Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности

Культура безопасности жизнедеятельности

Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасностиКультура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. « Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).

Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.

Источник

Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности

Эффективность системы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в значительной мере зависит от уровня культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ). КБЖ – это составная часть общей культуры общества (населения), характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.

Приказом Росстандарта от 11.03.2014 N 107-ст утвержден ГОСТ Р 22.3.07-2014 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения». Стандарт устанавливает основные положения и направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности, а также требования к организационно-методической работе в области безопасности жизнедеятельности, которыми следует руководствоваться при разработке проектов нормативных правовых, организационных и методических документов в области различных аспектов безопасности.

Общие положения

Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем подготовленности в области безопасности жизнедеятельности и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения. Под безопасностью жизнедеятельности (БЖД) понимается состояние человека, общества и государства, при котором отсутствуют опасности и угрозы нанесения неприемлемого ущерба их жизненно важным интересам.

Условия формирования КБЖ во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.

Основными целями формирования КБЖ являются:

— снижение влияния человеческого фактора на риск ЧС;

— минимизация количества пострадавших в ЧС;

— обеспечение безопасности человека, общества и государства;

— оптимизация затрат при реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.

В зависимости от состояния общественной организации человека КБЖ формируется на индивидуальном, коллективном и общественно-государственном уровнях.

На формирование КБЖ влияют:

НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ:

— качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;

— индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;

— ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;

НА КОЛЛЕКТИВНОМ УРОВНЕ:

— мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения БЖД: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;

— профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;

НА ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ:

— система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;

— обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;

— развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;

— общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;

— государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.

Формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.

При формировании КБЖ необходимо учитывать широкий спектр опасностей, сосредотачивая основные усилия на обеспечении:

— безопасности в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

— безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;

— безопасности в быту и поддержания здорового образа жизни;

— безопасности дорожного движения;

— безопасности в области экологии и природопользования;

— безопасности в области энергетики.

Перечень основных усилий, направленных на обеспечение различных видов безопасностей, должен уточняться по результатам мониторинга состояния КБЖ и развития новых технологий.

Основными направлениями формирования КБЖ являются:

— формирование государственной политики в области обеспечения БЖД;

— подготовка всех групп населения в области БЖД;

— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;

— контроль и надзор в области обеспечения БЖД;

— социализация человека в обществе.

Формирование государственной политики в области обеспечения БЖД включает в себя:

— развитие и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в области обеспечения БЖД, в том числе совершенствование механизмов реализации государственной политики и законодательное закрепление новых подходов к БЖД с учетом современных требований к защите населения от опасностей в мирное и военное время;

— создание и совершенствование структуры государственных институтов и организаций, обеспечивающих безопасность в ЧС;

— проведение научных исследований в области обеспечения БЖД и внедрение полученных результатов в практику;

— организацию разработок и внедрение систем комплексной защиты населения;

— совершенствование нормативной и методической базы по обучению и пропаганде знаний в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Подготовка различных групп населения в области БЖД осуществляется в ходе:

— подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования по направлению «Техносферная безопасность»;

— повышения квалификации руководителей организаций и органов исполнительной власти, а также должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в области БЖД;

— обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС, пожарной и радиационной безопасности, а также охраны труда по соответствующим программам подготовки;

— изучения подрастающим поколением предметов «Окружающий мир» и ОБЖ в общеобразовательных учреждениях и дисциплины БЖД в профессиональных образовательных учреждениях;

— организации и проведения соответствующих тренировок, учений, сборов;

— самостоятельной подготовки всех категорий населения.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание осуществляется посредством:

— проведения пропагандистских и агитационных мероприятий с населением;

— организации и проведения тематических мероприятий с подрастающим поколением;

— организации деятельности библиотек и музеев.

Контроль и надзор в области обеспечения БЖД осуществляется:

— за выполнением мероприятий ГО и обеспечения безопасности населения в ЧС в соответствии с функциями органов исполнительной власти различных уровней;

— за функционированием единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;

— за организацией информирования населения и пропаганды знаний в области БЖД.

Социализация человека в обществе осуществляется в процессе:

— взаимодействия индивида с окружающим миром и социальной средой;

— образования и самовоспитания;

— усвоения и развития человеком культурных, нравственных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования и безопасной жизнедеятельности в обществе;

— включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств;

— развития способности участвовать в социальной жизни.

Организационно-методические требования по формированию культуры безопасности жизнедеятельности

При формировании КБЖ основное внимание необходимо уделять:

— развитию позитивного мировоззрения и менталитета каждого человека в сфере личной, коллективной, общественной и государственной безопасности;

— получению человеком необходимых знаний, умений и навыков по предупреждению и действиям в ЧС;

— воспитанию внутренней потребности каждого человека следовать существующим нормам и правилам БЖД;

— организации пропаганды в области БЖД в целях формирования определенных знаний, представлений и эмоциональных состояний, а также оказания положительного влияния на жизненную позицию людей, социальных групп и общества в целом.

Основными организационными принципами формирования КБЖ являются всеобщность, непрерывность и комплексность.

Принцип всеобщности предполагает вовлечение в процесс формирования КБЖ всех категорий населения независимо от их возраста, национальности, рода деятельности и других факторов.

Непрерывность заключается в организации процесса формирования КБЖ на протяжении всей жизни человека начиная с детского возраста.

Комплексность заключается, с одной стороны, в учете составляющих компонентов КБЖ и широкого спектра опасностей современного мира, с другой – в учете задач по формированию КБЖ, возлагаемых на различные учреждения, организации и органы власти.

Деятельность по формированию КБЖ должна быть интегрированной и междисциплинарной, базироваться на научно обоснованных разработках и соответствовать психофизиологическим и познавательным возрастным возможностям различных групп населения.

Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 5/2019.

Источник

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности (продолжение)

В настоящее время общая теория безопасности жизнедеятельности достаточно детально проработана и находит свое выражение в соответствующих системах безопасности: личной, коллективной, социальной, общественной, государственной, национальной и международной. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения России осуществляется в рамках общей системы национальной безопасности.

Все эти мероприятия осуществляются государством и направлены прежде всего на защиту населения страны, ее материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, на обеспечение безопасности личности, общества и государства, а также национальной безопасности России.

Однако необходимо отметить, что роль самого человека в целях обеспечения личной безопасности и национальной безопасности России значительно возросла.

Технический прогресс дает человеку в руки силы, зачастую соизмеримые с силами природы. Он в процессе производственной деятельности все больше оказывает влияние на обмен веществ и энергии в природе, нарушая естественные экологические процессы.

Кроме того, безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить складывающуюся опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.

Необходимо отметить, что с любой опасной ситуацией в процессе жизнедеятельности человек изначально, как правило, встречается один на один и от того, как он поведет себя в первый момент, какое решение сможет принять и насколько сумеет его реализовать, во многом определяются и последствия опасной ситуации в первую очередь лично для него, а также и для окружающих.

Умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищенность человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, общую культуру человека в области безопасности жизнедеятельности можно характеризовать как его умения и навыки своевременно и адекватно среагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, найти наиболее безопасный выход из сложившейся ситуации, снизить фактор риска лично для себя и для окружающих.

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности, кроме того, предполагает, что человек знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет здоровьесберегающими технологиями, обеспечивающими ему сохранение и укрепление здоровья, ответственно относится к сохранению окружающей природной среды как среды обитания человека.

Человек, владеющий общей культурой в области безопасности жизнедеятельности, хорошо знает основные законы и другие нормативно-правовые акты, действующие в нашей стране, и осознанно выполняет их требования в повседневной жизни.

Источник

Культура безопасности жизнедеятельности

Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности

Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности

Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности

Таким образом, важнейшей задачей в области защиты людей состоит в том, чтобы просвещать людей, как достичь гармоничного развития человека, природы, техносферы, и таким образом, противостоять чрезвычайным ситуациям.

Важно, чтобы образование по безопасности жизнедеятельности не ограничивалось только получением знаний и навыков, но стало приоритетной задачей и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Это может быть достигнуто путем развития нового мировоззрения, системы ценностей, норм и традиций безопасного поведения, то есть формированием культуры безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности означает уровень человеческого и социального развития, характеризующийся важностью обеспечения безопасности жизни в системе личных и социальных ценностей, распространением стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в защите от угроз и рисков в опасных и чрезвычайных ситуация во всех сферах жизни.

Очевидно, что объектом культуры безопасности жизнедеятельности на первом уровне является человек. Несомненно, личностные черты имеют решающее значение для предотвращения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.

Компоненты культуры безопасности жизнедеятельности:

Как мы можем видеть, культура безопасности жизнедеятельности носит глобальный характер и имеет многомерный смысл. Таким образом, усилия по содействию культуре безопасности должны быть системными, междисциплинарными и межведомственными. Осуществление политики в обществе играет особую роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.

Особенности такой политики должны включать:

• активную реализацию национальных и региональных программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;

• активное привлечение граждан, общественных организаций и общества в целом для обеспечение безопасности граждан, что придает государственной политике в этой области национальный характер;

• развитие служб безопасности, комплексные услуги и продукты, которые позволяют обеспечить безопасность человека в дополнение к государственным органам;

• привлечение страховых механизмов в целях снижения рисков, формирование позитивного общественного мнения по обязательному страхованию от пожаров как часть культуры безопасности жизнедеятельности, разъяснение основ государственной политики в области страхования от чрезвычайных ситуаций, целесообразность налогообложения на противопожарную и другие виды безопасности.

Источник

1.4. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности

В современном мире чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в жизнедеятельности человека. Эти ситуации постоянно его сопровождают, несут угрозу его жизни, приводят к гибели людей, повреждают и уничтожают материальные и духовные ценности, накопленные человечеством, наносят огромней ущерб окружающей природной среде, обществу и цивилизации.,

Последствия чрезвычайных ситуаций, имеющих место в России, оказывают все возрастающее влияние на состояние национальной безопасности России.

В Российской Федерации сохраняется тенденция ежегодного роста числа чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными явлениями. В техногенной сфере наблюдается высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производства наблюдается ее рост.

Особенно следует отметить, что в техногенной сфере продолжает сохраняться высокий уровень аварийности. Это происходит прежде всего в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующего ему большого количества неблагоприятных факторов: нерациональное с точки зрения безопасности размещение потенциально опасных объектов по территории страны, низкие темпы внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, снижение профессионального уровня работников, низкий уровень трудовой дисциплины и качества труда и целый ряд других факторов, связанных с отрицательным влиянием на безопасность человеческого фактора.

Что определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности

В связи с паводком на р. Тобол уровень воды поднялся на 9 м. Сотрудники МЧС патрулируют зоны затопления.
Курган, апрель 2002 г.

В стране число погибших от чрезвычайных ситуаций ежегодно возрастает в среднем на 4%, а материальный ущерб — в среднем на 10%. Это характерно и для других стран мира.

По данным МЧС России

Человеческий фактор оказывает постоянно возрастающее отрицательное влияние на безопасность личности, общества и государства и является если не главным, то определяющим фактором в деле обеспечения национальной безопасности России.

В настоящее время общая теория безопасности жизнедеятельности достаточно детально проработана и находит свое выражение в соответствующих системах безопасности: личной, коллективной, социальной, общественной, государственной, национальной и международной. Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения России осуществляется в рамках общей системы национальной безопасности.

Все эти мероприятия осуществляются государством и направлены прежде всего на защиту населения страны, ее материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, на обеспечение безопасности личности, общества и государства, а также национальной безопасности России.

Однако необходимо отметить, что роль самого человека в целях обеспечения личной безопасности и национальной безопасности России значительно возросла.

Технический прогресс дает человеку в руки силы, зачастую соизмеримые с силами природы. Он в процессе производственной деятельности все больше оказывает влияние на обмен веществ и энергии в природе, нарушая естественные экологические процессы.

Кроме того, безопасность каждого человека во многом зависит от него самого, от его готовности правильно оценить складывающуюся опасную ситуацию и найти из нее наиболее безопасный выход.

Необходимо отметить, что с любой опасной ситуацией в процессе жизнедеятельности человек изначально, как правило, встречается один на один и от того, как он поведет себя в первый момент, какое решение сможет принять и насколько сумеет его реализовать, во многом определяются и последствия опасной ситуации в первую очередь лично для него, а также и для окружающих.

Умение вести себя безопасно в различных опасных и чрезвычайных ситуациях определяет защищенность человека от отрицательного воздействия на него фактора риска окружающей среды и характеризует его уровень общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, общую культуру человека в области безопасности жизнедеятельности можно характеризовать как его умения и навыки своевременно и адекватно среагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, найти наиболее безопасный выход из сложившейся ситуации, снизить фактор риска лично для себя и для окружающих.

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности, кроме того, предполагает, что человек знает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет здоровьесберегающими технологиями, обеспечивающими ему сохранение и укрепление здоровья, ответственно относится к сохранению окружающей природной среды как среды обитания человека.

Человек, владеющий общей культурой в области безопасности жизнедеятельности, хорошо знает основные законы и другие нормативно-правовые акты, действующие в нашей стране, и осознанно выполняет их требования в повседневной жизни.

Это должен знать каждый

Человек, формирующий культуру в области безопасности жизнедеятельности, должен владеть рядом личностных качеств и постоянно стремиться их совершенствовать.

Помните, что здоровье граждан поддерживает благоприятную демографическую обстановку в стране, увеличивает активную продолжительность жизни населения страны, гарантирует естественную смену поколений с учетом развития цивилизации, а значит, напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Это должен знать каждый

Первопричиной возникновения многих опасных ситуаций в 80—90% случаев является человек.

Вопросы

Задание

Из текста данного раздела выберите качества, которыми может обладать человек высокого уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности. Подберите из них наиболее значимые для вас. Запишите их в дневник безопасности и постарайтесь сформировать у себя.

1 Ученые считают, что при существующем потребительском отношении человека к природной среде (когда человек берет от природы столько, сколько может, а возвращает в природу отходы, нарушая тем самым естественный круговорот веществ и энергии в биосфере) биосфера может утратить и свою стабильность, в результате может начаться ее необратимый переход в некое другое состояние, при котором параметры биосферы окажутся не подходящими для жизни людей (см.: Шишков Ю. Хрупкая экосистема Земли и безответственное человечество // Наука и жизнь. — 2004. — № 12).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *