Что определяется через учреждение и закрепление политических институтов как воспроизводимых практик
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИван Гурьянов
Похожие презентации
Презентация на тему: » 1 НИУ ВШЭ Факультет социальных наук Департамент политической науки I-й курс 2014-15 уч. г. КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Проф. А.Ю. Мельвиль (amelville@hse.ru)» — Транскрипт:
1 1 НИУ ВШЭ Факультет социальных наук Департамент политической науки I-й курс уч. г. КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Проф. А.Ю. Мельвиль преп. И.М. Локшин
2 2 Тема 3. Политические институты и институциональный подход 1. Понятие политического института 2. Подходы к интерпретации института 3. Функции институтов 4. Формальные и неформальные институты 5. Разновидности институционального подхода 6. Институциональные изменения 7. Почему «We are all institutionalists now?» (Theda Skocpol)
3 3 Полуиронический эпиграф Я помню чудное мгновенье: Стерев случайные черты, Обрел я к институтам зренье, И вышел в свет из темноты. А. С. Пушкин, из черновиков
4 4 Образ и аналогия Принц Гаутама по деревом Бодхи Зачем и почему? Чтобы познать истину Но почему под деревом в неподвижности? Чтобы выйти из реки жизни и понять ее «извне» «Река политики»: интересы, воля, борьба за власть, случайность Что ее структурирует, делает последовательной воспроизводимой и предсказуемой? ИНСТИТУТЫ
5 5 1. Понятие политического института «Скрепы» общественно-политической жизни Установленные обычаем или законом и воспроизводимые в общественной практике формы взаимодействия Социальные институты – исторически сложившиеся и воспроизводимые формы организации совместной деятельности Семья, образование, государство, собственность, религия, культура, наука и др. Институционализация – учреждение и закрепление институтов как воспроизводимых практик
6 6 1. Понятие политического института (продолж.) Политическая институты – формы организации и воспроизводства политических отношений и их регулирования Относительно устойчивый «каркас» политики Институты и их среда (географическая, историческая, социальная, политическая, экономическая, культурная и др.) Институты как ограничители и как ресурсы (NB!) Институциональное поведение. Принцип рациональности: всегда ли он работает?
7 7 1. Понятие политического института (продолж.) Элементы предсказуемости и повторяемости в «цветущем и жужжащем беспорядке» «Строительные блоки» социального порядка Рутины и стандартные практики
8 8 2. Подходы к интерпретации института ИНСТИТУТЫ КАК «ПРАВИЛА ИГРЫ» Свен Стейнмо: «Институты определяют правила политической игры и, таким образом, определяют, кто может играть и как. Как результат, они определяют, кто выигрывает и кто проигрывает» Бо Ротстайн о «правильной» («демократической») и «неправильной» («диктаторской») моделях политической власти: в обоих случаях институты (1) законодательной власти; (2) исполнительной власти; (3) судебной власти; (4) принуждения
9 9 2. Подходы к интерпретации института(продолж.) Аналогия с правилами в спорте (Дуглас Норт) Ограничительные рамки: аналогия с лабиринтом Институты как правила игры: экзогенность Какова природа этих правил? Откуда они возникают? Почему они устойчивы?
11 11 2. Подходы к интерпретации института(продолж.) ИНСТИТУТЫ КАК МЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ Взгляд из социологии и антропологии Эмиль Дюркгейм об институтах: «Мысли, чувства, привычки, ограничивающие индивидов» Институты – это не только нормы, правила, практики, но и когнитивные кода и матрицы, «ментальные рамки», задающие наше мышление о поведении Культурная заданность институтов
12 2. Подходы к интерпретации института(продолж.) Институты как факторы, задающие «структуру ситуации» Институты влияют на то, как акторы определяют свои предпочтения, интересы и цели задают набор возможных стратегий поведения определяют «платежи» в результате стратегического взаимодействия 12
13 13 2. Подходы к интерпретации института(продолж.) ИНСТИТУТЫ КАК РЕСУРСЫ Институты: prOscription & prEscription Институты как ресурсы, устойчивые к характеристикам акторов, которые ими пользуются, и внешним обстоятельствам, в которых они существуют Возможности для действия и инструменты для решения проблем
14 14 3. Функции институтов Снижение неопределенности: Формируют побудительные мотивы Создают элементы порядка и предсказуемости Сокращают набор доступных альтернатив Снижение издержек взаимодействия: Снижают издержки взаимодействия per se Снижают неопределенность экономия ресурсов на ее преодоление
15 15 4. Формальные и неформальные институты Формальные институты – кодифицированные и формально закрепленные институты Конституция Устав университета Правила дорожного движения Неформальные институты – важны в процессе социализации (но не только) Семья, родство, общность, социальные группы и пр. Моральные нормы Соединенное Королевство: назначение главой кабинета лидера победившей на выборах партии
16 16 4. Формальные и неформальные институты (продолж.) Преимущества формальных институтов Внутренняя непротиворечивость и ясность (как правило) Решение некоторых проблем за счет жесткости санкций Недостатки формальных институтов Сложность изменения «Неселективность»
17 17 4. Формальные и неформальные институты (продолж.) Преимущества неформальных институтов Адаптивность к меняющимся условиям Возможность применения разных санкций в зависимости от контекста Недостатки неформальных институтов Неоднозначность трактовок Иногда – явная неэффективность санкций
18 18 5. Разновидности институционального подхода «Старый» институционализм (Дюверже, Коммонс, Веблен и др.): Акцент на формальных институтах Акцент на описании «Новый» институционализм (Марч, Олсен, Норт, Вайнгаст, Гудин и др.): Обобщенный взгляд: и формальные, и неформальные институты Акцент на раскрытии глубинных структур, влияющих на поведение
19 19 5. Разновидности институционального подхода (продолж.) Бихевиорализм (Лассуэлл, Истон, Даль и др.) как реакция на «старый» институционализм: Реальное поведение акторов, а не формальные предписания: попытка понять, How Politics Really Works Институты как нейтральные арены, на которых разворачивается поведения акторов «Новый» институционализм как реакция на бихевиорализм: Институты не нейтральны – они влияют на поведение, создают bias, могут быть автономны, etc.
20 20 5. Разновидности институционального подхода (продолж.) Институционализм рационального выбора (Вайнгаст, Шепсле, Олсон, Фиорина и др.) Институты – равновесия в стратегическом взаимодействии; Эффективность как снижение издержек взаимодействия Проблема противоречия между частными и групповыми интересами (эффект безбилетника, трагедия общин и проч.)
21 5. Разновидности институционального подхода (продолж.) Социологический институционализм (Ди Маджио, Пауэлл, Мейер и др.) Институты задают сам образ мышления об альтернативах в поведении Логика приспособления к окружению vs. Логика инструментальности Дискуссия о соотношении институтов и культуры 21
22 5. Разновидности институционального подхода (продолж.) Исторический институционализм (Норт, Скокпол, Сковронек, Пирсон и др.) Возникновение, устойчивость и изменение институтов в долгосрочной перспективе и историческом контексте Дискурсивный и конструктивистский институционализм (Шмидт, Хэй, Блайт и др.) Роль идей и дискурса в институциональных изменениях 22
23 23 6. Институциональные изменения Три основания устойчивости институтов Регулятивное основание: Формальные правила + позитивные и негативные санкции Нормативное основание: Неформальные правила + задание нормы, должного и желательного Культурное и когнитивное основание: Когнитивные коды и матрицы как «фильтры интерпретации»
24 24 6. Институциональные изменения (продолж.) Виды институциональных изменений Дискретные изменения Critical Junctures Punctuated Equilibrium (Краснер) Инкрементальные изменения От англ. Incremental – «увеличивающийся постепенно», через малые приращения Изменение предпочтений и вкусов Изменения в соотношениях цен/издержек
25 25 7. Почему «We are all institutionalists now»? ИНСТИТУТЫ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ Как регулировать/разрешать конфликты? Как сделать так, чтобы правители преследовали общее благо, а не частное? Как повысить эффективность взаимодействия людей и эффективность коллективных действий? et cetera… Способствовать «выпрямлению» природы людей (воспитание, отбор и тд)? Работать с «кривым деревом» человеческой природы через стимулы и ограничения?
26 26 7. Почему «We are all institutionalists now»? (продолж.) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ СИЛА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА Устойчивость и повторяемость – основание для выведения закономерностей Высокий уровень обобщения Анри Пуанкаре: «Математика есть искусство называть разные вещи одним и тем же именем» Институциональный подход позволяет делать нечто подобное в науках об обществе (?) Синтез холистического подхода и методологического индивидуализма?
27 27 Литература Для семинара обязательно: Hall P., Taylor R. (1996). Political Science and Three New Institutionalisms ( pdf Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. С Дополнительно: March J., Olsen J. Elaborating the «New Institutionalism». In The Oxford Handbook of Political Institutions, ed. by R. A. W. Rhodes, S. A. Binder, B. A. Rockman. New York, P
Тема лекции: «Политические институты»
1. Понятие политических институтов
2. Политическая институциализация
1.Понятие политических институтов
Многие явления в жизни общества по-научному можно назвать институтами(определенная организация деятельности и отношений в сфере политики, воплощающая общественные нормы и правила поведения людей).Таким образом, эта категория рассматривается в целом ряде дисциплин (политология, социология, юриспруденция).
Собственно понятие института «вернулось» в политологию из социологии. Социологи в отличие от правоведов трактовали институты не столько как формально-юридические организации, а как устойчивые верования в традиции и нормы, воплощенные в различных социальных организациях. Такой подход был характерен для французского социолога Эмиля Дюркгейма, который образно определят социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Спустя пол века его соотечественник Морис Дюверже определил институт как организационные структуры, и как модели отношений (это определенные правила и рамки), формирующие эти структуры. Макс Вебертрактовал институты как рациональные установления, на которые обязан ориентироваться в своем поведении индивид.
Такое понимание института проникло в науку в 1970-1980-е гг. Согласно новой трактовке, институт определялся как неформальные и формальные «правила игры»в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система механизмов, обеспечивающая их выполнение» (Нуриев Р. Теория общественного выбора). Это объясняется тем, что большинство людей придерживается неких поведенческих норм, причем многие их них не закреплены в виде законов, постановлений и т.д. Их чаще всего называют обычаями, традициями. Однако большинство авторитетных политологов (М. Леви, Б. Ротстайн) продолжает считать: политические институты есть не что иное, как формальная сфера политических отношений.
2. Политическая институциализация
Формирование новых норм и правил, в основе которых лежит самый распространенный случай, непосредственно связан с термином – институциализация(правовое закрепление тех или иных социальных отношений).
Неоинституцианалистами была предложена типологизация институтов. Олсон Мансурпредложил проводитьразличия между агрегативными и интегративными институтами. Для агрегативного типа институтов характерно существование внутренних сделок между участниками принятия политических решений. Институты интегративного типа характеризуются устойчивым порядком, основанном на историческом прошлом, взаимных обязательствах и тарадициях. Но более прогрессивным стало подразделение институтов по характеру норм и воздействий акторов. В соответствии с этим критерием институты были подразделены на формальные и не формальные.
Формальные институты –это универсальные правила поведения в стандартных ситуациях, т.е. правовые нормы, которые распространяются на всех акторов.
Неформальные институты –это своего рода неформальные правила, которые реализуют отношения заинтересованных акторов. Формируются такие институты в результате взаимодействия «лицом к лицу». Неформальные институты более изменчивы, нежели формальные, они могут изменятся как эволюционно так и революционно.
Новые формальные институты возникают в результате накопления изменений в неформальных, т.е. путем изменения правил, которые в последующем закрепляются законодательно. Таким образом, процесс возникновения новых институтов, или институциализация,представляет собой результат столкновения новых и старых правил.
Новые формальные → Старые неформальные
Новые
↑ ↓Институты↑ ↓
Новые неформальные → Старые формальные
Несмотря на то что политические институты являются устойчивыми образованиями, они подвержены изменениям. Существуют 2 трактовки изменений институтов. Перваясвязывает изменения с деятельностью акторов, для которых затраты на изменение институтов ниже издержек на адаптацию к ним. Причем заинтересованность акторов в изменении институтов может исходить как из аутсайдерского, так и доминирующего положения. Втораятрактовка выводит институциональные изменения из снижения эффективности институтов.
Институциональные изменения – это процесс двустороннего движения. Одной стороны, изменения формальных могут быть вызваны изменениями в неформальных, с другой – изменения первых могут стимулировать изменения вторых. В результате начинается длительный процесс взаимодействия формальных и неформальных норм.
Процесс институциональных изменений предполагает изменение не только норм, но и организаций. Изменение норм сводится к изменению в рамках существующих ограничений, а изменение организаций – к изменению самих ограничений.
В процессе формирования неинституционального подхода к политической науке, государственный сектор стали представлять дифференцированным, состоящим из множества автономных акторов, обладающих собственными интересами.
В этих моделях институты оказываются одинаковыми. Однако политические системы будут различаться как количеством институтов, так и их композицией (институциональным дизайном).
Политические институты Задачи, характеристики и функции
политические институты являются организмами, которые разрабатывают, регулируют и контролируют правила политического сосуществования страны или региона.
Государственная служба, основанная на этих институтах, нацелена на обеспечение поведения и основных обычаев общества..
В число основных функций политических институтов входит создание структур и механизмов, регулирующих социальный порядок. Они питаются подходами и теориями из социальных наук, таких как антропология, социология, философия, психология, политология и экономика..
Политические институты характеризуются трансцендентностью, прочностью, стабильностью и обеспечением правовой преемственности в обществе. Они являются индивидуальностью коллективного выражения населения, которое перекрывает интересы территории и граждан превыше всего.
Это элементарный предмет изучения для юридических наук, так как закон вмешивается в разработку правил общества.
Для Хайме Эйзагирре одним из самых важных достижений «homo sapiens» является создание политической системы, которая управляет сосуществованием людей через институты порядка..
Цель политических институтов
Общественный порядок и справедливость являются одной из целей этих учреждений в каждом обществе. Любой политический режим, который является демократическим или диктаторским, стремится сохранить порядок через свои политические, принудительные и правовые институты. Тем не менее, его механизм работы изменяется в каждом обществе.
По данным ЮНЕСКО в 1948 году «Политические институты связаны с аспектами ориентации и обеспечения социальной стабильности общества с целью сохранения его эволюции»
Новый конституционализм определяет политические институты как юридически-политические леса, в которых поддерживается жизнь страны. Они, в свою очередь, состоят из набора норм и ценностей, которые являются законами политической системы.
Характеристика политических институтов
Эффективное участие
Одной из функций современных политических институтов является обеспечение того, чтобы граждане, на которых распространяется опека, эффективно участвовали в принятии решений независимо от их формы. Этот аспект приносит легитимность каждому учреждению.
Свобода выражения
Учреждения гарантируют, что граждане могут свободно выражать свое мнение любым способом. Однако в некоторых странах эта свобода наказывается, когда свобода выражения мнений используется для разжигания ненависти, войн, расизма или ксенофобии..
Альтернативная информация
Автономия для общения
Свободное объединение в политических, социальных, профессиональных или иных целях является одним из основных условий, которые политические институты должны гарантировать.
Пока они соответствуют законам и не стремятся содействовать глубоким изменениям с помощью насильственных действий.
Гражданская интеграция
Все действующие лица в обществе равны перед законами, никто не может быть отстранен от своих прав, думая иначе. Политические институты обеспечивают создание режима, гарантирующего равенство и справедливость для всех жителей..
функции
Состояние и регулирование политической жизни
Исходя из принципов равенства, справедливости и справедливости, политические институты выполняют основную функцию, определяющую политическую жизнь страны для достижения все более стабильного, множественного и демократического порядка..
Выполнить предложенные цели
Составьте генеральные планы развития сосуществования, экономики, политики, социальной сферы и обеспечьте их эффективное соблюдение с течением времени..
Удовлетворение социальных потребностей
В каждом обществе существуют уязвимые сектора, функция государственных учреждений состоит в том, чтобы найти механизм, позволяющий всем жителям страны или региона удовлетворить основные потребности и, таким образом, вести достойную жизнь..
Осуществлять социальный контроль
Под социальным контролем понимается система норм, регулирующих жизнь нации и институтов, уполномоченных восстанавливать порядок при любых обстоятельствах..
Французский философ Мишель Фуко в своем шедевре «Следи и наказывай«В нем говорится, что ответственным за осуществление социального контроля является государство, и сравнивает работу государства с»паноптикум « что гарантирует эффективное наказание тем, кто нарушает правила сосуществования.
Примеры политических институтов в Испании
Баланс государственных учреждений
В Испании эти четыре учреждения являются основными регуляторами национальной жизни. Тем не менее, от страны к стране структура государственных учреждений различна, хотя цель одна и та же: сохранить общественный порядок и демократическое сосуществование..
Для Томаса Гоббса государство «левиафан«Этот человек создан, чтобы сохранить мир и добровольно подчиниться контролю своей саморазрушительной натуры. Государственные учреждения избегали гражданских войн, конфронтаций и серьезных проблем во всех обществах..
В любом случае, политические институты являются органом, который снижает социальный риск и стремится поддерживать порядок для гармоничного развития различных компонентов общества..
Институты политической системы
Политический институт — определение
Политические институты – это система учреждений, целями которой являются организация и обслуживание процесса осуществления политической власти.
Традиционно к числу основных понятий институтов причисляют государство, организации и движения, сформированные обществом, и партии. Главные назначения институтов:
Те или иные неинституционализированные группы и общности создают политические институты. Системы отличаются от предшествующих структур оплачиваемым аппаратом управления, который функционирует на постоянной основе. Руководители разных уровней, лидеры, рядовые члены и другие участники обеспечивают активность субъекта политики. Взаимодействие политических институтов с социумом направлено на удовлетворение интересов конкретного, непрерывно меняющегося группового и индивидуального социально-политического характера.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Отечественная практика демонстрирует редкое признание независимой личности, как свободного и самостоятельного субъекта политики. Длительное время в истории роль субъектов политических процессов исполняли народные массы, объединения и общности. Участвовать в политике могла отдельно взятая личность в рамках официальных структур, функции которых были строго регламентированы.
Классификация политических институтов:
«Мера политики» — это потребности, цели и ценностные ориентации каждого гражданина, которые приводят в действие и способствуют социально-политической активности социальных групп, институтов и организаций, выражающих интересы каждого человека. Для того чтобы индивид, являясь потенциальным субъектом политики, стал таковым в действительности, от него требуется освоение собственного опыта на практике, определение собственной позиции в процессе, сознательное определение отношения к политическому миру и степени своего участия в нем.
Атрибуты институтов
Свойства политических институтов обеспечивают воспроизводство устойчивых политических отношений.
С помощью атрибутов институты приобретают объективность, способность к самовоспроизведению в формате образований социума, независимость от желаний и воли конкретных индивидов. Эти свойства побуждают членов общества ориентироваться в собственном поведении на регламентированные модели, предписанные правила и нормы.
Поддержание связи субъектов с проблемами, интересами
Устойчивость отношений в политической сфере обеспечивается с помощью формирования четких норм и правил, которые регулируют типы поведения граждан в процессе их взаимодействия. Например, для института парламентаризма характерно регулирование поведение депутатов. Последние обязаны вести законотворческую деятельность, общаться с избирателями, отстаивать публично собственную позицию и выполнять другие функции, предписанные регламентом. Если в процессе выборов персональный состав парламента меняется, то базовые нормы остаются неизменными.
Политические отношения возникают через действия и процессы в обществе
Представители общества регулярно контактируют друг с другом. Действия и процессы формируют политические отношения. Институциональное взаимное действие приобретает устойчивость с помощью постоянной поддержки санкциями, которые призваны предотвращать нарушения принятых норм и правил. Они применяются в виде общественных замечаний, порицаний, принимают форму принуждения по отношению к нарушителю.
Влияние на внешние и внутренние параметры существования людей
Институционный порядок формирует параметры жизни людей. Взаимодействуя, граждане рассматривают регламентированные правила, как необходимые, значимые и естественные. Нормы институтов усваиваются во время обучения и общения. Стремление формировать поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с санкциями, является проявлением воздействия системы на общество. Принятые нормы становятся неотъемлемым атрибутом существования людей.
Признаки
Дифференциация власти и усложняющиеся политические отношения приводят к возникновению политических институтов. Они различаются на институты, которые относятся к комплексам нормативных ограничений, и организации, которые представляют собой группы людей с определенными целями и принимающими решения, разрабатывающими правила для их оптимизации. Основные признаки политических институтов:
Как и организации, институты характеризуются структурированными отношениями людей, построенными с помощью введения норм. Институты представляют собой определенные правила, на которых основаны политические процессы, а организации являются объединениями индивидов, чьи действия ограничены этими правилами.
Функции
Конкретные институты и нормы образуют систему. Формат структуры определяется деятельностью государства, формами правления, государственным устройством и политическим режимом. На функционирование институтов может оказывать влияние экономический строй общества, политическая воля правящих слоев и групп, политическая культура людей, исторические традиции государственного строительства. Эволюция политических институтов происходит за счет глубинных процессов развития общества, происходящих внутри системы или за ее пределами. Вместе с тем институты значительно влияют на жизнь общества.
Общие функции институтов:
Разновидности
В современном мире существуют разные политические институты. Каждый вид обладает рядом особенностей:
Институт парламентаризма
Институт парламентаризма формирует и контролирует отношения, которые возникают в современном обществе в процессе создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Система парламента состоит из устойчивых отношений, возникающих между людьми, которые обрели определенный статус. Функции института парламентаризма:
Нормативный контроль затрагивает вопросы компетенции парламента, порядок, согласно которому он формируется. Система определяет полномочия депутатов, характер их взаимодействия с конкретными избирателями и гражданским обществом страны в целом.
Институт государственной службы
Институт государственной службы создан для регулирования профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особой статусной группе. На примере России данный контроль осуществляется, согласно закону «Об основах государственной службы Российской Федерации». Регламент позволяет определить признаки правого статуса государственных служащих, упорядочить этапы прохождения госслужбы, определить систему поощрений и ответственности исполнителей, основания для прекращения их деятельности.
Институт главы государства
Институт президентства, или главы государства, необходим для обеспечения устойчивости при воспроизводстве общественных отношений. Лидер государства выступает от имени народа, формирующего гражданское общество. Глава системы управления играет роль высшего арбитра в спорных ситуациях, гарантирует целостность государства, незыблемость соблюдения прав граждан, дарованных им Конституцией.
Институты судопроизводства
Институты судопроизводства регламентируют отношения, которые складываются по причине необходимости урегулирования разных споров в обществе. Суд не предназначен для создания нормативных актов, распоряжений и управления в отличие от других институтов. Принять судебное решение возможно в условиях власти, которая обеспечивает обязательное подчинение конкретных граждан принятому решению.
Структура
Политические институты представлены многофункциональной структурой, которая состоит из следующих компонентов:
Каждый компонент системы обладает собственной индивидуальной структурой, формами внутренней и внешней организации, способами выражения. К основным подсистемам относятся:
Каждый компонент структуры обладает рядом особенностей. Составляющие политического института характеризуются определенной целью и ролью. Им отведено конкретное место в рамках единой политической системы.