Что основа всего сущего в античной философии
Что основа всего сущего в античной философии
Глава 3. Философия античного мира
Философия Древней Греции
Что представляло собой древнегреческое государство?
Греция на протяжении многих веков не была единым государством. Существовали города-полисы, отделенные друг от друга природными границами. В каждом полисе говорили на своем диалекте, отдавали предпочтение культу того или иного Бога или героя. Несмотря на региональные различия, античная культура представляет собой единое целое.
Какое понятие было основным для древнегреческого гражданина?
Понятие свободы. Под свободой понималась жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Все возникающие проблемы необходимо было решать путем открытого публичного обсуждения.
Что древние греки понимали под добродетелью?
Добродетель — это умение человека находить место в обществе, реализовывать свое предназначение.
В чем древние греки видели проявление мудрости?
Мудрость проявляется в искусстве владеть словом. Слово оформляет мысли человека. Красивые мысли должны красиво звучать. Поэтому в Древней Греции было разработано понятие логоса.
Что понималось под логосом?
Логос — это слово, язык. Позже логос стали понимать как мысль, разум, мировой закон, который стоит даже над богами.
Какие идеи стали фундаментальными в греческой философии?
Идеи гармонии, порядка, которые господствуют в природе и в обществе.
Какие задачи ставили перед собой древнегреческие философы?
Найти «архе» — первооснову мира и первопричину всех явлений. Второе — выработать универсальные приемы мышления, не ограниченного ничем внешним — прежде всего верой и чувственным опытом.
Годы жизни около 624-547 гг. до н.э. Фалес родился и жил в городе Милет. Купец, философ, математик, астроном и политический деятель, он принимал участие в государственных делах, много путешествовал и применял свои теоретические знания на практике: Фалес строил мосты, изобрел гидравлические часы.
Что главное в учении Фалеса?
Основой всего сущего Фалес считал воду. Все начинается с воды и в нее возвращается. Испарения воды питают небесные огни — солнце и другие небесные светила, затем в дожде вода возвращается и переходит в землю и т.д. Согласно представлениям мыслителя, вода — это вечная, бесконечная движущаяся материя.
Для Фалеса цель философских размышлений — найти первооснову мира — «архе».
Годы жизни: 610—546 гг. до н.э. Анаксимандр родился в г. Милеты, за что получил прозвище Милетский. Он был учеником и последователем Фалеса. Анаксимандру приписывается устройство солнечных часов — гномона. Он первым составил географическую карту. Согласно Анаксимандру, земля имеет форму цилиндра и свободно парит в воздухе, ничем не поддерживаемая. Вечное вращательное движение земли — источник тепла и холода.
Его научное сочинение «О природе» до наших времен не дошло.
Что лежит в основе мироздания?
Старясь объяснить происхождения мира, Анаксимандр полагал, что в основе мироздания лежит некое абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить. Анаксимандр назвал это вещество «апейрон», буквально «безграничный», «бесконечный». Благодаря движению «апейро- на» одни вещи рождаются, другие умирают.
Каким образом, по мнению Анаксимандра, возник мир?
Возникновение мира Анаксимандр связывал с борьбой противоположностей, прежде всего борьбой тепла и холода внутри «апейрона». По Анаксимандру, мир в процессе возникновения прошел три ступени:
1. Он выделился из мирового зародыша — «апейрона».
2. Произошло разделение и поляризация противоположностей.
3. Взаимодействие и борьба между теплом и холодом породили оформленный мир.
Какие представления о мире сложились у Анаксимандра?
Он учил, что части изменяются, а целое — первооснова мира — остается неизменным. Анаксимандр впервые в истории высказал предположение, что луна светит не своим светом, она заимствует его от солнца, а человек — результат эволюции, которая началась с рыб.
Анаксимен жил в 585-524 гг. до н. э. Он родился в городе Милеты, был учеником Анаксимандра. Анаксимен попытался определить расстояние между планетами. Его труды до наших дней не дошли. О философских концепциях Анаксимена нам известно только из поздних сочинений древних греков. Сохранилась легенда, что однажды, гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя так часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания — это маленький круг, а мои — большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестно. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем большее его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».
Что, по мнению Анаксимена, является первоосновой мира?
Воздух. Воздух бесконечен, а по своим качествам определен. Он всегда находится в движении, которое порождает многообразие вещей. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, превращается в ветер, затем в облако, делается водой, потом землей, камнями и другим вещами. Анаксимен предполагал, что живой мир происходит из не живого.
Демокрит родился около 470—460 гг. до н.э. Богатое наследство отца дало ему возможность совершить продолжительное путешествие, и он побывал в Вавилоне, Персии, Египте, много лет провел в Афинах.
Известно, что Демокрит написал десятки работ, охватывающих практически все области знания того времени, но до наших дней не дошло полностью ни одного труда, сейчас известно около 200 фрагментов из его работ «Врачебная наука», «О том, что после смерти», «О строении природы», «О математике», «О ритме и гармонии» и т.д. Дата смерти Демокрита неизвестна.
Что, по мнению Демокрита, является первоосновой мира?
В основе мира лежат мельчайшие тела — атомы. Атом — это «неделимая сущность», пустота дает возможность этой «недилимой сущности» перемещаться, когда возникает вихрь. Атомы неделимы и различаются по форме: они бывают выпуклые, вогнутые, шарообразные, квадратные и т.д. Атомы отличаются друг от друга размером. Основное свойство атомов — движение, присущее им по природе своей и существующее в разных формах — вихрь, испарение, хаотическое перемещение.
Как возник мир из первичного атомного хаоса?
Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Миры возникают в результате атомного вихря, который порождает шарообразную массу. От этой шарообразной массы отделяется нечто вроде оболочки, которая в виде неба простирается над всем миром. Солнце горит вследствие быстроты движения.
Каким образом из атомов возникают вещи?
Сталкиваясь в движении, атомы «сцепляются» друг с другом и образуют вещи. Следовательно, вещи появились благодаря взаимодействию атомов. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга.
Движение атомов определяется механическими причинами и не зависит от божественного разума.
Какой взгляд на человека утверждал Демокрит?
Человек — это «малый мир», который обладает душой. Душа человека — это сочетание огневидных атомов. Человек произошел естественным путем из неживой природы — из теплой грязи — без участия творца.
Может ли человек познать окружающий мир?
Человеку способен познать окружающий мир посредством чувств и мыслей. Демокрит выделял два рода познания — чувственное (темное) и рассудочное (истинное). По мнению Демокрита, с поверхности предметов «истекают» тончайшие образы, которые улавливаются нашими органами чувств, в результате чего возникают ощущения. Но такое «темное» познание не способно само по себе дать знание человеку. Истинное познание происходит при участии разума, который исправляет, классифицирует и открывает то, что не воспринимается чувствами.
Почему возможны ошибки в процессе познания?
Ошибки возможны потому, что атомы органа чувств могут находиться в беспорядке, либо потому, что атомы на пути от объекта к органам чувств, сталкиваясь между собой, доставляют искаженную информацию атомам органов чувств.
Каким образом Демокрит рассматривал проблему жизни и смерти?
Что, по мнению Демокрита, должно быть целью человеческой жизни?
Земное счастье, которое ученый понимал как разумное удовлетворение потребностей. Достигнуть такого состояния можно при помощи воспитания и обучения. Демокрит отмечал, что «воспитание есть украшение в счастьи и прибежище в несчастьи».
Пифагор предположительно жил в 571-497 гг. до н.э. Он родился на острове Самос. Пифагор — не имя, а прозвище, которое означает убеждающий речью, потому что Пифагор высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул. Покинув родину из-за тирании, он отправился в Египет, где учился 22 года у египетских жрецов. Когда Египет был захвачен персами, Пифагор в качестве пленника был отправлен на Восток, где прожил 12 лет и познакомился с учением вавилонских жрецов. Вернувшись в Грецию, он основал в городе Кротоне пифагорейский союз. Умер Пифагор в городе Метапонте.
Пифагору приписывают всего три сочинения, которые до наших дней не дошли: «О природе», «О воспитании», «О государстве».
Как шло обучение в Пифагорейском союзе?
Обучение строилось по следующему принципу: ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Школа не пыталась завлечь учеников, напротив, Пифагор обычно советовал повременить и прийти в Школу через три года. Если человек потом возвращался, это подтверждало его истинное желание учиться. После поступления человек еще не считался учеником и назывался «акусматиком», то есть слушателем. Пять или семь лет человек посещал занятия, которые проводили старшие ученики Пифагора. Философские размышления чередовались с простой физической работой. После долгих лет работы над собой «акусматик» становился настоящим учеником. Теперь он носил название математика — «познающего». На занятиях, которые проводил сам Пифагор, математикам давались представления об общей картине мира, устройстве человека и природы. Обучение математиков тоже шло несколько лет, и тоже было лишь подготовкой к выбору «специальности». Одни начинали изучать медицину, другие умение заботиться об имуществе. Высшей ступенью в Пифагорейской школе было обучение политиков — людей, способных управлять, исходя из высших принципов и законов человеческого общества.
Против школы был устроен заговор, многие пифагорейцы были убиты, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать.
Что, согласно Пифагору, лежит в основе мира?
Пифагор считал, что в основе мира — математические отношения. Космос — это упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в числах. Круговое движение небесных тел демонстрировало, что эти тела подчиняются законам математики. Вещи исчезают, а математические понятия неизменны. Число придает вещам соразмерность и тайну. И мир, и душа человека имеют, в конечном счете, количественное измерение.
Что понимал Пифагор под мирозданием?
Мироздание Пифагор представлял в виде космоса, который, соединяясь с бесконечной «пневмой», то есть «беспредельным дыханием», порождает мир. Пифагор первым назвал Вселенную «космосом», поскольку ей присущ порядок: по-гречески «космос» означает «порядок», «целостное строение». Космос, согласно учению Пифагора, «вдыхает пневму» и порождает отдельные вещи.
Что дает человеку знание математики?
Математика позволяет познать окружающий мир и позаботиться о своей душе. Забота о душе предполагает аскетический образ жизни и приобретение научных знаний. Благополучие человека состоит в согласии с самим собой.
Каким образом возникает истинное мировоззрение человека?
Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах, это мораль, религия и знания. Пифагор попытался подчинить задачи науки интересам религии, которая должна совпадать с моралью.
Ксенофан жил в 6—5 вв. до н.э. Он родился в городе Колофоне, из которого был изгнан. Он долго скитался. Свои философские взгляды Ксенофан излагал в стихотворной форме. Сохранились отдельные отрывки из его поэмы «О природе».
Что лежит в основе философского учения Ксенофана?
В центре философского учения — идея о единстве мира. Мир для Ксенофана — не творение Бога, мир не сотворен, а вечен и неуничтожим. Всеединый мир вечен и неподвижен, но его части изменчивы, возникают и уничтожаются.
Каким образом возникли Солнце и Земля?
Солнце и другие светила возникли из воспламенившихся облаков. Облака возникают из влажных испарений, вода — их источник. Земля первоначально была покрыта водой и постепенно от нее освободилась.
Может ли человек познать мир?
Познать мир можно, только нельзя ограничиваться чувственным созерцанием, поскольку оно не дает познать сущность вещей. Истинное знание человек получает только в процессе размышления.
Годы жизни: ок. 483-423 гг. до н.э. Эмпедокл родился и жил на Сицилии. В древнем мире он славился как философ, поэт, оратор, врач, активный политический деятель, сторонник демократии. В качестве врача Эмпедокл был основателем италийской медицинской школы. Эмпедоклу приписываются две философские поэмы: «О природе» и «Очищения». Из них сохранилось около 450 строк.
Что, по мнению Эмпедокла, лежит в основе мира?
Эмпедокл считал, что мир материален, что его многообразие сводится к четырем «корням». Корнями вещей он называл элементы, которые, механически сочетаясь, образуют все предметы. Эти корни — земля, вода, воздух и огонь. Корни вещей вечны, неизменны и неделимы.
Как проходит мировое развитие?
Эмпедокл различал четыре периода в мировом развитии. Сначала существовал исходный пункт с полным единством элементов. Второй период — возникновение отдельных вещей. В третьем периоде наступает полное разъединение элементов. Наконец, в четвертом периоде элементы вновь соединяются. Таким образом, происходит циклическое развитие вселенной. Космогонический процесс состоит из вечно повторяющихся, вечно обновляющихся четырех мировых периодов.
Что представляет собой человек?
Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элементов, субъект и объект — качественно однородны, вследствие чего человек способен познать внешний мир.
Познание возможно при помощи органов чувств. Признавая первостепенное значение ощущений для познания, Эмпедокл пришел к выводу, что нужно проверять и регулировать ощущения разумом.
Сократ ничего не писал, его учение дошло до нас благодаря другим авторам, главным образом, Платону, в диалогах которого Сократ играет основную роль.
Что нового внес Сократ в античную философию?
Он впервые поставил вопрос о том, что есть мудрость вообще. Сократ стремился также построить целостное учение о человеке.
Сократ разработал философский метод, построенный на вопросах и ответах: задавая ряд вопросов, вы изобличаете собеседника в противоречиях. С помощью этого метода Сократ создал учение о человеке. В своем учении он подчеркивал, что мы не можем исследовать природу человека тем же путем, каким мы раскрываем природу физических явлений.
Что, с точки зрения Сократа, определяет ценность человеческой жизни?
Критическое, испытывающее, познающее отношение к жизни. «А без испытания. жизнь не в жизнь для человека».
О чем должен заботиться человек в первую очередь?
О своей душе. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше. »
Забота о душе означает, что человек должен воспитывать в себе добродетель и нравственно-разумное поведение. Сократ считал, что главная способность души — разум, которому противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Посредством разума можно добиться власти над своими страстями.
Человек познает мир и себя тоже при помощи своей души. Жизнь души — это самопознание, поиск ответов на вопросы, осмысление мира.
Что Сократ понимал под разумом?
Способность человека логически мыслить, рассуждать. Именно разум — источник самообладания, которое дает власть над жизненно-стихийными порывами. При помощи самообладания человек приходит к власти над собой.
Что означает власть над собой?
Такая власть означает свободу. С точки зрения Сократа, свободен тот, кто умеет управлять страстями. «Не следует ли каждому проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели, и его прежде всего запасти в душе? Какой раб чувственных наслаждений не доведет до позорного состояния и тело и душу?»
В чем заключается мудрость человека?
Мудрость состоит в умении различать хорошее и дурное, полезное и вредное. С точки зрения Сократа, настоящий герой — это мудрец, который победил своих внутренних врагов.
Главная обязанность для разумного человека — избегать дурного и стремиться к благу.
Стремление к благу, считал Сократ, должно быть основным стремлением человека.
Благо объединяет в себе определенные качества. Это:
1. Хорошее здоровье и телесные силы, потому что они содействуют нравственной жизни.
2. Духовное здоровье, умственные способности.
3. Искусства и науки, потому что они полезны для счастливой жизни.
4. Согласие между родителями, детьми, братьями, потому что они созданы для взаимной помощи.
5. Гражданская община или государство, потому что, если они благоустроены, то обеспечивают гражданам великие выгоды.
Каким образом человек может достичь блага?
Сократ выделил три основных добродетели: самообладание, храбрость, справедливость. Взятые вместе, они не что иное, как мудрость. Добродетель всегда есть знание, порок — всегда невежество.
Что такое идеальное государство Платона?
В идеальном государстве все построено по четкому плану, который нельзя нарушать никому из граждан. В таком государстве царят закон и справедливость.
Справедливое общество — то, в котором каждый занят тем делом, которое подходит ему наилучшим образом.
Для создания идеального государства нужно передать власть в руки философов. Для достижения этой цели нужна всеобщая система образования, в которой каждый гражданин может найти место, соответствующее его способностям.
Какой должна быть система образования в идеальном государстве?
Все дети, независимо от происхождения, имеют одинаковые возможности обучаться. От 10 до 20 лет все получают одинаковое образование, после чего происходит отбор лучших учеников, которые продолжают обучение. Остальные должны стать ремесленниками, земледельцами и купцами. В 30 лет предусмотрен второй отбор, и те, кто прошел его, еще 5 лет изучают философию. Те, кто не проходит второй отбор, становятся воинами (стражами). Те, кто прошел все три ступени, еще 15 лет должны участвовать в практической жизни общества, приобретая навыки управления. Когда им исполняется 50 лет, они могут стать правителями.
Такая система образования, по мнению Платона, позволяла разделить общество на 3 сословия не по происхождению, а по способностям.
В чем Платон видел задачу философии?
Задача философии, по Платону, в том, чтобы обобщить накопленные представления и создать новый подход к познанию мира. Познать мир можно при помощи своего разума. Ум должен перепроверять чувственные впечатления. Платон отмечал: «Тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли, не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и не единого из них не беря в спутники рассудку, тот познает истину».
Что лежит в основе существующего мира?
Платон считал, что в основе мира лежит «едино сущее» — некий одушевленный «порядок», созданный демиургом, то есть творцом, из «беспорядка».
Платон полагал, что также существует мир, недоступный человеческим органам чувств: он поместил всю совокупность сверхчувственных объектов отдельно от видимого мира, в особое место — в «занебесную» область. Платон подчеркивал: «Эта область бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — уму, на нее-то и направлен истинный род знаний».
Философ назвал эту область сверхчувственных объектов миром идей.
Что понимал Платон под идеей?
Идея — это идеальный прообраз вещи. У каждой вещи имеется свой совершенный образец. Вещь — это несовершенная копия идеи, а идея — недосягаемый образец, к которому вещь стремится.
Каким образом Платон представлял мир идей?
Идеи могут быть более или менее общими, поэтому мир идей — иерархически организованная система. Существует общая идея, которая находится на вершине иерархии. Это — идея блага. Она порождает все остальные идеи во всем их множестве и многообразии. Вначале возникают пять общих идей, порожденных благом. Это — бытие, покой, движение, тождество, различие. Рангом ниже располагаются равенство, неравенство, сходство, непохожесть. Еще ступенькой ниже в иерархическом строении мира идей помещаются математические и геометрические объекты.
Для чего Платон создал свою схему мира идей?
Для того, чтобы объяснить мир, доступный органам чувств. В чувственно воспринимаемом мире все происходит по той же схеме, что и в мире идей, но в огрубленном виде. Мир идей — план, чувственно воспринимаемый мир — реализация плана.
Когда человек познает окружающий его мир, его душа «вспоминает» то, что она видела в мире идей, где обитала до рождения человека.
Что Платон считал высшим моральным долгом человека?
Как и Сократ, заботу о душе. Забота о душе предполагает ее очищение от чувственной привязанности к телу. Ведя добродетельную жизнь, человек очищает свою душу. Для понятия «очищение души» Платон ввел специальный термин — «катарсис». В платоновской трактовке «катарсис» достижим при рационально-логическом познании, и состоит он в том, что страсти просветляются светом ума. Именно поэтому главным средством «катарсиса» является наука.
Почему Платон считал тело корнем всех зол?
Тело — источник страстей, которые порождают враждебность, невежество и несогласие. Победить зло можно только через заботу о вечной душе.
Забота о душе преобразует человека и в конечном результате освобождает от мира чувственного.
Платон утверждал, что душа живет вечно. Она способна познать неподвижное и вечное — мир идей — и поэтому имеет ту же природу, что и идеальный мир. Иначе все вечное осталось бы недоступным душе.
Годы жизни: 384-322 гг. до н.э. Аристотель родился в Македонии. В возрасте 17-18 лет приехал в Афины и стал слушателем платоновской Академии и пробыл в ней 20 лет. После смерти Платона совершил несколько путешествий и более 3 лет был наставником Александра, который позднее стал известен как Александр Македонский. После прихода Александра к власти переехал в Афины и основал в 335 г. до н.э. собственную школу — Лицей. Школа Аристотеля имела и еще одно название — перипатетическая, потому что обучение шло во время прогулок: «peri» означает «вокруг», глагол «patein» — это «прогуливаться». По утрам Аристотель проводил занятия в тесном кружке ближайших учеников (акроаматические лекции), а после обеда читал общедоступные (эксотерические) лекции. В 62 году Аристотель вынужден был переселиться в город Халкис на Эвбее, где вскоре умер.
Почему Аристотеля считают энциклопедистом?
В его произведениях изложены знания по всем отраслям науки того времени. Наиболее известные из дошедших до наших дней: «Физика», «О небе», «О душе», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «История животных», «О происхождении животных».
В чем специфика аристотелевского типа философствования?
Аристотель утверждал принцип исторического подхода, согласно которому, прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники и только затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое. Он стремился к систематичности и методичности. Только постепенное движение по ступеням знания позволит открыть истину. Аристотель, в противовес Платону, считал, что для познания нужно выделять общее в вещах. Познание есть непрерывная детализация, в процессе которой мы обнаруживаем законы становления вещей.
Какую классификацию наук предложил Аристотель?
Аристотель разделил науки, существовавшие в Древней Греции, на три группы:
1. Теоретические, или «умозрительные» — философия, математика, физика.
2. Практические, или «рассудительные» — этика и политика.
3. Творческие, или «продуктивные» — искусство, ремесла.
Аристотель считал, что основными науками являются творческие: опираясь на них, человек может идти к знанию более общему, теоретическому.
Как, по мнению Аристотеля, возник мир?
Мир возник и стал развиваться благодаря «перводвигателю» — божественному «Нусу». «Нус» (nous) по-гречески «ум». «Нус» является вершиной всего мироздания. Он содержит в себе план мира и осмысливает мир, увеличивая его полноту и богатство. Деятельность «Нуса» есть жизнь во всех ее проявлениях. Он — «перводвигатель» мира, и все движущееся заключено в нем.
Какие отношения между реальным миром и «Нусом»?
Мир устремлен к «Нусу» как к недостижимому совершенству.
Что думал Аристотель о платоновском мире идей?
Аристотель считал, что нет отдельно существующего мира идей. Идея не может существовать отдельно от вещи: идея вещи находится в ней самой, без идеи невозможно понять, что такое данная вещь.
Неподвижность платоновских идей Аристотель заменил деятельностью Ума: в его учении «Нус» не только содержит в себе план мира, но и мыслит его. Осмысливая идеи, «Нус» совершенствует их.
Почему существуют вещи?
Аристотель учил, что каждая вещь существует благодаря форме и материи. Все вещи имеют форму, кроме того, они созданы из материи. Если отнять у материи видимость, составляющую ее форму, она обратится в небытие. В действительности существует только оформленная материя. Аристотель выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина, цель.
Каким образом человек познает мир?
Первоначальное познание опирается на чувственный опыт. Затем человек должен, опираясь на разум, сделать переход от познания отдельного к познанию общего. Это позволяет получать истинное знание.
Чтобы понять явления окружающего мира, нужно знать причины, которые сделали мир таким, каков он есть.
Что говорил Аристотель о душе?
Одушевленные существа обладают душой.
Жизнь предполагает выбор функций, следовательно, душа должна иметь части, ответственные за выполнение определенных функций. Аристотель разделил на три группы фундаментальные функции жизни:
1. Вегетативные функции — рождение, питание, рост.
2. Чувственно-моторные функции — ощущения и движения.
3. Умственные функции — познание, самоопределение, выбор.
Исходя из этого, Аристотель делил душу на три части: вегетативная душа, чувственная душа и рациональная душа.
Вегетативная и чувственная души изначально присутствуют в человеке, рациональная душа приходит от «Нуса». Она имеет сверхтелесную и сверхчувственную природу, она — божественная часть в человеке.
Что Аристотель считал высшей добродетелью человека?
Справедливость. Справедливость связана с разумной мерой во всех делах. Человек должен найти средний путь между крайностями.
Чтобы определить разумную меру, необходимы рассудительность и мудрость. Рассудительность определяет, что идет во благо, а что во вред, какие привычки полезны, а какие вредны. С помощью мудрости можно познать высшую реальность.
Годы жизни: 341-270 гг. до н.э. Эпикур родился на острове Самос. С 14 лет он начал заниматься науками и философией. Жил в Афинах, затем в разных городах Малой Азии, где познакомился с учением Демокрита. В тридцатилетнем возрасте Эпикур занялся преподаванием философии. В 307 году до н.э. он вернулся в Афины и основал свою школу — «Сад Эпикура». Надпись на воротах над входом в «Сад Эпикура» гласила: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение». Посещать «Сад» могли все, включая женщин и рабов. Сочинения Эпикура до нас не дошли. Сохранились лишь три его письма, в которых сжато изложены основные положения его учения.
Какова, по мнению Эпикура, цель философии?
Цель философии в том, чтобы человек достиг счастья. Для того, чтобы быть счастливым, человек должен познать законы природы. Эпикур писал, что «без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения».
Философия в понимании Эпикура — это практическая деятельность, которая направлена на то, чтобы создать человеку счастливую жизнь.
Счастье — это отсутствие страданий. Счастье возможно только тогда, когда ты живешь разумно, нравственно и справедливо. Счастье — это состояние мудрости и невозмутимости духа.
Эпикур считал, что самое важное для человека — свобода, именно она дает возможность быть счастливым. Свобода состоит в том, что человек сам делает выбор. Боги не должны вмешиваться в жизнь людей.
Каким образом предполагалось обеспечить счастье каждому человеку?
Жизнь должна иметь правильное соотношение между наслаждением и страданием. Для этого человек должен рассчитать свои действия. По мнению Эпикура, разумнее отказаться от кратковременного наслаждения, за которым может последовать длительное страдание. Началом величайшего блага есть благоразумие.
К каким наслаждениям должен стремиться человек?
Только к разумным. Эпикур считал, что разумными наслаждениями являются занятия литературой, наукой и дружба между людьми. Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: знание, дружба. Высшая форма блаженства — духовный покой, невозмутимость. Мудрость и счастье состоят в том, что человек достигает независимости и спокойствия духа, избегает всего, приносящего ему неудовольствие.
Какую роль должны играть общественные законы?
Законы, существующие в обществе, должны регулировать получение наслаждений. Для соблюдения законов необходим страх перед наказанием.
Душа — это тончайшее тело, рассеянное по всему человеческому организму.
Каким образом возник наш мир?
Мир всегда был в принципе таким, каким он есть сейчас. Вселенная состоит из тел и пустоты. Тела состоят из неделимых и неизменных атомов. Сам же мир безграничен и бесконечен. Космос в целом и все многообразие явлений существуют благодаря механическому движению первичных материальных частиц-атомов в пустом пространстве.
Атомы вечны, неразрушимы, неизменны и неделимы, они находятся в непрерывном движении.
Какие вопросы были основными в системе древнеримской философии?
Философов Древнего Рима, также как и Греции, интересовали вопросы о происхождении, развитии мира и человека. В отличие от Древней Греции, в Древнем Риме философы уделяли много внимания юридическим проблемам.
Наиболее известными древнеримскими философами были Лукреций, Сенека, Марк Аврелий, Цицерон и Плотин.
Тит Лукреций был сторонником атомизма. Его основной труд — философская поэма «О природе вещей».
Какую цель ставил Лукреций, написав свою поэму?
Он хотел описать природу — такой, какова она есть на самом деле, и тем самым изгнать страх и суеверия из души человека. Лукреций стремился построить мировоззрение, исходящее из самой природы и ее законов.
Что говорил Лукреций о человеке?
Человек — часть мира, а не его цель и хозяин. Он целиком подчинен законам природы и не может их превзойти. Главная ценность человека — его разум.
Каким образом человек может познать мир?
Придавая огромное значение органам чувств, Лукреций видел их ограниченность. Эту неполноту чувственного познания должна восполнить мысль. Мысль беспредельна, как иВселенная. Свободное парение ума, не порывающего со здравым смыслом и с чувственными восприятиями, дает человеку истинное знание о мире.
Что является первоосновой мира?
Неделимые начала (атомы), которые вечны и неизменны. Они невидимы, но тем не менее телесны. Первоначала отличаются друг от друга формой, движениями, промежутками между собой. Они образуют различные сочетания — вещи.
Каким образом на Земле возникла жизнь?
Живое, чувственное, по мнению Кара, рождается из неживого благодаря сочетанию и движению первичных тел (атомов).
Что Лукреций писал о смерти?
Сенека жил в 6-65 гг. н.э. Он родился в аристократической семье и получил разностороннее образование. По настоянию отца Сенека стал адвокатом и в этом качестве приобрел большую славу. За свое сочувствие республиканским идеям Сенека был изгнан из Рима на Корсику. После восьмилетней ссылки он вернулся в Рим, получил должность претора и стал воспитателем двенадцатилетнего Нерона. В 57 году Сенека получил должность консула — высшую в Римской империи. В 65 году он был обвинен в заговоре и приговорен к смерти. Умер, покончив жизнь самоубийством.
Самым крупным произведением Сенеки являются «Письма к Луцилию», «О гневе», «О милосердии». Свои взгляды на природу он изложил в труде «Естественноисторические вопросы».
Какой образ мира был создан в учении Сенеки?
Мир — это круговорот одушевленной материи. Во всеобщем круговороте все подчинено строгой необходимости, и все повторяется через определенное время. Материальный мир — тело Разума-бога, а Бог — источник жизни. Все происходит с неизбежностью, в мире господствует неумолимая судьба.
Что понимал Сенека под судьбой?
Судьба — не слепая космическая сила, она обладает разумом и сознанием. Сенека характеризует судьбу как нечто всеблагое, мудрое и вездесущее. Частички судьбы имеются в каждом человеке. Судьба — это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет».
В чем заключается счастье человека?
Счастье человека заключается в том, чтобы жить согласно природе и придерживаться разумной необходимости, которая присуща природе. Счастливый человек тот, кто умеет добровольно подчиниться жизненным невзгодам. Счастье, по мнению Сенеки, внутри человека, а не вне него.
В чем Сенека видел добродетель человека?
Добродетель в том, чтобы повиноваться судьбе. Нравственный, добродетельный человек тот, кто повинуется судьбе. Всякое несчастье Сенека считал лишь поводом к тому, чтобы человек усовершенствовался в добродетели.
Первая обязанность — не наносить вреда членам общества, так как все лйди — частички единого тела. Человек обязан заботиться о других, проявлять к ним любовь и сострадание.
Как противостоять существующему злу?
С помощью самоограничения и умеренности. Сенека писал: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба».
Плотин жил примерно в 203—269 гг. н.э. Он родился в Египте, который был в то время римской провинцией. Плотин увлекся философией. Он пробыл 11 лет в учении у Аммония Саккаасу, затем примкнул к войску римского императора Гордиана III, чтобы попасть в Персию и познакомиться с мировоззрениями персов. Войско было разбито, Плотин бежал в Рим, где основал свою школу. После смерти Плотина осталось 54 труда, которые были завещаны его ученику Порфирию. Порфирий не сохранил хронологический порядок рукописей, он распределил их тематически по шести темам и дал им заглавия. В каждой теме оказалось по 9 сочинений. Так получилось шесть девяток — «эннад». Отсюда и произошло название трудов Плотина в целом — «Эннады».
Какое понятие занимает центральное место в философии Плотина?
Понятие Единого. Единое — это верховное начало всего существующего, это высшая божественная сущность. Единое не может быть ограничено или замкнуто в себе. Избыток полноты приводит к тому, что Единое «истекает», выходит за границы самого себя и таким образом порождает мир.
Мир — это порождение Единого, высшей сущности.
Мир включает в себя Единое, Ум, Мировую Душу и Космос.
Ум — надкосмическое сознание, идеальная смысловая структура Космоса. Мировая Душа — вечно подвижное, динамическое начало, которое служит источником вечной активности для мира в целом и для каждого элемента в отдельности. Космос — это конкретное воплощение и осуществление Мировой Души и Ума.
Каким образом возникла природа?
Природа возникла из материи, в которую проникло божественное первоначало. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобил материю тьме: мир образуется из материи благодаря тому, что в нее проник свет, излучаемый божественным Единым.
Что Плотин понимал под материей?
Материя — результат угасания света. Там, где свечение Единого угасает, там, где смыкается тьма, так и возникает материя. Для Плотина все зло мира заключено в материи. В отличие от Единого, материя познаваема человеком.
Что, по мнению Плотина, представляет собой человек?
Человек состоит из трех частей, это душа умопостигаемая, наиболее близкая к божеству, душа чувственная и, наконец, тело.
В чем цель человеческой жизни?
Цель — достигнуть экстаза, в котором происходит слияние с божеством. Экстаз достижим при помощи катарсиса, то есть очищения от телесного и низменного. Очистившись, душа может освободиться от тела и слиться с Единым. Таким образом, Единое доступно человеку.