Что остановится если в пассажирском вагоне дернуть стоп кран умник
Для чего нужен СТОП-КРАН и каковы реальные последствия шуток с ним
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 01.11.2021
Сейчас рассмотрим интересный вопрос, что-же такое «стоп-кран» и вообще для чего он нужен?
Стоп кран это такой небольшой аналог крана машиниста, делает он тоже самое, только проще, при его открывании создается утечка из тормозной магистрали поезда, воздух через вышеуказанную трубу поступает из тормозной магистрали и выпускается в атмосферу через кран.
Стоп-кран необходим в пассажирском вагоне, то что не увидит локомотивная бригада, увидят проводники и пассажиры в вагоне, а это может быть что угодно. Может человек повиснуть в тамбуре на поручнях на ходу, может быть неисправность ходовой части вагона, возгорание, да и много всякого нехорошего. Вот для предотвращения тяжелых последствий и установлен стоп-кран!
И очень хорошо, когда стоп-кран используется по своему прямому назначению. Но иногда некоторым пассажирам хочется пошутить и ради этого просто так дернуть стоп-кран. Конечно «очень веселое» развлечение. Но хочу напомнить, что развлекаться надо в парках культуры и отдыха, например, на аттракционах, а железная дорога была, есть и будет зоной повышенной опасности!
Вот реальные последствия «невинных» шуток, примите к сведению! При срыве стоп-крана машинист сразу видит падение давления в тормозной магистрали и поезд сам начинает тормозить и согласно инструкции, машинист в пассажирском поезде немедленно ставит рукоятку крана машиниста в шестое положение – экстренное торможение, ведь в поезде сотни людей и он должен остановиться как можно быстрее!
Ладно обошлось, читаем дальше. Представим ситуацию: ночь, все спят, машинист с помощником ведут поезд, светит прожектор, бегут шпалы, стучат колеса на стыках, локомотив весело бежит по рельсам и вдруг кому-то захотелось «пошутить» — машинист сразу видя падение давления применяет экстренное торможение не зная, что-же произошло в поезде, вызывает начальника поезда по радиосвязи. Начальник поезда нервничает, начинает немедленно искать причину, ведь могло произойти что-то серьезное. Напоминаю, локомотивная бригада, начальник поезда и проводники де-факто и де-юрэ отвечают за жизнь и здоровье пассажиров! Зачем так нервировать ответственных людей просто так, ради «хохмы»! Поезд останавливается и происходит отпуск тормозов и зарядка тормозной магистрали. На это уйдет минут пять, не меньше.
На многих дорогах существует регламент действия локомотивной бригады при экстренном торможении в пассажирском поезде и что-же это такое? Тормоза отпустили и помощник машиниста вздохнув, мысленно «поблагодарив» шутника, спускается с локомотива и стоит радом с насыпью, а машинист приводит поезд в движение и со скоростью 10 км/час протягивает состав мимо помощника а тот внимательно осматривает ходовую часть вагонов и главное слушает, не стучат-ли, так называемые «ползуны» на колесах по рельсам.
Ползун
Ползуны, это такие, как-бы натертости на бандажах колесных пар, образуются они при движении колесной пары «юзом» по рельсам и могут быть небольшими, а могут быть и величиной с ладонь! Тогда все очень плохо и при таких «ползунах» приходится долго выводить поезд с перегона и дальше менять колесную пару!
Ну идем дальше, слава Богу, все хорошо, протянув состав мимо помощника, машинист останавливает поезд и ждет, когда помощник возвратится на локомотив, а это опять минут 15-20 на все про все, поезд уже серьезно опаздывает и нужно нагонять упущенное время! Потом на станции машинист и начальник поезда составят совместный акт о срыве стоп-крана и едем дальше. Если «шутник» попадется, то отделается минимальным штрафом. А если все будет похуже, кто-то пострадает, упав с полки, что тогда? Вызов врача и скорой помощи, вообщем, много неприятностей!
Теперь о главном — помощник обнаружил ползуны! Произошла неисправность в рычажной передаче вагона и колодки непомерно сильно зажали колеса и колесная пара пошла «юзом» а если не только одна колесная пара, а побольше? Локомотивная бригада совместно с начальником поезда замерит величину ползунов, и хорошо, если они уложатся в параметры, можно будет ехать с установленной скоростью, только пассажиры в вагоне будут слышать всю дорогу многократно усиленный стук колес, далее ползуны замерят на первой станции осмотрщики вагонов и вынесут свой вердикт. А если ползуны в параметры ну никак не уложились, образовались, так называемые «лапти», почти с ладонь? Вот тогда будет действительно «весело»! Машинист согласует с поездным диспетчером порядок вывода поезда с перегона до ближайшей станции и с маленькой скоростью поведет поезд под, отнюдь не романтичный грохот колес! А задержка поезда уже огромная! Поезд немедленно осматривают осмотрщики вагонов и вердикт – замена колесных пар! И будет поезд стоять на станции очень долго, вагоны вместе с пассажирами маневровые локомотивы будут ставить на домкраты, где и будет происходить замена колесных пар, потом поезд соберут снова и в путь, только с задержкой часа на три или четыре а то и больше! Круто, правда! Войдет ли он в график до конца своего пути неизвестно!
Замена колесных пар
Я уже молчу про дальнейшие разбирательства со всеми причастными, это уже другая история, но очень тяжелая для работников, от локомотивной бригады и до проводника! Еще немного, после проследования такого поезда по данному перегону, согласно инструкциям, перегон закрывается для движения поездов и по нему проходит самоходный дефектоскоп. Почему? Ползуны, особенно в зимнее время, легко могут разрушить целостность рельса, сломать его и поезд, который пойдет следом, может с такого рельсового пути запросто сойти! А это уже крушение! Не найдет дефектоскоп нарушений – отлично, а если найдет и надо будет срочно работникам пути менять на перегоне остродефектные рельсы! Перегон закрыт, поезда по нему не идут, а их много, очень много, происходит так называемое «зашитье» на дороге, все службы работают в экстреном режиме!
А если еще у локомотивных бригад грузовых, да и пассажирских поездов на перегонах и промежуточных станциях закончится рабочее время и их надо будет менять! Представили себе! Вот чем может обернуться невинный такой, «прикол»! Ну а «приколисту», если его обнаружат, что очень вероятно, я не позавидую, особенно его бюджету! Все эти издержки заплатит он из своего кармана! Я уже не говорю о здоровье людей, если с кем-нибудь, что-нибудь случится! А можно и на уголовную статью раскрутиться! Так что, дорогие мои, проходя мимо стоп-крана поглядите на него серьезно и с благодарностью, ведь он в случае чего нехорошего, реально может спасти вашу жизнь и здоровье! А шутить можно и нужно в других, более приспособленных для шуток местах!
Постой, паровоз: что будет, если дёрнуть стоп-кран (6 фото)
Как останавливались паровозы
Предки современных «Сапсанов» и «Ласточек» ездили на такой низкой скорости, что обходились ручной системой торможения. Кондукторы или, как их ещё называли, «тормозильщики», останавливали каждый вагон отдельно. Привод ручного тормоза находился на специальных открытых площадках, куда служащие выходили после сигнала машиниста, чтобы повернуть винт и опустить колодки на колеса. Это было физически тяжело и не всегда эффективно, так как величина тормозного нажатия зависела от умений и силы кондуктора.
Был в первых поездах и свой «стоп-кран»: сигнальный шнур, проходящий по всей длине состава вдоль потолка. Он соединялся с колокольчиком (позже – с электрической сигнализацией) в локомотиве. В любой непонятной ситуации кондуктор или пассажир с его помощью могли сообщить о том, что поезд надо немедленно остановить.
Над альтернативой ручных тормозов инженеры задумались почти сразу после появления общественных поездов. Первую пневматическую (использующую сжатый воздух) систему в 60-х годах XIX века придумал инженер Джордж Вестингауз. В 1872-м он организовал компанию по производству деталей для своего изобретения и вышел с ней на рынки США, Европы, и России.
Вслед за Вестингаузом, другие изобретатели тоже включились в разработку железнодорожных тормозов. В 80-х годах XIX новинка была введена на всех российских направлениях. Историки насчитывают до девяти систем, придуманных как в России, так и за рубежом. Но, увы, вплоть до Первой мировой войны, далеко не все вагоны были оснащены собственными пневматическими тормозами.
О том, что ситуацию надо менять, правительство и железнодорожники задумались в 1897 году, после крушения воинского поезда на перегоне Бокенгоф — Эльва (сейчас Эстония). Локомотив состава сошел с рельсов, из-за чего три вагона упали на бок, а остальные продолжили ход и «наскочили» друг на друга по инерции:
Поезд миновал уже станцию Эльва и вследствие уклона, несмотря на тормоза, шёл очень быстро. Остановить его не было возможности, и через какую-нибудь четверть часа он очутился в целом море воды. Здесь произошло нечто ужасное: подмытые водой шпалы не в состоянии были удержать напора вагонов, и паровоз, сойдя с рельсов, потянул в сторону весь поезд. Стук колес, треск ломающихся вагонов, стоны пассажиров — все слилось в воздухе в один общий гул. Через несколько мгновений исковерканный поезд остановился.
Журнал «Всемирная иллюстрация» №49, 1891 год
Вскоре после этой трагедии была собрана комиссия, призванная решить, по какому принципу будут останавливаться грузовые и пассажирские поезда. Договориться её членам так и не удалось, за них эту задачу решил бизнес: фирма Вестингауза, несмотря на недостатки её тормозной системы, прочно обосновалась на российском рынке, поглотив даже сильных конкурентов. Позиции американской компании пошатнулись только после революции.
Октябрьский переворот и последовавшая за ним Гражданская война привели к оттоку иностранных капиталов, ушла из Советской России и фирма Вестингауза. Однако благодаря этому в 20-х годах начались активные разработки местных тормозных систем. Одним из первых своё изобретение показал машинист Флорентий Казанцев. После испытаний тормоз Казанцева ввели в работу и даже выделили отдельный завод под его производство, сегодня – Московский тормозной завод. В 1926 году новые разработки в этой области представил другой инженер – Иван Матросов. Он был одним из многих, кто стремился привлечь внимание к собственному изобретению, но оказался единственным, чья система со временем получила столь высокую оценку. 8 февраля 1931 года члены коллегии НКПС постановили принять тормоз Матросова в качестве типового для грузовых поездов. В 50-х годах изобретатель принимал участие и в работе над улучшением своей системы. До третьего поколения железнодорожных тормозов Иван Матросов уже не дожил.
Как устроен стоп-кран
Современный стоп-кран — это часть пневмоавтоматической системы, созданной на основе тормоза Матросова. Его срыв провоцирует выход воздуха из запасного баллона в тормозной цилиндр. Разряженный воздух, в свою очередь, давит на поршень цилиндра и прижимает колодки к колёсам. Поезд не может тронуться до тех пор, пока рычаг крана не вернется в исходное положение, и давление внутри баллонов не вырастет. Опции автоматического подъёма крана у машиниста нет, так что вывод состава из состояния «недвижимости» может занять некоторое время. Это же касается электричек, хотя у них электромагнитная система торможения: срыв стоп-крана создаёт особое поле, которое не дает колесам вращаться.
Что будет, если сорвать стоп-кран?
Вообще-то без серьезных оснований делать это запрещено. Для того, чтобы не искушать особенно любопытных пассажиров, стоп-краны в поездах и электричках, как правило, опломбированы, но это не всегда помогает.
Срыв стоп-крана действительно может привести к серьезным последствиям. На вокзале экстренная остановка повлечёт за собой минимум – нарушение расписания, максимум – столкновение поездов. Остановка поезда на высокой скорости чревата травмами пассажиров или, хуже того, сходном состава с рельсов. Кроме этого, даже в экстренных случаях и кондукторам, и пассажирам поезда запрещается тянуть за рычаг в местах, откуда нельзя быстро эвакуировать людей: мосты и узкие ущелья, тоннели, крутые спуски и подъёмы.
Если честно, то пассажирам вообще не стоит трогать рычаг. Обо всех тревогах и страхах лучше сообщить проводнику, он хотя бы знает, что стоп-кран, нужно выжимать постепенно, чтобы никто не пострадал. Но если сотрудника поезда нет поблизости, помните: объективными причинами экстренный остановки поезда считаются угроза жизни и здоровью человека, предотвращение крушения, пожар на борту и другие экстренные случаи. А вот падение на рельсы животных или опоздание пассажиров не признается форс-мажором, и за срыв стоп-крана вам придется отвечать.
Так что, если опаздываете на поезд — не просите попутчиков срывать стоп-кран. Даже если в поезде остались ваши вещи, то на следующей станции их снимут с поезда, а вас доставят до этой станции совершенно бесплатно, да ещё и безвозмездно продлят срок действия билета. Почитать подробней, как это работает можно по этой ссылке.
Хотя в правиле с опозданием есть одно исключение: если посадка ещё не закончилась, а поезд собирается в путь, проводник обязан нажать стоп-кран, чтобы посадить всех гостей. В 1987 году это привело к одной из крупнейших железнодорожных катастроф в истории СССР – крушению поезда на станции Каменская (город Каменск-Шахтинский Ростовской области). В ночь на 7 августа неуправляемый грузовой поезд на скорости свыше 100 км/ч влетел в хвост пассажирского состава. Машинист «разбушевавшегося» товарняка успел передать по связи об отказавших тормозах, и пассажирский поезд мог бы освободить путь. Однако, как только тот тронулся с платформы, на которой ещё не закончилась посадка, один из проводников, не знавший о ситуации, дернул за стоп-кран. Жертвами трагедии стали 107 человек.
Что делать при срыве стоп-крана?
Для начала – не поддавайтесь панике. Как правило, проводники очень быстро узнают о причинах экстренной остановки, и если это простое хулиганство, то состав скоро тронется, и повода для переживаний нет.
Если же случилось что-то действительно серьезное, то следуйте указаниям проводника и инструкциям на стенах и окнах поезда. Попытайтесь как можно скорее покинуть вагон и отойти от состава на максимальное расстояние. При этом не обязательно хватать весь свой багаж, даже деньги и документы не стоят того, чтобы рисковать жизнью. Так что берегите себя и путешествуйте с удовольствием.
Материал подготовлен совместно с Туту.ру
Источник
Как работает стоп-кран поезда?
Глядя на стоп-кран, задаешься вопросом: как же он устроен, и что будет, если дернуть за него, когда поезд движется на полном ходу?
Кажется, что вся система крайне простая, но стоп-кран – всего лишь вершина айсберга мощной тормозной системы.
Стоп-кран представляет собой специальный рычаг чаще всего красного цвета. Его предназначение – экстренное торможение поезда. Устройство может активировать любой пассажир, но только в определенных случаях, которые закреплены на законодательном уровне. Стоп-кран располагается в середине вагона и в каждом тамбуре. Устройство представляет собой небольшую коробку с соответствующей надписью и опломбированной красной ручкой. Остановить поезд может пассажир или обслуживающий персонал поезда. Для этого нужны серьезные основания.
К ним можно отнести риск схода состава с рельс или аварии. Также стоп-кран можно активировать, когда есть угроза возникновения пожара (если поезд не возле путепровода, не в тоннеле или не находится на мосту). Остановка состава допускается, когда возникает опасность для жизни человека. Машинист поезда может дать сигнал об экстренном торможении, если у него не получается остановить состав обычным способом.
К экстренным ситуациям нельзя отнести срыв стоп-крана, если, к примеру, пассажир опоздал на поезд или у него возникла необходимость выйти в непредназначенном для остановки поезда месте. Если причина активации устройства не имеет веских оснований, за это как минимум полагается штраф.
Как устроены тормоза у поезда?
В 1872 году были изобретены пневмотормоза для поездов. Система работает следующим образом: воздух под давлением воздействует на поршневую систему, которая и прижимает тормозной башмак к колесам состава, останавливая его. Такая система считается автоматической, так как остановка происходит всякий раз, когда давление в воздухопроводе поезда сбрасывается.
Кран в кабине машиниста для управления тормозами
Интересный факт: в обычных электричках используется другая система торможения – электромагнитная. Создается электромагнитное поле, которое препятствует вращению колес. Но такая система плохо справляется с товарными составами и большими пассажирскими поездами. Поэтому там и установлены пневматические тормоза.
Как работает стоп-кран?
Воздух, который нагнетает специальный компрессор, сперва идет в кабину машиниста, где установлен кран, отвечающий за торможение состава. Затем он распространяется на все вагоны посредством воздухопровода. В каждом их них находится запасный баллон, который заполняется посредством воздухораспределителя.
Тормозной цилиндр через этот распределитель соединяется с атмосферой. В цилиндре расположен поршень и если воздействия воздуха нет, то тормозные башмаки не будут прижиматься и останавливать колеса.
Стоп-кран аналогично с рычагом в распоряжении машиниста способен отводить воздух, что и приводит к остановке поезда. К примеру, предположим, что стоп-кран активирован. В воздухораспределителях начинает резко снижаться давление, в то же время из запасных баллонов выходит воздух, который и давит на поршень, прижимая колодки к колесам.
Таким образом, если давление в воздушной системе тормозов падает, то и поезд автоматически останавливается. Причем если стоп-кран не вернуть на нужную позицию, то и воздух заново не может быть нагнетен в систему. Даже если повреждается воздухопровод, поезд тоже останавливается.
Для чего нужен СТОП-КРАН и каковы реальные последствия шуток с ним
Как останавливались паровозы
Предки современных «Сапсанов» и «Ласточек» ездили на такой низкой скорости, что обходились ручной системой торможения. Кондукторы, или «тормозильщики», останавливали каждый вагон отдельно. Привод ручного тормоза находился на специальных открытых площадках, куда служащие выходили после сигнала машиниста, чтобы повернуть винт и опустить колодки на колёса. Это было физически тяжело и не всегда эффективно, так как величина тормозного нажатия зависела от умений и силы кондуктора.
Был в первых поездах и свой «стоп-кран»: сигнальный шнур, проходящий по всей длине состава вдоль потолка. Он соединялся с колокольчиком (позже — с электрической сигнализацией) в локомотиве. В любой непонятной ситуации кондуктор или пассажир с его помощью могли сообщить о том, что поезд надо немедленно остановить.
Видео
Что будет, если сорвать стоп-кран?
Без серьёзных оснований делать это запрещено. Чтобы не искушать особенно любопытных пассажиров, стоп-краны в поездах и электричках, как правило, опломбированы, но это не всегда помогает.
Прежде чем нажать кнопку или дёрнуть за красный рычаг, вспомните, что, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за подобное хулиганство предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей, а если при остановке поезда кто-то упал и получил увечья или даже погиб, то отвечать хулигану придётся по всей строгости 268 статьи Уголовного кодекса РФ.
Срыв стоп-крана действительно может привести к серьёзным последствиям. На вокзале экстренная остановка повлечёт за собой минимум — нарушение расписания, максимум — столкновение поездов. Остановка поезда на высокой скорости чревата травмами пассажиров или, хуже того, сходом состава с рельсов. Кроме этого, даже в экстренных случаях и кондукторам, и пассажирам запрещается тянуть за рычаг в местах, откуда нельзя быстро эвакуировать людей: мосты и узкие ущелья, тоннели, крутые спуски и подъёмы.
Если честно, то пассажирам вообще не стоит трогать рычаг. Обо всех тревогах и страхах лучше сообщить проводнику, который знает, что стоп-кран нужно выжимать постепенно, чтобы никто не пострадал. Но если сотрудника поезда нет поблизости, помните: объективными причинами экстренной остановки поезда считаются угроза жизни и здоровью человека, предотвращение крушения, пожар на борту и другие экстренные случаи. А вот падение на рельсы животных или опоздание пассажиров не признаётся форс-мажором, и за срыв стоп-крана вам придётся отвечать.
Как устроены тормоза у поезда?
В 1872 году были изобретены пневмотормоза для поездов. Система работает следующим образом: воздух под давлением воздействует на поршневую систему, которая и прижимает тормозной башмак к колесам состава, останавливая его. Такая система считается автоматической, так как остановка происходит всякий раз, когда давление в воздухопроводе поезда сбрасывается.
Современные пневмотормоза способны сами определять, двигается поезд пустым или груженым, и в зависимости от этого применяется нужный сброс давления для торможения.
Интересный факт: в обычных электричках используется другая система торможения – электромагнитная. Создается электромагнитное поле, которое препятствует вращению колес. Но такая система плохо справляется с товарными составами и большими пассажирскими поездами. Поэтому там и установлены пневматические тормоза.
Чем может грозить экстренное торможение?
Срыв стоп-крана на вокзале может привести:
к столкновению поездов, что подвергнет опасности жизни людей, находящихся в поезде и на перроне
к нарушению графика следования поездов
Срыв стоп-крана в пути может привести:
к сходу подвижного состава
к травмированию гостей
к нанесению ущерба имуществу железнодорожной компании и людей, перевозящих ценные предметы
Что происходит в поезде после использования пассажиром стоп-крана?
Сегодня путешествия по железной дороге становятся всё более безопасными. Слухи о безнаказанности применения экстренного торможения по причине, например, невнимательности или рассеянности в наше время не имеют под собой никаких оснований. Каждый срыв крана сопровождается расследованием причины, выяснением личности правонарушителя и составлением акта. Кроме того все поезда оснащены камерами видеонаблюдения, что существенно облегчает задачу не только обслуживающему персоналу поезда, но и сотрудникам полиции.
Что остановится если в пассажирском вагоне дернуть стоп кран умник
Стоп-кран лишь выпускает воздух из тормозной магистрали и ничего более. никаких лампочек 🙂
Мне более интересно состояние машиниста, когда без его ведома состав совершает экстренное торможение.
> Мне более интересно состояние машиниста, когда без его ведома
> состав совершает экстренное торможение.
2. Выяснить причину остановки, кстати экстренное торможение может также произойти при разрыве ТМ из-за разрыва АС.
Лапшов Игорь писал(а):
> Сравнили. Машинисты пригородных электропоездов, как правило,
> более халатно относятся к закрытию дверей. Сколько раз видел,
> как люди оказывались буквально на волосок от смерти,
> выпрыгивали на ходу, зажатые дверьми тронувшегося поезда.
> Зачастую помощник, глядя в упор на зажатого дверями человека,
> отправляет поезд; хлопает дверями (намного более тяжелыми чем в
> метро) только для того, ятобы «поторопить» гадов-пассажиров,
> которые почему-то так долго садятся; закрывает двери на ходу и
> т.д. Кстати в нескольких источниках видел статистику, что
> только на Московской ж-д ежегодно погибает не один десяток
> людей, зажатых дверями электричек.
Лапшов Игорь писал(а):
Угу. А еще можно вообще двери не открывать, чтобы проклятые пассажиры в электричку не пролезли. Их машинист с помошником и так и эдак, а они проклятые всё лезут! Может их дустом травить?
Если серьезно.
А ты не задумывался, что эту «волшебную фразу» может быть:
а) не слышно вне салона электрички
б) пассажир может быть просто глухой
гость писал(а):
——————————————————-
> Значит при «срыве» стоп-крана, давление в
> магистрале падает и 100% происходит торможение.
> Однако мне знакомые рассказывали, что видели как в
> электропоезде на полном ходу сорвали стоп-кран
> и. Все шипело, но остановки поезда не
> последовало. Ситуация для меня не ясна.
В принципе можно тихонько пошипеть стоп-краном, не доведя до срыва ускорителей тормозов. В таком случае даже если несколько соседних вагонов затормозят с небольшой силой, то, если машинист ничего не будет трогать, вскоре сами отпустят.