Что особенного в e t a работы гофмана
Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография, личная жизнь, творчество
Красивые и чувственные сказки создавал немецкий писатель Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, биография которого интересна миллионам читателей. Из-под пера этого величайшего писателя выходили новеллы и романы, которые поражали своими готическими образами. Его чудесные сказки были созданы не для детей. Невозможно забыть Крошку Цахеса, уродливое и грубое создание, которое к тому же имеет незаурядный талант. Помнят все и Щелкунчика. Несчастный до конца своих дней вынужден дробить зубами орехи.
Детские годы
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился двадцать четвертого января 1776 года в Восточной Пруссии. Его родным городом стал Кенигсберг. В настоящее время этот город переименован в Калининград и находится он на территории России. В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер Эрнст стал третьим и последним ребенком.
Спустя два года после рождения будущего писателя родители расстались, и отец, забрав старшего сына, Иоанна Людвига, уехал в Инстербург. Мать же осталась с младшим одна, так как средний мальчик умер еще во младенчестве.
Увлечения композитора и писателя
С детских лет Эрнст Гофман, биография которого связана с литературой, увлекался рисованием и писательством. Нравилась ему и игра на фортепиано. Но вот только развить эти навыки было невозможно, так как он находился в такой провинции, куда не доходили знания об искусстве.
Образование
В 1787 году будущий писатель подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который потом стал известным политическим деятелем. Именно Гиппель познакомил Гофмана с творчеством известного философа Иммануила Канта. В 1792 году Эрнст смог прослушать даже несколько лекций прославленного философа.
Гофман-композитор
Эрнст Гофман, биография которого интересна миллионам читателей, много переезжал в 1790 году. Так, он сначала побывал в Глогуве, затем посетил Дрезден, где огромное впечатление на него оказали картины Корреджо и Рафаэля, и лишь только после этого он попал в Берлин. В столице Германии Гофман попробовал себя и в качестве композитора. Молодой и пока еще никому не известный человек написал оперетту «Маска».
Своим музыкальным произведением Гофман решил рискнуть и поделиться с королевой Пруссии Луизой. Интересен тот факт, что государыня не только ответила, но и посоветовала обратиться к директору Королевского театра. Действительно, по ее рекомендации там были готовы принять произведение. Но ответа, который бы был многообещающим, Гофман так и не дождался, поэтому он просто уехал в Позен.
Карикатурные портреты
Впервые оторванный от родственников, Эрнст Гофман, биография которого подробно описана в этой статье, занялся тем творчеством, которое в то время считалось развратным. Занятие это было шутливое. Так, в 1802 году будущий писатель Гофман увлекся карикатурными портретами. Он часто ездил на балы, где от скуки рисовал шуточные портреты прусских офицеров.
Юноша сам не заметил, как его портреты расходились между гостями, а когда стал известен автор карикатур, на него посыпался шквал жалоб. Но власти Берлина были хорошо знакомы с родом Гофмана и не решались как-либо наказать Эрнста, поэтому его сослали в Плоцк. Но даже такое наказание негативно сказалось на психическом здоровье будущего писателя. Он продолжал рисовать карикатуры, но только уже на самого себя, изображая себя тонущим в грязи. Везде на его карикатурных рисунках было и изображение необразованных сельчан.
Литературная деятельность
Литературным творчеством Гофман занялся, когда находился в ссылке в Плоцке. Он вел затворнический образ жизни и тогда же начал писать. Сначала он написал заметки о театре и тут же направил их на конкурс в газету. Из его четырнадцати работ ни одна так и не получила приза. Но зато Гофману дали сто золотых монет за талантливое их прочтение.
В 1804 году Эрнст Гофман получает должность в Варшаве и сразу же отправляется туда, но по дороге заезжает в родной город Кенигсберг, в котором после он никогда не был. Как впоследствии признавался сам писатель, годы, которые он провел в Польше, для него были самыми счастливыми. Именно здесь состоялось его знакомство с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, который потом станет его биографом.
В то время Гитциг состоял в литературном обществе «Северные звезды» и прекрасно разбирался в книгах. Он-то и помог будущему писателю познакомиться с творчеством Людвига Тика, Ахима фор Арнима, Новалиса и других немецких писателей, которые оказали большое влияние на слог Гофмана.
Вдохновленный новыми знакомствами, молодой человек в 1804 году сочиняет зингшпиль «Веселые музыканты», который состоит из двух актов. Это творение создано на произведении Клеменса Брентано. На обложке будущий писатель впервые использовал псевдоним Эрнст Теодор Амадей Гофман. Так, имя Амадей он присвоил в память о Моцарте. Но уже в 1806 году войска Наполеона захватили Варшаву. В оккупированном городе, где не было работы, Гофману было тяжело выживать. Ему приходилось голодать, но еще сильнее была тоска по семье.
После этого Эрнст начинает успешно создавать литературные произведения. В это время Гофман, книги которого интересуют уже многих, создает произведение «Золотой горшок», а также в этом же 1814 году он завершает сочинение и оперы «Ундина». Уже на следующий год он начинает писать «Эликсир сатаны», надеясь, что это произведение принесет ему хорошую прибыль. Но его надежды не оправдались. Зато прекрасно общественность приняла его короткие рассказы, которые он разместил в сборнике «Фантазии в манере Калло».
Гофман создает произведения для детей. Это такие сказки, как «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король» и другие.
Но не все сочиненные им истории подходят для детского прочтения. Есть и такие произведения, которые у читателя вызывают ужас. Это и «Ночные этюды», и «Песочный человек» и другие.
Известно, что в 1819 году Гофман, сочиняет свое произведение «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Добрая фея распространяет на уродливого и злого крошку Цахеса заклинание, и вскоре окружающие перестают замечать его внешнее уродство. Даже его злые шутки начинают нравиться всем вокруг. И лишь только творческие люди, такие как студент Бальтазар, видят его прежним, так как колдовство не может противостоять творчеству.
Вскоре выясняется, что студент Бальтазар влюблен в дочь ученого Кандиду. Но крошка Цахес, зная об этом, пытается очаровать девушку. Чтобы спасти девушку и не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.
В 1819 году выходит из печати первый том романа «Житейские воззрения Кота Мурра», где повествование ведется от лица кота. Мурр живет при дворе Иоганнеса Крейслера. Иногда описание не связано по смыслу, но это была такая задумка автора, который решил, что кот в порыве творческих мук вырывает несколько листов из жизнеописания своего хозяина. Кстати, хозяин кота – это гениальный композитор.
Но это произведение еще интересно и тем, что оно автобиографично: Крейслер – это Гофман, а Мурр – это котенок писателя. Он умер к концу второго тома. Кстати, второй том романа Гофмана был издан в 1821 году.
«Золотой горшок»
Необычная сказка Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни.
Неожиданно в кусте бузины он замечает трех прелестных змеек и влюбляется в Серпентину, которая, как потом выясняется, является дочерью саламандры. В это время дочь чиновника Паульмана обращается к старой колдунье. Вероника желает приворожить к себе Ансельма. Студент не может выбрать между Вероникой и Серпентиной. Но Вероника выходит замуж за регистратора.
Студент старается помочь и переписывает для Линдхорста манускрипты, но неожиданно ставит кляксу и сразу же вызывает гнев. Наказание следует незамедлительно, и его заточают в хрустальную банку, которую ставят на полку. Но в конце сказки он все-таки уже свободен и счастлив с Серпентиной.
«Щелкунчик и Мышиный король»
Это прекрасный юноша, которого заколдовала королева Мышильда. Чтобы вернуть свой прежний облик, ему необходимо не только побороть короля мышей, но и найти свою прекрасную даму.
«Повелитель блох»
Когда же Тис проходит ряд испытаний, то узнает, что и сам является мистическим королем Секакисе и владеет могущественным талисманом.
Личная жизнь
Известно, что в 1794 году у известного писателя Гофмана случился роман с замужней женщиной. Дора Хатт давала уроки музыки, имела мужа и была старше Эрнста на десять лет. У нее было шестеро детей. Семья, узнав об этом романе, воспротивилась, и вскоре Эрнст был отослан в Глогув. Зато в 1801 году он женился, взяв в жены Марианну Теклу Михалину Рорер, которая имела еще и прозвище Миша. Через четыре года в их семье родилась дочь Цецилия, которая, едва достигнув двух лет, умерла.
А уже в 1810 году, оставаясь женатым мужчиной, Эрнст Гофман влюбился в юную ученицу. Чувства к Джулии Марк были настолько явными, что это заметили родители девушки и тут же выдали ее замуж. Писатель так сильно это переживал, что даже чуть не свел счеты с жизнью. Этому роману, который так неудачно у него сложился, в 1813 году он посвятил новеллу «Дон Жуан».
Смерть писателя
Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.
Страдая от болезни, ему приходилось еще и бороться с судебной несправедливостью, так как в своем последнем романе «Повелитель блох» он создал карикатуру на комиссара Кампца. А когда тот стал у власти, то решил отомстить писателю и арестовать его. Но король написал выговор автору, а его роман подвергся жесточайшей цензуре. А двадцать пятого июня 1822 года Эрнст Гофман умер от сифилиса. Ему было всего сорок шесть лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина.
статья Особенности фантастики в творчестве Э.Т.А. Гофмана
ОСОБЕННОСТИ ФАНТАСТИКИ В Э.Т.А. ГОФМАНА
приема фантастики у
Он ощущал жизнь как трагедию поэзии и прозы, в всегда торжествует : оттого сквозь гармонию то здесь, то там прорываются отчаяния.
Для Гофмана тема искусства и художника была, условно говоря, родовой, неотъемлемой частью его бытия, ведь по натуре своей он был художником в самом широком смысле этого слова, или, как сказали бы в прошлом веке, обладал натурой артистической. Всю жизнь он серьезно, профессионально занимался музыкой, театром, неплохо рисовал. Глубочайшие «следы» его разнообразных занятий оставлены им в литературных произведениях.
В сущности, это хрестоматия глубинной психологии, написанная за столетие до ее возникновения. К тому же избранная Гофманом форма, возможно, и есть самое убедительное средство изображения этого безумного мира.
Роль фантастики в творчестве Гофмана
В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей.
Фантастика в прямом её значении (письма Натанаэля) снимается неявной или завуалированной фантастикой (цепи совпадений и намеков с прежде уже намеченным в подсознании читателя собственно фантастическим планом). Завуалированная фантастика поддерживается особыми поэтическими средствами. Собственно фантастическое концентрируется в одном месте (письма Натанаэля). Это фантастическая предыстория. Далее повествование о фантастическом переходит в форму слухов и сна. Воплощение художественной грезы «предполагает временное выпадение из активизма практической жизни, отдохновение от нее»[1;186]. У Гофмана сон – это предполагаемо «вещий сон, долженствующий стать явью, он не только предуготовляет, но даже буквально открывает собой (должен открывать) доподлинно радикальную перемену в жизни» [1;186].
С самого начала новелла Гофмана представляет два противоположных взгляда на странное и чудесно-мистическое в жизни – романтический (письма Натанаэля) и реально-прагматический (письма Клары). Натанаэля преследуют мистические видения, во всей реальности он видит лишь проявления тёмных злых сил, связанных с воспоминаниями детства (мать его пугала страшным образом Песочного человека, который в воображении мальчика соединился с образом алхимика Коппелиуса).
Гофман делает эту фигуру в воображении Натанаэля дьяволом, злым духом. Клара убеждает Натанаэля в том, что всё описанное произошло только в его душе. В письмах Натанаэля наличествуют фантастические персонажи, в письмах Клары фантастики нет; она пытается объяснить все видения Натанаэля.
Письма персонажей сменяет рассказ от лица повествователя, который не опровергает и не подтверждает странных видений Натанаэля. Он ведет рассказ дальше, делая акцент на многих странных совпадениях, так, что образы злых сил сосредоточиваются в Песочнике, но это образы разных людей, напоминающие страхи из детства героя. Коппола – механик и оптик – одной фразой «…Есть глаз, хороший глаз» заставляет Натанаэля вспомнить глаза Песочника и т.п. Но к рационалистическим рассуждениям Клары автор не присоединяется, ему ближе мироощущение Натанаэля.
Гофмановский принцип завуалированной фантастики разделял А. Погорельский («Двойник, или Мои вечера в Малороссии», 1828). Проблема воображения у А. Погорельского созвучна гофмановской: «Человек имеет особенную склонность ко всему чудесному, ко всему выходящему из обыкновенного порядка воображение человека может представлять ему вещи, которые в самом деле не существуют» [6; 185]. «Нет деяния столь безумного, до которого не мог быть доведён человек, не умеющий обуздать своего воображения» [4;170]. Эти рассуждения двойника А. Погорельского можно с полным основанием применить к некоторым героям-музыкантам Гофмана, которые либо уходят в мир грёз, либо сходят с ума (Натанаэль, Крейслер). «Пагубные последствия необузданного воображения» А. Погорельского вольно передают мотивации поведения главного героя «Песочного человека», «обнажая параллелизм фантастического и реального» [6. С. 61]. Смысл раскрывается в гротескной теме омертвения живого с использованием мотива куклы, игрушки, автомата, марионетки.
Таким образом, фантастика Гофмана скрытая, сочетающаяся в рамках художественного произведения с реальностью.
Эрнст Теодор Амадей Гофман: биография, личная жизнь, творчество
Эрнст Гофман – немецкий писатель-романтик, художник, юрист и композитор. Был очень разносторонней личностью. За свою биографию ему удалось создать множество гениальных произведений в области литературы и музыки.
В биографии Гофмана много драматических моментов, о которых мы вам расскажем. Но обо всем по порядку.
Итак, перед вами краткая биография Гофмана.
Детские годы
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился двадцать четвертого января 1776 года в Восточной Пруссии. Его родным городом стал Кенигсберг. В настоящее время этот город переименован в Калининград и находится он на территории России. В семье Кристофа Людвига Гофмана и Ловизы Альбертины Доффер Эрнст стал третьим и последним ребенком.
Спустя два года после рождения будущего писателя родители расстались, и отец, забрав старшего сына, Иоанна Людвига, уехал в Инстербург. Мать же осталась с младшим одна, так как средний мальчик умер еще во младенчестве.
Юношеские годы: обучение в университете
По примеру дяди и отца Гофман решил заниматься юриспруденцией, однако приверженность семейному делу сыграла с ним злую шутку. Блестяще окончив Кёнигсбергский университет, молодой человек покинул родной город и несколько лет служил судейским чиновником в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве. Однако, как и многие талантливые люди, Гофман постоянно ощущал неудовлетворенность тихой мещанской жизнью, пытаясь вырваться из затягивающей рутины и начать зарабатывать на жизнь музыкой и рисованием. С 1807 по 1808 год, живя в Берлине, Гофман зарабатывал на жизнь частными уроками музыки.
Образование
Начиная с 1781 года в течение одиннадцати лет Эрнст Гофман (годы жизни писателя — 1776-1822) обучался в лютеранской школе. В свободное от учебы время он еще и самостоятельно изучал творчество Свифта, Руссо, Шиллера и других.
В 1787 году будущий писатель подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, который потом стал известным политическим деятелем. Именно Гиппель познакомил Гофмана с творчеством известного философа Иммануила Канта. В 1792 году Эрнст смог прослушать даже несколько лекций прославленного философа.
Гофман-композитор
Эрнст Гофман, биография которого интересна миллионам читателей, много переезжал в 1790 году. Так, он сначала побывал в Глогуве, затем посетил Дрезден, где огромное впечатление на него оказали картины Корреджо и Рафаэля, и лишь только после этого он попал в Берлин. В столице Германии Гофман попробовал себя и в качестве композитора. Молодой и пока еще никому не известный человек написал оперетту «Маска».
Своим музыкальным произведением Гофман решил рискнуть и поделиться с королевой Пруссии Луизой. Интересен тот факт, что государыня не только ответила, но и посоветовала обратиться к директору Королевского театра. Действительно, по ее рекомендации там были готовы принять произведение. Но ответа, который бы был многообещающим, Гофман так и не дождался, поэтому он просто уехал в Позен.
Начало творческого пути
В конце 1790-х Гофман становится композитором, он взял себе псевдоним Иоганн Крейслер. Есть несколько произведений, которые достаточно известны, например, — написанная им в 1812 году опера под названием «Аврора». Также Гофман работал в Бамберге в театре и служил капельмейстером, а также был дирижером.
Так сложилась судьба, что Гофман вернулся на госслужбу. Когда он сдал экзамен в 1800 году, то стал работать асессором в Верховном суде Познани. В этом городе он и встретил Михаэлину, с которой вступил в брак.
Карикатурные портреты
Впервые оторванный от родственников, Эрнст Гофман, биография которого подробно описана в этой статье, занялся тем творчеством, которое в то время считалось развратным. Занятие это было шутливое. Так, в 1802 году будущий писатель Гофман увлекся карикатурными портретами. Он часто ездил на балы, где от скуки рисовал шуточные портреты прусских офицеров.
Юноша сам не заметил, как его портреты расходились между гостями, а когда стал известен автор карикатур, на него посыпался шквал жалоб. Но власти Берлина были хорошо знакомы с родом Гофмана и не решались как-либо наказать Эрнста, поэтому его сослали в Плоцк. Но даже такое наказание негативно сказалось на психическом здоровье будущего писателя. Он продолжал рисовать карикатуры, но только уже на самого себя, изображая себя тонущим в грязи. Везде на его карикатурных рисунках было и изображение необразованных сельчан.
Литературная деятельность
Литературным творчеством Гофман занялся, когда находился в ссылке в Плоцке. Он вел затворнический образ жизни и тогда же начал писать. Сначала он написал заметки о театре и тут же направил их на конкурс в газету. Из его четырнадцати работ ни одна так и не получила приза. Но зато Гофману дали сто золотых монет за талантливое их прочтение.
В 1804 году Эрнст Гофман получает должность в Варшаве и сразу же отправляется туда, но по дороге заезжает в родной город Кенигсберг, в котором после он никогда не был. Как впоследствии признавался сам писатель, годы, которые он провел в Польше, для него были самыми счастливыми. Именно здесь состоялось его знакомство с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, который потом станет его биографом.
В то время Гитциг состоял в литературном обществе «Северные звезды» и прекрасно разбирался в книгах. Он-то и помог будущему писателю познакомиться с творчеством Людвига Тика, Ахима фор Арнима, Новалиса и других немецких писателей, которые оказали большое влияние на слог Гофмана.
Вдохновленный новыми знакомствами, молодой человек в 1804 году сочиняет зингшпиль «Веселые музыканты», который состоит из двух актов. Это творение создано на произведении Клеменса Брентано. На обложке будущий писатель впервые использовал псевдоним Эрнст Теодор Амадей Гофман. Так, имя Амадей он присвоил в память о Моцарте. Но уже в 1806 году войска Наполеона захватили Варшаву. В оккупированном городе, где не было работы, Гофману было тяжело выживать. Ему приходилось голодать, но еще сильнее была тоска по семье.
В таких тяжелых условиях он сочинил свое лучшее музыкальное произведение. Чуть позже авторство «Песни шестой» будет приписано главному герою романа «Житейские воззрения Кота Мурра» Иоганнесу Клейслеру. А в 1809 году он публикует свое первое литературное произведение. По сюжету новеллы «Кавалер Глюк» главный герой — мужчина — встречает умершего композитора Кристофа Виллибальда Глюка.
После этого Эрнст начинает успешно создавать литературные произведения. В это время Гофман, книги которого интересуют уже многих, создает произведение «Золотой горшок», а также в этом же 1814 году он завершает сочинение и оперы «Ундина». Уже на следующий год он начинает писать «Эликсир сатаны», надеясь, что это произведение принесет ему хорошую прибыль. Но его надежды не оправдались. Зато прекрасно общественность приняла его короткие рассказы, которые он разместил в сборнике «Фантазии в манере Калло».
Гофман создает произведения для детей. Это такие сказки, как «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король» и другие.
Но не все сочиненные им истории подходят для детского прочтения. Есть и такие произведения, которые у читателя вызывают ужас. Это и «Ночные этюды», и «Песочный человек» и другие.
Известно, что в 1819 году Гофман, сочиняет свое произведение «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Добрая фея распространяет на уродливого и злого крошку Цахеса заклинание, и вскоре окружающие перестают замечать его внешнее уродство. Даже его злые шутки начинают нравиться всем вокруг. И лишь только творческие люди, такие как студент Бальтазар, видят его прежним, так как колдовство не может противостоять творчеству.
Вскоре выясняется, что студент Бальтазар влюблен в дочь ученого Кандиду. Но крошка Цахес, зная об этом, пытается очаровать девушку. Чтобы спасти девушку и не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.
В 1819 году выходит из печати первый том романа «Житейские воззрения Кота Мурра», где повествование ведется от лица кота. Мурр живет при дворе Иоганнеса Крейслера. Иногда описание не связано по смыслу, но это была такая задумка автора, который решил, что кот в порыве творческих мук вырывает несколько листов из жизнеописания своего хозяина. Кстати, хозяин кота – это гениальный композитор.
Но это произведение еще интересно и тем, что оно автобиографично: Крейслер – это Гофман, а Мурр – это котенок писателя. Он умер к концу второго тома. Кстати, второй том романа Гофмана был издан в 1821 году.
Основные особенности творчества Э.Т.А Гофмана
Период литературного творчества Гофмана приходится на эпоху расцвета немецкого романтизма. В произведениях писателя можно проследить основные черты Йенской школы романтизма: реализация идеи романтической иронии, признание цельности и многогранности искусства, воплощение образа идеального художника. Э. Гофман также показывает конфликт между романтической утопией и реальным миром, однако, в отличие от Йенских романтиков, его героя постепенно поглощает материальный мир. Писатель иронизирует над своими романтическими персонажами, стремящимися найти свободу в искусстве.
«Золотой горшок»
Необычная сказка Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни.
Неожиданно в кусте бузины он замечает трех прелестных змеек и влюбляется в Серпентину, которая, как потом выясняется, является дочерью саламандры. В это время дочь чиновника Паульмана обращается к старой колдунье. Вероника желает приворожить к себе Ансельма. Студент не может выбрать между Вероникой и Серпентиной. Но Вероника выходит замуж за регистратора.
Студент старается помочь и переписывает для Линдхорста манускрипты, но неожиданно ставит кляксу и сразу же вызывает гнев. Наказание следует незамедлительно, и его заточают в хрустальную банку, которую ставят на полку. Но в конце сказки он все-таки уже свободен и счастлив с Серпентиной.
«История о пропавшем отражении»
Интересен факт, что вообще в произведениях автора то и дело где-нибудь проглядывает мистическое, а уж про необычное и говорить не стоит. Умело смешивая юмор и нравственное начало, чувства и эмоции, реальный и нереальный мир, Гофман добивается полного внимания своего читателя.
Этот факт можно проследить в интересном произведении «История о пропавшем отражении». Эразм Спикер очень сильно хотел посетить Италию, чего и смог добиться, однако там он встретил прекрасную девушку Джульетту. Он совершил плохой поступок, вследствие чего ему пришлось уехать домой. Рассказывая все Джульетте, он говорит, что хотел бы с ней остаться навечно. В ответ она просит его, отдать свое отражение.
«Щелкунчик и Мышиный король»
В 1816 году известный писатель Эрнст Гофман, личная жизнь которого интересует многих, создает новую сказку, которую задумывает специально для детей. Его произведение со временем станет культовым, так как оно будет не только экранизировано — по нему будет поставлен балет Петра Чайковского, и созданы в разное время многочисленные мультипликационные фильмы.
Сюжет этой детской сказки повествует о Щелкунчике и девочке Мари. Как известно, главный герой — это Щелкунчик, который умеет разгрызать грецкие орехи. Такую интересную игрушку подарили девочке. Однажды Мари приходится наблюдать за тем, как ее новая и отважная игрушка вступает в бой с Мышиным королем. И вдруг, как в сказке, выясняется, что Щелкунчик не всегда был такой игрушкой.
Это прекрасный юноша, которого заколдовала королева Мышильда. Чтобы вернуть свой прежний облик, ему необходимо не только побороть короля мышей, но и найти свою прекрасную даму.
Краткий анализ
Если сделать анализ произведения Гофмана «Щелкунчик», то заметно, что писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку.
Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели — победы над Мышиным королем.
«Повелитель блох»
Роман Гофмана «Повелитель блох» был написан в 1822 году. Сюжет этого романа переносит читателя во Франкфурт-на-Майне. Главный герой романа — Перегринус Тис, который живет уединенно и старается не сталкиваться с женщинами. Но неожиданно он оказывается втянутым в таинственную игру мистических сил. Он, совсем того не зная, однажды приютил у себя повелителя блох.
Когда же Тис проходит ряд испытаний, то узнает, что и сам является мистическим королем Секакисе и владеет могущественным талисманом.
Цитаты
Судя по тому, что я знаю и читал о любви, это, собственно говоря, род психического недуга, который у человеческой породы выражается в особых припадках безумия; они принимают какое-нибудь существо совсем не за то, что оно есть на самом деле; например, обыкновенную низкорослую толстушку, штопающую чулки, они почитают богиней.
У мудрых отцов порой рождаются преглупые сынки.
Весьма часто случается в жизни, что тот или иной человек представляется окружающим особенно честным и добродетельным как раз в ту пору, когда он затевает какую-нибудь мошенническую проделку.
Есть ли более приятное состояние, чем довольство собой?
Личная жизнь
Известно, что в 1794 году у известного писателя Гофмана случился роман с замужней женщиной. Дора Хатт давала уроки музыки, имела мужа и была старше Эрнста на десять лет. У нее было шестеро детей. Семья, узнав об этом романе, воспротивилась, и вскоре Эрнст был отослан в Глогув. Зато в 1801 году он женился, взяв в жены Марианну Теклу Михалину Рорер, которая имела еще и прозвище Миша. Через четыре года в их семье родилась дочь Цецилия, которая, едва достигнув двух лет, умерла.
А уже в 1810 году, оставаясь женатым мужчиной, Эрнст Гофман влюбился в юную ученицу. Чувства к Джулии Марк были настолько явными, что это заметили родители девушки и тут же выдали ее замуж. Писатель так сильно это переживал, что даже чуть не свел счеты с жизнью. Этому роману, который так неудачно у него сложился, в 1813 году он посвятил новеллу «Дон Жуан».
Смерть писателя
Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.
Страдая от болезни, ему приходилось еще и бороться с судебной несправедливостью, так как в своем последнем романе «Повелитель блох» он создал карикатуру на комиссара Кампца. А когда тот стал у власти, то решил отомстить писателю и арестовать его. Но король написал выговор автору, а его роман подвергся жесточайшей цензуре. А двадцать пятого июня 1822 года Эрнст Гофман умер от сифилиса. Ему было всего сорок шесть лет. Могила находится на Иерусалимском кладбище Берлина.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Эрнст Теодор Амадей Гофман
(1776-1822)
Эрнст Теодор Амадей Гофман родился 24 января 1776 года Кёнигсберге, умер 25 июня в Берлине в 1822 году. Первоначально носил имя Эрнст Теодор Вильгельм, но, будучи поклонником Моцарта, изменил имя в 1805 г. Кроме этого, великий Гофман, как композитор, работал под псевдонимом Иоганн Крейслер (Johannes Kreisler).
В Кёнисгберге Гофман прожил двадцать лет, получил университетское образование, начинал свои первые робкие шаги в живописи, музыке, литературе. Гофману еще не было и двадцати лет, когда он полюбил Доротею Хатт, которую он обучал музыке и которая была замужней дамой, почти на десять лет старше его. В глазах обывателей Кёнигсберга это была скандальная история. Собственно, эта мещанская публика и заставила юношу покинуть город. В одной из новелл, включенных в его «Ночные пьесы», которая называлась «Майорат» и была написана в 1816-17 годах, где действие, связанное со смертью и привидениями, происходит на соседнем берегу Балтийского моря, воссоздал Гофман образ своей любимой и историю своей юношеской любви, скрыв правду за художественным вымыслом. Образы, навеянные воспоминаниями о прошедших в Кёнигсберге детстве и юности, воскресают также в его «Враге музыки», который был написан в 1814 году и высмеивал доморощенный «центр виртуозов» (из крейслерианы в «Фантастических пьесах в манере Калло»), а также в истории жизни капельмейстера Крейслера, описанной в главном произведении Гофмана – «Житейские воззрения кота Мурра» (1819-1821). В 1796 году Гофман покинул Кёнигсберг, и лишь однажды вернулся в этот город для последней встречи с ним в 1804 году. Тогда же он получил известие о смерти Доры Хатт.
Родился Гофман в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797). Его отец был способным адвокатом, человеком мечтающим и увлекающимся. Мать, Ловиза Альбертина Дерфер, по характеру – полная противоположность своему супругу. Когда мальчику было три года, его родители разошлись. С этого времени Эрнст воспитывался в доме бабушки по материнской линии Ловизы Софи Дерфер под влиянием своего дяди-юриста, а отец через четыре года перевелся в Инстербург.
Дом Дерферов – это собрание характеров, которые так или иначе помогли духовно сформироваться будущему писателю. Бабушка была неизменно добра, Эрнст всегда искренне почитал ее. Мать Гофмана с годами все более замыкалась в себе и потихоньку старела, болезнь и душевные муки отвратили ее от мира сего. 13 марта 1797 года она скончалась от апоплексического удара.
Пожалуй, самым близким человеком, которому Гофман поверял свои тайны, была его тетушка Иоганна Софи Дерфер. Остроумная, общительная и веселая, она была другом и единомышленником своему племяннику. Гофман будет с благодарностью вспоминать ее как своего ангела-хранителя.
Нужно сказать и о дяде Гофмана Отто Вильгельме Дерфере. Он вел размеренный образ жизни, любил во всем ясность и порядок. С помощью дяди Гофман сближается с ректором реформатской школы Стефаном Ванновским, который открыл в нем несомненные художественные задатки; занятия музыкой с кантором и соборным органистом Христианом Подбельским, уроки у художника Земана также были организованы дядей Отто.
В 17 лет Гофман встречает ту, которая покоряет его сердце. Это очаровательная молодая женщина Дора Хатт, жена виноторговца, вдвое старше ее. Она берет уроки музыки у Гофмана, студента кёнигсбергского университета. Любовь к Доре Хатт была долгой, трепетной и трагичной для Гофмана. Как ни скрывали Гофман и Дорат Хатт свою любовь, слухи об их «скандальной» связи поползли по домам дерферовских знакомых и спустя какое-то время стали предметом широкого обсуждения среди кёнигсбергских обывателей.
22 июля 1795 года Гофман успешно сдает первый экзамен по юриспруденции и становится судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении. В это время он много читает Шекспира, Стерна, Жан Поля, Руссо. Сочиняет музыку, с удовольствием рисует, пишет романы «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный». К сожалению, эти романы до нас не дошли.
Из-за отношений с Дорой Хатт отношение пуританствующих кёнигсбергских обывателей к Гофману сильно изменилось. Жить стало трудно. В доме Дерферов на семейном совете решено было послать Гофмана в силезский город Глогау, к дяде Иоганну Людвигу, который занимал там пост советника верховного суда. Родственники думали, что время и расстояние излечат душевные раны молодого человека. А он сам между тем писал своему другу: «…Потерять ее – мысль эта пригибает меня к земле; сомневаюсь, что в горах Силезии буду дышать вольнее! Что еще способно удержать меня в этом городе, где я заперт в четырех стенах и где со святой простотой пытаются втиснуть дух мой в догматы предрассудков. Ах, дорогой друг, перечень всех мерзостей, ежедневно напоминающих мне о гнусном моем положении, займет весь лист. Молния какого разгневанного божества швырнула меня в круг этих людей! Мне не дают ни часу побыть одному. Со смертью матушки все стало в десять раз нелепее, и до полуночи меня истязают длиннейшими нравоучениями. Предпринять что-либо разумное я в не силах…»
В июне 1796 года Гофман отправляется в Глогау. До 1807 года он работал на государственной службе в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Но попытки зарабатывать на жизнь искусством не увенчались успехом. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции. После 1815 г. он потерял это место и вынужден был снова поступить на госслужбу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.
Свое мировоззрение Гофман выражает в длинном ряде бесподобных в своем роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-веселым и насмешливым.
В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане, там предпочитали романтизм, глубокомысленный и серьезный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке. В России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.
Умер Гофман в Берлине 25 июня 1822 года в возрасте 46 лет. Похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.
Гофман и Кёнигсберг
Гофман родился в Кёнигсберге в доме №25 по Фрацёзише Штрассе (сейчас ул. Шевченко). На чуть возвышающейся площадке перед газоном у Нижнего Замкового пруда, примерно там, где стоял когда-то этот дом, калининградцы поставили в память о писателе камень-валун с надписью «Здесь жил в доме №25 Э.Т.А. Гофман (родился в 1776, умер в 1822)».
После развода родителей Гофман переехал в доме бабушки и дяди по материнской линии, который находился где-то вблизи современного калининградского эстакадного моста. В этом доме он прожил до 1796 года.
Осенью 1782 г., в возрасте шести с половиной лет, Гофман был принят в Бургшуле (латинская реформатская школа). Ректором был Стефан Ванновский, оказавший влияние на эстетические вкусы Э.Т.А. В течение двух веков школа несколько раз переезжала и в итоге преобразовалась в гимназию №1 на улице Кропоткина.
В шестнадцать с половиной лет Гофман поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета Альбертина. Его здание находилось в северо-восточной части острова Кнайпхоф, рядом с Кафедральным собором. Кафедральный собор входил в комплекс зданий Альбертины. В нем преподавал Иммануил Кант, правда, Гофман его лекции, ни разу не посетил.
В 1796 году из-за любовной связи с замужней Дорой Хатт, о чем стало известно обывателям Кёнигсберга, Гофману пришлось покинуть Кёнигсберг. Впоследствии он приезжал сюда, но навсегда не вернулся, хотя его и приглашали. Так, 22 февраля 1814 года в Лейпциг, где он в это время жил и работал в оперной труппе Иозефа Секонды, пришло письмо с предложением занять место музыкального директора театра. Предложения Гофман не принял.
В последний раз Гофман приехал в Кёнигсберг 24 января 1804 года, в день своего рождения. Ему было уже двадцать восемь лет, он был женат, жил и служил в Плоцке, куда его сослали из Познани за распространение карикатур на знатных людей города. Женился Гофман в Познани на польке Михалине Рорер-Тшциньской, дочери городского писаря.
По приезде в Кёнигсберг Гофман останавливается у дяди Отто. Каждый вечер бывает в театре. Слушает оперы В. Мюллера, К. Диттерсдорфа, Э.Н. Мегюля, арии из опер Моцарта; смотрит спектакли по пьесам Ф. Шиллера и А. Коцебу.
13 февраля 1804 года Гофман сделал запись в дневнике: «– Происшествие! – нет, не происшествие, – событие – важное для ума и сердца – возвышает сегодняшний день над его унылыми старшими братьями. – Молодая цветущая девушка, прекрасная, как Магдалина Корреджо, – с фигурой грации Анжелики Кауфман, предстала вечером передо мной! – это была Мальхен Хатт…»
Да, это была дочь его возлюбленной Доры Хатт, с которой он порвал все отношения шесть лет назад. К тому времени Дора уже, к сожалению, умерла. Встреча Гофмана с Мальхен Хатт произошла в доме Отто Дерфера 13 февраля 1804 года. А накануне умер Иммануил Кант, и, конечно, дядюшка Гофмана рассказывает о похоронах философа.
15 февраля 1804 года Гофман навсегда покидает Кёнигсберг. Он живет в Варшаве, Берлине, Бамберге, Лейпциге, Дрездене. Плодотворно работает в театрах (сочиняет музыку к спектаклям, режиссирует, пишет декорации, заведует репертуаром), пишет и издает «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», «Эликсир сатаны», «Житейские воззрения кота Мурра».
Умер Гофман в Берлине. Надпись на памятнике гласит:
«Э.Т.А. Гофман род. в Кёнигсберге в Пруссии 24 января 1776 года. Умер в Берлине 25 июня 1822 года. Советник апелляционного суда отличился как юрист как поэт как композитор как художник. От его друзей».
Новелла «Майорат» (1817)
«Недалеко от берега Балтийского моря стоит родовой замок баронов фон Р., названный Р …ситтен. Его окрестности суровы и пустынны, лишь кое-где на бездонных зыбучих песках растут одинокие былинки, и вместо парка, который обыкновенно украшает замок, к голым стенам господского дома с береговой стороны примыкает тощий сосновый лес, чей вечно сумрачный убор печалит пестрый наряд весны и где вместо радостного ликования пробудившихся к новому веселию птичек раздается лишь ужасающее карканье воронов, пронзительные крики чаек, предвестниц бури».
В этой новелле Гофман во многом преодолевает художественные стереотипы ранних романтиков. Так, в отличие от них, он структурирует не единый интроспективный мир (мир, порожденный сознанием героя), а два: внезамковый и замковый. Первый из них – это мир казуальный; в нем господствуют закон и причинно-следственные отношения. Он физически завершен, закончен. Есть города К., Вена, есть Курляндия, Швейцария. Все обыденно и понятно, и этот мир определяется как данность, как нечто, существующее независимо от чьей-либо воли и обстоятельств.
Замковый мир – это мир тайны, загадок, с необычным течением жизни и судеб людей, он являет собой своеобразный центр физической незавершенности. Даже род барона Родериха фон Р. обрывается, не получив продолжения.
Жизнь разных миров имеет общие точки соприкосновения, однако сознания героев этих миров развиваются параллельно и одновременно совмещаются. Художественный парадокс такого совмещения сознаний состоит в том, что Гофман создает своеобразное экспериментальное поле диалога сознаний, несущих в себе в конечном счете спор между традиционным логико-понятийным стилем мышления и критически осмысленным Гофманом – романтическим. Так он показывает сложность и многомерность внутреннего мира человека, полилогичность его сознания.
Новелла «Майорат», помимо литературного, конечно же, вызывает и научный интерес, так как, помимо вымышленной истории о замке баронов Р., содержит скрупулезно воспроизведенную реальную обстановку в поселке Росситтен в конце XVIII века.
Замок Росситтен был возведен в 1372 г. в одноименном поселке (сегодня – пос. Рыбачий) на берегу Куршского залива. Замок не обладал собственным конвентом, или «советом рыцарей», и подчинялся комтурии Кёнигсберга. Его функция заключалась в осуществлении контроля над проходившей по косе дороге, по которой то и дело мчались лихие куршские всадники. Кроме того, замок Росситтен и его сосед через залив замок Винденбург служили для тевтонских рыцарей местом ночлега в тех случаях, когда они производили обычные в XIV веке набеги на Литву.
Замок использовался и в мирных целях. После 1379 года здесь содержали 30 лошадей. Замковой администрацией контролировалась ловля рыбы в заливе и море: надзором за рыболовством занимался фишмайстер. В 1404 г. при замке стал действовать кирпичный завод, продукцию которого поставляли в активно строящиеся в то время Мемельбург и Кёнигсберг.
После установления в 1422 г. мира с литовцами жизнь на косе входит в мирную колею. Орденские власти интенсивно развивают политику заселения косы немецкими, литовскими и, в основном, куршскими (из Курземе/Лифляндии) колонистами. И все же основным населением поселка Росситтен стали переселенцы из Германии. Посад рядом с замком, где они первоначально селились, и стал ядром позднейшего поселка Росситтен.
С наступлением мира Росситтенская крепость потеряла свое военное значение. Постепенно строения замка ветшали; воды залива размывали замковую гору, на которой он стоял. Если в списке фортификационных укреплений Пруссии, в 1525 г. представленном последнему Великому Магистру Альбрехту Бранденбургскому, замок еще упоминается как одна из самых маленьких, но пригодных для использования крепостей, то в 1595 г. уже отмечены серьезные разрушения, традиционно связываемые с процессами размыва под действием вод Куршского залива. В 1605 г. упомянута замковая капелла. Несмотря на отсутствие действий по поддержанию строений замка в порядке, еще в 1748 г. упоминались сохранявшиеся здесь остатки сводчатых помещений и подвалы. О груде камней, оставшихся на месте прежней крепости, люди, жившие в Росситтен, сложили миф о братьях-великанах (подобные балтские по своему происхождению легенды распространены в Восточной Европе на широких пространствах между Балтикой и верхним течением реки Оки).
Известно о трех музеях Э.Т.А. Гофмана в мире. Один из них недавно открылся в Калининграде, второй расположен в городе Бамберге (Германия), а третий – в г. Светлогорске, прямо рядом с гостиницей «У Домика Гофмана», той, что в переулке сказочника.
Музей Гофману в Калининграде был открыт в 2009 году в здании бывшего кинотеатра «Ленинград». Кинотеатр функционировал до 1997 г., сейчас в этом здании располагается районная музыкальная школа имени Гофмана.
Переулок Э.Т.А. Гофмана появился на карте Светлогорска в 2005 году, после активного обсуждения этого вопроса депутатами и жителями города на страницах местных газет. В переулке создан своеобразный музей, посвященный Гофману и Калининграду-Кёнигсбергу. Здесь находится гостиница «Дом сказочника» («Hoffmann Hause»). Туристы могут осмотреть экспозицию под открытым небом – макет средневекового Кёнигсберга, скульптуры героев гофмановских новелл. В здании отеля находится выставка, посвященная жизни и творчеству Гофмана, и небольшая картинная галерея из работ, созданных художниками на международных пленэрах «Светлогорские слезы Раушена», ежегодно проходящих в курортном городе. Художественным руководителем и вдохновителем пленэров является заслуженный художник России Мелехов О.А.