Что определяет многообразие и сложность задач и функций статистики
Функции статистики в современном обществе.
Актуальность статистики в современной России.
Статистика играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.
Можно выделить два понимания слова статистика:
1) первое, подразумевает статистику как динамическую систему, которая отображает различный спектр показателей. Знание и умение работать с этой системой может дать огромный выигрыш в различных сферах деятельности.
2) статистика как наука
Её знание позволяет людям работать в различных областях, и на основании статистических данных и исследований принимать определенные решения.
Сейчас статистика занимает центральное место почти во всех областях, включая промышленность, торговлю, экономику, математику, психологию и т.д., поэтому применение статистики очень широко. Рассмотрим практическое применение статистики в некоторых сферах деятельности:
Предприниматели могут принимать правильные решения о местоположении бизнеса, маркетинге своей продукции, финансовых и производственных ресурсах и т.д.
В экономических исследованиях статистические методы используются для сбора и анализа данных и проверки гипотез. Взаимосвязь между спросом и предложением изучается статистическими методами; импорт и экспорт, темпы инфляции и доход на душу населения
Банки используют статистические данные для различных целей. К примеру, банкиры используют статистические подходы, основанные на вероятностной оценке количества вкладов и их требований на определенный день.
· Государственное Управление (Администрация)
Различные государственные стратегии основаны на статистических данных. Статистические данные в настоящее время широко используются при принятии всех административных решений.
· Бухгалтерский учет и аудит
Бухгалтерский учет невозможен без точности.
В аудите обычно используются методы выборки. Аудитор определяет размер выборки, подлежащей аудиту, на основе допущенной ошибки.
Понятие и особенности объекта статистики. Подходы к определению содержания и предмета статистики.
Объект статистики — явления и процессы социально-экономической жизни общества, в которых отражаются и находят свое выражение социально-экономические отношения людей.
Особенности объекта статистики: изучает количественную сторону общественных явлений, т.е. их величину, размер, объем, и имеет числовое измерение; исследует качественную сторону массовых явлений. Качественная сторона явления выражает его специфику, внутреннюю особенность, отличающую его от других явлений; изучает явления в конкретных условиях места и времени. Все общественные явления и события протекают во времени и пространстве, и в отношении любого из них всегда можно установить, когда оно возникло и где развивается; исследует социально-экономические явления и процессы, которые носят массовый характер, изучает множество определяющих их факторов.
Статистика занимает значительное место в системе управления социально-экономическими явлениями и процессами по всем направлениям современного мира. Сбор, обобщение и научный анализ информации, характеризуют развитие экономики государства в целом, а также культуры, уровня жизни населения и пр.
В результате выявления статистических закономерностей, предоставляется возможность выявления взаимосвязей в экономике, изучения динамики ее развития, проведения международных сопоставлений и в конечном итоге – принятия эффективных решений на всех уровнях управления.
Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Знание статистики, системы экономических показателей, методики их расчета обеспечивает менеджеру, экономисту возможность работать в любом секторе экономики.
Предметом статистики является исследование количественной стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, или их содержанием, в конкретных условиях места и времени.
Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
В статистике таких основных понятий пять:
1. Статистическая совокупность;
2. Единица совокупности;
4. Статистический показатель;
5. Система статистических показателей.
Функции статистики в современном обществе.
В теории статистики описаны две ее функции:
1. Описательная – с помощью цифр и чисел дается характеристика той или иной ситуации, процесса, явления
2. Объяснительная – выявляются причинно-следственные связи между явлениями и процессами; выявляются факторы, обусловливающие те или иные связи.
Значение данных функций в современном обществе легче рассматривается на примере отдельных стран. В России сбором статистических данных занимается Государственная служба статистики, поэтому ниже рассмотрены функции Росстата.
· обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;
· разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;
· представление в установленном порядке статистической информации гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;
· сбор статистической информации и формирование на её основе официальной статистической отчетности;
· разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
· развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение её совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;
· контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;
· реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.
Организация государственной статистики в России
В основу организации статистической работы в РФ положены следующие принципы:
1. централизованное руководство статистикой
2. единые организационное строение и методология
3. неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления
В соответствии с положением о Государственном комитете РФ по статистике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9.07.1994г., определено создание Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат), который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой.
Методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемые Госкомстатом РФ, являются официальными статистическими стандартами РФ,
Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления.
Система государственной статистики в РФ имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.
В состав Госкомстата РФ входят такие управления, как аналитическое, информационных ресурсов и регистров, статистических стандартов и классификаций, организации статистического наблюдения, СНС и балансов, статистики финансов и платежного баланса, статистики цен, статистики товарных рынков и торговли и др.
Вопросы для контроля теоретических знаний:
Литература:
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики, М.: Финансы и статистика, 1996.-с. 3-18.
2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. М.: Инфра – М, 2000. –с.3-27.
3. Гусаров В.М. Статистика. М.: ЮНИТА – ДАНА, 2001. –с.5-23.
4.Общая теория статистики под ред.Спирина А.А. М.: Финансы и статистика, 1996.-с.5-19.
5. Статистика: курс лекций под ред. Ионина В.Г. Изд – во НГАЭИУ, М.: Инфра – М, 1997. –с.4-12.
6. Теория статистики под ред. Шмойловой Р.А. М.: Финансы и статистика, 2002. – с.7 – 41.
Предмет, метод и задачи статистики
Рассматривая историю статистики, следует иметь в виду, что эта наука имеет древние корни и ее развитие сходно с развитием языка. Можно привести некоторые сведения о статистических операциях в Китае, Древнем Риме, на Руси. Однако зарождение статистики как науки относится ко второй половине XVII в. В этой связи необходимо обратить внимание на возникновение различных школ: германской школы государствоведения (основатель – немецкий ученый Р. Конринг), английской школы политических арифметиков (основоположники школы – Д. Граунт, Э. Галлей и В. Петти), статистико-математическое направление (XIXв., бельгийский статистик А. Кетле).
Особое внимание следует обратить на развитие российской статистики. Можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров – демократов русской социологической школы, различные технологии в русской академической статистике. Следует назвать русских и советских ученых-статистиков, которые внесли значительный вклад в развитие этой науки. Необходимо помнить, что в настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
Изучая особенности статистики как науки, следует иметь в виду следующее:
1) при статистическом изучении исследуются не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множества отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками;
2) статистика изучает количественную сторону качественно определенных массовых общественных явлений в данных условиях места и времени;
3) статистика характеризует структуру общественных явлений;
4) изменения уровня и структуры явления исследуются во времени, т.е. в динамике;
5) статистика выявляет причинно-следственные и другие связи явлений.
Более глубоко необходимо изучить важнейшую категорию статистики – статистическую закономерность. Статистическую закономерность необходимо рассматривать как количественную закономерность изменения в пространстве и во времени массовых явлений и процессов, состоящих из множества элементов (единиц совокупности). Она свойственна не отдельным единицам совокупности, а всей их массе или совокупности в целом. В силу этого закономерность, присущая данному явлению (процессу), проявляется только при достаточно большом числе наблюдений и только в среднем. Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Следует обратить внимание на исследования статистической закономерности бельгийским статистиком А.Кетле.
Важно заметить, что статистические закономерности возникают как результат воздействия большого числа постоянно действующих причин и причин случайных, действующих временами. Постоянно действующие причины придают изменениям в явлениях регулярность, повторяемость; случайные – вызывают отклонения в этой регулярности.
Статистические совокупности имеют определенные свойства, носителями которых выступают единицы совокупности, обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся:
а) атрибутивные (описательные, качественные);
Все разнообразие признаков можно представить в таблице 1.1:
Т а б л и ц а 1.1 – Классификация признаков по их видам
Код классификации | Признаки |
По содержательности | Существенные, несущественные, первичные, вторичные |
По принадлежности | Индивидуальные, общие |
По направлению | Прямые, косвенные |
По причинности | Причины, следствия, факторные, результативные |
По управляемости | Управляемые, неуправляемые |
По степени детерминированности | Детерминированные, статистические, стохастические |
По наблюдаемости | Наблюдаемые, ненаблюдаемые |
По изменяемости | Непосредственно изменяемые, косвенно изменяемые, условно изменяемые |
По времени | Статистические, динамические, периодические |
В основу организации статистической работы в Российской Федерации положены следующие принципы:
— централизованное руководство статистикой;
— единое организационное строение и методология;
— неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
Следует иметь в виду, что методология статистических показателей, формы, методы сбора и обработки статистических данных, устанавливаемых Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами РФ. Система государственной статистики в России имеет иерархическую структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Общая схема организации государственной статистики в РФ
Контрольные вопросы
1. От какого латинского слова происходит термин «статистика»? Что он означает?
2. Какие статистические работы проводились в древние и средние века?
3. К какому времени относится становление статистики как науки?
4. Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?
5. Что такое закономерность? Динамические и статистические закономерности, их особенности.
6. Что такое совокупность, единица совокупности.
7. Что такое вариация, признак? Как классифицируют статистические признаки?
8. В чем сущность и значение закона больших чисел для статистики?
9. Дайте определение предмета статистики?
10. Что является теоретической основой статистической науки?
11. Почему статистика изучает явления общественной жизни в движении, измерении и развитии?
12. Что определяют многообразие и сложность задач и функций статистики?
13. Какие принципы положены в основу организации статистики в России?
14. Какова организационная структура Госкомстата РФ?
Дата добавления: 2015-04-04 ; просмотров: 12 ; Нарушение авторских прав
Методические указания и контрольные работы для студентов-заочников содержание
Главная > Методические указания
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Методические указания и контрольные работы
II. Методические указания и учебные материалы по темам
Раздел I. Введение в теорию статистики
1. Статистика как наука
Раздел II. Описательная статистика
2. Сбор статистической информации
3. Статистическая сводка и группировка. Статистические таблицы
4. Статистические показатели
Раздел III. Аналитическая статистика
5. Показатели вариации
6. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений
7. Статистическое изучение динамики социально- экономических явлений
8. Экономические индексы
9. Выборочное наблюдение
III. Указания о порядке выполнения контрольной работы и ее содержание
IV. Приложения. Статистические материалы для выполнения контрольной работы
Общая теория статистики (ОТС) является одной из отраслей статистической науки, которая изучает явления и процессы общественной жизни в их количественно-качественной определенности. Она разрабатывает общие положения и методы статистического исследования. Ее категориями, показателями и методами пользуются все другие отрасли статистической науки. Поэтому обучение студентов статистике всегда начинается с преподавания курса общей теории статистики или курса теории статистики.
В результате изучения курса теории статистики студенты должны овладеть знаниями общих основ статистической науки и общими навыками (умениями) проведения статистического исследования.
В курсе рассматриваются наиболее общие категории, понятия статистической науки и излагается методология сбора, обработки и анализа статистической информации.
Самостоятельное изучение данной дисциплины должно строится в соответствии с той последовательностью, в которой излагается материал данных методических указаний. Изучение каждой темы следует начинать с ознакомления с учебной программой курса «Общая теория статистики» или «Теория статистики» для соответствующей специальности. Затем следует приступить к чтению учебной литературы. Основные учебники, которыми рекомендуется пользоваться при изучения курса, перечислены ниже.
Работая над данной дисциплиной, необходимо стремиться к тому, чтобы уяснить прежде всего логический смысл статистических показателей и методов. После усвоения содержания темы рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные к каждой теме данных указаний. Однако, в процессе изучения курса важно не только усвоить теоретические положения, но и выполнить упражнения, содержащиеся в конце тем. Выполнение упражнений даст возможность приобрести умение и практические навыки вычисления статистических показателей и анализа статистических данных, а также поможет подготовиться к выполнению контрольной работы. К большинству задач имеются ответы, по которым студент может проверить правильность вычисления упражнений и убедиться в усвоении им материала.
Содержание заданий контрольной работы с изложением указаний о порядке ее выполнения и вариантах приведены в разделах III и IV.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Теория статистики /Под ред. Р.А.Шмойловой.-М., Финансы и статистика, 2000.
Гусынин А.Б., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шмойлова Р.А. Теория статистики: Учебно-практ. Пособие для системы дистанционного образования М.: МЭСИ, 2000
Кроме указанной литературы кафедра рекомендует студентам следить за периодическими изданиями (журналы, газеты), в которых публикуются статьи, освещающие важнейшие вопросы, стоящие перед статистической наукой на современном этапе.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ
Эта тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин вообще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической науки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент должен получить ясное представление о том, что изучает статистика, каково ее место в системе наук, каковы ее теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, каковы основные задачи статистики на современном этапе.
Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии.
При рассмотрении материала темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль теории социально-экономического развития в статистическом исследовании.
Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия статистической науки, какими являются статистическая совокупность, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель, система показателей, единица совокупности.
Кроме предмета и метода в этой теме изучаются вопросы организации статистики в нашей стране. Необходимо составить представление о структуре статистических органов, о роли Госкомстата России в организации статистической службы, его правах и обязанностях.
Вопросы для самопроверки:
Почему статистика относится к общественным наукам? В чем ее отличие от других общественных наук?
Что такое закономерность? Динамические и статистические закономерности, их особенности.
Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.
В чем сущность и значение закона больших чисел для статистики?
Дайте определение предмета статистики.
Что является теоретической основой статистической науки?
Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
Какие принципы и методы излагаются в общей теории статистики? Почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?
Что определяет многообразие и сложность задач и функций статистики?
Какие принципы положены в основу организации статистики в России?
Какова организационная структура Госкомстата РФ?
Раздел II. ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
(ТЕОРИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ)
Статистическая работа начинается со статистического наблюдения, представляющего собой планомерное, научно организованное собирание данных об изучаемых явлениях и процессах общественной жизни. Тема имеет своей целью дать представление о значении статистического наблюдения как первого этапа статистического исследования и источника всех статистических сведений, о принципах и правилах его научной организации и проведения. Необходимо уяснить, что от качества проведения статистического наблюдения зависит качество результатов всех последующих этапов статистического исследования.
Чтобы провести статистическое наблюдение, необходимо разработать его план, который состоит из программно-методологических и организационных вопросов. Основное содержание программно-методологического раздела плана составляют вопросы об объекте и единице наблюдения, о программе наблюдения и принципах ее разработки, о статистическом формуляре и инструкции. Важнейшими вопросами организационного раздела плана являются следующие: о месте, времени и сроках наблюдения, о подборе и инструктировании кадров, о мерах по обеспечению точности наблюдения.
Уяснив основные понятия статистического наблюдения, следует переходить к изучению вопроса об организационных формах статистического наблюдения, о его видах и способах получения сведений. При этом необходимо разобраться в особенностях классификации статистического наблюдения по различным признакам (например, по степени полноты охвата наблюдением изучаемого объекта, по времени регистрации или по периодичности проведения статистических обследований, по источнику сведений, на основе которого заполняется формуляр наблюдения и т.п.).
Особое внимание необходимо уделить вопросам точности наблюдения, выяснить, какие ошибки могут возникать в процессе статистического наблюдения и что является их источником, каковы способы регистрации данных.
Вопросы для самопроверки
Что такое статистическое наблюдение?
Дайте определение цели и объекта статистического наблюдения.
Что такое программа статистического наблюдения и каковы принципы и правила ее разработки?
Назовите виды формуляров статистического наблюдения.
Что такое критический момент статистического наблюдения и для чего он устанавливается?
Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.
Какие организационные вопросы являются важнейшими при проведении наблюдения?
Каково назначение и содержание статистической отчетности?
Определите связь между сплошным, выборочным обследованиями и монографическим описанием.
Какие существуют способы контроля достоверности статистических материалов?
Материал для упражнений
Составьте перечень важнейших признаков, характеризующих (как единицу статистического наблюдения): а) совместное предприятие; б) фермерское хозяйство; в) школу; г) библиотеку; д) театр; е) семью; ж) студента.
Назовите 10 признаков, характеризующих высшее учебное заведение как единицу статистического наблюдения.
Какие признаки нужно выделить для статистического обследования: а) культурного уровня населения; б) работы городского транспорта; в) студентов вузов с целью изучения бюджета времени.
Сформулируйте вопросы для регистрации при статистическом наблюдении следующих признаков по некоторым объектам наблюдения: а) занятие человека; б) его семейное положение; в) успеваемость студента.
Спроектируйте статистическое обследование (сформулируйте цель наблюдения, определите объект и единицу наблюдения, составьте программу наблюдения, формуляр и инструкции): а) переписи населения; б) сельскохозяйственной переписи; в) переписи школ; г) переписи жилищного фонда.
Сводка и группировка статистических материалов составляют вторую стадию статистического исследования. В процессе изучения данной темы надо твердо уяснить, что метод группировок в единстве с другими статистическими методами является важным средством социально-экономического познания. Студент должен твердо усвоить, что группировки являются ведущим звеном в статистическом исследовании. Можно собрать прекрасный статистический материал, но испортить его неумелой сводкой и группировкой.
Исключительно большое значение имеет вопрос о выборе группировочных признаков.
Особое внимание надо уделить изучению практики применения группировок в статистике и экономике. На конкретных примерах из статистических сборников и справочников надо уяснить применение различных видов группировок для решения конкретных задач в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, бизнеса и других отраслей народного хозяйства.
При изучении вопросов, связанных с построением статистической группировки, необходимо обратить внимание на особенности образования групп и установление их числа в зависимости от характера признака, положенного в основание группировки.
В результате ознакомления с темой необходимо получить ясное представление о задачах и видах статистических группировок, о научных принципах их построения.
Целью темы является также изучение порядка и этапов построения статистической группировки (выбор группировочного признака, установление числа групп и образование интервалов, определение системы показателей для характеристики отдельных групп и т.д.).
Используем следующие условные данные для иллюстрации построения статистической группировки, характеризующие некоторые технико-экономические показатели заводов сахарной промышленности:
Стоимость промышленно-производственных основных фондов (млн.руб.)
Товарная продукция в неизменных ценах (млн.руб.)
Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала (чел.)