Что определяется у ф ницше термином ресантимент
RESSENTIMENT
Полезное
Смотреть что такое «RESSENTIMENT» в других словарях:
ressentiment — [ r(ə)sɑ̃timɑ̃ ] n. m. • 1558; recentement v. 1300; de ressentir 1 ♦ Le fait de se souvenir avec animosité des maux, des torts qu on a subis (comme si on les « sentait » encore). « La jeunesse est l âge du ressentiment » (Sartre). ⇒ rancœur,… … Encyclopédie Universelle
Ressentiment — ist ein Lehnwort aus dem Französischen und bedeutet so viel wie „heimlicher Groll“. Dem Ressentiment liegt regelmäßig das Gefühl dauernder Ohnmacht gegenüber erlittener Ungerechtigkeit und Niederlage oder persönlichen Zurückgesetztseins zugrunde … Deutsch Wikipedia
ressentiment — Ressentiment. s. m. v. Sentiment d un mal qu on a eu. Il n est pas encore bien gueri de sa fievre quarte, il en a quelques ressentiments. Il signifie aussi, Le souvenir qu on garde des bienfaits, ou des injures. Je vous ay tant d obligations, que … Dictionnaire de l’Académie française
ressentiment — 1943, a word from Nietzsche, from Ger. ressentiment, from Fr. ressentiment (see RESENTMENT (Cf. resentment)) … Etymology dictionary
Ressentiment — (fr., spr. Ressangtimangh), 1) Nachweh; 2) Empfindlichkeit; 3) Groll; 4) Rache; daher Ressentiren, 1) lebhaft u. übel empfinden; 2) übel nehmen; 3) ahnden … Pierer’s Universal-Lexikon
Ressentiment — (ressangtimang), frz., Nachweh, Empfindlichkeit, Groll, Rache … Herders Conversations-Lexikon
ressentiment — DEFINICIJA v. resantiman … Hrvatski jezični portal
ressentiment — [rə sän tē män′] n. [Fr] a feeling of bitter anger or resentment together with a sense of frustration at being powerless to express this hostility overtly … English World dictionary
Вы жили по правилам – соблюдали законы и заповеди, платили налоги, слушались городового и священника, уважали власть. Но вам не везло в жизни. Все вокруг богатели, процветали и радовались. А у вас все не так – и денег не хватает, и начальник идиот, и жена спит с соседом и дочка хамит. В общем вы – неудачник, лузер, случайный гость на празднике жизни. И хотя вы гоните от себя эту мысль, в глубине души вы понимаете, что винить здесь некого, кроме самого себя, если здесь вообще есть виноватые. Может быть, вы просто таким уродились? Но вам от этого не легче.
И тут вы слышите по радио, что на самом деле вы ни в чем не виноваты. Причина ваших несчачтий – не вы сами, а Некто, кто посягнул на ваши блага и права, причитающиеся вам по рождению, ваш Враг.
И вы такой не один. Все вам подобные (братья по классу или братья по крови) находятся под постоянной угрозой того же Врага (эксплуататора, европейца). Именно Он – виновник ваших несчастий. А правила и законы, по которым вы до сих пор жили с ним в мире, придуманы как раз для того, чтобы вы безропотно ему подчинялись.
И вы вдруг понимаете, что вы вовсе не лузер, и что вам есть чем гордиться, и за что себя уважать, и что вместо того, чтобы смириться, вам следует встать с колен, расправить плечи и осознать что во всем виноват Враг.
И вы, вместе с вам подобными, начинаете ненавидеть Врага. И вместе с этой ненавистью к вам возвращается чувство собственного достоинства.
Ресентимент является более сложным понятием, чем простая зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали. Ницше считает ее определяющей в самоосознании «рабов»:
Ницше пишет, что человеку, охваченному ресентиментом, не свойственно чувство прощения – христианская «любовь к врагам своим»:
Ресентимент, овладевший массами и оформленный в политическую доктрину, составляет угрозу свободным обществам по той простой причине, что свобода предполагает ответственность за себя и не допускает переноса вины за свои неудачи на «Врага».
Черчилль говорил в отношении нацистов, что «этим людям не нужна свобода, а вид свободных людей приводит их в ярость». Автор “Доктирины сдерживания” Джордж Кеннан считал, что агрессивность СССР вызвана коплексом ущербности: “В основе невротического представления Кремля о мировой политике лежит традиционное инстинктивное чувство неуверенности в себе, страх перед более компетентным, сильным, лучше организованным обществом”.
Психологическая цепочка: ущербность-ресентимент-ненависть-агрессия-уступка силе может временно привести к ослаблению напряженности, но лишь усиливает эмоцию ресентимента. Ресентимент интернизируется до поры до времени, но в любой момент может вырваться еще более мощной агрессией.
Соответственно, вернуть субъекта ресентимента к норме практически невозможно. Выбор политики в подобных случаях – это выбор меньшего из зол: умиротворения, которое лишь поощряет агрессию, или бесконечного силового сдерживания. Третьего не дано. Первый вариант был применен Западом к Гитлеру и привел к войне. Второй подход использовался в случае СССР и закончился крахом последнего.
Ресентимент: умиротворить агрессивность невозможно
Ресентимент
Ресентиме́нт (фр. Ressentiment «злопамятность, озлобление») — философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию системы ценностей, которая отрицает систему ценностей «врага». Субъект создает образ «врага», чтобы избавиться от чувства вины за собственные неудачи.
Понятие ресентимента впервые было введено немецким философом Ф. Ницше в его работе «К генеалогии морали». По мысли этого философа, ресентимент является определяющей характеристикой морали рабов, которая противостоит морали господ. Ресентимент, по Ницше, деятельно проявляет себя в «восстании рабов»: «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности. », [1] — этими словами, собственно, и вводится понятие ресентимента. [2]
Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.
Согласно «Словарю иностранных слов» ресентимент также означает «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». [3]
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ресентимент» в других словарях:
ресентимент — а, м. ressentiment m. 1. Тягостное сознание тщетности попыток улучшить свой статус в жизни или в обществе. Комлев 1995. Ressentiment (fr.) завистливая, бессильная злоба в качестве термина впервые употреблено у Ницше 1887 г. ОЗ 2002 1 86. Под… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РЕСЕНТИМЕНТ — [фр. ressentiment злопамятность, озлобление] 1) тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе; 2) неприятные чувства, враждебность к кому л. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка
ресентимент — сущ., кол во синонимов: 1 • озлобление (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
аксиология — АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia ценность и logos учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
RESSENTIMENT — (фр. ‘мстительность’) понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. ГЕНЕАЛОГИЯ) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово ‘R.’ без перевода. Впоследствии понятие ‘R.’ приобрело большую популярность и стало использоваться… … История Философии: Энциклопедия
Шелер, Макс — Макс Шелер Max Scheler Макс Шелер Да … Википедия
Макс Шелер — (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен 19 мая 1928, Франкфурт на Майне) немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии. Содержание 1 … Википедия
Националист — Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия
Националисты — Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия
Русские националисты — Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия
Ресентимент как область философской рефлексии
Смысл настоящей работы в том, чтобы ввести тему ресентимента в новое поле философской рефлексии: осмыслить ее возможности и перспективы. Для этого нужно разобраться, что такое ресентимент и проследить основания его преодоления. Данная тема освещена, главным образом, у двух мыслителей: Ницше и Шелера. Шелер берет за основу концепцию Ницше, но вносит определенные поправки и дополняет ее.
Что такое ресентимент?
Ницше плотно связывает ресентимент и христианство. Последнее выступает причиной и корнем первого. Ресентимент обладает только негативными коннотациями. Заметна общая разочарованность Ницше, как в христианском движении, так и в положении современного ему человека. Но концепция философа незамкнута и содержит направления для последующей рефлексии. Она не только констатирует, обнаруженный философом тип морали, но содержит перспективы выхода из данной ситуации: «Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе – ему учит вас Заратустра» [3, с.61]. Основанием преодоления ресентимента является воля. Ницше иррационалист и четких инструкций «как преодолевать» не дает, но воля есть то условие, благодаря которому это принципиально возможно.
У раба нет ресентимента к господину, потому что «быть рабом» единственное понятное и известное состояние. Раб и господин изначально не мыслятся равными. Только формальное равенство при реальном неравенстве формирует ресентимент [4,с.18-21].
Вторым важным пунктом происхождения ресентимента является зависть. Она рождается там, где попытка достичь чего-то обычными способами не увенчивается успехом, тогда как у другого человека это есть. Желание обладать превращается в ненависть к самому обладателю желаемого. Ресентимент возникает после осознания собственного бессилия. Поэтому зависть, формирующая самый сильный ресентимент – зависть к самому способу жизни другого. Этот тип ресентимента возникает от сравнения. Человек не может увидеть в себе достоинство, но видит достоинства и недостатки других, сравнивая себя с ними. Достойный человек по Шелеру способен искренне признать, что есть те, кто лучше его в ряду качеств, а может, и во всех сразу [4,с.24-36].
Философ выделяет много ресентиментных типов, из которых, на мой взгляд, наиболее любопытны четыре:
Романтик – человек, недовольный эпохой, в которой живет. Он хочет жить в прошлом или будущем. Не потому, что реальность действительно плоха, а из-за неадекватных запросов и требований к миру [4, с.48-50].
Заслуга Шелера не только в переосмыслении понятия ресентимент, но во введении и описании ресентиментных типов. Однако он, как и Ницше, видит в ресентименте некое ненадлежащее состояние, которое нужно изменить, преодолеть. У Ницше основанием такого преодоления служит воля, у Шелера – Бог. Осознание человеком собственного достоинства возможно через открытие в себе и другом ordo amoris («Строй [порядок] любви (лат.)» [5]), что обеспечивает стремление к раскрытию собственного потенциала. Сверхчеловек Ницше – существо по ту сторону добра и зла, способное создавать собственную мораль, нацеленное на развитие творческих импульсов и доведение их до совершенства. Религиозный вариант Шелера решает данную проблему полностью, но подходит не для всех. Уже сами концепции представляют человека способным действовать свободно, не принуждаемым импульсами мести и зависти: вне ресентимента. Они имеют основания «выхода» из проблемы. Есть ли такие основания в современности? Исследователи этой проблемы должны учитывать, для выдвижения тезиса о возможности и необходимости преодоления ресентимента, нужно указывать основание данного преодоления. Его поиск создает новое проблемное поле для философской рефлексии.
Под саморесентиментом можно понимать зависть к своему образу в интернете. Такая форма ресентимента практически неустранима в современных реалиях. Неустранима в той мере, в какой пользователь стремится «приукрасить» себя. Улучшенный образ оказывается предметом зависти. Следовательно, саморесентимент как зависть к постоянно изменяемому и совершенствуемому образу самого себя, одна из современных форм ресентимента, которую стоит учитывать.
В качестве вывода отмечу, что теории ресентимента актуальны: они создают особое проблемное поле, связанное с основанием преодоления ресентимента в современном мире, новые методы исследований и их объекты.
Что такое ресентимент?
Ресентимент — это ненависть раба ко всему, где ему чудится свобода.
Яков Кротов
На наших глазах дискурс обиды становится доминирующим в общественном поле, превращается в особый жанр российской политики.
Сергей Медведев
Утрата Небес дает полный простор ресентименту, порождающему бесчисленные нравственные искривления и подмены.
Алексей Буров
В переводе с французского ресентимент означает: злопамятность, озлобление, то бишь болезненное сознание тщетности попыток повысить свой статус. Википедия определяет ресентимент как «чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач, бессильную зависть». Подобным образом, социум создает образ «врага», дабы избавиться от чувства вины за собственные исторические неудачи.
Ресентимент — это жизненная философия неудачников, лузеров, проигрывающих, отстающих в историческом развитии.
Понятие ресентимента впервые было введено Фридрихом Ницше в его замечательной работе «К генеалогии морали». По мысли Ницше, ресентимент является определяющей характеристикой морали холопов, не способных к исторической деятельности, к изменению обстоятельств собственной жизни. Согласно Ницше, ресентимент, проявляет себя в «восстании рабов»: «Мораль рабов всегда нуждается для своего возникновения прежде всего в противостоящем и внешнем мире, нуждается, говоря физиологическим языком, во внешних раздражениях, чтобы вообще действовать, — ее акция исходно является реакцией» («К генеалогии морали», 1:10).
Макс Шелер в классической работе «Ресентимент в структуре моралей» констатировал: «Ни одна литература так не переполнена ресентиментом, как молодая русская литература. Книги Достоевского, Гоголя, Толстого просто кишат героями, заряженными ресентиментом. Такое положение вещей — следствие многовекового угнетения народа самодержавием и невозможности из-за отсутствия парламента и свободы печати дать выход чувствам, возникающим под давлением авторитета».
Главный вопрос пьяни и рвани во время попойки — ты меня уважаешь? И когда на уважение родившимся на обочине жизни рассчитывать не приходится, что им остается, кроме каиновой ненависти к вездесущим врагам? Выброшенные на обочину жизни люди легко деградируют, то есть становятся носителями убийственного ресентимента. Постоянная ложь, бессмысленность и пустота жизни обычно заполняются «самыми примитивными силами и энергиями, простым продолжением низменного эгоизма, всеми типами злобы и зависти одинокого, жестокого, бессмысленного субъекта в бессмысленном мире».
Злая зависть, лютая ненависть к миру — одна из главнейших угроз всякому социуму, потому что открывает дорогу человеческой разрушительности — деспотии, тирании, несвободе, войне, неудачникам, нацизму и большевизму.
Всё это порождает огромную патологическую недоверчивость, болезненную подозрительность и фрустрацию, из коих проистекают самые безумные конспирологические конструкты. Диктатуры широко пользуются конспирологией для манипуляции сознанием масс и организации деструктивных инициатив. Отсюда же — из ресентимента, из отсталости, из неконкурентоспособности — вытекают «вездесущие враги» и пресловутая «высокодуховность»…
Хочу обратить внимание читателей на важную особенность описываемого феномена, упущенную многими его исследователями. Независимо от социального устройства общества — демократического, тиранического или тоталитарного, — длительное функционирование ресентимента порождает у подверженных ему социальных слоев глубинное патологическое убеждение о внешнем или всемирном заговоре, вездесущих врагах, государственном рабстве и демоническом мироустройстве, что, в свою очередь, потворствует массовой человеческой деструктивности, ярко проявившейся, например, в недавнем бунте афроамериканцев в США.
Свидетельствует политолог Сергей Медведев: По сути дела, Россия — страна классического ресентимента. С одной стороны, в ней век за веком воспроизводятся различные формы сословного рабства — от крепостного права до советской прописки и нынешнего корпоративного государства, причем в государственном рабстве находится не только тягловое население, но и привилегированные классы, включая дворянство, которое обязано власти титулами, поместьями и самой своей жизнью, не говоря уже о промышленном и торговом сословиях, чья собственность всегда была условна, зависима от прихотей власти. В этих условиях в обществе развивается чувство обиды, невостребованности, непризнанного таланта, появляются такие ресентиментные фигуры, как «лишний человек» и «подпольный человек», показывающий в кармане фигу Хрустальному дворцу рационального мироустройства — а от него уже рукой подать до Петруши Верховенского, до террористов, бомбистов и нечаевщины…
Всё это лишь вариации на тему ресентимента, происходящего от неспособности изменить внешние обстоятельства своего существования, от невозможности догнать Запад, преодолеть собственную провинциальность. Бессилие выливается в демонизацию противника, в создание вымышленной реальности, где Россия в одиночку противостоит всему остальному миру».