Что определяют инновации востребованность рынком

Отличительные особенности рынка инноваций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика рынка инноваций

Рынок инноваций – это совокупность организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по срокам, ценам и масштабам данного обмена.

Развитие рынка инноваций оказывает все более сильное влияние на общее экономическое развитие. Это связано с повышением уровня технологического развития. Как и у рынков традиционных товаров, у рынков инновационных продуктов определяются:

Рынок инноваций располагается на стыке рынков товаров и знаний. Определяющей характеристикой рынка инноваций выступает формирование новых наукоемких высокотехнологичных благ, которые превосходят по характеристикам существующие аналоги и способны привести к увеличению конкурентоспособности предприятий реального экономического сектора. Кроме того, рынки инноваций характеризуются следующими особенностями:

Рынки инноваций могут быть реализованы в формате рынка контрактных НИОКР, рынка лицензий и рынка технологий. В первом случае торговля ведется результатами НИОКР, а во втором и третьем – правами на применение уже подтвердивших эффективность технологий и продуктов.

Участниками рынка инноваций являются:

Для субъектов инновационной деятельности не является редкостью двоякая роль:

Готовые работы на аналогичную тему

Сама возможность функционирования инновационных компаний тесно связана с масштабами платежеспособного спроса потребителей инновационных продуктов. Они же определяют ограничения на объемы приобретаемой научно-технической продукции.

Центром инновационного бизнеса являются промышленные предприятия. Ориентиром для их инновационной деятельности выступают стратегические цели развития компании. Все большую актуальность для промышленных предприятий приобретает трансфер инноваций, предполагающий не только передачу данных о новшестве, но и освоение инновации. Традиционно передача технологий от исследовательских организаций к промышленным производится на стадии завершения опытно-конструкторских работ. Далее начинается освоение технологий для серийного использования.

Результаты деятельности промышленных предприятий в сфере инноваций могут быть представлены в виде следующей логической цепочки:

Особенности рынка инноваций

Ученые указывают, что для рынка инноваций характерно, что в качестве двигателя прогресса выступает не спрос, а предложение. Бывает так, что ранее неизвестные товары (спрос на которые еще не мог сложиться) оказываются востребованными, находят круг потребителей. Так было, например, с первыми персональными компьютерами и другими гаджетами. В то же время не вызывает сомнений, что дальнейшая судьба и успешность инновации определяется спросом. С учетом обеих точек зрения можно сформулировать такой вывод: формирование инновационного предложения должно опираться на преимущества, которые товар даст потребителю от использования. Действовать следует постепенно, поскольку сначала на инновационные блага предъявляется небольшой спрос, и лишь позже он «раскручивается». Часто спрос на инновационные товары плохо поддается прогнозированию. Добиться признания у потребителей может только предложение по-настоящему достойного товара.

У рынка инноваций есть ряд специфических функций, не свойственных (или свойственных в меньшей степени) другим рынкам:

Для российского рынка инноваций более типичной схемой является коммерциализация имеющихся разработок или идей. В таком случае идеи разрабатываются в университетах с помощью государственного финансирования, далее проходят стадию опытно-конструкторских работ, после чего начинается поиск компаний, которые бы захотели и смогли внедрить инновации. Более эффективной представляется схема, когда отправной точкой для разработки служит заказ со стороны реального бизнеса. На основе этого заказа интеграторы начинают разрабатывать решение. За счет предварительного оформления запроса риск отсутствия спроса на созданную инновацию существенно снижается; однако формирование заказов должно иметь системный характер, быть регулярным, для чего требуется предварительное формирование инфраструктуры инновационного рынка.

Источник

Рынок инноваций в России: особенности и тенденции развития

Что определяют инновации востребованность рынком

Термин заимствован из латинского языка, переводится как «innovato» – это обновление, улучшение. Это внедрение новшеств в любую сферу (но обычно подразумевается научно-техническая), которые используются для получения компанией прибыли. Основные отличительные свойства отрасли – новизна, риски материальная выгода, удовлетворение общественной потребности. Создание благоприятной инновационной среды способствует повышению устойчивого спроса на производимые товары и услуги.

Что определяют инновации востребованность рынком

Российский рынок новых технологий

Россия, встав на рыночные рельсы, должна активно выходить на новые экономические рынки, среди которых рынок инноваций.

Новшества помогают государству получать большую прибыль, используя новые технологии. Развитые страны активно поддерживают развитие ноу-хау: привлекают учёных, помогают развиваться малому и среднему бизнесу, делают налоговые льготы на ведение деятельности.

Объем новых технологий, которые поступают из России на мировой глобальный рынок, малозначителен. Внутри нашей Родины он также малозаметен – все инновации привезены из-за границы и адаптированы для российских граждан.

Вклад российских инноваций в мировое сообщество составляет приблизительно 0,3%.

Статистика на рынке инноваций

Рынок новых технологий в России формируется исходя из тех обстоятельств, когда предприниматели не способны самостоятельно создавать новшества, а пытаются получить их из прошлых результатов научно-исследовательских работ времен СССР. Из-за этого рынок данной сферы формируется специфическим образом.

A post shared by Правительство России (@government_rf) on Oct 28, 2015 at 5:15am PDT

В нашей стране для рынка инноваций характерны:

Для развития ноу-хау России необходимо вложить миллиардные инвестиции. Из-за напряженной макроэкономической ситуации, развитие многих проектов было приостановлено. Данная сфера полностью зависит от государственной поддержки и сейчас испытывает сильнейший финансовый голод.

В развитых странах инвестирование в инновации заложено на уровне экономической структуры. В современной России были предприняты попытки копирования разработанных западных методов на российскую экономику, однако, применение на практике такой стратегии показало, что она малорезультативна.

На рынке инноваций с 1992 года РФ отстает от развитых стран по всем отраслям. Но даже сама покупка новейших разработок у других стран – это довольно сложный и трудоёмкий процесс. Как только производственные предприятия пытаются приобрести, к примеру, современное оборудование, они прямо или косвенно попадают под различные ограничения по их продаже.

После неудачных попыток перенять зарубежный опыт, правительство под развитием инноваций понимает возвращение к опыту Советского Союза, когда научно-техническое развитие было централизованным, создавались институты, академии наук и вузы, которые финансировались государством. Но опыт СССР рассматривается скорее как поучительный, а не как пример для подражания.

Сколково

Современный исследовательский центр «Сколково» – место притяжения для учёных, который должен стать конкурентом «Силиконовой долины». Предполагается, что на территории научного центра будут жить и работать 25 000 человек.

Фонд состоит из 5 кластеров:

Что определяют инновации востребованность рынком

Цифровизация

Правительство Российской Федерации приняло программу развития «Цифровой экономики» в 2017 году. Программа позволит России сократить отставание в сфере инноваций и высоких технологий в 2 раза.

Кибербезопасность

Данная тема особенно актуальна из-за увеличения объёмов робототехники. Другая причина – это частые хакерские атаки со стороны стран-конкурентов. В кибербезопасность активно инвестируют промышленная, банковская и государственная отрасли. Планируется выработать нормативную базу и российские системы шифрования.

Международное сотрудничество

Трансграничные альянсы позволяют развивать долгосрочные экономические отношения на международном рынке с участием российских производителей.

Создание единых IT-платформ

Развитию экономики способствует синхронизация цифровых решений, единые платформы обеспечивают производительность всех бизнес-направлений компании. Наиболее популярная площадка, созданная совсем недавно – совместная электронная коммерция Сбербанк и Яндекс под названием «Яндекс-маркет».

Рынок B2B

Маркетплейсы заменят устаревшие электронные площадки, на которых осуществляется купля-продажа различных товаров. Наиболее современная в России онлайн-платформа для покупки продовольственных товаров – Agro24. Такие удобные, комфортные сервисы появляются в нашей стране все чаще. Их главное отличие от других электронных площадок – разнообразие параметров поиска продукции.

Что определяют инновации востребованность рынком

Сфера государственных услуг

В рамках реализуемой программы развития цифровой экономики правительство России собирается внедрить интернет в самых удаленных регионах страны, обеспечить размещение государственных документов в облачных хранилищах и 80% государственных услуг сделать электронными. Десять российских организаций будут переведены в высокотехнологичный формат к 2020 году. Взаимодействия государства и населения через онлайн-сервисы поможет сэкономить около 135 миллионов долларов.

Для увеличения инновационного потенциала России необходимо решить проблемы с финансированием, т.е. развивать реальный сектор экономики. Для развития рынка инноваций необходимо увеличить спрос на новые технологии, провести модернизацию оборудования, заняться привлечением высококвалифицированных кадров.

Источник

Владимир Никонов: востребованность инноваций рынком это проблема, которая не решается сама собой

Владимир Никонов, генеральный директор АО «Академпарк», отвечает на вопросы журналистов.

— Владимир Алексеевич, какие главные, на ваш взгляд, организационные события произошли на рынке инноваций региона в 2017 году?

— Большое значение для всей инновационной сферы региона имеют недавние события, связанные с изменением состава и структуры правительства Новосибирской области. Напомню, глава региона Андрей Травников теперь будет лично курировать сферу инноваций; как отдельный орган власти создаётся управление науки и инноваций Новосибирской области. По сути, это конкретный управленческий шаг, подтверждающий, что инновационная сфера — драйвер развития региональной экономики.

— Какие тенденции сформировались на рынке инноваций региона в 2017году?

— В самой сфере инноваций в уходящем году произошёл целый ряд событий, во многом определяющих перспективы её дальнейшего развития.

В августе в Академпарке прошла первая в нашем регионе стратегическая сессия «Региональная политика НТИ», на которой власть, наука и бизнес совместно обозначили перспективы реализации ключевых направлений Национальной технологической инициативы, наметили, какие направления и проекты необходимо развивать.

Сентябрь был отмечен сразу двумя важными событиями. Первое — стратегическая сессия «Будущее рыночно ориентированной науки — 2035». Название говорит само за себя: участники сессии — ученые, инженеры, предприниматели, представители власти, студенты, педагоги — делали акцент на технологиях, которые способны формировать новые рынки либо радикально менять ситуацию на существующих.

В эти же дни в Академпарке стартовал совместный проект с Агентством стратегических инициатив и Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом — «Точка кипения». Это пространство коллективной работы призвано объединять усилия носителей и генераторов инновационных идей и способствовать реализации Национальной технологической инициативы и развитию экономики будущего.

За короткий срок с момента открытия в «Точке кипения» прошло уже более 80 мероприятий, и мы видим, что в «Точке кипения» формируются и объединяются новые идеи в таких приоритетных направлениях, как цифровая экономика, искусственный интеллект и др.

— Какие яркие игроки появились на рынке инноваций региона в этом году, или кто из действующих компаний вас удивил?

— Если говорить о новых игроках на региональном поле инноваций, то здесь стоит выделить усиление роли Новосибирского государственного университета. В апреле здесь был создан Центр трансфера технологий и коммерциализации. Его задача — содействовать воплощению инновационных идей студентов и молодых учёных в бизнес-проекты. Сотрудники и студенты НГУ получили в своё распоряжение набор услуг по подготовке инвестиционных проектов, стратегий коммерциализации, по установлению рабочих контактов с технологическими партнерами, инвестиционными и венчурными фондами. Продвижение разработок университета будет осуществляться с помощью механизмов, которые предлагают Российская, Европейская и международная сети трансфера технологий. Таким образом, Центр призван стать инструментом интеграции НГУ в инновационную систему региона, России и мира.

— Какие проекты 2017 года вы считаете самыми яркими?

— Что касается конкретных направлений и проектов, то с весны 2017 года в НГУ ведется интенсивная подготовка проектов для участия в конкурсах НТИ в рамках дорожных карт AeroNet (проект «Аэротомография»), NeuroNet (проект «Терраностика») и SafeNet (проект «Атомные часы»).

Разумеется, значительный инновационный потенциал имеют и другие университеты Новосибирска. В нынешнем году Академпарк начал работу по их вовлечению в систему технологического предпринимательства. Первые практические шаги сделаны в рамках совместного проекта Академпарка и Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора». Мы пригласили к участию проектные команды из университетов города и получили живой отклик. Итогом работы стали 12 проектов в области передовых производственных технологий, биомедицины, IT, телекоммуникаций — от создания аэронавигатора для малой авиации до разработки технологии быстрой зарядки портативного аккумулятора.

Нельзя не отметить и акселерационный проект Академпарка А:СТАРТ. Это настоящая фабрика высокотехнологичных стартапов: по итогам летнего сезона А:СТАРТА бизнес-инкубатор Академпарка пополнили 11 новых резидентов. Каждый из их проектов интересен, перспективен и заслуживает отдельного большого рассказа. Теперь задача новых компаний — выйти на рынок и закрепиться на нём, а задача Академпарка — помочь им всеми имеющимися возможностями.

Резиденты технопарка успешно осваивают новые рынки. Обо всех успехах в рамках одного материала невозможно рассказать, вот лишь несколько примеров: компания «СИАНТ», создающая технологии и изделия для газодобывающей отрасли, при нашем содействии обрела партнёра в лице компании «Газпромнефть», и на долгий период обеспечена солидным заказом; компания «Ангиолайн», один из крупнейших отечественных производителей изделий для кардиохирургии, заключил контракт на поставку своей продукции во Вьетнам, в нынешнем году компания начала строительство нового производственного комплекса в Кольцово; электронные системы, разработанные резидентом Академпарка компанией АТ Consulting Восток, успешно внедрены в сети многофункциональных центров целого ряда регионов России.

Вообще, востребованность инноваций рынком — проблема, которая не решается сама собой. С одной стороны, промышленности необходимы новые технологии, с другой — инновационная система постоянно генерирует новые продукты и нуждается в несвойственных для себя навыках и ресурсах для развёртывания масштабного производства. Стать активным связующим звеном для них — такую задачу ставит перед собой Академпарк.

—Что ожидаете от 2018 года?

— В октябре нами озвучена инициатива создания Индустриального офиса. Надо оговориться, что слово «офис» здесь применяется условно, это не помещение с сотрудниками. Мы видим наш Индустриальный офис как постоянно действующую рабочую группу по развитию партнёрства, в состав которой входят заинтересованные представители инновационного сообщества, ассоциаций, транслирующих интересы промышленности, региональных институтов развития и органов власти. Её задачи, во-первых, — использование опыта и возможностей промышленных предприятий в организации производства новых продуктов, созданных инновационными компаниями; во-вторых — разработка и создание новых изделий и технологий под конкретные задачи производственных компаний. С уверенностью можно сказать — идея нашла отклик, и фактически Индустриальный офис уже начал работать: менее чем за 2 месяца мы организовали более 15 деловых встреч и переговоров. Возможности реализации новых совместных проектов с резидентами Академпарка сегодня рассматривают «Западно-Сибирская железная дорога» — филиал ОАО «РЖД», ОАО Новосибирский металлургический завод им. Кузьмина, АО «Новосибхимфарм» и другие предприятия Новосибирска.

Подобную модель партнерства планируется масштабировать. Так, ведется работа по запуску Инвестиционного офиса, обеспечивающего регулярного взаимодействие Академпарка со всем спектром институтов поддержки. В силу активного международного сотрудничества актуально создание Международного офиса.

Также с целью усиления практического взаимодействия Академпарка с научно-исследовательскими организациями рассматривается возможность создания Научного офиса.

В уходящем году мы увидели много новых задач, целый ряд возможностей и направлений развития инновационной сферы. Например, взаимодействие с НГУ стимулирует нас к формированию такой системы технологического предпринимательства, которая охватила бы университеты Новосибирска. Ещё ряд задач на ближайшую перспективу — построение эффективной системы инкубирования новых высокотехнологичных компаний, выстраивание системы сервисов, дающих резидентам максимум возможностей для развития.

В целом 2018 год мы рассматриваем как новый этап развития Академпарка. Мы должны повысить эффективность системы вовлечения в технологическое предпринимательство, создания и выращивания новых инновационных бизнесов, формирования кластерных проектов. Необходимо усилить взаимодействие с НГУ, другими университетами, с научными организациями СО РАН. Мы ставим задачу укрепить роль Академпарка как института развития федерального масштаба.

Кстати, серьёзный шаг в этом направлении мы готовим уже в ближайшее время: сейчас идёт интенсивная подготовка к подписанию соглашения со Сколково о том, что Академпарк станет первым региональным оператором этого федерального инновационного центра.

Источник

Особый путь: что происходит с инновациями в России

Что определяют инновации востребованность рынком

Группа ученых в поисках ответа на вопрос «Почему русские — хорошие изобретатели, но плохие инноваторы?» опросила 198 предпринимателей из России, Южной Кореи, Тайваня и Финляндии. РБК публикует выдержки из книги Ольги Бычковой, Бориса Гладарева, Олега Хархордина и Жанны Цинман «Фантастические миры российского хай-тека», выходящей в издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Несколько лет назад команда из Европейского университета в Санкт-Петербурге представила гипотетическую ситуацию, в которой были бы устранены все барьеры технологического развития в России, за исключением культурных факторов. Мы предприняли попытку выявить, есть ли специфические культурные черты, которые отличают российского технопредпринимателя от его коллег в других технологически развитых странах.

Основной вывод получился очевидным и неожиданным одновременно. В России — много интересных инноваторов, которые делают мало полезных вещей. Обусловлено это как их личностными особенностями, так и физической и материальной составляющей их работы — тем, что в своей сумме называется повседневными практиками, способами и стилями жизни в этом мире.

Конечно, мы не первые, кто заявляет тезис: «В стране много изобретателей, мало изобретений». В 2013 году американский исследователь, почетный профессор MIT Лорен Грэхэм представил похожий аргумент. В его книге Lonely Ideas. Can Russia Compete? рассказывается про жизнь и достижения российских изобретателей и последовательно доказывается тезис о том, что русские — хорошие изобретатели, но плохие инноваторы.

Грэхэм использует исторический материал за 300 лет развития инженерных наук в России и показывает, что у нас всегда было много гениальных технарей и ученых. Однако прорывные технологии, которые они создавали на бумаге в единичном и — редко — мелкосерийном варианте, затем реализовались в массовом масштабе в других странах. Русские осветили улицы электричеством, создали многомоторный самолет, транзисторы и диоды, радиопередатчик, опередили весь мир с идеей лазера, но при этом ни один из этих предметов неизвестен мировому сообществу как технологии, сделанные в России. Томаса Эдисона и его лампочки знают все, а что сделали Павел Яблочков и Александр Лодыгин, ответит не каждый даже на родине этих изобретателей. Почему сильна фундаментальная российская наука, но слабы прикладные области? Отвечая на этот вопрос, Грэхэм предлагает посмотреть на инновационные технологии не только как на предмет производства учеными в лаборатории, но и как на результат сложной системы их взаимодействия с тем, что находится за стенами лаборатории, — обществом. Именно общество, не всегда осознанно, в итоге определяет судьбу многих изобретений и их создателей.

При помощи исторических примеров Грэхэм демонстрирует, что технология не ответ сам по себе. Она сама собой не создается. Ей нужна поддержка (социальная, законодательная, политическая, экономическая и пр.) со стороны внешней среды. Умение выстроить такую поддержку либо подавлялось у русских изобретателей, либо отсутствовало в принципе. Изобретатели были способны создать интересную технологию в своей лаборатории (расположенной внутри завода, съемной квартиры, царского дворца и пр.), однако провалились в попытках коммерциализировать ее для всей страны. Как заключает Грэхэм, подобные провалы мы видели как три столетия назад, так наблюдаем и сегодня.

Усредненная картина по всем российским кейсам, конечно, упрощает реальность, но в любом случае в России аргументы мира вдохновения в том или ином виде присутствовали в рассказах большинства технопредпринимателей. В других странах, которые мы исследовали, технопредприниматели не обсуждали свою техническую работу в терминах творчества, а предпочитали говорить о технической эффективности и рынке (в Финляндии и Тайване) либо о компании, устроенной как хорошая семья (в Южной Корее).

Ошибка творца: почему вдохновение не лучший стимул для инноваций

Россиян отличала помешанность на творчестве. С одной стороны, они были в чем-то похожи на своих коллег из Азии и Европы — например, у всех информантов мы видели преобладание профессиональной идентичности над личностной или глубокую эмоциональную вовлеченность в деятельность фирмы, своего дела и процесс порождения новых продуктов. Но только у россиян творчество оказывалось своеобразной мантрой. Творческий характер работы как главная особенность их жизни, большие задачи, достойные вечности (а не приземленные и сиюминутные), создание «классных новых штук», которые в конце концов начинают работать и подтверждают твою способность творить, — все это подчеркивалось российскими технопредпринимателями как ключевые мотивы того, почему они стали заниматься технологическим бизнесом и продолжают это делать сейчас.

В интервью наших соотечественников эпитет «творческий» обычно наделен положительными коннотациями и характеризует человека, вещь или диспозитив с лучшей стороны. Часто в одном ряду с определением «творческий» употребляют другие позитивные характеристики: «одаренный», «думающий», «интеллигентный». Одновременно «творческий» значит «неструктурированный», «непланируемый», «импульсивный» и даже «безалаберный», «ситуативный». Однако в российском культурном контексте все эти недостатки прощаются талантливому творцу. Именно в творческом подходе к работе наши технопредприниматели видят свое отличие и конкурентное преимущество в сравнении с западными коллегами.

«Я совершенно безалаберный человек. Потому что есть элемент творчества внутри себя» (Олег, 1963 г. р., Татарстан).

«Мне кажется, что мы — Россия — выделяемся и пока, может быть, еще тем, что у нас среднее образование, особенно в старшей школе, сильнее, чем на Западе То есть умение мыслить по-крупному, умение мыслить стратегически, мыслить наперед, может быть отбросив шелуху» (Владимир, 1953 г. р., Санкт-Петербург).

Россияне корейского происхождения, переехавшие работать в Южную Корею на долгий срок, подмечают, что в России слишком много творческих людей, а нужны бы жесткие и методичные бизнес-организаторы. Иногда засилье творческих личностей даже ведет к дисфункциям, когда каждый пытается добавить какую-то инновацию и тем искажает технологический процесс.

«Нам деньги не нужны! Это иллюзия, заблуждение. Вот забудьте про то, что деньги — это проблема. Это действительно так. То есть деньги компанию, скорее, убьют. Если у компании есть потребность в деньгах, она их получит, но она с большой вероятностью погибнет. Определяет успех не наличие денег»
(Константин, 1981 г. р., Новосибирск).

Зафиксированная в ходе анализа интервью приверженность отечественных технопредпринимателей к ценностям мира вдохновения — одна из самых интересных находок нашего анализа. Российские информанты в массе своей стали заниматься высокотехнологическим бизнесом, не только увлекшись задачей выстраивания эффективного производства (индустриальный мир), не только, чтобы заработать (мир рынка), но прежде всего потому, что стремились «заниматься любимым делом», или «техническим творчеством», и таким образом «реализовать творческий потенциал» и «самореализоваться». Они активно использовали слово «творчество» и его производные, описывая характер и содержание своей работы. В понимании отечественных технопредпринимателей именно творческая составляющая отличает их бизнес от обычного: «мы создаем новые технологии, а не перепродаем просроченные женские колготки». Они описывали удовольствие, получаемое от самого трудового процесса, когда «горели на работе», «творили», «реализовывали свою мысль в металле», «переживали озарения» и готовы были «не спать по ночам, чтобы поработать с новым оборудованием».

Отечественным технопредпринимателям важно «делать то, что любишь», а не «любить то, что делаешь» (как финны или тайваньцы). Такое отношение к труду акцентирует приоритет ценностей мира вдохновения, опирающегося на аффективное отношение к реальности и отрицающего прагматику рыночного мира.

Российских разработчиков отличала ярко выраженная любовь не к финальному продукту своей работы, а к ее промежуточному результату — разработке. Она становилась источником производства ни с чем не сравнимого кайфа, упоения, экстаза и эйфории. Разработка оказывалась и вещью, и процессом одновременно. Это то, что стоит на столе или разбросано в лаборатории перед тобой. Но это также и процесс, временные границы которого не определены. Одно из выраженных отличий российских инноваторов заключалось в их желании сделать с помощью разработки великое и оставить след в истории, национальной или мировой.

Найти выход из лаборатории: как изобретательство становится процессом без конца и без результата

Инновация — это единичный товар, достойный того, чтобы им заниматься. А рынок — это для других. Такой единичной вещью можно гордиться, показывать ее коллегам и людям в теме на конференциях и профессиональных выставках и получать от них признание: «это круто!», «молодцы!».

«. главное, чтобы процесс шел» (Григорий, 1972 г. р., Томск).

Российские технопредприниматели продолжали практиковать техники познания и усовершенствования себя, во многом схожие с техниками советского человека. Они ориентировались прежде всего на оценку своих поступков и действий небольшой значимой для них группой, которая могла оценить их достижения. «Мериться успехами» они считали возможным в узком кругу — с бывшими коллегами или людьми в теме, которые и обсуждали с ними их достижения и тем самым сооружали для них устойчивую идентичность. Это выражалось обычно в высказываниях типа: «Неважно, что результаты моей работы не приносят известности и денег, но мои коллеги знают, что я хороший специалист».

В подобном мире могли иметь смысл технологические качества и эффективность разработки, а капитализация или ее социальная значимость отодвигались на второй план. Достойное дело — это возможность прогнуть законы мира под себя, это запуск в ход нового интересного работающего механизма, являющего уникальное «я» создателя.

Что определяют инновации востребованность рынком

Что определяют инновации востребованность рынком

Под гнетом «бремени обязанностей» у российского инноватора возникают вопросы о том, как другие посмотрят и что скажут. Здесь становится явным напряжение, в котором живут российские технопредприниматели. Напряжение, связанное с проявлением себя внутри и вне лаборатории. Внутри лаборатории ты находишься один на один с вещью, со своей внутренней интроспекцией и самооценкой рядом с работающим или, наоборот, никак не заводящимся мотором. Все аффекты, которые ощущаются при этом, скорее всего, не отличаются от ощущений коллег в таких же лабораториях в других странах.

«Мы натолкнулись, что у нас в лаборатории получается, а как это перенести на масштабное производство — мы даже себе не представляем. как будто бы это в принципе невозможно там еще есть промежуточная фаза — мелкосерийный объем, который̆ близок к лабораторным условиям. есть еще переход «мелкая серия — крупная серия» — вот здесь должен, должен появиться иной механизм, который̆ будет эффективно это делать» (Александр, 1970 г. р., Томск).

Технологический рынок предполагает многие составляющие: выход из приватности, разрушение границы между внутренними и внешними стенами лаборатории, выставление отделенного от личности изобретения и в целом победу не лучшего, а наиболее востребованного на рынке в данный момент товара. Однако для российских технопредпринимателей сам продукт оказывается частью личности и тем проводником, который выведет эту личность на публичное рассмотрение. Поэтому он должен быть наивысшего качества и не подлежать упрощению, экспериментированию, корректировке и тем более неудаче и провалу.

Технопредприниматели гордились своими разработками и нередко измеряли свой успех через создание продуктов, которые кому-то нужны. При этом интересен момент не рациональной мотивации подобной гордости (по принципу «раз продукт нужен — его купят — получу прибыль»), а более сложная система аргументации. Через продукт многие технопредприниматели получали переживание «нужности» себя для человечества в целом (приятно не столько то, что тебе платят за созданный предмет, а то внутреннее ощущение, когда люди благодарят за полезную разработку).

«Смотрите, вы сделали летающий стул, да? Ну вот у вас есть жажда самореализации… в какой-то технической сфере. Тут вам попадается человек, который говорит вам: мужик, мне нужен летающий стул. Вы понимаете, что летающего стула на свете нет. И вы взяли его, сделали. Тогда два идиотских вопроса «а почему так плохо летает?» и «почему так дорого стоит?» возникнут только тогда, когда будет второй стул. А пока он один, этих вопросов нет. Вот это называется инновация, на наш взгляд. Кому-то что-то очень надо, а купить этого нельзя. Вот это инновация. А рынок — это для китайцев. Ну когда вам нужен летающий стул, их нет, ну какой это рынок?» (Эдуард, 1957 г. р.)

Вне лаборатории твоя жизнь определяется практиками обличения коллективом. Мнение других вдруг неожиданно оказывается важным, а эти другие начинают оценивать самое ценное для тебя — твое творение, которое — и вещь, и ты сам одновременно. На вопрос исследователей, почему не выставляют на публику результаты своей работы, один из информантов отвечает:

«Вот когда будет что-то серьезное предложить мировой общественности, вот тогда я это дело сделаю» (Никита, 1984 г. р., Томск).

Доработка изобретения и себя вместе с ним — бесконечный процесс. Особенно если этому способствует внешний контекст — неопределенные политические, экономические, финансовые, нормативные и прочие обстоятельства. Разработчику проще остаться внутри лаборатории и получать все приятные ощущения, а не ставить свою личность под угрозу непризнания и стыда из-за возможного провала внешней оценки. Зачастую провалить не потому, что разработка (ее техническая производительность, например) и связанная с ней личность плохи сами по себе, а потому, что в момент явления миру разработки были проблемы во внешней среде.

Вещь так и остается внутри лаборатории, где ее бесконечно переделывают, получая удовольствие и другие признаваемые аффекты от этого процесса и периодически вынося изобретение на суд небольшой группы экспертов на рабочих встречах, семинарах и конференциях. Российские технопредприниматели играют в признание своих качеств доступными им методами. Их идентичность как профессионалов при этом не стабилизируется. Хотя они выставляют свой продукт и получают оценку себя среди узкой группы лиц, выйти на стадию публичного обличения им не удается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *