Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Статья 1. Основные понятия

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

вывезены из Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

Источник

Глава 1. Нормирование природопользования

Статья 16. Нормативы качества компонентов природной среды

1. Нормирование качества компонентов природной среды осуществляется путем установления количественных и качественных ограничений (нормативов качества) на характеристики их состава и свойств. Нормативы качества устанавливаются с учетом здоровья населения, природно-климатических условий и особенностей природного объекта.

2. Нормативы качества компонентов природной среды используются при:

планировании социально-экономического, территориального и отраслевого развития;

планировании и реализации мероприятий по оздоровлению окружающей среды;

установлении правил ведения текущей хозяйственной и иной деятельности;

установлении нормативов воздействий хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды;

планировании мероприятий по компенсации ущерба здоровью населения в связи с экологическим неблагополучием территории.

Статья 17. Нормативы природопользования

ГАРАНТ:

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545)

Нормативы природопользования устанавливаются в виде:

отраслевых поресурсных нормативов природопользования, представляющих собой удельные величины использования, изъятия природного ресурса на единицу производимой продукции;

территориальных поресурсных нормативов рационального природопользования, представляющих собой суммарные величины использования, изъятия отдельных видов природных ресурсов всеми хозяйствующими субъектами на конкретной территории.

Статья 18. Нормативы воздействия на окружающую среду

1. Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливаются в виде:

территориальных природоохранных нормативов воздействия, представляющих собой величины совокупного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

отраслевых природоохранных нормативов воздействия, представляющих собой удельные величины образования веществ и энергии на единицу продукции;

предельно допустимых величин поступления вещества и/или энергии в окружающую среду от источника воздействия, в том числе:

выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности;

размещения отходов в окружающей среде;

уровней шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий;

предельно допустимых норм нагрузки на окружающую природную среду с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению.

2. Не допускается установление менее жестких, чем федеральные, отраслевых и территориальных поресурсных нормативов природопользования и природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Электронная библиотека

Нормативы (лимиты) использования природных ресурсов устанавливаются в целях предупреждения их истощения и нарушений равновесия в окружающей среде с учетом их способности к самовоспроизводству. Они представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, устанавливаемые государственными органами природопользователям на определенный срок. К ним могут быть отнесены:

· нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

· лимиты водопользования – предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

· расчетная лесосека – норматив, используемый в лесном хозяйстве. Она представляет собой норму вырубки древесины, соответствующий ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях – по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

· лимиты использования объектов животного мира – устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добычи животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Для природопользователей эти нормативы определяются в лицензиях на пользование природными ресурсами, нормы отвода земель утверждены Министерством строительства РФ.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что определяют нормативы использования природных ресурсов

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что определяют нормативы использования природных ресурсовОбзор документа

Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 149 “О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий” (не вступило в силу)

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды.

2. Установить, что нормативные документы в области охраны окружающей среды, устанавливающие технологические показатели наилучших доступных технологий, за исключением технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не позднее 6 месяцев после их опубликования или актуализации.

3. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1143; 2009, N 18, ст. 2248; 2017, N 30, ст. 4674) изложить в следующей редакции:

«1. Установить, что экологические нормативы качества атмосферного воздуха, методики определения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы и другие экологические нормативы в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий».».

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной штатной численности указанных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций на соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 февраля 2019 г. N 149

Положение
о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды

2. Нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

3. При установлении нормативов качества используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и (или) тестирования, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются для отдельных компонентов природной среды:

а) атмосферного воздуха;

б) вод поверхностных водных объектов;

5. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на предельно допустимом уровне значений, полученных на основании результатов лабораторных испытаний, или для территорий и акваторий на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории, акватории.

6. Значения (интервал допустимого отклонения от значений) показателей природного фона территорий и акваторий определяются на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды, отбора проб и (или) измерений по химическим и физическим показателям на соответствующем эталонном участке, а также информации и сведений, содержащихся в едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, государственном водном реестре, государственном фонде недр, государственном лесном реестре, Едином государственном реестре недвижимости, фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Под эталонным участком понимаются выбранные в пределах оцениваемой территории или акватории земельный участок, водный объект или его часть, характеризующиеся отсутствием признаков деградации естественной экологической системы (изменение видовой или трофической структуры экосистем, их естественной продуктивности, морфологических или обменных свойств почв, исчезновение видов животных и растений, нарушение биологических циклов животных и растений).

При наличии особо охраняемой природной территории, имеющей аналогичные с оцениваемой территорией (водным объектом или его частью) природные условия, эталонный участок выбирается в пределах такой особо охраняемой природной территории.

Критерии выбора эталонного участка, методы и способы определения значений нормативов качества устанавливаются соответствующими методиками и методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности устанавливаются в отношении радионуклидов, содержащихся в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе и включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

8. Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности устанавливаются на уровне значений предельных концентраций радионуклидов, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

9. Определение предельных концентраций радионуклидов в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

11. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов устанавливаются для речного бассейна или его части, водного объекта или его части, учтенных в государственном водном реестре, для участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации с учетом условий целевого использования водных объектов, а также их природных особенностей.

12. Для вод поверхностных водных объектов или их частей, используемых для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются гигиенические нормативы, утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

13. Для водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатываются и устанавливаются нормативы качества вод водных объектов рыбохозяйственного значения.

14. Для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.

15. В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

16. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

17. Нормативы качества вод водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатываются и утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

19. Нормативы качества почв (земель) разрабатываются и устанавливаются с учетом природных особенностей территорий и категорий земель, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

20. Для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

21. Для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель).

22. Экологические нормативы качества почв (земель) устанавливаются для выделяемых однородных в почвенно-экологическом отношении территорий и определяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Министерством природных ресурсов экологии Российской Федерации.

23. Нормативы качества, устанавливаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, материалы их обоснования подлежат рассмотрению комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

24. Положение о комиссии и ее состав, а также состав материалов обоснования нормативов качества утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

25. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании заключения комиссии:

а) принимает решение о возможности установления нормативов качества;

б) издает акт об установлении норматива качества;

в) направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, обеспечившим в инициативном порядке разработку проекта норматива качества, уведомление о результатах рассмотрения материалов (в случае обращения с инициативой о разработке норматива качества).

26. Основаниями для пересмотра нормативов качества являются появление новых данных о последствиях воздействий химических веществ, физических факторов, биологических организмов, в том числе микробиологических, на здоровье человека, растительность, животных и на иные организмы, на свойства веществ, являющихся характерными составляющими компонента природной среды и влияющих на его состояние.

27. Пересмотр нормативов качества осуществляется в порядке, установленном для их разработки и установления.

28. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации нормативы качества в пределах территории субъекта Российской Федерации, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне, с учетом экологической обстановки в регионе.

29. Установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативы качества и материалы их обоснования подлежат направлению на электронном носителе в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях их систематизации.

Обзор документа

Правительство РФ определило порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей ее состояния.

Нормативы разрабатываются отдельно для атмосферного воздуха, вод поверхностных водных объектов, вод подземных водных объектов, почв на основании:

— наблюдений, отбора проб, измерений на эталонном участке (для территорий и акваторий);

— сведений из единого госфонда данных о состоянии окружающей среды, водного и лесных госреестров, госфонде недр, ЕГРН, фонде данных экологического мониторинга.

Источник

Правовые основы экологического нормирования

Понятие экологического нормирования. Система экологических нормативов

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Некоторые специальные требования по экологическому нормированию применительно к регулированию охраны и использования отдельных природных ресурсов установлены в актах природоресурсного законодательства: Земельном кодексе РФ (ч. 5 ст. 13), Водном кодексе РФ (ст. 35), Федеральном законе «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (ст. 30), Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст. ст. 11, 12), Лесном кодексе РФ (ст. 87), Федеральном законе «О животном мире» (ст. 17), Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 47), Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» (ст. 18). Федеральным законом «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный Постановлением Правительства РФ.

В систему экологических нормативов входят:

Будучи утвержденными специально уполномоченными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции, экологические нормативы являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений в области оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирования, сертификация, контроля и др. Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы качества окружающей среды

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почву, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на окружающую среду.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природной среды начала развиваться в бывшем СССР еще в 30-е годы, когда в 1939 г. были приняты Правила об условиях сброса сточных вод в водоемы. В конце 40-х годов получило развитие нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферного воздуха.

Развитие правового регулирования нормирования качества окружающей среды в новейшем законодательстве можно охарактеризовать как непоследовательное. Если ранее, в 80-е годы и начале 90-х, в экологическом законодательстве был отражен научно обоснованный подход к нормированию качества окружающей среды, то к концу 90-х годов было допущено отступление от эколого-правовых принципов. Это проявилось, в частности, в том, что Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрел установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха. О научной обоснованности такого подхода см. раздел «Особенности правового режима природных объектов».

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Это означает, что если в атмосферном воздухе, воде или почве содержание, например, химического вещества не превышает соответствующий норматив предельно допустимой его концентрации, то состояние воздуха, воды или почвы является благоприятным, то есть не представляющим опасности для здоровья человека и для других живых организмов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, то есть благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот.

Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований при разработке природоохранных мер при проектировании предприятий и иных объектов может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило.

Согласно экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов ПДК с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий). Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

Реализации этой меры настоятельно требует практика. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

К достоинствам Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует отнести полномочие органов государственной власти субъектов РФ разрабатывать и утверждать нормативы не ниже установленных на федеральном уровне (ст. 6). Прежде всего, это полномочие касается возможности установления нормативов качества окружающей среды. Субъект Российской Федерации может управлять охраной окружающей среды на своей территории посредством более жесткого, чем на федеральном уровне, нормирования качества окружающей среды. Это полномочие полезно осуществлять избирательно, применительно к наиболее экологически вредным загрязняющим веществам.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды

Данная группа нормативов включает: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса (сброса) загрязняющих веществ в природную среду выступает в качестве одного из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятием и иным объектом в пределах установленных для них нормативов является одним из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих объектов. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В этой связи при установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды принципиальным является вопрос об их соотношении с нормативами качества окружающей природной среды (ПДК, ПДУ). Общее правило на этот счет содержится в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 23). Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

При этом согласно статье 27 нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Такие нормативы устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях. При установлении этих нормативов учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

Законодатель, однако, не определяет, как должны соотноситься нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с нормативами качества окружающей среды.

Представляется, что нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды должны устанавливаться на уровне, на котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов ПДК и ПДУ.

Требования о нормировании вредного воздействия на состояние окружающей среды распространяются на все источники такого воздействия. Если, скажем, на предприятии имеется несколько источников (труб, через которые выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферу или сбрасываются сточные воды), то для каждого из них устанавливаются нормативы выбросов или сбросов. В отличие от стационарных источников, для которых определяются индивидуальные нормативы с учетом специфики их воздействия на окружающую среду, для транспортных и иных передвижных средств и установок предусматриваются нормативы для модели.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов определен Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. Одновременно применительно к нормированию отдельных видов вредных воздействий на природу действует ряд специальных документов, утвержденных Постановлением Правительства РФ: порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты; порядок установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ; Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей природной среды разрабатываются самими предприятиями-природопользователями. Затем они утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Особенностью нормирования предельно допустимого загрязнения окружающей среды транспортными средствами является то, что нормативы содержания загрязняющих веществ в выхлопных газах транспортных средств (автомобилей, тракторов и др.) закрепляются в техническом регламенте, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. В зависимости от массы автомобиля, типа двигателя и уровня выбросов загрязняющих веществ выделяется пять экологических классов автомобилей. Для обеспечения уровня выбросов регламентом установлены требования к используемому топливу.

На территории России эксплуатируется множество предприятий, построенных, главным образом, до принятия современного экологического законодательства, предусмотревшего достаточно строгие экологические нормативы. По техническим и иным причинам такие предприятия не в состоянии обеспечить их выполнение. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» учитывает такую ситуацию. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст. 23).

Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Несмотря на важную роль в обеспечении рационального природопользования и охраны окружающей среды, правовое регулирование нормирования в сфере использования природных ресурсов не получило пока должного развития. Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов устанавливаются с целью обеспечить удовлетворение общественных потребностей в природных ресурсах, предупредить истощение этих ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учетом возможностей их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем.

Общие положения о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды предусмотрены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 26). В соответствии с ним нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов.

Более конкретные требования о нормировании изъятия (использования) отдельных природных ресурсов предусматриваются в природоресурсном законодательстве с учетом специфики того или другого природного ресурса.

Применительно к земельным ресурсам в контексте нормирования встает задача нормирования предоставления земельных участков для строительства промышленных и иных объектов. Согласно статье 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых для этих целей, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Лимитирование отвода земель осуществляется посредством утверждения Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству по согласованию с другими уполномоченными органами норм отвода земель для автомобильных дорог, железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем, нефтяных и газовых скважин, предприятий рыбного хозяйства, линий связи и электросетей и т.п.

В Водном кодексе РФ в ряде статьей установлены требования к забору воды. В частности, для каждого водохранилища должны утверждаться Правила использования водных ресурсов водохранилища. Правила помимо других требований, должны содержать объем водопотребления (ст. 45). Для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрабатывается схема комплексного использования и охраны водных объектов. Схемой устанавливаются лимиты и квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта (ст. 33). Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов в обязательном порядке должен содержаться в договоре водопользования (ст. 13) и решении о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 22).

Инструментом обеспечения принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом призвана служить расчетная лесосека. В соответствии с Лесным кодексом РФ расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования устанавливаются в лесохозяйственном регламенте (ст. 87). Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, составляемый на срок до десяти лет, является основой использования лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Федеральный закон «О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания заключается в установлении лимитов использования объектов животного мира; установлении стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. В Законе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимиты использования животного мира.

Относительно водных биоресурсов требования по нормированию изъятия конкретизированы Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами, устанавливаются применительно к отдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления:

Общие допустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов,

Что касается использования полезных ископаемых, то каких-либо требований и критериев для определения разрешаемых объемов добычи полезных ископаемых Федеральный закон «О недрах» не устанавливает. Эта деятельность отдается на усмотрение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также федерального органа управления государственным фондом недр и органов государственного горного надзора (ст. 36).

В Законе РФ «О недрах» отсутствуют требования о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр, что не может не беспокоить нас. Правительство, не особенно заботясь о создании национального богатства за счет развития экономики (промышленности, сельского хозяйства и т.д.), в огромных объемах разрешает добывать нефть, газ и другие ресурсы недр для продажи за рубежом. Более чем на 50% доходная часть государственного бюджета формируется за счет продажи этих богатств природы. Такое положение вещей, очевидно, не отвечает общественным интересам, особенно интересам будущих поколений. Если будут сохранены нынешние темпы и масштабы добычи ресурсов недр, то будущие поколения будут их лишены.

Ситуация в этой сфере может измениться с принятием Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно статье 26 нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются, наряду с иным отраслевым законодательством, законодательством о недрах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *