Что остается после человека 5 класс обществознание

Загадка человека

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Что остается после человека 5 класс обществознание

Рассмотри схему и проверь правильность своих выводов об отличиях человека от животного. Допустил ли ты ошибки? Чем ты можешь их объяснить?

(Подсказка: забыл, был невнимательным, не знал этого.) Выскажи свои предположения: зачем человек рождается? Каковы ценности человеческой жизни? Сверь свои высказывания с текстом.

Зачем человек рождается

Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям. В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Великие люди разных стран и народов — писатели, учёные, музыканты, государственные деятели — по-разному отвечали на этот вопрос. Но все они сходились в одном: должность «человек» — самая прекрасная на Земле. Ты, конечно, знаешь писателя М. М. Пришвина. Вот какие слова он написал: «Всё прекрасное на Земле — от солнца, и всё хорошее — от человека». Люди — существа разумные. Они не должны совершать дурных поступков. От людей зависит, будет ли жизнь на Земле мирной и как на ней будут жить люди.

Ты, наверное, уже читал прекрасное произведение «Маленький принц». Автор его Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

А вот что сказал Л. Н. Толстой: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

Как ты понимаешь слова писателей? Какая ответственность лежит на человеке?

Итак, человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Источник

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

Что остается после человека 5 класс обществознание

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Что остается после человека 5 класс обществознание

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

Что остается после человека 5 класс обществознание

4. Можно ли влиять на наследственность?

Гены не изменить, только с помощью влияния сильных излучений, но многое зависит не только от наследственности, но и от условий жизни человека, его воспитания, культуры, образования, нравственных ценностей.

В классе и дома

1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение существа влияют инстинкты?». Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.

Тексты для обсуждения.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».

Что остается после человека 5 класс обществознание

Правда в том что Маугли окруженный животными перенял их повадки и следовательно вел себя как они. Вымысел: Маугли принимает осознанные решения, но на это способна только личность, формировавшаяся в человеческом обществе.

3. Герои известного фильма «Приключения электроника» мальчик Сережа Сыроежкин и робот электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?

Электроник не умел выражать свои эмоции, смеяться, плакать. Эмоции присущи только людям.

4. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей и оформи выставку.

Источник

Что остается после человека 5 класс обществознание

Проблемы современной семьи

Какие, по вашему мнению существуют проблемы в современных семьях?

Как вы думаете, какие сложности современной жизни могут мешать благополучию семьи?

Как сказываются проблемы в семье на ребёнке?

Как вы думаете, почему в последнее время обсуждению проблем современной семьи уделяется всё больше внимания?

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознаниеЧто остается после человека 5 класс обществознание

Современное общество постоянно меняется. Не обошли стороной перемены и современную семью. Сегодня рабочий день взрослого человека (вместе с дорогой на работу и обратно) длится порой 11-12 часов. К тому же большинство профессий (например, авиадиспетчера, менеджера, космонавта, учёного, врача и т.д.) требует от человека полной самоотдачи,большого нервного напряжения. На дом, семью у него остаётся всё меньше сил и времени.

Что остается после человека 5 класс обществознание


Что вы видите на этой иллюстрации?

Что делает мать для своих детей?

Придумайте ей наз вание.

Какие проблемы современной семьи отражены в данной иллюстрации?

Ещё недавно считалось, что основным добытчиком средств к существованию должен быть мужчина (муж, отец). Сегодня многие женщины работают наравне с мужчинами. на плечи женщины ложится двойная нагрузка: профессиональная деятельность и домашняя каждодневная работа. И хотя успешной карьерой жены, матери гордятся и муж, и дети, все они испытывают явный недостаток в её внимании и участии.

Распределите обязанности папы и мамы в семье из предложенных.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Трудное материальное положение, нестабильность семейных отношений, проблемы со здоровьем молодых граждан России не способствуют увеличению рождаемости: количество детей в семье сокращается. У единственного ребёнка в семье, избалованного вниманием и заботой старших, нередко вырабатываются эгоистические черты характера.

Сегодня «тридцатилетний ребёнок» в семье не редкость. Для того чтобы получить возможность создать свою семью, молодому человеку требуется немало времени: он долго учится, строит карьеру и довольно поздно начинает жить самостоятельной жизнью.

Посмотрите выпуск киножурнала «Ералаш» и ответьте на следующие вопросы:

1) Как можно назвать ситуацию, описанную в данной серии?

2) Как вы понимаете выражение «тридцатилетний ребёнок»?

3) Можно ли использовать данное выражение в показанной ситуации? Почему?

4) Правильно ли поступает бабушка в такой ситуации?

5) Какие чувства побуждают бабушку поступать так по отношению к своему внуку?

6) Как относится внук к своей бабушке?

Ералаш «Вот это внук!»


Посмотрите выпуск киножурнала «Ералаш» и ответьте на следующие вопросы:

1) Соответствует ли название ситуации, происходящей в семье?

2) Какие ошибки совершают родственники в воспитании Васи?

3) Как вы думаете единственный ли Вася ребёнок в семье? Как вы это поняли?

4) Положительно или отрицательно повлияет такое воспитание на дальнейшую жизнь Васи? Свой ответ обоснуйте.

Распад семьи (Развод)

Сложности современной жизни приводят к увеличению числа семейных конфликтов, растёт число разводов и неполных семей. около половины браков заканчиваются разводом, и в большинстве этих семей есть дети подросткового возраста.

Используя схему со статистическими данными выясните из-за чего в России чаще всего разводятся.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Какую из перечисленных причин вы считаете самой весомой? Почему?

После развода ребёнок чаще всего остается с мамой. Как вы думаете почему?

Какие проблемы могут возникать у ребёнка в связи с этим?

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Почему мнение ребёнка в суде учитывается именно с 10 лет?

Как вы понимаете смысл следующих пословиц и поговорок:

1) На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

3) Не та мать, которая родила, а та, которая вырастила.

Какие пословицы и поговорки о семье знаете вы?

Дети, оставшиеся без попечения родителей.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Какого ребёнка можно назвать сиротой?

Назовите причины, по которым ребёнок может остаться без попечения родителей.

В каком государственном учреждении живут такие
дети?

Кто заботится о таких детях?

Просмотрите на рисунки детей из детских домов. О чём мечтают эти дети?

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что остается после человека 5 класс обществознание

Что происходит с детьми в таких случаях? Они могут быть усыновлены, переданы под опеку или попечительство, в приёмные семьи или в специальные учреждения. Усыновить ребёнка могут как его родные, так и не родные ему люди. Передача ребёнка, достигшего возраста 10 лет, в приёмную семью осуществляется только с его согласия. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет. от 14 до 18 лет устанавливается попечительство, при котором молодым людям предоставляется больше самостоятельности, опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, защищать их права и интересы, следить за их обучением и воспитанием.

Основным учреждением, где живут дети без родителей, является детский дом. Организация жизни в детском доме похожа на детский сад, только дети там постоянно живут и учатся. Это не самая лучшая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, она менее всего похожа на обычную семью, дети из детских домов очень трудно входят в самостоятельную взрослую жизнь. Тем не менее во многих случаях именно детский дом спасает ребёнка от многих житейских неурядиц.

Прослушайте песню мамонтёнка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»

Мама для мамонтёнка


Почему мамонтёнок ищет маму, а не всю семью?

Объясните смысл строк «ведь так не должно быть на свете, чтоб были потеряны дети».

Что остается после человека 5 класс обществознание

Заполните сравнительную таблицу:

Сравните между собой опекунство и попечительство

Источник

1. Какое время можно назвать свободным?

Что остается после человека 5 класс обществознание

4. Как наполнить свободное время полезными делами?

Что остается после человека 5 класс обществознание

1. Пробовал ли ты в свободное время делать что-либо своими руками? Если да, то что именно?

Да, вышивание, бумагокручение, поделки из слоеного теста.

2*. Когда Наташа пришла из школы, родители были на работе. Она бросила портфель прямо в прихожей — и к телевизору. Включила, а сама — на диван. Как хорошо, что каналов много! Можно переключаться с одного на другой, а на экране то говорят, то дерутся, то плачут, то стреляют. Машины гудят, кто-то за кем-то гонится. Так и сидела Наташа у телевизора, пока не пришла мама. Даже не заметила, как вечер наступил. Не гуляла. Не читала. Цветы не полила. Мусор не вынесла. И за уроки не бралась. А день закончился. Как ты думаешь, умеет ли Наташа распределять своё время? Случается ли с тобой подобное? Нравишься ли ты себе в таких случаях? Когда просмотр телепередач превращается во вредную привычку?

Наташа не умеет распределять свое свободное время.
Такое может случится с каждым.
Просмотри телепередач становится вредной привычкой, когда человек больше ничем не занимается, кроме просмотра телевизора.

3. Какому занятию посвящена загадка?

Источник

§ 9. Социализация

Уже на первом уроке мы с вами выяснили, что человек — существо биологическое (природное) и социальное (общественное). Последнее связано с тем, что человек живёт среди людей, в обществе, где существуют определённые культурные правила (нормы) поведения. Всю свою жизнь, от младенчества до старости, человек усваивает их. То есть учится социальному, учится жить среди людей. Как это происходит? Прежде всего в результате усвоения культурных норм.

Культурные нормы

Обычно культурным называют человека воспитанного и много знающего.

Что такое культура? Это всё, что создано человеком, — одежда, машины, компьютеры, произведения искусства, заводы, здания и т.д. А всё остальное, что человеком не создано — моря и океаны, деревья и травы, реки, птицы, горы, — относится к природе.

Кроме того, культура — это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, ценностей, присущих данному народу. Нормы вежливого поведения, ценности свободы и патриотизма, традиции уважения старших, обычай встречать Новый год и многое другое составляет культуру того или иного народа.

Советуем запомнить!
Культура — всё, что создано человеком; это совокупность норм, правил, традиций и обычаев, присущих данному народу.
Культурные нормы — это правила поведения человека в обществе.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Какие способы приобщения к культуре вам известны?

Культурные нормы начинают формироваться в детстве и совершенствуются в течение всей жизни.

Например, разговаривать повернувшись лицом, а не затылком к собеседнику — это культурная норма. Равно как и не перебивать беседующих неуместными вопросами (как это часто делают дети, стремясь обратить на себя внимание).

Для усвоения культурных норм необходима ежедневная тренировка, чтение соответствующей литературы, наглядные примеры. Всё это происходит в процессе воспитания. Ваши первые воспитатели — эго родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры.

Низкий уровень воспитанности смело можно называть бескультурьем. Его проявления многочисленны: вмешательство в чужой разговор, рисование на стенах лифта или подъезда, выкручивание лампочек в чужом доме, грубость, унижение достоинства других людей, чавканье за столом, порча школьного имущества.

Плохо воспитанный ребёнок иногда демонстрирует примеры хорошего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспитанный ребёнок соблюдает правила поведения и тогда, когда за ним наблюдают и когда он остаётся один.

Воспитание будет успешным лишь в том случае, когда культурные нормы станут для вас очень значимыми, важными, т.е. ценностями. Например, не обманывать других людей.

Советуем запомнить!
Ценности — одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Самой высшей ценностью является человеческая жизнь. Её нужно охранять.

Одни нормы для нас очевидны, мы исполняем их не задумываясь. Выполнение других требует от нас усилия над собой. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми должно стать для вас обязательным.

Наши социальные роли

Жить в обществе — значит не только усваивать различные культурные нормы, но и осваивать социальные роли.

Советуем запомнить!
Социальная роль — модель поведения человека в соответствии с занимаемым положением в обществе (сын, дочь, отец, мать, учитель, ученик, покупатель и др.).

Человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей. Им нельзя научиться по книгам, поскольку каждая роль включает в себя определённые модели поведения, обязанности, отношения и т.д. Человек осваивает роли в реальных жизненных условиях. Роли ученика и учителя — среди наиважнейших.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Действительно, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей: работника, покупателя, родителя, ребёнка, защитника Отечества и др.

«Весь мир — театр, все люди в нём — актёры, и каждый не одну играет роль», — сказал великий английский драматург Уильям Шекспйр. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене множество ролей. Мы все — сыновья и дочери, мужья и жёны, подчинённые и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители и т.д.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Какие социальные роли могут быть у персонажей этой фотографии?

Когда родители просят вас вернуться домой до 10 часов вечера, контролируют выполнение уроков или напоминают вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль. Возможно, вам и не понять этого. У вас-то список ролей очень короткий. Но вот когда вы достаточно подрастёте, станете вести себя точно так же. И всякий раз дети говорят: вырасту большим, никогда не буду вести себя так. И всякий раз родители ворчат: в детстве мы были лучше.

Социализация

Человек всю свою жизнь усваивает культурные нормы и осваивает социальные роли. А это значит, что всю жизнь продолжается процесс социализации. Мы всё время учимся жить в обществе.

Советуем запомнить!
Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы, но и тех, кто «учит» социализации.

Прежде всего это родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодёжных группировок. Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Что остается после человека 5 класс обществознание

Как родители, бабушки и дедушки способствуют вашей социализации?

Но главным «учителем» остаётся семья. То, что вы в детские годы приобретаете в семье, вы сохраните в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребёнка. Помните, степень усвоения культурных норм и ценностей и освоения социальных ролей влияет на положение человека в обществе.

Подведём итоги
Человек всю жизнь, от младенчества до глубокой старости, учится жить в обществе — участвует в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Этот процесс называется социализацией. Главная роль в социализации отведена семье.

Основные термины и понятия
Культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.

Проверьте свои знания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *