Что определяло научную политику в ссср
Идеологический контроль в советской науке
Содержание
Общий подход
По словам академика Дмитрия Лихачёва, «в науке насаждалось представление, что с самого начала исследования может быть правилен только один путь, одно истинное направление, одна научная школа и, разумеется, только один главный учёный, „вождь“ своей науки». Выбор делался по политическим соображениям схоластического характера и выбранное направление объявлялось «истинно марксистским». Считалось, что в науке есть две точки зрения — правильная марксистская и неправильная, враждебная ей. [5] Аналогичного мнения придерживается академик Эдуард Кругляков, который утверждает, что «в те годы, годы тоталитарного правления, именно там, „наверху“, директивно решалось, что истина, а что нет». [6]
Наука попала под жёсткий идеологический контроль правящей партии уже в первые годы существования Советского государства. [2] [7]
После окончания гражданской войны в сентябре — ноябре 1922 года власти РСФСР провели кампанию по высылке из страны ряда учёных, преподавателей вузов и других лиц в основном гуманитарных профессий, чьи взгляды расценивались властями как контрреволюционные.
Кампании идеологического вмешательства в советскую науку
Биология
Генетика
В середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко начал кампанию против генетики, которая была поддержана Сталиным. В конце 1930-х годов среди учёных начались аресты. Н. И. Вавилов был арестован 6 августа 1940 года, приговорён к смертной казни (позднее заменена на 20 лет лагерей) и умер в тюрьме в 1943 году, многие другие учёные также попали в лагеря, а некоторые были расстреляны (С. Г. Левит, И. И. Агол и другие). Среди репрессированных учёных — С. С. Четвериков, который подвергся аресту в 1929 году и был сослан на 5 лет в Свердловск с последующим запретом поселяться в Москве, Ленинграде и ряде других центральных городов, а также В. П. Эфроимсон, дважды осуждённый на длительные сроки и отбывавший наказание в тюрьмах и лагерях.
Физика
Химия
В 1951 году была начата кампания идеологического вмешательства в органическую химию. Она задумывалась как звено в цепи аналогичных пропагандистских мероприятий в других областях науки и была призвана очистить советскую науку от «буржуазных», «идеалистических» теорий и «рабского преклонения перед буржуазными научными авторитетами». [21]
Объектом критики стала «теория резонанса» в органической химии. [22] Она была разработана известным американским химиком Лайнусом Полингом как часть представлений о природе химической связи. Тремя годами позднее эта работа Полинга была удостоена Нобелевской премии в области химии.
В июне 1951 года прошла «Всесоюзная конференция по состоянию теории химического состава органической химии», на которой резонансная теория была объявлена буржуазной лженаукой, а соответствующий доклад был направлен Сталину.
Гонения на теорию резонанса в органической химии получили негативную оценку в мировой научной среде. В одном из журналов Американского химического общества в обзоре, посвящённом положению в советской химической науке, в частности, отмечалось [24] :
The large majority of Russian papers on these subjects (. ) apparently arising from the chauvinistic idea that the resonance theory of Linus Pauling opposes the tenets of dialectical materialism and therefore must be rejected. The intensity and crudeness of this invective appear to be without parallel in the annals of chemistry.
Астрономия
Теория информации
В 1930 году подверглись разгрому и были запрещены как «троцкистские» первые исследования в области теории информации. Руководство «Коммунистического института журналистики» (КИЖ), в которое входили учёные Михаил Гус и Александр Курс, было объявлено «импортёрами буржуазного газетоведения». [27] [28]
Кибернетика
Языкознание
В дальнейшем, в 1950-1980-е годы, лингвистика в СССР развивалась в обстановке плюрализма школ и подходов; идеологический контроль в языкознании носил в основном цензурный характер (с 1970-х годов вводился запрет на упоминание эмигрировавшего И. А. Мельчука, допускалось лишь негативное упоминание Н. Хомского, до 1985 г. не удавалось издать сборник трудов Р. О. Якобсона).
Литературоведение
Философия
Власть рассматривала созданный в 1921 году Г. Г. Шпетом Институт научной философии как идеологическое учреждение. Ставилась задача превратить философию диалектического материализма в идеологию и подчинить политическим целям. [37]
В 1931 Сталиным был принят указ о диалектическом материализме марксизма-ленинизма, провозглашающий его официальной философией, которая будет применяться на практике во всех коммунистических государствах, и через Коминтерн, в большинстве коммунистических партий. Следуя традициям Второго интернационала, противники должны быть расценены как «ревизионисты». С начала существования большевистского режима, цель официальной советской философии (которая преподавалась в качестве обязательного предмета для каждого курса), было теоретическое обоснование коммунистических идей. По этой причине «советологи», среди которых наиболее известными были Иосиф Мария Боченски и Густав Ветер, часто утверждали, что советская философия была не чем иным, как догмой. Однако после Октябрьской революции 1917 года, она был отмечена как философская и политическая борьба, которая ставила под сомнение любые монолитные чтения. Эвальд Васильевич Ильенков был одним из основных философов 1960-х годов, который вернулся к дебатам 1920-х между «механистами» и «диалектиками» в ленинской диалектике и метафизике позитивизма (1979). В 1960-е и 1970-е западная философия включая аналитическую философию и логический эмпиризм начал давать упоминания о советской мысли.
Из-за идеологических чисток во время сталинских репрессий остался неосуществлённым проект издания фундаментальной энциклопедии всемирной философии. [37]
Социология
Со смертью Сталина и после XX съезда КПСС в 1956 году, ограничения на социологические исследования были несколько ослаблены, и, наконец, после XXIII съезда КПСС в 1966 году, социология в Советском Союзе была вновь официально признана в качестве приемлемой области науки. [39] Социологические факультеты появились в университетах только в Перестройку (80-е годы).
Демография
Статистика
«Лукавая цифра». Название известной статьи журналиста Василия Селюнина и экономиста Григория Калинина, в «Новом мире», февраль 1987, # 2: 181-202 [47] |
Качество (точность и надёжность) данных, опубликованных в Советском Союзе, и использование в исторических исследованиях подвергаются сомнению рядом советологов. [48] [49] [50] [51] Марксистские партийные теоретики рассматривали статистику как общественную науку, поэтому многие из статистических приложений математики были ограничены, особенно в сталинский период. [52] В рамках централизованного планирования, ничто не могло произойти случайно. [52] Закон больших чисел или идея среднеквадратического отклонения были запрещены, как «ложные теории». [52] Статистические издания и факультеты были закрыты; всемирно известные статистики, как Андрей Колмогоров и Евгений Слуцкий были вынуждены забросить статистические исследования. [52]
Педология
В 1936 году после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» подверглось разгрому как «немарксистское» такое модное в 1920-е годы направление в педагогике как педология. В результате все книги по педологии были изъяты из библиотек и торговой сети, были изъяты все библиографические материалы, содержащие упоминания этих книг, все они вошли в «Списки книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети», издаваемых Главлитом, и находились в этих списках до 1987 года. [53]
История
В 1933-1934 годах по сфабрикованному ОГПУ делу «Российской национальной партии» были репрессированы несколько десятков учёных. Арестованные по этому делу сотрудники Русского музея, в частности, обвинялись в том, что создавали и сохраняли экспозиции залов, посвящённых русскому искусству дореволюционного периода, которые «тенденциозно подчеркивали мощь и красоту старого дореволюционного строя и величайшие достижения искусства этого строя». [56]
По мнению доктора исторических наук Александра Некрича, цель советской цензуры в исторической науке заключалась в том, «чтобы создать новую коллективную память народа, начисто выбросить воспоминания о том, что происходило в действительности, исключить из истории всё, что не соответствует или прямо опровергает исторические претензии КПСС» [61]
Расцвет науки при Сталине
Расцвет науки при Сталине
Реализуя свой грандиозный план, Сталин достиг замечательных успехов. Созданная научная инфраструктура в то время не уступала американской. И это в нищей стране, разрушенной войной. Сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий охватила весь фронт исследований. Ученые стали подлинной элитой страны. Имена Курчатова, Ландау, Тамма, Келдыша, Королева, Туполева известны во всем мире.
Послевоенное десятилетие характеризовалось ростом престижа научно-преподавательской работы. Зарплата ректора выросла с 2,5 тыс. до 8 тыс. руб., профессора доктора наук с 2 тыс. до 5 тыс. руб., доцента, кандидата наук с 10 летним стажем с 1200 до 3200 руб… В эти годы соотношение зарплаты доцента, кандидата наук и квалифицированного рабочего составляло примерно 4 к 1, а профессора, доктора наук 7 к 1. Такого уровня оплаты труда отечественные ученые и вузовские преподаватели не имели в последующие годы, ибо после Сталина при постоянном росте цен, повышении зарплаты другим категориям служащих оплата труда ученых и преподавателей оставалась неизменной свыше 40 лет[300].
Особое значение Сталин придавал самым передовым направлениям науки и техники, выводившим СССР на качественно новый уровень развития. Так, только в 1946 году лично Сталиным было подписано около шестидесяти важнейших документов, определивших развитие атомной науки и техники, ракетостроения. Результатом выполнения этих решений стало не только создание ядерного щита страны, но и запуск первого в мире спутника Земли в 1957 году, спуск на воду в 1957 году первого в мире атомного ледокола «Ленин» и последующее развитие атомной энергетики.
Кроме того, были открыты залежи нефти в Поволжье, началась огромная работа по строительству электростанций как первого этапа для перехода к массовому строительству жилья. Именно этот подготовительный этап потом стал основой для развертывания Хрущевым строительства пятиэтажек.
Возьмем 1946 год. Страна еще не оправилась от войны, многие города и села лежали в руинах. Но советское руководство хорошо понимало значение вычислительной техники. В том году начались работы по созданию компьютеров. 1949 год. Заработал первый советский компьютер (МЭСМ). Это был первый компьютер в Европе и второй в мире. Первый работающий компьютер был создан в США в 1946 году. В мире около 200 государств, из них только два были способны создавать компьютеры — СССР и США. Еще около двух десятков стран участвовали в разработках чужих проектов или делали компьютеры по лицензии. Остальным даже это было не под силу. Я имею в виду именно изготовление компьютеров, а не сборку из готовых элементов. Собрать персоналку может практически каждый, кто разбирается в технике, у себя в квартире[301].
После войны восстановление университетов в зоне оккупации завершилось к концу 40-х годов. В городах, пострадавших от войны, университетам были переданы крупные здания в Минске, Харькове, Воронеже. Активно начали создаваться и развиваться университеты в столицах ряда союзных республик (Кишинев, Ашхабад, Фрунзе и др.), и к 1951 году все союзные республики имели свои университеты[302]. За 5 лет удалось возвести первую часть комплекса МГУ на Ленинских горах.
Если накануне войны в СССР насчитывалось 29 университетов, где обучалось 76 тыс. студентов, то в 1955 году в 33 университетах получали образование 185 тыс. студентов и 5 тыс. аспирантов, около 10 % всех студентов страны[303]. То есть всего в стране было 1 млн. 850 тыс. студентов. Целые выпуски физиков, химиков, механиков распределялись после окончания в престижные НИИ и закрытые ОКБ. Поэтому было увлечение научной работой. Интенсивно развивались студенческие научные общества. За советские годы выросла мощная система высшей школы. Если в сфере науки в 1913 г. в России числилось 13 тысяч работающих, то перед крахом советской системы в 1991 году их число достигло 3 миллионов[304].
То, что мы называем «сталинской академией», возникло в первой половине 1930-х гг. В это время в Академии наук СССР была создана единая централизованная система контроля за эффективностью научной работы[305],[306]. Централизованное руководство научными исследованиями выражалось в том, что темы научных работ, выполняемых в научно-исследовательских институтах, должны были утверждаться не ниже, чем в Президиуме Академии. То же самое касалось вопросов, связанных с объемом бюджета, подбором кадров и сроками исполнения. Планирование и контроль научной работы осуществлялись по аналогии с планированием и контролем промышленного производства. Денежные средства, которые предполагалось истратить на исследование, утверждались, как минимум, за год. Если в течение года возникала внеплановая потребность в приобретении новой аппаратуры или материалов, необходимых для проведения исследований, сделать это было крайне сложно, но было можно договориться об использовании оборудования и реагентов с другими институтами и лабораториями.
Одним из наиболее жестких принципов организации сталинской науки было требование ее тесной связи с практикой. Основными задачами АН СССР были практические потребности страны в новых знаниях. Такая организация была оптимальна с точки зрения административного централизованного управления, поскольку она давала четкие критерии определения «эффективности» работы ученого, однако она несколько негативно сказывалась на способности ученых заниматься проблемами, работу над которыми трудно планировать с точностью до месяца. В архивах сохранилось несколько писем ученых в Президиум Академии и в ЦК КПСС, в которых обращалось внимание на этот организационный недостаток[307],[308].
В резолюции актива Крымской астрофизической обсерватории от 13 мая 1955 г. говорилось: «Заявки на оборудование, во всех деталях, должны быть составлены на следующий год в июне текущего года. Исследователь должен за полтора года предвидеть, что ему нужно! В результате все стараются включить в заявку все мыслимое в качестве необходимого для работы, и на складах учреждений лежат ненужные запасы материалов, которых не хватает в других местах»[309]. Эту проблему легко можно было решить путем перевода части заказов в денежную форму или путем создания особых снабженческих организаций, по типу западных фирм, обслуживающих науку, но Хрущев пошел по другому пути — он «реформировал» (а точнее развалил) налаженную систему.
К началу 1950-х гг. ситуация стала еще сложнее, так как в течение двух десятилетий с момента внедрения сталинской системы количество подразделений Академии наук многократно увеличилось. В середине 1950-х гг. Академия наук СССР переживала пик количественного роста. С 1951 по 1956 г. Академия выросла по числу членов — с 383 до 465; по числу научных учреждений — с 96 до 124; по числу научных работников — с 7 тыс. до 15 тыс. человек[310]. Президиуму АН СССР стало трудно так же эффективно, как раньше, вести координационную работу. Это стало причиной того, что сами члены Президиума в 1953–1954 гг. стали выступать с предложениями передать часть управленческих полномочий отделениям Академии наук[311].
Почему Сталину удалось вывести страну из эпохи деревянной сохи в эпоху водородной бомбы и освоения космоса? «Отец народов» понял, что без создания элитных научных зон, где бы концентрировался научный «мозг» нации, обеспеченный предельно высоким уровнем жизни, он не выведет страну на магистральную дорогу технического прогресса. Вождь начал строить академгородки, бросая на это огромные средства и держа страну на скромном довольствии. Сейчас эти академгородки в России, согласно новой моде, переименовываются в «технопарки», коих на территории нынешней России будто бы около 80 (в мире около 600)[312].
Итак, стараясь создать самодостаточную систему для стабильного и независимого развития России, Сталин много сил вложил в создание советской науки, а главное в создание такой системы взаимодействия науки и производства, при которой наука была бы нужна для того, чтобы производство выполняло план и обеспечивало выживание России в ее состязании с Западом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Развитие науки в послевоенное время при Сталине
После Великой Отечественной войны важное значение Советское государство и его глава Иосиф Виссарионович Сталин придавали развитию науки, её связи с производством, с задачами технического прогресса.
Главным научным учреждением Украины оставалась Академия наук УССР, которую в ноябре 1946 года возглавлял биолог с мировым именем А. Палладин.
2-я половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки.
Среди них были такие, как:
• Институт точной механики и вычислительной техники,
• Институт радиотехники и электроники,
• Институт прикладной физики,
• Институт атомной энергии и многие другие.
В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР. Открытия, сделанные в этих «шарашках», явились базисом для развития многих научно-исследовательских институтов и создания новых.
Появился новый тип института, соединяющего науку с обучением (московский «Физтех»).
Был создан Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ).
В 1950 году в стране было 2848 научных учреждений, на 1000 больше, чем в 1940 году.
В послевоенные годы возобновили работу научно-исследовательские учреждения Украины.
Был внесён ряд изменений в организацию научных исследований.
В 1950 году количество научно-исследовательских учреждений в республике составило 462 (в 1945 году их насчитывалось 267).
Укреплялась, хотя и медленно, материально-техническая база, возрастал их кадровый потенциал.
Резко возросла зарплата научных работников.
Значительно увеличилась численность научных работников: в 1950 году их было в 1,7 раза больше, чем в 1940 году.
А в 1955 году их было уже 192 тысячи (в 1940 году – 98 тысяч).
В Украине численность учёных в 1950 году достигла 22,3 тысячи человек.
В первые послевоенные годы заметно расширился фронт исследовательских работ в самых различных отраслях науки.
По ряду направлений творческие достижения советских учёных позволили выйти на самые передовые рубежи в мировой науке.
Особое внимание уделялось развитию фундаментальных исследований в тех областях знаний, которые во многом обеспечивали ускоренные темпы роста народного хозяйства, укрепляли обороноспособность страны.
Сейчас уже порядком подзабылось, в каком напряжении жила тогда страна.
Хотелось бы напомнить один момент.
Вскоре после окончания Второй войны началась «холодная война».
И сейчас, когда в США опубликованы документы первого периода «холодной войны», совершенно очевидно, что это была именно война, ставящая целью уничтожение СССР и советского государства.
Мало кто сегодня у нас в Украине знает, что уже спустя три месяца после окончания конференции глав стран-победительниц в Потсдаме, где вовсю звучали тосты о дружбе и поддержании мира на земле, в Пентагоне был разработан план атомной бомбардировки 20 советских городов, включая Москву…
Но западные наши «союзнички» на этом не остановились.
За дело взялись уже американцы.
• В конце 1945 года командующий американскими войсками в Европе генерал Д. Эйзенхауэр состряпал план нападения на СССР под названием «Тоталити».
По нему предполагалось нанесение атомного удара 20-ю атомными бомбами по 17 городам Советского Союза.
Вот вам и «союзник»…
Дальше всё покатилось как снежный ком с горы.
Один план нападения на СССР за другим.
Вот только некоторые из них:
• Украинский журнал «АвиО» писал в 1994 году:
Сталин оказался намного умнее американцев.
Если они сделали ставку на дальние тяжёлые бомбардировщики и авианосные флоты, Иосиф Виссарионович выбрал другой приоритет – дальнобойные, мощные межконтинентальные баллистические ракеты.
Это было гораздо дешевле, но очень действенно.
• Ещё с 1944 года Сергей Королёв, выполняя волю Сталина, работал над проектом «Большой ракеты».
Толчок этим работам дали гитлеровские ракетные технологии, захваченные нами после Победы.
Королёву удалось в 1948 году воспроизвести гитлеровскую баллистическую ракету «Фау-2», которая была оснащена только нашей «начинкой» и двигателем РД-100 конструкции Валерия Глушко – будущего создателя системы «Энергия-Буран».
Та ракета носила имя «Р-1» и могла бить примерно на 300 километров.
С этой ракеты начинается череда бешеных успехов наших ракетчиков.
Уже в 1951 году был утверждён эскизный проект первой нашей ядерной ракеты Р-5, способной лететь на 1000 километров.
Она впервые успешно стартовала 2 апреля 1953 года.
• Историческим свершением явилось овладение энергией атома.
После успешного испытания атомной бомбы на семипалатинском полигоне Сталин пригласил к себе группу её создателей и невероятно щедро, по-царски, одарил их.
Разработчики проекта получили личные автомобили, особняки, почётные звания, Государственные премии, персональные счета в Сбербанке, где они могли брать для своих нужд любые сумы денег – безотчётные.
Трижды Героями Социалистического Труда стали Игорь Васильевич Курчатов, Андрей Дмитриевич Сахаров, Анатолий Петрович Александров, Юлий Борисович Харитонов, Яков Борисович Зельдович.
Ленинскую и 5 Госпремий получил Исаак Константинович Кикоин, Ленинскую и 3 Госпремии – Георгий Николаевич Флёров.
Не были обойдены академическими званиями, орденами, престижными премиями десятки других учёных, причастных к советскому атомному проекту (Александр Павлович Виноградов, Василий Семёнович Емельянов, Абрам Исаакович Алиханов).
По правде говоря, кроме учёных, к этому делу приложили руку и советские разведчики.
Сам Курчатов в своём кругу сказал: разведка обеспечила 50% успеха в создании атомной бомбы.
Хотелось бы вспомнить некоторых из них.
Это такие отважные и результативные разведчики, как: Леонид Квасников, Анатолий Яцков, Владимир Барковский, А. Феклистов, Ян Черняк и многие другие.
По утверждению легендарного разведчика Павла Анатольевича Судоплатова нашим разведчикам помогали всемирно известные основатели современной физики Нильс Бор, Энрико Ферми и Лео Сцилард.
А также сам Роберт Оппенгеймер, руководитель атомного «Манхэттенского» проекта.
Были ещё супруги Розенберги, Клаус Фукс, супруги Моррис и Леонтина Коэн.
• Были начаты исследования в области мирного использования атомной энергии.
Эти работы велись в основном во вновь созданном Институте атомной энергии под общим руководством выдающегося советского учёного И. В. Курчатова.
• Больших успехов советские учёные добились в таких важнейших отраслях науки, как физика, математика, точная механика, астрономия, химия.
• В то же время начались гонения на генетику и кибернетику.
Они были объявлены науками, противоречащими законам материализма.
Разгром генетики и кибернетики породил отставание Советского Союза в этих отраслях в последующие годы.
• Украинские учёные достигли значительных успехов в исследовании фундаментальных наук, использовании научных открытий для потребностей народного хозяйства.
— В 1946 году в республике был запущен первый в СССР экспериментальный атомный реактор.
— В 1947 году в Киеве под руководством выдающегося украинского учёного С. Лебедева были начаты исследования в области кибернетики.
А в 1948 – 1951 годах удалось создать первую в Европе и СССР Малую электронно-вычислительную машину «МЭСМ».
Это был первый советский компьютер (1-й в Европе и 2-й в мире).
В 1952 году его уже начали производить серийно и использовать на практике: для решения задач из области термоядерных процессов, по созданию ракетной техники, расчётам дальних линий электропередач.
В этом же году Лебедева заберут в Москву, где он начнёт строить компьютер БЭСМ-1.
1953 год – была сдана в эксплуатацию Быстродействующая электронносчётная машина (БЭСМ), признанная самой быстродействующей ЭВМ в Европе.
— Учёные Института электросварки АН УССР усовершенствовали и подготовили для массового внедрения в производство автоматы для сварки металла под флюсом (метод разработан под руководством Е. Патона).
Эта технология была с успехом применена при сооружении газопровода Дашава – Киев (1949 год) и цельносваренного моста через Днепр (1953 год).
— Н. Амосов в середине 50-х годов приступил к практическому лечению врождённых и приобретённых пороков сердца.
• Но вместе с тем, существующая в УССР система руководства наукой создавала условия для засилия в ней посредственностей, людей потребительского толка, корыстных, авантюристов.
Вследствие этого некоторые перспективные направления исследований, в частности генетика, были объявлены «идеалистическими», «лженаучными».
Президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина Т. Лысенко на августовской (1948 год) сессии ВАСХНИЛ одержал победу над своими научными оппонентами – генетиками.
Генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР.
В Украине преследованиям подверглись учёные – биологи и генетики Д. Третьяков, М. Гришко, И. Шмальгаузен, И. Поляков, С. Делоне, С. Гершензон.
Но чтобы там не было, наука при Сталине развивалась поразительными темпами.
Именно при нём был сделан был тот задел, благодаря которому запустили первый в мире спутник, а потом и корабль с Гагариным на борту…