Что основа всего сущего в античной философии

Что основа всего сущего в античной философии

Глава 3. Философия античного мира

Философия Древней Греции

Что представляло собой древнегреческое государство?

Греция на протяжении многих веков не была единым го­сударством. Существовали города-полисы, отделенные друг от друга природными границами. В каждом полисе говорили на своем диалекте, отдавали предпочтение культу того или иного Бога или героя. Несмотря на региональные различия, антич­ная культура представляет собой единое целое.

Какое понятие было основным для древнегреческого гражданина?

Понятие свободы. Под свободой понималась жизнь сообща в соответствии с общим для всех законом. Все возникающие проблемы необходимо было решать путем открытого публич­ного обсуждения.

Что древние греки понимали под добродетелью?

Добродетель — это умение человека находить место в обще­стве, реализовывать свое предназначение.

В чем древние греки видели проявление мудрости?

Мудрость проявляется в искусстве владеть словом. Слово оформляет мысли человека. Красивые мысли должны красиво звучать. Поэтому в Древней Греции было разработано понятие логоса.

Что понималось под логосом?

Логос — это слово, язык. Позже логос стали понимать как мысль, разум, мировой закон, который стоит даже над богами.

Какие идеи стали фундаментальными в греческой философии?

Идеи гармонии, порядка, которые господствуют в природе и в обществе.

Какие задачи ставили перед собой древнегреческие философы?

Найти «архе» — первооснову мира и первопричину всех яв­лений. Второе — выработать универсальные приемы мышле­ния, не ограниченного ничем внешним — прежде всего верой и чувственным опытом.

Годы жизни около 624-547 гг. до н.э. Фалес родился и жил в городе Милет. Купец, философ, математик, астроном и по­литический деятель, он принимал участие в государственных делах, много путешествовал и применял свои теоретические знания на практике: Фалес строил мосты, изобрел гидравли­ческие часы.

Что главное в учении Фалеса?

Основой всего сущего Фалес считал воду. Все начинается с воды и в нее возвращается. Испарения воды питают небесные огни — солнце и другие небесные светила, затем в дожде вода возвращается и переходит в землю и т.д. Согласно представле­ниям мыслителя, вода — это вечная, бесконечная движущаяся материя.

Для Фалеса цель философских размышлений — найти пер­вооснову мира — «архе».

Годы жизни: 610—546 гг. до н.э. Анаксимандр родился в г. Милеты, за что получил прозвище Милетский. Он был учеником и последователем Фалеса. Анаксимандру приписыва­ется устройство солнечных часов — гномона. Он первым со­ставил географическую карту. Согласно Анаксимандру, земля имеет форму цилиндра и свободно парит в воздухе, ничем не поддерживаемая. Вечное вращательное движение земли — ис­точник тепла и холода.

Его научное сочинение «О природе» до наших времен не дошло.

Что лежит в основе мироздания?

Старясь объяснить происхождения мира, Анаксимандр по­лагал, что в основе мироздания лежит некое абстрактное и беспредельное вещество, которое невозможно определить. Анаксимандр назвал это вещество «апейрон», буквально «без­граничный», «бесконечный». Благодаря движению «апейро- на» одни вещи рождаются, другие умирают.

Каким образом, по мнению Анаксимандра, возник мир?

Возникновение мира Анаксимандр связывал с борьбой про­тивоположностей, прежде всего борьбой тепла и холода внутри «апейрона». По Анаксимандру, мир в процессе возникновения прошел три ступени:

1. Он выделился из мирового зародыша — «апейрона».

2. Произошло разделение и поляризация противоположно­стей.

3. Взаимодействие и борьба между теплом и холодом поро­дили оформленный мир.

Какие представления о мире сложились у Анаксимандра?

Он учил, что части изменяются, а целое — первооснова мира — остается неизменным. Анаксимандр впервые в исто­рии высказал предположение, что луна светит не своим све­том, она заимствует его от солнца, а человек — результат эво­люции, которая началась с рыб.

Анаксимен жил в 585-524 гг. до н. э. Он родился в городе Милеты, был учеником Анаксимандра. Анаксимен попытал­ся определить расстояние между планетами. Его труды до на­ших дней не дошли. О философских концепциях Анаксимена нам известно только из поздних сочинений древних греков. Сохранилась легенда, что однажды, гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спро­сил юноша, — почему тебя так часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много не­ясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два кру­га: маленький и большой. «Твои знания — это маленький круг, а мои — большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — не­известно. Маленький круг мало соприкасается с неизвестнос­тью. Чем шире круг твоих знаний, тем большее его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Что, по мнению Анаксимена, является первоосновой мира?

Воздух. Воздух бесконечен, а по своим качествам определен. Он всегда находится в движении, которое порождает многооб­разие вещей. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, превращается в ветер, затем в облако, делается водой, потом землей, камнями и другим вещами. Анаксимен предполагал, что живой мир происходит из не живого.

Демокрит родился около 470—460 гг. до н.э. Богатое наслед­ство отца дало ему возможность совершить продолжительное путешествие, и он побывал в Вавилоне, Персии, Египте, много лет провел в Афинах.

Известно, что Демокрит написал десятки работ, охватыва­ющих практически все области знания того времени, но до наших дней не дошло полностью ни одного труда, сейчас из­вестно около 200 фрагментов из его работ «Врачебная наука», «О том, что после смерти», «О строении природы», «О мате­матике», «О ритме и гармонии» и т.д. Дата смерти Демокрита неизвестна.

Что, по мнению Демокрита, является первоосновой мира?

В основе мира лежат мельчайшие тела — атомы. Атом — это «неделимая сущность», пустота дает возможность этой «недилимой сущности» перемещаться, когда возникает вихрь. Атомы неделимы и различаются по форме: они бывают вы­пуклые, вогнутые, шарообразные, квадратные и т.д. Атомы отличаются друг от друга размером. Основное свойство ато­мов — движение, присущее им по природе своей и существую­щее в разных формах — вихрь, испарение, хаотическое пере­мещение.

Как возник мир из первичного атомного хаоса?

Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Миры возникают в результате атомного вихря, который по­рождает шарообразную массу. От этой шарообразной массы отделяется нечто вроде оболочки, которая в виде неба про­стирается над всем миром. Солнце горит вследствие быстроты движения.

Каким образом из атомов возникают вещи?

Сталкиваясь в движении, атомы «сцепляются» друг с дру­гом и образуют вещи. Следовательно, вещи появились благода­ря взаимодействию атомов. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга.

Движение атомов определяется механическими причинами и не зависит от божественного разума.

Какой взгляд на человека утверждал Демокрит?

Человек — это «малый мир», который обладает душой. Душа человека — это сочетание огневидных атомов. Человек произошел естественным путем из неживой природы — из те­плой грязи — без участия творца.

Может ли человек познать окружающий мир?

Человеку способен познать окружающий мир посредством чувств и мыслей. Демокрит выделял два рода познания — чувственное (темное) и рассудочное (истинное). По мнению Демокрита, с поверхности предметов «истекают» тончайшие образы, которые улавливаются нашими органами чувств, в ре­зультате чего возникают ощущения. Но такое «темное» позна­ние не способно само по себе дать знание человеку. Истинное познание происходит при участии разума, который исправля­ет, классифицирует и открывает то, что не воспринимается чувствами.

Почему возможны ошибки в процессе познания?

Ошибки возможны потому, что атомы органа чувств могут находиться в беспорядке, либо потому, что атомы на пути от объекта к органам чувств, сталкиваясь между собой, доставля­ют искаженную информацию атомам органов чувств.

Каким образом Демокрит рассматривал проблему жизни и смерти?

Что, по мнению Демокрита, должно быть целью человеческой жизни?

Земное счастье, которое ученый понимал как разумное удо­влетворение потребностей. Достигнуть такого состояния мож­но при помощи воспитания и обучения. Демокрит отмечал, что «воспитание есть украшение в счастьи и прибежище в несчастьи».

Пифагор предположительно жил в 571-497 гг. до н.э. Он родился на острове Самос. Пифагор — не имя, а прозвище, которое означает убеждающий речью, потому что Пифагор высказывал истину так же постоянно, как дельфийский ора­кул. Покинув родину из-за тирании, он отправился в Египет, где учился 22 года у египетских жрецов. Когда Египет был захвачен персами, Пифагор в качестве пленника был отправ­лен на Восток, где прожил 12 лет и познакомился с учени­ем вавилонских жрецов. Вернувшись в Грецию, он основал в городе Кротоне пифагорейский союз. Умер Пифагор в городе Метапонте.

Пифагору приписывают всего три сочинения, которые до наших дней не дошли: «О природе», «О воспитании», «О го­сударстве».

Как шло обучение в Пифагорейском союзе?

Обучение строилось по следующему принципу: ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Школа не пыталась завлечь учеников, напротив, Пифагор обычно советовал повременить и прийти в Школу че­рез три года. Если человек потом возвращался, это подтверж­дало его истинное желание учиться. После поступления чело­век еще не считался учеником и назывался «акусматиком», то есть слушателем. Пять или семь лет человек посещал занятия, которые проводили старшие ученики Пифагора. Философские размышления чередовались с простой физической работой. После долгих лет работы над собой «акусматик» становил­ся настоящим учеником. Теперь он носил название матема­тика — «познающего». На занятиях, которые проводил сам Пифагор, математикам давались представления об общей кар­тине мира, устройстве человека и природы. Обучение матема­тиков тоже шло несколько лет, и тоже было лишь подготовкой к выбору «специальности». Одни начинали изучать медицину, другие умение заботиться об имуществе. Высшей ступенью в Пифагорейской школе было обучение политиков — людей, способных управлять, исходя из высших принципов и законов человеческого общества.

Против школы был устроен заговор, многие пифагорейцы были убиты, а оставшиеся в живых были вынуждены бежать.

Что, согласно Пифагору, лежит в основе мира?

Пифагор считал, что в основе мира — математические от­ношения. Космос — это упорядоченное, гармоничное целое, выраженное в числах. Круговое движение небесных тел демон­стрировало, что эти тела подчиняются законам математики. Вещи исчезают, а математические понятия неизменны. Число придает вещам соразмерность и тайну. И мир, и душа челове­ка имеют, в конечном счете, количественное измерение.

Что понимал Пифагор под мирозданием?

Мироздание Пифагор представлял в виде космоса, кото­рый, соединяясь с бесконечной «пневмой», то есть «беспре­дельным дыханием», порождает мир. Пифагор первым назвал Вселенную «космосом», поскольку ей присущ порядок: по-гре­чески «космос» означает «порядок», «целостное строение». Космос, согласно учению Пифагора, «вдыхает пневму» и по­рождает отдельные вещи.

Что дает человеку знание математики?

Математика позволяет познать окружающий мир и позабо­титься о своей душе. Забота о душе предполагает аскетический образ жизни и приобретение научных знаний. Благополучие человека состоит в согласии с самим собой.

Каким образом возникает истинное мировоззрение человека?

Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах, это мораль, религия и знания. Пифагор попытался подчинить задачи науки интересам религии, которая должна совпадать с моралью.

Ксенофан жил в 6—5 вв. до н.э. Он родился в городе Коло­фоне, из которого был изгнан. Он долго скитался. Свои фи­лософские взгляды Ксенофан излагал в стихотворной форме. Сохранились отдельные отрывки из его поэмы «О природе».

Что лежит в основе философского учения Ксенофана?

В центре философского учения — идея о единстве мира. Мир для Ксенофана — не творение Бога, мир не сотворен, а вечен и неуничтожим. Всеединый мир вечен и неподвижен, но его части изменчивы, возникают и уничтожаются.

Каким образом возникли Солнце и Земля?

Солнце и другие светила возникли из воспламенившихся облаков. Облака возникают из влажных испарений, вода — их источник. Земля первоначально была покрыта водой и посте­пенно от нее освободилась.

Может ли человек познать мир?

Познать мир можно, только нельзя ограничиваться чув­ственным созерцанием, поскольку оно не дает познать сущ­ность вещей. Истинное знание человек получает только в про­цессе размышления.

Годы жизни: ок. 483-423 гг. до н.э. Эмпедокл родился и жил на Сицилии. В древнем мире он славился как философ, поэт, оратор, врач, активный политический деятель, сторон­ник демократии. В качестве врача Эмпедокл был основателем италийской медицинской школы. Эмпедоклу приписываются две философские поэмы: «О природе» и «Очищения». Из них сохранилось около 450 строк.

Что, по мнению Эмпедокла, лежит в основе мира?

Эмпедокл считал, что мир материален, что его многообра­зие сводится к четырем «корням». Корнями вещей он назы­вал элементы, которые, механически сочетаясь, образуют все предметы. Эти корни — земля, вода, воздух и огонь. Корни вещей вечны, неизменны и неделимы.

Как проходит мировое развитие?

Эмпедокл различал четыре периода в мировом развитии. Сначала существовал исходный пункт с полным единством элементов. Второй период — возникновение отдельных вещей. В третьем периоде наступает полное разъединение элементов. Наконец, в четвертом периоде элементы вновь соединяются. Таким образом, происходит циклическое развитие вселенной. Космогонический процесс состоит из вечно повторяющихся, вечно обновляющихся четырех мировых периодов.

Что представляет собой человек?

Человек и внешний мир состоят из одних и тех же элемен­тов, субъект и объект — качественно однородны, вследствие чего человек способен познать внешний мир.

Познание возможно при помощи органов чувств. Признавая первостепенное значение ощущений для познания, Эмпедокл пришел к выводу, что нужно проверять и регулировать ощу­щения разумом.

Сократ ничего не писал, его учение дошло до нас благодаря другим авторам, главным образом, Платону, в диалогах кото­рого Сократ играет основную роль.

Что нового внес Сократ в античную философию?

Он впервые поставил вопрос о том, что есть мудрость во­обще. Сократ стремился также построить целостное учение о человеке.

Сократ разработал философский метод, построенный на во­просах и ответах: задавая ряд вопросов, вы изобличаете со­беседника в противоречиях. С помощью этого метода Сократ создал учение о человеке. В своем учении он подчеркивал, что мы не можем исследовать природу человека тем же путем, ка­ким мы раскрываем природу физических явлений.

Что, с точки зрения Сократа, определяет ценность человеческой жизни?

Критическое, испытывающее, познающее отношение к жиз­ни. «А без испытания. жизнь не в жизнь для человека».

О чем должен заботиться человек в первую очередь?

О своей душе. «Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из вас, молодого и старого, заботиться раньше и силь­нее не о телах ваших или деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше. »

Забота о душе означает, что человек должен воспитывать в себе добродетель и нравственно-разумное поведение. Сократ считал, что главная способность души — разум, которому противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Посредством разума можно добиться власти над свои­ми страстями.

Человек познает мир и себя тоже при помощи своей души. Жизнь души — это самопознание, поиск ответов на вопросы, осмысление мира.

Что Сократ понимал под разумом?

Способность человека логически мыслить, рассуждать. Именно разум — источник самообладания, которое дает власть над жизненно-стихийными порывами. При помощи самообла­дания человек приходит к власти над собой.

Что означает власть над собой?

Такая власть означает свободу. С точки зрения Сократа, свободен тот, кто умеет управлять страстями. «Не следует ли каждому проникнуться убеждением, что воздержание есть основа добродетели, и его прежде всего запасти в душе? Какой раб чувственных наслаждений не доведет до позорного состоя­ния и тело и душу?»

В чем заключается мудрость человека?

Мудрость состоит в умении различать хорошее и дурное, по­лезное и вредное. С точки зрения Сократа, настоящий герой — это мудрец, который победил своих внутренних врагов.

Главная обязанность для разумного человека — избегать дурного и стремиться к благу.

Стремление к благу, считал Сократ, должно быть основным стремлением человека.

Благо объединяет в себе определенные качества. Это:

1. Хорошее здоровье и телесные силы, потому что они со­действуют нравственной жизни.

2. Духовное здоровье, умственные способности.

3. Искусства и науки, потому что они полезны для счастли­вой жизни.

4. Согласие между родителями, детьми, братьями, потому что они созданы для взаимной помощи.

5. Гражданская община или государство, потому что, если они благоустроены, то обеспечивают гражданам великие выгоды.

Каким образом человек может достичь блага?

Сократ выделил три основных добродетели: самообладание, храбрость, справедливость. Взятые вместе, они не что иное, как мудрость. Добродетель всегда есть знание, порок — всегда невежество.

Что такое идеальное государство Платона?

В идеальном государстве все построено по четкому плану, который нельзя нарушать никому из граждан. В таком госу­дарстве царят закон и справедливость.

Справедливое общество — то, в котором каждый занят тем делом, которое подходит ему наилучшим образом.

Для создания идеального государства нужно передать власть в руки философов. Для достижения этой цели нужна всеобщая система образования, в которой каждый гражданин может найти место, соответствующее его способностям.

Какой должна быть система образования в идеальном государстве?

Все дети, независимо от происхождения, имеют одинаковые возможности обучаться. От 10 до 20 лет все получают одинако­вое образование, после чего происходит отбор лучших учени­ков, которые продолжают обучение. Остальные должны стать ремесленниками, земледельцами и купцами. В 30 лет пред­усмотрен второй отбор, и те, кто прошел его, еще 5 лет изуча­ют философию. Те, кто не проходит второй отбор, становятся воинами (стражами). Те, кто прошел все три ступени, еще 15 лет должны участвовать в практической жизни общества, при­обретая навыки управления. Когда им исполняется 50 лет, они могут стать правителями.

Такая система образования, по мнению Платона, позволяла разделить общество на 3 сословия не по происхождению, а по способностям.

В чем Платон видел задачу философии?

Задача философии, по Платону, в том, чтобы обобщить на­копленные представления и создать новый подход к позна­нию мира. Познать мир можно при помощи своего разума. Ум должен перепроверять чувственные впечатления. Платон отмечал: «Тот, кто подходит к каждой вещи средствами одной лишь мысли, не привлекая в ходе размышления ни зрения, ни иного какого чувства и не единого из них не беря в спутники рассудку, тот познает истину».

Что лежит в основе существующего мира?

Платон считал, что в основе мира лежит «едино сущее» — некий одушевленный «порядок», созданный демиургом, то есть творцом, из «беспорядка».

Платон полагал, что также существует мир, недоступный человеческим органам чувств: он поместил всю совокупность сверхчувственных объектов отдельно от видимого мира, в осо­бое место — в «занебесную» область. Платон подчеркивал: «Эта область бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, под­линно существующая, зримая лишь кормчему души — уму, на нее-то и направлен истинный род знаний».

Философ назвал эту область сверхчувственных объектов ми­ром идей.

Что понимал Платон под идеей?

Идея — это идеальный прообраз вещи. У каждой вещи име­ется свой совершенный образец. Вещь — это несовершенная копия идеи, а идея — недосягаемый образец, к которому вещь стремится.

Каким образом Платон представлял мир идей?

Идеи могут быть более или менее общими, поэтому мир идей — иерархически организованная система. Существует общая идея, которая находится на вершине иерархии. Это — идея блага. Она порождает все остальные идеи во всем их множестве и многообразии. Вначале возникают пять общих идей, порожденных благом. Это — бытие, покой, движение, тождество, различие. Рангом ниже располагаются равенство, неравенство, сходство, непохожесть. Еще ступенькой ниже в иерархическом строении мира идей помещаются математиче­ские и геометрические объекты.

Для чего Платон создал свою схему мира идей?

Для того, чтобы объяснить мир, доступный органам чувств. В чувственно воспринимаемом мире все происходит по той же схеме, что и в мире идей, но в огрубленном виде. Мир идей — план, чувственно воспринимаемый мир — реализация плана.

Когда человек познает окружающий его мир, его душа «вспоминает» то, что она видела в мире идей, где обитала до рождения человека.

Что Платон считал высшим моральным долгом человека?

Как и Сократ, заботу о душе. Забота о душе предполагает ее очищение от чувственной привязанности к телу. Ведя добро­детельную жизнь, человек очищает свою душу. Для понятия «очищение души» Платон ввел специальный термин — «ка­тарсис». В платоновской трактовке «катарсис» достижим при рационально-логическом познании, и состоит он в том, что страсти просветляются светом ума. Именно поэтому главным средством «катарсиса» является наука.

Почему Платон считал тело корнем всех зол?

Тело — источник страстей, которые порождают враждеб­ность, невежество и несогласие. Победить зло можно только через заботу о вечной душе.

Забота о душе преобразует человека и в конечном результа­те освобождает от мира чувственного.

Платон утверждал, что душа живет вечно. Она способна по­знать неподвижное и вечное — мир идей — и поэтому имеет ту же природу, что и идеальный мир. Иначе все вечное осталось бы недоступным душе.

Годы жизни: 384-322 гг. до н.э. Аристотель родился в Македонии. В возрасте 17-18 лет приехал в Афины и стал слу­шателем платоновской Академии и пробыл в ней 20 лет. После смерти Платона совершил несколько путешествий и более 3 лет был наставником Александра, который позднее стал изве­стен как Александр Македонский. После прихода Александра к власти переехал в Афины и основал в 335 г. до н.э. собствен­ную школу — Лицей. Школа Аристотеля имела и еще одно название — перипатетическая, потому что обучение шло во время прогулок: «peri» означает «вокруг», глагол «patein» — это «прогуливаться». По утрам Аристотель проводил занятия в тесном кружке ближайших учеников (акроаматические лек­ции), а после обеда читал общедоступные (эксотерические) лекции. В 62 году Аристотель вынужден был переселиться в город Халкис на Эвбее, где вскоре умер.

Почему Аристотеля считают энциклопедистом?

В его произведениях изложены знания по всем отраслям науки того времени. Наиболее известные из дошедших до на­ших дней: «Физика», «О небе», «О душе», «Политика», «Ри­торика», «Поэтика», «История животных», «О происхожде­нии животных».

В чем специфика аристотелевского типа философствования?

Аристотель утверждал принцип исторического подхода, со­гласно которому, прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники и только затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое. Он стремился к систематич­ности и методичности. Только постепенное движение по ступе­ням знания позволит открыть истину. Аристотель, в противо­вес Платону, считал, что для познания нужно выделять общее в вещах. Познание есть непрерывная детализация, в процессе которой мы обнаруживаем законы становления вещей.

Какую классификацию наук предложил Аристотель?

Аристотель разделил науки, существовавшие в Древней Греции, на три группы:

1. Теоретические, или «умозрительные» — философия, ма­тематика, физика.

2. Практические, или «рассудительные» — этика и полити­ка.

3. Творческие, или «продуктивные» — искусство, ремесла.

Аристотель считал, что основными науками являются твор­ческие: опираясь на них, человек может идти к знанию более общему, теоретическому.

Как, по мнению Аристотеля, возник мир?

Мир возник и стал развиваться благодаря «перводвигателю» — божественному «Нусу». «Нус» (nous) по-гречески «ум». «Нус» является вершиной всего мироздания. Он содержит в себе план мира и осмысливает мир, увеличивая его полноту и богатство. Деятельность «Нуса» есть жизнь во всех ее про­явлениях. Он — «перводвигатель» мира, и все движущееся заключено в нем.

Какие отношения между реальным миром и «Нусом»?

Мир устремлен к «Нусу» как к недостижимому совершен­ству.

Что думал Аристотель о платоновском мире идей?

Аристотель считал, что нет отдельно существующего мира идей. Идея не может существовать отдельно от вещи: идея вещи находится в ней самой, без идеи невозможно понять, что такое данная вещь.

Неподвижность платоновских идей Аристотель заменил де­ятельностью Ума: в его учении «Нус» не только содержит в себе план мира, но и мыслит его. Осмысливая идеи, «Нус» совершенствует их.

Почему существуют вещи?

Аристотель учил, что каждая вещь существует благодаря форме и материи. Все вещи имеют форму, кроме того, они соз­даны из материи. Если отнять у материи видимость, составля­ющую ее форму, она обратится в небытие. В действительности существует только оформленная материя. Аристотель выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина, цель.

Каким образом человек познает мир?

Первоначальное познание опирается на чувственный опыт. Затем человек должен, опираясь на разум, сделать переход от познания отдельного к познанию общего. Это позволяет полу­чать истинное знание.

Чтобы понять явления окружающего мира, нужно знать причины, которые сделали мир таким, каков он есть.

Что говорил Аристотель о душе?

Одушевленные существа обладают душой.

Жизнь предполагает выбор функций, следовательно, душа должна иметь части, ответственные за выполнение определен­ных функций. Аристотель разделил на три группы фундамен­тальные функции жизни:

1. Вегетативные функции — рождение, питание, рост.

2. Чувственно-моторные функции — ощущения и движе­ния.

3. Умственные функции — познание, самоопределение, вы­бор.

Исходя из этого, Аристотель делил душу на три части: веге­тативная душа, чувственная душа и рациональная душа.

Вегетативная и чувственная души изначально присутству­ют в человеке, рациональная душа приходит от «Нуса». Она имеет сверхтелесную и сверхчувственную природу, она — бо­жественная часть в человеке.

Что Аристотель считал высшей добродетелью человека?

Справедливость. Справедливость связана с разумной мерой во всех делах. Человек должен найти средний путь между крайностями.

Чтобы определить разумную меру, необходимы рассуди­тельность и мудрость. Рассудительность определяет, что идет во благо, а что во вред, какие привычки полезны, а какие вредны. С помощью мудрости можно познать высшую реаль­ность.

Годы жизни: 341-270 гг. до н.э. Эпикур родился на острове Самос. С 14 лет он начал заниматься науками и философией. Жил в Афинах, затем в разных городах Малой Азии, где по­знакомился с учением Демокрита. В тридцатилетнем возрасте Эпикур занялся преподаванием философии. В 307 году до н.э. он вернулся в Афины и основал свою школу — «Сад Эпикура». Надпись на воротах над входом в «Сад Эпикура» гласила: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо — наслаждение». Посещать «Сад» могли все, включая женщин и рабов. Сочинения Эпикура до нас не дошли. Сохранились лишь три его письма, в которых сжато изложены основные положения его учения.

Какова, по мнению Эпикура, цель философии?

Цель философии в том, чтобы человек достиг счастья. Для того, чтобы быть счастливым, человек должен познать законы природы. Эпикур писал, что «без естествознания нельзя при­обрести неомраченные наслаждения».

Философия в понимании Эпикура — это практическая дея­тельность, которая направлена на то, чтобы создать человеку счастливую жизнь.

Счастье — это отсутствие страданий. Счастье возможно только тогда, когда ты живешь разумно, нравственно и спра­ведливо. Счастье — это состояние мудрости и невозмутимости духа.

Эпикур считал, что самое важное для человека — свобода, именно она дает возможность быть счастливым. Свобода состоит в том, что человек сам делает выбор. Боги не должны вмешиваться в жизнь людей.

Каким образом предполагалось обеспечить счастье каждому человеку?

Жизнь должна иметь правильное соотношение между на­слаждением и страданием. Для этого человек должен рассчи­тать свои действия. По мнению Эпикура, разумнее отказаться от кратковременного наслаждения, за которым может после­довать длительное страдание. Началом величайшего блага есть благоразумие.

К каким наслаждениям должен стремиться человек?

Только к разумным. Эпикур считал, что разумными на­слаждениями являются занятия литературой, наукой и друж­ба между людьми. Действительно длительными и прочными могут быть только духовные наслаждения и блага: знание, дружба. Высшая форма блаженства — духовный покой, не­возмутимость. Мудрость и счастье состоят в том, что человек достигает независимости и спокойствия духа, избегает всего, приносящего ему неудовольствие.

Какую роль должны играть общественные законы?

Законы, существующие в обществе, должны регулировать получение наслаждений. Для соблюдения законов необходим страх перед наказанием.

Душа — это тончайшее тело, рассеянное по всему человече­скому организму.

Каким образом возник наш мир?

Мир всегда был в принципе таким, каким он есть сейчас. Вселенная состоит из тел и пустоты. Тела состоят из недели­мых и неизменных атомов. Сам же мир безграничен и бесконе­чен. Космос в целом и все многообразие явлений существуют благодаря механическому движению первичных материаль­ных частиц-атомов в пустом пространстве.

Атомы вечны, неразрушимы, неизменны и неделимы, они находятся в непрерывном движении.

Какие вопросы были основными в системе древнеримской философии?

Философов Древнего Рима, также как и Греции, интересо­вали вопросы о происхождении, развитии мира и человека. В отличие от Древней Греции, в Древнем Риме философы уделя­ли много внимания юридическим проблемам.

Наиболее известными древнеримскими философами были Лукреций, Сенека, Марк Аврелий, Цицерон и Плотин.

Тит Лукреций был сторонником атомизма. Его основной труд — философская поэма «О природе вещей».

Какую цель ставил Лукреций, написав свою поэму?

Он хотел описать природу — такой, какова она есть на са­мом деле, и тем самым изгнать страх и суеверия из души чело­века. Лукреций стремился построить мировоззрение, исходя­щее из самой природы и ее законов.

Что говорил Лукреций о человеке?

Человек — часть мира, а не его цель и хозяин. Он целиком подчинен законам природы и не может их превзойти. Главная ценность человека — его разум.

Каким образом человек может познать мир?

Придавая огромное значение органам чувств, Лукреций видел их ограниченность. Эту неполноту чувственного позна­ния должна восполнить мысль. Мысль беспредельна, как иВселенная. Свободное парение ума, не порывающего со здравым смыслом и с чувственными восприятиями, дает человеку истинное знание о мире.

Что является первоосновой мира?

Неделимые начала (атомы), которые вечны и неизменны. Они невидимы, но тем не менее телесны. Первоначала отли­чаются друг от друга формой, движениями, промежутками между собой. Они образуют различные сочетания — вещи.

Каким образом на Земле возникла жизнь?

Живое, чувственное, по мнению Кара, рождается из неживо­го благодаря сочетанию и движению первичных тел (атомов).

Что Лукреций писал о смерти?

Сенека жил в 6-65 гг. н.э. Он родился в аристократической семье и получил разностороннее образование. По настоянию отца Сенека стал адвокатом и в этом качестве приобрел боль­шую славу. За свое сочувствие республиканским идеям Сенека был изгнан из Рима на Корсику. После восьмилетней ссылки он вернулся в Рим, получил должность претора и стал воспи­тателем двенадцатилетнего Нерона. В 57 году Сенека получил должность консула — высшую в Римской империи. В 65 году он был обвинен в заговоре и приговорен к смерти. Умер, по­кончив жизнь самоубийством.

Самым крупным произведением Сенеки являются «Письма к Луцилию», «О гневе», «О милосердии». Свои взгляды на природу он изложил в труде «Естественноисторические во­просы».

Какой образ мира был создан в учении Сенеки?

Мир — это круговорот одушевленной материи. Во всеоб­щем круговороте все подчинено строгой необходимости, и все повторяется через определенное время. Материальный мир — тело Разума-бога, а Бог — источник жизни. Все происходит с неизбежностью, в мире господствует неумолимая судьба.

Что понимал Сенека под судьбой?

Судьба — не слепая космическая сила, она обладает раз­умом и сознанием. Сенека характеризует судьбу как нечто все­благое, мудрое и вездесущее. Частички судьбы имеются в каж­дом человеке. Судьба — это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Ничто не может ее изменить. «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет».

В чем заключается счастье человека?

Счастье человека заключается в том, чтобы жить согласно природе и придерживаться разумной необходимости, которая присуща природе. Счастливый человек тот, кто умеет добро­вольно подчиниться жизненным невзгодам. Счастье, по мне­нию Сенеки, внутри человека, а не вне него.

В чем Сенека видел добродетель человека?

Добродетель в том, чтобы повиноваться судьбе. Нравственный, добродетельный человек тот, кто повинуется судьбе. Всякое несчастье Сенека считал лишь поводом к тому, чтобы человек усовершенствовался в добродетели.

Первая обязанность — не наносить вреда членам общества, так как все лйди — частички единого тела. Человек обязан за­ботиться о других, проявлять к ним любовь и сострадание.

Как противостоять существующему злу?

С помощью самоограничения и умеренности. Сенека пи­сал: «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетель­ного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба».

Плотин жил примерно в 203—269 гг. н.э. Он родился в Египте, который был в то время римской провинцией. Плотин увлекся философией. Он пробыл 11 лет в учении у Аммония Саккаасу, затем примкнул к войску римского императора Гордиана III, чтобы попасть в Персию и познакомиться с ми­ровоззрениями персов. Войско было разбито, Плотин бежал в Рим, где основал свою школу. После смерти Плотина осталось 54 труда, которые были завещаны его ученику Порфирию. Порфирий не сохранил хронологический порядок рукописей, он распределил их тематически по шести темам и дал им за­главия. В каждой теме оказалось по 9 сочинений. Так получи­лось шесть девяток — «эннад». Отсюда и произошло название трудов Плотина в целом — «Эннады».

Какое понятие занимает центральное место в философии Плотина?

Понятие Единого. Единое — это верховное начало всего су­ществующего, это высшая божественная сущность. Единое не может быть ограничено или замкнуто в себе. Избыток полноты приводит к тому, что Единое «истекает», выходит за границы самого себя и таким образом порождает мир.

Мир — это порождение Единого, высшей сущности.

Мир включает в себя Единое, Ум, Мировую Душу и Космос.

Ум — надкосмическое сознание, идеальная смысловая структура Космоса. Мировая Душа — вечно подвижное, дина­мическое начало, которое служит источником вечной актив­ности для мира в целом и для каждого элемента в отдельно­сти. Космос — это конкретное воплощение и осуществление Мировой Души и Ума.

Каким образом возникла природа?

Природа возникла из материи, в которую проникло боже­ственное первоначало. Сравнивая это первоначало со светом, Плотин уподобил материю тьме: мир образуется из материи благодаря тому, что в нее проник свет, излучаемый божествен­ным Единым.

Что Плотин понимал под материей?

Материя — результат угасания света. Там, где свечение Единого угасает, там, где смыкается тьма, так и возникает материя. Для Плотина все зло мира заключено в материи. В отличие от Единого, материя познаваема человеком.

Что, по мнению Плотина, представляет собой человек?

Человек состоит из трех частей, это душа умопостигаемая, наиболее близкая к божеству, душа чувственная и, наконец, тело.

В чем цель человеческой жизни?

Цель — достигнуть экстаза, в котором происходит слияние с божеством. Экстаз достижим при помощи катарсиса, то есть очищения от телесного и низменного. Очистившись, душа мо­жет освободиться от тела и слиться с Единым. Таким образом, Единое доступно человеку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *