Что определяет рабочая программа курсового обучения работников организации
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14) (документ не действует)
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
(утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14)
Курсовое обучение организуется на основании требований федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации», постановлений Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны».
устанавливает требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших курсовое обучение.
Основными задачами обучения являются:
усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия;
изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах;
изучение порядка и последовательности действий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим;
выработка навыков в пользовании средствами индивидуальной и коллективной защиты;
освоение практического применения полученных знаний в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности;
подготовка работников организации к выполнению своих должностных и специальных обязанностей в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах.
Основными принципами курсового обучения являются:
учить работников организации тому, что необходимо в условиях угрозы и возникновения опасностей при ЧС и военных конфликтах;
наглядность и максимальное приближение к реальной обстановке;
умелое сочетание различных форм и методов обучения;
системность и методическая последовательность обучения («от простого к сложному, от известного к неизвестному»);
сознательность и активность обучения;
По характеру учебной деятельности занятия, проводимые в ходе курсового обучения, подразделяются на теоретические и практические.
Основной формой теоретических занятий при обучении работающего населения является беседа.
В ходе беседы руководитель занятия, с использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий, передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.
Основу обучения работающего населения составляет проведение практических занятий (тренировки и комплексные занятия).
В ходе комплексного занятия все работники организации, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному действию # в сложившейся обстановке.
На комплексном занятии практические действия обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки или после.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, руководитель занятия привлекает необходимое количество помощников (инструкторов).
II. Организация курсового обучения
Порядок и последовательность проведения курсового обучения
Обучение работающего населения в области ГО и защиты от ЧС по программе курсового обучения, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения работающего населения, планируется и проводится в организациях ежегодно, в объеме не менее 16 часов.
Занятия проводятся, как правило, ежемесячно, в течение года, исключая месяцы массовых отпусков работников организаций, в рабочее время.
Для проведения занятий приказом руководителя организации назначаются руководители занятий и создаются учебные группы численностью до 25 человек с учетом должностей работников организации, а также особенностей их профессий.
Для проведения занятий привлекается руководящий состав, инженерно-технические работники, члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, руководители и сотрудники органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО, а также другие подготовленные лица. Занятия по правилам оказания первой помощи проводятся с привлечением соответствующих специалистов.
При проведении практических занятий, теоретический материал, необходимый для правильного понимания и выполнения практических приемов и действий, рассматривается путем рассказа или опроса обучаемых в минимальном объеме.
Занятия проводятся в учебных классах и на учебных площадках. Занятия по темам 4 и 5 проводятся в обстановке повседневной трудовой деятельности. Они должны прививать навыки по действиям работников организации при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и выполнению мероприятий защиты в условиях исполнения ими своих должностных обязанностей.
Знания и умения, полученные при освоении тем программы курсового обучения, совершенствуются в ходе участия работников организации в тренировках и комплексных учениях по ГО и защите от ЧС.
Руководство обучением и учет результатов
Руководство обучением должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программы курсового обучения работников организации в области ГО и защиты от ЧС.
Для достижения поставленных целей в руководстве обучением необходимо:
качественное планирование учебного процесса;
систематический контроль за подготовкой руководителей занятий, ходом курсового обучения в учебных группах и оказание действенной помощи руководителям занятий;
изучение, обобщение и внедрение передового опыта в организации проведения занятий;
эффективное использование учебных объектов и средств обеспечения учебного процесса;
постоянное совершенствование учебно-материальной базы.
Руководителям организаций, при разработке программ курсового обучения работников организаций, предоставляется право, с учетом условий специфики деятельности организации, особенностей и степени подготовленности обучаемых, а также других факторов, вносить изменения в содержание тем и определять время на их изучение без сокращения общего количества часов, предусмотренного на освоение настоящей примерной программы курсового обучения.
Руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
Контроль за качеством усвоения учебного материала руководители занятий осуществляют путем опроса обучаемых перед началом и в ходе занятия.
В целях осуществления регистрации количественных и качественных показателей выполнения тематического плана, а также уровня знания и умений работников организации, прошедших обучение, руководители занятий организуют и осуществляют учет результатов курсового обучения и представление отчетности о его проведении.
Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих посещаемость занятий, уровень знания и умения, полученных в ходе отработки тем программы курсового обучения.
Учёт проведения занятий, в соответствии с тематическим планом и расписанием занятий, и присутствия на них обучающихся осуществляют руководители занятия в журналах, определенных Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Журналы ведутся на каждую учебную группу и хранятся в течение года после завершения обучения.
Мероприятия по обеспечению требований безопасности
Безопасность при проведении занятий обеспечивается их четкой организацией, точным соблюдением требований безопасности, положениями руководств, приказов и распоряжений прямых начальников, а также применением знаний и навыков, полученных в ходе проведения различных видов инструктажей и занятий по изучению требований безопасности по темам в соответствии с тематическим планом.
Руководители занятий обязаны принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с индивидуальными средствами защиты, приборами, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Требования безопасности должны выполняться при любых условиях, независимо от времени проведения занятий, наличия обучаемых и материальных средств.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Особое внимание при обучении обращается на обеспечение безопасности при использовании учебно-имитационных средств и при работе в средствах защиты органов дыхания и кожи.
III Планируемые результаты обучения
Работники организации, прошедшие обучение в соответствии с настоящей примерной программой курсового обучения работающего населения, должны:
способы и средства защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, свои обязанности в области ГО и защиты от Ч #
места расположения средств индивидуальной и коллективной защиты;
места расположения первичных средств пожаротушения, имеющихся в организации;
порядок получения средств индивидуальной защиты, а также укрытия в средствах коллективной защиты работников организации, правила поведения в защитных сооружениях;
правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе;
действовать по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
проводить частичную санитарную обработку;
практически выполнять мероприятия по реализации основных способов защиты;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися в организации;
оказывать первую помощь в неотложных ситуациях.
IV. Тематический план
Порядок получения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.
Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.
Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.
Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов.
Оказание первой помощи.
Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Общее количество часов:
V. Содержание тем занятий
ЧС, характерные для мест расположения и производственной деятельности организации, присущие им опасности и возможные последствия их возникновения.
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории организации и муниципального образования.
Возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них.
Опасности военного характера и присущие им особенности. Действия работников организаций при опасностях, возникающих при военных конфликтах.
Основные способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
Тема 2. Порядок получения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией о воздушной тревоге, химической тревоге, радиационной опасности или угрозе катастрофического затопления и действий работников организации по ним.
Порядок оповещения работников организации и доведения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информацией:
— о воздушной тревоге;
— о радиационной опасности;
— об угрозе катастрофического затопления;
Порядок действия работников организаций при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» в рабочее время.
Особенности действий работников организаций при получении сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» в нерабочее время.
Тема 3. Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации.
Виды, назначение и правила пользования имеющимися в организации средствами индивидуальной и коллективной защиты. Порядок получения средств индивидуальной защиты.
Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.
Действия при укрытии работников организаций в защитных сооружениях. Меры безопасности при нахождении в защитных сооружениях.
Технические и первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.
Тема 4. Действия работников при аварии, катастрофе и пожаре на территории организации.
Основные требования охраны труда и соблюдения техники безопасности на рабочем месте.
Действия при аварии, катастрофе и пожаре на производстве. Порядок и пути эвакуации.
Профилактические меры по предупреждению пожара.
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте.
Действия работников по предупреждению пожара, при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре.
Тема 5. Действия работников организации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
Действия по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с информационными сообщениями.
Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера (землетрясения, извержение вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины и др.), во время и после их возникновения.
Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз и пр.), во время их возникновения и после окончания.
Действия работников при получении информации о стихийных бедствиях гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами и др.), во время их возникновения и после окончания.
Действия работников при получении информации о возникновении лесных и торфяных пожаров. Меры безопасности при привлечении работников к борьбе с лесными пожарами.
Действия по повышению защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных и аварийно химически опасных веществ при ЧС техногенного характера.
Действия при возникновении военных конфликтов.
Действия работников организаций при объявлении эвакуации.
Тема 6. Оказание первой помощи.
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Практическое наложение повязок.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Тема 7. Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера.
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.
Действия при бытовых отравлениях, укусе животными и насекомыми.
Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, на водных объектах, в походе и на природе.
Способы преодоления паники и панических настроений в условиях ЧС.
VI. Учебно-материальная база
6.1. Учебные объекты
Для реализации программы курсового обучения работающего населения, в зависимости от численности сотрудников, в организациях необходимо иметь:
Комплект средств для проведения занятий по ГО и защите от ЧС должен включать: плакаты, схемы и слайды по темам занятий, слайд-проектор, переносной экран, отдельные образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, тренажер для оказания первой помощи, а также, при возможности, различные видеовоспроизводящие устройства для показа фильмов и видеороликов.
Под многопрофильным учебным кабинетом (классом) понимается учебный кабинет (класс), позволяющий проводить занятия по нескольким направлениям обучения.
В состав многопрофильного учебного кабинета (класса) входят: рабочее место преподавателя, интерактивная доска и экран, рабочие места обучаемых и средства обеспечения учебного процесса, в том числе тренажеры, макеты, имитаторы. Для оснащения многопрофильного класса организации нормативными правовыми документами и учебной литературой, а также средствами обеспечения учебного процесса, необходимо руководствоваться данными представленными в разделе 6.2. данной примерной программы курсового обучения.
6.2. Средства обеспечения учебного процесса
6.2.1. Вербальные средства обучения
Нормативные правовые документы:
Конституция Российской Федерации с комментариями для понимания;
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
6.2.2. Визуальные средства обучения
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
Гражданская оборона Российской Федерации;
Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;
Действия населения при авариях и катастрофах;
Аварии на газонефтепроводах;
Аварии на радиационно опасных объектах;
Аварии на химически опасных объектах;
Действия населения при стихийных бедствиях;
Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях;
Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;
Охрана труда на объекте;
Радиация вокруг нас;
Радиационная и химическая защита;
Защитные сооружения гражданской обороны;
Средства защиты органов дыхания;
Средства радиационного и химического контроля;
Средства дезактивации и дегазации;
Средства индивидуальной защиты;
Умей действовать при пожаре;
Меры пожарной безопасности в сельском населенном пункте;
Пожарная безопасность на объекте;
Добровольная пожарная дружина;
Уголок гражданской защиты;
Безопасность людей на водных объектах;
Основы безопасности жизнедеятельности;
Единый телефон пожарных и спасателей 01, 112.
Макет простейшего укрытия;
Макет защитного сооружения ГО (убежища, ПРУ).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, поражающие факторы. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории;
Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, способы защиты от них;
Тушение пожаров. Приемы и способы спасения людей при пожарах;
Лечебно-эвакуационное обеспечение населения в чрезвычайных ситуациях;
Техника, механизмы и приборы, состоящие на оснащении формирований ГО. Назначение, технические данные и порядок применения.
6.2.3. Технические средства обучения
Рентгенометр ДП-5В и др.;
Прибор химической разведки ВПХР и др.;
Дозиметры-радиометры: ДРБП-03, ДКГ-03Д «Грач», ДБГБ-01И «Белла», ДКГ-02У «Арбитр», ДКС-96 и др.;
Комплекты измерителей дозы: ДП-22В, ИД-1, ИД-02 и др.;
Индивидуальный измеритель дозы ИД-11 и др.;
Комплект отбора проб КПО-1М.
Средства индивидуальной защиты:
Противопылевые тканевые маски;
Респираторы типа ШБ-1 «Лепесток-200», У-2К, РПА-1 и др.;
Газодымозащитный респиратор ГДЗР и др.;
Самоспасатель СПИ-20, СПИ-50 и др.;
Противогазы типа ГП-7, ПДФ-7, ПДФ-ША, ИП-4М и др.;
Аптечка первой помощи офисная «СТС»;
Защитная фильтрующая одежда ЗФО-58;
Аптечка противоожоговая «Фарм+газ»;
Аптечка индивидуальная КИМГЗ;
Аптечка первой помощи офисная «СТС»;
Комплект «Аптечка первой помощи»;
Пакет перевязочный индивидуальный ИПП-1;
Пакет перевязочный медицинский ППМ;
Индивидуальный противохимический пакет;
Индивидуальный дегазационный комплект ИДП и др.;
Образцы огнетушителей всех типов;
Первичные средства пожаротушения.
Робот-тренажер «Гоша» и др.
6.2.4. Информационные средства обучения
Аудио-, видео-, проекционная аппаратура:
Персональный компьютер (планшетный ПК) ноутбук;
Экран проекционный с электроприводом.
6.2.5. Аудиовизуальные материалы
Мультимедийные обучающие программы:
Оказание первой помощи;
Мультимедийное учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности».
Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории региона (муниципального образования) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, 2016;
Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения, 2016;
Средства коллективной и индивидуальной защиты, а также первичные средства пожаротушения. Порядок и правила их применения и использования, 2015;
Чрезвычайные ситуации, характерные для региона, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации, 2015;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания;
Безопасность при землетрясениях;
Безопасность при ураганах и смерчах;
Средства индивидуальной защиты;
Средства и способы защиты населения;
Действия населения при химически опасных авариях;
Действия населения в зоне радиоактивного загрязнения;
Химическая опасность и эвакуация населения;
Травматизм. Оказание первой помощи;
Подготовка и проведение комплексных учений и тренировок по гражданской обороне;
Гражданская оборона в современных условиях. Природные чрезвычайные ситуации. Техногенные чрезвычайные ситуации. Опасности в быту;
Гражданская оборона современной России;
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций;
Обеспечение безопасности личного состава при тушении пожаров;
Защита населения от чрезвычайных ситуаций.
Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях;
Краткая энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях: безопасность в быту, выживание в дикой природе, чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайные ситуации природного характера, оказание первой медицинской помощи;
Единая информационная база по ГО, защите от ЧС и терактов, пожарной безопасности.
Действия при угрозе и возникновении пожаров.
Последствия лесных пожаров;
Последствия взрывов и пожаров;
Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций.
Электронные учебные пособия:
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Действия населения при чрезвычайных ситуациях;
Действия при авариях на химически опасных объектах;
Снижение рисков и смягчение последствий лесных пожаров;
Снижение рисков и смягчение последствий наводнений;
Снижение рисков и смягчение последствий взрывов и пожаров.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Она определяет организацию и порядок осуществления обучения государственных и муниципальных служащих, рабочих и служащих учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; устанавливает требования к уровню знаний и умений работников организаций, прошедших курсовое обучение.
Основными задачами обучения являются, в частности, усвоение поражающих факторов источников ЧС, характерных для места расположения организации, а также различных видов оружия; изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах; изучение порядка и последовательности действий по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»; изучение приемов оказания первой помощи пострадавшим и т. д.
Опредлены порядок организации курсового обучения, его планируемые результаты.
Представлен тематический план.
Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-8-14)
Текст документа официально опубликован не был
Письмом МЧС России от 19 мая 2020 г. N 43-4562-11 настоящий документ признан не действующим с 19 мая 2020 г.