Что определяет тип урока физической культуры
Классификация типов урока физической культуры
Классификация типов урока физической культуры в зависимости от решаемых задач, по Холодову Кузнецову.
Типы уроков физической культуры по Матвееву А. П.
Просмотр содержимого документа
«Классификация типов урока физической культуры»
Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач
Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровит6ельныз задач
Уроки с оздоровительной направленностью:
Ведущими являются оздоровительные задачи:
служат развитию различных систем организма;
направлены на восстановление сил и работоспособности
Уроки с воспитательной направленностью
Ведущими являются воспитательные задачи
Уроки с образовательной направленностью
Ведущими являются образовательные задачи:
проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами;
уроки изучения нового материала (обучающие)
ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;
применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала;
содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.;
направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по реме или разделу
Типы уроков физической культуры
Уроки физической культуры – основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые уроки (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися учебников по физической культуре, различных дидактических материалов (например, карточек) и методических разработок учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:
планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление; совершенствование;
планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки – с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
гибкость, координация движений, быстрота;
сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью школьников обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительными особенностями целевых уроков являются:
обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7 – 9 мин);
использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания).при этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних заданий, при выполнении которых они закрепляются.
В средней (полной) школе урочные формы учебных занятий физической культурой приобретают все более самостоятельный характер, т. е. учащимся предоставляется определенная самостоятельность в их планировании и структурировании, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по корректировке разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации занятий, включая и самостоятельные занятия дома. При таком подходе, наряду с традиционными типами уроков (с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью), появляются и так называемые практико-ориентированные уроки (занятия), которые по своей сути носят методический характер. На этих уроках совместно с учителем разрабатываются индивидуальные учебные задания, составляются планы-конспекты, оценивается результативность в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.
Что определяет вид урока физической культуры?
Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры — всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы.
Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:
1) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;
2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;
3) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
4) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
Основой для построения урока являются биологические закономерности функционирования организма, определяющая его работоспособность, и логика развертывания учебно-воспитательного процесса. Большому разнообразию контингента занимающихся, программ, условий проведения занятий и многих других факторов соответствует и огромное разнообразие содержания и формы занятий физическими упражнениями, в частности урока. Чтобы правильно ориентироваться в этом разнообразии, правильно планировать уроки и умело выделять главное при разработке содержания и структуре очередных занятий, необходимо опираться на обоснованную классификацию урока.
Что определяет тип урока физической культуры? Дайте классификацию уроков физической культуры по их видам и типам.
Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена.
По признаку преимущественной направленности на решение образова-тельных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью:- вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверги, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.
— урокиизучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.
— уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
— смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
— контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1626 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Что определяет тип урока физической культуры
Уроки с образовательно-познавательной направленностью
дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Эти уроки имеют свои особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Ур оки с образовательно-обучающей направленностью
используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планиро вание задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью
используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.
Какие бывают виды уроков физической культуры
Какие бывают виды уроков физической культуры.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Эти уроки имеют свои особенности. Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
— планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
— планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
— планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности: 1) гибкость, координация движений, быстрота; 2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности); 3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.
Типы уроков физической культуры
Современные педагогические подходы
Наиболее значимой проблемой школьной физической культуры является проблема приоритетной направленности учебного предмета «физическая культура». Чему отдать предпочтение: оздоровительному, тренировочному или образовательному направлению? Дискуссия на эту тему ведется не первый год, и до сих пор направленность урока физической культуры в школьной программе однозначно не определена.
Главное – здоровье
Первый подход – оздоровительный, где основной ценностью рассматривается здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития и физической подготовленности. В рамках данного подхода акцент делается на значимый тренировочный эффект и высокий уровень развития физических качеств за счет увеличения объема обязательных занятий физической культурой. С физиологической точки зрения тренировочный эффект определяется уровнем функциональных возможностей отдельных систем и организма в целом, эффективностью их функционирования и обеспечения разнообразных форм мышечной активности, эргометрическими показателями физической нагрузки: количеством, частотой занятий в неделю, месяц, четверть и т.д.
Однако не всякая даже систематическая двигательная активность может вызывать адаптацию различных систем организма к физической нагрузке. Положительный тренировочный эффект достигается только при условии, когда физическая нагрузка будет соответствовать «пороговой» нагрузке с учетом текущего функционального состояния организма школьника или несколько превышать ее. Если физическая нагрузка по объему и интенсивности будет незначительной, то эффект развития функциональных возможностей организма окажется практически нулевым.
В педагогическом аспекте оздоровительная направленность уроков физической культуры связана с решением конкретных дидактических задач: укреплением здоровья, гармоничным физическим развитием, повышением уровня общей физической подготовленности, совершенствованием двигательных способностей, формированием правильной осанки, коррекцией «отстающих» мышечных групп, функциональных систем организма школьника.
Очевидно, реализация оздоровительных задач сопряжена с достижением определенного тренировочного эффекта, который проявляется в отношении функциональных систем, лимитирующих двигательную активность. Характер адаптационных процессов, в свою очередь, определяется режимами выполнения физических упражнений с учетом направленного воспитания одного или нескольких физических качеств, а также комбинированного воздействия на организм в целом.
Сложная структура каждого физического качества в процессе управления их развитием предполагает применение адекватных методов физического воспитания и педагогических приемов. Таким образом, становится очевидным, что уроки с оздоровительной направленностью можно классифицировать на следующие типы:
1) урок, направленный на совершенствование преимущественно одного физического качества (быстроты, силы, гибкости, общей выносливости и т.д.);
2) комбинированный урок, направленный на формирование двух и более физических качеств;
3) корригирующий урок, направленный на решение задач, связанных с коррекцией отстающих физических качеств, отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья.
Главное – тренировка
Второй подход – спортивно ориентированный. Он основан на рациональном сочетании классно-урочной и внеурочной форм занятий избранными видами спорта. Предлагаются также альтернативные формы организации физического воспитания учащихся. Речь идет о разработке и внедрении инновационных спортивных технологий в практику физического воспитания, предусматривающих отказ от традиционного урока физической культуры и замену его групповыми учебно-тренировочными занятиями по видам спорта за пределами академического расписания. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в соответствии с их интересами и уровнем притязаний.
Главной теоретико-методической основой этого подхода, предложенного профессором В.К. Бальсевичем, является положение о том, что в основании организации и методики физического воспитания школьников должна быть концепция тренировки как пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека. Его реализация предполагает конверсию высоких спортивных технологий (адаптированных к условиям массового применения) в практику физического воспитания школьников.
Авторы данного подхода предлагают по-новому взглянуть на школьный урок физической культуры. Действительно ли в своем нынешнем виде он является единственной и независимой формой организации физического воспитания детей и вообще нужен ли «новой школе» урок физической культуры в том виде, в каком он проводился прежде и проводится до сих пор? В то же время сторонники тренировочной направленности уроков физической культуры понимают, что формулируемые ими задачи и принципы организационной стратегии не могут быть реализованы в условиях традиционного школьного урока физической культуры.
В связи с этим нельзя оставить без внимания и концепцию спортивного образования в старшей школе, разработанную профессором Л.И. Лубышевой. Введение учебного предмета «спортивная культура», по мнению автора концепции, позволит устранить болевые точки традиционно сложившейся системы физического воспитания школьников, а именно:
Однако при этом весьма узко понимается содержание физического воспитания в школе и уроков физической культуры в частности. Чаще всего его цели и задачи сводятся к повышению уровня физической подготовленности учащихся. Из виду упускается решение таких важных задач, как формирование у школьников глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, а также интересов, потребностей, ориентирующих человека на здоровый образ жизни, на самостоятельную целенаправленную деятельность по совершенствованию своего физического состояния.
Уроки физической культуры сами по себе не решают всех проблем физического воспитания и здоровья подрастающего поколения. К сожалению, уроки лишь частично пополняют недостаток двигательной активности школьников. Результаты научных исследований и педагогический опыт показывают, что уроки физической культуры компенсируют в среднем только 11% необходимой физической нагрузки, а при максимальной моторной плотности урока – около 40% необходимого объема двигательной активности. Даже ежедневные уроки не способны покрыть дефицит двигательной активности, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья школьников.
В то же время уроки физической культуры во многих школах не соответствуют современным требованиям, интересам и потребностям детей. 40% старшеклассников не удовлетворены тем, как проводятся уроки физической культуры. Более 70% старшеклассников считают, что они не получили в школе необходимых знаний и умений, позволяющих организовать самостоятельные занятия спортом. В результате молодежь не умеет использовать средства физической культуры для организации здорового, содержательного досуга.
Поэтому нельзя преувеличивать возможности школьного урока. Урок физической культуры всего лишь часть, одна из форм всего процесса физического воспитания детей. Он способствует укреплению здоровья школьников, развитию физических качеств и повышению функциональных возможностей каждого, но не может решить всех этих проблем. Для этого нужно изменить существующее содержание школьного образования в области физической культуры, сделать его более привлекательным и интересным для учащихся, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Мы должны знать, что урок физической культуры – это учебный предмет в школе, и относиться к нему нужно не как к панацее от всех болезней, а как к учебному предмету. Поэтому на уроках физической культуры, в первую очередь, необходимо решать образовательные задачи, то есть: дать учащимся знания, научить их базовым видам двигательной деятельности, предусмотренным программой по физической культуре, и тем самым создать двигательную базу, приучить детей к самостоятельности, а также формировать культуру, как физическую, так и общую.
Главное – знания и умения
Следующий подход ориентирован на усвоение учащимися на уроках определенных знаний, а также на формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Направленность таких уроков характеризуется совокупностью конкретных дидактических задач, связанных с процессом обучения двигательным действиям. Поэтому деление на типы уроков, представленные в данном подходе, в основном связано с этапами формирования двигательных действий: урок разучивания нового материала, урок закрепления и совершенствования освоенного материала, смешанный и контрольный уроки.
Смешанные уроки – наиболее эффективная форма организации учебной деятельности в школе. На этих уроках могут сочетаться и реализоваться задачи, например, разучивание нового и закрепление или совершенствование пройденного материала, контроль выполнения упражнений. Оценка качества выполнения двигательных действий, количественный учет освоения программного материала и учебных нормативов могут быть также задачами контрольного урока.
По признаку предметной деятельности такие уроки условно подразделяются на следующие типы: уроки легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола, плавания, лыжной подготовки и т.д. При этом вводные уроки носят информационный характер и проводятся достаточно редко, как правило, в начале или конце четверти, полугодия.
Современные концепции урока
Характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности урока как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Из существующих в настоящее время концептуальных подходов, основанных на приоритете образовательной направленности уроков физической культуры, первостепенный интерес представляют взгляды сотрудников лаборатории физического воспитания НИИ возрастной физиологии Российской академии образования.
В лаборатории была разработана концепция так называемого «конгруэнтного физического воспитания». Суть ее основывается на построении учебного процесса с учетом физиологических особенностей ученика. Цель конгруэнтной системы физического воспитания – реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности. При этом ставятся три конкретные задачи, которые, по мнению авторов конгруэнтной концепции, несколько отличаются от задач, поставленных в нынешних учебных программах физического воспитания. Это такие задачи, как:
Видное место в разработке концептуальных оснований развития образования в области физической культуры занимают работы А.П. Матвеева. Большое значение в них придается вопросам общетеоретического плана как методологической базе для решения проблем школьной физической культуры, а также разработке программного обеспечения процесса физического воспитания школьников. По его мнению, неверно думать, что разработка концептуальных основ учебного предмета «физическая культура», общего физкультурного образования уже сама по себе достаточна для того, чтобы заменить собой сложившиеся десятилетиями взгляды и подходы к осуществлению процесса физического воспитания школьников.
Разработанная А.П. Матвеевым учебная программа по физической культуре для учащихся 1–11-х классов, по мнению автора, отражает направленность возрастной динамики активности школьников в процессе их социокультурного развития и структурируется в своем содержании на три уровня общего физкультурного образования: начальное образование (идентификация – «учись у учителя»); неполное среднее образование (индивидуализация – «учись вместе с учителем») и общее среднее (полное) образование (персонификация – «учись быть учителем»).
В связи с этим основы знаний и практические навыки физкультурной деятельности должны закладываться, прежде всего, в условиях учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе и рамках преподавания учебного предмета «физическая культура», обеспечивая, тем самым, общее физкультурное образование школьников. Процесс школьного физкультурного образования должен рассматриваться как дидактически направленный процесс развития личности, в котором должен быть осуществлен переход от решения проблем физической подготовки к обеспечению общего физкультурного образования.
Такого же мнения придерживается в своей концепции профессор В.П. Лукьяненко. Он также считает, что главным фактором, определяющим урок физической культуры в качестве основной формы физического воспитания, является его дидактическая направленность с приоритетом решения образовательных задач как стратегически важных для достижения общей цели физического воспитания. Без целенаправленного формирования ценностной ориентации на укрепление здоровья, выработку потребностей и мотивов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, творческого отношения к использованию ценностей физической культуры, без создания условий для самосовершенствования невозможно решить задачу приобщения к регулярным занятиям, сделать физическую культуру важной составляющей здорового образа жизни.