Что особенного в понимании дружеских отношений у глухих детей

Развитие коммуникабельности и адекватного отношения к себе у детей с ОВЗ по слуху

Что особенного в понимании дружеских отношений у глухих детей Лидия Волкова
Развитие коммуникабельности и адекватного отношения к себе у детей с ОВЗ по слуху

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становлении определенных черт личности.

Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция, то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями ребенка и взрослого.

На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы.

Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта.

Неслышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений.

К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же,что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.

Уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям.

Развитиеэмоций происходит по следующим направлениям:

• дифференциация качеств эмоций;

• усложнение объектов, вызывающих эмоциональный отклик;

развитие способности регулировать эмоции и их внешние проявления.

Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям. Например, симпатия по отношению к близкому человеку возникает на основе накопления удовлетворяющих ребенка и приятных для него актов ситуативно-личностного общения. Такая эмоция может возникнуть по отношению к человеку, достаточно часто общающемуся с ребенком. Об этом свидетельствует и факт повышенной чувствительности младенцев с сохранным слухом к словесным воздействиям в первом полугодии жизни.

У маленьких глухих в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать, затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети недавно пришедшие в детский сад, ищут сочувствия у взрослы (педагогов, воспитателей); оторванные от дома, они ждут ласки, утешения, защиты. В начале пребывания в детском сад дети не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу.

Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему,обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие — такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. Важно действенное указание — пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.

В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть своей собственной игрушкой другому ребенку. К среднему и старшему дошкольному возрасту намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств. Положительный эмоциональный тон создается благодаря формиро-ванию сюжетно-ролевой игры, проведению праздников, дней рождения, общему укладу жизни в детском саду с установкой на другого человека, другого ребенка, на его переживания и трудности.

Важную роль в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. Внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика, понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человекам.

Относительно позднее знакомство с многообразием чувств человека, у глухих детей, может иметь целый ряд неблагоприятных последствий. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.

В процессе психического развития у детей с нарушениями слуха происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы. Они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы — памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.

Проблема становления межличностных отношений у детей с нарушениями слуха приобретает особое значение. Специфика развития личности ребенка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью его от социума. От микроклимата, созданного в коллективе, от личных взаимоотношений детей и взрослых зависит и то, уси-лится травмирующее влияние нарушения, вызывая при этом дополнительные невротические реакции, или оно нейтрализуется.

У детей глухих и слабослышащих — опыт общения не столь широк и разнообразен, поэтому для формирования у них межличностных отношений требуются специальные усилия со стороны взрослых — родителей и педагогов.При этом важны два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, нужно, чтобы дети усвоили нормы и правила поведения, необходимые при общении с другими людьми, с другой стороны, следует научить их распознавать личностные качества, выполнение или невыполнение норм и правил в реальном процессе общения, давать им оценку.

Таким образом, при работе с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо знать характерные для них особенности межличностных отношений и межличностного восприятия. Надо учитывать характер групповой дифференциации и те факторы, которые влияют на ребёнка. Важно выработать устойчиво положительный стиль отношения и уделять достаточное внимание ко всем детям. Что является одним из важнейших направлений совместной деятельности педагога и психолога в детском саду для детей с нарушениями слуха.

При формировании личности ребенка с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. При правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности.

Для формирования гармоничной личности, для развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения к другим людям. В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением.

В семьях, где дети имеют нарушения слуха, существуют специфические проблемы, осложняющие взаимоотношения между родителями, детьми, другими родственниками. Известно, что глухой ребенок обладает практически сохранным интеллектом и, сле-довательно, желанием общаться с другими людьми. Он может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих. Его родители могут принадлежать к социуму слышащих людей, переживших трагедию рождения ребенка с нарушением слуха и крах определенных надежд. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведет к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертности. Дальнейшее следствие — воз-никновение социальной изоляции, тяжелое переживание дискриминации. Подобная ситуация особым образом влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.

Большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. В семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих. В начале подросткового возраста у глухих детей, имеющих глухих родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные отношения с матерью, отцом, братьями и сестрами. В несколько большей степени, чем у слышащих, отмечаются проявления отрицательных отношений к отдельным членам семьи. Эмоциональное благополучие глухого ребенка в такой семье обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигаются более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слы-шащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.

Семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишенных многого в отношениях с окружающими.

Для глухого ребенка, особенно для того, кто воспитывается в семье слышащих родителей, наличие братьев и сестер играет положительную роль. Можно предположить, что глухой ребенок, безусловно, желая найти тесный эмоциональный контакт с родителями и не достигая этого, переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестер. Конечно, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребенка с братьями и сестрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание, что труднее происходит у них с родителями, которые не всегда способны понять и принять ребенка таким, какой он есть.

Таким образом, взаимоотношения ребенка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может: стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

Что особенного в понимании дружеских отношений у глухих детейФотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Подборка игр на развитие уверенности в себе. Часть I Важным показателем эффективного общения является уверенное поведение. Замкнутым, неуверенным детям бывает трудно установить дружеские отношения.

Подборка игр на развитие уверенности в себе. Часть II 1. Игры на развитие наблюдательности, внимания к сверстникам необходимых для эффективного общения. «Пошли письмо» Все играющие стоят в кругу.

Родительское собрание «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» в подготовительной группе «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольников» Цель:Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей в детском.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Детское воспитание через отношения в семье» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Источник

Межличностные отношения глухих подростков

Межличностные отношения глухих подростков

Общение является необходимым условием формирования каждой отдельной личности. В ходе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской и учебной информацией. Общение со сверстниками представляет собой особый вид жизнедеятельности подростков. Усиление потребности в общении вызывает два свойственных этому возрасту явления – ожидание общения и поиск его. Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Межличностное общение строится на вне ситуативно – личностной, эмоциональной основе и обеспечивает потребности в товариществе, дружбе, взаимопонимании, поддержке, признании.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Меняются темы и мотивы общения. Ведущей становится учебная деятельность.

Специфика развития личности глухого ребёнка обуславливается нарушением слуха и относительной изолированностью его от социума. Особенности развития личности глухого являются следствием недостатка развития речи, мышления, объема его знаний о развитии людей, а так же результатом того, что опыт общения у него резко снижен. Материалы исследования межличностных отношений показывают, что степень слухового дефекта и уровень развития речи действительно существенно влияет на круг общения неслышащих детей. Оказывая действенную помощь и ведя целенаправленно работу по формированию навыков общения, взрослые: родители, педагоги и знакомые могут внести неоценимый вклад в положительный опыт межличностных отношений неслышащих учащихся. Система коррекционной работы в образовательных учреждениях оказывает высокий эффект в становлении межличностных отношений неслышащих подростков.

Межличностные отношения неслышащих детей исследовали Э.Л.Вийтар, Т.Н.Прилепская, Т.Э.Пуйк, В.С.Собкин. Исследования Э.А.Вийтар показывают, что общение между детьми происходит в основном в узкой формальной группе (внутри класса). И главными критериями, побуждаемыми к взаимодействию, выступают успеваемость, уровень развития речи, степень сохранности слуха, дисциплинированность.

Хорошее устойчивое положение в классе неслышащих детей занимают 56% учащихся с развитой речью, хорошей успеваемостью и примерным поведением. Только 11% детей среди них имеют тяжёлые нарушения слуха. Исследования Э.А.Вийтар, М.М.Нудельмана показали, что отставание речевого развития затрудняет контакт с партнёром, заставляя прибегать к использованию невербальных средств общения.

Экспериментальные исследования проводились и с неслышащими детьми четвертых – шестых классов. Исследование проводилось поэтапно:

В эксперименте приняли участие 16 детей, учащиеся 4 – 6 классов. При исследовании особенностей межличностных отношений использовались методы наблюдения, беседы, констатирующего и формирующего эксперимента.

Беседа как метод исследования применялся для установления контакта

с детьми для успешности проведения эксперимента и выявления уровня сложившихся межличностных отношений среди одноклассников.

Наблюдения способствовали выявлению личностных качеств учащихся эмоционального реагирования на контакт со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.

Использовались методики исследования:

«Методика определения самооценки» Автор В.Г. Щур;

Методика незаконченных предложений, автор И.С. Полонский;

Графическая методика «Кактус», автор М.А. Панфилова.

С учащимися проводились беседы на темы: «Какие у тебя отношения с одноклассниками» и «Свободно ли ты чувствуешь себя среди одноклассников». Беседы проводились индивидуально с учетом желания детей.

Анализ данных, полученных в результате проведения бесед, показал следующее. Беседа по теме «Отношения с одноклассниками» выявила различный уровень построения отношений с одноклассниками от дружеских до нейтральных (рис.1).

Беседа по теме «Свободно ли ты чувствуешь себя среди одноклассников» способствовала выявлению того, насколько свободно неслышащие подростки чувствуют себя среди одноклассников (рис.2).

Рис.1 Отношения с одноклассниками

Рис.2 Свобода и скованность выбора.

Рис.2 Свободно ли ты чувствуешь себя среди одноклассников

Мы полагаем, что самооценка и оценка неслышащих подростков имеет свои особенности. Они выражаются в некотором сходстве и различии оценки и самооценки подростков, не имеющих нарушения слуха.

Таким образом, результаты исследования по «Методике определения уровня самооценки» В.Г.Щур показали следующие результаты (рисунки 3, 4, 5, 6, 7).

Неслышащие учащиеся не оценивают себя с отрицательной стороны (рис.3). Основная масса подростков дает себе высокую как самооценку, так и предполагаемую оценку со стороны сверстников и взрослых (рис.4). Никто из неслышащих детей, участников эксперимента, не дал себе отрицательную оценку по параметру, красивый – некрасивый (рис.5). Результаты исследования по параметру, добрый – злой, отличаются по своим показаниям от показателей предыдущих параметров (рис.6). Половина испытуемых считает, что взрослые и друзья считают их и не добрыми и не злыми. По параметру «здоровый – больной» (рис.7) все шестнадцать испытуемых дали высокую оценку своему здоровью, но меньше половины из них предполагают, что их здоровье так же оценят одноклассники и взрослые.

Рис.3 Оценка по параметру «Хороший – плохой»

Рис. 4 Оценка по параметру «Умный – глупый»

Рис. 5 Оценка по параметру «Красивый – некрасивый»

Рис. 6 Оценка по параметру «Добрый – злой»

Рис. 7 Оценка по параметру «Здоровый – больной»

Результаты эксперимента выявили наличие определенных особенностей в межличностных отношениях неслышащих школьников. Основными особенностями являются:

замедленный темп формирования или становления личности глухого;

узость читательских интересов;

более длительное время сохраняется неадекватность понимания окружающих, неадекватность понимания межличностных отношений, неадекватность самооценок;

морально – этические представления у глухих, хотя и соответствует социальным критериям общества, тем не менее, отмечаются определенные односторонние преимущества пользования конкретными понятиями без учета промежуточных оценок и недоразвития речи.

Причиной нарушения межличностных отношений глухих детей, как среди сверстников, так и со взрослыми становится недостаточное понимание друг друга.

Глухие недостаточно адекватно оценивают ситуации, т.к. не понимают тонкости отношений слышащих подростков. Тем не менее, в условиях специального обучения и воспитания личность глухого развивается в значительной степени лучше. С большим трудом формируется самооценка и оценка окружающих.

Глухие подростки, оценивая других, часто оценивают их по ситуации. С возрастом глухие называют больше значимых черт, которые относятся к дружеским.

У неслышащих учащихся в подростковом возрасте самооценка становится более адекватной, но имеет тенденцию к завышению или занижению. О себе, о ситуациях, о своих товарищах оценка носит несамостоятельный характер, в значительной степени зависит от оценки учителя или значимого взрослого или сверстника.

Взаимоотношения со сверстниками в основном строятся как дружеские или приятельские. Дети достаточно свободно чувствуют себя в коллективе сверстников.

Неслышащие подростки довольно свободны в межличностных отношениях в своем коллективе и даже, если не понимают сути общения, прибегают к тактике формальной поддержки.

Межличностные отношения вне школе строятся в зависимости от отношения окружающих к дефекту слуха и с опорой на мнение значимых людей.

С целью формирования положительного опыта межличностных отношений неслышащих подростков мы разработали программу коррекционных занятий.

В психокоррекции межличностных отношений неслышащих детей значительной является реализация индивидуального подхода. Наиболее оптимальной формой психокоррекции для неслышащих детей является групповая игровая форма коррекционной работы. Нами была использована игра в диагностических, коррекционных и развивающих целях. При такой форме работы широко использовались невербальные средства коммуникации, отвечающие за вступление в контакт. Основной целью занятий являлась помощь подросткам в личностном развитии, приобретении новых навыков в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, понимание языка чувств, понимание себя и других. Разнообразие видов игровых приемов (деловая игра, сюжетно – ролевая игра, интеллектуальная игра и т. д.) позволяет наиболее полно использовать все каналы коммуникации, вербальные и невербальные – язык жеста, тела, визуального образа, движения. Это особенно важно при работе с детьми, которые не имеют еще достаточно развитых средств выражения и управления межличностными отношениями. Опираясь на то, что игровая деятельность является ведущей для человека почти с момента его рождения, и к подростковому возрасту желание поиграть не исчезает, дает возможность использовать игру при работе с подростками, не нарушая их психическую целостность и душевное равновесие. Данная форма работы является привлекательной для ребят, так как позволяет им говорить о себе, своих желаниях потребностях именно в игровой форме, которая может быть социально значимой, открытой миру взрослых и сверстников, которые не всегда понимают их.

При реализации коррекционной программы для неслышащих подростков учитывались возрастные и индивидуальные особенности группы испытуемых в данный период. Подростки с удовольствием участвовали в коррекционных занятиях, обсуждали их с друзьями и родителями после. Было заметно как некоторые учащиеся, из занятия в занятие меняются в лучшую сторону. Исчезали скованность и напряженность, дети становились более активными. Они стали больше доверять друг другу, дружелюбнее, внимательнее. Целенаправленный характер, специальные приемы, позволяли продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых способов межличностных отношений. В игре использовались различные проблемные ситуации. В процессе работы закреплялась способность самостоятельно находить адекватные и нужные способы общения.

В ходе осуществления коррекционной работы взаимоотношения неслышащих подростков становятся более адекватными, что способствует их личностному развитию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *