Что определяет план мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной
Что определяет план мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 г. N 656н “Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)”
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и пунктом 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2017, N 7, ст. 1093), приказываю:
1. Утвердить примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица).
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Министр | А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 декабря 2021 г.
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 сентября 2021 г. N 656н
Примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)
I. Организационные мероприятия
2. Составление работодателем, под контролем которого находится территория или объект, и работодателем, производящим работы (оказывающим услуги), единого перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, опасностей, включающего:
а) перечень факторов, присутствующих на территории, но не связанных с характером выполняемых работ;
б) перечень факторов, возникающих в результате производства работ (оказания услуги);
в) перечень идентифицированных опасностей с оценкой уровней профессиональных рисков для здоровья работников и учетом вероятности возникновения и тяжести последствий отдельных заболеваний и состояний.
Составление работодателем, под контролем которого находится территория или объект, и работодателем, производящим работы (оказывающим услуги), плана мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ.
3. Отражение согласованных мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников и условий производства работ в заключаемых договорах между контролирующим работодателем и зависимым работодателем.
4. Утверждение контролирующим работодателем и зависимым работодателем акта-допуска, являющегося основанием разрешения производства работ, для которых требуется акт-допуск.
5. Организация производства совместных (выполняемых разными зависимыми работодателями одновременно работ на одной территории) и совмещаемых (выполняемых разными зависимыми работодателями одновременно разных работ на одной территории) работ. Составление графика и (или) журнала совместных и совмещаемых работ.
6. Обеспечение контролирующим работодателем допуска к работам, координацию и информирование зависимых работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на одной неподконтрольной им территории и у которых отсутствуют взаимные договоры.
7. Организация контролирующим работодателем непрерывной связи и координации зависимых работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории до начала, во время и после окончания работ.
8. Проведение мониторинга хода производства работ и изменения условий труда на территории по утвержденному контролирующим работодателем порядку.
9. Составление и согласование схемы подключения потребителей (работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории) к энергоносителям на территории (электроэнергия, кислород, газ, вода, пар, сжатый воздух и другие).
10. Проведение работодателем, контролирующим территорию, инструктирования по охране труда, учитывающего специфику организации и проведения работ на территории, работников (руководителей, специалистов по охране труда, уполномоченных по охране труда) работодателей, производящих работы (оказывающих услуги) на территории.
11. Разработка и издание (тиражирование) инструкций по охране труда, учитывающих специфику проведения соответствующих работ на территории.
12. Обеспечение документацией по охране труда, в том числе в электронном виде.
13. Проведение мониторинга (инспекций, аудитов) соблюдения требований охраны труда.
II. Технические мероприятия
14. Обеспечение доступа контролирующим и зависимым работодателем для проведения контроля за безопасным производством работ, в том числе с помощью приборов, устройств, оборудования и (или) комплекса (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио или иную фиксацию процессов производства работ на территории.
15. Установка на время выполнения работ в соответствии с проектной документацией предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений), в том числе для производственного оборудования, в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты.
1) границ опасных зон на время выполнения работ по действию опасных факторов на территории;
2) рабочих мест на которых работы выполняются по наряду-допуску;
3) мест установки защитных ограждений и знаков безопасности.
17. Нанесение (на время выполнения работ и удаление после окончания работ) на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности, а также наименование и принадлежность оборудования.
18. Установка на время выполнения работ предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.
19. Принятие мер по снижению уровня воздействия, в том числе за счет изменения графика работ, или устранение влияния вредных производственных факторов на работников на их рабочих местах.
20. При необходимости установка новых и реконструкция имеющихся на территории средств коллективной защиты, отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования, тепловых и воздушных завес с целью обеспечения нормативных требований охраны труда по микроклимату и чистоты воздушной среды на рабочих местах работодателей на территории.
21. Обеспечение естественного и искусственного освещения на территории и на рабочих местах контролирующего и зависимого работодателей, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода по территории работников.
22. Организация уборки территории и производственных помещений, своевременного удаления и обезвреживания отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.
23. Устройство тротуаров, переходов, галерей, в том числе временных на время проведения работ, а также изменение маршрутов движения транспорта на территории в целях обеспечения безопасности работников.
III. Мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты
25. Определение мест хранения, особенностей использования (при наличии) и мест утилизации работниками смывающих и (или) обезвреживающих средств.
IV. Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия
26. Определение месторасположения на территории аптечек для оказания первой помощи на время выполнения работ (услуг).
27. Устройство новых и (или) реконструкция (при необходимости) имеющихся комнат для отдыха в рабочее время, помещений и комнат психологической разгрузки.
28. Определение порядка совместного использования имеющихся на территории санитарно-бытовых помещений (гардеробные, душевые, умывальные, санузлы).
29. Определение порядка совместного использования имеющихся на территории комнат обогрева, охлаждения, приема пищи.
30. Определение месторасположения на территории аппаратов (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой.
31. Информирование о наличии, месторасположении и режиме работы, имеющихся на территории здравпунктов (фельдшерские или врачебные для территорий крупных подразделений).
32. Обеспечение беспрепятственного допуска автомобилей скорой медицинской помощи на территорию с сопровождением ее к месту несчастного случая.
Обзор документа
С 1 марта 2022 г. устанавливается примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ, оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица).
Речь идет об организационных, технических, лечебно-профилактических, санитарно-бытовых мероприятиях, а также мероприятиях по обеспечению СИЗ. В частности, возможна дистанционная видео-, аудио или иная фиксация рабочих процессов.
Об утверждении Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах
XXII. План мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасению из ОЗП
210. Мероприятия по предупреждению и ликвидации аварий в ОЗП должны рассматриваться при оценке риска и включать в себя эвакуацию и спасение (обеспечение соответствующего выхода из ОЗП) и оказание первой помощи пострадавшим.
211. Наблюдающий, обнаруживший опасность или начало и развитие аварийной ситуации или получив сигнал тревоги от работников внутри ОЗП, должен поднять тревогу и принять меры по спасению и эвакуации работающих в ОЗП в соответствии с планом мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения из ОЗП, обеспечивая собственную безопасность. Оповестить соответствующие службы работодателя.
212. Работники, в функции которых входит спасение, должны незамедлительно отреагировать на вызов спасения, поступающий от наблюдающего или другого лица, заметившего необходимость спасения работников в ОЗП.
Работник, переставший дышать, требует немедленного (в течение 3-4 минут) после прекращения дыхания проведения принудительной вентиляции лёгких.
Работники, в функции которых входит спасение, должны быть специально обучены для выполнения эвакуации и спасения в ОЗП, в том числе, должны уметь применять СИЗОД, включая воздушно-дыхательный аппарат и спасательное оборудование.
213. Работники, в функции которых входит спасение, должны пройти обучение по оказанию первой помощи внутри ОЗП.
1) оценку опасностей, связанных с ОЗП;
2) меры предосторожности, которые должны соблюдаться, пока работники находятся в ОЗП (в том числе наличие при необходимости самоспасателей);
3) перечень сигнального (измерительного) оборудования, требуемого для своевременного обнаружения начала возникновения аварийной ситуации в ОЗП;
4) перечень средств связи, документированную систему сигналов, способ поднятия тревоги наблюдающим или другим лицом, заметившим наличие аварийной ситуации;
5) количественную оценку работников, в функции которых входит спасение, и при необходимости другого персонала, необходимого для проведения соответствующих мероприятий и непосредственно эвакуации и спасательной операции;
6) перечень необходимых средств защиты и спецодежды работников, в функции которых входит спасение, и при необходимости другого персонала;
7) перечень необходимого спасательного и другого специального оборудования;
8) средства оказания первой помощи.
215. При проведении мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения, снаружи при входе (выходе) в ОЗП должен находиться наблюдающий. В соответствии с Планом мероприятий может понадобиться один или несколько помощников наблюдающего с четким распределением обязанностей. При наличии в ОЗП нескольких входов (выходов), наблюдающие должны быть установлены у каждого входа (выхода).
216. Работники, в функции которых входит спасение, при входе в ОЗП должны предварительно убедиться, что обстановка внутри ОЗП не угрожает их жизни и здоровью.
217. Во время входа в ОЗП работникам, в функции которых входит спасение, запрещается держать в руках какие-либо предметы. Необходимые для проведения мероприятий внутри ОЗП оборудование, дополнительные средства защиты для пострадавшего, инструмент, осветительные приборы и материалы должны быть предварительно опущены или переданы в ОЗП документированным в Плане мероприятий способом, преимущественно в контейнере или другой упаковке из искронеобразующего материала.
218. Не допускается вход в ОЗП на задержке дыхания для быстрого рывка в целях спасения людей.
219. Не допускается задержка дыхания для совершения последнего усилия при кончающемся запасе воздуха. Следует оставить необходимый (с учетом, что на выход может потребоваться больших затрат воздуха, чем на вход) запас воздуха для того, чтобы выйти наружу и пополнить его запас.
220. При вхождении в ОЗП необходимо приготовить дополнительный дыхательный аппарат для пострадавшего. Не допускается снятие работником в опасной атмосфере ОЗП маски дыхательного аппарата для того, чтобы обеспечить воздухом пострадавшего.
План мероприятий по эвакуации и спасению работников при работе на высоте
План спасательных работ при работе на высоте — это документ, который определяет, при помощи каких способов и средств следует производить эвакуацию работника в безопасное место, если он не сможет это сделать самостоятельно в результате травмы, повисания на страховочной системе, аварийной ситуации или по каким-либо другим причинам.
Высотные работы — это опасно, поэтому людей, которые их выполняют, стараются максимально обезопасить, но форс-мажорные ситуации встречаются, увы, везде. К счастью, происходит это достаточно редко, но знать, что в такой ситуации необходимо делать, очень важно. Чтобы непредвиденные обстоятельства не застали врасплох, необходимо разработать план мероприятий по эвакуации и спасению работников (ПСЭР). Необходимость его разработки регламентируется в целом правилами работы на высоте и в частности статьей 212 Трудового кодекса РФ, которая обязывает работодателя обеспечить функционирование системы охраны труда.
План является официальным документом. Разработка ППР на высоте и ПСЭР — это важная задача, которую выполняет самый подготовленный и опытный верхолаз с третьей группой. С итоговым документом знакомят всех сотрудников, причастных к работам на высоте. Требования к разработке документа содержатся и в приказе Минтруда России от 28.03.2014 №155н. Составляется в свободной форме, но должен содержать в себе все сведения, изложенные с приложении № 6 к приказу №155н.
Зачем нужен ПСЭР и какие особенности он имеет
Для каждого рабочего места — как для стационарного, так и для нестационарного — и для каждого участка разрабатывается план спасения при работе на высоте. По сути, это та последовательность действий, которую необходимо выполнить, чтобы сорвавшийся работник был выведен из состояния зависания и ему при необходимости была оказана первая помощь. Во время проведения мероприятий по эвакуации пострадавшего работника необходимо не допустить ухудшения его состояния. Кроме того, крайне важно не увеличить количество пострадавших, поэтому все действия спасателей на высоте должны обеспечиваться страховочной системой.
До начала эвакуации или параллельно с ней необходимо руководствоваться требованиями приказа Минздравсоцразвития от 04.05.2012 №477н для чего:
Кому необходим ПСЭР и как он разрабатывается
Согласно законодательным требованиям, План спасения и эвакуации работника обязателен для всех трудовых функций, выполняемых по наряду-допуску, то есть, по сути, для всех видов работ на высоте практически без исключения, если их проведение предполагает использование разнообразных средств, которые должны обеспечить безопасность выполняющему высотные работы человеку.
Данный документ направлен в первую очередь на то, чтобы обеспечить работающему в достаточно опасных условиях сотруднику максимальную безопасность при эвакуации, в дополнение добившись снижения уровня травматизма и достижения минимального возможного количества НС на производстве, позволяет быстро и правильно реагировать, если имеет место чрезвычайная ситуация.
План предполагает подробное, до деталей, описание того, что следует делать, если пострадал работавший на высоте человек. Например, в план эвакуации при падении с высоты обязательно входят:
Кроме того, план эвакуации обязан соответствовать всем требованиям, которые предъявляются действующими правилами по охране труда и оказанию первой помощи пострадавшим во время пожара или при получении производственной травмы. Разработка документа должна проводиться с учетом того, что наверху находятся не только профессионалы, имеющие опыт спасательных работ на высоте, но и другие непрофильные специалисты.
В случае необходимости спасательная операция должна осуществляться безопасно, быстро и эффективно. Достижению этих целей поможет наличие спасательных комплектов или использование предустановленных систем спасения.
При наличии проработанных схем спасения, в том числе плана эвакуации при работе на лесах, возникновение аварийной ситуации не станет для сотрудников шоком, который, к сожалению, может стоить жизни. Четкая и понятная схема действий поможет им быстро сориентироваться в происходящем и спасти оказавшегося в опасности человека.
План эвакуации и спасения при работе на высоте (ПСЭР)
При проведении работ на высоте всегда существуют риски падения работников, а также предметов и оборудования на работника. Сорвавшегося сотрудника необходимо оперативно вывести из зависания и оказать медицинскую помощь. Отсутствие согласованных действий во время спасения могут привести к печальным последствиям. План мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ на высоте позволяет минимизировать количество смертей и риск травматизма среди работников.
Содержание
Зачем нужен План эвакуации и спасения при работе на высоте
Для чего нужен ПСЭР и очередность разработки документов в видео:
Необходимо не просто подготовить план эвакуации и спасения, но и ознакомить исполнителей с документом. Важно научить их правильно вести себя в аварийных ситуациях.
Работодатель обязан принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи (ст. 212 ТК РФ).
План спасательно-эвакуационных работ (ПСЭР) — это последовательность действий, в результате которых сорвавшегося работника:
Важно: План спасения и эвакуации разрабатывается для всех рабочих мест на высоте в соответствии с разделом СУОТ «Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания».
Время выведения сорвавшегося работника из состояния зависания — 10 минут (п.136 Правил).
Кто составляет план эвакуации и спасения
Ответственный за организацию и безопасное проведение работ на высоте обязан организовать разработку плана эвакуации и спасения при работе на высоте (п.19 Правил).
Этот документ составляет Ответственный руководитель работ на высоте с 3 группой безопасности. Он подбирает СИЗ, которые понадобятся во время спасательно-эвакуационных работ, расписывает правильную последовательность действий персонала. За каждую строку в плане эвакуации при работе на высоте специалист несёт личную ответственность.
Как составить план мероприятий по эвакуации и спасению
Провести мероприятия по спасению работника с высоты за 10 минут возможно только при следующих условиях:
В состав резервной системы обеспечения безопасности при работах на высоте могут быть включены:
Состав системы определяется для каждого конкретного места проведения работ.
Единого стандарта по написанию ПСЭР нет, поэтому многие специалисты порой не знают, что именно нужно указать в документе. Чтобы упростить себе работу, воспользуйтесь примером заполненного плана эвакуации и спасения при работе на высоте.
Что определяет план мероприятий по эвакуации и спасению работников
План мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной ситуации и при проведении спасательных работ согласно п.44 Правил определяет методику проведения работ и перечень необходимого оборудования.
Образец заполнения плана
На первом листе следует указать полную информацию, которую нужно сообщить ответственному руководителю работ и экстренным службам.
В плане следует указать перечень оборудования, необходимый для проведения спасательно-эвакуационных мероприятий:
Методика проведения спасательных работ должна учитывать все возможные варианты. Как минимум нужно продумать 2 варианта:
В методике проведения спасательных и эвакуационных работ укажите:
Графическая схема поможет спасательной бригаде вспомнить технологию спасения. Нужно учитывать, что работник осуществляющий спасения также находится в стрессовой ситуации.
Образец заполнения | Скачать |
Бланк Плана мероприятий | Скачать |
Современные системы спасения
В тех местах, где это возможно наиболее целесообразным решением будет установка заранее спланированных систем эвакуации.
Как пример — предустановленная система эвакуации на приставной лестнице. Организуется для того, чтобы быстро и безопасно вывести пострадавшего из состояния зависания. Такая оперативность особенно важна, если пострадавший находится на высоте без сознания.
Так как данная система эвакуации является одновременно и страховочной системой, пользователь не нарушает правила работы, и остается все время в правовом поле, согласно Приказу 782Н.
Обязательный инструктаж
Все старания по разработке документации сводятся к нулю, если работники не в состоянии работать по написанным ППР и ТК. И уж тем более
Пример инструктажа электромонтажников с помощью видео компании РОССЕТИ. Пошаговая инструкция обучает работников:
Чем грозит отсутствие плана эвакуации при работе на высоте
Если на рабочем месте произойдёт несчастный случай, Ответственный руководитель обязан проанализировать ситуацию, опираясь на текст ПСЭР. Он должен понять, как вели себя исполнители и ответственные исполнители во время спасательно-эвакуационных работ, насколько хорошо они справились с задачей и не было ли нарушений.
Когда государственные контролирующие органы будут разбирать ситуацию, определяя степень виновности всех участников происшествия, они будут опираться на ППР и ПСЭР. Если таковых документов не будет, работодателя и ответственного руководителя могут привлечь к соответствующему виду ответственности за нарушение Правил охраны труда при работах на высоте.
Что определяет план мероприятий по эвакуации и спасению работников при возникновении аварийной
XXI. Требования охраны труда при подготовке мер
по ликвидации аварий в ОЗП
207. При проведении подготовки входа и выхода из ОЗП необходимо учитывать возможность срочной эвакуации пострадавшего в случае аварии или несчастного случая.
208. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий и утверждает план мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения из ОЗП.
209. В плане мероприятий при аварийной ситуации и при проведении спасательных работ, эвакуации и спасения из ОЗП работодателем учитываются существующие планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий. Работодатель обеспечивает в случае аварии защиту работников, находящихся в рабочей зоне ОЗП путем:
1) информирования (вызов спасения) работников, находящихся в рабочей зоне ОЗП, работников вне ОЗП, работников, в функции которых входит спасение, ответственных работников;
2) координации действий по ликвидации аварии и ее последствий;
3) незамедлительного прекращения работ и эвакуации (спасения) работников из ОЗП в безопасное место;
4) не возобновление работы в аварийных условиях;
5) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;