Что определило выбор зайцевым имен писателей при написании беллетризованных биографий

Жанр беллетризованной биографии в литературе русского зарубежья

«Художественно-психологические» биографии, созданные Б. Зайцевым, их отличия от научных и историографических жизнеописаний или использующих вымысел биографических романов. Метод «реконструкции» образа на основе документа в беллетризованной биографии.

РубрикаЛитература
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления15.08.2013
Размер файла28,6 K

Что определило выбор зайцевым имен писателей при написании беллетризованных биографий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Жанр беллетризованной биографии в литературе русского зарубежья (произведения Б.К. Зайцева)

В советском литературоведении наметилось разделение жанров «историко-биографического романа» (применявшего вымысел для создания обобщенно-типических образов и выдвигавшего на первый план изображение историко-культурной эпохи) и «беллетризованной биографии», в центре которой частная жизнь отдельного человека, его индивидуальная психология [8: 167]. При этом «хроника общественно-историческая» ценилась выше, а «узкий биографизм» считался недостатком ряда произведений 1920-х годов о Пушкине, Лермонтове, Гоголе [6: 335].

Писатели русского зарубежья подчеркивали свою ориентацию на западноевропейскую традицию и проявляли приоритетный интерес к частной жизни человека и его внутреннему облику. Например, Н.Н. Берберова прямо заявляла о своем следовании художественным открытиям Л. Стрейчи. Критики эмиграции отметили новый подход к изображению личности в беллетризованных биографиях. В.Ф. Ходасевич в отзыве на книгу Берберовой «Чайковский» писал, что ранее «авторское безличие» считалось «признаком похвальной «объективности»», а эталоном была официальная биография, «в которой герой является перед читателем как бы в парадном мундире, как бы высоким чиновником аполлонова департамента, лишенным каких бы то ни было помыслов, кроме как об искусстве, и каких бы то ни было чувств, кроме самых возвышенных» [12]. М.О. Цетлин заметил, что биография перестала быть «наукообразной» и становится «искусствообразной» [13], т. е. стремится стать художественным произведением, но без вымысла, свойственного роману.

Л.Н. Назарова предложила заменить в дефиниции жанра определение «беллетризованная» определением «художественная», поскольку в русском языке слово «беллетристика» и производные от него нередко ассоциируются с легковесной, развлекательной литературой [9]. Определение «художественная биография», применительно к лучшим образцам данного жанра призвано подчеркнуть не столько занимательность повествования, сколько его высокий художественный уровень. В современной литературоведческой науке на равных правах сосуществуют оба варианта жанрового определения.

Художественной биографии в литературе эмиграции посвящена монография А. Шиляевой, описавшей (с опорой на теоретические разработки А. Моруа) обязательные черты этого жанра. По мнению исследовательницы, беллетризованная биография преследует не только познавательные, но и эстетические цели; она должна включать документы, причем от биографа требуется объективность в их подборе и интерпретации; биография не допускает вымысла, но дает право на личное видение героя писателем. Образ героя воссоздается путем постепенного раскрытия его психологического облика и прослеживания его духовного развития, чему способствует хронологический порядок изложения событий. Биография может заключать моральный урок (эта черта наследуется ею от агиографической литературы) [14: 13-14].

В обширном корпусе трудов, включающем как критические отзывы и научные работы зарубежья (Н. Андреева, П.М. Бицилли, Л.Д. Ржевского, Ф.А. Степуна, Г.П. Струве, А. Шиляевой и др.), так и статьи и диссертационные исследования отечественных литературоведов 1980-2000-х годов (Н.Н. Жуковой, Н.И. Завгородней, О.А. Кашпур, Л.Н. Назаровой и др.), были обозначены основные проблемы изучения этих произведений Зайцева [см.: 14, 3, 4, 7, 9].

Уже первые рецензенты заметили, что Зайцев обратился к жизни и творчеству писателей «пушкинской линии», к которой сам принадлежал. Все три писателя в интерпретации автора приобретают черты, присущие и героям художественных произведений Зайцева: им свойственна «внутренняя прохлада», «душевная разреженность», «несемейственность», они одинокие странники и созерцатели.

Типологически биографии, созданные Зайцевым, могут быть охарактеризованы как «художественно-психологические», в отличие от научных и историографических биографий или использующих вымысел биографических романов. В произведениях Зайцева проявились типические черты жанра беллетризованной биографии, прежде всего отсутствие вымысла и акцент на «внутренней» жизни героя; соблюдены и формальные признаки биографии: изображение жизни человека от рождения до смерти, построение повествования по хронологическому принципу, композиционное членение на главы в соответствии с основными периодами жизни героя.

Зайцев применил в биографиях метод «реконструкции» образа на основе документа (Л.Д. Ржевский). А. Шиляева проанализировала способы использования документальных источников и охарактеризовала поэтику книг Зайцева как импрессионистическую. Все литературоведы отметили, что главной задачей Зайцева в художественных биографиях писателей было исследование духовного мира личности.

Герои биографий изображены на фоне социально-бытовой среды и «истории», но Зайцев разделяет бытие человека на «внешнее» (события) и «внутреннее» (рост души) и отдает предпочтение исследованию последнего. В психическом мире личности автора интересует наиболее скрытое, бессознательное («ночная» сторона души), поэтому в биографиях доминируют три основные темы: жизнь сердца, явные или скрытые религиозные настроения, подсознательные основы творчества. Такой подход характерен для ХХ в. с его интересом к подсознательному и теориями об интуитивистской природе творчества.

В соответствии с новыми психологическими концепциями Зайцев искал истоки формирования личности в детстве человека. Во всех трех биографиях особое внимание уделено детству будущих писателей, отношениям внутри семьи, домашнему воспитанию. По мысли Зайцева, заложенные в ранние годы основы духовного мира впоследствии могли заслоняться идейными наслоениями, что приводило к внутренней раздвоенности: сознательно избранная позиция вступала в противоречие с подсознательными устремлениями.

«Жизнь Тургенева» представляет собой полное жизнеописание Тургенева, основанное на документальных материалах. Симптоматично, что сам автор назвал основными источниками не мемуары или научные исследования, а художественные произведения Тургенева и его переписку, т. е. шел по пути исследования личности писателя «изнутри», через постижение его художественного мира. Г.П. Струве назвал такой метод «вчувствованием» [10: 266]. Введение портретных и пейзажных описаний, воссоздание бытовых картин усадебной жизни XIX в. не только придает повествованию художественность, но отчасти приближает к миру произведений самого Тургенева. биография жизнеописание беллетристика историография

Зайцев не пренебрегает общественной стороной жизни Тургенева. В книге обозначен историко-культурный фон жизни и творчества писателя (описаны помещичья усадьба, университетская жизнь, общественные кружки и идейная борьба того времени, изображены все выдающиеся лица из окружения Тургенева, названы крупнейшие события русской и западноевропейской истории: революция 1848 г., крестьянская реформа 1861 г., Франко-Прусская война, открытие памятника Пушкину в Москве и др.), но в центр выдвинут человеческий облик Тургенева. Уже из названий глав видно, что события внешней жизни Тургенева интересуют Зайцева лишь в той мере, в какой они имеют значение для внутренней, душевной биографии. Уравнены в правах «шестидесятые годы» и «Виардо», «Савина», «слава» и «судьба».

В «Жизни Тургенева» присутствует характерный для символистов мотив сакрализации женственности, но не в форме культа Вечной женственности, а в противоположной ему форме культа демонического женского начала. Так, Полина Виардо изображена в окружении мифологических и литературных реминисценций: ее облик соотнесен с образами сфинкса, сирены, Цирцеи, Кармен, блоковской «Снежной маски» и т. д. Зайцев отметил свойственное Тургеневу поклонение женскому началу, «сверхчувственное понимание любви», роднящее его с Данте, но отрицал просветленную, божественную природу этого поклонения: «Данте верил, что Беатриче из благодатного источника. Тургенев ощущал прелесть своей Беатриче скорее как магическую» [5. Т. V: 141].

Подчиненность Тургенева магической власти женщины Зайцев напрямую связывает с особенностями мировоззрения писателя, а именно: с отсутствием религиозной веры и суеверным страхом перед неведомым.

Отразившаяся в жизнеописании психологическая концепция личности художника, основанная на утверждении прямой связи между эмоциональным миром писателя и его творчеством, а также повышенный интерес к нравственно-религиозному миру человека послужили основой и для других писательских биографий Зайцева.

Основными источниками биографии Жуковского стало исследование А.Н. Веселовского «В.А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения»» (1904) и книга первого биографа поэта К.К. Зейдлица «Жизнь и поэзия В.А. Жуковского» (1883). Композиционно биография Жуковского строится так же, как и жизнеописание Тургенева: изображает жизнь героя от рождения до кончины и делится на главы, соответствующие основным этапам духовного становления индивидуальности. Концепция образа Жуковского определена представлением о религиозном мирочувствовании писателя, в основе которого смирение и вера в Божий промысел.

Так же, как в «Жизни Тургенева», Зайцев уделяет необходимое внимание историческому фону, называет наиболее значимые события эпохи (Отечественная война 1812 г., восстание 14 декабря, революция 1848 года). Но с самого начала повествования Жуковский предстает поэтом, отрешенным от перипетий истории, как Ивик из собственной баллады. Зайцев утверждает приоритет нравственного усилия, а не революционного преобразования действительности. Он отмечает, что Жуковский занимал отнюдь не пассивную позицию в обществе, но его деятельность была направлена в русло воспитания и просвещения. Это выразилось и в его редакторской работе в «Вестнике Европы», и в педагогической деятельности наставника и учителя членов царской семьи. При необходимости Жуковский проявлял гражданское мужество, например, после восстания 14 декабря «просил и ходатайствовал за недругов царя» [5. Т. V: 283].

Отход от прямых сражений с действительностью роднит Жуковского с Тургеневым. Зайцев объясняет это как сходством общественных позиций, так и свойствами темперамента, душевной «разреженностью» [5. Т. V: 208].

Есть у писателей некоторое сходство и в отношении к любви: оба через всю жизнь пронесли любовь к единственной избраннице. Но если для Тургенева объектом поклонения стала «демоническая» женщина (что соответствовало, по Зайцеву, тургеневской склонности к суеверию и отсутствию просветляющей веры в Бога), то избранница Жуковского Маша Протасова отвечала его христианскому идеалу. Зайцев прилагает к образу поэта собственное представление о вечной женственности, не противоречащее романтическому миросозерцанию Жуковского, сравнивает адресат его лирической поэзии с Беатриче Данте, Лаурой Петрарки, Девой Радужных ворот В.С. Соловьева, Прекрасной Дамой Блока, т. е. вновь прибегает к мифологизации.

Исследование духовного мира Жуковского осуществляется через проникновение в его поэтический мир. Зайцев проводит мысль о существовании двух пластов наследия поэта: «внутреннего» (интимно-лирического) и «внешнего», к которому относятся отклики на современность, назидательная и сюжетная поэзия. Это деление приблизительно соотносимо с двумя периодами творчества Жуковского, которые Зайцев условно обозначает как «поэзия с рифмой» и «поэзия без рифмы» (гекзаметры).

После смерти Маши писание Жуковского, утратившее «музыкальную и душевную пронзительность» [5. Т. V: 326], стало отражением иного миросозерцания, приближавшегося к религиозному. Хотя Жуковский в изображении Зайцева близок к образу святого, нельзя преувеличивать степень религиозности поэта. Будучи глубоко верующим, православным человеком, как поэт он остался приверженцем романтической «религии сердца».

Христианские основы художественного творчества Зайцев показал и в жизнеописании Чехова.

Биография Чехова вышла отдельным изданием в 1954 г., к пятидесятилетию со дня смерти писателя. К этому времени Зайцев уже выработал приемы создания образа героя в жанре биографии. Автор опирался на воспоминания современников о Чехове, а также его переписку и художественные произведения. Композиция жизнеописания традиционна: факты жизни изложены в хронологической последовательности, начиная с родословной героя и заканчивая рассказом о его смерти и погребении. В биографии воссоздан социально-бытовой фон жизни Чехова: изображены родители писателя, описан купеческий уклад в доме отца, охарактеризована обстановка раннего творчества писателя и его медицинская деятельность, нарисованы портреты представителей московской художественной богемы (И.И. Левитана, Н.А. Лейкина, А.С. Суворина, И.Л. Щеглова-Леонтьева и др.). Отдельная глава посвящена поездке Чехова на Сахалин.

Поэтика книги о Чехове отличается от биографий Тургенева и Жуковского: повествование более информативно, допускает цитацию документов прямо в тексте; пейзажные зарисовки и бытовые картины здесь малочисленны. В жизнеописании Чехова почти отсутствует общественно-исторический фон, он заменен образом поколения, к которому автор биографии причислял и себя. Отличие этой книги от других биографий обусловлено тем, что здесь присутствует мемуарное начало, поскольку Зайцев пишет о своем старшем современнике.

Зайцев считал, что религиозное воспитание с детства наложило свой отпечаток на личность будущего писателя, выделил эпизоды, подтверждающие религиозность Чехова (например, поездки в Святые горы и на Новый Афон), некоторые черты характера (человеколюбие, побуждавшее к бескорыстному служению людям, скромность) трактовал как исключительно христианские. Религиозность Чехова, отрицавшаяся официальным советским литературоведением, а в наши дни ставшая предметом научных споров, возможно, впервые была отмечена именно Зайцевым.

Автор биографии подчеркнул интуитивное, а не рациональное начало чеховского таланта и в соответствии с этим выстроил свою концепцию чеховского творчества, выделяя наиболее важные «вехи» творческого пути. Это произведения, во-первых, наиболее «поэтические» (т. е. лишенные тенденции, назидательности), во- вторых, непосредственно отразившие глубинные начала личности художника, и, в-третьих, бессознательно религиозные.

К этому ряду Зайцев отнес повесть «Степь», рассказ «Скучная история», в которой разглядел порыв героя и автора к религиозной вере, повесть «Дуэль». Особенно высоко Зайцев ценил рассказы «В овраге» и «Архиерей». Особое внимание уделено чеховской драматургии. Центральным произведением Чехова Зайцев считал «Чайку»: и потому что в ней отразились личные переживания автора (взаимоотношения с Ликой Мизиновой), и потому, что «Чайка» знаменовала начало новаторского чеховского театра, переход от бытописательного реализма к эстетике символизма. Пьесу «Три сестры» Зайцев не принимал из-за ее общественного пафоса, а в «Дяде Ване» увидел прославление скромных и смиренных.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

контрольная работа [31,6 K], добавлен 13.11.2012

Памятники и музеи Пушкина мирового значения среди культурного наследия России и зарубежья. Памятные награды и медали в области русского языка и литературы, юбилейные монеты, марки. Известные исследователи биографии и литературного творчества Пушкина.

презентация [2,6 M], добавлен 27.04.2013

Основные факты биографии ведущего русского писателя Солженицына. Первая публикация повести «Один день Ивана Денисовича». Политические акценты романов «В круге первом», «Раковый корпус». Оценки произведений писателя и его награждение Нобелевской премией.

презентация [1,5 M], добавлен 30.11.2012

А. Пушкин как первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, основатель реалистического метода в литературе: анализ краткой биографии и творческой деятельности. Знакомство со смоленскими предками выдающегося русского поэта.

реферат [3,5 M], добавлен 18.05.2013

Определение автора классического произведения по портрету, основным фактам биографии, отрывкам из работ. Изучение композиционной функции снов в русской литературе 19 века. Классификация жанров литературных произведений: роман, эпопея, поэма, трагедия.

презентация [1,9 M], добавлен 15.01.2014

Источник

Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. К.Зайцева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Жукова, Наталья Николаевна

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Жукова, Наталья Николаевна

ГЛАВА 1: «Литературные герои» Б.Зайцева

ГЛАВА 2: Любовь и ее роль в формировании художника творца и человека.

«Философия любви» Б.Зайцева

ГЛАВА 3: Вера и религиозное чувство как высшее выражение творческих

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева 1999 год, кандидат филологических наук Яркова, Алла Витальевна

Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения 2009 год, доктор филологических наук Громова, Алла Витальевна

Автор и герой в художественных биографиях Б.К. Зайцева: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» 2005 год, кандидат филологических наук Минаева, Ирина Александровна

Поэтика лирической прозы Б. Зайцева 2003 год, кандидат филологических наук Курочкина, Анжелика Валерьевна

Лирический компонент прозы Б. К. Зайцева 2000 год, кандидат филологических наук Полуэктова, Ирина Александровна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема становления творческой личности в художественных биографиях Б. К.Зайцева»

* Шиляева А. Борис Зайцев и его беллетризованные биографии. Ы.-У.,1971.

Суть нашей работы состоит в том, чтобы рассмотреть процессы, происходившие в творчестве писателя и его мировосприятии,-процессы, которые и предопределили его обращение к жанру художественных биографий. Нас также интересует и эволюция этико-эс-тетических представлений художника, обусловившая и жанровые изменения в его творчестве, и тематическую направленность его произведений, и становление концепции творческой личности.

Художественные биографии Тургенева, Жуковского и Чехова представляют одну из самых значительных сторон творчества

* Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.,1982. С.24.

Б.К.Зайцева периода эмиграции. В них с особой отчетливостью проявились нравственные устремления зрелого художника, начало формирования которых совпало с бурными годами начала XX века. На примере биографий классиков русской литературы XIX века Б.К.Зайцев стремился создать свою концепцию творческой личности и шире: осознать предназначение человека в мире.

Обращение Б.К.Зайцева к жанру художественных биографий было вызвано несколькими причинами, без учета которых невозможно во всей полноте и целостности понять и оценить не только эти произведения писателя, но и все его творчество периода эмиграции. Фактором ведущим, определяющим стал опыт эмиграции и новой литературной ситуации, в которой оказались русские писатели. Замкнутость, ограниченность не только культурного, литературного, но и языкового пространства формировали новые жесткие условия как для литературного творчества отдельного писателя, так и для всего литературного процесса эмиграции. Подспудно в сознании многих художников складывалось убеждение в необходимости сохранения того культурного наследия России, преемниками которого они себя ощущали. Писатели эмигранты стали гораздо больше дорожить связями с традициями русской классической литературы. Литературная борьба начала XX века перестала быть актуальной. Устремленность к России, ее прошпому, которое, как потерянный рай, казалось особенно прекрасным, определило и известный консерватизм литературной формы, некую «литературную правизну».*

ная. Не то, чтобы все прошлое было прекрасно, но над ним веет забвением, услаждающим и украшающим.»*

* Зайцев Б. Изгнание.- В кн.: Русская литература в эмиграции. Под ред. Н. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С.4.

ности, которые стали актуальны для писателя в послереволюционное время.

Писатели русского зарубежья, обратившиеся к «промежуточным» жанрам, вобрали опыт не только ощущения кризиса эпохи порубежья, но и опыт революции, в результате которой разрыв между прошлым и настоящим был катастрофически непримирим и выражался не просто в противостоянии исторических, политических, психологических и этических воззрений, но сопровождался физическим взаимоуничтожением. Отсюда у писателей-эмигрантов и, в частности у Б.Зайцева, вырастало принципиальное стремление воссоздать навсегда ушедшее, отдать ему последнюю дань, а также попытаться объяснить причины исторических катакпизмов в России, разобраться в череде событий,

современниками которых они являлись.

Импрессионизм играл существенную роль, определяя жанровые и стилевые особенности прозы писателя. Лирические миниатюры, этюды, а в драматургии одно-двухактные пьесы «настроения» были его излюбленными жанрами. Новое художественное видение мира заключа-

* Зайцев Б.К. Дальний край. М., 1990. С.27.

Но уже с конца 900-х годов пантеистический гимн жизни, свойственный молодости, постепенно сменялся в творчестве писателя лирическим размышлением о «вечных» вопросах бытия: жизни, смерти, любви. Человек, который в пределах, положенных жизнью, является частью природы, начинал нарушать эти рамки в своих духовных порождениях: религии, искусстве, нравственности. Он все больше стал «обнаруживаться как центр всеобщего сознания приро-

* Антон Крайний. Литературный дневник. Спб.,1908. С.384.

ды, как душа мира, как осуществляющаяся потенция абсолютного всеединства.»*

Л.Допгополов заметил, что тенденцию к хроникальности можно рассматривать как выражение определенной этической и эстетической позиции.** Изменения в мировосприятии Б.Зайцева вели к изменению проблематики и внешних форм его творчества: лирические миниатюры и этюды сменились новеллами, повестями и даже романом, в которых ставилась проблема судьбы человека, смысла человеческой жизни. Начиная с повести «Аграфена», опубликованной в 1908 году в сборнике альманаха «Шиповник», в которой была прослежена судьба женщины, пришедшей в результате трагических испытаний к просветленному образу Бога, именно проблема жизненного (а позже

Современники уловили особую авторскую близость к образу главного героя романа Пете (Петру Ильичу Лапину), видя в нем даже выражение мыслей и чувств самого писателя.*** Н.Коробка даже считал, что образ главного героя только проиграл от того, что автор не решился сделать его художником, окончательно завершив сходство.**** Таким образом, в творчестве писателя стали оформляться две параллельные тенденции: пристальное внимание к судьбе человека «вообще» и своей личной судьбе.

** ЦГАЛИ. Ф.1717, оп.1, ед.хр.9, л.1-2.

Скрытый автобиографизм присутствовал во многих ранних произведениях Б.Зайцева. Не точное соответствие фактам собственной жизни привлекало художника, но адекватное, максимально близкое воспроизведение собственных чувств и переживаний. Л.Гинзбург определяла подобное явление как «автопсихологизм», т.е. существование тесной связи между жизненными задачами героев и автора.* Косвенным подтверждением автобиографизма может служить и сходство героев различных рассказов, пьес, которые несут в себе очень близкие автору характеристики и настроения.**

Герои большинства произведений писателя были людьми интел-лигентско-артистического круга, полубогема: жители Арбата и прилегающих к нему улочек Москвы, поклонники Художественного театра, завсегдатаи Литературного кружка. Именно они составляли окружение самого Зайцева.***

На автобиографическом материале была создана и повесть «Заря», опубликованная в 1910 году, и вошедшая с незначительными изменениями в первую часть автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба». Как и в позднейшем романе «Дальний край», в по-

* Гинзбург Л. 0 психологической прозе. Л., 1977. С.299

*** Документальная точность воспроизведения в художественных произведениях сцен и реалий, участником и свидетелем которых был сам автор, подтверждается и тем, что в мемуарную книгу «Москва» включена большая автоцитата из романа «Дальний край» с описанием диспута в Литературном кружке.

вести «Заря» предметом изображения для Зайцева стала «психологическая биография»* мальчика Жени, который переживал переход от беззаботного детства к тревожному отрочеству. Момент взросления человека, его духовный рост, совершаемый через личный опыт страдания, стоял в центре внимания художника.

Создавая художественные произведения, в которых использовались факты личной биографии и герои наделялись психологическими характеристиками близкими автору, Зайцев тем не менее в своем дореволюционном творчестве избегал напрямую говорить о себе. Тонкая грань, отделяющая автобиографию от автобиографической повести или романа, которая возникала при замене подлинных имен вымышленными, была очень существенна для писателя. Зта условность сразу же переключала произведение в другой ряд, обеспечивала автору право на вымысел.** И, что еще очень существенно было для Зайцева, создавала дистанцию между личностью художника и его героем, придавая тем самым художественному образу некую всеобщую значимость, и одновременно лишала его конкретной соотнесенности с автором.

В сентябре 1909 года, уже работая над повестью «Заря», Б.Зайцев ответил отказом Ф.Фидлеру на предложение последнего написать о своих первых литературных шагах для сборника, в котором предполагалось опубликовать автобиографии современных русских писателей.*** Зайцев писал:»С искренним сожалением принужден от-

** Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. С.133.

*** фидлер Ф.Ф. Первые литературные шаги, автобиографии современных русских писателей. М.,1911. В сборнике приняли участие Бунин, Андреев, Ремизов и многие другие.

ветить на обращенный Вами ко мне запрос отрицательно: я не могу написать ничего о своих первых шагах в литературе, об условиях художеств/енного/ развития, наследственности и пр. Не могу, потому что это касается именно меня, самого меня. Говорить о себе в печати крайне трудно; это такая неблагодарная задача, выполнить которую сносно я прямо-таки не могу. Должно быть, это возможно в годы глубокой зрелости, когда человек и на себя и на мир в состоянии смотреть с высоты великого спокойствия. Автобиографии же молодых людей всегда слабы и вызывают улыбку.

Избегая говорить напрямую о себе, Б.Зайцев стремился к эстетическому преобразованию личного опыта внутренней жизни. Выше мы приводили слова писателя о том переломе в жизни и творчестве, который произошел после революции. Собственно художественные произведения все больше стали вытесняться произведениями «промежуточных» жанров. В 1917 году Зайцев выступил как публицист, опубликовав брошюру «Беседы о войне», которой очень стеснялся впоследствии. Тогда же был напечатан автобиографический очерк «Мы, военные. «, позже включенный в книгу «Москва». Писатель, считавший войну делом противоестественным, страшным и никчемным,** пытался в «Беседах» убедить солдат и в первую очередь са-

* ЦГАЛИ. Ф.51В, опись 1, ед.хр.89, л.1-2.

мого себя* в необходимости войны «до победного конца». Неудача брошюры заключалась не только в ее проблематике, но и в самом характере творчества писателя, его темперамента, чуждого публицистического накала и яркости аргументации. И, наоборот, автобиографический очерк «Мы, военные. «, где художник описал свое пребывание в военном училище и ощущения сугубо штатского человека («шляпы»)** от соприкосновения с войной пусть и в мирных условиях, стал началом мемуарного жанра в творчестве писателя.

* В конце лета 1917 года воинская часть, в которой Б.Зайцев служил прапорщиком, должна была отправиться на фронт.

** Очерк имеет подзаголовок «Записки шляпы».

* Современные записки. 1923, кн.14. С.98.

** Современные записки. 1924, кн. 22. С.446.

Работа над ними охватывает около 50-ти лет, то есть почти все эмигрантское творчество писателя, тесно переплетаясь с работой Зайцева над мемуарными книгами «Москва» и «Далекое», очерка-

* Подробная характеристика и оценка периодических изданий, выходивших в эмиграции, содержится в монографии: Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.,1991. С.12-37.

ми о посещении Афона и Валаама, с художественными биографиями и автобиографической тетралогией «Путешествие Глеба».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *