Что оповещает о начале торжества звуки барабанов протяжное звучание трубы звон колокола
Колокольный звон
Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.
Церковный устав различает четыре вида звона:
Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны).
Потом начинается трезвон.
К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.
В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.
Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.
Во время всех крестных ходов полагается трезвон.
Разновидности и значение колокольного звона в православии
Использование колоколов
Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.
Устройство типичного европейского колокола
Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.
Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.
Колокола в Русской православной церкви
Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.
До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.
Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения
Большие
Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:
К благовестникам также относят «часовые» колокола, звучащие по каждому часу.
Малые
Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:
Средние
Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.
Размещение колоколов
Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.
Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.
Видео «Разновидности колокольного звона»
В этом видеоролике представлены основные виды звона колоколов.
Виды колокольного звона
Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.
Благовест
Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.
Перезвон
Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.
Перебор
Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.
Разновидности колокольного звона в православии
Трезвон
Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.
Набат
Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.
Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О колоколах и русском
О колоколах и русском православном звоне
Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В «чине благословения колокола» сказано: «яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего».
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:
1. созывать верующих к Богослужению,
2. выражать торжество Церкви и ее Богослужений,
3. возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей Богослужений.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, напр., пожар. В трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и проч. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.
В первые века гонений на христианство от язычников, христиане не имели возможности открыто созывать верующих к Богослужению. В то время верующие созывались на Богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после Богослужения объявлял о времени и месте очередного Богослужения.
После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами.
На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.
Но с XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, напр., такие колокола: колокол по названию «Вседневный», весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол «Реут», весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется «Успенский» или «Праздничный», весит около 4000 пудов.
Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов.
После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.
Но и теперь, находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого, колокол «Успенский», является самым большим в мире (4000 пуд.). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую, Светлую, Пасхальную ночь.
Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством.
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
1. точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
2. высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола,
3. толщиною стен колокола,
4. правильным подвешиванием колокола,
5. правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его. Русский колокол от западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника.
Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.
Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
ВИДЫ ЗВОНА И НАЗВАНИЯ ИХ
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
Звон во все колокола различается на:
Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).
В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».
У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения», сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу. «, и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу. » Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль», Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.
На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.
Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите. «
После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.
В Храмовые Праздники:
Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою » истощение » Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение. во спасение людей Твоих. «.
По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.
Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.
В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).
Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.
Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.
В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.
В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.
Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.
(В основу указаний о порядке звона положена гл. образом практика Русской Православной Церкви (центр. России). Эта практика создана и утверждена многовековым опытом и бытом Русского Православного народа, т. е. самою жизнью Соборной Церкви).
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Цитатник
Техника восстановления Меркаба Техника восстановления Меркаба (Дхарма Оум Лила, 2001 год)  .
По северному Демер Джи
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
От «Гласа трубного» до «Звона красного»
От «Гласа трубного» до «Звона красного»
Система христианского богослужения была бы неполной, если бы не содержала в себе такую немаловажную часть, как призыв верующих в храм. Этот призыв, выраженный в звуке трубы, била или колокола, должен был рано или поздно получить определенное символическое истолкование в трудах богословов. Для понимания сути церковного колокольного звона как преемника «трубного гласа» необходимо рассмотреть каждый из трех основных способов призыва христиан на молитву.
Символика «трубного гласа»
В начале IV века, когда христианство значительно укрепило свои позиции, появилась и возможность использовать звуковые сигналы для сбора верующих на богослужение. В эпоху правления императора Константина Великого основным способом, оповещающим о начале службы, согласно ветхозаветному образцу, начинают использовать трубы. Этот обычай удерживается долго, а в качестве отголоска древней традиции доживает и до конца X1Х века.
Прообразами христианских труб следует считать две серебряные трубы, которые Бог повелел сделать Моисею для сбора народа в скинию собрания. Звук этих труб должен был стать напоминанием Богу о его сынах: «И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. » (Числ.10:10). В другом месте пятикнижия Моисея содержится текст, позволяющий связать трубный звук с голосом самого Бога: «И сказал Господь Моисею: вот Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою. На третий день, при наступлении утра были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом» (Исх. 19:9, 16,19). Об этом же говорится и в книге пророка Захарии: «И явится над ними Господь, и, как молния, вылетит стрела его, и возгремит Господь Бог трубою и шествовать будет в бурях полуденных» (Зах. 9:14).
Обычай трубить в трубы, предписанный Моисею Господом, а также сами трубы считались у древних евреев священными. Трубы не только хранились при храмах, но и изготавливались священниками из колена Ааронова на алтарных ступенях. Обязанность трубить также возлагалась на священников. При этом священник становился живым носителем слова Божьего на земле. Представление о том, «что труба является предметом сакральным (священным), тесно переплетается в Ветхом Завете с верою в чудодейственную силу трубных звуков. Так, при помощи трубного гласа израильтянами была одержана победа над Иерихоном, о чем подробно говорится в книге Иисуса Навина. Иерихонские трубы также находят свою параллель в тексте Нового Завета. Однако при этом происходит определенное эсхатологическое переосмысление образа. Образ ветхозаветных труб, связанный с гласом Божиим, в чаяниях ранних христиан сливается с представлениями о грядущем конце света, Втором Пришествии Мессии и Страшном Суде. Семь труб, данные ангелам в Апокалипсисе, а также звуки этих труб, которые возвестят о конце света (Откр. 8,9.11:15), прочно утвердились в сознании христиан. Использование именно труб в качестве первого инструмента для призыва верующих в храм свидетельствует о буквальном восприятии ветхозаветной традиции, а следовательно, и о распространении определенных представлений, связанных с трубным гласом.
Символическое значение била
В некоторых монастырях Палестины и Египта был распространен обычай собирать монахов к началу богослужения ударом молотка в дверь каждой кельи. Этот молоток использовался во время ночных служб и был известен с начала V века под названием «ночной знак» или «будильный молот». Вероятно, такой способ и положил начало введению в практику христианского богослужения специальных сооружений, известных на Руси как «била» или «клепала».
Сухие, старые била (кленовые, буковые) давали разные звуки, смотря по толщине места и по силе удара палкой (молотком). Отсюда и своеобразие звуков этого древнего инструмента. «Великое било» или «великое древо» представляло собой огромную, толстую доску до 6 метров в длину, висящую на двух цепях. Впрочем, формы сохранившихся бил и материал, из которого они изготовлялись, отличались чрезвычайным многообразием.
О символике колокольного звона
Виды русских колокольных звонов
Веселый и красивый звон на Руси обычно называли КРАСНЫМ. В Церковном Уставе так именуется звон во все колокола без большого на Святой неделе и от Фоминой до недели Всех Святых. Красными именовались и некоторые средние колокола.
Соответственно службам колокольные звоны подразделялись на будничные, праздничные, постные, водосвятные, погребальные, а также свадебные (разгонные), встречные проездные и т.д.
Нецерковные виды звонов
Это красивое словосочетание, столь популярное в последние годы, часто по неведению соотносят с православным звоном. У нас в России были некоторые колокола, звон которых порой так и называли, например, колокол «Неопалимая Купина» (32,6 т) в Новгородском Юрьевом монастыре за редкий по красоте звон, дающий «ДО» большой октавы, новгородцы называют «малиновым». Но это скорей исключение! Исторически название «малиновый звон» сохраняется за колокольным звоном Собора Святого Ромбутса, который находится в бельгийском городе Мехелене (франц.назв.-Малин), где еще в VII веке был установлен один из известных карильонов5 мира, но эта чужая «красота» (как и карильоны Петербурга) очень далека от нашего русского церковного звона. Наши устные предания и литература связывают «малиновый звон» со звучанием серебряных колокольчиков (часто поддужных). Тем не менее, на нашем седом Урале старые мастера-литейщики поведают вам «правдивый» сказ о том, как в старину из города Малина доставляли в Россию колокола на церкви с необычайно красивым звоном, который и прозвали «малиновым».
Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия, и наконец, каждая церковь имели свою сложившуюся каноническую систему в рамках общерусской традиции. В самостоятельном функционировании звона (вне церкви) в то время не было необходимости. Ежедневное звучание колоколов, и особенно, в воскресные и праздничные дни, полностью удовлетворяло православный люд.
Вслушайтесь! Пропустите этот звук через свое сердце, и уже не колокол, а сам Спаситель призывает нас: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные, и Аз упокою Вы!»