Что опять с бензином в приморье
Часть независимых АЗС Дальнего Востока перестали продавать АИ-95 и АИ-98
Независимые АЗС Приморского края перестали продавать бензины АИ-95 и АИ-98, рассказал РБК Владимир Чирсков, глава Приморского топливного союза (объединяет девять компаний, которым принадлежит 70 АЗС). Например, по его словам, с июля входящая в союз сеть «Октант», совладельцем которой является Чирсков, перестала продавать АИ-98 на всех своих девяти заправках. Нет АИ-95 и АИ-98, по информации собеседника РБК, и на половине заправок сети «Бензо» (в союз не входит, владеет 31 АЗС).
«Перебои с поставками нефтепродуктов носят системный характер по всему краю. Мы подтверждаем факт частичного ограничения реализации ГСМ (горюче-смазочных материалов. — РБК) в адрес физических лиц», — сказала РБК коммерческий директор сети «Бензо» Анна Моисеенко.
Почему на приморских АЗС пропал бензин
Единственный НПЗ на Дальнем Востоке, который продает бензин на бирже, — Комсомольский НПЗ «Роснефти» (владеет 30 АЗС в Приморье). В регионе есть и другой крупный завод — Хабаровский НПЗ, принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Но последний редко продает дизель мелким оптом: основную часть топлива завод поставляет на собственные заправки (владеет сетью из 270 АЗС в нескольких регионах Дальнего Востока, из них в Приморье — 92). По данным Приморского топливного союза, в регионе работает 335 заправок, большая часть (214) — у независимых сетей.
С конца июня оптовые цены Комсомольского НПЗ превышают розничные цены на АЗС «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга», утверждает Чирсков. По его данным, на 31 июля в Приморском крае розничные цены обеих компаний на АИ-95 были на 8% (почти 4 руб. на литр) ниже оптовых цен Комсомольского НПЗ, а на АИ-98 — почти на 6% (3 руб. на литр). Владельцам независимых АЗС невыгодно покупать топливо на оптовом рынке для продажи, объясняет Чирсков.
Из-за чего выросли оптовые цены
Оптовые цены на АИ-95 выросли из-за ограничения предложения на бирже, считает глава Приморского топливного союза. По его словам, Комсомольский НПЗ «Роснефти» продает через биржу около 120 т АИ-95 в день, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше 1 тыс. т этого бензина. «Роснефть» не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу, утверждает Чирсков.
В «Роснефти» заявление главы союза опровергают. «Заявления Приморского топливного союза о занижении «Роснефтью» продаж топлива на Дальнем Востоке на бирже и мелким оптом являются необоснованными и не соответствующими действительности. Заявки, поданные «независимыми» сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме», — говорится в ответе пресс-службы «Роснефти», поступившем в РБК. Представитель «Роснефти» также уточнил, что заявки на приобретение бензина марок АИ-95 и АИ-98 со стороны розничной сети «Октант» в июле не поступали.
По данным «Роснефти», ежедневно Комсомольский завод продает на бирже 1,2 тыс. т различных видов бензина и дизеля, «что соответствует производственным возможностям предприятия». Из них компания действительно продает 120 т АИ-95 и АИ-98 в сутки, добавил ее представитель.
Представитель «Роснефти» указал, что в первую очередь топливом обеспечиваются ее собственные АЗС, но она не является монополистом по его продаже на региональных рынках: топливо можно приобретать через биржу или у других поставщиков.
В этом году Комсомольский завод снизил продажи топлива, отмечает гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. В июле прошлого года Комсомольский НПЗ продавал на оптовом рынке 3,3 тыс. т АИ-95 в месяц, а в этом году — 2,76 тыс. т, объясняет он. С конца мая оптовая цена на АИ-95 превысила уровень прошлого года, а к 31 июля составила 63 877 руб. за тонну, то есть стала на 26% выше прошлогоднего уровня (50 618 руб. за тонну).
Из-за пандемии заводы сократили производство, но когда спрос начал расти, так и не восстановили его до необходимого уровня, что и привело к росту оптовых и мелкооптовых цен, говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
По словам Аркуши, такая ситуация сложилась по всей стране: оптовые, мелкооптовые и розничные цены на бензин находятся на таком уровне, что владельцы АЗС не в состоянии работать без убытка. Заправщикам нужно, чтобы разница между мелкооптовыми и розничными ценами составляла 5–6 руб. на литр, для покрытия эксплуатационных расходов, затрат на зарплаты, кредиты и т.д. Но сейчас в различных регионах эта разница составляет 2–3 руб. на литр или меньше, указывает он. На Дальнем Востоке ситуация еще сложнее, с учетом того что на бирже бензин продает только Комсомольский завод, а везти топливо с других НПЗ в этот регион слишком дорого из-за высоких железнодорожных тарифов, добавляет глава РТС.
Вырастут ли цены на заправках
Независимые АЗС уже продают АИ-95 на 3 руб. дороже, чем «Роснефть» и «Нефтегазхолдинг» (49 против 46 руб. за литр). Но если оптовые цены продолжат расти, в сентябре цены на заправках могут увеличиться до 55–57 руб. за литр, предупреждает Чирсков.
Владельцы независимых АЗС построили нефтебазы и АЗС (одна заправка — 70–100 млн руб., нефтебаза — от 300 до 500 млн руб.), купили бензовозы, но периодически вынуждены работать с отрицательной маржой, констатирует собеседник РБК. В результате, по его словам, например, в Хабаровском крае до 2018 года было около 20–25 владельцев заправок, но за последние два года большинство из них закрылись или находятся в процедуре банкротства, на рынке осталось три-четыре независимых компании.
Минэнерго рекомендовало нефтяникам увеличить производство, но ответственности за невыполнение рекомендаций не предусмотрено, говорит Аркуша. Топливные проблемы Дальнего Востока можно решить за счет снижения тарифов на железнодорожный транспорт: еще в начале года вице-премьер Юрий Борисов поручил к маю их значительно сократить, напоминает он. Но, по словам Аркуши, это поручение не выполнено до сих пор.
РБК направил запрос представителю Борисова.
Ситуация на Дальнем Востоке регулярно обсуждается в ФАС и Минэнерго, рассказывает один из участников рынка. «Необходим более детальный контроль со стороны регулирующих инстанций над диспаритетом розничных и оптовых цен крупнейших нефтяных компаний, а также контроль над биржевыми ценами и объемом биржевого ресурса, что позволит независимым участникам устанавливать на АЗС конкурентоспособную цену с оптимальной маржинальностью», — считает Моисеенко из «Бензо». По мнению Турукалова, в решении проблемы могло бы помочь ограничение для «Роснефти» экспорта прямогонного бензина и компонентов бензина, а также увеличение выпуска товарного бензина и его поставок на внутренний рынок. «Компания поставляет на биржу самые большие объемы моторного топлива для развития рыночного индикатива», — парирует представитель «Роснефти».
Представитель Минэнерго отказался от комментариев, представитель ФАС не ответил на запрос РБК.
«Не кричите и не материте»: названа причина дефицита топлива на АЗС в Приморье
Причину дефицита топлива на АЗС в Приморье озвучили местным автолюбителям, сообщает otvprim.ru.
Предположительно, сотрудник заправки обратился к водителям через соцсети:
«Хотелось бы внести ясность по поводу АЗС ННК и Роснефть. Сейчас действительно перебои с топливом. Происходит всё это, потому что бензовозчики массово уволились и пошли в Газпром. Ну и конечно же- есть проблема с бензовозами(ремонтировать их некогда, работают круглосуточно, и имеют свойства ломаться).
Вы пожалуйста не кричите, и не материте операторов. Они совершенно ни при чём. Хотя… Доказать это вам, людям не касающимся этого, сложно. Ведь даже при поднятии цен-виноваты по вашему операторы».
Многие прониклись пониманием и отметили, что никогда не пугаются с операторами. Однако большинству такие объяснения «не зашли»: «Bce АЗС обнаглели в край, цена на топливо конская, а зп водителям заплатить не могут, поэтому и ушли Все массово, да и в целом сервиса за те деньги которые приходится платить нет!», «Никогда не ругался с операторами, но вот сейчас я какую то ахинею прочитал от якобы их лица. Предположим топляк в Приморье доставляет 20-30 бензовозов на заправки ннк и роснефть. Заправок сколько? 100+ на край? Окей, заправок газпрома, около 10? И все 20-30 водил, побежали возить топляк исключительно на газпром. Такой дичью попахивает… Вопрос, бензо и другие азс, почему там водители не ушли? Топляк то у них есть и привозят регулярно, а у ннк и роснефти проблемы».
В Приморье продолжаются перебои с поставками топлива (ФОТО)
В Приморском крае в разгар сезона отпусков сохраняются сложности с поставками бензина. Трудности с заправкой испытывают и водители во Владивостоке, сообщают о проблемах в Находке и в Штыково.
Корреспонденты VL.ru снова отправились в рейд по заправкам, чтобы проверить, решились ли во Владивостоке проблемы с бензином и дизелем. Оказалось, что заправиться можно, однако не на всякой АЗС есть все виды топлива.
Вечером в понедельник, 26 июля, была закрыта заправка «ННК-Приморнефтепродукт» на Магнитогорской, в районе Зари не было АИ-95, а на Моргородке собралась длинная очередь из машин.
Во вторник, 27 июля, в «зелёной» сети закрыты заправки на Баляева, в районе Дома молодёжи. На другой заправке на Баляева нет ДТ, АИ-92 и АИ-95, на Вилкова нет АИ-95, на Чайке нет ДТ и АИ-80, которым заправляют некоторые грузовики, на Снеговой отсутствуют АИ-92 и АИ-98, на Руднева – АИ-95 и АИ-98.
На заправке «Роснефти» на Минёров нет дизельного топлива, на заправках сетей «Октант» и «Бензо» все виды топлива есть. Однако у «Бензо» по сравнению с прошлой неделей всё подорожало: бензины на 2 рубля, дизель – на 1 рубль.
На аналогичные проблемы жаловались и жители Находки – на выходных многие заправки «Роснефти» были закрыты или отпускали только дизель, а на ННК стояли очереди, но был в наличии только бензин. Заправка «Роснефти» в Штыково была закрыта в пятницу, 23 июля, а в воскресенье, 25 июля, вечером там не было АИ-92.
По информации VL.ru, с наличием топлива на заводах особых проблем нет, во всяком случае у ННК. А вот бензовозов при резко возросшем спросе в сезон отпусков не хватает. При этом в крае действует сезонное ограничение на движение большегрузов, однако на топливо оно не распространяется.
Стоит отметить, что из-за высоких температур, установившихся в регионе, перевозить топливо тоже проблематично – бензин нагревается и увеличивается в объёме, из-за чего заполняемость цистерны снижается.
На Дальнем Востоке не хватает топлива – ФАС рекомендует увеличить объёмы продаж на бирже
Жители Сибири и Дальнего Востока столкнулись не только с резким ростом цен на топливо, но и с его нехваткой. В Приморском крае предложения пока хватает, только вот стоимость бензина и дизеля растёт практически еженедельно.
Нехватка топлива связана с тем, что независимые АЗС банкротятся из-за диспаритета цен или не имеют средств покупать топливо с запасом, из-за чего сокращают ассортимент. В итоге граждане вынуждены заправляться только у крупных компаний, а в некоторых субъектах у них всего 5-10 АЗС, где выстраиваются очереди. ФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо всех видов и «настоятельно рекомендовала» увеличить объёмы производства нефтепродуктов. Особое внимание рекомендуют обратить на обеспечение топливом ДФО. В Минэнерго нехватку топлива отрицают.
О тяжёлом положении независимых АЗС пишут «Известия». Из-за значительного роста цен в опте (например, дизтопливо за три года подорожало почти в два раза) заправки вынуждены работать в убыток. Розничные сети крупных компаний работают в минус, однако убытки нефтяники могут компенсировать доходами от оптовых продаж нефтепродуктов, а также за счёт механизма демпфера, предусматривающего выплаты из федерального бюджета. Так, например, при растущих биржевых ценах Независимая нефтегазовая компания (ННК) за счёт собственных финансовых средств сдерживает повышение розничных цен, отмечают участники отрасли. Кроме того, компания производит топливо только для своих нужд и не выпускает его на биржу.
А вот у небольших сетей и независимых компаний нет такой «подушки безопасности». Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша указывает, что диспаритет между оптовой и розничной ценой составляет 5-7 рублей. На Дальнем Востоке за счёт высоких тарифов на доставку и операционных расходов эта разница ещё больше.
Яркий пример диспаритета – ситуация с зимним дизелем: сейчас его оптовая цена составляет примерно 65 рублей за литр для независимых АЗС во Владивостоке, при этом розничная цена у вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) составляет около 56 рублей, сказал глава Приморского топливного союза (входит в РТС) Владимир Чирсков. Такая ситуация приводит к банкротству независимых АЗС, притом во многих регионах они составляют подавляющее большинство. Помимо прочего, те независимые сети, которые ещё работают, не имеют возможности покупать товар с запасом из-за тяжёлого финансового положения и отказа банков кредитовать такие АЗС.
«Если раньше запасы были на нефтебазах на 60 суток, то теперь с учётом роста оптовых цен, отгрузок с НПЗ товара, приобретённого по предоплате через 30-40 дней, времени в пути по железной дороге 10-20 дней заправки практически работают с колёс», – говорит Денис Писаревский, руководитель группы компаний «Омни» (объединяет три нефтебазы и 49 АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае).
В отдельных восточных субъектах, где диспаритет цен особенно ощутим, образуются большие очереди на АЗС ВИНКов, добавляет Евгений Аркуша. Действительно, кто из жителей Владивостока не стоял в очереди на «зелёных» и «жёлтых» заправках при том, что у других АЗС обычно пусто.
16 ноября стоимость зимнего дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) вновь выросла, обновив свой рекорд, и достигла 61 528 рублей за тонну. Цена бензина снизилась – АИ-92 опустился по итогам торгов на 1,81% до 50 582 рублей за тонну, а АИ-95 – на 1,58% до 52 104 рублей. Однако если сравнивать с теми ценами, что были год назад, то стоимость АИ-92 выросла на 10%, АИ-95 – на 7,5%, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
В Минэнерго с позицией бизнеса не согласились и сказали, что информация о дефицитах топлива в регионах ДФО не поступала в ведомство ни от региональных властей, ни от представителей розничного бизнеса.
«В рамках суточного мониторинга запасов топлива везде обеспеченность автомобильным бензином и дизельным топливом превышает 10 суток», – заявили в ведомстве. Сообщения о дефиците топлива поступают от членов Независимого топливного союза (НТС), сказал «Известиям» глава организации Павел Баженов.
«Это вполне ожидаемо, например, ДФО – в принципе дефицитный федеральный округ по производству топлива. Ж/д-субсидия по-прежнему буксует в межведомственных согласованиях, а значит, более привлекательным для альтернативных поставщиков ДФО пока не стал», – отметил президент НТС.
Отметим, что о субсидировании перевозок в размере 4 тысячи рублей за тонну говорят уже несколько лет. В последний раз ФАС и Минэнерго снова заявили о работе над механизмом 9 ноября. Но с тех пор ничего нового не произошло. И если в прошлые разы проект наталкивался на сопротивление Минфина и Минэкономразвития, то, возможно, что и очередная попытка не станет успешной. По мнению финансовых ведомств, нет никакой гарантии, что субсидирование перевозок положительно скажется на розничных ценах.
«Всего в СФО и ДФО в совокупности пять крупных НПЗ – стоит всего одному из них встать на плановый или тем более на внеплановый ремонт, автоматически уменьшается предложение нефтепродуктов, их дефицит или резкий рост цен может возникнуть в любом регионе этих округов», – отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
В Приморье топливо поставляется из Хабаровского НПЗ (принадлежит ННК), Комсомольского НПЗ и Ангарского НХК (принадлежат «Роснефти»). Когда зимой завод в Комсомольске-на-Амуре закрылся то ли на плановый, то ли на внезапный ремонт, в нескольких субъектах региона сразу же возник дефицит бензина, справиться с которым не могли целый месяц. Летом ситуация почти повторилась. Отметим, что ННК никак не пыталась объяснить потребителям, что произошло, пока не возникла откровенно кризисная ситуация.
Что касается зимнего дизеля, который во Владивостоке стоит от 55,5 до 62 рублей за литр, то его нехватка вызвана налоговым ужесточением Минфина. В этом году ведомство сообщило производителям зимнего дизеля (ДТЗ), получаемого смешением летнего ДТ и авиакеросина, об уплате акциза, который ранее с бизнеса не собирался. «В итоге потерялась экономическая целесообразность производства ДТЗ методом смешения на нефтебазах, а этот способ частично компенсировал недостающее предложение на рынке», – добавил Евгений Аркуша.
ФАС призвала нефтяников не допустить дальнейшего роста цен на топливо всех видов и «настоятельно рекомендовала» увеличить объёмы производства нефтепродуктов, говорится в протоколе заседания биржевого комитета антимонопольной службы от 27 октября. Также она призвала обратить внимание на обеспечение топливом ДФО. Но такое происходит уже не в первый раз и, как правило, ни на что не влияет.
«Рекомендации, как обычно, останутся рекомендациями. Несмотря на проблемы восстановления экономики после 2020 года, никто не спешит ослаблять регуляторные требования в нашей отрасли. Отсюда – рост цен и шок со стороны предложения», – высказал своё мнение президент НТС Павел Баженов.
Увеличение производства нефтепродуктов должно помочь снизить стоимость топлива на бирже, считает аналитик «Финама» Сергей Кауфман. Дополнительными возможными мерами решения проблем могли бы стать увеличение нормативов продажи топлива на бирже, корректировка демпферного механизма или временное снижение налоговой нагрузки на сектор, добавил он. Если говорить про ДФО, то уже достаточно долгое время ведётся обсуждение вопроса о субсидировании поставок топлива в данный регион, заключил аналитик. В Минэнерго отметили, что соответствующий механизм должен заработать в 2022 году.
3 ноября в пресс-службе кабмина заявили, что динамика роста цен на автомобильных заправочных станциях России к середине IV квартала находится на уровне «расчётной инфляции». Вице-премьер Александр Новак поручил провести анализ работы демпфера на бензин и дизель и изучить необходимость его корректировки на 2022 год.
В Приморском крае продолжаются перебои с поставками топлива
Закрытые заправки во Владивостоке и оставшиеся без топлива города Приморья – из-за погодных условий и ремонта завода в Хабаровске в регионе сохраняется недостаток бензина. В Красноармейском районе его нет вообще, в Дальнереченске до заветной колонки ехать 15 километров, а в Камне-Рыболове – все 40 километров пути.
Несмотря на сообщения минэнерго и минпромторга Приморского края о том, что ситуация с топливом находится под контролем, перебои с поставками сохраняются. Ситуацию также осложняет дорожная обстановка – из-за снега и сильного ветра доставка бензина к АЗС возможна не везде.
Читатели VL.ru сообщили, что со вчерашнего дня во Владивостоке не работает несколько заправок компании «ННК»: на Светланской, Шилкинской, Выселковой, Баляева, а также на Маяке. Заправки на Моргородке и Камской вчера вечером отпускали только дизель.
В других городах Приморья ситуация ещё сложнее – так, в Красноармейском районе никаких других заправок, кроме ННК, нет в принципе.
«Мы без бензина вообще, больше ста километров ехать до ближайшей заправки «Роснефти» и «Дальнефтепродукта», потому что ННК тут монополист. Заправляют только машины скорой, полиции, спецтранспорт. И никто не знает, когда бензин появится», – рассказывает жительница района Полина.
Из Камня-Рыболова, где тоже есть только «зелёная заправка», до ближайшей АЗС ровно 40 километров – это посёлок Хороль, где находится «НК Уссури». Там, по словам очевидцев, теперь собираются очереди в любое время суток.
«У нас в Дальнереченске патовая ситуация. Две колонки «Альянса» (прежнее название «ННК-Приморнефтепродукта». – Прим. VL.ru) закрыты, «Роснефть» находится за 15 км, километровые пробки, остался только 95-й бензин», – сообщает житель города.
Напомним, перебои с бензином минпромторг Приморского края прогнозировал только на следующей неделе. Как пишет DVHab, на Хабаровском НПЗ проходит плановая модернизация – по сообщениям других источников, там произошла серьёзная поломка.
«Ситуация остро возникла со вчерашнего дня, [26 января], хотя напряжение с 18-го числа, как завод нефтеперерабатывающий Хабаровский встал на плановую модернизацию, на двухнедельную. Они должны завершить ремонт 29-30 января и дальше войти в плановый режим. Всё необходимое топливо было закуплено [в других регионах], но ряд составов не смогли выйти. Были предприняты экстренные меры, первые составы уже подходят, и в течение двух-трёх дней проблема будет снята», – сказал Анатолий Литвинчук, заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам ТЭК и ЖКХ.
Мы предлагаем нашим читателям сообщить, в каких районах края нет бензина. Отправляйте фотографии с указанием населённого пункта и даты на редакционный WhatsApp: +7 924 423 77 33.