Что определяет диагностика цифровой зрелости предприятия
Digital-зрелость: как узнать, на каком этапе цифровой трансформации находится бизнес
Генеральный директор MediaGuru
В профессиональной и даже обыденной жизни мы все чаще сталкиваемся с понятием «digital-зрелость». О ней уже говорят не только мировые гиганты, но и бизнесы более скромных размеров. Назрел момент для трансформации почти любой компании в сторону цифровизации. И как бы банально это ни звучало, толчком к ускорению digital-развития послужила пандемия.
Как определить цифровую зрелость бизнеса и максимально безболезненно провести трансформацию, а также на каком этапе находятся российские компании, рассказала генеральный директор digital-агентства MediaGuru Анастасия Можаева.
В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.
Что такое digital-зрелость
Простыми словами, digital-зрелость — это показатель цифрового развития компании. Если подробнее, это совокупность двух сущностей.
Первая сущность — то, что находится на поверхности и видит каждый пользователь:
Вторая сущность — то, что находится под капотом бизнеса, то есть его внутренние процессы: технологические возможности, управление разработкой, сбор аналитики, финансы, корпоративная культура. Все это скрыто от пользовательских глаз, но играет большую роль в работе компании.
Как определить digital-зрелость бизнеса
Уже разработано несколько рейтингов и инструментов, с помощью которых можно определить цифровую зрелость бизнеса. Расскажу о некоторых из них, которыми мы сами пользуемся в агентстве.
Рейтинг SDI 360
Посмотреть рейтинги компаний разных сфер и пройти тестирование бизнеса можно через SDI 360. Этот проект работает при поддержке РАЭК и «Медиалогии».
Если решите получить персональный отчет, результат исследования будет выглядеть примерно так, как на изображении ниже. Это исследование рынка супермаркетов и гипермаркетов стройматериалов и инструментов для ремонта. Полный рейтинг — на сайте.
Инструмент от Google и BCG
В 2018 году компания Boston Consulting Group провела исследование, которое показало, что всего 2% компаний находится на самом высоком этапе digital-зрелости — мультимоментности.
Google вместе с BCG разработали инструмент Digital Maturity Benchmark. Он создан, чтобы помочь определить, на какой стадии цифровой зрелости находится бизнес и какие шаги нужно предпринять для перехода на новый уровень. Пользоваться инструментом легко: нужно просто ответить на вопросы о работе вашего бизнеса. В результате вы получите подробный анализ цифровой зрелости компании и «дорожную карту».
Исследование от Deloitte и SAP
Deloitte и SAP в исследовании, которое было опубликовано в марте 2021 года, провели оценку цифровой зрелости российского бизнеса. Специалисты опросили руководителей из разных отраслей.
Исследование показало, что лидером цифровизации в России стали банки, сферы торговли и потребительских товаров.
На графике видна разница российских и международных отраслевых показателей. Заметьте, что в диджализации больше всего отстают телекоммуникационная отрасль и машиностроение.
В целом мировой бенчмарк совпадает с российским, за исключением блока операционной деятельности. Тут российский рынок отстает в управлении изменениями и интеллектуальным управлением процессами.
Думаю, в большей степени такое отставание связано с тем, что у многих компаний нет системного подхода или только начинает формироваться культура управления изменениями, в том числе диджитализацией, внутри компании.
Как пандемия повлияла на бизнес наших клиентов
Недавно мы провели опрос среди наших клиентов о том, как пандемия повлияла на их бизнес.
Во время локдауна казалось, что падение будет более сильным и продолжительным. Но ситуация замотивировала многие бизнесы быстро подстроиться под ситуацию. Начался массовый переход в онлайн и пришло более серьезное осознание, насколько могут быть полезными цифровые данные.
Сейчас уже многие понимают, что один из первых этапов на пути к цифровой зрелости — построение сквозной аналитики и разработка системы хранения, обработки и интерпретации полученных данных. Большая часть наших клиентов уже прошла этот этап или находится в процессе настройки.
Но не менее важны digital-инструменты и каналы. Мы поинтересовались у клиентов, какие новые для себя направления они стали запускать в 2020 году.
Наибольшую популярность набрали «Яндекс.Дзен» и «Пульс». Еще мы видим, что в период локдауна бизнес стал активно интегрироваться с блогерами.
Как жили digital-агентства
Мы — digital-агентство MediaGuru, тоже являемся бизнесом и сами задались вопросами:
Сама трансформация для нашего агентства началась несколько лет назад. Поделюсь, с чего мы начинали.
Главные выводы
Чтобы успешно пройти digital-трансформацию, компаниям нужно:
Конечно, во многих приведенных опросах участвовали крупные игроки. Но это не значит, что трансформация не затронет средний и малый бизнес.
Причем у МСБ процесс изменения, как правило, проходит проще. У небольших компаний меньше команды, поэтому им легче быть гибкими, менять стратегии, инструменты и адаптироваться к нововведениям.
Аудит цифровой зрелости или 9 пунктов, которые надо оценить, прежде чем начинать трансформацию
За последнее время я общался с огромным количеством компаний: сервисных и производственных, банков, торговых сетей и других. Большинство из них озабочены модным вопросом цифровой трансформации. Обычно ко мне обращались на стадии, когда уже подбирались инструменты и искались сотрудники со знанием agile. Но по моему опыту у подавляющего числа компаний трансформации проходят не так удачно, как хотелось бы. В этом тексте я постараюсь рассказать, что может пойти не так уже на старте изменений и как этого избежать.
Зачем “долго запрягать”?
Прежде чем затевать цифровые перемены, нужно подготовить фундамент будущих изменений, и для начала ответить на базовые вопросы:
Подавляющее большинство компаний не отвечает на эти вопросы на старте. А без этого любая активность по цифровой трансформации будет бесполезна. Ведь усилия не будут сфокусированы на тех пунктах, которые действительно смогут приблизить компанию к ее истинным целям.
И если на первый вопрос может ответить только руководство самой компании, то для вопросов 2 и 3 есть уже опробованные инструменты.
Оценка цифровой зрелости компании
Есть простое правило – чтобы понять, куда двигаться, нужно осознавать, где вы находитесь сейчас. В процессе трансформаций, в которых мы с командой участвовали, мы разработали специальную схему. Мы назвали ее Digital Maturity Audit или Аудит цифровой зрелости компании. Она была обкатана на нескольких компаниях и этот инструмент неплохо себя показал.
Чтобы создать систему координат, мы разложили понятие Digital на 9 разных составляющих:
По каждому из этих направлений. нужно провести отдельный аудит – серию глубинных интервью с ключевыми людьми в организации на разных уровнях – от СЕО до разработчиков. Результаты этих разговоров необходимо дополнить метриками, которые позволят подтвердить или скорректировать найденные инсайты.
Возьмём для примера направление Digital маркетинг и коммуникации. При аудите мы будем смотреть на целый ряд аспектов.
Имеет ли компания внутреннюю компетенцию для проведения digital-кампаний или заказывает их агенству?
Работает ли с соцсетями и как выстроена эта работа – на поддержку, продажи, информирование?
Каков срок ответа на запрос клиента через электронные каналы?
Проводятся ли А/В/С тесты?
Какие уровни конверсий/отклика/стоимости лида и привлечения клиента?
И еще несколько десятков вопросов.
После анализа каждого из 9 пунктов строится диаграмма цифровой зрелости. Выглядит это примерно так:
Что значат оценки? Для примера возьмем показатель «Электронные продукты и сервисы». Что такое 10? Это когда у компании любой продукт или сервис можно заказать, получить и обслуживать на 100% онлайн с мобильного телефона максимально удобно и просто. При этом NPS (Net Promoter Score) у продуктов высокий, а время решения клиентской потребности максимально короткое. Кажется просто? Да не совсем. Пока мне не попалась ни одна компания с продуктами на 10ку. Возможно потому что Яндекс пока не просил нас провести цифровой аудит 🙂
На выходе мы должны получить полную картину развития компании по нескольким направлениям.
Как оценивать результаты?
Обычно средний балл у компаний, задумывающихся о трансформации, варьируется от 2 до 5 из 10 возможных. Но интересно, что разные направления часто совсем неоднородны. Бывает, что у компании уже неплохо выстроен процесс разработки продуктов, но он постоянно упирается в необходимость перестройки операционных процессов, которые не позволяют предоставлять действительно хороший сервис. В этом случае дальнейшее совершенствование процесса разработки продуктов принесет компании намного меньше ценности, чем фокусное улучшение сквозных процессов.
Аудит зрелости как раз очень полезен тем, что позволяет понять, на чем нужно сфокусировать ресурсы в первую очередь. А стандартизация аудита позволяет отслеживать динамику развития зрелости со временем.
Выводы:
На входе очень важно определиться с целью организации в целом и цифровой трансформации в частности. Например, если цель компании в повышении операционной эффективности, то проседание в процессах намного важнее, чем в digital маркетинге и коммуникациях. А если, наоборот, компания находится в фазе активного роста и планирует этот рост достигать именно в цифре, то проседание в Digital коммуникациях будут критичны. Для разных задач целевой профиль будет сильно отличаться.
Digital-зрелость: как узнать, на каком этапе цифровой трансформации находится бизнес
В профессиональной и даже обыденной жизни мы все чаще сталкиваемся с понятием «digital-зрелость». О ней уже говорят не только мировые гиганты, но и бизнесы более скромных размеров. Назрел момент для трансформации почти любой компании в сторону цифровизации. И как бы банально это ни звучало, толчком к ускорению digital-развития послужила пандемия.
Как определить цифровую зрелость бизнеса и максимально безболезненно провести трансформацию, а также на каком этапе находятся российские компании, рассказала генеральный директор digital-агентства MediaGuru Анастасия Можаева.
Что такое digital-зрелость
Простыми словами, digital-зрелость — это показатель цифрового развития компании. Если подробнее, это совокупность двух сущностей.
Первая сущность — то, что находится на поверхности и видит каждый пользователь:
Вторая сущность — то, что находится под капотом бизнеса, то есть его внутренние процессы: технологические возможности, управление разработкой, сбор аналитики, финансы, корпоративная культура. Все это скрыто от пользовательских глаз, но играет большую роль в работе компании.
Как определить digital-зрелость бизнеса
Уже разработано несколько рейтингов и инструментов, с помощью которых можно определить цифровую зрелость бизнеса. Расскажу о некоторых из них, которыми мы сами пользуемся в агентстве.
Рейтинг SDI 360
Посмотреть рейтинги компаний разных сфер и пройти тестирование бизнеса можно через SDI 360. Этот проект работает при поддержке РАЭК и «Медиалогии».
Если решите получить персональный отчет, результат исследования будет выглядеть примерно так, как на изображении ниже. Это исследование рынка супермаркетов и гипермаркетов стройматериалов и инструментов для ремонта. Полный рейтинг — на сайте.
Инструмент от Google и BCG
В 2018 году компания Boston Consulting Group провела исследование, которое показало, что всего 2% компаний находится на самом высоком этапе digital-зрелости — мультимоментности.
Google вместе с BCG разработали инструмент Digital Maturity Benchmark. Он создан, чтобы помочь определить, на какой стадии цифровой зрелости находится бизнес и какие шаги нужно предпринять для перехода на новый уровень. Пользоваться инструментом легко: нужно просто ответить на вопросы о работе вашего бизнеса. В результате вы получите подробный анализ цифровой зрелости компании и «дорожную карту».
Исследование от Deloitte и SAP
Deloitte и SAP в исследовании, которое было опубликовано в марте 2021 года, провели оценку цифровой зрелости российского бизнеса. Специалисты опросили руководителей из разных отраслей.
Исследование показало, что лидером цифровизации в России стали банки, сферы торговли и потребительских товаров.
На графике видна разница российских и международных отраслевых показателей. Заметьте, что в диджализации больше всего отстают телекоммуникационная отрасль и машиностроение.
В целом мировой бенчмарк совпадает с российским, за исключением блока операционной деятельности. Тут российский рынок отстает в управлении изменениями и интеллектуальным управлением процессами.
Думаю, в большей степени такое отставание связано с тем, что у многих компаний нет системного подхода или только начинает формироваться культура управления изменениями, в том числе диджитализацией, внутри компании.
Как пандемия повлияла на бизнес наших клиентов
Недавно мы провели опрос среди наших клиентов о том, как пандемия повлияла на их бизнес.
Во время локдауна казалось, что падение будет более сильным и продолжительным. Но ситуация замотивировала многие бизнесы быстро подстроиться под ситуацию. Начался массовый переход в онлайн и пришло более серьезное осознание, насколько могут быть полезными цифровые данные.
Сейчас уже многие понимают, что один из первых этапов на пути к цифровой зрелости — построение сквозной аналитики и разработка системы хранения, обработки и интерпретации полученных данных. Большая часть наших клиентов уже прошла этот этап или находится в процессе настройки.
Но не менее важны digital-инструменты и каналы. Мы поинтересовались у клиентов, какие новые для себя направления они стали запускать в 2020 году.
Наибольшую популярность набрали «Яндекс.Дзен» и «Пульс». Еще мы видим, что в период локдауна бизнес стал активно интегрироваться с блогерами.
Как жили digital-агентства
Мы — digital-агентство MediaGuru, тоже являемся бизнесом и сами задались вопросами:
Сама трансформация для нашего агентства началась несколько лет назад. Поделюсь, с чего мы начинали.
Главные выводы
Чтобы успешно пройти digital-трансформацию, компаниям нужно:
Конечно, во многих приведенных опросах участвовали крупные игроки. Но это не значит, что трансформация не затронет средний и малый бизнес.
Причем у МСБ процесс изменения, как правило, проходит проще. У небольших компаний меньше команды, поэтому им легче быть гибкими, менять стратегии, инструменты и адаптироваться к нововведениям.
Материал подготовлен специально для Rusbase
Индустрия 4.0: как цифровая зрелость помогает эволюционировать компаниям?
Автор: Ольга Гутрова, i-Sys Labs (SYSTEMZ)
Согласно исследованию Deloitte, организации, находящиеся на высоких уровнях цифровой зрелости, почти в 3 раза чаще, чем организации с более низкой зрелостью, сообщают о высокой чистой прибыли и годовом росте доходов, которые значительно превышают средние показатели в их отрасли. Получается, что современные технологии все чаще выполняют роль драйвера роста в компаниях.
Исследования показывают, что на сегодня только 2% брендов достигли полной цифровой зрелости, при этом они: на 20% получают больше прибыли, на 30% снижают затраты.
Многие компании, внедряя новые цифровые инструменты и платформы, обнаруживают, что они остаются неиспользованными или неспособными оказать целевое преобразующее воздействие из-за низкого уровня цифровой зрелости в организации. Ведь цифровая трансформация в первую очередь представляет собой изменение культуры и мышления в команде. Что в результате закономерно и приводит к внедрению технологий.
Поэтому цифровую трансформацию лучше сразу обозначить как процесс внедрения новых или иных бизнес-процессов и способов мышления, которые помогают организации адаптироваться и эффективно конкурировать в постоянно меняющемся цифровом мире.
В определении стадии цифровой зрелости и в процессе цифровой трансформации компании важны 4 ключевых составляющих:
Бизнес-модель. Каким способом компания генерирует прибыль, насколько ее бизнес-модель эффективна, конкурентоспособна и готова гибко перестраиваться под изменения рынка? Например, в зрелых IT-компаниях стремятся продавать не лицензии, а регулярные подписки, что несомненно улучшает показатели LTV (Lifetime value); или же предоставлять какую-то часть продукта бесплатно, а дополнительный функционал или расходники уже за деньги, что увеличивает вовлеченность потенциальных клиентов, готовых попробовать, но пока еще не сформировавших для себя ценность продукта. Также сегодня в тренде бизнес-модель, выполняющая роль платформы-посредника, на которой встречаются покупатель и продавец. Она отлично вписывается в старые рынки с устойчивым спросом (Avito, AirnBnb, Uber).
Работа с клиентами. Насколько эффективно компания управляет жизненным циклом клиента и полученными данными о нем, персонализирован ли ее подход к покупателю, и есть ли у нее возможность вести коммуникации в любых удобных для клиента цифровых каналах (омниканальность). Здесь конечно напрашиваются в пример компании, которые во время карантина смогли не растерять и даже нарастить свою клиентскую базу. И это был не случайный успех, а результат цифровой зрелости в области маркетинга и продаж. Если говорить о трендах в работе с клиентами, то это конечно «виртуальное» знакомство с продуктом: туры, примерки, трехмерная визуализация и VR-технологии. А также интеллектуальные системы видеонаблюдения, которые позволяют анализировать перемещения клиентов, очереди и доступность товаров на полках.
Вовлеченность сотрудников. Есть ли в компании возможность для удаленного командного взаимодействия, при этом чтобы эффективность такой работы не падала. Здесь опять уместно вспомнить, как в пандемию некоторые компании перешли на удаленку за несколько дней, а кто-то до сих пор так и не смог освоить такой формат. Для этого в компании должны быть внедрены удобные инструменты совместной работы, эффективная программа адаптации новых сотрудников, общая база знаний, а также автоматизирована обработка типовых запросов (заявки в helpdesk, бухгалтерию и администрацию). Уже сегодня передовые компании взяли курс на создание цифровых рабочих мест, которые не привязывают сотрудника к физическому месту, но позволяют компаниям объединить на общей платформе все свои внутренние и внешние цифровые операции в единую согласованную стратегию.
Оптимизация операций. В большей степени этот аспект важен для производственных компаний. Усилия по оптимизации нацелены обычно на: сокращение срока вывода товара на рынок, прирост производительности, сокращение времени простоя, снижение расходов, повышение точности прогнозирования спроса, эффективность и безопасность труда. Сюда же можно отнести и постпродажное обслуживание, которое опять же помогает повышать лояльность клиентов и обеспечивать дополнительные продажи в компании. Тренды этого направления: машинное зрение и видеоаналитика, которые выявляют нарушения в производственных цепочках и отслеживают соблюдение качества и техники безопасности.
Оценивая состояние перечисленных областей, можно сделать вывод о том, на какой стадии цифровой зрелости находится сейчас компания и через какие необходимые изменения ей важно пройти.
Цифровая зрелость
Если процессы трансформации проходят в компании успешно, то цифровая зрелость должна повышаться и проходить через определенные этапы. Ниже иллюстрация общепринятой классификации по версии Acatech, которая используется с момента появления термина «Индустрия 4.0».
Информатизация и связанность. С этих этапов начинается путь к цифровой зрелости. Стадия информатизации, пожалуй, самая распространенная в компаниях России: здесь основные бизнес-процессы автоматизированы, а ручного труда практически нет или он минимизирован. На этапе связанности не просто автоматизированы процессы, а уже интегрированы друг с другом информационные системы, и исключен повторяющийся ввод данных, т.е. важные данные из одной информационной системы автоматически переходят в другую. Дальнейшие этапы показывают, насколько успешно компания внедряет современные трендовые цифровые технологии.
Наглядность. Уровень наглядности позволяет видеть в режиме реального времени, что происходит в компании и принимать управленческие решения на основе актуальных данных. Но зачастую трудность состоит в том, что отсутствует единый источник достоверных данных, или таких данных собирается мало. Еще одна проблема: доступ к ним имеет ограниченный круг лиц. А такие условия противоречат основной задаче этапа – развитию гибкого постоянно развивающегося предприятия. Например, своевременное выявление проблем помогает спрогнозировать более точные сроки поставки, при этом уведомляя заранее партнеров и оптимизируя внутреннюю логистику компании.
Проницаемость. Следующий этап помогает понять, почему происходят те или иные процессы в компании. На первый план тут выходит big data, которую уже невозможно анализировать традиционными способами. Как правило, инструменты и приложения для обработки больших данных развертываются параллельно с корпоративными системами и, образуя общую платформу, позволяют выполнять анализ случайных данных с целью выявления закономерностей, поиска общих событий и зависимостей. Все это позволяет проводить профилактику возможных проблем и инцидентов.
Предсказуемость. На этой стадии компания демонстрирует свой уровень подготовленности к любым изменениям в будущем и полностью базируется на положительном опыте предыдущего этапа. Компания уже может моделировать возможные сценарии и определять наиболее вероятные из них, предотвращать негативные события, такие как поломки оборудования, простой и намечающиеся проблемы с логистикой.
Самокоррекция. Топовый этап развития для компании – использование данных для достижения наилучших результатов в кратчайшие сроки в автоматическом режиме и без участия человека. Такой уровень зрелости кажется немного фантастическим, но именно он обеспечит жизнеспособность предприятию в ближайшем будущем!
Цифровая трансформация включает в себя серию шагов, которые дополняют друг друга по мере внедрения технологий. Для достижения прогресса на пути к трансформации необходимы правильная стратегия и ресурсы, а затем и последующая оптимизация всех процессов. Также важно, чтобы в компании был цифровой лидер, который сможет постоянно подталкивать компанию первой осваивать технологии и искать умные решения.
Если Вы уже давно думаете о цифровой трансформации в Вашей компании, но не знаете, с чего начать, рекомендуем сделать первый шаг в сторону определения Вашего текущего уровня. В этом помогут специальные анкеты и чек-листы. Далее через стратегические сессии и воркшопы с экспертами Вы сможете локализовать текущие проблемы и провести генерацию идей. После чего уже можно будет приоритизировать задачи и сформировать дорожную карту проектов, по которой будет происходить цифровая трансформация.
Вы можете пройти тест на цифровую зрелость уже сейчас. Он составлен на основе нашего опыта по внедрению современных цифровых инструментов в ведущих компаниях России.