Всеволода Якута не меньше двух часов действовал, мыслил и страдал на глазах у театральной публики. Премьера состоялась чуть позже, под занавес юбилейного года. Для нескольких поколений школьников этот спектакль стал ярким приобщением к истории русской литературы. Правда, пьеса как назло была в стихах. И сочинил их, естественно, не Пушкин, а Глоба — стихотворец, скажем прямо, довольно заурядный. Истинных ценителей поэзии коробило это зрелище: Пушкин, говорящий посредственными стихами. Но играл Якут хорошо. Даже вдохновенно.
Только одно предъюбилейное поручение партии деятели искусств выполнить не смогли: не сняли художественный кинофильм о Пушкине. Помешали самые разные обстоятельства, но главной причиной того, что такой фильм в послевоенные годы так и не состоялся, — всеобщая робость перед тенью национального гения. Поэтому и в 1949-м, и в 1974-м, и в 1984-м обошлись без художественных фильмов. Зато вышло множество документальных и учебных кинолент.
Увидеть изображение поэта можно было повсюду. В стране появилась сеть музеев Пушкина, самый удивительный из них — заповедник в Михайловском и Тригорском, который десятилетиями совершенствовал Семен Гейченко. Настоящий служитель культа!
Праздник продолжается
С 1967 года ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском, в заповеднике, устраивался Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. При Союзе писателей действовал постоянный оргкомитет по проведению пушкинского праздника, возглавлял его самый телегеничный литературовед всех времен Ираклий Андроников. Традиция пушкинских дней в Михайловском продолжается и в наше время.
В канун празднования 200-летия поэта Александра Сергеевича Пушкина
В 1999 году мы отмечали 200-летие со дня рождения поэта. Тот пушкинский праздник в массовом сознании смешался со встречей миллениума. Пушкин легкой походкой шагнул в новое тысячелетие. В витринах разместились куклы с бакенбардами и при цилиндрах в окружении узнаваемых пушкинских героев. Преобразились музеи — и прежде всего московский музей поэта на Пречистенке. Борис Ельцин на радостях пообещал сделать 6 июня красным, нерабочим днем календаря. Но, по обыкновению, своего обещания не выполнил.
Из множества книг, вышедших к юбилею, выделялась капитальная «Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина» в четырех томах — плод работы нескольких поколений пушкинистов. А из государственных начинаний — учреждение медали Пушкина, которой награждают за заслуги в области культуры и искусства, просвещения и литературы.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»
Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) считается величайшим русским поэтом. Есть мнение, что именно благодаря ему и сформировался русский литературный язык в его современной форме. Жизнь поэта оказалась короткой, но яркой. Он обучался в Царском Селе, где его сверстниками были замечательные личности.
Но чем ярче фигура человека и чем известнее он, тем больше мифов и легенд о нем появляется. Уж больно велик соблазни придумать историю на основе обрывочных данных, слухов, и то и просто трактуя факты. Надо сказать, что развенчанию заблуждений о Пушкине посвящены даже книги. Мы же рассмотрим самые интересные мифы о великом русском поэте.
Детство Пушкина прошло под влиянием няни Арины Родионовны
Существует давняя легенда, что первое знакомство с литературой Пушкин получил именно благодаря своей няне и ее сказкам. Этот миф появился из свидетельств сестры и брата поэта. Об Арине Родионовне писали, как о настоящей представительнице русских нянь. Она была крепостной бабушки поэта и попала в семью с рождением девочки Ольги. Потом Арина Яковлева присматривала за Александром Сергеевичем и за Львом Сергеевичем. Биографы семейства пишут, что няня интересно рассказывала сказки, постоянно употребляла пословицы и поговорки, ценила народные поверия. Но оценить это влияние сам Пушкин смог уже, будучи взрослым. Особое впечатление рассказы Арина Родионовны произвели на поэта во время михайловской ссылки. Он не просто заслушивался рассказами, но и начал их записывать. Так что Пушкина можно считать еще и одним из первых русских полевых фольклористов. В те дни появился поэтический образ няни («Подруга дней моих суровых»). Собственные же сказки на основе впитанных народных, Пушкин сочинил только в 1830-е годы.
Воспитанием Пушкина родители почти не занимались
Некоторые биографы пишут, что у Александра Сергеевича по сути не было детства. Родители его не особенно любили и не занимались им. В доказательство этого приводится факт, что в поэзии Пушкина тема родного дома не встречается. Но это и неудивительно, учитывая частые переезды семьи. В автобиографических записях о детстве встречаются такие пункты, как «Мои неприятные воспоминания» и «Первые неприятности». Однако не стоит обвинять родителей в равнодушии. Пушкину и его сестре уделялось внимание в плане воспитания и образования. Традиционно для дворянских семей с детьми занимались гувернеры и учителя французского и русского, Закона Божьего, арифметики. Дети ходили на специальные балы танцмейстера Йогеля. Родители вместе с дядей, Василием Львовичем, пристрастили Александра к чтению. Тем более, что видные литераторы часто бывали в доме Пушкиных. Именно хлопоты родителей и того же дяди, а также общего друга, Александра Тургенева, позволили определить подростка Александра в Царскосельский лицей. Обучение в этом элитном заведении сыграло заметную роль в судьбе Пушкина.
Пушкин любил Лицей и всего воспевал его в стихах
Пушкин в Лицее хорошо учился
Обучаясь в этом элитном заведении, Пушкин никогда не демонстрировал особенных успехов. По успеваемости от занимал место даже не в середине списка, а ближе к концу. По курсу географии, политической и российской истории в 1811-1812 годах Александр был только 14-м. Николай Кошанский, преподававший латынь и русский, характеризовал Пушкина, как более понятливого, нежели обладателя памяти, не особенно прилежным, но имеющим вкус. В отчетных ведомостях напротив его фамилии значились такие характеристики: «не прилежен», «слабого прилежания», «ленив», «медленные успехи».
К февралю 1814 года Пушкин по поведению и успеваемости был только 20-м
Профессор логики и нравственных наук Александр Куницын описывал ученика, как остроумного, понятного и замысловатого, но очень неприлежного. Учитель подчеркивал, что Пушкин способен только к тем предметам, которые не требуют особенного напряжения. Именно поэтому успехи не очень велики, особенно в логике. Именно из-за посредственной успеваемости Пушкина он при выпуске получил только чин X класса. А ведь другие его успешные сверстники, в том числе и князь Горчаков, будущий декабрист Кюхельбекер, получили чин выше.
Окончив Лицей, Пушкин стал бездельничать, пытаясь зарабатывать на жизнь поэзией
Все выпускники Лицея поступали на военную или гражданскую службу. Сам Пушкин мечтал начать служить в гвардии, однако это было весьма затратным для семьи делом. Тогда в июне 1817 года Александр Сергеевич начал служить коллежским секретарем с жалованьем 700 рублей в год. Интересно, что такой же чин был у Обломова Гончарова и у мужа Коробочки Гоголя.
Даже южная ссылка формально значилась переводом по службе
Уже первые стихотворения Пушкина несли отпечаток гениальности
Пушкин был активным членом литературного общества «Арзамас»
Но реальное участие Пушкина в клубе, как показали изученные мемуары современников, ограничились единственным заседанием
«Руслан и Людмила» была написана, как сказка для детей
Выросло уже не одно поколение людей, слушавших «Руслана и Людмилу» вместе с другими сказками Пушкина. На самом деле поэма создавалась, вовсе не как детская сказка. Пушкин задумывал ее, как актуальный для того времени эксперимент смешения жанров. Волшебная русская сказка соединилась с фривольным бурлеском в стиле Вольтера и его «Орлеанской девственницы». В ранней редакции 1820 года Пушкин соединял отсылки к серьезной «Истории государства российского» Карамзина с упоминаниями Алеши Поповича и двусмысленными галантностями об одежде Евы и бессилии старого чародея перед юной девой. Для описания эротического приключения Ратмира в замке двенадцати дев использовался материал баллад Жуковского.
Современники Пушкина, должным образом оценивая блестящую поэму, все же называли некоторые ее части безнравственными и легкомысленными
Известный поэт Дмитриев даже сказал, что уважающая себя мать прикажет дочери плюнуть на эту сказку. Пушкин для себя отметил такую реакцию общества. Во втором издании поэмы в 1828 году поэт убрал большую часть фривольностей. Тогда же появилось и знаменитое вступление «У лукоморья дуб зеленый». Со временем на сказочность и близость к народному стали обращать куда больше внимания, чем на спрятанные двусмысленности.
Пушкин еще до декабристов был членом революционных тайных обществ
В 1819-1820 годах Пушкин активно участвовал в сообществе «Зеленая лампа». Исследователи долго спорили об истинном характере этого объединения. Первые биографы поэта вообще называли сообщество, как посвященное обсуждению планов волокитства и проделок. Такая трактовка начала оспариваться в 1908 году Павлом Щеголевым, вероятно, под влиянием революционных взглядов. Он указывал, что «Зеленая лампа» имела политическую основу и была связана с «Союзом благоденствия». Эту идею развили советские литературоведы, они даже писали, что фривольность была обусловлена конспирацией для сокрытия истинных мотивов. Правда, в те годы безнравственность преследовалась не менее инакомыслия. Общество было по-своему свободолюбивое, но это имело отношение не к политике, а к молодым развлечениям: шампанскому, актрисам, веселью.
Искусственная политизация произошла на почве связи Пушкина с декабристами
Главный русский поэт просто обязан был быть связанным с самыми прогрессивными людьми эпохи. Но очевидно, что политические стихотворения поэта нравились будущим заговорщикам больше, чем он сам. У Пушкина в Петербурге сложилась слава эпатажного повесы. В годы южной ссылки, которая случилась из-за вольнолюбивых стихов («Ода на свободу»), руководство Южного общества даже запретило своим членам знакомиться с опальным поэтом. Такое недоверие было связано как раз с участием Пушкина в упомянутой «Зеленой лампе». Для поэта политическая свобода была напрямую связана с жизненной, а вот участники тайных обществ придерживались более строгих моральных принципов.
В юности у Пушкина была большая таинственная любовь
Наиболее вероятной кажется версия, что никакой тайной любви у Пушкина не было
Пушкин любил бросаться камнями
Этот миф придумал Хармс в своих «Анекдотах из жизни Пушкина». Может быть поэт и действительно любил так проказничать, но никаких свидетельств от этом не осталось. Да и сам источник слуха надо рассматривать во времени его появления. В книге много хармсовского абсурда, он реагировал на советские догмы, которые создавали пантеон классических авторов. Пушкина называли основателем новой русской литературы, создателем русского литературного языка. Хармс же попытался показать образ поэта с другой стороны, придать ему человечности.
Пушкин жил в цыганском таборе и там даже влюбился в цыганку Земфиру, но был ею брошен
Этот миф придумал пушкинист Павел Щеголев в начале XX века. От румын он узнал об истории, как Пушкин посетил табор лесных цыган около села Юрчены (ныне в Молдавии). У старосты была красавица-дочь Земфира. Она была высокой, с черными глазами, одевалась по-мужски в шаровары и рубаху и курила трубку. Пушкин был поражен красотой цыганки и остался в таборе на пару недель. Он даже поселился в шатре старосты и целыми днями гулял с Земфирой, держа ее за руки, но не имея возможности общаться на цыганском. Конец же истории наступил, когда однажды его влюбленная исчезла из табора. Она бежала со своим молодым соплеменником.
Та публикация не только создала миф, но и повлияла на трактовку творчества Пушкина
Рана Пушкина на дуэли была смертельной
В душе Пушкин был революционером
И снова стоит говорить о государственном заказе. К столетию гибели русского поэта по заказу Сталина образ Пушкина был подретуширован. Дружба с Пущиным и Кюхельбекером стала означать близость к декабристам, а конфликт с властями стал основой для появления образа жертвы режима и даже революционера. На самом деле еще в начале XX века русский философ Франк писал, что к 1825 году Пушкин приобрел исключительную нравственную и государственную зрелость, беспартийно-человеческий, исторический, шекспировский взгляд. Пушкин являлся государственником, сочетавшим принципиальный консерватизм с принципами уважения свободы личности. И если Александра I молодой поэт еще смел называть плешивым щеголем, врагом труда, то к Николаю I и его политике Пушкин относился скорее с симпатией. Доказательством служит стихотворение «Клеветникам России», на события в Польше в 1830 году.
Пушкин дружил с Гоголем
Отношения двух великих писателей часто называют дружескими. Пушкин предстает маститым Учителем, наставляющим начинающего Ученика. На самом деле этот миф появился, благодаря самому Гоголю. Уж больно он хотел, чтобы его имя ассоциировалось с Пушкиным. Этот красивый миф подхватили и литературоведы. В реальности же дворянин, участник светских посиделок, признанный лучший поэт страны Пушкин практически не имел точек соприкосновения с молодым начинающим литератором-мещанином. В духовном плане Пушкин был Учителем для Гоголя, но личной дружбы между ними не было.
Пушкин враждовал с Тютчевым
Этот миф появился в 1920-х, когда развитие литературы было связано с появлением новых школ и направлений. Тогда и возник вопрос противостояния Пушкина и Тютчева, как представителя новой школы. Однако легенда возникла на пустом месте. Каких-либо отрицательных отзывов Пушкина о Тютчеве просто нет. Создатель этого мифа, Юрий Тыньянов, опирался на отношение Александра Сергеевича к Семену Раичу, наставнику молодого Тютчева. В статье, посвященной взаимоотношениям двух поэтов, большая часть посвящена именно третьему лицу. На самом деле Раич сыграл важную роль в становлении Тютчева, находясь при нем с 9 до 15 лет. Но кто сказал, что наставником непременно должен был быть выдающийся поэт? Да и постепенно Раич отошел от любомудров, лишившись прежних друзей. И зрелый Тютчев уже критиковал деятельность своего былого учителя.
В 1829 году Пушкин писал о молодых поэтах немецкой школы, упоминая в том числе и Тютчева
Вот только талант его не подчеркивался, в отличие от коллег. Это, опять же, укрепило миф о нелюбви Пушкина к Тютчеву. Вот только тот еще не успел отметиться значимыми произведениями. Когда в 1836 году Пушкин получил рукописи зрелых стихотворений молодого поэта, то тут же опубликовал 24 произведения в своем журнале. Разве это не доказательство признания таланта?
У Пушкина был предок-эфиоп
Пушкина часто называют потомком арапа Петра Великого, эфиопа Абрама Петровича Ганнибала. Но Владимир Набоков в своей статье «Пушкин и Ганнибал» развенчал миф об эфиопской крови. Биографы поэта выяснили, что его предки были вовсе не из Эфиопии, а из государства Лагон (ныне территория Чада). А сложился миф, благодаря зятю Ганнибала, Адаму Роткерху. Ему неудобно было признавать, что его жена наполовину негритянка, вот он и придумал миф об Эфиопии. Эта христианская страна не считалась «дикой и черной» Африкой.
Пушкин был смуглым и черноволосым
Этот образ считается каноническим. Кажется логичным, что так должен выглядеть правнук арапа Ганнибала. Однако, несмотря на свою кучерявость, Пушкин был голубоглазым и светловолосым. В детстве Саша вообще был белокурым, как и его брат Лева. На картинах Пушкина традиционно изображали чернявым, подчеркивая тем самым его африканское происхождение. В свое время Марлен Хуциев начинал снимать фильм о двадцатилетнем Пушкине. Его играл двадцатилетний же белокурый и невысокий Дмитрий Харатьян. Но фильму не дали состояться, в том числе из-за расхождения образа поэта с каноническим.
Пушкин был неисправимым оптимистом
Миф о таком свойстве характера также появился в 1930-е годы. Светлый Пушкин должен был импонировать больше, чем печальный Лермонтов и мрачные Достоевский и Блок. В 1937 году торжественный оптимизм должен был отвлекать от резко возросшей из-за репрессий смертности в стране. Но если внимательно изучить творчество Пушкина, там найдутся и грустные строки. Даже сама биография поэта может быть представлена, как трагическая история. Многие считают, что в последний год жизни Пушкин окончательно запутался в личных отношениях, в долгах. Он умышленно искал смерти и нашел ее на дуэли, особенно не сопротивляясь. С образом оптимиста это никак не вяжется.
Интимная жизнь Пушкина стала объектом многочисленных сплетен и исследований. Известно, что невинности юноша лишился в 12-13 лет. Лицейский товарищ Пушкина вспоминал, что тот в 15-16 лет от одного прикосновения к руке женщины начинал пылать и сопеть. По окончании Лицея Пушкин гуляет и распутствует в борделях, но при этом еще и умудряется писать. Женщины сменяли одна другую. Это была нескончаемая череда. Даже после женитьбы на Наталии Гончаровой Пушкин продолжал менять любовниц. В альбоме Елизаветы Ушаковой в 1829 году поэт даже оставил свой Донжуанский список.
Истерический характер Пушкина постоянно толкал его на поиск новых, более глубоких чувств
Поэзия Пушкина светлая и лирическая
Мало кто знает, что перу великого поэта принадлежит и немало пошлых стихов эротического толка и с матом. Пушкин был живым человеком, который любил жизнь во всех ее проявлениях. Он считался ловеласом, откровенно рассказывающим в том числе и в стихах, о своих похождениях. Правда, эти записки и письма были личными и не планировались к публикациям. Исследователей этой, нетрадиционной части творчества Пушкина, не так уж и много. На самом деле даже в официальном полном собрании сочинении поэта есть места, где многозначительно красуется многоточие. Идеализированный образ разрушают личные письма поэта, которые наполнены ненормативной лексикой. Конечно же, уже в наше время свет увидели непристойные стихотворения Пушкина. Но они не пользуются такой популярностью, как классика.
Пушкин женился на Наталье Гончаровой из-за ее богатого приданого
Впервые Пушкин увидел Наталью, когда ей было 16 лет. Поэт тут же влюбился в красавицу. И это было действительно сильное чувство. Пушкин, как мальчишка, бегал по всему городу, выполняя мелкие поручения будущей тещи. Семья Гончаровых богатство свое утратила и даже встал вопрос о приданом. Мать невесты была женщиной амбициозной и хотела, чтобы свадьба в глазах света выглядела настоящей. Тогда было решено обратиться к деду. Но тот, спустив все деньги и сам находившийся под давлением кредиторов, мог только отдать огромную двухсотпудовую бронзовую статую Екатерины Великой. Покупателей этого творения не находилось, Пушкин даже подтрунивал над своей невестой. В итоге он сам дал матери любимой деньги на приданое, заложив для этого имение Кистенево.