Что особенно выделил автор в портрете базарова отцы и дети
Внешность Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание в цитатах
Краткая характеристика внешности Базарова
Евгений Васильевич Базаров — это еще довольно молодой мужчина, которому около 30 лет. Известно, что он ровесник Анны Сергеевны Одинцовой, которой 28 лет.
У Базарова приятное лицо, несмотря на всю его холодность и резкость. Его одежда не отличается лоском и новизной. Евгений Базаров носит староватую, но приличную одежду. Он делает это гордо, с достоинством.
Твердый характер Евгения Базарова проявляется в его твердой походке и мужественном голосе. У него тонкие губы, что символизирует скрытность и холодность. Большой лоб Базарова — символ незаурядного ума.
Описание внешности Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. « (глава II)
«. я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, – прибавил Базаров с усмешкой. « (глава XXVI)
«. мы оба уже не первой молодости, особенно я. » (Анна Одинцова — Базарову, глава XXVI)
По мнению его друга Аркадия Кирсанова, у Базарова славное лицо:
«Не правда ли, какое у него славное лицо. « (глава XIV)
У Евгения Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, большие зеленоватые глаза, тонкие губы и темные брови:
Евгений носит бакенбарды:
«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. « (глава XVI)
«. и уверял, что он с своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте.» (глава X)
«. и висячими бакенбардами песочного цвету. « (глава II)
У него длинные густые темно-белокурые волосы:
У него красные руки с длинными жесткими пальцами:
«. Базаров растопырил свои длинные и жесткие пальцы. « (глава XXI)
«. обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал. « (глава II)
«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. « (глава XVI)
Евгений носит скромную и староватую одежду, в частности староватый фрак и старую шляпу:
«. цепкое болотное растение обвивало тулью* его старой круглой шляпы. » (глава V) (*тулья — верхняя часть шляпы)
«С пыльною шинелью на плечах, с картузом на голове, сидел он на оконнице. « (глава XXV)
«. Базарова, облеченного в староватый фрак. « (глава XIV)
«. вот эту одёженку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. « (глава IV)
У Базарова ленивый и спокойный голос:
«. отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом. » (глава II)
«. в его спокойном, но глухом голосе. » (глава XXVI)
«. в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. » (глава VI)
У Евгения твердая и стремительная походка, которая подчеркивает его твердый, суровый характер:
«. походка его, твердая и стремительно смелая. » (глава XXVII)
Внешность Базарова
Центральным образом романа Тургенева «Отцы и дети» является образ нигилиста и бунтаря Евгения Базарова. Уже с начала романа читатель имеет возможность познакомиться с ним, и внешность Базарова в романе «Отцы и дети» описана автором с его привычной гениальностью.
Внешнее описание героя
При первом знакомстве с другом сына, Николай Петрович испытывает недоумение от его внешности: он видит молодого человека, одетого в непонятный балахон. Казалось бы, что тут примечательного? Но гениальный мастер создания портретов, И. С. Тургенев, создает именно, примечательный образ.
В первую очередь, читатель сразу же видит не дворянское происхождение героя. Обветренные краснее руки без перчаток, некрасивое лицо, взъерошенные волосы. «Длинное, худое, с широким лбом …» лицо оживлялось очень редко, только тогда, когда он видел свое превосходство и мог этим воспользоваться.
Особое значение автор придает рукам Базарова. Их неухоженный вид указывает на то, что обладатель рук не боится работ, много внимания уделяет не только умственному, но и физическому труду. Не остается без внимания и высокий рост героя, и даже зрительно ощутимая физическая сила. Тургенев обращает внимание на незаурядность портрета Базарова: «крупные выпуклости просторного черепа…» дают право считать, что герой обладает недюжинным умом и способностями. Волос длинные, редкие, песочные бакенбарды. На таком невыразительном лице очень выделяются глаза героя – большие, выразительные, пронзительно зеленого цвета.
В описании Базарова автор использует такой распространенный пример, как контраст: недворянская внешность, но происхождение из дворян, демократизм и решимость, сила характера и воля к жизни. Все черты противопоставлены друг другу.
Читая роман внимательно, между строк можно предположить такую мысль: с одной стороны Базаров – революционер-нигилист, радеющий за народ, с другой – ему чужд народ, он видит свое превосходство над простым крестьянином.
Характеристика и образ Базарова в романе «Отцы и дети»
Одним из самых ярких образов, созданных Тургеневым в романе «Отцы и дети» является образ Базарова. Один из главных героев произведения, он появляется в романе на первых страницах, вместе с Аркадием Кирсановым приехав в имение прогостить.
Внешность
В романе Евгений Васильевич Базаров предстает в длинном балахоне с кистями. Отцу Аркадия представился ленивым голосом, в котором не было ни тени почтения к возрасту Кирсанова-старшего. Тургенев так рисует портрет Базарова:
Тонкие губы, длинные и густые волосы, выпуклый просторный череп завершают облик Базарова. Он небрежен во всем: в манере говорить, одеваться, в общении. Говорит отрывисто, и словно, нехотя.
Евгению около 30 лет. Аркадий младше его, и старается во всем подражать Базарову, преклоняется перед ним.
Занятия и мировоззрения Базарова
Главный предмет его изучений – естественные науки. Он и здесь, в имении Кирсановых продолжает ставить опыты. Он стремится стать хорошим доктором, а потому изучает анатомию не только на теории, но и на практике. Он препарирует лягушек, и по их строению делает выводы о функционировании органов человека.
Делая характеристику Базарова, следует отметить, что Евгений принадлежит к дворянскому сословию. Его отец – военный врач и сын дьячка. Мать – потомственная дворянка, владела небольшим имением и 15 душами крестьян. Но он не считает себя дворянином и открещивается от дворянского сословия, считает дворянство бесполезным. Аркадию он говорит:
В это время Аркадий рассказывает отцу и дяде о нигилистических воззрениях Базарова.
Сам Евгений Васильевич о своих мировоззрениях говорит так:
Базаров не одобряет того, что Павел Петрович следит за собой так, словно он собирается предстать в свете, хотя они живут в деревне. Павел Петрович в свою очередь отнесся к Базарову с едва скрываемым раздражением. За обедом между ними не раз вспыхивали ссоры, и даже дело дошло однажды до дуэли.
Базаров весьма внимательный. За короткое время он изучил состояние имения Кирсановых, приметил, что их мужики хитры и ленивы, а скот и лошади в плачевном состоянии. Своими наблюдениями он поделился с Аркадием.
Взаимоотношения с людьми
Базаров имел обыкновение рано вставать и гулять по окрестностям. В первое же утро он подружился с крестьянскими ребятишками. Он обладал способностью притягивать, располагать к себе людей, особенно низшего сословия, хоть и держался с ними небрежно. Тут же он поручил своим юным приятелям поймать лягушек.
У Базарова сложились теплые отношения с Фенечкой. Маленький Митя, сын Фенечки, тоже с доверием отнесся к Евгению Васильевичу, не стал противиться, когда тот взял его на руки. Дворовые Кирсановых видели в Базарове своего, не барина. Только Прокофьич не любил Базарова, а Павел Петрович и вовсе его возненавидел. Базаров прекрасно знает, что его ждут дома старушка мать и отец, однако, разъезжая по гостям, он не торопится домой, порадовать своих близких. А когда все-таки приехал, то ненадолго. Бедный отец был вынужден сдерживать чувства, подстраиваясь под Евгения, страдать в глубине души, когда он вместе с Аркадием уехал на следующий день.
Евгений влюбляется в Одинцову, но запрещает себе любить, закрывается от чувства, и тем самым причиняет страдания Анне Сергеевне и страдает сам.
Когда обращаешь внимание на то, как он общается с людьми, и относится к ним, складывается мнение, что он попросту использует их. Он отрицает искусства, поднимает на смех отца Аркадия, Николая Петровича, За то, что тот играет на виолончели. Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи. Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали.
Базаров – это еще один тип лишних людей, человек без будущего. Очевидно, поэтому Тургенев заканчивает роман его смертью. И в самом деле, с уходом Базарова в мир иной, когда прекращается его влияние на Аркадия, у того начинает складываться жизнь. Он женится на сестре Анны Сергеевны, Кате.
Что особенного выделил автор в портрете базарова?
Давно не перечитывала роман И.С.Тургенева, поэтому тонкостей не помню. По-моему, во внешности Евгения Базарова автор выделил красные руки. Запоминающимися также являются его балахон и неприбранные волосы. Это характеризует его как практика (много работает), нигилиста (ему нет дела до мнения других о нем) и разночинца-демократа (небогатого человека).
Портрет любого героя прежде всего нужен автору, чтобы создать у читателя определенное впечатление о характере и привычках героя, которые потом раскрываются содержанием произведения. Так Тургенев в самом начале романа подчеркнул неаристократическое происхождение Базарова и его презрительное отношение к нравам и обычаям дворянского общества. Базаров показан как человек, который не уделяет особого внимания своей внешности, потому что внешность для него на десятом месте, он одет в неряшливый балахон, он не расчесан, его бакенбарды висят и имеют непонятный песочный цвет. Между тем, автор показывает героя очень сильным человеком высокого роста, с теми самыми красными натруженными руками, которые говорят о работоспособности Базарова, его склонности к практике. А сила физическая словно подчеркивает проявившуюся в последствии силу духа и стойкость Базарова.
А вот здесь сразу вспоминаются русские футристы с их желанием сбросить кой-кого с корабля современности:
Он, наверное, кажется себе великим оригиналом, особенно в обществе, где мыслительная деятельность считается занятием вредным, но юношеского максимализма и желания потроллить окружающих в его нигилизме больше, чем оригинальных мыслей
По сути Базаров признаётся, что вся его философия упирается в софистику. Любой гладкий болтун, способный перекрутить его фразу в такую, на которую он, Базаров, разинет рот в недоумении, уже победил его по всем фронтам.
Иногда кажется, что перед нами выступает Дональд Трамп:
Таким людям я обычно желаю оказаться в поезде Москва-Пекин (146 часов в пути) в одном купе с Ангелой Меркель.
По сути Базаров часто высказывает взгляды родственные протестанстским культурам, в них слышны явные утилитаризм и непременный поиск выгоды:
В последнем своём заявлении он звучит почти как Мичурин:
Подобные взгляды отражают ситуацию начавшейся научно-технической революции, но как раз её двигали страны с преобладающим или значительным протестанстским населением: Великобритания, США, Германия, Нидерланды, Швеция. Понятие «экологический баланс» не существовало вовсе. О необратимых губительных последствиях его нарушения никто ещё не задумывался. Базарову казалось, что он рассуждал оригинально и современно. На самом деле его мысль двигалась по банальному прозападному модному пути эпохи начала НТР.
Художественная деталь в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)
Роман “Отцы и дети” И. С. Тургенева наполнен художественными деталями, которые играют большую роль как в сюжетном содержании, так и в авторских комментариях. Детали можно разделить на четыре основные группы: портретные детали, бытовые, пейзажные и эпизодические.
Так как в первой главе действие начинается со знакомства с описанием Николая Петровича, следует разобрать его портрет в первую очередь: “барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах”.
Такой предмет одежды, как клетчатые панталоны, с середины XIX века перестаёт быть необычным для барина лет сорока с небольшим, также как и слуги Петру более не возбраняется носить серёжку в ухе и разноцветные волосы.
Молодые люди живут в этом времени, в своей среде, поэтому им не требуется “не отставать”. Предыдущему поколению со сложившимися и укоренившимися порядками поспеть за молодёжью представляется непростой задачей. Николай Петрович не может отказаться от прошедшего века; игра на виолончели и фортепьяно, чтение поэм Пушкина и сентиментальная любовь к природе составляют уклад его жизни, который остаётся неизменным до приезда сына.
Газета Galignani, которую ежедневно читает Павел Петрович, ещё обладает в это время высокой репутацией за широкий обзор новостей и прогрессивность излагаемых идей, но для Базарова это уже отголосок прошедшего. Получается, что и Николай Петрович, который пытается устроить “ферму”, и его брат, который почти не участвует в хозяйстве, стремятся к прогрессу, но оба едва ли преуспевают в его осуществлении.
Художественная деталь широко представлена в романе “Отцы и дети”, с её помощью автор создаёт образы героев, поддерживает развитие сюжета и обращает внимание читателя на поднятые проблемы.