Что определяет предельное состояние машины
Критерии предельного состояния сборочных единиц и машин
Предельные значения параметров устанавливают на основании соответствующих критериев.
Различают три группы критериев:
– технические (увеличение зазоров в кривошипно-шатунном механизме);
–технико-экономические (угар масла, повышенный расход топлива);
– технологические (затупление лемеха — плохая пахота).
Под критерием предельного состояния машины или сборочной единицы понимают признак или совокупность признаков, при появлении которых целесообразен ремонт (экономически оправдан).
Для шин тракторов критерием предельного состояния выступает высота грунтозацепов по центру беговой дорожки. Нном = 35 мм, а Нпред. = 10,8 мм.
Для гусеничных машин критерием предельного состояния гусеничной цепи является предельная длина 10-ти звеньев.
Для трактора Т-150 Lном = 1800 мм, а Lпред. = 1891 мм.
Для ведущих мостов тракторов таким критерием является предельный суммарный угловой зазор.
Для трактора К-701 a пред.=30,6*.
Для трактора МТЗ-80 a пред.=33,5*.
Для двигателя внутреннего сгорания основными критериями предельного состояния являются:
1) повышенный угар масла (>1,4% к расходу топлива);
2) расход картерных газов, л/мин (для двигателя Д-240 номинальный — 28; предельный — 93);
3) давление в системе смазки прогретого двигателя (кг/см 2 ) должно
составлять:
4) суммарный зазор в головках шатуна, мм (0,09–0,5).
Оценка технического состояния, например трактора, проводится более чем по 40-а параметрам. Предельное состояние машины устанавливается по условию достижения предельного состояния сборочными единицами. Например, для трактора, это имеет место, если предельного состояния достигли: двигатель, КПП, ведущие мосты.
Таким образом, диагностирование обеспечивает решение следующих задач:
1) установить причины отказов;
2) оценить фактическое техническое состояние машины в данный момент времени, и выявить необходимость регулирования или замены элементов при ТО и ТР;
3) установить необходимость текущего или капитального ремонта;
4) оценить качество выполнения ремонтно-обслуживающих работ;
5) прогнозировать остаточный ресурс элементов объекта.
Остаточный ресурс рекомендуется определять по формуле:
(1.4)
где Тнач — наработка к моменту диагностирования;
b — показатель, учитывающий погрешность прогноза, обычно равен 0,85;
Sном, Sизм, Sпред — номинальное, измеренное и предельное значение
параметра;
a — показатель степени функции изменения параметра (лежит в пределах 0,8–1,9 в зависимости от параметра протекания процесса изнашивания. При замедлении 0,8 при ускорении до 1,9).
6.3 Технология предремонтного диагностирования.
Состояние и перспективы развития
Диагностирование как составная часть работ по ТО проводится при всех периодических технических обслуживаниях. Для тракторов диагностирование при ЕТО в основном направленно на определение готовности трактора к выполнению сменного задания. При ТО-1 задача диагностирования — определить техническое состояние вспомогательных систем и механизмов двигателя, при ТО-2 — определение технического состояния механизмов и систем, обуславливающих безотказность трактора и экономичность работы дизеля. Основное содержание — проверка работоспособности основных механизмов и систем двигателя, шасси и рабочего оборудования. При ТО-3 задачей диагностирования является определение технического состояния трактора в целом. Содержание — проверка работоспособности и исправности трактора в целом, проведение ресурсного диагностирования, установление остаточной величины ресурса, определение при необходимости вида, объёма и срока ремонта.
При сезонном обслуживании — определяют готовность трактора к осенне-зимним или весенне-летним условиям эксплуатации. Основное содержание — проверка систем регулирования теплообмена и механизмов, от которых зависит нормальное функционирование трактора в конкретных климатических условиях.
При заявочном диагностировании определяют место и при необходимости причину и вид дефекта или состояние трактора в целом. Содержание — поиск дефекта или проверка состояния трактора.
Последовательность поиска неисправностей при заявочном диагностировании:
1) оптимальная последовательность поиска причин отказов внутри каждого класса (конструкционные, производственные и эксплутационные) устанавливается по величине отношения вероятности возникновения отказа по определенной причине Рi к стоимости её установления Сi. Алгоритм поиска строится в порядке убывания этого отношения, т.е.;
2) от начала процесса (подачи топлива, воды, воздуха, масла, электроэнергии, вращения, передвижения) к его концу;
3) вначале с помощью встроенных контрольно-измерительных средств, затем органолептически, и, наконец, с помощью переносных, передвижных или стационарных средств диагностирования.
При ресурсном диагностировании перед ТО-3, предшествующим ТР и КР определяют остаточный ресурс составных частей и трактора в целом. Основное содержание — проверка сопряжений, ограничивающих ресурс составных частей и трактора в целом.
При ремонте (изготовлении) определяют качество ремонта (изготовления) трактора. Содержание – проверка параметров, характеризующих качество сборки, регулировки и обкатки трактора.
Диагностирование в зависимости от производственных условий организуется по совмещенной или специализированной схеме. В первом случае на посту выполняется весь объем работ по ТО, а во втором — только диагностические операции.
Специализированная схемачаще применяется на СТОТ. В качестве диагностических средств используется комплект для диагностирования
КИ-13920 ГОСНИТИ. В его основе стенд диагностический для колёсных тракторов КИ-8927 или КИ-8948 и рабочее место мастера-диагноста КИ-13920.10. Всего в комплект входит 43 позиции.
Совмещенная схема применяется на пунктах ТО и диагностики тракторов в хозяйствах. Комплект ОРГ-4999А ГОСНИТИ мастера-наладчика, а в его составе диагностические комплекты: переносной КИ-13901 и стационарной
КИ-1391927 позициями.
Подготовка трактора к диагностированию, производится путем опроса тракториста о работе машины и её составных частей. Далее производят осмотр, очистку и мойку. Перед мойкой из кабины убирают посторонние предметы, проверяют крепление крышек топливного бака, маслозаливной горловины двигателя и др., закрывают пробками выхлопные трубы основного и пускового двигателя. Особенно тщательно промывают поверхности, прилегающие к форсункам, штуцерам топливных насосов, местам смазки, соединениям воздушного впускного тракта с воздухоочистителем, местам разъёма топливных и масляных фильтров.
При совмещенном диагностировании проверяют и восстанавливают уровни смазки и устраняют выявленные неисправности.
Перед специализированным диагностированием дополнительно проводят проверку креплений составных частей, смазку узлов трения, проверку и регулировку свободного хода рычагов и педалей управления, регулировку форсунок, проверку и регулировку зазоров в клапанах, дозаправку жидких смазок. Устраняют обнаруженные неисправности, препятствующие диагностированию.
При обоих схемах диагностирования оно разделяется на обобщенное (регламентное) или углубленное (заявочное), которое направленно на поиск неисправностей.
В целях сокращения затрат операции регламентированного диагностирования проводят в определённом порядке:
1) определение остаточного ресурса и необходимости ремонта основных агрегатов или трактора в целом;
2) определение остаточного ресурса и необходимости ремонта основных узлов и систем трактора;
3) определение характера и объема профилактических работ при ТО трактора.
Заявочное диагностирование проводят, начиная с простейших проверок наименее надёжных элементов.
Маршрут диагностирования колёсного трактора при ТО-3 (обобщенное (регламентированное) диагностирование).
1. Установка трактора на пост диагностирования, присоединение диагностических средств. Определение времени выбега ротора турбокомпрессора.
2. Проверка давления масла в системе смазки при минимальном скоростном режиме.
3. Прогрев двигателя и прослушивание агрегатов трансмиссии.
4. Оценка состояния КШМ по давлению масла в системе смазки, характеру и силе стуков в зоне нижней и верхней головок шатуна.
5. Оценка состояния цилиндропоршневой группы по силе стуков и шума в зоне поршней и колец и количеству газов, прорывающихся в картер двигателя.
6. Оценка общего состояния системы охлаждения (герметичность, наличие накипи, перегрев, натяжение ремня вентилятора, действие паро-воздушного клапана, состояние прокладки, шторок и термостата).
7. Оценка общего состояния электрооборудования (уровень и плотность электролита, натяжение ремня генератора).
8. Определение состояния пускового устройства.
9. Определение состояния всережимного регулятора.
10. Оценка степени износа подкачивающего насоса (Рн > 0,09 МПа) и засоренности фильтров чистой очистки топлива Р после фильтра > 0,04 МПа,
а до фильтра > 0,09 МПа.
11. Проверка засоренности воздухоочистителя и давления наддува турбокомпрессора.
12. Определение тягово-экономических показателей трактора.
13. Определение загрязненности маслоочистителя и качества моторного масла.
14. Определение общего состояния агрегатов трансмиссии по суммарному угловому зазору.
– всей силовой передачи;
15. Определение свободного и полного хода педали главной муфты сцепления, проверка механизма блокировки коробки передач.
16. Определение зазоров подшипниковых узлов управляемых колёс.
17. Проверка рулевого управления:
– свободный ход рулевого колеса и усилие на его ободе;
– схождение управляемых колёс.
18. Проверка состояния гидропривода навесной системы:
– усадка штока силового цилиндра.
19. Проверка состояния шасси:
– свободный и полный ход тормозных педалей;
– ход штоков тормозных камер;
– механические потери в шасси;
– тормозные силы колёс;
– тормозная сила стояночного тормоза.
В связи с усложнением конструкции тракторов, автомобилей, комбайнов ужесточились требования и увеличились объемы контрольных работ. Возросла потребность в информации о техническом состоянии машин, поскольку даже незначительное отклонение от нормы вызывает значительные потери или аварию. Поэтому за последние годы было много сделано в части разработки методов и средств диагностирования и освоения их производства. Причём выпуск простейших средств диагностирования дополнился производством специальных диагностических систем, позволяющих оценить функциональные основные характеристики: тяговое усилие, развиваемая мощность, расход топлива и др.
Наметилась тенденция широкого использования электронных средств измерений и их автоматизации. Особо важное значение имеет применение универсальных средств диагностирования, спектрального анализа масел, виброакустического и других перспективных методов. Последний успешно применим при диагностике МТА и правильности установки начала подачи топлива, диагностирования подшипниковых узлов. Перспективно использование тепловизоров, сокращающих трудоёмкость поиска неисправностей.
Большое значение имеет повышение контролепригодности машин и механизмов, а также оборудование машин встроенными средствами контроля.
Контрольные вопросы
1. Сущность, цель и задачи предремонтной технической диагностики в системе технической эксплуатации с.-х. техники.
2. Структурные, диагностические и обобщенные параметры технического состояния машин.
3. Качественные признаки технического состояния машин и их роль в технологии предремонтного диагностирования.
4. Номинальное, допустимое и предельное значение параметров технического состояния машин и сборочных единиц.
5. Критерии предельного состояния машин и сборочных единиц.
6. Виды диагностирования, их сущность и значение.
7. Назначение, место, техническая оснащенность и особенность технологии проведения диагностирования объектов при совмещенной схеме.
8. Назначение, место и технологический маршрут диагностирования объектов при специализированной схеме.
Что определяет предельное состояние машины
Технический сервис
Тема: «Закономерности изменения технического состояния машин. Предельные состояния машин и оборудования, критерии их определения»
1.Параметры технического состояния машины.
2.Закономерности изменения технического состояния машин и оборудования.
3.Факторы, способствующие изнашиванию и нарушению работоспособности машин.
4.Классификация отказов и износов.
5.Критерии определения технического состояния машины.
6.Методы определения допустимого отклонения параметров технического состояния.
1.Параметры технического состояния машины.
Параметрами технического состояния называются Физические величины (миллиметр, градус и т. п.), определяющие связь и взаимодействие элементов машины, и ее функционирование в целом.
Примеры параметров технического состояния:
Наружный диаметр юбки поршня, внутренний диаметр гильзы зазор, овальность и т. п.
Номинальные размеры, мм.
Зазор между стенкой гильзы и юбкой, мм
Внутренний диа-метр гильзы
Диаметр юбки поршня
S = d – D = 92,084 – 91,988 = 0,096 мм
Сопряжение – «вал коробки передач – подшипник»
Диаметр посадочного места на валу, диаметр внутреннего кольца подшипника зазор, овальность и т. п.
Передней шейки вала
Допустимый в сопряжении с деталями
Допустимый в сопряжении с деталями
Бывши ми в эксплуатации
Бывшими в эксплуатации
Зазоры в сопряжениях деталей ходовой части трактора Т-150:
Осевой в сопряжении направляющего колеса и полуоси:
Показатели технической характеристики двигателя СМД-60
Технический параметр (показатель)
Номинальная частота вращения коленча-того вала
Номинальный крутящий момент
Удельный расход топлива, не более
Компрессия в цилиндрах дизельных ДВС
· минимальное допустимое давление в цилиндре – 3 МПа;
2.Закономерности изменения технического состояния машин и оборудования.
Срок службы — календарная продолжительность использования новой или капитально отремонтированной машины от ее ввода в эксплуатацию до наступления предельного состояния (износа или разрушения).
Предельное состояние — это состояние, при котором дальнейшее применение объекта по назначению недопустимо или нецелесообразно. Причинами этому может быть невозможность безопасной работы или низкая эффективность эксплуатации, а также значительные затраты на ремонт.
График интенсивности износа деталей (машины):
I — период приработки трущихся поверхностей в новой машине (обкатка);
II — период нормальной работы машины после приработки деталей;
III — период увеличенного износа машины, вызываемого увеличенными зазорами между деталями;
α – угол, характеризующий изнашивание.
3.Факторы, способствующие изнашиванию и нарушению работоспособ-ности машин.
Изнашивание – Процесс разрушения и отделения материала с поверх-ности твердого тела при трении и (или) увеличении его остаточной деформации, проявляющейся в постепенном изменении размеров и (или) формы тела.
Износ – Результат изнашивания, определяемым в установленных единицах: мм, %.
Способы уменьшения вредного воздействия:…
— Основная причина изнашивания деталей машин