Что определяет понятие зона ближайшего развития
Зона ближайшего развития
Возможно, вы никогда не слышали о зоне ближайшего развития, но вы точно уже сталкивались с ней.
К примеру, умеете ли вы ездить на велосипеде? Если да, то, скорее всего, вы учились этому с помощью тренировочных колес. Помните их? Маленькие колеса по обе стороны от заднего колеса велосипеда, которые частенько отваливались при езде по неровным поверхностям.
Наверняка, вы никогда не задумывались, почему так много людей осваивают езду на велосипеде с помощью учебных колес, ведь ответ кажется очевидным: очень сложно научиться ездить на велосипеде сразу. Человеку нужно осваивать некоторые навыки по одному за раз и в соответствующей возрастающей последовательности.
Зная это, задумывались ли вы когда-нибудь о том, сколько других навыков в своей жизни вы могли бы освоить без наставников, учебных пособий или без соответствующих постепенных шагов? Оказывается, что эффективное управление такими процессами является самым важным способом оптимизации обучения. Помощь в освоении мастерства наставничества окажет наш курс «Педагогика». Курс предназначен не только для преподавателей, но также для родителей и тех, кто сталкивается с обучением других людей, например сотрудников.
Ну а далее в статье мы расскажем о важной концепции в педагогике – зоне ближайшего развития.
Определение понятия «зона ближайшего развития»
В процессе развития мы имеем как физические, так и умственные ограничения, которые могут позволить нам усвоить некоторые понятия раньше, чем другие. Эта идея была закреплена в работах советского психолога Льва Выготского, чья деятельность сегодня очень влиятельна в сфере образования.
Выготский признавал, что на любом конкретном уровне развития существуют:
Большая часть образования фокусируется на втором типе проблем — проблемы, которые находятся в пределах досягаемости возможностей развития ребенка. На языке Выготского проблемы, попадающие в эту категорию, рассматриваются как проблемы, находящиеся в «зоне ближайшего развития» (ЗБР).
По словам самого Л. С. Выготского: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только созревает».
То есть зона ближайшего развития – это диапазон способностей, которые индивид может выполнять с помощью, но пока не может выполнять самостоятельно. Эти навыки называются «ближайшими», потому что человек близок к их овладению, но нуждается в большем руководстве и практике, чтобы спустя время выполнять эти действия самостоятельно.
Чтобы помочь человеку перейти в зону ближайшего развития, педагогам рекомендуется сосредоточиться на трех важных компонентах, которые помогают процессу обучения:
Рассмотрим каждый компонент подробнее.
Более осведомленный другой
Концепция «более осведомленного другого» достаточно самоочевидна: более осведомленный другой – это тот, кто имеет лучшее понимание или более высокий уровень способностей, чем ученик, в отношении конкретной задачи, процесса или концепции. Именно он обеспечивает руководство и обучение в зоне ближайшего развития.
Социальное взаимодействие
Хотя кажется, что более осведомленный другой является взрослым учителем, это не обязательно так. В некоторых случаях сверстники ребенка или дети младшего возраста могут быть людьми с большим количеством знаний или опыта.
Например, подростковый период, когда формирование идентичности очень важно. Дети в этом возрасте часто обращаются к своим сверстникам за информацией о том, как себя вести и как одеваться.
Выготский считал, что взаимодействие со сверстниками является существенной частью процесса обучения. Для того чтобы дети могли осваивать новые навыки, он предложил объединять более компетентных учащихся с менее квалифицированными.
Скаффолдинг
ЗБР неразрывно связана с термином «скаффолдинг». Однако важно отметить, что Выготский никогда не использовал этот термин в своих работах, и он был введен психологами Брунером, Вудом и Россом для описания процесса обучения ребенка в ЗБР.
Скаффолдинг состоит из соответствующей помощи – действий, инструкций, инструментов и ресурсов для выполнения новой задачи или освоении нового навыка. Помощь постепенно уменьшается по мере того, как она становится ненужной. После этого студент сможет выполнить задание снова самостоятельно.
Применение ЗБР в учебном процессе
При применении концепции «Зоны ближайшего развития» необходимо принять во внимание следующее:
Преподаватель в курсе экспериментальной психологии может изначально предоставить студентам скаффолдинг, обучая их шаг за шагом посредством собственных экспериментов. Затем преподаватель может медленно уменьшать оказываемую поддержку, предоставляя лишь краткое описание необходимых действий. Наконец, студенты должны самостоятельно разрабатывать и проводить свои эксперименты.
Рекомендации по применению концепции «Зона ближайшего развития» в обучении
Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут помочь вам применить концепцию ЗБР в обучении:
Эти несложные рекомендации пригодятся вам в обучении других людей. Далее же мы поговорим о собственном обучении, а точнее о том применима ли «Зона ближайшего развития» в самообразовании.
Применение зоны ближайшего развития для собственного обучения
В роли наставников мы можем оказывать детям помощь в обучении: создавая зону ближайшего развития, мы помогаем детям выйти за пределы того, что они могут сделать в одиночку.
Но задумываетесь ли вы, почему ЗБР может быть важной концепцией и для вас самих?
Не многие люди во взрослом возрасте осознают, что на регулярной основе они и сейчас продолжают учиться. Конечно же, мы вышли за пределы стадий развития, намеченных Выготским, и вышли за пределы того места и времени, когда ЗБР могла быть релевантной концепцией. Но тот факт, что все мы в некоторой степени остаемся «учениками», неоспорим. Подумайте о типах обучения, которые вы проходите ежедневно, и о том, как общая концепция ЗБР может изменить ваш подход к этому обучению.
Саша и Маша переехали в США. Маша совсем не знала английского, Саша же изучал английский язык время от времени в течение примерно десяти лет, поэтому в новой стране мог сам понимать базовые вещи и оставаться понятым. Пока Маша учила основные фразы на английском, Саша дал ей следующий совет: если она не знает английский перевод для слова, нужно попробовать добавить английский конец (и произношение) к русскому слову, и с большой вероятностью англоговорящие люди смогут ее понять.
Это кажется простым советом. Но Маша получила эту рекомендацию, когда еще не усвоила азы языка, хотя и концептуально поняла шаги: взять существительное (например, «функция») и изменить конец «-ция» на «-tion» — функция → function. Маша не могла сделать это естественно, выходило неуклюже, и неизбежно получалось словно искаженное английское слово.
И лишь спустя несколько месяцев она поняла суть метода. Совет просто пришел слишком рано в ее процессе обучения — он был вне ее зоны ближайшего развития.
Можете ли вы вспомнить примеры, когда потерпели неудачу из-за учебного пособия, инструкций или совета от друга, которые получили слишком рано в своем учебном процессе? Это происходит чаще всего при изучении нового навыка — например, обучение вождению машины или катанию на роликах. В этих ситуациях вы, скорее всего, уже вовлечены в последовательный процесс обучения, в котором ваше продвижение зависит от поэтапной градуированной (от простого к сложному) последовательности обучения и учебных пособий.
Как 4Brain использует преимущества ЗБР
Возможно, ни одна из описанных ситуаций не резонирует с вашим опытом. Однако многие из вас, читающих эту статью, являются учениками обучающих программ от 4Brain. Если это так, подумайте о своем процессе обучения с помощью 4Brain.
Вы когда-нибудь задумывались, какие темы вы узнаете в первую очередь, как часто повторяется объяснение сложных принципов, или сколько нового вы узнаете в каждом уроке и меняется ли это с течением времени? Это все элементы процесса обучения — когда представление материала зависит от степени соответствия вашему уровню обучения. По мере вашего развития меняется не только содержание материала, но и способ его изложения, поскольку вы становитесь более продвинутым учеником, а ваша зона ближайшего развития меняется.
Зона ближайшего развития является важным понятием как в области образования, так и в области психологии. Однако эту концепцию стоит учитывать не только в обучении детей, но и в собственном обучении. В следующий раз, когда вы расстроитесь из-за того, что у вас что-то не получается, потратьте минутку и проанализируйте ситуацию с учетом понятия «зона ближайшего развития». Возможно, камнем преткновения является не сама проблема, а то, как вы подходите к ней. А еще вы можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования», где научитесь применять различные техники и модели самообразования, с помощью которых сможете учиться быстрее, эффективнее и интереснее.
Зона ближайшего развития
Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л.С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л.С. Выготский). Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными» (К.Н. Поливанова). В последние годы, помимо психологии развития и педагогической психологии, понятие «зона ближайшего развития» нередко используется и в рамках социально-психологической науки. Понятно, что в этом случае привычная смысловая нагрузка данного термина приобретает определенное своеобразие. Так, применительно к психологии групп этот термин используют, говоря о перспективах развития конкретного контактного сообщества, которые оно «отрабатывает» с внешней инстанцией социального контроля (особенно если это официальная общность) или с лидером (особенно, если это неформальная группа).
Собственно говоря, основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению. Как отмечает А.В. Брушлинский, «разрабатывая свое понимание зоны ближайшего развития, Выготский стремится прежде всего преодолеть широко распространенную традиционную трактовку, согласно которой показательным для умственного развития детей может быть не подражание ребенка взрослым, а лишь самостоятельное решение им той или иной мыслительной задачи». Таким образом, с точки зрения Л.С. Выготского, может быть получено лишь представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к усвоению нового материала. Для того, чтобы оценить потенциал развития, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых.
Эту идею Л.С. Выготский иллюстрировал результатами эксперимента, в рамках которого двум мальчикам предлагалось выполнить стандартный тест интеллекта для 8-летних детей (что соответствовало их реальному возрасту). После того, как каждый из них успешно справился с заданием, им предлагалось при помощи экспериментатора решить более сложные задачи. На этом этапе один из испытуемых показал результат, соответствующий уровню развития 9-летнего ребенка, в то время как другой — 12-летнего. По мнению Л.С. Выготского, это является доказательством различного потенциала к обучению у двух данных детей, а выявленная таким образом «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками» и является зоной ближайшего развития.
Однако наиболее резкой и обоснованной критике подвергалась именно концепция обучения Л. С. Выготского. Прежде всего, критики отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л.С. Выготского, заключается в том, «. что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент». Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона (вышедших, заметим, много лет спустя после смерти Л. С. Выготского) и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, ни и резко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им школьного возраста.
По сути дела, и еще одну опасность подчеркивают некоторые критики Л.С. Выготского: «С помощью других ребенок в состоянии решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно. В этом Выготский, безусловно, прав, но он не учитывает, что постоянная необходимость в посторонней помощи может подорвать независимость. Сторонники естественного развития неоднократно предупреждали, что каждый раз давая ребенку помощь или указания, мы тем самым укрепляем его зависимость от нашего мнения о том, о чем и как он должен думать, и подрываем его способность к самостоятельному мышлению».
Тем не менее сама по себе идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Уже в наше время был проведен целый ряд практикоориентированных исследований, базирующихся на теоретических представлениях Л.С. Выготского. Так, например, по сообщению У. Крэйна, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара «. предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития — В. И., М. К.) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны». Кроме того, концепция Л.С. Выготского «. также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения — к вопросу о том, как взрослые могут помочь детям решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей. Один из подходов к этой проблеме предложен в работах Брауна; учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — дети по очереди “становятся учителем”» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся».
Последний пример представляется особенно важным именно с практической точки зрения, поскольку он, во-первых, позволяет выявить отчетливые перспективы реализации идеи зоны ближайшего развития в таких прикладных сферах деятельности, как создание команд и повышение эффективности управления в организациях, и, во-вторых, наметить пути преодоления определенной ограниченности и догматичности трактовки понятия «зона ближайшего развития», присущей как самому Л.С. Выготскому, так и его ортодоксальным последователям.
Прежде всего, в эксперименте А. Брауна, внешняя поддержка деятельности индивида организована преимущественно по горизонтали, а не по вертикали: главный источник необходимой помощи и стимуляции — группа сверстников, а не учитель. Во-вторых, организованная таким образом деятельность, будучи просоциальной и нося подчеркнуто совместный, групповой характер, в полной мере способствует личностному развитию, в том числе и в психоэмоциональной сфере. При этом она отвечает и актуальным потребностям развития младших школьников: носит отчасти игровой характер, но направлена на создание реального социально значимого продукта и позволяет проявить себя в межличностном взаимодействии в малой группе. Кроме того, такая организация деятельности позволяет каждому участнику «попробовать» себя в роли официального лидера малой группы.
Все перечисленные факторы целесообразно задействовать в процессе командообразования. Кроме того, идея зоны ближайшего развития может быть эффективно использована при разработке программ внутрикорпоративного обучения и повышения мотивации сотрудников, при делегировании полномочий, планировании профессиональной карьеры и т. п.
Практический социальный психолог, если он работает в образовательном учреждении или является семейным психологом, должен уделять пристальное внимание созданию всех условий для организации совместной деятельности ребенка со взрослым в форме подлинного сотрудничества, так как лишь в этом случае будут сформированы необходимые предпосылки для последовательного повышения актуального уровня развития ребенка через формирование просоциальной зоны его ближайшего развития. Что касается практических социальных психологов, работающих с группами, если так можно выразиться, во «взрослых» организациях, то его внимание должно быть, в частности, обращено на то, в каком направлении развивается сообщество и кто в решающей степени «задает» ему зону его ближайшего развития.