Что определяют инновации наличие принципиальной технической новизны или востребованность рынком
Отличительные особенности рынка инноваций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика рынка инноваций
Рынок инноваций – это совокупность организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по срокам, ценам и масштабам данного обмена.
Развитие рынка инноваций оказывает все более сильное влияние на общее экономическое развитие. Это связано с повышением уровня технологического развития. Как и у рынков традиционных товаров, у рынков инновационных продуктов определяются:
Рынок инноваций располагается на стыке рынков товаров и знаний. Определяющей характеристикой рынка инноваций выступает формирование новых наукоемких высокотехнологичных благ, которые превосходят по характеристикам существующие аналоги и способны привести к увеличению конкурентоспособности предприятий реального экономического сектора. Кроме того, рынки инноваций характеризуются следующими особенностями:
Рынки инноваций могут быть реализованы в формате рынка контрактных НИОКР, рынка лицензий и рынка технологий. В первом случае торговля ведется результатами НИОКР, а во втором и третьем – правами на применение уже подтвердивших эффективность технологий и продуктов.
Участниками рынка инноваций являются:
Для субъектов инновационной деятельности не является редкостью двоякая роль:
Готовые работы на аналогичную тему
Сама возможность функционирования инновационных компаний тесно связана с масштабами платежеспособного спроса потребителей инновационных продуктов. Они же определяют ограничения на объемы приобретаемой научно-технической продукции.
Центром инновационного бизнеса являются промышленные предприятия. Ориентиром для их инновационной деятельности выступают стратегические цели развития компании. Все большую актуальность для промышленных предприятий приобретает трансфер инноваций, предполагающий не только передачу данных о новшестве, но и освоение инновации. Традиционно передача технологий от исследовательских организаций к промышленным производится на стадии завершения опытно-конструкторских работ. Далее начинается освоение технологий для серийного использования.
Результаты деятельности промышленных предприятий в сфере инноваций могут быть представлены в виде следующей логической цепочки:
Особенности рынка инноваций
Ученые указывают, что для рынка инноваций характерно, что в качестве двигателя прогресса выступает не спрос, а предложение. Бывает так, что ранее неизвестные товары (спрос на которые еще не мог сложиться) оказываются востребованными, находят круг потребителей. Так было, например, с первыми персональными компьютерами и другими гаджетами. В то же время не вызывает сомнений, что дальнейшая судьба и успешность инновации определяется спросом. С учетом обеих точек зрения можно сформулировать такой вывод: формирование инновационного предложения должно опираться на преимущества, которые товар даст потребителю от использования. Действовать следует постепенно, поскольку сначала на инновационные блага предъявляется небольшой спрос, и лишь позже он «раскручивается». Часто спрос на инновационные товары плохо поддается прогнозированию. Добиться признания у потребителей может только предложение по-настоящему достойного товара.
У рынка инноваций есть ряд специфических функций, не свойственных (или свойственных в меньшей степени) другим рынкам:
Для российского рынка инноваций более типичной схемой является коммерциализация имеющихся разработок или идей. В таком случае идеи разрабатываются в университетах с помощью государственного финансирования, далее проходят стадию опытно-конструкторских работ, после чего начинается поиск компаний, которые бы захотели и смогли внедрить инновации. Более эффективной представляется схема, когда отправной точкой для разработки служит заказ со стороны реального бизнеса. На основе этого заказа интеграторы начинают разрабатывать решение. За счет предварительного оформления запроса риск отсутствия спроса на созданную инновацию существенно снижается; однако формирование заказов должно иметь системный характер, быть регулярным, для чего требуется предварительное формирование инфраструктуры инновационного рынка.
Понятие инновации и ее характеристики
Описание
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретиру-
ется как превращение потенциального научно-технического прогресса в
реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Пробле-
матика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разра-
батывалась в рамках экономических исследований НТП.
Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято
определять как новую идею, которая в процессе разработки может быть
реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод и т. п.
Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как новый
или усовершенствованный продукт или технологию, созданную в ре-
зультате использования новшества и реализуемую на рынке или вне-
дренную в производственную, управленческую или иную деятельность.
Другими словами, технологическое новшество является источни-
ком технологической инновации, которая приобретает такое качество с
момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс
такого преобразования называется инновационным процессом. В свою
очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть про-
цессом коммерциализации. С момента появления новшества на рынке
оно становится инновацией.
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной
экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда род-
ственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный
процесс», «инновационное решение» и т. п.
В литературе насчитываются сотни определений. Например, по
признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации
технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные
и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех
стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Раз-
личные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки,
В. Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твист, И. Шумпетер, Э. Род-
жерс и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета
своего исследования.
Оглавление
1. Понятие инновации и ее характеристики
НТП – взаимосвязанное поступательное развития науки и техники, проявляющееся в постоянном воздействии науки, изобретений и открытий на уровень техники и технологии с одной стороны и в применении новейших приборы и оборудования в научных исследованиях. НТП стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведет к повышению производительности труда и является частью социального прогресса.
Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководствами Фраскати (1963 г.) Осло (1992 г.) и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.
Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций – рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики.
В соответствии с этими стандартами:
Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Разграничение понятий «инновация – новшество», это не синонимы
Новшество — оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.
Инновация — использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Инновация – это такой технико-экономический цикл, в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера).
Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного исследования или сделанного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога.
Свойства инновации:
— научно-техническая новизна, преимущества по сравнению с традиционными решениями;
— производственная применимость, совместимость с сложившейся практикой и технологической структурой;
— коммерческая реализуемость. Способность удовлетворять рыночному спросу, приносить прибыль производителю (по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.
Специфика инновации как товара определяется высокой степенью неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, т.е. риском временного разрыва между затратами и результатами, неопределенностью спроса.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.
Объектами инновационной деятельности является разработка техники и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс,а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.
Инновационный процесс – совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций.
2. Виды инноваций и их классификация
Необходимо уметь отличать инновации от:
— незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;
— от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций, в литературе приведен их ряд.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
Различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающиеинновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации (рационализирующие), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (не дающие эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект).
Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.
Улучшающие инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства. Повышение КПД двигателя внутреннего сгорания или переход от катушечных к кассетным магнитофонам являлись улучшающей инновацией. В обоих случаях ни одно из этих готовых изделий не выпускалось ранее. Таким образом, радикальность инновации определяет степень усилий по ее осуществлению.
Расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
— в области управления.
Достаточно полную классификацию инноваций по 9 признакам предложил А. И. Пригожин:
1) по типу новшества :
— материально-технические (технология, материалы);
2) по инновационному потенциалу/степени новизны :
— комбинаторные (использование разл. сочетаний);
— модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
3) по принципу отношения к своему предшественнику/преемственности :
— замещающие (вместо устаревшего);
— отменяющие (исключают выполнение операций);
— возвратные (к предшественнику);
— открывающие (новые, аналогов нет);
4) по объему применения / по охвату доли рынка :
— системные (технологические, организационные);
— стратегические (принципы управления, производства);
5) по эффективности /целям :
— улучшение условий труда и т. д.;
6) по социальным последствиям :
— вызывающие социальные издержки;
— новые виды монотонного труда;
— вредные условия и т. п.;
7) по распространенности и особенностям механизма своего осуществления :
— единичные (на один объект);
— диффузные* (на многие объекты);
— завершенные и незавершенные;
— успешные и неуспешные;
8) по особенностям инновационного процесса :
9) по источнику инициативы :
— прямой социальный заказ;
— в результате изобретения.
Коллектив ученых под руководством Ильенковой предлагает следующую классификацию инноваций:
1) по технологическим параметрам :
2) по типу новизны для рынка :
— новые для отрасли в мире;
— новые для отрасли в стране,
— новые для предприятия или их группы;
3) по месту в системе (на предприятии) :
— на входе- изменения в сырье, оборудовании;
4) от глубины вносимых изменений :
3. Инновационный процесс
По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные, различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.
Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.
Стадии (этапы) инновационного процесса:
В общем виде модель ИП можно представить в развернутом виде так:
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
ПП – промышленное производство;
Длительность цикла ФИ – ОС может продолжаться свыше 10 лет.
Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны, как правило, финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и могут частично использовать внебюджетные средства.
Второй стадией ИП являются прикладные исследования (ПИ). Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.
Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.
Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов.
Таким образом, целью ОКР является создание (модернизация) образцов новых изделий, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этой стадии производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливаются и испытываются образцы новых изделий. Вероятность получения желаемых результатов повышается от НИР к ОКР. Примерно 85-90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95-97% работ заканчиваются положительно.
На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Эти работы имеют целью изготовление и отработку опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т. п., необходимых для проведения научных исследований и разработок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т. д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции.
В целом по промышленности лишь 5 процентов организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы. К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся прежде всего нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.
После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства.Инновационное предприятие, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю.
За производством инноваций следует маркетинг и сбыт , а затем их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.
4. Структура инновационного процесса
Структура инновационного процесса
во-первых, его можно рассматривать как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций;
во-вторых, его можно рассматривать как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения.
Таблица: Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
недостаток средств для финансирования инновационных проектов
слабость материально- и научно-технической базы и устаревшая технология, отсутствие резервных мощностей
доминирование интересов текущего производства
наличие резерва финансовых, материально-технических средств, прогрессивных технологий
наличие необходимой хозяйственной и научно-технической инфраструктуры
материальное поощрение за инновационную деятельность
законодательные меры (особенно льготы), поощряющие инновационную деятельность
государственная поддержка инноваций
устоявшаяся оргструктура, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации
ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий
жесткость в планировании
ориентация на сложившиеся рынки
ориентация на краткосрочную окупаемость
сложность согласования интересов участников инновационных процессов
гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок
децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
сопротивление переменам, которые могут вызвать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций
боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу
сопротивление всему новому, что поступает извне
моральное поощрение, общественное признание
обеспечение возможностей самореализации, освобождение творческого труда
нормальный психологический климат в трудовом коллективе
Содержание инновационного процесса охватывает этапы создания, как новшества, так и нововведения.
Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества):
1. Стадия исследования
прикладные исследования и экспериментальные модели (прикладные/оригинальные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках);
2. Стадия производства
3. Стадия потребления
поставка продукции на рынок и его потребление (на этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.);
устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего производства (данный этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов).