Что определяет порядок и размер оплаты услуг по проведению спецоценки
Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году
Процедура специальной оценки условий труда (СОУТ) по ныне действующим правилам проводится с 2014 года. Никаких изменений правил в текущем году, по сравнению с прошлыми периодами, нет, но до 01-01-19 г. все фирмы обязаны провести оценку рабочих мест по новым правилам.
Не предусмотрел законодатель особенности проведения этой процедуры и для представителей малого бизнеса. СОУТ проводится специальными аккредитованными организациями, за плату. Существуют ситуации, при которых СОУТ фирме проводить и оплачивать не нужно. У малого предприятия больше, чем у представителей среднего и крупного бизнеса, возможностей сделать это.
Вопрос: Как составить дополнительное соглашение к трудовому договору по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ)?
Посмотреть ответ
Что такое СОУТ
Спецоценка условий труда – это обследование рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на человеческий организм, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и допустимые (2.0) условия труда не предполагают каких-либо особенных действий со стороны работодателя. Однако если СОУТ выявила наличие вредных, опасных условий (3.0 и 4.0 классы), сотрудники, занимающие такие рабочие места, имеют право на повышенную оплату труда (4% и более от оклада, т. ставки) и сокращенную рабочую неделю (максимальная продолжительность — 36 часов).
Вопрос: Как отражаются в учете расходы, понесенные организацией в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ)?
Производственной организацией заключен договор со специализированной организацией на оказание услуг по проведению СОУТ на рабочих местах работников, занятых в основном производстве. Договорная стоимость услуг составила 420 000 руб. (в том числе НДС 70 000 руб.). Оплата исполнителю произведена после завершения оценки, получения отчета о проведении СОУТ и подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг.
Организация не обращалась с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в ФСС РФ относительно проведения СОУТ.
Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы определяются методом начисления.
Посмотреть ответ
Законодательная база, регламентирующая СОУТ и его результаты:
СОУТ на малых предприятиях, микропредприятиях проводится в соответствии с указанными документами.
Вопрос: До какого момента нужно предоставлять дополнительные отпуска и уведомить работников об их отмене, если проведена СОУТ, по результатам которой условия труда больше не отнесены к вредным?
Посмотреть ответ
До недавнего времени актуальные результаты аттестации по старым правилам приравнивались к результатам СОУТ. Однако уже с 01.01.2019 г. переходный период (ст. 27 ФЗ №426) заканчивается, а значит, до конца 2018 года провести спецоценку рабочих мест был обязан, по общему правилу, каждый работодатель, обеспечивающий сотрудников рабочими местами. Исключения есть, о них мы расскажем далее.
Вопрос: Облагается ли НДФЛ бесплатная выдача сотрудникам молока (равноценных пищевых продуктов) за работу во вредных условиях труда, если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) не проводилась или по результатам такой оценки (аттестации) условия не были признаны вредными (п. 1 ст. 217 НК РФ (до 31.12.2019 включительно — п. 3 ст. 217 НК РФ), ст. 222 ТК РФ)?
Посмотреть ответ
Как проводить СОУТ
Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:
Вопрос: Проводится ли внеплановая спецоценка условий труда, если были приняты новые работники (на проверенные рабочие места) и/или введена сменность?
Посмотреть ответ
Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.
Для малых предприятий установлено следующее:
В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).
Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.
Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа. Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).
По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.
Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.
Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически. Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.
По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден.
Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.
Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.
Сколько это стоит
Размер оплаты работы специализированных организаций, оказывающих услуги в области СОУТ, законодательством не регламентируется.
На цену оказывают влияние следующие основные факторы:
На сегодняшний день рыночная цена за одно рабочее место составляет от 800-900 рублей и выше.
«Экономия» может дорого обойтись
ТК РФ (ст. 212) прямо обязывает работодателя проводить спецоценку условий работы сотрудников.
Законодатель и контролирующие органы рассматривают отказ от проведения СОУТ как нарушение прав персонала. Штрафы за это нарушение весьма велики. Если при этом брать в расчет размеры, количество рабочих мест на малых предприятиях, станет понятно, что нарушать закон руководителю невыгодно.
Размеры штрафных санкций (по тексту ст. 5.27.1 КоАП):
Стоит отметить, что при повторном нарушении штраф на организацию может достигать 200 т. рублей, а на руководителя (и ИП) — до 40 т. рублей. Штраф на руководителя и юрлицо, которым он руководит, может быть выписан одновременно. Штраф может быть заменен приостановкой работы фирмы на срок до 90 суток.
Когда проводить СОУТ нет необходимости
СОУТ не проводится, если работник трудится на дому, работает дистанционно, трудится у физического лица (не ИП). Отсутствует необходимость проводить СОУТ в отношении вакантных рабочих мест – работники отсутствуют, условия их труда оценить невозможно.
Из сказанного следует, что если у объекта малого предпринимательства все работники выполняют свои обязанности дистанционно, а руководитель работает с документацией и решает проблемы функционирования фирмы из дома, оценка условий труда не требуется. Организационная структура, размеры МП и микрофирм позволяют без ущерба для бизнеса иметь такой «дистанционный» штат.
Спецоценка 2020: новые правила
С 01.01.2020 изменяются правила проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Новые обязанности появятся у всех ее участников: организаций, проводящих оценку, работодателей и даже у трудовых инспекторов. В нашем материале вы найдете готовую инструкцию по проведению спецоценки, в которой уже учтены законодательные нововведения. А также освежите свои знания в этой области, узнаете об ошибках, которые работодатели совершают при проведении спецоценки и их последствиях. Расскажем мы и об автоматических штрафах за спецоценку ─ совсем скоро они станут реальностью.
Для чего нужна спецоценка и кто обязан ее проводить
Государство стремится обеспечить гражданам право на нормальные условия труда и гарантировать компенсацию вреда, наносимого их здоровью вредными и опасными факторами, присутствующими на их рабочих местах. Одним из способов решения этой задачи является комплекс процедур под названием специальная оценка условий труда (СОУТ).
Трудовое законодательство основной груз обязанностей в связи с проведением спецоценки возлагает на работодателей ─ они должны в положенные сроки организовывать обследование рабочих мест на предмет выявления опасных и вредных производственных факторов, а по результатам такого обследования предоставлять работникам дополнительные гарантии и льготы.
Как менялось законодательство о СОУТ до 2020 года
Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.
Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.
Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.
Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2020 года
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
Как с 2020 года выглядит процедура проведения СОУТ
Проводить спецоценку по-прежнему нужно 1 раз в 5 лет. Этапы ее проведения представлены на схеме:
И, конечно, не будем забывать о подаче декларации — эту обязанность работодателя никто не отменял. Напомним, что подается такая декларация в отношении рабочих мест с оптимальными (класс 1) или допустимыми (класс 2) условиями труда (ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Ее форма и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.
Представить декларацию необходимо в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, пп. 3, 5 Приложения № 2 к Приказу Минтруда № 80н). Декларация может быть подана дистанционно на сайте Роструда (разъяснения Минтруда РФ от 16.01.2019).
Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2020 года
С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Как работодателю использовать результаты СОУТ
Полученные по итогам проведения СОУТ результаты работодатель может использовать следующим образом:
Когда работодатель вправе не проводить СОУТ каждые 5 лет
О такой возможности напомнил Минтруд в Письме от 30.08.2019 N 15-1/ООГ-1968. Чтобы не проводить на рабочем месте плановую спецоценку, нужно чтобы в течение 5 лет с момента утверждения отчета СОУТ выполнялись следующие условия:
Как контролеры узнают о том, что работодатель нарушил законодательство о СОУТ
У трудовой инспекции есть немало способов выяснить, как работодатели выполняют законодательство о СОУТ:
Наказать работодателя за нарушения норм законодательства о СОУТ можно по результатам плановой, внеплановой проверки или вообще без них. Например, если факт нарушения установлен решением суда или по результатам проверки прокуратуры.
Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.
Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).
Работодателю нелишним будет ознакомиться с ошибками, которые на практике допускают эксперты компании-оценщика. Из-за этих ошибок результаты спецоценки могут быть оспорены и(или) отменены:
Зная об этих недочетах, работодатель при составлении договора на оказание услуг по проведении СОУТ может предусмотреть отдельные условия, которые помогут избежать негативных последствий из-за ошибок, допущенных компанией-оценщиком. В том числе можно прописать в договоре порядок возмещения компанией-оценщиком убытков работодателя на проведение повторной спецоценки, если результаты СОУТ будут впоследствии признаны недействительными из-за нарушений, допущенных экспертами компании-оценщика.
Автоматические штрафы СОУТ 2020
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.
Специальная оценка условий труда: что должен знать работодатель
Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.
Специальная оценка условий труда — сравнительно новый процесс в охране труда. Поэтому многие специалисты по охране труда, как опытные, так и молодые, считают СОУТ крайне трудным делом, и не до конца понимают, для чего вообще проводят это мероприятие. В статье мы расскажем, как провести спецоценку без труда, и в каком случае можно уберечь деньги работодателя, не проводя спецоценку заново.
Полезные шаблоны, подготовленные нашими экспертами:
Назначение СОУТ
Проведение СОУТ — это обязанность работодателя, установленная в 212 статье Трудового кодекса. СОУТ проводят с 1 января 2014 года, заменив аттестацию рабочих мест. Основная цель спецоценки — определить класс условий труда.
Цели и задачи спецоценки
Чтобы определить класс условий труда, проводят идентификацию вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ), лабораторные исследования уровней воздействия вредных веществ по сравнению с гигиеническими нормативами. По результатам СОУТ устанавливают тариф взносов на пенсионное и социальное страхование.
Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.
Ответственность за нарушения в проведении СОУТ
Нарушения при проведении процедуры СОУТ могут повлечь за собой наказание как для работодателя, так и для эксперта и экспертной организации.
В Кодексе об административных правонарушениях ответственность работодателя указана в части 2 статьи 5.27.1.
Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.
Должностные лица могут также нести персональную ответственность от 5 до 10 тысяч рублей. К таким должностным лицам относятся и члены комиссии, и специалист по охране труда, а также другие уполномоченные лица, привлекаемых к административной ответственности по решению инспектора ГИТ или суда. Но не только работодатель отвечает за качество проведения СОУТ.
В КоАП есть статья 14.54. В ней указано, что, если экспертная организация допустит нарушение закона № 426-ФЗ, эксперта СОУТ оштрафуют на сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Сама экспертная организация в этом случае может быть оштрафована от 70 до 100 тысяч рублей.
Если эксперт СОУТ «попался» не впервые, и раньше уже был оштрафован по этой же статье, он может быть оштрафован на 40-50 тысяч рублей, но страшнее всего – что эксперт может быть дисквалифицирован от 1 до 3 лет, по решению суда. В этом случае экспертная организация будет оштрафована до двухсот тысяч рублей, или ее деятельность будет приостановлена на три месяца. Это большой срок, за который аккредитованная организация может потерять клиентов, а дисквалификация эксперта означает, что он не сможет работать по своей специальности.
Требования к экспертной организации
Несмотря на то, что в государственном реестре насчитывается не одна сотня экспертных организаций, необходимо помнить, что в отдаленных областях нашей страны существует недостаток экспертов. Поэтому СОУТ могут проводить организации, чьи юридические адреса расположены в других регионах, например, в Москве или в Санкт-Петербурге. Это допускается, поскольку не противоречит требованиям закона № 426-ФЗ. При этом не допускается, чтобы эксперт не приезжал на предприятие, а проводил СОУТ дистанционно.
Еще одним нарушением является предоставление услуг без аккредитации в реестре. В этом случае рискует работодатель, поскольку требования к экспертной организации прописаны в законе № 426-ФЗ.
Поэтому нужно тщательно выбирать такую организацию.
Посмотреть аккредитованные организации нужно в реестре, размещенном на сайте Минтруда по ссылке http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations. Если будет выявлено, что работодатель ошибся в выборе экспертной организации, придется проводить СОУТ заново, при этом возможны штрафы за несвоевременное проведение, и дополнительные денежные затраты.
К этому процессу нужно обязательно подключить юридическую службу, так как необходимо проверить экспертную организацию на финансовую состоятельность, застраховать возможные риски.
Нужно отсеивать экспертные организации, у которых сложилась негативная репутация. Сделать это можно, проверив нет ли у экспертной организации налоговой задолженности, задолженности по судебным искам, а также наличие судебных исков в этой организации, в том числе в арбитражном суде. Поэтому проверьте по ИНН на сайте ФССП, а также на сайте проверки контрагентов.
Как провести спецоценку по шагам: от комиссии до передачи декларации в ГИТ
Шаг 1. Создание комиссии по проведению СОУТ
При решении работодателя провести спецоценку, нужно создать приказ о создании комиссии.
Если будет нужно внести изменения в состав комиссии, необходимо издать приказ. С этим приказом необходимо ознакомить и экспертную организацию, чтобы она вовремя внесла изменения в текст отчета.
Шаг 2. Составление перечня рабочих мест, определение аналогичных рабочих мест
Как только будут избраны члены комиссии и ее председатель, можно начинать работу по организации СОУТ. На этом же этапе подбирается экспертная организация и заключается договор.
С экспертами и работниками лаборатории нужно провести вводный инструктаж в первый день их работы на предприятии и выдать при необходимости дежурные СИЗ. После этого специалисты экспертной организации могут приступить к своей работе.
Экспертам нужно передать утвержденный работодателем перечень рабочих мест, с указанием в них аналогичных. В этот перечень включают рабочие места согласно штатному расписанию и квалификационным справочникам. При этом нужно оценить признаки аналогичности.
Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.
На одном предприятии оценили аналогичными несколько рабочих мест водителей погрузчиков, но в дальнейшем оказалось, что одна половина таких погрузчиков питается электроэнергией, а вторая имеет бензиновый двигатель. Работодатель был вынужден проводить дополнительную спецоценку, и заплатить штраф за неправильный подсчет аналогичных мест.
Шаг 3 Идентификация
После того, как комиссия по проведению СОУТ передаст эксперту утвержденный перечень рабочих мест, начинается процесс идентификации вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ).
Этот процесс стоит из отождествления должностных обязанностей и данных из квалификационных справочников и профстандартов, рассматривается обслуживаемое работником оборудование, инструмент, средства индивидуальной защиты.
Во время идентификации эксперт может опросить работников. При этом работодателю запрещается оказывать давление как на эксперта, так и на работников, или суживать круг интересов эксперта.
Шаг 4. Декларирование
Эксперт должен оценить, нужно ли проводить лабораторно-инструментальные исследования. Если он придет к выводу, что условия труда на рабочем месте оптимальные или допустимые, и профессия не состоит в списке на льготный отпуск или досрочную пенсию, он напишет заключение о том, что ВОПФ не были идентифицированы.
В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.
Декларирование рабочих мест позволяет работодателю не проводить заново СОУТ, если за 5 лет действия этого документа не произошли несчастные случаи, не поступили обращения или требования о проведении СОУТ со стороны представительного органа или инспектора ГИТ. Это является хорошей экономией для организации. Таким образом, стремление к созданию рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями труда поощряется государством.
С 30 декабря 2020 года декларации соответствия условий труда будут считать бессрочными, если условия труда на рабочем месте не меняются (Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ). Это касается и уже действующих деклараций.
Декларация прекратит действие, если:
В этих случаях работодатель обязан провести внеплановую СОУТ на соответствующем рабочем месте. Таким образом, если в декларации было указано, например, 100 рабочих мест, а несчастный случай произошел на 1, то в отношении одного этого места декларация прекратит свое действие, и продолжит для остальных 99. Это прямо следует из п.5 ст.11 в 426-ФЗ.
Шаг 5. Лабораторно-инструментальные исследования
В отношении тех рабочих мест, на которых эксперт идентифицировал ВОПФ, должны быть проведены лабораторно-инструментальные исследования. Их проводит лаборатория, принадлежащая экспертной организации. Такая организация может привлечь к исследованиям и стороннюю лабораторию.
Объем замеров определяет эксперт СОУТ. Протоколы являются частью отчета о проведении СОУТ. Эксперт обязан разъяснять по запросу работодателя механизм проведения замеров, а также давать другие консультации в рамках проводимых им процедур.
Шаг 6. Подписание отчета
Эксперт СОУТ формирует отчет, и после того, как все разделы будут заполнены, передает его комиссии работодателя для подписания.
После того, как члены комиссии подпишут отчет, председатель комиссии должен его утвердить. Затем комиссия должна известить эксперта в трехдневный срок, что отчет утвержден. После получения такого подтверждения, экспертная организация передает отчет в федеральную информационную систему.
Сводная ведомость не содержит персональных данных. План мероприятий перед опубликованием необходимо утвердить. Оба эти документа должны храниться на официальном сайте работодателя. Как правило, их размещают во вкладке «О компании».
Периодичность проведения СОУТ
В каких случаях проводить внеплановую СОУТ
Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.
Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.
В каком случае можно не проводить внеплановую СОУТ
Некоторые слишком осторожные специалисты по охране труда настаивают, что при замене мониторов компьютеров должна проводиться внеплановая СОУТ. Это не так. Во время спецоценки не проводят замеры неионизирующего излучения от настольных ПЭВМ, поскольку из классификатора такие исследования исключены. Следовательно, поскольку СОУТ эксперт не идентифицировал ВОПФ, то не проводятся и замеры, поэтому при замене монитора на новый, другого размера, другой марки, не требуется проводить СОУТ вне плана. Составлять по этому поводу решение комиссии также не требуется. Но если офис переехал на другой этаж, или в другое здание, то основание для внеплановых мероприятий присутствует.
Не требуется заново проводить спецоценку и в том случае, если произошло изменение наименования должности работника или структурного подразделения, которые в конечном итоге не привели к основаниям, перечисленным в части 1 статьи 17 закона о спецоценке. Достаточного того, что члены комиссии составят письменное решение, и присоединят его к материалам СОУТ.