Что определяет построение судебной системы в российской федерации
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Перечень законов, определяющих полномочия, порядок образования и деятельности судов и органов судейского сообщества в Российской Федерации
Перечень законов, определяющих полномочия,
порядок образования и деятельности судов
и органов судейского сообщества в Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»
Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
Что определяет построение судебной системы в российской федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О судебной системе Российской Федерации
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года);
Принят
Государственной Думой
23 октября 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 1996 года
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Судебная власть
1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Статья 2. Законодательство о судебной системе
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Статья 4. Суды в Российской Федерации
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
3. К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации;
кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2023 года Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 года N 7-ФКЗ в статью 4 настоящего Закона будут внесены изменения.
Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей
1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.
5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.
Статья 6. Обязательность судебных постановлений
1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 7. Равенство всех перед законом и судом
1. Все равны перед законом и судом.
2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.
Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.
2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.
4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.
Статья 9. Гласность в деятельности судов
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 11. Судьи
1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.
3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.
Статья 12. Единство статуса судей
Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
1_1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.
2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.
Что определяет построение судебной системы в российской федерации
Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.
Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единства статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.
Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.
Неизменными принципами правосудия в Российской Федерации являются следующие принципы, закрепленные в Конституции РФ:
— принцип законности – правосудие осуществляется только в соответствии с законом и подчиняется только закону;
— принцип осуществления правосудия только судом (ст. 118 Конституции);
— принцип независимости судей – судьи подчиняются только закону и в своей деятельности никому не подотчетны (ст. 120 Конституции);
— принцип осуществления правосудия на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции);
— принцип обеспечения каждому права на обращение в суд за защитой своих интересов (ст. 46 Конституции);
— презумпция невиновности (ст. 49 Конституции);
— принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на квалифицированную защиту (ст. 48 Конституции);
— гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции);
— принцип участия граждан в осуществлении правосудия – любой гражданин может осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя (ст. 32Конституции);
— принцип охраны чести и достоинства личности – никто не может подвергаться пыткам и унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 21 Конституции);
— непосредственность и устность судебного разбирательства – в основу судебного решения ложатся только те доказательства, которые исследованы в судебном заседании. Данное положение закреплено во всех процессуальных кодексах.
В последующих параграфах работы мы рассмотрим систему судов по ее отдельным элементам. Рамки дипломного исследования не позволяют нам подробно рассматривать функции, организацию и полномочия всех судов – это может стать предметом отдельного масштабного исследования, поэтому мы ограничимся лишь общим представлением элементов судебной системы Российской Федерации.
[1] Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – с. 35.
Судебная система РФ
Для человека, у которого никогда не было судебных тяжб, сложно с ходу разобраться, в какой суд ему следует подать заявление или в каком районе будет рассмотрено уголовное дело. Между тем, судебная система РФ – это сложная иерархия инстанций, основы которой полезно будет знать каждому на случай, если придется обращаться за судебной защитой. В настоящей статье можно ознакомиться с кратким обзором судов России, их главными функциями и отличиями друг от друга, а также узнать, как правильно определять подсудность в отдельных случаях.
Современная структура судебной системы РФ
На территории Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов:
Отдельно необходимо выделить арбитражные и военные суды, которые тоже входят в схему судебной власти России, но имеют свою собственную ступенчатую систему пересмотров.
Так, в каждом регионе действует арбитражный суд округа, где рассматриваюся все дела по спорам между предпринимателями или юридическими лицами, и решение, вынесенное таким судом, обжалуется в один из апелляционных арбитражных судов (всего их 21). Высшей инстанцией для пересмотра арбитражных решений считается судебная коллегия по экономическим спорам при Верховном суде РФ.
В России отдельно создана и действует военная судебная система, первой ступенью которой является военный гарнизонный суд, рассматривающий и уголовные, и гражданские дела в отношении военнослужащих. Вышестоящими инстанциями для гарнизонных решений является военный окружной суд, далее – действующий с 1 октября 2019 года военный кассационный суд и судебная коллегия Верховного суда РФ по делам военнослужащих.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в отправлении правосудия могут участвовать и граждане, которых приглашают в результате случайной выборки из списка кандидатов, составленного на основе сведений муниципалитета. Люди, подходящие под определенные критерии (несудимые совершеннолетние граждане РФ, не имеющие серьезных заболеваний) вместе с профессиональным судьей решают судьбу обвиняемого в совершении особо тяжких преступлений, после чего выносят вердикт.
Суд присяжных не является отдельно созданным и постоянно действующим. С присяжными могут быть рассмотрены уголовные дела в первой инстанции в районном или в областном звене, если соответствующее ходатайство заявлено обвиняемым.
Итак, к судебной системе субъектов (то есть регионов) России относятся мировые судьи, все остальные суды являются федеральными.
Вне зависимости от вида суда, в каждом из них действует общий регламент поведения и правила, которые необходимо соблюдать каждому из присутствующих – свидетелю, ответчику, потерпевшему (читайте как вести себя в суде). У судьи есть полномочия инициировать наложение штрафа на того, кто нарушает порядок в здании суда или во время заседания. В свою очередь, у граждан как у участников процесса имеются права бороться с чрезмерно длительными сроками рассмотрения их заявлений, и в целом с судебным произволом путем подачи жалобы на действия судьи. При наличии веских оснований считать судью заинтересованным в исходе дела полезным будет знать порядок заявления отвода председательствующему судье.
Основным законом, устанавливающим принципы построения и деятельности судов в РФ, является Федеральный Конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Полномочия же каждого из судебных органов определяются множествами федеральных законов, кодексов, иными нормативными актами, а также разъяснениями Верховного суда РФ. Рассмотрим основные функции судов тех уровней, в которые обращаются наиболее часто.
Судебный участок мирового судьи
В каждом районе города создано несколько мировых судей, к которым территориально относятся определенные адреса. Принадлежность той или иной улицы к компетенции мирового судьи определяется постановлением Правительства региона. Гражданину можно узнать о территориальной подсудности на сайте районного суда или на специально созданном сайте мировых судей. К примеру, в Москве действует очень удобный модуль территориальной подсудности, где при вводе улицы программа выдает номер участка мирового судьи, относящегося к ней. Например, если ввести «улица Новослободская г. Москва», появится информация о номере участка (№368), его местонахождении, телефоне, электронной почте.
Мировой судья рассматривает гражданские дела о расторжении брака (без спора о разделе имущества), о взыскании задолженности за коммунальные услуги, по кредитам и т.д., если цена иска не превышает 50000 рублей, выносит судебные приказы по заявлениям до 500000 рублей. По таким делам подсудность зависит от места жительства ответчика – то есть, мировому судье участка № 368 следует подавать иски и заявления о выдаче приказа, если ответчик проживает на ул. Новослободская, г.Москва.
Мировой судья рассматривает и уголовные дела – по преступлениям, за которые максимальное наказание не свыше 3-х лет лишения свободы, в том числе связанным с нарушением прав человека.
Из этого правила есть исключения, предусмотренные ст. 31 УПК РФ. К примеру, в участке не могут проводиться разбирательства, где обвиняемым является несовершеннолетний – даже в том случае, если им совершено преступление небольшой тяжести. Причинение тяжкого вреда или смерти в результате ДТП, несмотря на то, что наказание не превышает 3-х летнего срока, может быть рассмотрено только в районном суде, как и все преступления, связанные с наркотиками. Все дела в участках могут быть прекращены за примирением сторон (если имеется потерпевший) при соблюдении определенных критериев.
С течением времени практика и законы меняются. К примеру, до 2019 года подсудность преступления по ст. 264.1 УК РФ (нахождение за рулем автомобиля в пьяном виде повторно) была отнесена к компетенции мирового судьи, а в настоящее время – к подсудности районного уровня.
Что касается территориальной подсудности, то она определяется по месту совершения преступления (в каком районе оно совершено, в тот суд и поступит дело).
Мировому судье подсудны и так называемые дела «частного обвинения», когда обвинение поддерживается самим потерпевшим. К примеру, по ч. 1 ст. 115 УК РФ в деле о причинении легких телесных повреждений прокурор не принимает участия, расследование как таковое не ведется и обвинительный акт не составляется. Участковый уполномоченный полиции может направить в адрес мирового судьи собранный материал, если было соответствующее обращение гражданина.
Дела об административных правонарушениях, в том числе связанных с нарушениями ПДД и лишением водительским прав, также рассматриваются мировыми судьями. Постановления по ним, как и решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам могут быть обжалованы в районный суд.
Районные суды
По статистике, районные суды общей юрисдикции (обычно их название совпадает с названием района) являются наиболее загруженными.
Здесь рассматриваются гражданские дела о разделе имущества, иски о взыскании с ответчиков сумм более 50000 рублей, о выселении, о восстановлении на работе, о признании недееспособным, об установлении юридических фактов, об усыновлении, о лишении родительских прав, об оспаривании решений государственных органов (в порядка административного производства по КАС РФ).
При обращении в суд с иском следует выбирать тот суд, который территориально относится к району проживания ответчика. Если место жительства его неизвестно, то нужно исходить из последнего известного адреса.
Итогом рассмотрения гражданского дела может быть решение об удовлетворении требований, об отказе в иске, а также об оставлении его без рассмотрения. В последнее время суды все чаще предпринимают меры к окончанию спора путем заключения мирового соглашения. Это цивилизованный способ уладить претензии и достигнуть компромисса в самых сложных и запутанных спорах, и суд обязан разъяснить правила заключения такого соглашения. Для составления проекта соглашения стороны вправе попросить перерыв и прибегнуть к помощи медиатора.
Решения, принятые в первой инстанции в районном суде, вступают в законную силу в течение одного месяца. Это общее правило, из которого есть исключения – к примеру, по тем делам, которые рассмотрены в упрощенном порядке. Такие решения можно обжаловать в течение 15 суток.
После того, как решение состоялось и вступило в законную силу, в районный суд можно обратиться с заявлением об устранении описки (к примеру, если позже заметили техническую ошибку в адресе и Росреестр отказывается в таком виде вносить изменения). Кроме того, если должник не может единовременно оплатить взысканную с него сумму, районный суд рассматривает поданное им заявление об отсрочке или рассрочке исполнения. В то же время, чтобы не нарушать права взыскателя, для него законом предусмотрена возможность обращения в тот же суд, который рассматривал дело, с заявлением о компенсации за длительное неисполнение решения суда.
Районный суд рассматривает уголовные дела, за совершение которых предусмотрено наказание от 3-х до 25 лет лишения свободы. К примеру, это дела о разбойных нападениях, о всех преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств (и хранение, и сбыт), об убийствах, изнасилованиях, кражах, угонах и мошенничестве и т.д. Те дела, где за преступление предусмотрено пожизненное лишение свободы, районному звену не подсудны.
Большинство уголовных дел рассматриваются в так называемом «особом» порядке, что означает полное признание вины подсудимым. В таких случаях разбирательство заключается в исследовании материалов дела, характеризующих личность виновного, без допроса потерпевшего и свидетелей. Смысл такого порядка заключается в том, что осужденному могут назначить не более 2/3 от максимального наказания по статье УК РФ. При наличии других смягчающих обстоятельств (явка с повинной, заболевание, возмещение вреда и т.д.) назначается еще более мягкое, часто минимальное наказание.
В районных судах рассматриваются некоторые дела об административных правонарушениях — по тем статьям, где в качестве наказания предусмотрен административный арест. К примеру, за мелкое хулиганство или распитие спиртных напитков в общественном месте районный судья вправе применить наказание в виде до 15 дней ареста, о чем выносит постановление на основании предоставленных полицией материалов и протоколов.
С 2002 года ходатайства следователей о применении к обвиняемому меры пресечения, связанной с ограничением конституционного права на свободу, рассматриваются районными судами. Так, исключительно районным судом избирается и продлевается срок содержания обвиняемого лица под стражей или под домашним арестом. С недавнего времени судом избирается и продлевается срок по новой мере пресечения – запрет заниматься определенной деятельностью. Таким образом, судьи районного уровня не только рассматривают уголовное дело по существу, но и разбираются в вопросах обоснованности ходатайств следователей на досудебной стадии. Подсудность по таким ходатайствам может быть определена исходя из места совершения преступления или из нахождения органа, ведущего расследование.
В районных судах рассматриваются и другие ходатайства: о проведении обыска, выемки банковских сведений, об отстранении от должности и т.д. Все постановления, принятые по итогу рассмотрения таких ходатайств, могут быть обжалованы в 10-дневный срок в областной суд (по мере пресечения – в течение 3-х дней).
Следует знать и о порядке обжалования действий или бездействия следователя, дознавателя. К примеру, если неоднократно отказывают в возбуждении уголовного дела или вовсе не принимают заявление о преступлении — в таких случаях можно обратиться в суд в порядке ст. 125 УПК РФ. Если суд сочтет доводы пострадавшего лица убедительными и признает бездействие следственного органа незаконным, судебное постановление подлежит обязательному исполнению и нарушения законности устранят.
После того, как приговор вступил в законную силу, осужденные или представители администрации учреждения УФСИН, на одной территории с которым находится районный суд, могут обратиться с представлением о замене наказания или об освобождении от дальнейшего отбывания. К примеру, если условно осужденный уклоняется от явки в инспекцию и периодически нарушает общественный порядок, районный судья может по обращению инспекции заменить наказание на реальное, направить осужденного в места лишения свободы. Здесь же рассматриваются заявления от граждан о снятии судимости. Если осужденному отказали в снижении наказания, в досрочном освобождении или другом смягчении положения, у него остается возможность просить о помиловании у Президента РФ.
Как мы уже писали, районный суд является вторым в последовательности судебных органов общей юрисдикции. То есть, районное звено является апелляционной инстанцией по отношению ко всем постановлениям мирового судьи. Второй инстанцией для районных решений является апелляционный суд областного, краевого уровня.
Апелляционные суды
В каждом областном, краевом суде, а также в верховных судах республик и федеральных городских существует разделение по судебным коллегиям.
В судебную коллегию по гражданским делам поступают апелляционные жалобы на не вступившие в законную силу решения районного уровня. В случае, если будет установлено несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, в апелляции могут изменить результат рассмотрения. При наличии существенных нарушений материального права решения отменяют и выносят новое. Оно вступает в силу немедленно и подлежит обжалованию в порядке кассации. Обращаем внимание на то, что при подаче апелляционных жалоб необходимо приложить подтверждение о направлении в адрес других участников копии жалобы с приложением (обычно таким подтверждением является уведомление о направлении заказного письма).
В судебную коллегию по уголовным делам поступают апелляционные жалобы на приговоры, постановления районного уровня судебной системы. Право обжалования на такие акты должно быть реализовано в течение 10 дней со дня вынесения (для осужденных к лишению свободы – со дня вручения ему копии).
Правом обжалования приговора, не вступившего в законную силу, обладает и прокурор (им вносится апелляционное представление). По итогам рассмотрения судебной коллегией выносится постановление, которым приговор может быть отменен или изменен. Если доводы жалобы не нашли своего подтверждения, судебный приговор, равно как и другие решения (по мере пресечения, по удо, по жалобе в порядке ст. 125 УПК РФ) останутся без изменения.
С октября 2019 года действуют 5 апелляционных судов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск), которые рассматривают апелляционные жалобы на те приговоры, которые были вынесены областными судами. К примеру, это приговоры на основе вердикта присяжных заседателей по делам о таких преступлениях, как убийство двух и более лиц, распространение наркотических средств в особо крупном размере, руководство преступным сообществом и т.д. За перечисленные преступления предусмотрено пожизненное лишение свободы, дела по ним подсудны областному судебному звену, поскольку наиболее опасны. В какой именно из пяти действующих апелляционных судов следует обращаться, можно понять, пройдя по ссылке.
Все судебные акты, которые вынесены по итогам апелляции, вступают в силу в день провозглашения. Их можно обжаловать в кассационном порядке.
Кассация и надзор
Девять кассационных судов общей юрисдикции принимают на рассмотрение все жалобы, поданные на решения и приговоры, вступившие в законную силу. Эти суды расположены в г. Саратов, г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Краснодар, г. Пятигорск, г. Самара, г. Челябинск, г. Кемерово, г. Владивосток. К примеру, вступившие в законную силу решения московских районных судов следует обжаловать во второй кассационный суд г. Москвы. Решения судов московской области будут пересмотрены в порядке кассации в Первом кассационном суде, расположенном в г. Саратов.
Ранее, до 1 октября 2019 года действовал выборочный принцип кассации: не все жалобы принимались к пересмотру, выносились мотивированные постановления об отказе в принятии. В настоящее время действует принцип «сплошной кассации», согласно которому принимаются все жалобы, если только они соответствуют формальным требованиям (пример кассационной жалобы по уголовному делу).
Особенно важно соблюдать формальные требования и приобщать все ранее состоявшиеся решения, если планируется обращение в следующую инстанцию — судебную коллегию Верховного суда РФ (пример кассационной жалобы в верховный суд).
Обращаем внимание на соблюдение сроков при кассационном обжаловании: в гражданском праве предельный срок обжалования составляет 6 месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения. По уголовным делам осужденным предоставлено право обратиться с заявлением о кассационном пересмотре в любое время, если в жалобе просят об улучшении своего положения.
Обращение в Президиум Верховного суда РФ
После того, как апелляционная и две кассационные инстанции пройдены, можно обратиться в Президиум Верховного суда РФ в порядке надзора (пример обращения с надзорной жалобой по уголовному делу). Как мы указывали ранее, это высшая инстанция, в которую можно обратиться в России. После нее или сразу после кассации в ВС РФ можно пытаться восстановить свои права путем заявления в Европейский суд по правам человека.
Обращение в Европейский Суд по правам человека
Обращение в ЕСПЧ – трудоемкий процесс, где первостепенной задачей является соблюдение критериев приемлемости. Важно доказать, что основные права и свободы не могут быть защищены на родине, и заявитель исчерпал все возможные способы защиты своих законных интересов. Не менее важно правильно заполнить формуляр жалобы в ЕСПЧ. Европейский суд не пересматривает решение или приговор в прямом смысле, но дает свою правовую оценку, с которой Российская судебная система, в силу принадлежности к Конвенции по правам человека, обязана согласиться.
Арбитражная система судопроизводства в России
Считается, что система арбитражного судопроизводства в отечественном судебном устройстве наиболее совершенна. Успешное внедрение функционала «Мой арбитр», строгие требования к форме документов, возможность электронного представления доказательств и интернет-картотека – все это делает судопроизводство прозрачным и удобным. Стороны не только обязаны подтвердить направление другой стороне копий всевозможных обращений, ходатайств и т.д., но и в ряде случаев представить суду доказательства досудебного урегулирования спора.
В арбитражном процессуальном законе более полно раскрыты некоторые требования к форме документов. К примеру, в ГПК РФ отсутствует отдельная норма о правилах составления возражения. В отличие от гражданских дел, в арбитражном судопроизводстве ответчик, не исполнивший требования ст.131 АПК РФ о направлении отзыва на иск, рискует столкнуться с невозможностью при последующем обжаловании предоставить свои доказательства.
При рассмотрении арбитражных споров суд, в силу неукоснительного соблюдения принципа беспристрастности, не вправе истребовать доказательства даже по ходатайству стороны, если она не докажет, что самостоятельно это сделать не удалось. Участникам часто выгоднее обойтись без ненужных бюрократических процедур, и нередко результатами рассмотрения спора является заключение мирового соглашения.
В каждом регионе действует один арбитражный суд, решения которого в апелляционном порядке обжалуются в один из арбитражных апелляционных судов. К примеру, если решение вынесено Московским арбитражным судом, апелляция подается в 9-й апелляционный арбитражный суд.
В случае, если сторона намерена обжаловать решение далее, необходимо подать кассационное заявление в округ, если после апелляции в 9-ом суде, то в Московский арбитражный округ (пример кассационной жалобы в арбитражный суд).
Высшей инстанцией является судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда России.