Что определяет транспортная стратегия сдо ржд
Стратегия ОАО «РЖД»
Миссия холдинга «РЖД»
Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Стратегия развития до 2030 года
Стратегия развития холдинга «РЖД» до 2030 года, определяющая цели и задачи развития Холдинга, его ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, утверждена советом директоров ОАО «РЖД» в декабре 2013 года. Миссия холдинга «РЖД» реализуется через достижение к 2030 году стратегических целей по пяти ключевым направлениям:
Реализация Стратегии развития холдинга «РЖД»
В целях реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» утвержден План мероприятий по реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 года, который укрупненно состоит из общекорпоративных и региональных мероприятий и мероприятий по основным направлениям деятельности Холдинга. План сформирован на основе разработанных стратегических инициатив и проектов, детализированных до конкретных мероприятий.
Стратегические приоритеты и цели по ключевым направлениям
Реализация Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года осуществлялась в 2018 году с учетом положений Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года и Плана мероприятий по реализации Стратегии развития Холдинга «РЖД» до 2030 года.
Транспортно-логистические услуги
Стратегическим приоритетом развития данного направления является формирование диверсифицированной продуктовой корзины с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL- до 3PL-, 4PL-услуг, а также с формированием глобальных логистических цепочек.
Пассажирские перевозки
Стратегические приоритеты развития данного направления – оптимизация маршрутной сети и расписания поездов, повышение скоростей, использование инновационного подвижного состава, совершенствование продуктового предложения, цифровизация клиентских сервисов и бизнес-процессов, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих сферах. Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны на основе современных эффективных решений.
Железнодорожные перевозки и инфраструктура
В это направление включены не только непосредственно инфраструктура, но и комплексы управления движением, эксплуатации и ремонта тяги. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры ОАО «РЖД» определяются ее естественно-монопольным характером и заключаются в снижении издержек, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов, модернизации сети и строительстве окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок. Особенности направления – сохранение публичности услуг, государственное регулирование как субъекта естественной монополии, равнодоступность для потребителей.
Зарубежная деятельность
Стратегические приоритеты данного направления – укрепление и расширение присутствия Холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание условий для расширения других видов бизнеса Холдинга на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов. Планируется развитие на основе уникальных компетенций в сферах проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта, создания сложных систем управления инфраструктурой и перевозками, организации движения, управления экономикой и финансами железных дорог.
Социальная политика
Работники ОАО «РЖД» – ключевой актив Компании, способный обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и ее основное конкурентное преимущество. Развитие направления строится на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет поддержки коллектива и эффективного использования ресурсов для оказания рыночных услуг. Неотъемлемым элементом направления также является социальная и общественная политика ОАО «РЖД», проводимая вне трудового коллектива.
Транспортная стратегия: от амбиций РЖД до забвения портов. Итоги заседания президиума Госсовета «О транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года»
Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции заседание президиума Госсовета «О транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года». Из всего обсуждения можно выделить три основных вектора: развитие пассажирских сервисов, увеличение объёмов грузового транзита через РФ и цифровизацию логистики.
Грузовые перевозки
Если коротко охарактеризовать документ, то к 2035 году транспорт России должен стать быстрее, эффективнее, современнее. Желательно при этом не потратить слишком много бюджетных денег. В качестве глобальной цели в развитии логистики на встрече обозначили достижение инноваций и выработку механизма укрепления опорной транспортной сети. Кроме того, в стратегию включено укрепление сухопутных подходов к портам Северо-Запада и Юга, Восточного полигона.
Ставку в вопросе грузовых перевозок делают на мультимодальную синергию и наращивание транзита. Объём пропускаемых через РФ контейнерных грузов должен вырасти в 6 раз. В 4 раза должны ускориться перевозки несырьевых грузов (со скоростью до 1000 км в сутки). Достичь показателей планируется за счёт внедрения электронного документооборота и развития беспилотного транспорта. Последнее касается пока только автомобильных дорог. В частности, трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург», по которой уже в 2024 году грузы поедут без участия человека. К 2030 году суммарная протяжённость трасс, пригодных для беспилотников, должна достичь 19,5 тыс. км.
Что касается погрузки на железной дороге, планы у РЖД более чем амбициозные.
Рост грузовых перевозок по железной дороге к 2035 году согласно стратегии монополии должен составить 30%, о чём на заседании президиума сообщил гендиректор холдинга Олег Белозёров. При этом провозная способность железных дорог в экспортном направлении в рамках реализации плана развития может увеличиться до 327 млн тонн в зависимости от конкретного сценария.
Ожидаемый экономический эффект тоже прописан. Вложить в развитие транспортной отрасли планируют 60 триллионов рублей в ближайшие 15 лет. Более трети инвестиций стратегии — около 36% — предусмотрены на развитие железнодорожного транспорта. Речь идёт о сумме в 23,7 трлн. К 2050 году возврат бюджетных инвестиций должен составить порядка 180 триллионов.
«Увеличение инвестиций в транспортный сектор окажет мультипликативный эффект на экономику. Для достижения целей стратегии в базовом сценарии необходимо увеличить инвестиции в транспорт с существующих 2,3% ВВП в среднем за 2014–2019 годы до 3,1% ВВП, что будет соответствовать мировому уровню. По нашей совместной с Минэкономразвития оценке, мы ожидаем, что совокупный эффект от реализации стратегии до 2035 года превысит 90 трлн рублей. При этом с эффектами до 2050 года цифра возрастает до 180 трлн рублей. Конечно, это предварительные оценки», — сообщил глава Минтранса Виталий Савельев.
Порты
Ситуация с портами стала своеобразной ложкой дёгтя всего заседания. По словам Путина, в России 67 портов, но на полную силу работают лишь шесть из них.
«Будут даны соответствующие поручения Генпрокуратуре и другим правоохранительным органам провести проверку соблюдения действующих законов, в том числе это касается и рейдовой перевалки грузов, расходования бюджетных средств и использования государственного имущества», — заключил президент.
Пассажирский транспорт
Обсудили в ходе встречи и развитие пассажирского городского и пригородного рельсового транспорта. Ключевым его показателем, как следует из стратегии, должны стать клиентоцентричность и обеспеченность транспортом жителей отдалённых районов страны. В рамках обсуждения пассажирского блока снова зазвучали требования создать сеть отечественных региональных авиакомпаний.
«Нужно расширять сеть внутрирегиональных авиационных маршрутов, модернизировать малые аэропорты, обновлять парк воздушных судов на этих рейсах. В целом перелеты малой авиацией должны стать более доступными для граждан», — сказал в ходе видеоконференции Владимир Путин.
Мобильность населения, по словам министра транспорта Виталия Савельева, должна увеличиться более чем на 80%.
«Этот показатель будет достигнут за счёт мер по развитию инфраструктуры, строительству дорог, развитию региональной и местной авиации, пригородных перевозок и других видов транспорта», — уверен он.
Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий в Правительстве инфраструктурные стройки, подхватил: проекты городских электричек разработаны для восьми городов, ещё 15 регионов проявляют большую заинтересованность в них.
По словам вице-премьера, в первую очередь речь идёт о развитии городского транспорта на базе железной дороги в крупных агломерациях. Однако и в небольших городах железнодорожный транспорт может быть использован и как городской, и как пригородный. Проблема в реализации таких проектов одна — деньги.
«В рамках увеличения объёма пассажирских перевозок и комфорта населения — это одна из самых приоритетных задач, её все поддерживают, — она у нас пока на сегодняшний день не обеспечена финансированием. Потому что включить её в инвестиционную программу РЖД достаточно сложно», — заявил Хуснуллин.
На создание аналогов столичных МЦД и МЦК в регионах до 2030 года потребуется около 100 млрд руб.
На эти средства городские электрички планируют создать в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Севастополе, Уфе, Новосибирске, Краснодаре и агломерации Самара-Тольятти.
Про нехватку средств говорил и глава РЖД Олег Белозёров. Топ-менеджер монополии отметил, что в инвестпрограмме, которая направлена сейчас в Госдуму, по-прежнему есть дефицит на 2022–2024 гг. — более 34 млрд рублей.
«При этом ещё в этом году весь объём перевозок не закрыт на 8 млрд рублей, кроме того, есть исторически сложившаяся задолженность. Поэтому я просил бы дать поручение и этот вопрос закрыть, потому что прирост пассажирооборота, качество и комфорт напрямую зависят от создания финансовых условий», — резюмировал Олег Белозёров, обращаясь к президенту.
По словам Белозёрова, монополия рассчитывает увеличить пассажиропоток в 1,5 раза. О каких именно показателях идёт речь — печальных текущих или далёких допандемийных — гендиректор РЖД не уточнил.
Биометрия
Разумеется, ни одно совещание по транспорту сегодня не обходится без слов «цифровизация». Но на этот раз к нему добавилось ещё одно. Новое и модное — биометрия. Министр транспорта Савельев сообщил, что доля пассажиров в РФ, использующих биометрические данные при пользовании пригородными, междугородними и международнымимаршрутами, вырастет до 80% к 2035 году.
«Массовое применение биометрических технологий позволит ускорить прохождение контрольных процедур. В этом году мы уже внедрили аналогичные проекты, например, в аэропорту Шереметьево», — сказал господин Савельев.
Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД и в Telegram-канале @Vgudok
РЖД опубликовали стратегию развития холдинга до 2030 г
РЖД выполняют 44,5% грузооборота и 30,6% пассажирооборота всей транспортной системы страны, обеспечивают формирование 1,7% ВВП РФ, 1,5% налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, около 4% от общего объема капвложений в стране.
Она входит в ТОП-5 крупнейших компаний России, занимает второе место в мире и первое место в Европе по протяженности инфраструктуры в собственности, протяженности электрифицированных линий, второе место в мире и первое место в Европе по грузообороту, входит в 10 крупнейших в мире и тройку крупнейших в Европе транспортных компаний по пассажирообороту.
Миссия холдинга реализуется через достижение к 2030 году ряда стратегических целей. В частности, значительное увеличение стоимости бизнеса, эффективный вывод акций ОАО «РЖД» на рынок и обеспечение устойчивого роста их стоимости, сохранение лидирующих позиций в сфере грузовых железнодорожных перевозок в Европе, повышение привлекательности железнодорожного транспорта для клиентов, увеличение перевозки грузов к 2030 году на 500-800 миллионов тонн.
Холдинг также планирует войти в TOП-5 компаний Европы по объему логистического бизнеса, расширить перевозочный и логистический бизнес на Евроазиатском пространстве, обеспечить сохранение существующей доли в пассажирообороте транспортной системы РФ, увеличить пассажирооборот в пригороде, дальнем и межрегиональном сообщении, реализовать проекты развития скоростных и высокоскоростных перевозок.
Среди целей: войти в TOП-10 мировых компаний по инфраструктурному строительству и ТОП-5 наиболее привлекательных крупных компаний-работодателей России, сохранить лидирующие позиции в мире по эффективности, безопасности и качества услуг инфраструктуры, отдавать приоритет «зеленым» технологиям, обеспечить снижение нагрузки на окружающую среду в два раза.
Стратегией определено формирование бизнес-модели по пяти ключевым блокам: перевозочный и логистический бизнес-блок, пассажирские перевозки и сервис, инфраструктура, международный инжиниринг и транспортное строительство, социальный блок.
Ключевыми рисками реализации стратегии РЖД, говорится в документе, в основном являются внутренние ограничения и риски госрегулирования. Среди них: нехватка управленческих ресурсов для развития по всем новым направлениям, сложность перепозиционирования холдинга как эффективного поставщика логистических услуг вместо имиджа монопольного негибкого перевозчика, отсутствие госрешений в области нормативного и тарифного регулирования, сохранение инфраструктурных ограничений для роста объемов и качества перевозок.
Среди рыночных рисков компания называет неблагоприятную макроэкономическую ситуацию, экономическую стагнацию в ближайшие годы, падение сырьевых цен, опережающее развитие автодорожной и трубопроводной инфраструктуры, агрессивную политику глобальных и локальных конкурентов.
При этом отмечается, что в процессе реализации стратегических инициатив органы управления перевозочным и логистическим бизнес-блоком обеспечат управление соответствующими рисками для развития.
Компания констатирует, что текущая и прогнозная экономическая ситуация в стране, характеризующаяся замедлением темпов роста промышленного производства, несет риски уменьшения объемов работы для холдинга.
Среди рисков указываются и недостаток инвестиций, возможное создание локальных перевозчиков и расширение парка частных локомотивов, грозящее сокращением доходов и прибыли холдинга от грузоперевозок, продажа акций «Федеральной грузовой компании» и других стратегически-значимых компаний, которая приведет к снижению доходов и росту дефицита средств на реализацию инфраструктурных проектов.
РЖД опасаются снижения конкурентоспособности железной дороги по сравнению с другими видами транспорта и дальнейшего ухода высокодоходных грузов, сокращения перевозок в дальнем следовании при снижении госсубсидий, отсутствия роста скорости дальних перевозок из-за инфраструктурных ограничений, не достижения соответствующих спросу темпов развития пригородных перевозок без создания устойчивой модели функционирования и финансирования.
Что определяет транспортная стратегия сдо ржд
Современные тенденции развития российской и мировой экономик ставят перед Холдингом новые задачи, решение которых должно как внести положительный вклад в ускорение социально-экономического развития Российской Федерации, так и обеспечить устойчивое развитие Холдинга, повышение его глобальной конкурентоспособности, увеличение стоимости бизнеса.
Решение столь значимых и масштабных задач может быть реализовано на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающих концентрацию усилий и ресурсов государства, как акционера холдинга «РЖД», эффективное распределение рисков и ответственности за достижение поставленных целевых показателей.
Представленная Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (далее – Стратегия) определяет цели и задачи, ключевые приоритеты и проекты долгосрочного развития, дает оценку эффективности реализации представленных мероприятий для общества и акционеров.
1. Анализ исходного состояния Холдинга
1.1 Краткая характеристика Холдинга
Холдинг «Российские железные дороги» является ведущей железнодорожной компанией России и одной из крупнейших акционерных компаний в мировом транспортном секторе.
ОАО «РЖД» выполняет 44,5% грузооборота и 30,6% пассажирооборота всей транспортной системы страны, обеспечивает формирование 1,7% ВВП России, 1,5% налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, около 4% от общего объема капитальных вложений в России.
ОАО «РЖД» входит в ТОП-5 крупнейших компаний России, занимает лидирующие позиции среди мировых акционерных компаний в сфере транспорта:
За период с момента своего создания компания прошла значительный путь становления и развития корпоративного управления. С 2003 года в процессе структурного реформирования отрасли было учреждено 85 дочерних и зависимых обществ, сформирована система корпоративного управления в соответствии с требованиями международных стандартов, обеспечено эффективное взаимодействие с другими акционерами обществ. В то же время в целях развития рыночных отношений и конкуренции в отрасли, ОАО «РЖД» реализовало акции ДЗО на общую сумму 250 млрд. рублей.
Холдинг является одним из наиболее привлекательных заемщиков на российском и зарубежном рынках капитала. ОАО «РЖД» имеет стабильные кредитные рейтинги на уровне не ниже суверенных, проводит активную работу по раскрытию информации, открыто взаимодействует с инвесторами, что позволяет привлекать кредиты и займы на рекордных для российских компаний условиях.
ОАО «РЖД» обеспечивает 1,3% численности занятых в экономике страны (Холдинг – более 1,6%), еще около 1% занятости в стране обеспечивается за счет его регулярных заказов и инвестиций. Деятельность Холдинга на всех этапах структурного реформирования и развития строится на принципах социальной ответственности и партнерства между работодателем и трудовым коллективом. Обеспечение конкурентоспособности заработной платы работников и согласованного Коллективным договором уровня социальной поддержки являются приоритетами проводимой социальной политики.
Холдинг «РЖД» является одним из крупнейших инвесторов в экономику России, объем капитальных вложений Холдинга за период 2004-2012 гг. превысил 3 трлн. рублей в ценах соответствующих лет. Осуществленные инвестиции позволили увеличить перевозки грузов в международном сообщении более чем на 150 млн. тонн в год, обеспечить более чем на 40% больший, чем в 2004 г. грузооборот, запустить процесс обновления основных фондов, модернизации пути, реализовать ряд крупных инфраструктурных проектов.
За период с 2004 года Холдинг обеспечил существенное развитие географии присутствия на зарубежных рынках и повысил свой международный авторитет. В настоящее время ОАО «РЖД» имеет 11 зарубежных представительств.
Активную роль Холдинг играет в международных транспортных организациях – Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Организации сотрудничества железных дорог, Международном союзе железных дорог.
В настоящее время ОАО «РЖД» является уникальной компанией, занимающей стратегические позиции в транспортном комплексе Российской Федерации, оказывающей существенное влияние на многие аспекты социально-экономического развития страны.
1.2. Основные угрозы развития Холдинга
Тенденции социально-экономического развития России и железнодорожного транспорта страны предопределяют глобальные вызовы, с которыми уже в ближайшей перспективе столкнется холдинг «РЖД», а также риски дальнейшего эффективного развития.
1) Текущая и прогнозная экономическая ситуация в стране, характеризующаяся замедлением темпов роста промышленного производства, несет риски уменьшения объемов работы для холдинга «РЖД».
2) Холдинг осуществляет деятельность в условиях недостатка инвестиций. При существующем тренде по объемам финансирования отставание в темпах развития и модернизации инфраструктуры приведет к снижению темпов роста перевозок и негативным последствиям для экономики и грузовладельцев:
3) Возможное создание локальных перевозчиков и расширение парка частных локомотивов грозит сокращением доходов и прибыли холдинга «РЖД» от грузовых перевозок. Продажа пакетов акций ОАО «ФГК» и других стратегически-значимых компаний приведет к снижению доходов Холдинга и росту дефицита средств на реализацию инфраструктурных проектов.
4) Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта и дальнейший уход высокодоходных грузов на другие виды транспорта приведет к низким темпам роста доходной базы Холдинга при сохранении постоянных издержек, что потребует оптимизации (сокращения) сети железных дорог или увеличения государственной поддержки.
5) Сектор пассажирских железнодорожных перевозок столкнется с серьезными ограничениями для развития:
Доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте может снизиться с 27% в 2012 году до 20% в 2030 году.
6) Без создания устойчивой модели функционирования и финансирования сфера пригородных железнодорожных перевозок не достигнет соответствующих спросу темпов развития, особенно в крупных агломерациях:
7) Ухудшение демографической ситуации в стране неизбежно приведет к борьбе за квалифицированные кадры с соответствующим уровнем заработной платы. Невозможность удержания уровня оплаты труда на конкурентоспособном уровне приведет к оттоку персонала Холдинга, в том числе высококвалифицированного.
При сохранении существующих трендов развития холдинга «РЖД» разрыв между потребностями потребителей и возможностями Холдинга по их обеспечению уже в ближайшее время может привести к тому, что экономика столкнется с серьезными инфраструктурными ограничениями роста.
В этих условиях стратегия Холдинга включает цели, задачи, мероприятия, направленные на минимизацию указанных рисков, преодоление имеющихся ограничений для развития.
2. Миссия и стратегические цели Холдинга
Миссия холдинга «РЖД» заключается в эффективном развитии конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного бизнеса, ядром которого является эффективное выполнение задач национального железнодорожного перевозчика грузов и пассажиров и владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования.
Миссия холдинга «РЖД» реализуется через достижение к 2030 году следующих стратегических целей:
Достижение стратегических целей будет осуществляться с учетом ценностей Холдинга:
Реализация Стратегии будет обеспечиваться за счет:
3. Сценарии развития Холдинга
Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанные Минэкономразвития России, предусматривают три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе – консервативный, инновационный и целевой (форсированный).
На этой базе сформированы 3 сценария развития Холдинга:
Пессимистичный сценарий базируется на консервативном сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предусматривает инерционное развитие Холдинга без существенной трансформации бизнес-модели и роста инвестиций в развитие. При этом темпы роста бизнеса Холдинга ограничиваются в связи с ростом «узких мест» железнодорожной инфраструктуры, темпы роста грузооборота замедляются, пассажирооборот снижается.
Консервативный сценарий Стратегии также базируется на консервативном сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, при этом предусматривает минимально необходимое развитие инфраструктуры для удовлетворения спроса экономики на перевозки, увеличение пассажирских перевозок при увеличении мер господдержки в части развития пассажирского комплекса и создания опорной сети скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей. Данный сценарий корреспондируется с базовым сценарием Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г., одобренной на заседании Правительства России 27 августа 2013 г.
Оптимистичный сценарий Стратегии базируется на инновационном сценарии долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предусматривает полное удовлетворение спроса на грузовые перевозки, динамичный рост пассажирских перевозок за счет активного развития высокоскоростных, скоростных, внутригородских перевозок при поддержке государства. Данный сценарий корреспондируется с инновационным сценарием Транспортной стратегии.
Представленная Стратегия ориентируется на консервативный сценарий, как наиболее вероятный для реализации. Если экономика будет развиваться по оптимистичному сценарию, это даст дополнительные возможности для развития холдинга «РЖД». Пессимистичный сценарий не является, по сути, сценарием развития и не рассматривается в Стратегии в полном объеме.
1 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Прогноз социально-экономического развития России до 2030 года, Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте и другие документы.
4. Целевая бизнес-модель Холдинга
В настоящее время созданы предпосылки для формирования новой бизнес-модели, предполагающей управление крупными бизнес-блоками с учетом общности задач, технологий и дополнительных синергетических эффектов от скоординированной деятельности. Целевая бизнес-модель определяет сбалансированное и взаимоувязанное развитие холдинга «РЖД» по пяти ключевым блокам:
1. Перевозочный и логистический бизнес-блок. Стратегическим приоритетом развития данного бизнес-блока является формирование диверсифицированной продуктовой корзины холдинга «РЖД» с переходом от оказания преимущественно услуг по перевозкам к предоставлению грузовладельцам комплексных интегрированных услуг по принципу «от двери до двери», последовательным расширением спектра с 2PL до 3PL, 4PL услуг, формированию глобальных логистических цепочек.
2. Пассажирские перевозки и сервис. Стратегическим приоритетом развития данного бизнес-блока является расширение предложения потребителям современных транспортных услуг, предусматривающих ускорение и увеличение мультимодальности перевозок, повышение качества традиционного сервиса в поездах и сопутствующих перевозке сферах. Одним из ключевых направлений является расширение полигона скоростных и высокоскоростных перевозок между крупнейшими агломерациями страны на основе современных эффективных решений.
Расширение масштабов данного бизнеса непосредственно связано с государственной моделью повышения уровня мобильности населения, обеспечения перевозок льготных категорий граждан, государственного заказа общественно-значимых перевозок пассажиров, регулирования межвидовой конкуренции.
3. Инфраструктура. Стратегические приоритеты развития инфраструктуры определяются ее естественно-монопольным характером и заключаются в снижении издержек инфраструктуры, повышении возможностей для создания новых перевозочных и логистических продуктов (скорость, надежность оказания услуг инфраструктуры, повышение провозных способностей), модернизации сети и строительства окупаемых дополнительных главных путей под возрастающие объемы перевозок. Спецификой развития бизнес-блока является сохранение публичности услуг, государственного регулирования как субъекта естественной монополии, равнодоступность для потребителей.
В инфраструктурный блок включены не только непосредственно инфраструктура, но и комплексы управления движением, эксплуатации и ремонта тяги.
4. Международный инжиниринг и транспортное строительство. Стратегическим приоритетом развития данного блока является укрепление и расширение присутствия Холдинга на рынке международного железнодорожного инжиниринга и инфраструктурного транспортного строительства, создание заделов для расширения других видов бизнеса холдинга на рынках присутствия в качестве подрядчика при сооружении инфраструктурных объектов. Планируется активное развитие данного блока на основе уникальных компетенций, которыми Холдинг обладает в сферах проектирования и строительства объектов железнодорожного транспорта, создания сложных систем управления инфраструктурой и перевозками, организации движения, управления экономикой и финансами железных дорог.
5. Социальный блок. Стратегия развития холдинга «РЖД» исходит из понимания значимости коллектива Холдинга как ключевого актива, способного обеспечить достижение долгосрочных целей развития, и восприятия социальной сферы Холдинга в качестве значимого конкурентного преимущества. В этой связи развитие социального блока строится на основе объективной оценки добавленной стоимости, создаваемой за счет социальной поддержки коллектива и эффективного использования активов этого блока для оказания рыночных услуг. Неотъемлемым элементом этого блока является социальная и общественная политика Холдинга, проводимая вне трудового коллектива.
5. Стратегия развития Холдинга по ключевым бизнес-блокам
5.1. Перевозочный и логистический бизнес-блок
Анализ текущего состояния
Железнодорожный транспорт обеспечил 44,5% грузооборота транспортной системы в 2012 году. При этом холдинг «РЖД» занимал около 44% рынка в стоимостном выражении. Около 90% выручки Холдинга в этом виде бизнеса формируется за счет регулируемой услуги перевозки – инфраструктуры и тяги. Оставшиеся 10% выручки приходятся на операторский бизнес и услуги с высокой добавленной стоимостью. На долю международных продаж Холдинга приходится не более 3% (около 11% с учетом GEFCO), что определяет значительную зависимость бизнеса от российской экономики и объемов сырьевого экспорта и ограничивает комплексное понимание международных рынков и международных клиентов со стороны Холдинга.
С учетом ограничения возможностей по увеличению масштабов и доходности бизнеса в регулируемых государством сегментах перевозок Холдингом начата работа по расширению деятельности в дерегулированных сегментах транспортно-логистического рынка:
Реализованные шаги позволили создать задел для стратегического развития транспортно-логистического бизнес-блока в перспективе.
Прогноз рынка до 2030 года
Прогноз развития рынка транспортно-логистических услуг свидетельствует о сохранении тенденций, сложившихся в последние годы:
До 2030 года ожидается значительный рост рынка аутсорсинговой логистики, который обусловлен органическим ростом рынка и увеличением доли аутсорсинга в затратах на логистику. Ускоренное развитие логистики и перенос затрат производителей из собственных транспортных подразделений в сферу логистического аутсорсинга позволит этому сегменту расти темпами, превышающими рост ВВП при оптимизации общего уровня транспортных издержек.
Базовая услуга перевозки сохранит свою значимость на рынке, но при этом доля рынка будет снижаться и достигнет 80% к 2030 году. Столь высокая доля (в сравнении с американским и европейскими рынками) объясняется масштабом страны и структурой грузов (высокая доля сырьевых грузов, не требующих сложной логистики).
Проектом Транспортной стратегии предусматриваются различные темпы развития видов транспорта. При этом у железнодорожного транспорта общего пользования ожидаются наименьшие темпы роста грузооборота к 2030 году при сохранении его определяющей роли и 83% доли рынка (без учета трубопроводного транспорта). Одновременно с этим, долгосрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрена индексация тарифов на грузовые перевозки на уровне инфляции.
В результате прогнозируемых изменений доля традиционных железнодорожных перевозок в грузообороте и объеме транспортно-логистического рынка будет снижаться. При этом в случае роста протяженности «узких мест» инфраструктуры и отсутствии значительных изменений в качестве услуг доля железных дорог может сократиться более значительно.
Задачи развития перевозочного и логистического бизнеса холдинга «РЖД»
Основными задачами развития перевозочного и логистического бизнеса холдинга «РЖД» являются:
Для выполнения поставленных задач холдинг «РЖД» формирует бизнес модель международной перевозочной и логистической компании за счет развития бизнеса в нерегулируемых сегментах: оперирование подвижным составом, развитие терминалов и складов, предоставление логистических услуг и логистический аутсорсинг, международные перевозки. При этом Холдингом будет продолжена системная работа по совершенствованию и повышению привлекательности базовой услуги железнодорожной перевозки.
Основные направления развития перевозочного и логистического бизнес-блока холдинга «РЖД»
Для достижения стратегических задач Холдинга необходимо развитие, как традиционных перевозок, так и новых продуктов и услуг в быстрорастущем сегменте логистики.
В сегменте железнодорожных перевозок развитие Холдинга будет основано на ряде стратегических направлений:
Удовлетворение спроса на возрастающие традиционные перевозки с учетом возможностей инфраструктуры.
Проактивная работа с грузоотправителями, у которых планируется существенный прирост погрузки или имеется существенный объем перевозок, осуществляемый в настоящее время другими видами транспорта, координация взаимодействия с портами.
Повышение качества услуг, увеличение скоростей доставки грузов для всех видов отправок, повышение маршрутизации перевозок, целенаправленное развитие технологии перевозок по расписанию, рост доли отправок, доставленных в нормативные сроки. Расширение линейки специальных продуктов и услуг для привлечения высокодоходных грузов и транзитных грузопотоков.
Формирование долгосрочных договоров перевозок с крупнейшими клиентами, в т.ч. на принципах «take or pay», разработка совместно с крупнейшими клиентами решений по оптимизации грузопотоков, снижению грузоемкости производственных процессов, оптимизации дальности груженых перевозок и порожних вагоноотправок.
Совершенствование коммерческих отношений с другими участниками процесса перевозок – предприятиями промышленного железнодорожного транспорта, операторами подвижного состава, специализированными транспортными подразделениями крупных грузоотправителей.
Развитие системы сбыта грузовых перевозок, расширение спектра электронных услуг и возможностей для дистанционных продаж и взаимодействия со сбытовыми подразделениями Холдинга.
Совершенствование тарифной политики, взаимодействие с государственными органами по вопросам подготовки нового прейскуранта на грузовые перевозки, совершенствования гибкой тарифной политики, дерегулирования тарифов в конкурентных сегментах рынка.
Совершенствование внутренних процессов Холдинга, в т.ч. в части взаимодействия подразделений инфраструктурного бизнес-блока и перевозочного и логистического бизнес-блока.
Вместе с тем только за счет роста грузооборота и эффективности перевозок Холдингу не удастся в значительной степени повысить конкурентоспособность, рентабельность бизнеса и отдачу на инвестированный капитал. Поэтому холдинг «РЖД» продолжит расширять текущее предложение базовой услуги перевозки, предлагая дополнительные услуги в рыночных сегментах экспедирования, логистики, оперирования подвижным составом, терминально-складской обработки грузов.
Задачей развития в сегменте логистических услуг является рост удовлетворенности клиентов и повышение маржинальности на тонну при традиционных перевозках при относительно низких потребностях в инвестициях на развитие самого логистического бизнеса.
Для успеха в логистическом бизнесе необходимо обеспечить эффективное гарантированное предоставление услуг крупнейшим клиентам, наиболее масштабными из которых являются транснациональные компании, работающие на глобальном рынке.
В этой связи необходимым решением является дальнейшее расширение бизнеса Холдинга за пределы Российской Федерации и укрепление позиций GEFCO на перспективных рынках.
Достижение указанных целей требует как минимум удвоения масштабов сопутствующего перевозкам бизнеса, в первую очередь за счет наращивания своего присутствия в логистике, оперирования подвижным составом в Российской Федерации, а также расширения деятельности на «пространстве 1520» и Евроазиатском рынке.
Для этого в период до 2030 Холдинг будет фокусироваться на трех направлениях:
Для поддержания успешного перехода к выбранной бизнес модели разработаны ряд стратегические инициативы, направленные на развитие в ключевых сегментах.
Контрольные параметры целевого состояния перевозочного и логистического бизнес-блока в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 5.1.1.
Таблица 5.1.1. Контрольные параметры целевого состояния перевозочного и логистического бизнес-блока (консервативный сценарий)
Ключевые риски реализации стратегии перевозочного и логистического бизнеса
Ключевыми рисками успешной реализации стратегии в основном являются внутренние ограничения и риски государственного регулирования. Среди них главными являются:
Вместе с тем, значительную роль сохранят рыночные риски:
В процессе реализации стратегических инициатив органы управления перевозочным и логистическим бизнес-блоком обеспечат управление соответствующими рисками.
5.2. Бизнес-блок «Пассажирские перевозки и сервис»
Анализ текущего состояния
Состояние сферы пассажирских перевозок в России в настоящее время характеризуется негативно:
Таким образом, за последние годы сложилась устойчивая тенденция сокращения спроса на услуги общественного транспорта и направления все большего объема средств домохозяйств на использование личных автомобилей. По экспертным оценкам пассажирооборот личных автомобилей в настоящее время превышает пассажирооборот транспорта общего пользования всех видов.
Основными сдерживающими факторами для более динамичного развития данного бизнес-блока являлись:
Прогноз рынка до 2030 года
В соответствии с параметрами проекта Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года спрос на пассажирские перевозки может увеличиться в 1,8-2,1 раза с соответствующим ростом пассажирооборота. Это связано с прогнозируемым существенным ростом транспортной подвижности населения (с учетом низкой базы) по мере роста реальных располагаемых доходов населения и повышением гуманитарности транспортной системы до уровня развитых стран. В стоимостном выражении рынок общественных пассажирских перевозок может вырасти в 3,5-4 раза.
Наиболее значительный рост рынка в абсолютных величинах будет связан с развитием экономик крупнейших агломераций страны, в которых будет сконцентрировано социально-экономическое развитие. По оценкам, к 2030 году доля экономик агломераций России в ВВП может достичь 57-60%, в них будет проживать 35-37% населения страны.
В этих условиях у Холдинга открываются уникальные возможности обеспечения роста пассажирского бизнеса. Однако для этого требуется разработка и предложение на рынок принципиально-новых продуктов и услуг по привлекательным ценам, обеспечение конкурентоспособности железнодорожных перевозок с основными конкурентами – авиацией и автомобильным транспортом. При этом очевидно, что при сохранении сложившейся бизнес-модели и без кардинального изменения технологий и государственной поддержки железнодорожный транспорт в целом и Холдинг в частности будут сокращать пассажирооборот при общем росте рынка.
Задачи развития бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» холдинга «РЖД»
Задачи бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» Холдинга определяются Транспортной стратегией и целевыми задачами развития бизнеса, они должны быть ориентированы на движение в трех стратегических направлениях:
С учетом сложности и многообразия рынка пассажирских перевозок деятельность в рамках бизнес-блока будет сфокусирована на трех основных сегментах:
С учетом определяющего значения мер государственной политики для стимулирования и регулирования транспортной подвижности населения, стратегически важным является совершенствование взаимодействия с государством, как регулятором транспорта, крупнейшим инвестором в его развитие и акционером Холдинга. В области взаимодействия Холдинга с регулирующими органами приоритетными задачами являются:
Таким образом, государство является ключевым субъектом при реализации долгосрочной программы развития пассажирских железнодорожных перевозок и стратегии развития бизнес-блока.
Немаловажно, что соответствующий подход соответствует Транспортной стратегии, которой предусмотрены задачи по серьезному развитию и качественному преобразованию сферы пассажирских железнодорожных перевозок с реализацией масштабных инвестиционных проектов.
Основные направления стратегического развития бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис»
Для сохранения доли Холдинга на рынке пассажирских перевозок необходима реализация мер, направленных на рост пропускной способности инфраструктуры, кардинальное повышение скоростей движения пассажирских поездов, оптимизация маршрутной сети в соответствии со спросом, обновление подвижного состава и повышение привлекательности вокзальной среды. Большинство из указанных направлений развития связаны с существенными инвестициями.
В этой связи сценарные условия развития данного бизнес-блока отличаются не только макроэкономическими параметрами, но и портфелем и сроками реализации стратегических проектов с учетом доступных источников их финансирования.
Пессимистический сценарий предусматривает реализацию ограниченного числа проектов, по которым в настоящее время принято решение по финансированию – сохранение темпов обновления подвижного состава и пассажирских обустройств на текущем уровне, частичная реализация проекта модернизации Московского транспортного узла, ограниченное расширение полигона скоростных перевозок и отсутствие в портфеле проектов строительства выделенных ВСМ. Такой сценарий развития не соответствует параметрам Транспортной стратегии.
Консервативный сценарий характеризуется значительными инвестициями в развитие Московского транспортного узла и железнодорожную инфраструктуру ряда крупнейших агломераций страны, строительством 3-х проектов ВСМ до 2030 года (Москва – Екатеринбург, Москва – Адлер, Москва – Санкт-Петербург) и реализацией 14 проектов организации скоростного движения с соответствующей специализацией железнодорожных линий на грузовые и пассажирские перевозки. Такой подход соответствует базовому сценарию Транспортной стратегии.
Оптимистичный сценарий предполагает возможность увеличения государственных инвестиций в развитие железных дорог, что позволяет реализовать еще один проект ВСМ на маршруте Казань – Самара и ускорить запуск скоростного движения на маршруте Москва – Тула – Курск до 2020 года. Запуск ВСМ Москва – Адлер также ускоряется с 2030 года (консервативный сценарий) на 2025 год в оптимистичном сценарии. Данный сценарий базируется на инновационном сценарии Транспортной стратегии.
При этом консервативный и оптимистичный сценарий развития предполагают реализацию целого ряда проектов на принципах социально-экономической эффективности и окупаемости вложенных бюджетных средств за счет внешних экономических и бюджетных эффектов.
Стратегическое развитие пригородных пассажирских перевозок
В сфере пригородных перевозок приоритетными задачами являются:
Стратегией предусмотрена безубыточность пригородного комплекса во всех сценариях развития за счет реализации внутренних оптимизационных мер и выделения средств государственной поддержки в необходимых объемах.
Внутренние оптимизационные мероприятия будут направлены на повышение собираемости платы за проезд, оптимизацию транспортной работы и рост населенности поездов, сокращение расходов на продажу билетов, оптимизацию спецификаций закупаемого подвижного состава и расходов на его ремонт.
Важнейшей задачей является развитие пригородного сообщения в крупнейших агломерациях. Увеличение скоростей на основных направлениях позволит привлечь значительный пассажиропоток и улучшить экономическое и социальное состояние регионов.
Отдельным приоритетным направлением развития является дальнейшее развитие перевозок в Московском транспортном узле. Решение предполагает завершение реализации проекта развития перевозок по Малому кольцу МЖД, расширение инфраструктуры всех радиальных направлений с увеличением числа маршрутов «тактового движения», повышение интенсивности движения поездов «Аэроэкспресс» для удержания доли рынка перевозок в аэропорты на уровне не ниже 25%.
Кроме того, отдельного внимания заслуживает вопрос модернизации инфраструктуры вокзалов и станций и строительства многофункциональных транспортно-пересадочных узлов (далее – ТПУ) для интеграции пригородных и внутригородских перевозок с городским транспортом.
Необходимые регуляторные условия для реализации данного направления стратегии бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» включают:
Стратегическое развитие дальних пассажирских перевозок
Стратегией предусматривается планомерное сокращение объемов традиционных дальних пассажирских перевозок.
В долгосрочной перспективе предполагается сохранение преобладающей доли социально-значимых перевозок в регулируемом сегменте в общем пассажирообороте в дальнем следовании. При этом стратегической задачей Холдинга является планомерное снижение объемов государственного субсидирования таких перевозок за счет совершенствования технологии перевозок, оптимизации маршрутной сети и расписаний движения, повышения гибкости тарифной политики, переключения пассажиропотока на скоростные виды железнодорожного сообщения.
Реализация стратегии развития пассажирских перевозок в дальнем следовании может быть обеспечена только при формировании необходимой нормативно-правовой базы, в том числе по субсидированию строительства выделенной инфраструктуры и обеспечения деятельности ВСМ. Также ключевым фактором развития традиционного дальнего следования будет являться долгосрочный, предсказуемый, экономически-обоснованный государственный заказ на социально-значимые регулируемые перевозки.
Стратегическое развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта
Международный опыт развития пассажирского транспорта свидетельствует, что создание оптимальной транспортной системы с высокой экономичностью, безопасностью, надежностью невозможно без развития технологий скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок в густонаселенных районах и в связях между крупными агломерациями. Развитие сети скоростных и высокоскоростных пассажирских линий предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, прогнозом долгосрочного социально-экономического развития страны.
Основными задачами развития высокоскоростных и скоростных перевозок для Холдинга являются:
Первоочередным проектом развития высокоскоростного транспорта является ВСМ-2 Москва – Казань (с последующим продлением до Екатеринбурга). Данный проект обеспечивает дополнительный прирост пассажиропотока на 5 млн. человек к 2030 году (без учета переключения пассажиров с традиционных видов сообщения) за счет большой плотности населения (крупные агломерации, через которые проходит линия и в непосредственной близости от нее), недостаточно развитого авиасообщения и дорожной инфраструктуры.
Следующим в приоритете проектом ВСМ является маршрут Москва – Адлер (далее также ВСМ Центр – Юг), который обеспечит дополнительный прирост пассажиропотока на 6,5 млн. человек к 2030 году.
Третьим проектом ВСМ является линия Москва – Санкт-Петербург, который будет конкурировать за пассажиропотоки с альтернативными видами сообщения.
Последним в приоритете проектом является строительство высокоскоростной магистрали Казань – Самара. Данный проект не реализуется в консервативном сценарии.
Реализация проектов строительства линий ВСМ будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что развитие ВСМ и скоростных перевозок позволит обеспечить существенный мультипликативный эффект для экономики, значительно превышающий финансовый результат от перевозочной деятельности. Кроме того, повышение транспортной подвижности населения за счет развития скоростных железнодорожных перевозок позволит обеспечить экономию альтернативных вложений в развитие скоростных автострад, аэродромов и аэропортов, приобретение парка региональных самолетов. При этом экологичность и безопасность транспортной системы будет возрастать.
Стратегия развития пассажирских вокзалов и обустройств
Стратегические направления развития пассажирских перевозок предусматривают существенный рост пассажиропотока через пассажирские вокзалы, станции, обустройства. При этом Стратегией не предусматривается значительное расширение географии вокзальных комплексов и строительство новых вокзалов (за исключением новых вокзалов для ВСМ и отдельных проектов в крупных городах). Таким образом, нагрузка на инфраструктуру, связанную с обслуживанием пассажиров на станциях существенно возрастет, что требует решения целого ряда стратегических задач:
Не менее значимой задачей является повышение безопасности на вокзалах и пассажирских станциях, повышение качества контроля доступа пассажиров в места массового скопления и поезда. Решение этой задачи будет осуществляться в рамках специальных государственных программ и проектов и с учетом выделяемого на эти цели финансирования за счет бюджетных средств.
Важным элементом Стратегии является реконструкция существующих вокзальных комплексов и создание на их основе транспортно-пересадочных узлов, а также строительство новых ТПУ в агломерациях с интеграцией в них железнодорожной составляющей. Реализация соответствующих проектов будет осуществляться в тесной координации с региональными и местными органами власти с учетом реализуемых проектов по развитию внутригородских и пригородных железнодорожных перевозок.
Для эффективной реализации задач в данной сфере необходимо обеспечить корректировку тарифной политики для покрытия экономически-обоснованных затрат на содержание вокзалов и пассажирских обустройств, предусмотрев введение нормы рентабельности для финансирования инвестиций.
Финансирование мероприятий по развитию пассажирской инфраструктуры будет осуществляться как за счет средств Холдинга, так и с привлечением частных инвестиций и банковского финансирования.
При отсутствии государственной поддержки будет реализован пессимистичный сценарий Стратегии, что приведет к снижению доли железнодорожного транспорта в транспортной системе страны.
Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 5.2.1.
Таблица 5.2.1. Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» (консервативный сценарий)
Ключевые риски реализации стратегии бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис»
Существенным риском реализации Стратегии является продолжение потери доли рынка пассажирских перевозок вследствие отказа от реализации или несвоевременного выполнения стратегических проектов, таких как развитие ВСМ и скоростного движения, развитие железнодорожных систем агломераций. Низкие темпы подготовки инфраструктуры к качественному изменению уровня скоростей и пропускных способностей пассажирских поездов по основным направлениям не позволят Холдингу сохранить рыночные позиции и предлагать конкурентоспособные продукты пассажирам. В этой связи риск невыполнения Транспортной стратегии в части развития железных дорог вследствие недостатка государственных субсидий, средств на реализацию социально-значимых проектов является крайне значимым.
Существенный негативный вклад в развитие бизнес-блока может внести жесткое регулирование тарифов на пассажирские перевозки с ограничением их уровня при сохранении высокой инфляции издержек пассажирских перевозчиков и росте налоговой нагрузки на них.
В качестве мероприятий по снижению рисков необходимо последовательное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по совершенствованию регуляторной модели, обоснованию социально-экономической и бюджетной эффективности проектов, реализуемых при государственной поддержке.
5.3. Бизнес-блок «Инфраструктура»
Анализ текущего состояния
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Комплекс инфраструктуры включает в себя также тяговый подвижной состав, поскольку только оперативная совместная работа инфраструктуры, управления движением и локомотивов позволяет повысить эффективность деятельности, обеспечить надежность и безопасность перевозочного процесса.
Это подтверждается мировыми тенденциями: проведенные по заказу европейского железнодорожного сообщества исследования показали, что нет доказательств роста эффективности функционирования железнодорожной системы при разделении инфраструктуры и перевозок и искусственном развитии конкуренции.
При этом попытки разделения инфраструктуры и перевозок в системах с высокой интенсивностью операций и нагрузкой инфраструктуры приведут к росту издержек и потере эффективности.
Деятельность данного бизнес-блока преимущественно осуществляется в сфере естественной монополии с соответствующим государственным регулированием тарифов, правил оказания услуг, правил доступа к услугам.
Ключевыми проблемами инфраструктурного комплекса в настоящее время являются:
Результатом этого все чаще является переключение клиентов с высокостоимостными грузами на альтернативные виды перевозок, недовольство качеством железнодорожного сервиса.
Деятельность инфраструктурного блока является наиболее значимой для Холдинга, условные доходы, относимые на результаты деятельности инфраструктуры и тяги ОАО «РЖД» составляют около 74% от совокупных доходов, в этом блоке занято около 70% работников Холдинга, около 75% активов Холдинга.
Задачи развития инфраструктурного бизнес-блока Холдинга
Основными задачами развития инфраструктурного бизнес-блока холдинга «РЖД» являются:
Деятельность инфраструктурного бизнес-блока Холдинга не должна требовать перекрестного субсидирования за счет других бизнесов на операционном уровне, а инвестиции в развитие инфраструктуры должны быть обоснованы и прозрачны для государства и в необходимой мере поддерживаться бюджетным и внебюджетным финансированием.
В этой связи стратегической задачей Холдинга является привлечение помимо средств федерального бюджета и ОАО «РЖД» таких источников инвестиций, как средства пенсионных фондов, Российского фонда прямых инвестиций, Фонда национального благосостояния, выпуск инфраструктурных облигаций.
ОАО «РЖД» в тесном взаимодействии с государством прорабатывает возможность перехода к регуляторному (сетевому) контракту, увязанному с проведением долгосрочной тарифной политики. Холдинг «РЖД» также взаимодействует с грузоотправителями, привлекая их к развитию железнодорожной инфраструктуры на основе заключения договоров на принципах «take or pay».
Стратегические инициативы развития железнодорожной инфраструктуры
Стратегические инициативы развития инфраструктурного бизнеса разделены в зависимости от центра их реализации на три составляющие: управление перевозочным процессом, содержание инфраструктуры, содержание, эксплуатация и ремонт локомотивов.
Стратегические инициативы в сфере управления перевозочным процессом
1. Специализация отдельных участков инфраструктуры преимущественно на грузовых или пассажирских перевозках.
Реализация данной инициативы обеспечит ряд положительных технологических эффектов: устойчивую работу каждой из систем; минимизацию съёма грузовых поездов пассажирскими, высвобождение инфраструктуры для освоения перспективного грузопотока за счет концентрации пассажирских перевозок на выделенных линиях и участках скоростного движения, повышение скорости и надёжности доставки грузов, оптимизацию стандартов содержания инфраструктуры.
2. Развитие инфраструктуры с целью расширения полигона тяжеловесного движения с весовыми нормами 9 тысяч тонн.
В условиях нарастания «узких мест» в пропускной способности инфраструктуры одним из ключевых направлений повышения эффективности ее использования является увеличение веса грузовых поездов. Это, при соответствующем развитии инфраструктуры, позволит не только повысить провозную способность железнодорожных линий, но и снизить требуемый эксплуатируемый парк локомотивов.
3. Повышение уровня маршрутизации грузовых перевозок за счет развития сортировочных станций.
Холдингом принята и реализуется программа модернизации основных сортировочных станций на сети, в соответствии с которой предполагается реализация мероприятий по увеличению длины сортировочных путей, модернизации парков, внедрению автоматизированных систем управления сортировочными работами, высвобождению персонала из опасных зон. В результате реализации данной программы будет обеспечен рост маршрутизации перевозок, сортировочная работа сконцентрирована на меньшем количестве высокооснащенных станций.
4. Создание и развитие автоматизированных систем управления перевозочным процессом, переход на безбумажные технологии.
Реализация инициативы обеспечит создание единой информационной платформы функционирования автоматизированных систем, обеспечивающих комплексное управление эксплуатационной работой на основе использования единой информационной модели и методов адаптивного планирования, а так же переход на безбумажные технологии.
На основе комплекса автоматизированных систем будет осуществляться развитие адаптивных методов планирования перевозок, оптимизации перевозочного процесса, планирования производственных ресурсов в соответствии со спросом на перевозки.
5. Оптимизация работы малодеятельных линий.
Основными направлениями работы в рамках данной инициативы являются:
Стратегические инициативы в сфере содержания и ремонта инфраструктуры
Стратегической задачей является модернизация (реконструкция) железнодорожного пути с применением на наиболее грузонапряженных направлениях элементов конструкций, обеспечивающих снижение стоимости жизненного цикла.
Важным элементом в данной сфере является сглаживание сезонных пиков в проведении путевых работ и переход к круглогодичной технологии ремонта и реконструкции пути. Кроме того получит стратегическое развитие наработанный в настоящее время опыт ремонта инфраструктуры на закрытых перегонах.
В целях роста производительности труда и минимизации потребностей в «окнах» для ремонта инфраструктуры Холдинг реализует комплексную программу по обновлению и расширению парка современной путевой техники.
Также предусматривается внедрение системы комплексной диагностики и удаленного мониторинга инфраструктуры, систем ЖАТ на микропроцессорной элементной базе с расширенными функциональными возможностями, модульных цифровых систем технологической радиосвязи стандартом GSM-R, DMR, проведение мероприятий по повышению энергетической эффективности, оптимизации технологических нормативов и др.
Кроме того, повышения эффективности инфраструктурного комплекса является совершенствование систем мониторинга и диагностики инфраструктуры и ИССО на основе современных методов и систем и расширение практики планирования обслуживания и ремонтов инфраструктуры по фактическому состоянию с учетом прогнозируемых предотказных состояний и рисков.
Помимо прочего стратегической задачей в области содержания и ремонта инфраструктуры является совершенствование технологических нормативов с учетом достигнутого уровня техники и технологий, а также масштабов внедрения участков инфраструктуры, отремонтированных или модернизированных с внедрением современных технических решений.
Стратегические инициативы в локомотивном комплексе
Приоритетной задачей для роста объемов перевозок, улучшения их качественных показателей, повышения надежности и эффективности комплекса тяги является приобретение локомотивов с улучшенными техническими характеристиками и локомотивов нового поколения.
Экономия эксплуатационных расходов от приобретения такого тягового подвижного состава достигается за счет улучшения по сравнению с локомотивами-аналогами коэффициента технической готовности, снижения продолжительности и изменения структуры ремонтного цикла, повышения надежности локомотивов, снижения удельного расхода топливно-энергетических ресурсов, роста производительности труда локомотивных бригад.
Стратегическим направлением развития в данной сфере является переход на полное сервисное обслуживание локомотивного парка ОАО «РЖД».
Кроме того, в локомотивном комплексе будет завершено внедрение системы бережливого производства.
Также стратегическими задачами данного блока являются укрупнение и оптимизация числа ремонтных локомотивных депо, продолжится перевод машинистов в отдельных видах движения на работу в одно лицо.
Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Инфраструктура» в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 5.3.1.
Таблица 5.3.1. Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Инфраструктура» (консервативный сценарий)
Ключевые риски реализации стратегии бизнес-блока «Инфраструктура»
Ключевые риски реализации стратегических задач данного бизнес-блока определяются внешними и внутренними факторами.
Ключевыми внешними рисками являются:
Ключевыми внутренними рисками реализации Стратегии являются:
Вместе с тем, указанные риски являются традиционными для Холдинга, вследствие чего имеются наработанные методы их контроля и меры по минимизации негативных последствий каждого из них для бизнес-модели.
5.4. Бизнес-блок «Международный инжиниринг и транспортное строительство»
Анализ текущего состояния
По экспертным оценкам, годовой объем мирового рынка железнодорожных проектов в 2009 г. составил порядка 136 млрд. евро. В период 2012-2016 гг. средний ежегодный темп роста рынка железнодорожных проектов ожидается на уровне 2,8%. К 2016 г. объем рынка составит 160,6 млрд. евро.
Для холдинга «РЖД» целевыми регионами для реализации международных железнодорожных проектов являются страны СНГ, Восточной Европы, Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока.
В качестве целевых регионов для реализации новых проектов холдинга «РЖД» не рассматриваются страны Западной Европы и NAFTA (ввиду сложности преодоления квалификационных и конкурентных барьеров, требующих значительных финансовых вложений на этапе входа на региональный рынок) и страны Северной Африки (вследствие нестабильной политической ситуации и высоких страновых рисков).
Реализуемые холдингом «РЖД» международные инфраструктурные проекты можно объединить в следующие группы:
1) Комплексные проекты, предполагающие проектирование, строительство, поставку необходимого оборудования для содержания и эксплуатации создаваемых объектов инфраструктуры. Примерами таких проектов являются проекты в Армении, Монголии и КНДР. Данные проекты осуществляются отдельными юридическими лицами.
Экономический эффект для холдинга «РЖД» от реализации проектов заключается преимущественно в возможности включения указанных железнодорожных систем в логистические цепочки, основанные на использовании инфраструктуры Компании в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».
2) Строительные проекты, в рамках которых компании холдинга «РЖД» выполняют функции подрядчика при проектировании и выполнении строительных работ. Примерами таких проектов являются проекты в Абхазии, Иране, Сербии, Ливии. Работы выполняются за счет заказчиков, в отдельных случаях за счет заемных средств, предоставленных заказчикам Российской Федерацией.
Экономический эффект для холдинга «РЖД» от реализации проектов данной группы заключается в получении прибыли от выполненных работ.
Задачи внешнеэкономической деятельности холдинга «РЖД» в сфере реализации инфраструктурных проектов
Основными задачами внешнеэкономической деятельности холдинга «РЖД» в сфере реализации инфраструктурных проектов являются:
Планируется, что в долгосрочной перспективе (к 2030 г.) холдинг «РЖД» должен стать лидером консорциума компаний (как входящих, так и не входящих в Холдинг), предлагающего на международном рынке железнодорожных инфраструктурных проектов комплексные услуги (в том числе консалтинг, разработку концепций, проектирование, строительство, поставки материалов, машин и оборудования, управление транспортными комплексами и т. д.).
Основные направления реализации стратегии холдинга «РЖД» в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства
Основными направлениями реализации стратегии холдинга «РЖД» в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства являются:
Завершение формирования корпоративной структуры управления международными инфраструктурными проектами.
Развитие компетенций в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства.
Маркетинговый анализ и мониторинг перспективных проектов.
Разработка схем финансирования и реализации проектов, а также механизмов минимизации рисков холдинга «РЖД» в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства.
Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Международный инжиниринг и транспортное строительство» в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 5.4.1
Таблица 5.4.1. Контрольные параметры целевого состояния бизнес-блока «Международный инжиниринг и транспортное строительство» (консервативный сценарий)
Ключевые риски реализации стратегии бизнес-блока «Международный инжиниринг и транспортное строительство»
Основными рисками реализации Стратегии в сфере международного инжиниринга и транспортного строительства являются риски, связанные с нестабильностью политического режима, коррупцией, гражданскими беспорядками и войнами, контролем обменного курса, различного рода дефолтами, экспроприацией частного капитала и другими событиями в стране реализации проекта, а также отсутствие компетенций и недостаток производственных мощностей для выполнения отдельных видов проектов. Кроме того, следует отметить риски конкуренции со стороны зарубежных компаний, готовых осуществлять самостоятельное финансирование проектов.
В качестве основных механизмов минимизации рисков целесообразно рассматривать несколько направлений работы:
5.5. Социальный блок
Задачи социального блока холдинга «РЖД»
Холдинг рассматривает персонал в качестве своего важнейшего актива.
Учитывая масштаб деятельности и статус холдинга «РЖД» как крупнейшего работодателя страны, ключевым приоритетом является реализация политики социальной ответственности перед работниками, обществом и государством.
Основными стратегическими задачами проводимой в холдинге «РЖД» социальной политики являются:
Производительность труда в холдинге «РЖД» за последние три года (в стоимостном выражении) росла существенно бóльшими темпами, чем в целом по Российской Федерации. При этом, Холдингом обеспечен опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом реальной заработной платы.
Вместе с тем, в условиях ухудшающейся демографической ситуации в стране соотношение заработной платы железнодорожников к общероссийскому уровню снизилось с 1,4 раза (в 2011 году) до 1,33 раза (в 2012 году).
Учитывая, что между соотношением заработной платы железнодорожников к общероссийскому уровню и текучестью персонала существует прямая зависимость, для Холдинга критически важно обеспечить рост реальной заработной платы и ее конкурентоспособность, так как увеличение текучести кадров создает прямые риски по обеспечению технологических процессов и безопасности движения, а также влечет увеличение расходов на подготовку нового персонала.
Одним из ключевых приоритетов Холдинга является развитие персонала. В Холдинге создана целостная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.
Холдинг продолжает развивать систему целевой подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, а также систему подготовки рабочих кадров на базе учебных центров профессиональных квалификаций.
В Холдинге завершен этап становления системы дополнительного корпоративного бизнес-образования, ключевым элементом которой является Корпоративный университет ОАО «РЖД».
Основной для совершенствования процессов управления кадровым резервом, повышения эффективности обучения и развития работников Холдинга является внедрение и развитие системы единых корпоративных требований к персоналу и системы дистанционного обучения.
Мощным мотивационным инструментом системы привлечения и удержания персонала является социальный пакет.
Приоритетными элементами стратегии Холдинга в области социальной поддержки и социального развития являются:
Наличие достаточно развитой социальной инфраструктуры обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости и безопасности производственно-технологического процесса перевозок, особенностями обслуживания инфраструктурных устройств и подвижного состава, предполагающими нахождение и проживание значительной части работников в непосредственной близости от места работы.
При этом большая часть объектов социальной инфраструктуры находится в удаленных населенных пунктах со сложными климатическими условиями, в целом характеризуемых недостаточным уровнем развития социальной инфраструктуры и отсутствием альтернативных возможностей получения социальных услуг. В этих условиях обеспечение работников возможностью пользоваться социальными услугами является одним из основных факторов, способствующих привлечению, закреплению и удержанию персонала.
Также в стратегической перспективе Холдинг продолжит реализацию политики, направленной на повышение уровня пенсий работников за счет развития механизмов добровольных пенсионных накоплений и их со-финансирования работодателем.
Контрольные параметры целевого состояния социального блока в соответствии с консервативным сценарием представлены в таблице 5.5.1.
Таблица 5.5.1. Контрольные параметры целевого состояния социального блока (консервативный сценарий)
Ключевые риски реализации стратегии социального блока
Учитывая, что в целом в экономике страны не выдерживается принцип роста заработной платы только при условии опережающего роста производительности труда, и темпы роста заработной платы в стране опережают ее рост в компаниях холдинга «РЖД», в результате Холдинг может оказаться в ситуации, когда для сохранения конкурентоспособной заработной платы будет вынужден оптимизировать свою численность и повышать заработную плату темпами большими, чем рост производительности труда.
Ключевыми мероприятиями по минимизации данных рисков являются:
6. Задачи организационного развития Холдинга
Организационное развитие холдинга «РЖД» на период до 2030 года направлено на обеспечение эффективного управления хозяйственным комплексом Холдинга с учетом изменений в бизнес-модели, составе активов и целевых рынков, корпоративной структуре и во внешней среде.
В целевом состоянии и на всех этапах развития Холдинга системы управления ОАО «РЖД» и его ДЗО должны содержать полный набор компетенций и процессов, позволяющих формировать и реализовывать единую корпоративную стратегию, проводить единые корпоративные политики (финансовую, техническую, кадровую, социальную, информационную и прочие), обеспечивать, при необходимости, скоординированность оперативной (производственной) деятельности предприятий, входящих в Холдинг, обеспечивать управление эффективностью, качеством услуг, отношениями с клиентами, партнерами, общественностью и органами власти.
Целевая организационная модель Холдинга состоит из следующих элементов:
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью Холдинга в пределах своей компетенции, обеспечивает проведение политики, направленной на динамичное развитие, повышение устойчивости и прибыльности его работы.
Правление ОАО «РЖД», состоящее из руководителей ОАО «РЖД», действуя в интересах Российской Федерации и учитывая позиции акционеров ДЗО, обеспечивает проработку предложений по определению приоритетных направлений деятельности Холдинга и перспективных планах его развития, определяет единые корпоративные политики, нормы, правила и стандарты, разработанные Корпоративным центром, контролирует их соблюдение и достижение стратегических целей бизнес-единиц.
Совещательные органы, состоящие из руководителей ОАО «РЖД» и ключевых ДЗО, обеспечивают выработку предложений по основным направлениям деятельности Холдинга для представления правлению ОАО «РЖД».
Корпоративный центр прорабатывает стратегические решения, разрабатывает на основе принятых стратегических решений и в интересах их достижения единые корпоративные политики, нормы, правила и стандарты, обеспечивает контроль и анализ исполнения стратегических решений, достижения целей, организует текущее распределение наиболее важных и ограниченных ресурсов, а также обеспечивает координацию взаимодействия филиалов и ДЗО между собой и с «внешней средой» на всех уровнях управления и работоспособность системы контроля. Кроме того корпоративный центр организует корпоративное управление и контроль дочерних и зависимых обществ.
Для сохранения управляемости на всех уровнях железные дороги – филиалы ОАО «РЖД» входят в Корпоративный центр и реализуют часть его функций на региональном уровне.
Ответственность за результаты и эффективность хозяйственной деятельности несут бизнес-единицы – филиалы, структурные подразделения, ДЗО ОАО «РЖД». При безусловном соблюдении корпоративных политик, норм, стандартов и регламентов бизнес-единицам предоставляются широкие полномочия по принятию оперативных решений, определению способов достижения установленных целей, финансовых и нефинансовых показателей.
С учетом общности задач, технологий и дополнительных синергетических эффектов от скоординированной деятельности бизнес-единицы объединяются в бизнес-блоки. Для организации управления бизнес-блоком формируются органы, обеспечивающие организацию и контроль управления в бизнес-единицах с учетом специфики конкретного бизнес-блока, по таким направлениям как: управление затратами и эффективностью, управление человеческими ресурсами, развитие и другим.
7. Государственная поддержка развития Холдинга и основные направления совершенствования регуляторной среды
Объем государственной поддержки для реализации инвестиционных программ Холдинга должен определяться:
Механизмом государственной поддержки и государственного регулирования темпов развития инфраструктуры являются:
Отсутствие государственной поддержки в необходимом объеме приведет к существенному ограничению в развитии пассажирских перевозок, консервации и ухудшению ситуации с высоким износом основных фондов и ограничениями пропускной способности инфраструктуры, ухудшению качества перевозок и ограничению удовлетворения спроса экономики и населения на железнодорожные перевозки, росту убыточности ОАО «РЖД». При этом установленные в настоящей Стратегии целевые показатели развития Холдинга не будут достигнуты.
8. Социально-экономические эффекты от реализации Стратегии
Развитие холдинга «РЖД» и, на его основе, всего железнодорожного транспорта в соответствии с целевым сценарием позволит достичь существенных результатов для всех заинтересованных сторон.
Для государства будут созданы инфраструктурные условия долгосрочного инновационного развития экономики, укреплено транспортное единство страны.
Российская промышленность получит инфраструктурные возможности для роста выпуска продукции и усиления позиции на зарубежных рынках.
Будет дан мощный импульс инновационному развитию отечественного научно-производственного комплекса и других отраслей экономики.
За счет роста и качества инфраструктуры и услуг перевозок повысится качество жизни граждан, инвестиционная привлекательность экономики, будет обеспечено развитие регионов.
Для грузоотправителей будут расширены география транспортного обслуживания, улучшено качество перевозок и предоставлены дополнительные возможности выбора между различными классами услуг.
Для пассажиров реализация Стратегии позволит кардинально повысить уровень сервиса и расширить географию обслуживания. Значительно сократится время в пути следования. Расширятся транспортные возможности для жителей агломераций, что позволит сократить расходы на общественный транспорт и отказаться от затратных поездок на автомобиле.
Для населения нашей страны в результате расширения перевозочного и логистического бизнеса, строительства железнодорожных линий и развития промышленности будут созданы новые рабочие места и повышено качество жизни.
Для работников Холдинга будет обеспечено долгосрочное поддержание высокого социального статуса и престижности работы в Холдинге.
Реализация Стратегии позволит повысить конкурентоспособность, производственную и коммерческую эффективность холдинга «РЖД».