Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишний

Методика «Исключение неподходящей картинки»

ВАРИАНТ 1.

Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: «Скажи, что здесь не подходит?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: «Что здесь не подходит?». Помощь: «Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?».
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишнийЧто определяет методика четвертый лишний

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишнийЧто определяет методика четвертый лишний

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

Что определяет методика четвертый лишний Что определяет методика четвертый лишнийЧто определяет методика четвертый лишний

ВАРИАНТ 2.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике «Что лишнее?»

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

Что определяет методика четвертый лишний

ВАРИАНТ 3.

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

Характеристика решения задач

Источник

Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л.Агаевой)

Цель: определение уровня развития операции классификации
Оборудование: наборы картинок по классификациям («Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д.), где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.
Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.

«Посуда»: тарелка, кастрюля, чашка, утюг.
«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф
«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.
«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли
«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются одним словом все остальные предметы?
Обработка:Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово).
Задания оценивается в баллах:

обобщение по существенному признаку – 2 балла;

употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.

Методика «Классификация по заданному принципу»
Цель: определение уровня развития операции классификации.
Оборудование: разрезанные наборы картинок по классификациям («Посуда», «Мебель», «Игрушки», и т.д.).
Проведение:
Ребенку предлагаются карточки с картинками, которые можно классифицировать в 5 групп по разной тематике: «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Игрушки», «Птицы».
Карточки: тарелка, синица, туфли, кастрюля, пирамида, чашка, сапоги, стул, машинка, шкаф, валенки, ворона, кукла, соловей, стол.
Инструкция: «Картинки рассыпались. Внимательно рассмотри их и разложи так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом».
Обработка:
Оценивается правильность обобщения и наличие или отсутствие операции классификации (обобщающее слово). В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Группы разложены без ошибок: «+»
Правильно разложены 3 группы: «±»
Ошибки более, чем в 3 группах «-»

Методика «Разрезные картинки».
Цель: диагностика аналитико-синтетических характеристик мышления, выявление особенности развития операции сравнения.
Оборудование: Две предметные картинки или несложные открытки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на N частей под различным углом.
Проведение: Ребенку предлагается собрать из частей две картинки. Изображение не комментируется.
Инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее».
Обработка: В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки.
Обе картинки собраны правильно «+»
Только одна сложена верно «±»
Обе картинки собраны неправильно «-»

Методика «Назови одним словом»
Цель: определение уровня развития операции обобщения
Проведение: Ребенку предлагаются назвать одним словом группу предметов. Проводится устно.

6. Роза, гвоздика, ландыш –

8. Сыроежка, мухомор, подберезовик –

9. Сом, карась, окунь –

10. Капуста, картошка, лук –

11. Ручка, карандаш, фломастер –

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

Методика «Анализ образца»
Цель: выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.
Оборудование: спички, образец человечка, сложенного из спичек.
Проведение: На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из спичек. Внимание ребенка на особенности образца не обращается. После выполнения задания экспериментатор открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с тем, что получилось. В случае ошибки, экспериментатор предлагает ребенку найти и самостоятельно исправить ошибки. При неполном исправлении ошибок, проверяющий может задавать ему наводящие вопросы.
Инструкция: «Я сделала человечка из спичек. Внимательно посмотри на него и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такого же».

Методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном)
Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Оборудование: три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности.
Проведение: Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ.

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.
Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять цветами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Ребенок не справился с заданием, если:

1. Не нашел последовательность картинок и не смог составить рассказ.
2. Самостоятельно нашел последовательность, но составил нелогичный рассказ.
3. Составленная последовательность не соответствует рассказу (наводящие вопросы взрослого не помогли).
4. Рассказывает отдельно по каждой картинке, не связано с остальными – рассказ не получается.
5. На каждой картинке перечисляет только отдельные предметы.

Источник

«Четвёртый лишний»: методики исследования логики и внимания

Методика «Четвертый лишний» используется педагогами и психологами с диагностическими и развивающими задачами. Познакомимся с историей разработки методики и особенностями ее применения в образовательных целях.

История методики «Четвертый лишний»

Методика «Четвертый лишний» отличается от аналогичных методов диагностики своей простотой и оригинальностью одновременно. Автор методики (имею в виду того, кто разработал первый вариант, не известен).

Известно, что пятидесятые годы эта методика уже применялась. Карточки изготавливались в лаборатории института психиатрии, а затем пересылались специалистам — диагностам.

С.Я. Рубинштейн была издана книга, в которой подробно описывались психологические методики.

Там же был представлен стимульный материал, включающий 17 карточек методики. Но сейчас их уже мало кто использует, так как изображались на них предметы, давно устаревшие для нашего времени. Глядя на эти карточки, уже мало кто сможет узнать эти вещи (детские зыбки, мукомолки, лошадиные повозки и т.п.).

Поэтому стимульный материал Рубинштейн считается очень устаревшим. Но вместо него стали разрабатываться адаптированные под современные предметы обихода карточки для проведения методики «Четвертый лишний».

Известно много адаптированных вариантов этой методики от известных педагогов и психологов.

Одним из исследователей образно-логического мышления детей стала Наталия Львовна Белопольская. Под ее руководством методика «Четвертый лишний» была адаптирована именно для диагностики мышления и успешно используется на практике вот уже более 30 лет.

Данная адаптированная методика стала оптимальным вариантом для исследования маленьких «мыслителей».

Целью диагностики является выявление особенностей таких мыслительных процессов у детей, как: анализ, сравнение, синтез.

Очень легко можно понять, насколько сильно искажено у ребенка обобщение, выявить и вовремя устранить некоторые психологические патологии.

Методика замечательно диагностирует умение испытуемых логически мыслить и правильно давать объяснение.

Очень полезны тестовые задания данной методики при работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Краткие ответы дают возможность детям участвовать в разговоре, не использую длинные фразы, что облегчает процесс их речевой деятельности с одновременным участием в ней.

Сильные речевые дефекты мешают использовать методику полноценно, но не исключают возможности исследовать данным методом мыслительные способности путем не объяснения, а просто выбора исключительного объекта.

Суть методики «Четвертый лишний» следующая: испытуемому предлагается выбрать из четырех объектов один, который чем-либо отличен от трех предыдущих по какому-либо определенному отличительному признаку.

Варианты методики «Четвертый лишний»

Варианты проведения методики различны. Но всегда использование методики начинают с инструктажа, объясняя, в чем заключается задача испытуемого.

Внимательно рассмотрев (или прослушав — об этом чуть далее) группу из четырех картинок, нужно выбрать одну, которая не подходит этой группе.

Методика «Четвертый лишний» уникальна тем, что использовать ее можно практически с любого возраста.

Разница лишь в подаче стимульного материала.

Для самых маленьких (с 3-х лет) детей подходят картиночные тесты. Детям чуть постарше предлагаются уже задания на слух.

Есть варианты и для взрослых. Задача для них сильно усложняется.

Используются все три варианта (картинка, на слух, письменное задание).

При этом объекты могут иметь очень маленький процент отличий один от трех.

Приведу пример.

Перед испытуемым четыре карточки с нарисованными объектами: лошадь, корова, орел и собака.

Можно сначала поговорить о каждой картинке отдельно: что это за объект, что он умеет делать, где живет и т.д.

После этого становится понятным, что лишняя здесь картинка с изображением орла, ведь он не живет на земле, а парит в воздухе. Остальные три — животные, которые летать совсем не умеют.

Сложнее выполнять такие задания на слух. Но ведь они предназначены не для малышей, а для тех, кто постарше и взрослых.

Кстати, взрослым очень нравится выполнять такие тесты в письменном варианте.

Пример.

Вопрос понятен: какое из текстовых описаний можно назвать здесь лишним и почему?

Прочитав каждое описание внимательно, подумав над ним, можно легко определить, что в трех из них речь идет об осеннем времени года. Лишь одно описание подходит к рассказу о зиме. Именно оно и будет лишним в нашем тесте.

Четвертый лишний и математика

Вдруг мне захотелось рассказать еще про один вариант. Этот вариант для тех, кто дружит с математикой.

Предлагаются картинки или проговариваются вслух числа:

2, 6, 9, 16. Задание: исключить лишнее число и объяснить, почему именно оно в этом ряду лишнее.

Догадались, да?

Три числа у нас в ряду четные, а одно нечетное. Оно и будет четвертым лишним.

Но есть еще вариант правильного ответа.

Лишним может быть число 2. Очень хочу, чтобы вы объяснили в своем комментарии, почему я так утверждаю.

Ответ давать здесь не буду, чтобы вы хорошенько подумали.

Когда используется методика «Четвертый лишний»

Применяют этот метод диагностики как для исследования психических и мыслительных процессов, так и для их развития.

Поэтому можно включить в группу тестируемых как детей (и взрослых) с отклонениями в развитии, так и здоровых.

Использовать можно методику при работе с детьми и взрослыми, имеющими любые сенсорные нарушения (глухие, слепые, не говорящие). Разница лишь в подаче материала для обследования.

Например, слепые могут обследоваться методом с заданиями на слух; глухие — картиночные варианты или в письменном виде.

Методика «Четвертый лишний» для дошкольников

Дети дошкольного возраста в большинстве своем читать и писать еще не умеют. Поэтому с ними можно использовать карточки с изображениями разных объектов.

Карточки педагог заготавливает заранее. Возможно классифицировать их по темам. А затем на тематических занятиях проводить небольшие тесты по методике «Четвертый лишний».

Одновременно и тема закрепляется, и мыслительные процессы развиваются.

Примерные группы карточек для дошкольников:

Методика «Четвертый лишний» для младших школьников

Младшие школьники уже могут быть обследованы не только картиночным вариантом методики, но и письменным. Предлагаю варианты методики «Четвертый лишний» для младших школьников.

Методика «Четвертый лишний» для подростков

У подростков мышление уже довольно хорошо развито, поэтому им можно давать задания посложнее. Как вариант может быть метод «на слух».

Для особо интеллектуальных подростков можно предложить:

Примеры:

Если вы придумали еще варианты методики, предлагайте в комментариях. Мы их обязательно добавим к уже перечисленным.

Проверьте, правильно ли вы усвоили материал в статье

Источник

Развиваем мышление. Игра «4–й лишний»

Игра 4-й лишний традиционно используется педагогами, психологами, дефектологами для подготовки детей к школе. С помощью данной игры развивается логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, аргументировать свое мнение. Игра подходит детям с 4-х лет и старше.

Как же правильно играть в данную игру, чтобы получить максимальный развивающий эффект?

Предварительный этап работы

На предварительном этапе поиграйте с ребенком в игры на классификацию предметов (например, в лото). Выложите перед ребенком карточки с изображением животного, птицы, насекомого, предмета одежды, обуви, транспорта и т. д. и предложите найти к каждой картинке подходящие изображения.

Основной этап работы

После того, как ребенок освоил обобщающие понятия, можно переходить непосредственно к игре. Начинать лучше с простых вариантов с предметными картинками. Можно использовать готовые игры, их варианты представлены на моем сайте в формате презентаций (скачать)

Когда ребенок хорошо справляется с данными играми, задание можно усложнять, предлагая ребенку найти лишний предмет внутри смежных категорий (например, тюльпан, роза, георгин, фиалка. Фиалка лишняя, потому что это комнатное растение, а остальные – садовые растения). Если ребенок затрудняется в выделении узких категорий (хвойные и лиственные растения, мясные и молочные продукты, лесные и садовые ягоды) – необходимо позаниматься с ним по этим темам дополнительно, например по пособиям Теремковой Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.

Как еще можно поиграть в эту игру?

Самый сложный вариант игры 4-й лишний – это словесная игра без картинок. Ребенок на слух выделяет лишнее слово и объясняет свой выбор. Начинать стоит так же со слов из разных категорий,например: юбка, рубашка, футболка, сапоги (дифференцируем одежду и обувь).Затем задание можно усложнить: мухомор, подосиновик, подберезовик, боровик (грибы съедобные и несъедобные).

Когда ребенок успешно справляется со всеми вариантами игры, можно предложить ему самому составлять загадки для вас (начинаем опять с загадок с картинками).

Надеюсь, что игра 4-й лишний полюбится в вашей семье. Включайте фантазию и играйте всей семьей! Желаю успехов!

Источник

Комплексная диагностика для детей от 4 до 5 лет

Что определяет методика четвертый лишний

Описание презентации по отдельным слайдам:

Комплексная диагностика для детей от 4 до 5 лет

Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009. Методика «Исключение четвертого лишнего»

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – от простого к сложному)

Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов: 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.

Методика «Времена года»

Ход работы: Эта методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов: 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). 8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. 6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 баллов – низкий. 0-3 балла – очень низкий

МЕТОДИКА «ЗАБОРЧИК» (модифицированный вариант методики Л. А. Венгера)

Цель: изучить понимание детьми функций модели и умения использовать простейшую мо­дель для воспроизведения образца.

Стимульный материал: разрезные карточки

Инструкция: Восстанови пожалуйста правильную последовательность

В примечании фиксируют особенности поведения ребенка во время выполнения задания: за­интересованность, увлеченность, стремление выполнить правильно, наличие вопросов ко взрос­лому, преобладающие эмоции, опора на собственный опыт, способность к интеллектуальному усилию, проявления произвольности интеллектуальной деятельности. Делают вывод о сформи­рованное понимания функции модели и умения ее использовать в практической деятельности

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *