Что определяет учебный план школы
Виды и характеристики учебных планов
Содержание обучения отражено в учебных планах, программах, учебниках, дидактических материалах для самостоятельной работы, наглядных пособиях. План в педагогике – это основной нормативный документ с определенной структурой и требованиями.
Для работы в общеобразовательном заведении учителя пользуются различными видами учебных планов:
Базисный учебный план
Базисный план (БУП) – это главный государственный нормативный документ, являющийся составляющей частью государственного стандарта в данной предметной области и области воспитания.
Он одобрен Государственной Думой (для основной школы) или Министерством общего и профессионального образования РФ (для полной и средней школы). Предоставление базисного плана рассматривается в качестве государственной нормы общего, среднего образования и является государственным стандартом.
Базисный план включает в себя:
Базисный план считается основой в учебных заведениях и первичным документом.
Типовой учебный план
Типовой учебный план – это необязательный документ, выполняемый на основании базисного. Одобряется Министерством общего и профессионального образования РФ.
Данный вид учебного плана не всегда может соответствовать требованиям учебных заведений, которые формируют и корректируют свои собственные.
Что такое учебный план? Это такой план общеобразовательной школы, который готовится, основываясь на государственном базисном и региональном учебных планах. В них передаются характерные черты определенной школы. Учебные планы классифицируют на:
Рабочий учебный план – это документ, способный определять структуру курса и объем времени на его изучение с рабочими и авторскими программами.
Образование в учебных заведениях любого типа отражают разделение воспитания на фундаментальное и технологическое. Первое рассматривается как основа в школе. Старший этап предусматривает увеличение количества технологической подготовки.
Образовательные сферы основываются на них при составлении учебных планов, соответствующих ступени образовательной организации, а само обучение разделяется на теоретическое и практическое.
Учебный план включает в себя инвариантную часть, называемую ядром, служащую в качестве ознакомления учащихся с общекультурными и национальными значимыми ценностями, позволяющую развить индивидуальные качества школьника, и вариативная часть, обеспечивающую индивидуальный характер становления учащихся.
Учебный план общеобразовательной школы
Он формируется на основании государственного базисного и регионального учебных планов. В документе отражены характерные черты школы. Рассматривают несколько типов школьных планов:
При помощи учебного плана в школе можно создавать оптимизированную систему контроля качества образования, проверять внутреннюю работу школы в едином образовательном пространстве, соблюдая последовательность перехода между ступенями воспитательного процесса и развития определенных навыков, необходимых для дальнейшего получения качественных знаний. Учебные планы включают в себя федеральный, национальный и школьный элементы.
Потребности определенной образовательной организации учитываются федеральными и национально-региональными компонентами, отражаются в школьной системе учебного планирования.
Что представляет собой учебный план
Что такое учебный план
Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:
Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.
Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные виды
Выделяют 3 вида учебных планов:
Независимо от вида, к УП предъявляются требования:
Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:
Базисный учебный план, характеристика
Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.
Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.
БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.
В состав базисного документа образования входят:
Составные компоненты базисного плана
Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:
БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.
Типовой учебный план, характеристика
Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.
Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.
Различают 2 вида типовых УП:
При разработке типового образовательного документа учитывают:
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.
Школьные планы делят на виды:
Учебный план: понятие, педагогические требования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие учебного плана
Учебный план – документ, который устанавливает перечень, количество рабочего времени, очередность и разделение по этапам подготовки учебных дисциплин, факультативов, модулей, стажировки, других видов практической педагогической деятельности и, если другое не определенно Федеральным законом об образовании, виды промежуточной оценки учеников.
Учебный план содержит:
Учебный план составляется согласно Стандартам и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных учебных планов).
В соответствии со Стандартом учебный план должен содержать количество учебных занятий за 5 лет (с 5 по 9 классы) в объеме не менее 5267 и не более 6020 часов.
Учебный план подготавливается учреждением самостоятельно, осуществляется и одобряется согласно порядку, который определяется её уставом. Преподаватели вправе на творческую инициативу, создание и использование авторских программ и способов обучения и воспитания в границах осуществляемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в подготовке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных дисциплин.
В учреждении может быть один Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.
Учебный план осуществляется с помощью расписания и является обязательным документом. Учреждение отвечает за выполнение Учебного плана в полном объеме и за качество его выполнения.
Учебный план школы предусматривает обеспечение выполнения Федерального закона «Об образовании в РФ», требований ФГОС НОО.
При создании учебного плана, учитываются цели и задачи, которые стоят перед школой, а так же без внимания не остаются интеллектуальные возможности педагогического коллектива, осуществление права учащихся на выбор предметов, которые наиболее полно отвечают его умениям и потребностям, а также учитываются ценностные ориентиры и приоритеты политики в области образования.
Педагогические требования к учебному плану
Учебный план образовательного учреждения должен:
Основная образовательная программа основного общего образования может содержать как один, так и несколько учебных планов, а также учебные планы разных профилей обучения.
Закладывается основание для развития учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных побуждений, способность получать, сберегать, выполнять учебные цели, умение распределять, осуществлять контроль и производить оценку учебных действий и их результатов; создаются универсальные учебные действия; формируются познавательная мотивация и круг интересов учащихся, их подготовленность и способность к совместной работе и сотрудничеству ученика с преподавателем и одноклассниками, создаются основы нравственного поведения, устанавливающего отношения человека с обществом и окружающими людьми.
Содержание воспитания на данном этапе основывается главным образом на включении учебных курсов, которые обеспечивают целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию воспитания по каждому учебному предмету.
Главный элемент основного учебного плана отражает содержимое образования, которое предоставляет разрешение важных задач современного начального образования:
О чем расскажет Учебный план школы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся право выбора образовательной организации. При обучении в общеобразовательной организации (далее – организация) такая необходимость может возникнуть, например:
При выборе организации важно располагать информацией, чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации, в частности с ее составной частью – учебным планом организации.
Образовательная программа организации должна быть размещена на её сайте в сети «Интернет». С образовательной программой администрация организации обязана ознакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) при приеме на обучение.
Что такое учебный план школы
Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Т.о., учебный план общеобразовательной организации (далее – Учебный план ) – это её основной документ, который определяет:
Учебный план разрабатывается организацией самостоятельно, принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.
Учебный план реализуется посредством расписания и является обязательным документом. Организация несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.
Как формируется учебный план школы
Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов.
Особенность учебных планов 2014-2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС); в основной школе — 5,6 классы могут работать по ФГОС, а остальные классы — по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС; средняя школа полностью работает по государственным образовательным стандартам с реализацией профильного обучения.
Как определить чему учат в школе
Для этого следует посмотреть, какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы (предметные области) в нём делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС, региональный, школьный компонент- для ГОС). В организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы повышенного уровня выделяется больше учебного времени, чем на эти же на базовом уровне.
Перечень обязательных предметов (предметных областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы, обучающийся должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.
Так, обязательными предметными областями в начальной школе, являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура.
Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, искусство (музыка и ИЗО), технологии, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
Перечень учебных предметов средней школы формируется с учетом введенных в организации профилей и состоит из общеобразовательных и профильных предметов. Профили могут быть, например, универсальный, физико-математический, химико-биологический, лингвистический, технологический и др., и определяются организацией самостоятельно с учетом её специфики.
Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура. В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание.
Организацией сверх Учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных. Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты, набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности — определяют индивидуальность образовательной организации, её конкурентоспособность, а обучающимся — позволяют сформировать индивидуальную образовательную траекторию.
Как определить, в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся
Объем и глубина получения обучающимся знаний зависят от продолжительности обучения, числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока, содержания основных образовательных программ.
Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V-IX классы, в средней школе – 2 года (X-XI классы).
Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37 учебных недель.. Например, в 1 классе – это 33 недели ; во 2-4 классах – 34 недели и т.д.
Продолжительность учебной недели определяется организацией также самостоятельно и может составлять 5 или 6 учебных дней. Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.
Предельная недельная нагрузка определяется СанПиН 2.4.2.2821-10. Например, предельная недельная нагрузка в начальной школе не должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 – 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и 32 час при шестидневке; в 10-11 классах — соответственно 34 и 37 час.
На каждый учебный предмет в соответствии с основной образовательной программой Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.
Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока не может превышать 45 минут и устанавливается организацией самостоятельно.
Таким образом, Учебный план:
Итак, изучив Учебный план организации, можно составить представление, чему и на каком уровне осуществляется в ней обучение.
Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется её годовым календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.
К сведению. В соответствии с Порядком приема в общеобразовательные организации местные органы власти до 1 февраля обязаны издать распорядительный акт о закреплении за организациями территорий. После этого начинается запись детей в 1 класс. Дети, проживающие на закрепленной территории, имеют преимущественное право приема в образовательную организацию. Дети из других территорий могут поступить в данную организацию при наличии в ней свободных мест после 30 июня. Возможен и более ранний прием, если будут зачислены все дети, проживающие на закрепленной территории, а в организации останутся свободные места. Переход детей из одной организации в другую возможен при наличии в последней свободных мест.
Примерные формы заявления о приеме и согласия на обработку персональных данных размещаются на информационном стенде и (или) на официальном сайте общеобразовательной организации в сети «Интернет».
Алгоритм перевода обучающихся из школы в школу
1.Обратиться к администрации общеобразовательной организации, в которую планируется перевести ребенка, для получения информации о наличии в ней свободных мест. При их наличии заручиться согласием (желательно в письменном виде) о возможности приема ребенка на обучение в эту организацию.
2.Подать заявление на имя директора организации, в которой обучается ребенок, с указанием причины перевода, наименования и адреса организации, в которую планируется перевод. К заявлению, желательно, приложить документ, подтверждающий согласие на принятие ребенка в новую организацию.
3.После издания приказа об отчислении ребенка из организации, в которой он обучался, получить следующие документы:
Документы должны быть за подписью руководителя организации и с её печатью.
4.Написать заявление на имя директора новой организации о приеме на обучение, приложив к нему документы, полученные в прежней организации, другие документы по усмотрению родителей (законных представителей) ребенка. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя (законного представителя)).
5.Ознакомиться с приказом о зачислении ребенка на обучение в новую организацию.
При подготовке использованы:
Читайте также по теме в настоящем блоге
Учебный план образовательного учреждения
В этой статье мы рассмотрим, что такое учебный план, как именно он составляется и какие разделы должен в себя включать. Для начала введем определение, что такое учебный план образовательного учреждения.
Учебный план – это документ, устанавливающий список предметов, объем рабочего времени, порядок следования и отдельные этапы подготовки учебных дисциплин, стажировок, факультативных занятий, учебных модулей и других видов практической образовательной деятельности. Также в нем указываются положения о промежуточной оценке студентов и учеников, если этого не определяет Федеральный закон об образовании.
Структура учебного плана
Учебный план состоит из следующих частей:
Содержимое учебного плана должно соответствовать образовательным стандартам. Также необходимо учитывать примерную основную образовательную программу основного общего образования (примерные учебные планы). Так, Федеральный стандарт определяет, что в учебном плане с 5 класса по 9 должно содержаться не более 6 020 и не менее 5 267 учебных часов.
Каждое образовательное учреждение готовит учебный план и программу обучения самостоятельно. Их одобрение и проведение в жизнь соответствует тому порядку, который зафиксирован в уставе школы, вуза, училища. Учителя могут проявлять творческую инициативу в составлении плана, создавать и использовать собственные авторские программы и способы обучения, воспитания в границах отдельно взятой учебной программы. Также педагоги имеют право участвовать в подготовке основных программ, в том числе рабочих планов учебных дисциплин.
Одно образовательное учреждение может готовить для себя как один план, так и несколько. Существуют различные виды учебных планов – как для бесплатных, так и для дополнительных платных программ обучения.
Осуществление плана на практике происходит с помощью расписания, который тоже является официальным документов. Учебное заведение несет ответственность за то, чтобы план был реализован в полном объеме и в нужном качестве. В школе план должен строго соответствовать Федеральному закону об образовании и требованиям ФГОС НОО.
При построении учебного плана необходимо учитывать те цели и задачи, которые ставятся перед учебным заведением, а также интеллектуальные и творческие возможности педагогического коллектива. По возможности надо учитывать право учащихся на выбор тех предметов, которые им наиболее интересны и наилучшим образом отвечают их потребностям. Также важны ценности и приоритеты образовательной политики государства.
Основные педагогические требования к учебному плану
Эффективный учебный план – это документ, который:
В составе основной образовательной программы основного общего образования может быть, как один учебный план, так и несколько. Это может быть и сочетание нескольких планов по разным профилям обучения. В них обозначается само основание развития учебной деятельности, формируется система познавательных побуждений ученика, его способностей выполнять образовательные цели. Учебный план должен учитывать методы и возможности контроля и оценки результатов учебного действия, распределение часов, создавать так называемые универсальные учебные действия, подготавливать и развивать в учениках способность к одновременной и совместной работе с коллективом и педагогом, создавать основы нравственного поведения и корректного отношения с окружающими людьми и обществом. На этом этапе воспитательные цели основаны на добавлении в программу тех курсов, которые дают возможность построить целостное восприятие мира, обеспечить активный подход и индивидуальную работу с каждым учеником.
Основная суть учебного плана отражает само содержание образования, которое решает ряд важнейших задач: