Что оставил после себя древний китай
История Древнего Китая: кратко самое главное
Древний Китай известен старинной культурой, которая практически не изменилась до сих пор. Благодаря легендарным правителям, наделенными мудростью, могущественная империя существовала и развивалась тысячелетиями.
Когда появился Китай как государство, дата основания
Первые поселения людей в Восточной Азии уже были 30-50 тысяч лет назад. В нынешнее время в одной из китайских пещер возрастом 18 000 лет, где обитал охотник-собиратель, была обнаружена древнейшая в мире керамика. Кроме того, здесь нашлась и глиняная посуда.
Земледелием и разведением скота люди в этом регионе начали заниматься еще в 70 столетии до нашей эры. Сначала выращивали просо с рисом. Из-за высокого развития сельского хозяйства постепенно увеличивалось численность населения.
Датой формирования древней китайской цивилизации возле Желтой реки считается 2000 год до нашей эры. Здесь обитала одна из старейших цивилизаций. При этом государство отличается культурой, суть которой не изменилась до настоящего времени.
Остальные ранние цивилизации прекратили свое существование, поэтому Китай называют древнейшей страной на планете. Местные семьи, владеющие землей, возглавили общины. Так образовались династии.
Династии Китая
От даты основания до 19 столетия китайская история разделялась на различные династии.
Династия Ся
Одним из важнейших продуктов, созданных в Китае, всегда считался шелк. Династия Ся изготовляла одежду из данного материала, хотя начало шелкового производства было положено еще раньше. Шелк добывают из коконов специальных насекомых. При этом из каждого такого кокона получается всего одна нить.
Несмотря на то, что династия Ся официально входит в историю Древнего Китая, некоторыми учеными этот период не признается. Мифическое происхождение данной династии объясняется несоответствием найденных археологических артефактов историческим справкам.
Династия Шан
Династия Шан правила Китайским королевством в 1600-1046 годах до нашей эры. Во времена династии Ся это был клан или одна крупная семья, проживавшая в районе Желтой реки. После завоевания земель Шан стали контролировать китайскую цивилизацию. Период правления династии Шан длился около шести столетий. За это время государство возглавляли 30 императоров.
Шан считается древнейшей местной цивилизацией, от которой сохранились письмена, написанные на панцирях черепах, скелетах крупного рогатого скота. В древние времена кости животных использовались для толкования желаний природы, тогдашних богов. Чтобы узнать императорское будущее, на костях вырезались вопросы, после чего структуру нагревали до образования трещин. По возникшим линиям предсказатели рассказывали о божественных желаниях.
Как и древние греки, люди династии Шан были язычниками, так как поклонялись множественным богам. Кроме того, тогда считалось, что умершие предки также становятся богоподобными существами, поэтому их после смерти тоже почитали.
Во время правления второй династии в различных китайских регионах были и другие семейные общины, которые уступали Шан по численности. При этом династия Шан активно развивалась в культурном плане, оставила после себя большое количество письменности. Однако ничто не длится вечно, поэтому семья Шан уступила трон клану Чжоу.
Династия Чжоу
Семья Чжоу руководила Китайским королевством с 1046 по 256 год до нашей эры. По продолжительности правления эта династия просуществовала дольше остальных. Вследствие раскола клан разделился на Западный и Восточный Чжоу.
Люди Чжоу постоянно воевали с монголами, армии которых регулярно вторгались с севера. Для защиты от монгольских набегов строились крупные каменные курганы, барьеры из грязи. Именно эти сооружения считаются прообразом Великой стены. Кроме того, во времена династии Чжоу создали крайне эффективный арбалет.
Абсолютно всеми сельскохозяйственными угодьями правили богатые дворяне. В огородах работали крестьяне. Такая система напоминала феодализм, который был в средневековой Европе.
Появление Философии Китая
Династия Чжоу запомнилась началом развития двух китайских философий – конфуцианства и даосизма. Легендарным философским деятелем империи Конфуцием был разработан образ жизни. Конфуцианство подразумевает, что с помощью специального подхода каждый человек сможет развиваться, усовершенствоваться и получать важнейшие знания.
Конфуций считал, что люди обязаны помогать друг другу, важны семейные ценности, а общественные старейшины должны больше всего почитаться. Конфуцианство сохранилось до сих пор, однако такая философия широко не распространялась по государству вплоть до начала правления клана Хана.
Даосизм создал Лаози. Дао или путь – движущая сила всех предметов во Вселенной. Знаменитый символ Инь Янь относится именно к даосизму. Приверженцы этой философии считают, что нужно быть смиренным, гармонично сосуществовать с природой, обладать состраданием и жить только с нужными вещами.
Конфуцианство и даосизм отличаются от религий отсутствием богов, хотя умершие предки почитались, как богоподобные существа. Во времена династии Чжоу император благословлялся Небесами для управления населением. Если правитель нарушал высший закон, то назначали нового руководителя Китая.
К пятому веку до нашей эры центральное правительство клана уступало провинциальным регионам. Началось восстание провинций, которые воевали друг с другом около двух столетий. После периода Воюющих царств семья Цинь объединила другие общины, создав единую империю. Именно это событие дало толчок развитию Императорского Китая.
Династия Цинь
Клан Цинь недолго правил страной. В 221 году до нашей эры династия стала контролировать цивилизацию. Несмотря на короткий период, династия существенно повлияла на китайское будущее.
Высшей семьей удалось расширить территорию государства и создать первую империю. Первый император Ши Хуан был жестоким лидером клана Цинь. Во времена этой династии были созданы деньги, дороги делались одинакового размера, а по всему государству действовали единые законы.
До сих пор в современном Китае используется система написания, созданная в тот период. Однако регулярные набеги монголов с севера мешали развитию династии Цинь. Правительство решило объединить все стены, сооруженные ранее. Так начала создаваться Великая китайская стена. Впрочем, большинство сооружений времен Цинь было разрушено или заменено. Великая стена, которая сейчас существует, построилась поздним кланом Мин.
Император до сих пор покоится в запечатанной гробнице, площадь которой превышает футбольное поле. По легенде, там протекают ртутные реки. За гробницей в 1974 году была обнаружена знаменитая терракотовая армия, которая наличествует 8000 солдат, 130 колесниц, 600 лошадей, глиняных акробатов и музыкантов. Все это было создано в натуральную величину.
Именно во времена правления династии Цинь империя стала называться Китаем. В 210 году до нашей эры первый император Ши Хуан скончался, а его сын был малым и слабым. В результате восстания контролировать государство стал член императорской армии, создав следующий клан.
Династия Хань
Династия Хань просуществовала четыре столетия вплоть до 220 года нашей эры. Это величайший период во всей китайской истории. Империя Хань, как и династия Чжоу, делилась на Западную и Восточную. Многие современные китайцы считают, что происходят именно из династии Хань. В тогдашнем государстве было распространено конфуцианство.
Во время правления семьи Хань территория Китая существенно увеличилась, так как была завоеван Корейский полуостров, Монголия, Вьетнам, Центральная Азия. Тогда китайцы изобрели компас, сталь, бумагу, фарфор и другие полезные вещи.
Кроме того, династия Хань славилась военными успехами. Империя на запад простиралась до песков Такла-Макан, благодаря чему правительство охраняло потоки торговли в Центральной Азии.
Для защиты Шелкового пути император расширил и укрепил Великую китайскую стену. В этот период в Китай пришел буддизм. Следующие династии правили государством вплоть до средних веков. При этом древние культурные традиции соблюдаются здесь до сих пор.
Кто и в каком году открыл Китай
Первооткрывателем Китая для европейцев считается легендарный итальянский путешественник Марко Поло. Венецианец странствовал по азиатскому континенту, пока в 1275 году не прибыл в могущественную империю. Позже Марко Поло подробно описал свое путешествие и пребывание в Китае в своих книгах.
При этом еще до итальянца многие европейские торговцы уже знали о китайском государстве. После открытия Шелкового пути в первом столетии до нашей эры многие античные писатели из Европы упоминали в своих письменах о Китае. В Римской империи знали, что за величественной Индией на востоке живут серы. Так китайцев прозвал Александр Македонский. Именно здесь заканчивался сухопутный путь, который описывали Птолемей и Плиний.
Интересные факты про Китай
Древний Китай интересен не только культурными традициями, богатой историей, но и некоторыми примечательными фактами:
Древний Китай местными историками считается родиной футбола, так как об этой игре упоминают старинные хроники, датируемые 1000 годом до нашей эры. Китайцы одними из первых изобрели календарь. В 2000 году до нашей эры для сельского хозяйства был создан лунный календарь.
С давних времен жители Китая почитают журавля, утку и феникса. Эти птицы у них символизируют семейное счастье, долголетие, а также силу и власть императора. Богатые древние китайцы могли иметь много жен. Рекордная Великая стена считается единственным сооружением на планете, видимым из космоса. Строение создавалось 2000 лет, а во время постройки погибло колоссальное количество людей.
История Китая
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.
Следует понимать, что изучение такой временной протяженности сопряжено с сильной асимметрией в количестве источников исторических сведений, в то время как относительное единство китайской цивилизации привело к тому, что поздняя эпоха активно соотносит себя со своими предшественниками, интерпретирует традиции. Чтобы облегчить объективное восприятие всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение, основанное на традиционной ханьской историографии:
Первый период, скупо документированный, занимает примерно такой же временной промежуток, как и второй; второй период, в свою очередь, иногда делят на Ранний (до конца Тан) и Поздний (до конца Цин). При этом необходимо учитывать, что традиционная китайская историография включает суверенные государства других народов (монголов, маньчжуров и др.) в хроникально-династийную историю собственно Китая, игнорируя собственные исторические традиции этих народов и рассматривая их государства как части Китая.
Содержание
Доисторический период
Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) — группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н. э.) в бассейне реки Хуанхэ, которые традиционно объединяются общим названием Яншао. Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней. Позднее в этом районе распространилась культура Луншань: появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).
Государство Шан-Инь
В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу — У-ваном.
Государство Чжоу (XI—III вв. до н. э.)
Население Чжоу было разнородным, причём наиболее крупную и развитую его часть составляли иньцы. В государстве Чжоу значительная часть иньцев была расселена на новых землях на востоке, где была построена новая столица — Чэнчжоу (современная провинция Хэнань).
Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.
Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.
Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:
В период Восточного Чжоу власть центрального правителя — вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), — постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя «срединными государствами» (чжун-го), ведущими своё происхождение от раннечжоуских уделов.
В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы Древнего Китая — конфуцианство (VI—V вв. до н. э.), моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV в. до н. э.), легизм.
В V—III вв. до н. э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век. Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан — объединил весь Китай под своей властью.
Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.
Империя Цинь
При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
Империя Хань
Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.
Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.
С правления Гао-цзу (206—195 до н. э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.
При императоре У-ди (140—87 до н. э.) была взята на вооружение иная философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.
При нём территория ханьской империи значительно расширяется. Были уничтожены вьетское государство Намвьет (территория современной провинции Гуандун, Гуанси-Чжуанского автономного района и север Индокитайского полуострова), вьетские государства в южных частях современных провинций Чжэцзян и Фуцзянь, корейское государство Чосон, присоединены земли на юго-западе, сюнну оттеснены далее на севере.
Китайский путешественник Чжан Цянь проникает далеко на запад и описывает многие страны Средней Азии (Фергана, Бактрия, Парфия и др.). Вдоль пройденного им маршрута прокладывается торговый путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока — так называемый «Великий шёлковый путь». Империя на некоторое время подчиняет себе оазисы-протогосударства вдоль Шёлкового пути и распространяет своё влияние до Памира. В I в. н. э. в Китай из Индии начинает проникать буддизм.
В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман, провозглашающий себя императором и основателем государства Синь. Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой — река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.
Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до 220 г. н. э.
Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV—VI вв.)
В начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников — сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. Весь Северный Китай был захвачен кочевниками, которые создали здесь свои царства, так называемые 16 варварских государств Китая. Значительная часть китайской знати бежала на юг и юго-восток, основанное там государство получило название Восточная Цзинь.
Кочевники приходят волнами, одна за другой, и после каждой из этих волн в Северном Китае возникают новые царства и правящие династии, которые, однако, принимают классические китайские названия (Чжао, Янь, Лян, Цинь, Вэй и др.).
В это время, с одной стороны, происходит варваризация образа жизни оседлых китайцев — разгул жестокости, произвола, массовых убийств, нестабильности, казней и бесконечных переворотов. А с другой стороны, пришельцы-кочевники активно стремятся использовать китайский опыт управления и китайскую культуру для стабилизации и упрочения своей власти — мощь китайской конфуцианской цивилизации в конечном счёте гасит волны нашествий варварских племён, которые подвергаются китаизации. К концу VI века потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами.
На севере Китая верх в столетней борьбе между некитайскими царствами берёт сяньбийское государство Тоба Вэй (Северная Вэй), объединившее под своей властью весь Северный Китай (бассейн Хуанхэ) и к концу V века в борьбе против южнокитайского государства Сун распространившее своё влияние до берегов Янцзы. При этом уже в VI веке, как было сказано, захватчики-сяньбийцы ассимилировались с подавляющим большинством местного населения.
С началом варварских вторжений на север Китая, сопровождавшихся массовым уничтожением и порабощением местного населения, до миллиона местных жителей — в первую очередь знатных, богатых и образованных, включая императорский двор, — перебрались на юг, в районы, сравнительно недавно присоединённые к империи. Пришельцы с севера, заселив речные долины, активно занялись выращиванием риса и постепенно превратили Южный Китай в основной земледельческий район империи. Уже в V веке здесь стали собирать по два урожая риса в год. Резко ускорилась китаизация и ассимиляция местного населения, колонизация новых земель, строительство новых городов и развитие старых. На юге сосредоточился центр китайской культуры.
Одновременно здесь укрепляет свои позиции буддизм — на севере и юге построено уже несколько десятков тысяч монастырей с более чем 2 млн монахов. В немалой степени распространению буддизма способствует ослабление официальной религии — конфуцианства — в связи с варварскими вторжениями и междоусобицами. Первыми китайскими буддистами, способствовавшими популяризации новой религии, были приверженцы даосизма — именно с их помощью переводились с санскрита на китайский древние буддийские тексты. Буддизм постепенно стал процветающей религией.
Государство Суй (581—618)
Подданные не выдерживают тягот и лишений и восстают. Ян Ди убивают, а династию Суй сменяет династия Тан (618—907), основатель — шансийский феодал Ли Юань.
Государство Тан
В VIII—X вв. в Китае получают распространение новые сельскохозяйственные культуры — в частности, чай, хлопок.
Развивается морская торговля, главным образом через Гуанчжоу (Кантон), с Индией и Ираном, Арабским Халифатом, корейским государством Силла и Японией.
В VIII веке империю Тан ослабляют конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Окончательно господство династии Лю подрывает война Хуан Чао за престол 874—901.
В течение долгого времени (907—960) в стране не удаётся восстановить единую государственную власть, что связано с междоусобными войнами, особенно на севере страны.
Государство Сун
Ещё в начале X века усилилось развитие и консолидация протомонгольской этнической общности киданей, соседствовавшей с Китаем на северо-востоке. Государство киданей, основанное в 916 и существовавшее по 1125, получило название Ляо. Активно укрепляясь на северных рубежах, кидани отторгли часть китайских территорий (часть современных провинций Хэбэй и Шаньси). Основы управления в государстве Ляо были созданы китайцами и корейцами, на основе китайских иероглифов и из китайских элементов письма была создана письменность, развивались города, ремёсла, торговля. Не сумев справиться с соседями и вернуть утраченные территории, Сунская империя была вынуждена пойти на подписание в 1004 мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 дань была увеличена, а в 1075 Китай отдал киданям ещё часть своей территории.
В то же время на северо-западных окраинах Сунской империи, к западу от киданей, на рубеже X—XI вв. складывается сильное государство тангутов — Западное Ся. Тангуты отторгли от Китая часть современной провинции Шэньси, целиком территорию современной провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйского автономного района. С 1047 Сунской империи пришлось и тангутам платить дань серебром и шёлком.
В XII веке Китаю приходится отдать ещё большую территорию новым захватчикам — южноманьчжурским чжурчжэням, создавшим (на базе уничтоженной ими в 1125 империи киданей Ляо) государство (впоследствии — империю) Цзинь (1115—1234), границы которой проходили по р. Хуайхэ. При этом часть разбитых киданей ушла на запад, где в районе рек Талас и Чу сложилось небольшое государство кара-китаев — Западное Ляо (1124—1211).
В 1127 чжурчжэни захватывают столицу империи Сун — Кайфын и берут в плен императорскую семью. Один из сыновей императора бежит на юг, в Ханчжоу, который впоследствии становится столицей новой — южносунской империи (1127—1280). Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы. Северный Китай вновь на длительное время оказывается под господством иноземных завоевателей.
В 1141 подписан мирный договор, согласно которому Сунская империя признаёт себя вассалом империи Цзинь и обязуется платить ей дань.
Монголы и государство Юань (1280—1368)
В начале XIII века в Китай вторгаются монголы. До XIII века монголы являлись частью большой степной общности, которую китайцы называли «татарами». Их предшественники — протомонгольские и раннемонгольские группы и народы, одним из которых были кидани, представляли собой степных кочевников, разводивших лошадей и рогатый скот, кочевавших от пастбища к пастбищу и организованных в небольшие родоплеменные коллективы, связанные общностью происхождения, языка, культуры и т. п.
Соседство развитой китайской цивилизации способствовало ускорению процесса создания племён, а затем и мощных племенных союзов во главе с влиятельными вождями. В 1206 на всемонгольском курултае вождём всех монголов был провозглашён победивший в жестокой междоусобной борьбе Темучин, принявший имя и титул Чингисхана.
Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.
Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в 1210 пошёл войной на чжурчжэней и в 1215 взял Пекин.
В 1219—1221 была разорена Средняя Азия и завоёвано государство Хорезмшахов. В 1223 — разбиты русские князья, в 1226—1227 — уничтожено государство тангутов. В 1231 основные силы монголов вернулись в Северный Китай и к 1234 завершили разгром чжурчжэньского государства Цзинь.
Удел Хубилая и его потомков, великих ханов Монголии — Великое Юаньское государство (монг.: Их Юан улс), стал частью Великой Монгольской империи (монг.: Их Монгол улс). Китай в этот период не был суверенным государством и представлял собой неотъемлемую часть империи монголов.
Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в 1334 к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был заброшен во время монгольского господства.
Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос» (Байляньцзяо).
Государство Мин (1368—1644)
Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань.
Китайский флот под командой Чжэн Хэ, состоящий из нескольких десятков крупных океанских джонок, за период с 1405 по 1433 совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли — разобраны.
Государство Цин
К концу XVI века северные соседи империи Мин — потомки чжурчжэньских племён, разбитых в своё время Чингисханом, — объединяются вокруг владения Маньчжоу под предводительством вождя Нурхаци (1559—1626). В 1609 Нурхаци прекращает платить дань Китаю, а затем провозглашает собственную династию Цзинь. С 1618 маньчжуры усиливают вооружённое давление на Китай. За восемь лет они выходят практически к Великой китайской стене (на крайнем востоке).
Маньчжурская конница, поддержанная внутренними монголами, начинает совершать регулярные набеги на Китай, грабя и обращая в рабство сотни тысяч китайцев. Императору Мин приходится направить на северные рубежи свою лучшую армию под командованием У Саньгуя. Тем временем в Китае разгорается очередное крестьянское восстание. В 1644 крестьянские отряды под предводительством Ли Цзычэна, разгромив все остальные армии, занимают Пекин, а сам Ли Цзычэн провозглашает себя императором. У Саньгуй пропускает маньчжурскую конницу на Пекин. Маньчжуры разбивают Ли Цзычэна в Шанхайгуаньской битве. 6 июня 1644 маньчжуры захватывают столицу. Ли Цзычэн вскоре гибнет, а маньчжуры объявляют своего малолетнего императора Айсиньгёро Фулиня правителем всего Китая. У Саньгуй вместе со всей армией переходит на службу к завоевателям.
Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается ещё долго, но ослабленный Китай не в силах противостоять хорошо вооружённому и организованному войску. Последний оплот сопротивления — Тайвань захвачен маньчжурами в 1683. Китай таким образом утратил государственный суверенитет и стал неотъемлемой частью другого государства — маньчжурской империи Цин.
Маньчжурская династия в империи Цин правила с 1645 по 1911 год. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро китаизировались, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.
Начиная с Канси (годы правления 1663—1723), маньчжурские императоры были буддистами, а в в этике — конфуцианцами, управляя страной по древним законам. Китай под властью династии Цин в XVII—XVIII вв. развивался достаточно интенсивно. К началу XIX века в империи Цин насчитывалось уже около 300 млн человек — примерно в пять раз больше, чем на той же территории в среднем на протяжении предыдущих двух тысяч лет. Демографическое давление привело к необходимости интенсификации сельского хозяйственного производства при активном участии государства. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, но при этом заботились о процветании экономики страны и благосостоянии народа.
Внешняя экспансия Цин
Правители государства Цин проводили политику изоляции Китая от внешнего мира. Европейская колонизация почти не затронула империю. Католические миссионеры играли заметную роль при императорском дворе до конца XVII века, после чего христианские церкви были постепенно закрыты, а миссионеры — высланы из страны. В середине XVIII века была ликвидирована торговля с европейцами, за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу). Опорным пунктом иностранной торговли оставался остров Макао, находившийся под контролем португальцев.
В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.
Вассалом империи Цин была Корея. В конце XVII века сюзеренитет маньчжурских императоров признали князья Внешней Монголии. В 1757 было уничтожено Джунгарское ханство, и территория его вместе с покорённым к 1760 Восточным Туркестаном была включена в состав Цинской империи под названием Синьцзян («Новая граница»). После ряда походов маньчжуро-китайской армии против Тибета это государство в конце XVIII века попало в зависимость от Цинской империи. Войны Цинской империи против Бирмы (1765—1769) и Вьетнама (1788—1789) оказались неудачными и закончились поражением цинских войск.
Одновременно осуществлялась экспансия на север и северо-восток, что неминуемо привело к конфликту с Россией в Приамурье. В течение двух веков территория империи Цин увеличилась более чем вдвое. Важно отметить при этом, что Цинская империя — не Китай: последний был лишь одной из её частей.
В империи Цин любые официальные представители иностранных государств рассматривались исключительно как представители вассальных государств — реальных или потенциальных.
Империя Цин и Россия
Первые шаги по установлению русско-китайских отношений были предприняты Россией в конце существования империи Мин (миссия И. Петлина в 1618—1619), но основные миссии (Фёдора Байкова в 1654—1657, Николая Спафария в 1675—1678 и др.) последовали уже в цинский период. Параллельно с миссиями шло продвижение на восток русских казаков — походы первопроходцев Василия Пояркова (1643—1646) и Ерофея Хабарова (1649—1653) положили начало освоению русскими людьми Приамурья и привели к присоединению его к России, в то время как маньчжуры считали эти районы своей вотчиной.
В середине XVII века на обоих берегах Амура уже существовали русские крепости-остроги (Албазинский, Кумарский и др.), крестьянские слободы и пашни. В 1656 было образовано Даурское (позднее — Албазинское) воеводство, в которое входила долина Верхнего и Среднего Амура по обоим берегам.
Хотя граница империи Цин тогда проходила чуть севернее Ляодунского полуострова («Ивовый палисад»), в 1650-е годы и позднее Цинская империя попыталась военной силой захватить русские владения в бассейне Амура и предотвратить принятие местными племенами российского подданства. Маньчжурское войско на какое-то время вытеснило казаков из крепости Албазин. Вслед за миссиями Фёдора Байкова и Николая Спафария Россия направила в 1686 к пограничным властям на Амуре полномочное посольство Фёдора Головина для мирного урегулирования конфликта.
Переговоры велись в окружении многотысячной маньчжурской армии. С маньчжурской стороны в переговорах участвовали миссионеры-иезуиты, противившиеся соглашению Китая с Россией, что ещё более осложняло обстановку. Империя Цин отказалась определить русско-маньчжурскую границу по Амуру, потребовав себе всё Албазинское воеводство, всё Забайкалье, а впоследствии — вообще все земли к востоку от Лены.
Угрожая захватить Нерчинск штурмом, цинские представители вынудили Головина согласиться на уход русских с Верхнего и Среднего Амура. По Нерчинскому договору Россия была вынуждена уступить Цинской империи свои владения по правому берегу р. Аргунь и на части левого и правого берегов Амура. Казаки были обязаны разрушить и оставить Албазин. Вследствие разночтений в текстах договора, составленных каждой из сторон, однако, большая территория оказалась неразграниченной и фактически превратилась в буферную зону между двумя государствами. Разграничение между Россией и Маньчжурией в пределах этой зоны завершилось в XIX веке. Окончательно граница России с Цинский империей на Дальнем Востоке была определена Айгуньским (1858) и Пекинским (1860) договорами; она прошла по рекам Амур и Уссури через озеро Ханка и горные хребты до р. Туманьцзян; русско-цинское территориальное разграничение в Центральной Азии было завершено к середине 1890-х.
Опиумные войны
Война с Францией
После двух франко-вьетнамских войн (1858—1862 и 1883—1884 гг.) Франция владела Южным и Центральным Вьетнамом. Северный Вьетнам номинально находился в вассальной зависимости от Цинской династии. Во время франко-вьетнамской войны 1883—1884 гг. Франция захватила ряд пунктов, принадлежащих Цинской империи. 11 мая и 9 июня 1884 г. между Францией и империей Цин была подписана конвенция, обязавшая её вывести из Вьетнама войска, введённые туда в 1882—1883 гг. Также Китай обещал признавать любые договоры, которые будут заключены между Францией и Вьетнамом. 6 июня 1884 Франция принудила Вьетнам заключить мирный договор, по которому она устанавливала протекторат над всем Вьетнамом. Но цинское правительство отказалось признать вьетнамо-французский мирный договор. В июне 1884 г. цинские войска уничтожили французские отряды, которые прибыли во Вьетнам для того, чтобы его занять согласно договору. Французское правительство это использовало как предлог к войне. Началась франко-китайская война. Несмотря на успехи цинских войск император предложил Франции сесть за стол переговоров. Тяньцзиньский франко-китайский договор был подписан 9 июня 1885 года. По этому договору империя Цин признавала Францию владычицей Вьетнама, выплачивала контрибуцию и предоставляла Франции ряд торговых привилегий в пограничных с Вьетнамом провинциях Яньнань и Гуанси.
Японо-цинская война 1894—1895 годов
В 1874 году Япония захватила Формозу, однако вынуждена была покинуть её по требованию Англии. Тогда Япония обратила свои усилия на Корею, находившуюся в вассальной зависимости от империи Цин, и Манчжурию. В июне 1894 по просьбе корейского правительства империя Цин направила войска в Корею для подавления крестьянского восстания. Воспользовавшись этим предлогом, Япония также направила сюда свои войска, после чего потребовала от корейского короля проведения «реформ», означавших фактически установление в Корее японского контроля.
В ночь на 23 июля при поддержке японских войск в Сеуле был организован правительственный переворот. Новое правительство 27 июля обратилось к Японии с «просьбой» об изгнании китайских войск из Кореи. Однако ещё 25 июля японский флот уже без объявления войны начал военные действия против Китая; официальное объявление войны последовало только 1 августа 1894. Началась Японо-китайская война
В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море (под Асаном, июль 1894; под Пхеньяном, сентябрь 1894; при Цзюляне, октябрь 1894).
С 24 октября 1894 военные действия перешли на территорию Северо-Восточного Китая. К марту 1895 японские войска захватили Ляодунский полуостров, Вэйхайвэй, Инкоу, под угрозой находился Мукден.
17 апреля 1895 в Симоносеки представители Японии и Цинской империи подписали унизительный для последней Симоносекский договор.
Тройственная интервенция
Условия, навязанные Японией империи Цин, привели к так называемой «тройственной интервенции» России, Германии и Франции — держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля 1895 Россия, Германия и Франция одновременно, но по отдельности обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова, которая могла бы привести к установлению японского контроля над Порт-Артуром, в то время как Николай II, поддерживаемый западными союзниками, имел собственные виды на Порт-Артур как незамерзающий порт для России. Германская нота была наиболее жесткой, даже оскорбительной для Японии.
Японии пришлось уступить. 10 мая 1895 года японское правительство заявило о возвращении Китаю Ляодунского полуострова, правда, добившись увеличения суммы китайской контрибуции на 30 миллионов таэлей.
Успехи русской политики в Цинской империи
В 1895 году Россия предоставила Пекину заём в 150 миллионов рублей под 4 % годовых. Договор содержал обязательство Китая не соглашаться на иностранный контроль над своими финансами, если в нём не будет участвовать Россия. В конце 1895 года по инициативе Витте был основан Русско-Китайский банк. 3 июня 1896 года в Москве был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги. Общество КВЖД получало полосу земли вдоль дороги, которая переходила под его юрисдикцию. В марте 1898 года был подписан русско-китайский договор об аренде Россией Порт-Артура и Ляодунского полуострова.
Захват Цзяочжоу Германией
В августе 1897 года Вильгельм II посетил Николая II в Петергофе и добился согласия на устройство немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу (в тогдашнем варианте транскрипции — «Киао-Чао»), на южном побережье Шаньдуна. В начале ноября в Шаньдуне китайцами были убиты германские миссионеры. 14 ноября 1897 года немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу и захватили его. 6 марта 1898 года было подписано германо-китайское соглашение, по которому Китай арендовал Германии Цзяочжоу сроком на 99 лет. Одновременно китайское правительство предоставило Германии концессию на постройку двух железных дорог в Шаньдуне и ряд горных концессий в этой провинции.
Сто дней реформ
Непродолжительный период реформ начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзайтянем (название годов правления — Гуансюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики». Цзайтянь привлек группу молодых реформаторов — учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т. д. Период радикальных реформ окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая Императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы.