Что определяет эффективность коммуникации
Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее
Эффективность коммуникации в значительной степени зависит от межличностного восприятия, иными словами, целостного восприятия внешнего облика, поведения другого человека. Оно может быть адекватным, а может быть искаженным из-за индивидуальных особенностей партнеров, навыков общения, умения определять намерения по вербальным и невербальным знаковым системам.
Успешность коммуникации определяется прагматическим и социально-психологическим аспектом:
— прагматический аспект связан с достижение поставленной цели;
— социально-психологический аспект определяется удовлетворенностью от процесса общения (субъективное ощущение, связанное с чувством полноценности, стабильности личностных контактов, отсутствие скованности, напряженности, преград).
Успех коммуникации является интегральной характеристикой коммуникативного поведения человека. Этот процесс регулируется как определенными социокультурными закономерностями, так и культурно установленными правилами, определяется внешними воздействиями и внутренним состоянием человека.
Форма и процесс коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в коммуникации (полом, возрастом, семейным положением, а также профессиональной принадлежностью человека). В любой культуре поведение людей формируется культурными традициями общества, к примеру, азиатские женщины не смотрят в глаза мужчинам, особенно незнакомым, в западноевропейских культурах, наоборот, требуется полный зрительный контакт.
Важную роль играют индивидуальные характеристики, вступающих в общение:
— общительность, связанная с типом темперамента, стремлением к контакту, легкостью и интенсивностью в общении;
— контактность, природная общительность, обеспечивается навыками общения, саморегуляцией; формируется на ранних стадиях развития ребенка в процессе инкультурации, выражается в способности изменять в случае необходимости степень своей открытости и средства воздействия на партнера;
— адаптивность – готовность к пересмотру привычных представлений и решений, способность реагировать на меняющиеся обстоятельства, выражается в умении сохранять настойчивость, уверенность в себе и своих принципах (отличие от конформизма);
— самоконтроль – самоанализ в ситуации общения, соответствие социальным нормам, контроль эмоций, способность производить на партнера то впечатление, которое хотят произвести. Американцы демонстрируют большую степень самоконтроля (личностная идентичность), чем японцы или китайцы;
— коммуникативное понимание – ориентация на определенный способ общения в разнообразных ситуациях, способность понять человека (внешне выглядит как парадокс: люди, склонные к самоизоляции, чувствуют собеседника вернее, чем социально уверенные яркие личности);
Место коммуникации предписывает нам свои правила поведения (церковь, ресторан, офис, аудитория).
Число людей, вступающих в коммуникацию, их положение, обстоятельства, время также определяют характер коммуникации.
В коммуникативном акте каждый подвергается влиянию тех обстоятельств или ситуации, в которую нас ставит партнер по общению.
В зависимости от коммуникационной роли от нас ожидают того или иного типа или модели поведения.
В любой культуре одно из самых важных мест занимает гендерный фактор или половая принадлежность человека. Считается, что в индивидуалистских культурах более значимыми являются ролевые отношения между мужем и женой, т.е. горизонтальные связи. Все другие роли коррелируются с ними: начальник- подчиненный, учитель- ученик и т.д. В коллективистских культурах важнее вертикальные связи, возникающие между родителями и детьми, все прочие выстраиваются по этому образцу. Китайский философ Кун-цзы, известный нам как Конфуций, считал, что вертикальная иерархия нужна для соблюдения порядка.
Контекст коммуникации позволяет рассматривать поведение человека в определенных рамках, в которых поведение его имеет однозначный смысл.
При этом решаются две задачи:
— для наблюдателя контекст объясняет, что происходит между людьми, кто играет какую роль;
— для участников контекст дает возможность сформировать собственное отношение к происходящему, выбрать наиболее оптимальный способ поведения.
Существует несколько классификаций стандартных социальных ситуаций:
— в зависимости от способа организации межличностного общения – ритуалы, времяпрепровождение, совместная деятельность, игры, близость, замкнутость.
Большинство социальных действий, в которые мы вступаем, отлажены и предсказуемы, представляют собой стандартную последовательность действий в конкретной культурной среде. В ситуации межкультурной коммуникации самая стандартная ситуация может превратиться в неизвестную, привести к непониманию и даже к конфликту между коммуникантами.
Культурными антропологами давно замечено, что одним их существенных различий культур является степень жесткости принятых норм, из них наиболее всего действуют две нормы: правосудие и взаимность.
В русской культуре выделение «Я» равносильно выпячиванию себя, мы выражаем почтение к человеку в форме обращения к нему на «Вы», с большой буквы, к нему, к другому, а не к себе. Именно поэтому рекламы, использующие кальки с европейских образцов типа « я этого достойна», не находили адекватного восприятия у русского потребителя (теперь реклама использует иное обращение: «Вы этого достойны»).
Понятие эффективности коммуникации.
Эффективность коммуникаций — это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации.
Несколько расширяя данное определение, можно отметить, что эффективность коммуникации представляет собой также отношение результата, полученного от организации коммуникативной деятельности и затратами на его получение.
Сложное и многогранное понятие эффективности коммуникации охватывает широкий диапазон различных эффектов и аспектов, а потому исследуется не только с теоретической точки зрения, но и на практике (иными словами — для каждого конкретного уровня и вида осуществляемой коммуникации).
Понятие эффективной коммуникации с точки зрения отправителя предполагает получение информации получателем и ответную реакцию в соответствии с прогнозом отправителя.
Одно из глубочайших заблуждений состоит в том, что люди думают, будто достаточно высказать свою мысль, чтобы другие должным образом ее восприняли. В основе такого заблуждения лежит предположение, согласно которому переданное сообщение достигает своего адресата без каких-либо изменений. В действительности часто получается не так: одни говорят одно, а другие их слушают и понимают совсем иное. Происходит это потому, что все сообщения подвергаются воздействию многочисленных шумов и помех, значительно снижающих результативность коммуникации – барьеров.
Технические – шумы, отсутствие навыков работы с соответствующей техникой, ошибка в адресе электронной почты и т.п. Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения и т.д. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.
Психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической группы и т.д. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.
Существует три основных типа результатов коммуникации:
а) изменения в знаниях получателя;
б) изменение установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений индивида;
г) изменение поведения получателя обращения.
Позволяет также выявить ключевые условия эффективной коммуникации.
Отметим среди них следующие:
-Эффективность обращения. Отправитель должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.
Особенности принципов и правила эффективной коммуникации
Эффективность общения и его основные принципы
Исследователем Г. Бройнингом были сформулированы следующие правила эффективного общения:
К этим утверждениям необходимо добавить несколько других советов:
Перед тем, как начать беседу, стоит подготовиться. Только самый подкованный человек может прийти на переговоры без предварительной подготовки и запомнить всё, что он хочет сказать, изложить это в определенной логической последовательности кратно и не отклоняясь от главной темы.
Уместным является записывание ключевых слов на небольшие карточки. Прежде всего это может способствовать структуризации собственных мыслей. Также, это позволит сосредоточиться на ключевых компонентах собственной речи. Более этого, в случае, если в ситуации разговора с людьми вы забудете какую-то информацию, благодаря карточкам с информацией станет возможным восстановить это в памяти.
Важно не спорить по пустякам. В случае, если вам нравится вступать в спор и давить на людей, это может привести к появлению большого количества врагов. Даже в том случае, если ваши убедительные доводы являются очень логичными, поскольку человека нельзя убедить в чем-то, если он не хочет этого сам.
Каждый спор изначально имеет мало перспектив. После озвученной единожды собственной позиции, человек чаще всего придерживается её, что является общей закономерностью.
Конечно, человека можно переспорить, разбить его доводы неопровержимым доказательством своей правоты, однако он все равно не изменит своей первоначальной позиции. В процессе проведения тренингов мной неоднократно было замечено, что в ситуациях спора человек часто «уходит в слепую защиту», и в этой ситуации не слушает и не слышит своего оппонента. В этой ситуации даже самые разумные доводы будут бессмысленными.
Выходом из этой ситуации может стать задавание вопросов. Например: «Вам не кажется, что…»? «Не будет ли лучше поступить таким образом…»? «Каким может быть выход из этой ситуации»? Задавание вопросов позволит избежать категоричных утвердительных предложений, поскольку вопросы не будут давить на людей так, как утверждения. Сдержанный тон будет более благожелательно восприниматься людьми.
Несистематизированную информацию хуже воспринимать. В случае обрушения потока несистематизированной информации на собеседника очень легко сбить его с толку. В этом случае весьма сложно отделять главное от второстепенного. Это может быть приемом для того, чтобы совсем запутать противника.
Сведения, которые подаются маленькими порциями, также не позволяют эффективно их использовать, поскольку в этом случае целостность восприятия пропадает. Однако если ваша цель – точно донести информацию до собеседника – важно постараться изложить свой материал логично и последовательно.
Исходя из этого, если вам необходимо «заболтать» собеседника, важно выдавать информацию несистематично, отдельными разрозненными кусками. В случае, если вам необходимо, чтобы собеседник понял вас, а не только услышал, важно структурировать свою информацию.
Люди а процессе общения чаще готовы поверить собеседнику на слово. Гораздо важнее уделять максимум внимания поступкам, делам и поведению людей. Меньше времени тратить на то, что люди говорят, акцентировать внимание на том, что они делают. Важно также проводить анализ расхождений, либо связь дела и слова.
В качестве еще одного эффективного принципа коммуникации выступает «разрыв шаблона». Можно ввести в ситуацию какое-либо неуместное замечание, которое является вразумительным сообщением, с целью не дать другому человеку единственным способом отреагировать на первоначальную ситуацию.
Эффективным способом прерывания хода мысли собеседника является неожиданное заявление «Я же говорил»!, либо «Вот видите».
Принцип позитивных и негативных слов. Большая часть людей склонна к неосознанному использованию слов, которые бессознательно могут оттолкнуть от собеседника. Можно попробовать внести коррективы в особенности собственных высказываний а также сменить эмоциональный окрас собственных слов, сделав их спокойней. Примеры позитивных и негативных слов представлены в Таблице 1.
Таблица 1 – Примеры позитивных и негативных слов
Позитивные слова | Негативные слова |
Хотел бы | Должен |
Предпочел бы | Необходимо |
Желательно | Нужно |
Не так хорошо, как могло быть; идет вразрез с ожиданиями; могло бы быть и лучше. | Ужасно |
Немного тревожно | Страшно |
Неполная победа; иной поворот событий | Неудача |
Отдающий неполный отчет в сложившейся ситуации | Растерянный |
Затруднительное положение | Провал |
Важно говорить спокойным тоном. В случае, если говорить с человеком повышая голос, то понимание смысла сообщения будет неполным. При этом, чем большей чувствительностью обладает человек, тем более заметным это является. Данная закономерность легко объяснима. Так, все внимание человека, на которого обрушиваются негативно окрашенные слова, сосредотачивается не на смысле слова, а на отношении говорящего к нему.
Результатом этого становится то, что внимание сдвигается и блокирует анализаторы мозговой деятельности. Исходя из этого, все слова, которые сказана повышенным тоном слушатель просто не воспринимает. Это выступает защитной реакцией организма, которая должна быть учтена.
Чтобы нейтрализовывать данные явления, важно использовать фразы из серии «если вы будете говорить спокойней, мне удастся лучше понять вас». Против такого аргумента сложно возражать. Кроме того, данная фраза не вызовет агрессивных реакций, так как она является нейтральной.
Принцип изменения смысла сообщения с помощью интонаций. В процессе коммуникации большую значимость имеет интонация. Расставляя акценты различным образом в существенной мере можно изменять смысл посылаемых сообщений.
В качестве примера можно разобрать расставление акцентов на фразе «Эту проблему мы должны решить совместно». Возможные интонационные акценты для данной фразы указаны в Таблице 2.
Таблица 2 – Примеры интонационных акцентов
Выделение голосом | Смысл фразы | Намерение собеседника |
Эту | А не какую-либо другую | Концентрация внимания |
Проблему | А не рядовую задачу | Определение степени сложности |
Мы | А не кто-либо другой | Коллективная ответственность |
Должны | А не хотели бы | Уровень решения |
Решить | А не только обсуждать | Уровень решения |
Совместно | А не в одиночку | Метод решения |
Условия эффективного общения и приемы повышения эффективности коммуникации
В настоящее время можно выделить большое количество различных приемов повышения эффективности коммуникации и преодоления барьеров в общении. Приведем наиболее основные из них.
Прием «зеркало отношений». Заключается в демонстрации улыбки и мимики, расположенной к человеку и транслирующей дружеское отношение к нему. У собеседника формируется чувство защищенности, что позволяет образовывать положительные эмоции и также на неосознанном уровне формирует аттракцию.
Прием «зеркало отношений». Его сутью является высказывание человеку комплиментов, которые могли бы способствовать эффекту внушения для него. В этом процессе происходит как бы «заочным способом» удовлетворение потребностей личности в совершенствовании, что также может способствовать появлению положительных эмоций и обуславливать расположенность к работнику.
Прием «терпеливый слушатель». Он возникает на основе внимательного и терпеливого выслушивания проблемы человека. Это является способом удовлетворения одного из самых важных потребностей каждого человека – потребности самоутверждения.
Прием «личная жизнь». Его суть заключается в привлечении внимания личности к увлечениям и хобби собеседника, что также способствует выработке у него вербальной активности и вызывает массу положительных эмоций.
В качестве способов расположения к себе собеседника выступает следующее:
Теория информации и Psychea: что влияет на эффективность коммуникации?
В прошлой статье мы осветили тему теории жизненных стратегий в модели Psychea (авторы: О. Клепиков и А. Муразанов): какие стратегии выживания и развития мы используем и почему. В этой статье поговорим про вторую основу модели Psychea: теорию информации. А также о том, какова задача брендинга и маркетинга в построении высокоточной и эффективной коммуникации.
Что такое коммуникация?
Научное определение: коммуникация — это эффективное синхронное или диахронное взаимодействие, целью которого является передача информации от одного субъекта к другому. Например, вы разговариваете с другом, или читаете письмо от коллеги.
Линейная модель коммуникации, предложенная американским политологом-социологом Гарольдом Лассуэллом:
Поэтому существует такое понятие как коммуникативный эффект — снижение уровня неопределенности за счет получения нового знания, возбуждение эмоции (гнев, радость, грусть, страх), мотивация к действию, изменение установок и поведения.
Примеры коммуникативных эффектов
Пример 1: Лекция преподавателя
Пример 2: Товар на полке
Вы уже видите, что существует такое понятие как «эффективность коммуникации». Давайте разберемся, каким образом вы можете влиять на неё.
От чего зависит эффективность коммуникации?
Структура коммуникации по модели Шеннона-Уивера
Одна из наиболее популярных моделей предложена инженерами и математиками Шенноном и Уивером, в середине 20 века. Каждая коммуникация рассматривается как кодирование и отправка сигнала, который потом декодируется получателем.
В примере про лектора и студента источником сигнала является лектор, где передатчик — его голосовой аппарат. Он рассказывает материал и создает звуковые волны (сигнал), которые по воздуху достигают приемника адресата. Канал в этом случае — воздух в аудитории между лектором и студентом. Приемник — это уши студента.
В примере про товар, источником сигнала является производитель, где передатчик — это упаковка (форма, вес, цвет, символы, цена и т. п.). Канал — полка в магазине. Сигнал — комплексный образ товара в момент контакта. Приемник — глаза покупателя.
Структура коммуникации в этой модели выглядит следующим образом:
Этап 1. Понятие кодера и декодера в коммуникации: как это происходит
Телепатию еще не изобрели, поэтому чтобы донести сообщение, необходимо использовать системы кодирования информации.
Кодирование — процесс преобразования идеального смысла сообщения, возникшего в сознании коммуникатора (лектор) в форму, необходимую для того, чтобы это сообщение смогло достигнуть реципиента (студент) по заданному каналу.
Декодирование в широком смысле — процесс восстановления исходного смысла сообщения из полученного сигнала. То что студент поймет из лекции преподавателя — это то, что он декодирует.
В схеме Шеннона-Уивера видно, что кодером является источник сигнала — коммуникатор кодирует смыслы и транслирует их адресату. Сигнал попадает в приемник адресата и происходит процесс декодирования. Декодером является адресат.
В примере с лектором кодером является сам лектор, а декодером — студент. Кодер отправляет сигнал в речевой форме, которую интерпретирует декодер, то есть слушатель.
Пример с речью лектора и студентами вполне понятен. Но можно посмотреть на более скрытые примеры кодирования.
Образы в рекламе Coca-Cola
Закодированный сигнал: Лимонад Кока-Кола пьют во время Нового года. Кока-кола — это праздник. Праздник = Кока-Кола.
Key visual из рекламы Pepsi
Закодированный сигнал: Лимонад Пепси-Кола пьют молодые, энергичные, спортивные и популярные люди. Вот и Месси тоже его пьет. Будь как Месси. Лимонад Pepsi = молодость, энергия, спорт.
Key visual из рекламы Mersedes-Benz
Закодированный сигнал: Владелец Мерседес — это Король-Лев. Покупай Мерседес, будешь чувствовать себя Королем. Мерседес = быть королем.
Образ бренд-персонажа ТМ Жирафики
Закодированный сигнал: Жирафик — маленький ребенок (соотношение головы к телу, размеры глаз и пропорции). Мы такие же, как ваш малыш.
Что мы видим?
По сути, кодер здесь — это автор данной коммуникации. Дизайнер (режиссер, оператор, креативщик и т. п.), который упаковал информацию и отправил сигнал в форме телевизионного ролика, плаката или упаковки. Декодером является аудитория, которая получает этот сигнал в том или ином канале (тв, полка в магазине, уличные баннеры и т. п.).
Авторы коммуникации кодируют свои сообщения с помощью системы образов и смыслов, понятных целевой аудитории:
С помощью символов и образов формируется целостный эмоциональный образ-метафора (некий гештальт) бренда в сознании человека. При этом, такое формирование происходит на бессознательном уровне, который не контролируется получателем.
Однако, далеко не вся коммуникация эффективна. Почему одни сообщения достигают целей, а другие уходят впустую?
Этап 2. Понятие «шум» в коммуникации: почему коммуникация обладает разной эффективностью?
Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Идеально всё бывает только в сказках и годовых медиа-стратегиях. В реальном мире всегда есть потери. И в модели Шеннона-Уивера есть ключевые этапы, на которых происходит частичная потеря сигнала. Потери связаны с шумами.
Шум — любой источник искажения объема и смысла сообщения.
Есть 2 вида шумов:
Механические шумы — это помехи в самом канале, связанные с тем, что в процессе передачи сигнала он теряет свою силу и рассеивается. Если вы покажете ролик по телевидению только один раз, то люди быстро забудут о чем шла речь. Если поставить только один наружный щит в большом городе, то сигнал будет слишком слабым, чтобы его заметили. Если ваш товар попадает на полку только в одном магазине из тысячи, то ожидать больших продаж не придется.
Семантические шумы — это непонимание смысла сообщения. То есть кодер отправляет сигнал, который не может быть расшифрован декодером.
Все мы знаем детскую игрушку сортер.
Ребенок учится подбирать подходящие формы объектов для того, чтобы они подходили к отверстиям. Если он подбирает правильную форму, то она легко и без труда проходит в соответствующее отверстие. Если нет, то он будет прикладывать усилия, пытаясь затолкнуть неправильную форму в неподходящую ячейку.
То же самое происходит и в сознании потребителя — если коммуникация бренда соответствует кодам целевой аудитории, то она проходит легко и без сопротивления, достигая нужного эффекта. А если нет — декодирования не происходит, аудитория не понимает смыслов и… продажи падают. Тратятся деньги на рекламу, а эффект отрицательный.
Примеры шумов
Пример 1. Механический шум канала, по которому идет сигнал
Представьте себе, что лектор читает в такой аудитории:
Если в зале нет микрофона, то студенты в дальнем конце ничего не услышат, так как звук будет поглощен воздухом. Лектору не хватит сил докричаться до них.
Еще один пример шума канала — помехи, создаваемые другим источником сигнала. Например, упаковка конкурентов на полке, рядом с которой стоит ваш продукт:
Каждый бренд с полки посылает свой сигнал, который перекрывается соседом.
Тоже самое касается рекламных роликов на ТВ, следующих друг за другом без перерыва, обилия рекламных рассылок, множества сайтов. Сигналы по одному каналу перекрываются и мешают друг другу, теряя в объеме и интенсивности.
Пример 2. Семантический шум кодера и декодера
Представьте, что вам рассказали важнейшую информацию о том, как достичь успеха и найти клад, но сделали это на языке суахили… Если вы знаете суахили, остается только поздравить вас! Но в большинстве случаев эта информация останется бессмысленным набором звуков. Дело в том, что у вас нет системы декодирования сигнала, то есть знания этого языка.
Не зная вашей системы кодов, отправитель закодировал информацию так, что она в принципе не могла быть расшифрована.
Пример семантической ошибки кодирования
Или, например, бренд транслирует ценности, которые не являются приемлемыми в конкретной социокультурной среде. Например, вот такие: в рекламе чая отец говорит дочери — «и в моей жизни был Валера».
На территории Российской Федерации подобное заявление взрослого мужчины, да еще в присутствии своего ребенка, вызовет много вопросов. Сообщение, которое закодировали авторы, будет декодировано ошибочно в подавляющем большинстве случаев. Интересно, как у них обстояли дела с продажами.
Этап 3. Так что же влияет на эффективность коммуникации?
Коммуникация бренда будет эффективна, если вы добьетесь минимальных семантических потерь и сможете преодолеть шум канала. Необходимо изучать психологию потребителя и проектировать коммуникацию, которая будет правильно интерпретирована, потому что использует привычные смыслы и образы.
Говорите со своей аудиторией на одном языке
Чтобы снизить семантический шум, нужно хорошо понимать свою целевую аудиторию. А значит, говорить на понятном ей языке.
Изучая своего потребителя, найдите ответ на вопрос: какова его система кодов, в которой он оперирует? Каковы его социокультурные нормы и установки?
Именно для этого существует этап исследований:
Погружаясь на глубинный уровень принятия решений вашей целевой аудитории, вы сможете проектировать архитектуру выбора и управлять тем, что не смогут скопировать конкуренты — потребительским опытом. Создавая коммуникацию такого уровня, вы открываете возможность построить бренд, который выйдет за рамки экономических отношений с потребителем и найдет самый короткий путь к сердцу человека.
Внимательно изучайте особенности канала, в котором работаете
Чтобы эффективно преодолеть шум канала, нужно знать и уметь работать со следующими направлениями:
Понимание специфики канала, помогает снизить или минимизировать шумы. Знание того, как, например, «работает полка», помогает правильно выстроить систему шелфтокеров и воблеров, подобрать хорошо различимые шрифты, цвет и образы, добиться правильного размещения и доли на полке и т. д.
Понимание того, как ваша аудитория использует веб-сервис или интернет магазин (устройства, время суток, типичные сценарии и т. п.) позволяет безошибочно проектировать UX-взаимодействие, типы интерфейсов, цвета, пиктограммы и т. п. Знание моделей потребления поможет выстроить эффективную стратегию рассылок и активаций на повторные покупки или upsell.
Выбор канала будет влиять на количество и объем информации: наружная реклама на шоссе должна быть понята за секунды (для проезжающих водителей), а промо-буклет о продукции может содержать много информации (её можно прочитать в спокойном режиме) и т. д.
Изучая специфику канала, в котором бренд встречается с потребителем, вы сможете достичь максимума отдачи от каждой денежной единицы, вложенной в создание и доставку продукта до вашего потребителя.
Роль брендинга и маркетинга в коммуникации
Недостаточно произвести продукт и доставить его до потребителя. Ведь в тот момент, когда он откажется от него в пользу другого, вы потеряете все, что вкладывали в его создание и доставку.
Чтобы этого избежать, необходимо понимать каким должен быть ваш сигнал, чтобы потребитель его понял и полностью осознал. Именно эту задачу решает брендинг.
Роль брендинга в современной коммуникации — преодоление семантических шумов. Брендинг — это не «рисовальдинг», а проектирование смыслов. Семантика вашего сообщения — вот за что отвечает брендинг.
Доставка продукта до потребителя, отправление рекламных сообщений, дистрибьюция — все это работа с каналом, то есть преодоление механических шумов.
Роль маркетинга — это доставка вашего сообщения/сигнала/продукта.
В заключение
Время, которое мы тратим на распознавание рекламных сообщений сокращается стремительно. Сейчас на человека обрушивается поток объемом примерно в 34 гигабайта в день. В течение 20 лет объем потребляемой информации вырастет на 100%. Это говорит о том, что требования к доступности и ёмкости коммуникационных сообщений стремительно растут. То есть любой шум может стать критичным для вашей коммуникации. Поэтому только те бренды, которые опираются на глубокое понимание потребителя и научные подходы к брендингу и маркетингу, смогут выжить и занять лидерские позиции в своих категориях и умах людей.
В следующем материале мы расскажем о третьей основе модели Psychea — онтологии здравого смысла.