Что определяет границу прав каждого человека обществознание 7 класс
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1
Вопросы для итогового повторения к главе 1
Страница 152
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.
Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
Существует 4 группы прав:
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.
В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.
Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.
Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.
Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?
Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.
Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.
По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:
Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.
Что определяет границу прав каждого человека?
Какие права имеет каждый человек, проживающий в Российской Федерации? Где проходит граница интересов и свобод и как ее можно обнаружить? Постараемся разобраться с этими и другими вопросами в нашем материале.
Права человека
В основе жизнедеятельности людей находится удовлетворение их естественных потребностей. При этом каждый человек индивидуален и непохож на другого. Он обладает своеобразными физическими особенностями, специфическим характером, определенными интересами и т. д. Но кое-что всех нас объединяет: это необходимость в воздухе, пище, жилье, уважении и заботе.
Человек, несмотря на собственную индивидуальность, очень похож на своих собратьев: ему нужны определенные условия, необходимые для жизни и здоровья. И он имеет оформленные государством права на такие условия.
Все свободы делятся на четыре группы:
Права носят всеобщий характер. Они неделимы и неотчуждаемы. Здесь мы подходим к очень важному вопросу: что определяет границу прав каждого человека?
Разграничение прав
Вопрос о разграничении человеческих свобод уже был решен достаточно давно. Очень точную формулировку им дал российский анархист конца XIX века Михаил Бакунин. По его мнению, «свобода одного лица заканчивается там, где начинается свобода другого».
Гарантии и обязанности
Как права, так и обязанности обеспечиваются рядом гарантий. Все они прописаны в российской Конституции и ряде нормативных актов, а также закреплены в виде юридических норм.
Гарантии закрепляют обязанности, и наоборот. Такая связка наглядно иллюстрирует, что определяет границу прав каждого человека.
1.Какие правила существуют в обществе? 2.Что такое права человека?Где проходит граница прав че…
1. Основные виды правил, которыми руководствуется общество — это право и мораль. Существуют и другие виды правил, например, этикет и обычаи, но они менее важны.
2. Права человека — это естественные права, которыми от рождения наделен каждый человек. Граница прав человека проходит там, где начинаются права другого человека.
3. Права человека делятся на личные, политические, социально-экономические, и культурные с коллективными.
4. Кроме прав человека, у каждого есть еще и обязанности гражданина, такие как соблюдение законов, уплата налогов, охрана природы. Государство гарантирует права человека только тем, кто исполняет эти обязанности.
5. Несоблюдение законов в глобальном масштабе ведет к анархии и хаосу в обществе, несоблюдение законов отдельным человеком — к наказанию этого человека.
6. Воинский долг — это обязанность защищать свою страну. Она проявляется в воинской обязанности для всех здоровых мужчин и некоторых категорий женщин.
7. Дисциплина — это подчинение установленному порядку.
8. Правомерное поведение — поведение в рамках права. Противоправное — нарушающее правовые нормы.
9. Закон написан так, чтобы соблюдалась справедливость в обществе, то есть никто не мог отнять у другого им честно заработанное, жить за счёт других против их желания, итд.
10. Правоохранительные органы обеспечивают соблюдение законов, задерживают и передают судебной власти тех, кто нарушает закон, исполняют наказания, назначенные судом.
Что определяет границу прав каждого человека
1) почему планеты не улетают от звезд? Их удерживает гравитация! 2) Почему планеты не падают на звезды? Потому что они с большой скоростью летят по своим орбитам. 3) Почему люди и вещи не сходят с мест, если они притягивают друг друга? Потому что они не достаточно средств и надежно сидят на своих местах.
2)Решение задачи охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением инструкциям и правилам. В РФ такая система установлена в законодательном порядке.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека среды в интересах настоящего и будущих поколений людей [44].
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.
3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
4. Юридическая ответственность правонарушителей.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 2
Параграф 2. Права и обязанности граждан
Страница 16
Вопрос 1. О каких правах человека и гражданина ты уже знаешь?
У каждого человека и гражданина есть право на свободу. Например, на свободу слова и свободу выбора. Человек может сам выбирать, где ему жить, чем питаться и как одеваться. У людей есть право на личную неприкосновенность и неприкосновенность к имуществу.
Никто не имеет права трогать чьи-то вещи без спроса или заходить в чужой дом без стука. Гражданин имеет право на получение образования и медицинской помощи. Он может развиваться духовно так, как ему хочется, то есть принимать участие в культурной жизни страны и заниматься любым видом творчества.
В Конституции Российской Федерации записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Какие права и свободы являются основными? Почему они названы неотчуждаемыми? Зачем об этом нужно говорить в Основном законе страны?
Основные права и свободы – это те права, которые принадлежат человеку от его рождения и не могут быть отчуждены на протяжении всей жизни. Например, все люди равны перед законом, независимо от их пола и возраста. Они названы неотчуждаемыми, потому что принадлежат человеку от рождения и до смерти.
Об этом нужно говорить в Основном законе страны – в Конституции – затем, чтобы закрепить права граждан и дать им гарантию на то, что никто не отберет прав у них.
Задание под знаком вопроса
Вспомни и назови эти права. В каком документе они записаны? Каковы гарантии соблюдения этих правил?
Гражданские (личные) права – право на жизнь, право на свободу, право на неприкосновенность..
Политические права – право на проведение собраний, право участия в выборах в органы власти, свобода печати.
Экономические и социальные права – право на получение медицинской помощи, право на жилище, право на обучение, право на охрану собственности.
Культурные права – свобода творчества, право на участие в культурной жизни общества.
Все эти права прописаны во второй главе Основного закона страны. Гарантии соблюдения правил заключены в Конституции РФ.
Страница 18
Какие уроки можно извлечь из решений Нюрнбергского процесса?
Из решений Нюрнбергского процесса можно извлечь несколько уроков. В первую очередь, у каждого гражданина есть права, которые он получает при рождении. Права являются неотчуждаемыми, и никто другой не может отобрать их у человека. В ходе Второй Мировой войны фашисты посягнули на права и свободы граждан. Они совершили страшные преступления, забрав жизни миллионов людей. Все, кто совершает попытки таких преступлений, должны нести ответственность и быть наказаны.
Страница 20
Вспомни, кого закон считает ребенком. В каком международном документе провозглашены права ребенка? Назови основные права ребенка.
По закону ребенком считается человек, который еще не достиг возраста 18 лет.
Права ребенка провозглашены в Конвенции о правах ребенка. Документ является международным и включает в себя 58 статей, посвященных правам детей.
К основным правам ребенка относятся: право на жизнь, на заботу, на защиту, на образование, на досуг.
Страница 21
Подумай, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нес никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе? Поясни свой ответ.
Права и обязанности тесно связаны друг с другом. Без одного не может существовать и другого. Если человек не будет исполнять предписанные ему обязанности, то его права не будут так же соблюдаться в полной мере. Например, каждый из нас имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.
При этом медицинский работник обязан идти на работу и предоставлять помощь всем нуждающимся. Если он откажется от своей обязанности, то кто-то не получит должное лечение, а значит, что его право будет нарушено.
Мне бы не хотелось жить в таком обществе, потому что мои права в полной мере не соблюдались бы.
Задание 1. Как права человека связаны с его потребностями?
Права человека напрямую связаны с его потребностями. У человека есть нужда в питании, воде, жилище, одежде и прочее. Отсюда ему и предоставляются права на получение необходимых ресурсов для удовлетворения своих потребностей.
Например, заболевший человек имеет потребность вылечиться. Для этого он идет в поликлинику и получает помощь от врача, потому что имеет право на получение медицинской помощи.
Задание 2. Какие группы прав выделены в тексте параграфа?
В тексте параграфа выделено 4 группы прав:
Задание 3. Как происходило признание прав человека в международном масштабе?
Признание прав человека в международном масштабе состоялось после победы над фашизмом. Руководители крупных стран мира решили объединить свои усилия в борьбе с преступлениями, направленными на уничтожение человечества. На первом этапе была принята Всеобщая декларация от 10 декабря 1948 года. В ней были выделены основные права и свободы человека.
Задание 4. Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в Российской Федерации?
В Российской Федерации права ребенка зафиксированы в специальном документе. Государство полностью гарантирует соблюдение этих правил. Права детей регулируются законами. Государство стремится приложить все усилия, чтобы помочь воспитать поколение нравственных, активных и творческих детей.
В нашей стране утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Люди данной профессии контролируют, чтобы все права детей соблюдались. В случае нарушения соблюдения прав преступникам грозит наказание.
Задание 5. Почему для нормальной жизни общества необходимо, чтобы все люди не только имели права, но и исполняли обязанности?
Обязанности и права взаимосвязаны друг с другом. Когда люди исполняют все предписанные им обязанности, в обществе устанавливается порядок, при котором могут быть соблюдены и права человека. Дети с рождения имеют право на заботу и защиту от родителей.
Они могут им предоставлять такую возможность, потому что это является их обязанностью по закону. В свою очередь, родители имеют право, будучи в нетрудоспособном возрасте получать помощь и заботу от своих выросших детей.
Задание 1. Представь, что тебе предложили создать законы для нового государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране. Сравни с выбором твоих одноклассников. Совместно определите десять прав, являющихся наиболее важными, по общему мнению.
Человеку в новой стране должны быть гарантированы три основные права: право на жизнь, на жилище и свободу выбора.
Задание 2. Просмотри газеты и журналы своего региона, сайты Интернета и найди в них материалы по каждой из следующих ситуаций: «Защита прав ребенка», «Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей», «Деятельность Уполномоченного по правам ребенка».
Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга, листайте ниже.
Защита прав ребенка.
«В Москве две выпускницы получили благодарность мэра города за вклад в работу по защите прав ребенка. Они работали в Детском общественном совете при Уполномоченном по правам детей. Девочки были сильно заинтересованы событиями, связанными с жизнью детей в их школе и городе. Они проявили активность в развитии проектов, направленных на улучшение обеспечения защиты прав ребенка».
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
В любом городском центре государственных услуг Москвы можно подать заявление на обеспечение жилплощадью несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения родителей.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Уполномоченные по правам ребенка регулярно следят за положением дел в неблагополучных семьях. Они стремятся проконтролировать соблюдение прав и свобод детей.
Защита прав ребенка.
В Пушкине состоялась акция «Права ребенка». На ней была предоставлена бесплатная помощь в виде консультаций по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав детей.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2018 год Центр семьи Санкт-Петербурга оказал помощь более 1000 семьям с детьми, оставшимися без попечения родителей. Семьям было предоставлено свыше 19000 услуг.
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка.
Новый Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге будет заниматься защитой прав и интересов детей вместе со Следственным комитетом города. Все преступления, направленные на попытки присягнуть на права ребенка, будут оценены по всей строгости закона.
Задание 3. Во второй главе Конституции Российской Федерации определены права и свободы человека и гражданина. Выбери любые пять прав и подумай, каким образом права других людей могут ограничить каждое из этих прав. Испытал ли ты затруднения при выполнении этого задания? В чем их основная причина?
«Каждый имеет право на жизнь» (ст.20 ч.1). При этом мы часто сталкиваемся с тем, что кто-то умирает не по своей воле, а по вине какого-либо человека, что не всегда происходит в ходе несчастного случая.
«Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст.23 ч.2). Однако иногда возникают такие ситуации, что злоумышленники взламывают социальные сети людей для своей выгоды и ставят тайну переписки под сомнение.
«Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения» (ст. 25). К сожалению, люди совершают ограбления. Они проникают на частную собственность и воруют чужие вещи.
«Принудительный труд запрещен» (ст. 37 ч.2). При этом я слышал(а) новости о том, что людей специально похищают, чтобы заставлять их работать на благо определенного человека.
«Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей» (ст.38 ч.2). Не все родители готовы принять своего ребенка после рождения. Некоторые мамы и папы оставляют малышей в детских домах, отказываясь предоставлять им право на жизнь в семье.
При выполнении данного задания я не испытал(а) затруднений.
Задание 4. Вместе с одноклассниками узнай, какие памятники истории и культуры находятся рядом с вами. В случае необходимости предложи вместе с одноклассниками свою помощь местным властям по уходу за ними (например, по возможности сотрите «наскальные надписи» наших современников, то есть посторонние надписи и рисунки.)
Варианты ответов для Москвы и Санкт-Петербурга.
Если памятники культуры в твоем районе находятся в плохом состоянии – испачканы, изрисованы, исписаны – то ты можешь вместе с друзьями помочь своему городу стать лучше, удалив лишние буквы и рисунки.