Что особенно понравилось в сказке жуковского спящая царевна
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 12 октября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к сказке В. Жуковского «Спящая царевна» для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83
Размышляем о прочитанном.
1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.
Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.
Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей. «, «Свадьба, пир, и я там был..»
Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».
Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.
Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.
Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.
Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.
Литература и изобразительное искусство
Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.
В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.
Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги.
На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.
Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.
Фонохрестоматия
1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.
При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.
Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.
3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.
6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.
Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.
Что вам понравилось, запомнилось в сказке Спящая царевна Жуковского?
Задания по литературе для 5 класса Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «»пящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
Мне вообще нравится все оригинальное, а сказка Жуковского «Спящая царевна» несомненно относится к очень оригинальным произведениям, поэтому она мне понравилась вся.
Но особенно мне запомнилось появление царского сына в спящем замке. Жуковский, которого раньше любили называть реакционным поэтом, использует прямо-таки крамольную фразу при описании проникновения Царского сан а в опочивальню:
Красивая баллада Жуковского «Кубок» не представляет особой сложности для пересказа, потому что она написана очень динамично и живо и основные события баллады легко откладываются в памяти.
План пересказа баллады «Кубок»:
А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:
Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.
Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.
Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.
«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.
Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.
Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.
Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.
Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.
Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.
Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.
Исторически картина конечно написана неверно.
Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.
Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.
Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.
Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.
Жуковский «Спящая царевна»: как написать отзыв?
Отзыв к сказке Жуковского «Спящая царевна»:
Мне очень понравилась эта интересная и красивая сказка. Не смотря на то, что ее сюжет знаком по другим произведения в ней есть свои необычные приемы. Мне запомнился образ добродушного, но легкомысленного царя Макара. Необычным был рак, который предсказал рождение дочери. Автор красиво описал сон в замке, со спящим огнем и уснувшими мухами. Все это необычные авторские приемы, которые делают произведение своеобразным. Поэтому я буду рекомендовать сказку своим друзьям, ее по-настоящему интересно читать.
Мне очень понравилась сказка Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна». Хотя сюжет этой сказочной истории не нов, о похожих событиях писал, например, Шарль Перро еще в 17 веке в своей сказке «Спящая красавица».
Но сказка Василия Андреевича Жуковского написана в стихах, ее очень легко читать.
Как и большинство сказок, в ней добро побеждает зло, а истинные чувства берут вверх над злыми чарами и колдовством.
Произведение учит тому, что к людям нужно быть внимательными, ведь обиженный вашим невниманием и забывчивостью человек может затаить обиду и попытаться отомстить, причинив боль вам или вашим близким.
Царь запретил ткачество в своем подданстве. Однако, когда девочке почти было шестнадцать лет, папа и мама со свитой уехали на прогулку, а она осталась, бродила по дворцу и забрела в башенку, где пряла старуха. Она дала девочке веретено, та поранила палец и заснула. Вместе с ней погрузился в сон весь замок и родители, которые возвращались во дворец, заехав во двор. Обросло это место лесом, никакая птица не залетала, молва ходила про спящую царевну, многие молодые люди ходили в замок разбудить и снять заклятие, но никто не возвращался. Один царевич проезжал мимо и отстал, он нашел заколдованное место, вошел в раскрытые ворота, в сад, переступил через спящего короля на ступеньках, нашел прекрасную девушку, дотронулся губами и та проснулась, а вместе с нею все обитатели дворца.
Сказка очень интересная, она написана в стихах. Самое интересное понравилось в ней то, что молодой царевич не испугался пройти миом спящих людей, пройти в замок, нашел девушку, не удержался и поцеловал ее. Волшебство сразу прекратилось, девушка проснулась, а молодые люди поженились, как бывает в сказках.
В любой сказке есть тайный положительный смысл: нельзя быть невежливым, даже если не по своей вине, всегда сдерживать обещания. Царь не пригласил двенадцатую гостью, поэтому оказался косвенно виноватым, что накликал беду. История многому учит: смелости, храбрости, осторожности. Ее увлекательно почитать с детьми.
Сказка понравилась, отзывы самые лучшие, читается легко, добрая история.
Стихотворение А. А. Фета написано в 1848 году, относится к любовной лирике.
В основе стихотворения лежит принцип параллелизм, когда между состоянием природы и душевным состоянием человека поэтом проводится параллель.
Стихотворение состоит из трех катренов, размер разностопный дактиль, рифма перекрестная.
Изобразительно-выраз ительных средства и приемы:
Эпитеты: «солнце тёплое», «душистый ландыш», «природа разнеженная», «холодное солнце зимы»;
Инверсия: «душой подкупленной»;