Что особенного выделил автор в портрете базарова

Что особенного выделил автор в портрете базарова?

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Давно не перечитывала роман И.С.Тургенева, поэтому тонкостей не помню. По-моему, во внешности Евгения Базарова автор выделил красные руки. Запоминающимися также являются его балахон и неприбранные волосы. Это характеризует его как практика (много работает), нигилиста (ему нет дела до мнения других о нем) и разночинца-демократа (небогатого человека).

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Портрет любого героя прежде всего нужен автору, чтобы создать у читателя определенное впечатление о характере и привычках героя, которые потом раскрываются содержанием произведения. Так Тургенев в самом начале романа подчеркнул неаристократическое происхождение Базарова и его презрительное отношение к нравам и обычаям дворянского общества. Базаров показан как человек, который не уделяет особого внимания своей внешности, потому что внешность для него на десятом месте, он одет в неряшливый балахон, он не расчесан, его бакенбарды висят и имеют непонятный песочный цвет. Между тем, автор показывает героя очень сильным человеком высокого роста, с теми самыми красными натруженными руками, которые говорят о работоспособности Базарова, его склонности к практике. А сила физическая словно подчеркивает проявившуюся в последствии силу духа и стойкость Базарова.

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Что особенного выделил автор в портрете базарова

А вот здесь сразу вспоминаются русские футристы с их желанием сбросить кой-кого с корабля современности:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Он, наверное, кажется себе великим оригиналом, особенно в обществе, где мыслительная деятельность считается занятием вредным, но юношеского максимализма и желания потроллить окружающих в его нигилизме больше, чем оригинальных мыслей

Что особенного выделил автор в портрете базарова

По сути Базаров признаётся, что вся его философия упирается в софистику. Любой гладкий болтун, способный перекрутить его фразу в такую, на которую он, Базаров, разинет рот в недоумении, уже победил его по всем фронтам.

Иногда кажется, что перед нами выступает Дональд Трамп:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Таким людям я обычно желаю оказаться в поезде Москва-Пекин (146 часов в пути) в одном купе с Ангелой Меркель.

По сути Базаров часто высказывает взгляды родственные протестанстским культурам, в них слышны явные утилитаризм и непременный поиск выгоды:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

В последнем своём заявлении он звучит почти как Мичурин:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Подобные взгляды отражают ситуацию начавшейся научно-технической революции, но как раз её двигали страны с преобладающим или значительным протестанстским населением: Великобритания, США, Германия, Нидерланды, Швеция. Понятие «экологический баланс» не существовало вовсе. О необратимых губительных последствиях его нарушения никто ещё не задумывался. Базарову казалось, что он рассуждал оригинально и современно. На самом деле его мысль двигалась по банальному прозападному модному пути эпохи начала НТР.

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Источник

Внешность Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание в цитатах

Краткая характеристика внешности Базарова

Евгений Васильевич Базаров — это еще довольно молодой мужчина, которому около 30 лет. Известно, что он ровесник Анны Сергеевны Одинцовой, которой 28 лет.

У Базарова приятное лицо, несмотря на всю его холодность и резкость. Его одежда не отличается лоском и новизной. Евгений Базаров носит староватую, но приличную одежду. Он делает это гордо, с достоинством.

Твердый характер Евгения Базарова проявляется в его твердой походке и мужественном голосе. У него тонкие губы, что символизирует скрытность и холодность. Большой лоб Базарова — символ незаурядного ума.

Описание внешности Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»

«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. « (глава II)

«. я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, – прибавил Базаров с усмешкой. « (глава XXVI)

«. мы оба уже не первой молодости, особенно я. » (Анна Одинцова — Базарову, глава XXVI)

По мнению его друга Аркадия Кирсанова, у Базарова славное лицо:

«Не правда ли, какое у него славное лицо. « (глава XIV)

У Евгения Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, большие зеленоватые глаза, тонкие губы и темные брови:

Евгений носит бакенбарды:

«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. « (глава XVI)

«. и уверял, что он с своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте.» (глава X)

«. и висячими бакенбардами песочного цвету. « (глава II)

У него длинные густые темно-белокурые волосы:

У него красные руки с длинными жесткими пальцами:

«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. « (глава XXI)

«. обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал. « (глава II)

«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. « (глава XVI)

Евгений носит скромную и староватую одежду, в частности староватый фрак и старую шляпу:

«. цепкое болотное растение обвивало тулью* его старой круглой шляпы. » (глава V) (*тулья — верхняя часть шляпы)

«С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. « (глава XXV)

«. Базарова, облеченного в староватый фрак. « (глава XIV)

«. вот эту одёженку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. « (глава IV)

У Базарова ленивый и спокойный голос:

«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. » (глава II)

«. в его спокойном, но глухом голосе. » (глава XXVI)

«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. » (глава VI)

У Евгения твердая и стремительная походка, которая подчеркивает его твердый, суровый характер:

«. походка его, твердая и стремительно смелая. » (глава XXVII)

Источник

Характеристика и образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Что особенного выделил автор в портрете базароваОдним из самых ярких образов, созданных Тургеневым в романе «Отцы и дети» является образ Базарова. Один из главных героев произведения, он появляется в романе на первых страницах, вместе с Аркадием Кирсановым приехав в имение прогостить.

Внешность

В романе Евгений Васильевич Базаров предстает в длинном балахоне с кистями. Отцу Аркадия представился ленивым голосом, в котором не было ни тени почтения к возрасту Кирсанова-старшего. Тургенев так рисует портрет Базарова:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Тонкие губы, длинные и густые волосы, выпуклый просторный череп завершают облик Базарова. Он небрежен во всем: в манере говорить, одеваться, в общении. Говорит отрывисто, и словно, нехотя.

Евгению около 30 лет. Аркадий младше его, и старается во всем подражать Базарову, преклоняется перед ним.

Занятия и мировоззрения Базарова

Главный предмет его изучений – естественные науки. Он и здесь, в имении Кирсановых продолжает ставить опыты. Он стремится стать хорошим доктором, а потому изучает анатомию не только на теории, но и на практике. Он препарирует лягушек, и по их строению делает выводы о функционировании органов человека.

Делая характеристику Базарова, следует отметить, что Евгений принадлежит к дворянскому сословию. Его отец – военный врач и сын дьячка. Мать – потомственная дворянка, владела небольшим имением и 15 душами крестьян. Но он не считает себя дворянином и открещивается от дворянского сословия, считает дворянство бесполезным. Аркадию он говорит:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

В это время Аркадий рассказывает отцу и дяде о нигилистических воззрениях Базарова.

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Сам Евгений Васильевич о своих мировоззрениях говорит так:

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Базаров не одобряет того, что Павел Петрович следит за собой так, словно он собирается предстать в свете, хотя они живут в деревне. Павел Петрович в свою очередь отнесся к Базарову с едва скрываемым раздражением. За обедом между ними не раз вспыхивали ссоры, и даже дело дошло однажды до дуэли.

Базаров весьма внимательный. За короткое время он изучил состояние имения Кирсановых, приметил, что их мужики хитры и ленивы, а скот и лошади в плачевном состоянии. Своими наблюдениями он поделился с Аркадием.

Взаимоотношения с людьми

Базаров имел обыкновение рано вставать и гулять по окрестностям. В первое же утро он подружился с крестьянскими ребятишками. Он обладал способностью притягивать, располагать к себе людей, особенно низшего сословия, хоть и держался с ними небрежно. Тут же он поручил своим юным приятелям поймать лягушек.

У Базарова сложились теплые отношения с Фенечкой. Маленький Митя, сын Фенечки, тоже с доверием отнесся к Евгению Васильевичу, не стал противиться, когда тот взял его на руки. Дворовые Кирсановых видели в Базарове своего, не барина. Только Прокофьич не любил Базарова, а Павел Петрович и вовсе его возненавидел. Базаров прекрасно знает, что его ждут дома старушка мать и отец, однако, разъезжая по гостям, он не торопится домой, порадовать своих близких. А когда все-таки приехал, то ненадолго. Бедный отец был вынужден сдерживать чувства, подстраиваясь под Евгения, страдать в глубине души, когда он вместе с Аркадием уехал на следующий день.

Евгений влюбляется в Одинцову, но запрещает себе любить, закрывается от чувства, и тем самым причиняет страдания Анне Сергеевне и страдает сам.

Когда обращаешь внимание на то, как он общается с людьми, и относится к ним, складывается мнение, что он попросту использует их. Он отрицает искусства, поднимает на смех отца Аркадия, Николая Петровича, За то, что тот играет на виолончели. Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи. Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали.

Базаров – это еще один тип лишних людей, человек без будущего. Очевидно, поэтому Тургенев заканчивает роман его смертью. И в самом деле, с уходом Базарова в мир иной, когда прекращается его влияние на Аркадия, у того начинает складываться жизнь. Он женится на сестре Анны Сергеевны, Кате.

Источник

Внешность Базарова

Центральным образом романа Тургенева «Отцы и дети» является образ нигилиста и бунтаря Евгения Базарова. Уже с начала романа читатель имеет возможность познакомиться с ним, и внешность Базарова в романе «Отцы и дети» описана автором с его привычной гениальностью.

Внешнее описание героя

При первом знакомстве с другом сына, Николай Петрович испытывает недоумение от его внешности: он видит молодого человека, одетого в непонятный балахон. Казалось бы, что тут примечательного? Но гениальный мастер создания портретов, И. С. Тургенев, создает именно, примечательный образ.

В первую очередь, читатель сразу же видит не дворянское происхождение героя. Обветренные краснее руки без перчаток, некрасивое лицо, взъерошенные волосы. «Длинное, худое, с широким лбом …» лицо оживлялось очень редко, только тогда, когда он видел свое превосходство и мог этим воспользоваться.

Особое значение автор придает рукам Базарова. Их неухоженный вид указывает на то, что обладатель рук не боится работ, много внимания уделяет не только умственному, но и физическому труду. Не остается без внимания и высокий рост героя, и даже зрительно ощутимая физическая сила. Тургенев обращает внимание на незаурядность портрета Базарова: «крупные выпуклости просторного черепа…» дают право считать, что герой обладает недюжинным умом и способностями. Волос длинные, редкие, песочные бакенбарды. На таком невыразительном лице очень выделяются глаза героя – большие, выразительные, пронзительно зеленого цвета.

В описании Базарова автор использует такой распространенный пример, как контраст: недворянская внешность, но происхождение из дворян, демократизм и решимость, сила характера и воля к жизни. Все черты противопоставлены друг другу.

Читая роман внимательно, между строк можно предположить такую мысль: с одной стороны Базаров – революционер-нигилист, радеющий за народ, с другой – ему чужд народ, он видит свое превосходство над простым крестьянином.

Источник

Характеристика Базарова

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой человек, начинающий доктор Евгений Базаров. Это один из наиболее ярких и неоднозначных персонажей в русской литературе. Воинствующий демократ и нигилист, он стал воплощением молодого поколения, не признающего авторитеты и отрицающего привычные человеческие ценности. Характеристика Базарова важна для раскрытия извечной проблемы противостояния «отцов» и «детей». Это вечно живой образ, трагичность которого заключается во внутренних противоречиях и осознании собственной незначительности. Имея пылкое, бунтующее сердце, он отчаянно хочет любить и быть любимым, но бежит от этого чувства, считая его пережитком прошлого.

Что особенного выделил автор в портрете базарова

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Полное имя — Евгений Васильевич Базаров.

Возраст — точно не указан, примерно 27–30 лет.

Род занятий — студент-медик, будущий доктор.

Семья — отец Василий Иванович Базаров, мать Арина Власьевна Базарова.

Социальное положение — разночинец.

Происхождение — отец — полковой лекарь, мать — дворянка.

Воспитание — получил достойное воспитание, характерное для интеллигентных семейств.

Образование — получив домашнее образование, поступил в Петербургский университет на медицинский факультет.

Внешность — высокий худощавый молодой человек с продолговатым лицом, большими зелёными глазами и длинными светлыми волосами.

Характер — сильный, умный, трудолюбивый, настойчивый, циничный, самоуверенный, амбициозный, бескомпромиссный.

Положительные черты — независимый, деятельный, справедливый, умный, волевой; способен повести за собой.

Отрицательные черты — честолюбивый, высокомерный, циничный, отрицающий искусство и романтизм.

Произведение — «Отцы и дети».

Автор — Иван Сергеевич Тургенев.

Цитатная характеристика

Описание Базарова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Базарова основан на том, что он студент, будущий врач.

«…я будущий уездный лекарь».

Евгений Базаров — человек неблагородного происхождения, не дворянин. Его отец — простой человек, полковой лекарь, а мать мелкопоместная дворянка.

«…я ведь плебей, homo novus <новый человек (лат.).>— не из столбовых, не то, что моя благоверная…»

Источник: отец Базарова, Глава 21

«…Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени…»

«…Этот лекарский сын…»

«Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин».

Дед Базарова со стороны матери был дворянином, военным, а дед со стороны отца — скромным церковнослужителем в небольшой деревеньке.

«— Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров».

Евгений — единственный сын четы Базаровых.

«Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить… Я же у них один».

Родители Базарова живут в небольшом имении, доставшемся матери Евгения в наследство.

«…небольшая деревушка, где жили родители Базарова…»

«…виднелся дворянский домик под соломенною крышей».

«Весь его домик состоял из шести крошечных комнат».

День ангела, то есть день своего крещения, Базаров отмечает 22 июня.

«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела…»

Базаров является приятелем Аркадия Кирсанова, с которым тот совсем недавно завёл дружбу во время учёбы.

«…моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал».

Евгений Базаров — бедный молодой человек. Особенно остро он понимает свою бедность, влюбившись в богатую аристократку Одинцову.

«Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так дорожите?»

«…между вами и мною такое расстояние…»

«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал…»

Евгений — холостяк, одинокий человек, у которого нет жены и детей.

«…на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем…»

Внешность

Базаров — молодой человек, ему примерно 27–30 лет. Он старше 23-летнего Аркадия и приблизительно одного возраста с 28-летней Одинцовой.

«…мы оба уже не первой молодости, особенно я…»

Источник: Одинцова, Глава 26

«…на что мне моя молодость. »

Источник: Базаров, Глава 23

Базаров — высокий, стройный молодой мужчина.

«…к человеку высокого роста…»

«…в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре…»

У Базарова красные, обветренные руки, так как он, презирая роскошь, не носит перчатки.

«…стиснул его обнаженную красную руку…»

Портретная характеристика Базарова позволяет сделать вывод о значительных умственных способностях героя.

«…показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…»

«…не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа…»

Лицо Базарова весьма выразительное.

«…какое у него славное лицо…»

«…его лицо, строгое и желчное…»

У Базарова тёмные брови, длинные густые волосы светлого цвета, он носит бакенбарды.

«Его темно-белокурые волосы, длинные и густые…»

«…он с своими бакенбардами — настоящая свинья в кусте…»

«…и висячими бакенбардами песочного цвету…»

«Глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей…»

Внешний вид Базарова весьма неряшлив, поскольку герой не придаёт большого значения тому, какое впечатление он производит на окружающих. Его одежда не отличается ни модным покроем, ни добротностью.

«…в длинном балахоне с кистями…»

«Прокофьич, возьми же их шинель. Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одеженку» и, высоко подняв ее над головою, удалился на цыпочках».

«Его полотняное пальто и панталоны были запачканы в грязи; цепкое болотное растение обвивало тулью его старой круглой шляпы…»

«…Базарова, облеченного в староватый фрак…»

На балу Базаров не танцует.

«Базаров вовсе не танцевал…»

Евгений Базаров курит трубку.

«— Аркадий! — раздался из тарантаса голос Базарова, — пришли мне спичку, нечем трубку раскурить».

Базаров немногословен, при разговоре он зевает. Голос героя несколько ленивый, но в нем чувствуется твёрдость.

«…к его немногосложным и отрывочным речам…»

«…по обыкновению, полушутя, полузевая…»

«— Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею».

«…я вообще не привык высказываться…»

«…Он говорил, против обыкновения, довольно много».

«…отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом…»

«…в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»

Смертельная болезнь разительно меняет внешность Базарова.

«…до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами…»

Черты характера и поступки

Базаров — простой, скромный человек без излишних притязаний.

«…Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой — ты увидишь».

«…Он выше всего этого…»

«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»

Источник: Глава 5 аркадий

Как будущий дипломированный доктор, Евгений изучает естественные науки, проводит опыты.

«…Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает».

«…он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними…»

«…присутствовал при его физических и химических опытах…»

«…Это он их резать станет, — заметил Павел Петрович, — в принсипы не верит, а в лягушек верит…»

Базаров — умный молодой человек.

«…очень, по его словам, умный человек…»

«…Базаров умен и знающ…»

Одно из качеств Базарова — способность вызывать доверие у людей из низших сословий.

«…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно…»

«…Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин…»

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки…»

Несмотря на кажущуюся близость и понимание, Базаров презирает простых людей, а те, в свою очередь, втайне потешаются над ним.

«Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…»

Источник: Глава 27 крест

Базаров — человек деятельный, который не может жить без работы.

«…он обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь…»

«…Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…»

Базаров производит впечатление странного человека.

«”Странный этот лекарь!” — повторила она про себя».

По своим жизненным убеждениям Евгений Базаров является нигилистом, то есть человеком, отрицающим принятые в обществе нормы, устои, ценности.

«…а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?»

«…Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить…»

Для Базарова превыше всего стоит сам факт отрицания. Он не готов к созиданию, строительству чего-то нового и полезного для человечества.

«…Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам других подавай! нам других ломать надо!..»

Базаров — на редкость циничный человек.

«…Аркадия покоробило от цинизма Базарова…»

«…он считал его гордецом, нахалом, циником…»

Базаров признаёт только факты, научные данные.

«…И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все».

Базаров напрочь отрицает искусство, в котором не видит никакого практического смысла.

«…Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров…»

«…Вы, стало быть, искусства не признаете. »

«…Базаров и философию называл романтизмом…»

«…что Базаров не признает искусства…»

Для Базарова природа является лишь инструментом, но не источником вдохновения.

«…И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»

Базаров считает, что все люди, по большому счету, схожи между собой, и не видит смысла в том, чтобы заниматься изучением человеческой души.

«…изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой…»

Евгений Базаров считает лишними и неуместными чувства между мужчиной и женщиной. Брак, семья для него не представляют никакой ценности.

«…И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество…»

«…Базаров. — Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…»

«…любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни…»

«…но зачем ты сам лукавишь и говоришь: «дело хорошее», точно мне неизвестно твое мнение о браке. »

Евгений пренебрежительно отзывается о женщинах и имеет весьма нелестное представление об их умственных способностях.

Базаров считает ниже своего достоинства находиться в зависимости от женщины.

«…по-моему — лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это все… — Базаров чуть было не произнес своего любимого слова «романтизм», да удержался и сказал: — вздор… Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка…»

Одинцова становится первой и единственной женщиной, которой удалось вывести Базарова из душевного равновесия.

«…Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! бабы испугался!» — подумал он, и, развалясь в кресле не хуже Ситникова, заговорил преувеличенно развязно…»

«…Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия…»

«…и Аркадию в последний раз пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел…»

«…Настоящею причиной всей этой «новизны» было чувство, внушенное Базарову Одинцовой, — чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хотя отдаленно намекнул ему на возможность того, что в нем происходило…»

«…он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил. Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе…»

Одинцова смогла заинтересовать Базарова благодаря сочетанию ума и природной красоты, которую он так ценил в женщинах.

«— Этакое богатое тело! — продолжал Базаров, — хоть сейчас в анатомический театр».

«…Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты…»

В итоге Базаров, со своим категорическим отрицанием любви, вынужден признать, что влюблён в Одинцову.

«…Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились…»

«…Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»

Базаров любит, но совершенно не ценит своих старичков-родителей, которые видят в единственном сыне смысл всей своей жизни.

«…я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…»

Для Базарова характерно большое самолюбие, гордость.

«…И самолюбие какое противное…»

«…Вы — с вашим самолюбием…»

«…этот самоуверенный Базаров…»

«…его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия…»

Поведение Базарова отличается некоторой развязностью и пренебрежительным отношением к окружающим.

«…возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»

«…Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, — заметил Аркадий. — Ты его оскорбил…»

«…к его небрежным манерам…»

Базаров не признаёт ничьи авторитеты, принципы.

«…Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны…»

«…я придерживаюсь отрицательного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен— и баста. »

Базаров с большим презрением относится к аристократам с их изысканными манерами и привычкой к роскоши.

«…Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбивые, львиные привычки, фатство…»

«…Речь зашла об одном из соседних помещиков. «Дрянь, аристократишко», — равнодушно заметил Базаров…»

«…Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни; «как по рельсам катишься», — уверял он: ливрейные лакеи, чинные дворецкие оскорбляли его демократическое чувство…»

Евгений большое значение придает самосовершенствованию и полагает, что каждый человек способен «построить» себя сам и в жизни надеяться только на самого себя.

«…Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например…»

Базаров превыше всего ценит свою свободу, в том числе и финансовую. Он беден, но никогда не просит денежной поддержки у родителей.

«…другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу. »

Евгений — честный и бескорыстный человек, который в своих действиях не руководствуется выгодой.

Единственный человек, с которым Базаров способен быть добрым и внимательным, — это Фенечка.

«…Фенечке нравился Базаров; но и она ему нравилась. Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность…»

Во время вскрытия трупа тифозного больного Базаров заражается смертельной болезнью. Столь неожиданная скорая кончина пугает героя, который, несмотря на весь свой нигилизм, отчаянно хочет жить.

«…— Старина, — начал Базаров сиплым и медленным голосом, — дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь…»

«…Я не ожидал, что так скоро умру; это случайность, очень, по правде сказать, неприятная…»

«…— Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать. Старик, тот, по крайней мере, успел отвыкнуть от жизни, а я… »

Базарову сложно так рано уходить из жизни, но он до последнего пытается держаться, сохранить чувство собственного достоинства.

«…Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану…»

Перед смертью Базаров осознает всю тщетность своей деятельности, всей своей философии. Он раскаивается, что был слишком холоден с родителями — единственными людьми, которые его искренне любили.

«Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет… Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось… вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать… Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает…»

Воспитание

Аркадий вырос в атмосфере любви и полной свободы. Родители ни в чём не притесняли единственного сына.

«Главное — свобода; это мое правило… не надо стеснять…»

Источник: отец Базарова, Глава 21

Евгений получает высшее образование в университете в Петербурге. Его специальность — медицина.

Характеристика Базарова другими героями

Аркадий

Аркадий, несмотря на непродолжительное знакомство с Базаровым, считает его своим лучшим другом.

«— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал…»

«…Не правда ли, какое у него славное лицо? Это некто Базаров, мой приятель…»

Аркадий считает Базарова простым человеком, не любящим церемонии.

«…Ты с ним, пожалуйста, не церемонься. Он чудесный малый, такой простой — ты увидишь…»

«…Главное, не надо обращать на него внимания: он церемоний не любит…»

Аркадий восхищается глубоким умом и образованностью своего друга.

«…Главный предмет его — естественные науки. Да он все знает…»

От Аркадия все узнают, что Евгений Базаров является нигилистом.

Спустя некоторое время восторженный Аркадий начинает понимать, что Базаров является невероятно самовлюблённым человеком с большими амбициями.

«…Эге, ге. — подумал про себя Аркадий, и тут только открылась ему на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия. — Мы, стало быть, с тобой боги? то есть — ты бог, а олух уж не я ли. »

Несмотря на все недостатки Базарова, Аркадий искренне восхищается им и предрекает ему великое будущее.

«…— Ваш сын — один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, — с живостью ответил Аркадий…»

«…— Я уверен, — подхватил Аркадий, — что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи…»

Аркадий видит, что Базаров является глубоко несчастным человеком.

Павел Петрович Кирсанов

Павел Кирсанов недоумевает, как Базаров может не верить в принципы, но при этом верить в науку.

«…— Это он их резать станет, — заметил Павел Петрович, — в принсипы не верит, а в лягушек верит…»

Павел Петрович, будучи утончённым аристократом, плохо переносит развязное поведение Базарова, его неучтивость по отношению к другим людям.

«…Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое…»

Павел Кирсанов считает Базарова наглым гордецом, себялюбцем.

«…Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем…»

Николай Петрович Кирсанов

Николай Петрович недоволен тем, как Базаров влияет на его сына Аркадия. Будучи слабым, робким человеком, он побаивается самоуверенного и дерзкого Базарова.

«…Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия…»

Николай Кирсанов признаёт ум Базарова, а также его чрезмерное самолюбие, но пытается оправдать этот недостаток.

Одинцова

Базарову удается заочно заинтересовать Одинцову своими жизненными принципами.

«…Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить…»

«…«Странный этот лекарь!» — повторила она про себя…»

Одинцова отмечает противоречие натуры Базарова — при всей его природной скромности он обладает непомерным самолюбием.

«…Вы — с вашим самолюбием— уездный лекарь. »

Поближе узнав Базарова, Одинцова отмечает их большое внутреннее сходство.

«…Ну, теперь я понимаю, почему мы сошлись с вами; ведь и вы такой же, как я…»

Одинцовой нравится общество Базарова, способного держать её в некотором напряжении.

«…Останьтесь… с вами говорить весело… точно по краю пропасти ходишь. Сперва робеешь, а потом откуда смелость возьмется…»

Родители Базарова

Родители Базарова искренне восхищаются своим единственным сыном, которого они любят больше жизни.

Мать побаивается своего сына, обладающего строгим и резким нравом, но вместе с тем буквально боготворит его. Однако родители не смеют открыто изливать на сына свои чувства, так как знают, что он не любит проявления нежности.

«…Сына своего она любила и боялась несказанно…»

«…я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно — мать. »

«…но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нраваи видят в ней признак гордости или бесчувствия…»

Базаров-старший гордится тем, что сын его вырос честным, принципиальным, порядочным человеком.

Когда Евгений покидает наскучивших ему родителей после кратковременного отдыха у них, они глубоко страдают, но всячески пытаются оправдать жестокий поступок сына.

«…Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места…»

Василий Иванович очень гордится своим сыном, его умом, знаниями, способностями и считает его необыкновенным человеком.

«…подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли. »

«…мысль, что он имеет такого помощника, приводила его в восторг, наполняла его гордостью… ты, голубушка, должна ежеминутно Бога благодарить за то, что сын мой у меня гостит: по самой научной и новейшей методе тебя лечат теперь, понимаешь ли ты это? Император французов, Наполеон, и тот не имеет лучшего врача…»

Кукшина

Кукшина опасается Базарова, его острых и метких комментариев, безжалостной критики.

Катя сравнивает жёсткого и бескомпромиссного Базарова с хищником.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Базарова вместе!

Биография

Евгений Васильевич Базаров — молодой человек примерно 27–30 лет, студент медицинского факультета Петербургского университета, будущий уездный лекарь, то есть врач, который лечит население в деревнях и небольших городках.

Отцом Евгения был полковой лекарь Василий Иванович Базаров, человек простой, не аристократ, а мать, Арина Власьевна, была дворянкой. Долгое время семья скиталась по гарнизонам, но затем обосновалась в небольшом имении, принадлежавшем матери героя. Евгений, несмотря на благородное происхождение матери, не принадлежал к дворянскому сословию, поскольку оно передавалось лишь по мужской линии. Таким образом, Базаров принадлежал к разночинцам — межсословной категории населения Российской империи, интеллигентной прослойке без личного дворянства.

Будучи единственным, горячо любимым сыном, Евгений никогда и ни в чём не знал отказа. Его воспитывали без притеснения, давая много личной свободы. Получив домашнее образование, Евгений поступил в Петербургский университет на медицинский факультет. После его окончания он должен был работать уездным врачом.

Во время учёбы в университете Евгений познакомился с юным Аркадием Кирсановым и на время каникул отправился вместе с ним погостить в имении Кирсановых. Будучи убеждённым нигилистом, Евгений вызвал раздоры в аристократическом семействе и даже участвовал в дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым.

Евгений, убеждённый противник романтических чувств, страстно влюбился в умницу и красавицу Одинцову, однако был ею отвергнут. Он вернулся к старикам-родителям, и, пытаясь залечить душевную рану, занялся врачебной практикой. Порезавшись во время вскрытия трупа тифозного больного, он заразился смертельной болезнью и скоропостижно скончался.

Образ Базарова

Евгений Базаров — уникальная личность в системе мужских образов в русской литературе. Это сложный, многогранный, противоречивый характер, который постепенно раскрывается на пути всего произведения.

Базаров, согласно авторской оценке, обладает чертами нового человека. Он является воплощением молодого поколения, смелого и бескомпромиссного, способного без оглядки идти вперед. Преисполненный чувством юношеского максимализма и обладая твёрдой волей, он готов всё сокрушить на своем пути, совершенно не задумываясь о созидании.

Базаров — сторонник нигилизма, который очень точно передаёт его образ мыслей. Он отрицает все ценности и нормы поведения, принятые в обществе, потому что считает их бесполезными. Искусство, природа, романтические чувства, душевные переживания — всё это чуждо Базарову.

Но именно в этом категорическом отрицании и кроется внутренний и внешний конфликт героя. Презирая любовь и душевную близость, он отчаянно влюбляется в красавицу-аристократку Одинцову. Однако его чувство, серьёзное и глубокое, не находит отклика в сердце героини. Она восхищается умом и смелостью Базарова и готова быть ему другом, но не спутницей жизни.

Базаров намеренно подчёркивает свое простое происхождение и близость к народу. Он высмеивает аристократизм, дворянство, но сам при этом отличается непомерным самолюбием и гордыней. Евгений уверен, что создан для какой-то высшей цели, однако все его честолюбивые помыслы разбиваются на пороге смерти. Он с ужасом осознаёт, что все его слова, мысли и поступки ничего не стоят перед вечностью и ему ничего не удалось оставить после себя.

В чем трагизм образа Базарова

Евгений Базаров предстаёт сильным, решительным человеком, незаурядной личностью, способной противостоять общественным устоям. Несмотря на критику и непонимание со стороны окружающих, он уверенно продвигает собственные идеи мироустройства, в котором нет места искусству, любви, философии.

Будучи убежденным нигилистом, Базаров не признаёт какие-либо компромиссы и в итоге остаётся в полном одиночестве. Своих «учеников», Ситникова, Кукшину и даже Аркадия, Базаров откровенно презирает, не считая их зрелыми, достойными личностями. Круг его общения чрезвычайно узок — производя яркое первое впечатление своей неординарностью, Базаров быстро отталкивает от себя людей эгоизмом, самоуверенностью, гордыней.

Настоящим испытанием для героя становится его любовь к Одинцовой. Он, так сильно презиравший и высмеивавший любовь, становится заложником этого чувства. Как и каждый человек, Базаров в глубине душе отчаянно хочет любить и быть любимым, однако это столь естественное стремление не входит в перечень его жизненных ценностей, и в итоге герой чувствует себя глубоко несчастным, раздавленным.

Но самым большим разочарованием Базарова становится осознание того, что он совершенно бесполезен для России, общества и его уход из жизни останется никем не замеченным. Герой умирает с горьким чувством, понимая, что неправильно прожил свою жизнь и ничего изменить уже нельзя…

Речевая характеристика Базарова

При первом знакомстве с Базаровым автор отмечает ленивый и вместе с тем мужественный голос героя, в котором чувствуются небрежные, равнодушные интонации.

Базаров не видит ничего зазорного в том, чтобы женщину называть «бабой», зевать и потягиваться во время разговора, перебивать, неохотно или грубо отвечать на вопросы. Подобным поведением Базаров стремится показать, что ни во что не ставит светские представления о культурном общении.

К представителям аристократии Базаров относится демонстративно презрительно, используя суффиксы в уменьшительно-уничижительном значении и называя их «аристократишками».

Лишь в общении с Одинцовой Базаров меняется и говорит живо, увлечённо. Пытаясь ей понравиться, он на глазах меняется, становится культурным, приятным собеседником, способным занять интересным разговором.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *