Что описывал пушкин в своих произведениях

Что описывал пушкин в своих произведениях

Основные мотивы и художественное своеобразие поэзии
А.С. Пушкина

Пушкин писал стихотворения о людях, которые были близки ему. Он писал о своей няне, которая выростила его. Она читала ему книжки на ночь, он любил очень свою няню. Он посветил ей стихи, которые люди читаю до сих пор.

Пушкин любил писать о природе русских земель, он всегда описывал ее как буд-то она его мать он называл ее ласковыми словами. Александр Сергеевич Пушкин очень любил природу. В своих стихах он описывал воздух, леса, реки, озера. Пушкин описывал природу словно он художник, рисующий картину, он описывал ее так, как буд-то он рисовал ее на полотне, описывая каждое дерево, как буд-то выводил кисточкой. Он писал стихи о природе с любовью он хотел, что бы все люди поняли какая прекрасная земля, что надо беречь свою природу, а не уничтожать, как обычно происходит.

Пушкин много стихов написал о народе. Например такие стихи как «Сижу я в неволе, в темнице сырой, скормленный неволе, орел молодой». Мне так кажется, что в этих строках Пушкин хотел рассказать о народе, о нашем бедном народе, которого заморили голодом и требуют от него что бы он работал, а как человек может работать если его не кормить, вот и приходится ему жить и работать в проголодь.

Александр Сергеевич Пушкин знаком был нам с детства он много хороших стихов написал для детей, много рассказов таких как «Красавица и чудовище», «Аленький цветочек» и много-много других.

Александр Сергеевич Пушкин был хорошим писателем он написал много хороших, да не просто хороших, а отличных произведений, я думаю люди его долго не забудут, и очень еще долго будут читать его произведения.

Что описывал пушкин в своих произведениях

Источник

Творчество Пушкина

Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга неоценим. А. С. Пушкин писал на различные темы, используя при этом различные жанры. Данный материал поможет при подготовке сообщения на урок литературы.

Периодизация

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Основные темы

А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Жанровое своеобразие

А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Известны всему русскому народу романы А. С. Пушкина «Дубровский», «Арап Петра Великого», а также роман в стихах «Евгений Онегин».

Приобрели значение и повести А. С. Пушкина: «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел».

Среди поэм А. С. Пушкина выделяются «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава».

Стихотворения А. С. Пушкина известны каждому русскому человеку с детства: «К***», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие.

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период Южной ссылки (1820-1824 гг.), период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.), творчество периода Болдинской осени (1830 г.), творчество 30-х годов (1831-1836 гг.).

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»), политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия», «Завещание», «Элегия», «Желание»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм.

В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов», которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения.

В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Арион», «Анчар». Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, и «барству дикому», жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании «К Чаадаеву», которое превращается из дружеского послания в политическое.

Основные мотивы поэзии А.С. Пушкина: тема любви, тема поэтического творчества и тема смысла жизни, главная в философской лирике. Поэта волнуют проблемы смерти и бессмертия, преемственности поколений, вечного и преходящего, проблемы памяти и забвения.

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

собое внимание стоит обратить на стихотворение «Мадонна». Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложение Н.Н. Гончаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желания.

Творец Тебя мне ниспослал,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.

Любопытным композиционным приемом является продолжение стихом прозы. Особенно часто он используется в «Повестях Белкина» и «Путешествии в Арзрум». Часто Пушкин использует такой художественный прием, как рассказ в рассказе или вставная новелла.

Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно. Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии». Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всего Пушкина снова оживляется тема освободительного движения.

Источник

Типические характеры в произведениях Пушкина

Поройков С.Ю.
Типические характеры в произведениях А.С. Пушкина. — М.: ИНФРА-М (Научная мысль), 2013

Рецензенты:
доктор филологических наук, проф. Т.Е. Владимирова
доктор психологических наук, проф. Л.А. Григорович

Рассмотрены характеры персонажей из циклов произведений А.С. Пушкина «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», а также цикла сказок. Проведен сравнительный анализ портретов пушкинских героев, а также их сопоставление с образами персонажей «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и пьес В. Шекспира. Разобраны общие принципы построения сюжетов названных произведений.

Пушкину удавалось чрезвычайно натуралистично передавать внутренний мир своих героев, что во многом основывалось на его чуткой восприимчивости жизни и людям. «Ты учился у природы», – так отозвался о писателе П.А. Вяземский в своем стихотворении «Поминки». Как подметил митрополит Антоний (Храповицкий), пушкинские творения насыщены «правдой жизни» [1, с. 99]. По сути, Пушкин не столько воображает своих персонажей, сколько художественно отображает в своих произведениях окружающую действительность. О психологической реалистичности созданных Пушкиным образов наглядно свидетельствует тот факт, что среди его героев современники нередко узнавали известных им лиц, послуживших прототипами тех или иных литературных персонажей. «Каждый стих для меня есть воспоминание или отрывок из жизни», – отозвался однажды о творчестве писателя его друг П.А. Плетнев [5, т.2, с. 268].
Между тем мало кто из современников Пушкина в полной мере смог распознать всю глубину и масштаб его творческого наследия. Не случайно Ф.М. Достоевский назвал Пушкина «великим и непонятым еще предвозвестителем». Известно свидетельство Н.В. Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное … это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» [6, с. 9].
И вот, со времен Пушкина минули два века. За это время бессмертные творения писателя, ставшие поистине общенациональным культурным достоянием, равно как и сама его жизнь, кажется, изучены практически досконально. Тем не менее, свойство художественного дара писателя таково, что, вновь и вновь перечитывая его творения и, погружаясь в знакомый с детства едва не каждому мир его произведений, мы каждый раз открываем для себя нечто новое. Мы обнаруживаем незамеченное нами ранее даже в, казалось бы, заученных наизусть хрестоматийных строках, ибо глубина пушкинской мысли удивительна. В частности, длительное время оставались не в полной мере исследованными психологические и философские подтексты его произведений [10]. «Можешь себе представить, – писал Баратынский одному из своих друзей, разбирая после смерти Пушкина бумаги поэта, – что меня больше всего изумляет во всех этих письмах. Обилие мыслей. Пушкин – мыслитель. Можно ли было ожидать».
Обратимся к пушкинскому циклу «Маленьких трагедий». Каждая из этих драм являет собой целостное, законченное произведение. При этом основная тема каждого из произведений цикла не повторяется в других трагедиях. Гармонично дополняя друг друга, все вместе они составляют нечто целостное, объединенное единым замыслом писателя. Идеи, нашедшие отражение в «Маленьких трагедиях», звучат также в «Повестях Белкина», определяют сюжеты пушкинских сказок. Во всех названных циклах Пушкин не только выделил определенное число типических сюжетных линий и характеров персонажей среди всего возможного многообразия, но и последовательно структурировал их [11]. Используя различные формы литературного самовыражения, Пушкин снова и снова обращается к глубоко волнующим его вопросам. Будто на сцене театра, перед нами сменяются декорации, чередуются жанры и художественный стиль представления. Между тем неизменной остается галерея изображенных Пушкиным человеческих характеров и судеб.
Пушкинская проза явилась событием в мире словесности. Известно, что Л.Н. Толстой многократно перечитывал «Повести Белкина», считая их в своем роде «непревзойденной школой художественной прозы». Говоря о Пушкине – драматурге, трудно не согласиться со словами известного литературоведа И.М. Андреева: «Маленькие трагедии Пушкина – исключительно гениальны. … В Маленьких трагедиях Пушкин глубже Шекспира, а потому должен быть признан непревзойденным гением не только русской, но и всемирной литературы» [1, с. 73-74].
Между тем сам Пушкин признавал влияние В. Шекспира на свое творчество. Так, в письме к Н.Н. Рылееву писатель отдает должное великому британцу: «Шекспиру подражал я в его вольном составлении типов и простоте» [1, с. 54]. Известно, что Шекспир стремился к натуралистичному изображению человеческих характеров. Поразительную психологическую реалистичность шекспировских персонажей, в частности, отмечает выдающийся немецкий психолог К. Леонгард: «У Шекспира опять-таки немало художественного преувеличения, и все же он создает впечатляющую картину психики людей, каких в действительности есть немало» [7, с. 350]. Устами Гамлета, одного из самых известных своих героев, Шекспир указывает на подлинное назначение театра – являться «зеркалом», отражающим истинную человеческую природу:
«Нарушение меры отступает от назначения театра, цель которого во все времена была и будет: держать … зеркало перед природой».
Соответственно, Шекспиру можно было бы отдать приоритет в описании психологических типов. Так, именно благодаря изучению шекспировских пьес Пушкин выявил определенную «драматическую систему», о чем свидетельствует одна из его заметок, посвященная творчеству британского драматурга. Между тем, как известно, Шекспир сам заимствовал сюжеты большинства своих произведений, равно как и действующих в них лиц. Подсчитано, что писателем позаимствованы сюжеты тридцати четырех из тридцати семи созданных им пьес из произведений периода итальянского Возрождения, творений древнеримских и древнегреческих авторов, народных сказаний и легенд.
Тем самым можно говорить о многовековой традиции изображения типических образов персонажей, сопряженных с определенного рода сюжетами. В то же время Пушкин был первым, кто последовательно систематизировал соответствующие психологические типы и сюжеты в специальных циклах своих произведений, изобразив целую галерею психологически реалистичных, узнаваемых человеческих портретов.
Циклы «Маленьких трагедий» и «Повестей Белкина» были созданы Пушкиным практически одновременно Болдинской осенью 1830 года. В течение нескольких месяцев писатель реализует замыслы более чем трехлетней давности. Заметим, что цикл драм был задуман Пушкиным в 1826 году, традиционно соотносимом с началом так называемого позднего этапа его творчества – периодом художественного реализма.
Завершив циклы трагедий и повестей, Пушкин в течение ряда последующих лет создает свои знаменитые сказки. Писатель заимствует сюжеты большинства из них. Фактически Пушкин решается лишь на литературно-художественную обработку сказок и их систематизацию согласно избранным им темам, не сводимым друг к другу. Вместе с тем Пушкин не расстается с идеей описания галереи человеческих характеров, вероятно, придавая этому чрезвычайно большое значение.
Как известно, замысел одного из произведений Пушкин передал Гоголю. «Авторская исповедь» Н.В. Гоголя содержит следующее свидетельство: будучи поражен «способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого», Пушкин «отдал мне свой собственный сюжет, … которого, по словам его, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ»». В письме В. Жуковскому Гоголь рассматривает «Мертвые души» как «священное завещание» Пушкина. Реализовав пушкинский замысел в ставшем поистине бессмертным произведении, Гоголю удалось создать галерею человеческих типов, узнаваемых не только по чертам характера, но и по описанию их внешнего вида. При этом в «Мертвых душах» Гоголь сам указывает на типичность воплощенных им образов:
«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане».
Как уже отмечалось, циклы пушкинских произведений относятся к позднему этапу творчества писателя – периоду художественного реализма. Произведения Пушкина этого периода отличает натуралистичность отображения человеческой природы. Пушкинские персонажи отнюдь не обрисованы схематически одной – двумя чертами. Созданные Пушкиным характеры многогранны. Его героями движут определенные стремления, идеи; персонажам свойственно испытывать характерные эмоции и переживания. Особенности поведения героев переданы чрезвычайно живо и натуралистично, вплоть до тончайших нюансов. При этом, несмотря на всю детальность описания персонажей, достигается целостность их образов. Психологическая реалистичность пушкинских героев столь глубока, что порой поражает воображение.
«Я психолог… о, вот наука!» – свидетельствует Пушкин устами одного из своих персонажей в «Сцене из Фауста».
В статье «О Шекспире» Пушкин раскрывает один из секретов реалистичного изображения персонажей: «Лица, созданные Шекспиром, не суть … типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков: обстоятельства развивают перед зрителем их разнообразные и многосторонние характеры».
Отметим, что обращение к произведениям мировой литературы с целью психологического описания характеров, часто встречающихся среди литературных героев – достаточно типичное явление в психологии. Так, с целью классификации психологических типов К. Леонгард провел характерологический анализ персонажей произведений свыше тридцати писателей, в том числе, Шекспира, Гоголя, Достоевского, Толстого. «Многие писатели, как известно, являются прекрасными психологами. Будучи весьма наблюдательными, они обладают способностью проникновения во внутренний мир человека, – отдает должное Леонгард психологическому мастерству классиков литературы. – Перед нами предстают не отвлеченные рассуждения, а конкретные образы людей с их мыслями, чувствами, поступками» [7, с. 253]. Использование литературных героев в качестве наглядных иллюстраций психологических типов стало столь общепринятым явлением, что даже в «Справочнике практического психолога» в качестве примера одного из типов личности приводится шекспировский Гамлет [13, с. 167].
В циклах своих произведений Пушкин раскрывает семь сюжетных линий, наборов ролей и типов характеров персонажей [9]. Ключом к пониманию образов пушкинских героев является осознание движущих ими стремлений. Мотивы персонажей предопределяют играемые ими роли, сценарии их поведения, влияя тем самым на развитие сюжетов. Заметим, что пушкинская систематизация человеческих характеров соотносится с известными классификациями потребностей личности [2], [3]; [4]; [8], одновременно позволяя существующие типологии уточнить [9]. В этом контексте уместно вспомнить ставшее хрестоматийным высказывание выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, что иерархия мотивов составляет ядро личности.
Сравнительный анализ персонажей Пушкина и героев других классических авторов указывает на типичность подобных характеров для мировой литературы. Между тем анализ именно пушкинских персонажей, систематизированных в циклах произведений, позволил системно описать и классифицировать данные психологические типы [9]. Удивительно, но отображенная в пушкинских циклах систематизация человеческих характеров предвосхитила их классификацию в рамках научной психологии без малого на два столетия.
Целью настоящей работы является ознакомление читателя с типическими характерами и сюжетами, традиционными для мировой литературы, на примере циклов произведений Пушкина. В качестве иллюстрации также приведен сравнительный анализ персонажей ряда произведений Гоголя и Шекспира.

Глава II.
ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ»

Перу Пушкина принадлежат семь драматических произведений: трагедия «Борис Годунов», цикл «Маленьких трагедий», а также «Сцены из рыцарских времен» – незавершенное произведение, относящееся к последним годам жизни писателя. Небольшая по объему трагедия «Сцены из рыцарских времен» по своей форме и содержанию естественным образом дополняет цикл «Маленьких трагедий», состоящий из пяти произведений, созданный Болдинской осенью 1830 года.

2.1. Моцарт и Сальери

7.2. Типичность характеров персонажей Пушкина, Гоголя и Шекспира

Сравнительный анализ характеров персонажей из циклов произведений Пушкина «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», а также цикла сказок показывает, что их героям присущи определенные стремления. При этом можно выделить семь типов персонажей, которым свойственны склонности определенного рода. Каждому из типов отвечает определенное многообразие характеров, различающихся между собой как видами стремлений, так и способами реализации своих намерений.
Аналогичная галерея психологических портретов представлена в «Мертвых душах» Гоголя в лице главного героя Чичикова, пяти помещиков, а также капитана Копейкина. Также в пьесах Шекспира действующие лица подразделяются на семь аналогичных типов. Тем самым анализ характеров литературных героев целого ряда классических авторов указывает на существование определенной традиции изображения психологических типов. Это дает основания говорить о том, что данные образы являются типическими.
Отметим, что упомянутой галерее человеческих характеров отвечает соответствующая научная типология [9]. Данные типы находят свое соответствие как в известных классификациях потребностей [2]; [3]; [4]; [8], так и эмоций [2], психических состояний [12], невротических личностей [13], а также подтверждены практическими психологическими исследованиями [9].
Сопоставляя стремления героев Пушкина, Шекспира и Гоголя можно также заметить следующее. Среди семи видов персонажей названных авторов выделяются шесть типов, каждому из которых присущи три вида специфических, только им свойственных стремления. Кроме того, героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. На этом основании персонажи могут быть разделены на три группы, в зависимости от выраженности соответствующих стремлений.
Так, персонажам пушкинских произведений «Станционный смотритель», «Моцарт и Сальери» и «Сказка о мертвой царевне…» присущи стремления к статусу, признанию и доверию. Аналогичные стремления движут героями трагедии Шекспира «Отелло», а также Маниловым, персонажем «Мертвых душ» Гоголя. Подобного рода потребности относятся к статусному типу [9, с. 26]. Другое известное наименование таких потребностей – глорические (от лат. gloria – «слава») [2, с. 308]. Сходным образом обозначен и психологический тип, корреспондентный указанным потребностям – статусный [9, сс. 127-131].
Помимо этого персонажам названных произведений присуще стремление к поиску смысла.
Склонность к поиску смысла проявляется также у персонажей пушкинских произведений «Гробовщик», «Русалка» и «Сказка о попе и о работнике его Балде», равно как и у героев комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», а также гоголевского Плюшкина. Кроме того, персонажами данных произведений движут стремления к поиску, познанию и пониманию. Эту группу потребностей относят к когнитивному (познавательному) [3, сс. 147-148], или гностическому типу (от лат. gnosis – «знание») [2, с. 310]. Сходным образом обозначен и соответствующий психологический тип – гностический [9, сс. 168-171].
Заметим, что потребность в осознании смысла является общей для двух психологических типов: статусного и гностического.
В свою очередь, персонажам пушкинских произведений «Барышня-крестьянка», «Пир во время чумы», «Сказка о золотом петушке», а также героям трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» и гоголевской Коробочке присущи стремления к принадлежности, принятию, идентичности и любви. Названные потребности отнесены к консолидирующему типу [9, с. 25], также как и соответствующий психологический тип [9, сс. 143-147].
Для сравнения, героями пушкинских произведений «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане…», персонажами комедии Шекспира «Два веронца» и гоголевским Ноздревым движут стремления к привлечению внимания, общению, привязанности и любви. Данные влечения сопряжены с коммуникативными потребностями [2, с. 308], равно как и соответствующий психологический тип [9, сс. 156-159].
В данном случае потребность в любви соотносится как с консолидирующим, так и коммуникативным типом.
Стремления к удовольствию, комфорту, свободе и власти движут героями пушкинских произведений «Выстрел», «Скупой рыцарь» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Сходные стремления присущи героям пьесы Шекспира «Венецианский купец» и гоголевскому Собакевичу. Подобные потребности относятся к гедонистическим (от лат. hedone – «удовольствие») [2, с. 311], также как и соответствующий психологический тип [9, сс. 182-185].
Героям пушкинских произведений «История села Горюхина», «Сцена из рыцарских времен» и «Сказка о медведихе» (все эти произведения не были закончены) присущи стремления к безопасности, порядку, уважению и власти. Аналогичные стремления движут героями трагедии Шекспира «Макбет» и гоголевским капитаном Копейкиным. Названные потребности отнесены к организующему типу [9, с. 28], равно как и соответствующий психологический тип [9, сс. 195-199].
При этом потребность во власти характерна для организующего и гедонистического типов.
В психологии при систематизации потребностей, как правило, используется два подхода: принцип иерархичности, а также деление на виды. Впервые на иерархичность потребностей обратил внимание А. Маслоу. При этом ученый различал потребности различного вида. Так, например, Маслоу к одной группе относил потребности в любви, привязанности и принадлежности [8, с. 65]. К другому подклассу, по его мнению, относятся потребности в статусе и признании [8, с. 67]. К «базовым когнитивным потребностям» согласно Маслоу относятся стремления знать и понимать, а также потребность в поиске смысла [8, с. 71].
Принцип иерархичности потребностей сопряжен с традиционным выделением ряда их уровней. В психологии наиболее часто используются такие обозначения уровней потребностей, как природный, социальный, культурный, духовный [4, сс. 41-42]; [9, сс. 22, 43]. Потребность каждого вида, преломляясь на очередном уровне, предстает в своем новом качестве. Так, на примере «познавательной» потребности «социального культурного субъекта» В.А. Иванников поясняет, что «на уровне природного субъекта эта потребность представлена исследовательской активностью, … на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни» [3, сс. 147-148].
Тем самым изображенные в произведениях Пушкина, Гоголя и Шекспира типы характеров персонажей, обладающих определенными стремлениями, в целом соответствуют известным научным классификациям потребностей и психологических типов, одновременно позволяя их уточнить [9, сс. 21-45].
Можно заметить также, что потребность в поиске смысла, равно как и стремления к власти и любви, соотносятся с тремя высшими психическими функциями, соответствующими общепринятой в психологии понятийной триаде: «разум – воля – чувства». В свою очередь, данной триаде психических функций отвечают известные психологические типы: интеллектуальный, волевой и эмоциональный [9, с. 355].
Символично, что, создавая галерею типических характеров, Пушкин в циклах своих произведений последовательно обращается к различным формам литературного самовыражения в жанрах повести, драмы и сказки. Как известно, жанр драмы предполагает театрализованную постановку, рассчитанную, прежде всего, на ее эмоциональное восприятие зрителем. Присущий повести стиль размеренного повествования преимущественно обращен к рассудку читателя. Сказка же – это захватывающее действо, происходящее по воле ее героев. Как разум, чувства и воля являются различными гранями человеческой души, столь же различен и язык повести, драмы и сказки, к которым прибегает писатель.
В драмах «Борис Годунов» и «Сцена из Фауста», а также в сказке «Жених» (относящихся к 1825 году) Пушкин обращается сразу ко всем трем вышеназванным темам: власти, любви и поиску смысла. Аналогичные стремления движут персонажами трагедии Шекспира «Гамлет», равно как и характеризуют Чичикова, главного героя гоголевских «Мертвых душ».
Напомним, что героев данных произведений отличают творческие потребности: стремления к самовыражению, игре, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации. Подобные потребности свойственны креативному [8, сс. 221-230], или творческому типу личности [9, сс. 249-250].
Характерологический анализ персонажей из циклов пушкинских произведений позволил системно описать и классифицировать психологические типы [9]. При этом систематизация человеческих характеров, предложенная Пушкиным, и соответствующая психологическим портретам героев пьес Шекспира, почти на два века предвосхитила выделение соответствующих типов научной психологией.
О высочайшем уровне психологического мастерства Пушкина свидетельствует и то, что его персонажи подразделяются по типам, соответствующим известным классификациям. Так, пушкинские герои различаются по темпераменту, соответствуя четырем известным видам [9, сс. 207-212]. Например, герой трагедии «Скупой рыцарь» молодой рыцарь Альбер, безоглядно бросающийся «вихрем» в схватку на турнире «с открытой головой», обладает вспыльчивым холерическим темпераментом. В порыве негодования он подобно «тигренку» готов бросить вызов собственному отцу. Героиню повести «Барышня-крестьянка» – жизнерадостную «ветреную» Лизу отличают «резвость и поминутные проказы», а также «веселость», соотносимые с сангвинистическим темпераментом. В «Пире во время чумы» в меланхолии пребывает «печальная» Мэри, поющая «уныло и протяжно». Флегматический нрав присущ «мрачному» Адриану, герою повести «Гробовщик», который «обыкновенно был угрюм и задумчив».
Характерологический анализ пушкинских персонажей показывает также, что они могут быть подразделены на типы, соответствующие полюсам экстраверсия – интроверсия [9, с. 213]. Напомним, что данный параметр, соотносящийся с темпераментом человека, характеризует ориентацию на внешний, либо внутренний мир [14, сс. 583, 645]. К примеру, экспрессивный экстравертированный темперамент «бешеного» дуэлянта и страстного «повесы» Дон Гуана, героя трагедии «Каменный гость», сильно разнится с интровертированным характером замкнутой и молчаливой Доны Анны, которой свойственно «каждый день … молиться и плакать». Если Дон Гуан живо откликается на происходящие вокруг него события, то Дона Анна по большей части поглощена своими внутренними переживаниями и воспоминаниями. Отметим, что аналогичные признаки различают также персонажей Шекспира. Так, по мнению К. Леонгарда, «в лице Гамлета перед нами личность безусловно интровертированная» [7, с. 254].
Широко известными разновидностями психологических типов являются невротические личности [13, сс. 169-171; 207-231]. Напомним, что естественные по своей природе человеческие потребности в случае невроза приобретают гипертрофированную форму навязчивых состояний. Между тем личности невротического склада, отличающиеся акцентированными чертами характера, встречаются среди героев Пушкина, Шекспира и Гоголя. Особенно рельефно подобные типы проступают в пушкинских сказках, где персонажи изображаются в гротескном, подчас пародийном виде.
Как правило, в художественной литературе невротические характеры предстают именно как «преувеличенные варианты … типов личности», изображаемые в качестве ярких фигур «гротескной формы» [13, с. 170]. Таковыми часто являются герои сатирических произведений, в том числе, басен.
К примеру, в образе царицы из «Сказки о мертвой царевне…» отчетливо проявляются черты нарциссической личности. Действительно, самовлюбленная царица стремится быть «на свете всех милее». Она, во что бы то ни стало, желает обладать статусом первой красавицы. При этом царица постоянно требует признания собственного превосходства:
«Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир; мне ровной нет», – добивается царица от зеркала признания своей красы, претендуя на статус первой красавицы.
Между тем неутолимые стремления к высокому статусу и признанию со стороны других людей являются отличительными чертами нарциссической личности [13, сс. 210-213].
Для сравнения, в образе старящегося царя Дадона из «Сказки о золотом петушке» проступают черты депрессивной личности:
«Инда плакал царь Дадон, инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге!» – печалится царь, что он не в силах защитить свое царство.
По ходу действия Дадон неоднократно впадает в депрессивное состояние. Особенно глубокий приступ печали охватывает царя при потере им сыновей:
«Царь завыл. Все завыли за Дадоном, застонала тяжким стоном глубь долин».
Следует также отдать должное психологическому мастерству Гоголя, которому удалось воплотить целую галерею человеческих характеров в «Мертвых душах». Так, предложенное им описание внешнего вида и телосложения трех героев (Собакевича, Плюшкина и Ноздрева) соответствует известной конституционной типологии, различающей пикника, астеника и атлетик [9, сс. 358-359]. Тем самым Гоголь опередил выделение соответствующих типов в рамках научной психологии на целое столетие.
Отметим, что все рассмотренные выше типологии, нашедшие свое отражение в творчестве Пушкина, Гоголя и Шекспира, относятся к архетипическим [9, с. 5]. Напомним, что под архетипическим понимается изначальное (исконное) начало человеческой природы, универсальным образом проявляющееся в культурах различных народов и эпох [14, с. 600].
В заключение можно добавить, что психологические типы в своем «чистом» виде в жизни едва ли встречаются и скорее являются некой абстракцией, своего рода системой координат, удобной для анализа реальных человеческих характеров. Следует признать, что образы персонажей из циклов пушкинских произведений прорисованы достаточно схематично в сравнении с образами других героев Пушкина, имеющих реальные жизненные прототипы. Так, известно, что изображенное в романе «Евгений Онегин» великосветское общество – результат наблюдений писателя во время его пребывания в Петербурге в 1828-1830 годах. При этом герои романа воспринимаются как реальные лица, вызывающие у читателя живой отклик и сопереживание их судьбе.

Проведенный анализ произведений А.С. Пушкина, включая циклы «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина» и сказок дает представление о психологических аспектах наследия гениального писателя, отразившего в своем творчестве важную проблематику, остающуюся актуальной и в наши дни [10].
Циклы повестей, трагедий и сказок относятся к позднему этапу творчества Пушкина, соотносимому с периодом художественного реализма. Созданные в этот период писателем образы персонажей отличаются особой реалистичностью и психологизмом. Так, в циклах произведений Пушкина отражены известные типологии человеческих характеров. При этом стремления, движущие пушкинскими персонажами, соотносятся с известными классификациями потребностей личности [9].
Сравнительный анализ циклов пушкинских произведений и пьес В. Шекспира, а также «Мертвых душ» Н.В. Гоголя наглядно иллюстрирует характерные черты персонажей, являющихся типическими. Кроме того, это позволяет продемонстрировать общие принципы построения сюжетов, характерных для мировой литературы [11].
Из проведенного анализа следует ряд выводов.
1. Пушкин не только выделил типические характеры и сюжеты среди всего возможного многообразия, но и последовательно структурировал их в циклах своих произведений.
2. Героям Пушкина присущи определенные стремления, выступающие в качестве мотивирующего их фактора. Пушкинские персонажи различаются видами стремлений и способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.
3. В циклах произведений Пушкина отражены известные типологии человеческих характеров. Более того, характерологический анализ пушкинских персонажей позволил классифицировать типы характеров, прежде столь четко не систематизированные.
4. Сравнительный анализ психологических портретов персонажей из циклов произведений Пушкина, «Мертвых душ» Гоголя и пьес Шекспира выявляет их существенное сходство. С учетом того, что герои многих рассмотренных произведений авторами заимствованы, можно утверждать, что подобные персонажи являются типичными для мировой литературы.
5. Сюжеты пушкинских произведений, объединенных в отдельные циклы, не сводимы друг к другу. При этом структура сюжетов подчиняется определенным принципам. Сходные сюжеты нашли свое отражение в творчестве других известных писателей, в частности, Шекспира. Они также традиционны для фольклорных традиций различных народов и эпох. Это указывает на типичность подобных сюжетов.

P.S. Согласно контракту с издательством автор может размещать в интернете лишь фрагменты книги.

1. Андреев И.М. Русские писатели ХIХ века. М.: Рос. Отд. Валаам. Общ. Америки, 1999.
2. Додонов Б.И. Эмоции в системе ценностей // Психология эмоций. // Под ред. Вилюнас В. СПб.: Питер, 2007. С. 303-312.
3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006.
5. Кунин В.В. Друзья Пушкина, в 2-х т. М; Правда, 1986.
6. Кунин В.В. Светлое имя Пушкин. М; Правда, 1988.
7. Леонгард. К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006.
9. Поройков С.Ю. Архетипические психологические типы. М.: ИНФРА-М, 2011.
10. Поройков С.Ю. Неизвестный Пушкин. М.: Муравей, 2002.
11. Poroykov S. Archetypical plots of the world literatures in the contents of philosophical-metodological analysis // Rethinking Philosophy Today. XXII World Congress of Philosophy // Seoul, Korea: Seoul National University, 2008. P. 424.
12 Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
13. Таланов В.Л., Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005.
14. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ, Хранитель, 2008.

Введение….………………………………………………………………….3
Глава I. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ «ПОВЕСТЕЙ БЕЛКИНА»………. 9
1.1. Станционный смотритель………………………………………9
1.2. Барышня-крестьянка…………………………………………. 14
1.3. Выстрел…………………………………………………………18
1.4. Гробовщик……………………………………………………. 22
1.5. Метель…………………………………………………………..25
1.6. История села Горюхина……………………………………….30
1.7. Выводы…. …………………………………………………….34
Глава II. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ»….35
2.1. Моцарт и Сальери……………………………………………. 35
2.2. Пир во время чумы…………………………………………….39
2.3. Скупой рыцарь…………………………………………. 43
2.4. Русалка………………………………………………………. 46
2.5. Каменный гость………………………………………………. 50
2.6. Сцены из рыцарских времен…………………………………..54
2.7. Выводы…. …………………………………………………….58
Глава III. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ ПУШКИНСКИХ СКАЗОК…….59
3.1. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях………………59
3.2. Сказка о золотом петушке…………………………………….63
3.3. Сказка о рыбаке и рыбке………………………………………66
3.4. Сказка о попе и о работнике его Балде……………………….70
3.5. Сказка о царе Салтане…………………………………………73
3.6. Сказка о медведихе…………………………………………….77
3.7. Выводы…. …………………………………………………….81
Глава IV. ХАРАКТЕРЫ ГЕРОЕВ ДРАМ «БОРИС ГОДУНОВ»,
«СЦЕНА ИЗ ФАУСТА» И СКАЗКИ «ЖЕНИХ»…. 82
4.1. Борис Годунов…………………………………………………82
4.2. Сцена из Фауста.………………………………….…………. 88
4.3. Сказка «Жених».………………………………………………94
4.4. Выводы…. …………………………………………………….99
Глава V. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ ПУШКИНА
И ПЕРСОНАЖЕЙ «МЕРТВЫХ ДУШ» ГОГОЛЯ………………….100
5.1. Манилов…………………………….…………………. ……100
5.2. Коробочка………………………….…………………. …….105
5.3. Собакевич………………………….…………………. ……..109
5.4. Плюшкин………………………….…………………. ……. 112
5.5. Ноздрев………………………….…………………. ………..116
5.6. Капитан Копейкин………………………….………………..120
5.7. Чичиков………………………….…………………. ……….125
5.8. Выводы…. …………………………………………………. 131
Глава VI. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГЕРОЕВ ПУШКИНА
И ШЕКСПИРА.………………………………………………………….133
6.1. Отелло……………..………………………….………………133
6.2. Ромео и Джульетта………………………….………………..137
6.3. Венецианский купец………………….……………………. 141
6.4. Бесплодные усилия любви………………….……………….145
6.5. Два веронца………………….………………………………..148
6.6. Макбет……………..………………………….………………153
6.7. Гамлет……………..………………………….………………157
6.8. Выводы…. …………………………………………………. 164
Глава VII. ТИПИЧНОСТЬ ГЕРОЕВ И СЮЖЕТОВ
ПУШКИНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ…………………………………165
7.1. Сходство принципов построения сюжетов произведений
Пушкина и Шекспира…….……………….…………………165
7.2. Типичность характеров персонажей Пушкина.……………172
7.3. Выводы…. …………………………………………………..179
Заключение…. …………………………………………………………..180
Литература………………………………………………………. 182

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *