Что описывает предметы явления события процессы на естественном языке
§1.2 Знаковые модели
1.2.1. Словесные модели
Словесные модели — это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках.
Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:
Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий, в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов, в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.
Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определённых сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.
Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значении, синонимия, омонимия и т. п., придают человеческому общению выразительность, эмоциональность, красочность. Вместе с тем наличие этих особенностей делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).
1.2.2. Математические модели
Основным языком информационного моделирования в науке является язык математики.
Информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями.
Язык математики представляет собой совокупность множества формальных языков; с некоторыми из них (алгебраическим, геометрическим) вы познакомились в школе, другие сможете узнать при дальнейшем обучении.
Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами, записав соотношения между количественными характеристиками объекта моделирования. В школьном курсе физики рассматривается много функциональных зависимостей, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.
Модель оптимизации расходов/доходов
С помощью языка алгебры логики строятся логические модели — формализуются (записываются в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Путём построения логических моделей удаётся решать логические задачи, создавать логические модели устройств и т. д.
Электрические схемы
1.2.3. Компьютерные математические модели
Многие процессы, происходящие в окружающем нас мире, описываются очень сложными математическими соотношениями (уравнениями, неравенствами, системами уравнений и неравенств). До появления компьютеров, обладающих высокой скоростью вычислений, у человека не было возможности проводить соответствующие вычисления, на счёт «вручную» уходило очень много времени.
В настоящее время самые сложные математические модели могут быть реализованы на компьютере. При этом используются такие средства, как:
— специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования.
Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются компьютерными математическими моделями.
Средства компьютерной графики позволяют визуализировать результаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.
Особый интерес для компьютерного математического моделирования представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются многочисленные системы массового обслуживания: билетные кассы, торговые предприятия, ремонтные мастерские, служба скорой помощи, транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахерскую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заявки заранее предсказать нельзя — это случайные величины.
Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.
Имитационное моделирование — это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется многократный «прогон» моделей со случайными исходными данными, генерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитационное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быстрее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.
Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР
Ссылки на ресурсы ФЦИОР:
Тест по информатике на тему: «Знаковые модели»
Тест на тему: «Знаковые модели»
Что описывает предметы, явления, события, процессы на естественном языке
A) математические модели
B) словестные модели
C) натуральные модели
D) компьютерные модели
Что из перечисленного является словестными моделями?
A) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца; все планеты движутся по орбитам, центром которых является солнце.
B) Последствия событий 13 века: события этого века положили начало отстаиванию русских земель от стран Западной Европы; Золотоордынское иго нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси.
C) Горная местность отличается большим многообразием ландшафтов, а также определенной последовательностью самых разнообразных растительных поясов.
D) В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр.
E) Нет верного ответа
Что называют ииформационными моделями построенными с использованием математических формул и понятий?
A) Программные модели
B) Математические модели
D) Словестные модели
E) Нет верного ответа
Что из перечисленного является математической моделью?
A) Задачи о движении снаряда
B) Модель Бородинского сражения
C) Модель нахождения связи между структурой и свойствами веществ
D) Модель определения надежности электрической цепи
E) Транспортная задача
F) Вращение земли вокруг солнца
Какие средства используются при реализации матматических моделей на компьютере?
A) системы программирования
B) электронные таблицы
C) специализированные математические пакеты и программные средства для моделирования
D) Пакет офисных программ
E) Графические редакторы
F) Нет верного ответа
Как называются математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математичесих пакетов и программных средств для моделирования?
Примерами каких систем являются системы массового обслуживания?
A) Словесных систем
C) Смешанных систем
D) Имитационных систем
E) Нет верного ответа
Какие модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом?
A) Компьютерное моделирование
B) Виртуальное моделирование
C) Искуссственное моделирование
D) Имитационное моделирование
E) Нет верного ответа
Решите, составив математическую модель, следующую задачу.
Теплоход пошел 4 км против течения реки, а затем прошел еще 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите собственную скорость теплохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.
Правильные ответы, решения к тесту:
Правильный ответ — B
Правильный ответ — A, B, C, D
Правильный ответ — B
Правильный ответ — A, C, D, E
Правильный ответ — A, B, C
Правильный ответ — компьютерные математические модели, Компьютерные математические модели, компьютерными математическими моделями, Компьютерными математическими моделями
Правильный ответ — B
Правильный ответ — Имитационные модели, имитационные модели
Правильный ответ — D
Правильный ответ — 32,5
Решение: Ответом на данный вопрос служит собственная скорость теплохода.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-334092
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тестовые задания по информатике и ИКТ (9 класс)
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (9 класс)
по учебнику «Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015»
Тема «Моделирование и формализация»
1. Выберите верное утверждение:
а) Один объект может иметь только одну модель
б) Разные объекты не могут описываться одной моделью
в) Электрическая схема — это модель электрической цепи
г) Модель полностью повторяет изучаемый объект
2. Выберите неверное утверждение:
а) Натурные модели — реальные объекты, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение моделируемого объекта
б) Информационные модели описывают объект-оригинал на одном из языков кодирования информации
в) Динамические модели отражают процессы изменения и развития объектов во времени
г) За основу классификации моделей может быть взята только предметная область, к которой они относятся
3. Какие признаки объекта должны быть отражены в информационной модели ученика, позволяющей получать следующие сведения: возраст учеников, увлекающихся плаванием; количество девочек, занимающихся танцами; фамилии и имена учеников старше 14 лет?
а) имя, фамилия, увлечение
б) имя, фамилия, пол, пение, плавание, возраст
в) имя, увлечение, пол, возраст
г) имя, фамилия, пол, увлечение, возраст
4. Выберите элемент информационной модели учащегося, существенный для выставления ему оценки за контрольную работу по информатике:
а) наличие домашнего компьютера
б) количество правильно выполненных заданий
в) время, затраченное на выполнение контрольной работы
г) средний балл за предшествующие уроки информатики
5. Замена реального объекта его формальным описанием — это:
а) анализ б) моделирование в) формализация г) алгоритмизация
6. Выберите знаковую модель:
а) рисунок б) схема в) таблица г) формула
7. Выберите образную модель:
а) фотография б) схема в) текст г) формула
8. Выберите смешанную модель:
а) фотография б) схема в) текст г) формула
9. Описания предметов, ситуаций, событий, процессов на естественных языках — это:
а) словесные модели
б) логические модели
в) геометрические модели
г) алгебраические модели
10. Модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются:
а) математическими моделями
б) компьютерными моделями
в) имитационными моделями
г) экономическими моделями
11. Файловая система персонального компьютера наиболее адекватно может быть описана в виде:
а) математической модели
б) табличной модели
г) иерархической модели
12. Графической моделью иерархической системы является:
а) цепь б) сеть в) генеалогическое дерево г) дерево
13. Расписание движения электропоездов может рассматриваться как пример:
а) табличной модели
б) графической модели
в) имитационной модели
а) человек — анатомический скелет — манекен
б) человек — медицинская карта — фотография
в) автомобиль — рекламный буклет с техническими характеристиками автомобиля — атлас автомобильных дорог
г) автомобиль — игрушечный автомобиль — техническое описание автомобиля
15. На схеме изображены дороги между населёнными пунктами А, В, С, D и указаны протяжённости этих дорог.
Определите, какие два пункта наиболее удалены друг от друга. Укажите длину кратчайшего пути между ними.
16. Населённые пункты А, В, С, D соединены дорогами. Время проезда на автомобиле из города в город по соответствующим дорогам указано в таблице:
Турист, выезжающий из пункта А, хочет посетить все города за кратчайшее время. Укажите соответствующий маршрут.
17. В школе учатся четыре ученика — Андреев, Иванов, Петров, Сидоров, имеющие разные увлечения. Один из них увлекается теннисом, другой — бальными танцами, третий — живописью, четвёртый —- пением. О них известно:
• Иванов и Сидоров присутствовали на концерте хора, когда пел их товарищ;
• Петров и теннисист позировали художнику;
• теннисист дружит с Андреевым и хочет познакомиться с Ивановым.
Чем увлекается Андреев?
18. Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат три кучки камней, в первой из которых 2 камня, во второй — 3 камня, в третьей — 4 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или удваивает число камней в какой-то куче, или добавляет по два камня в каждую из куч. Выигрывает игрок, после хода которого либо в одной из куч становится не менее 15 камней, либо общее число камней во всех трёх кучах становится не менее 25. Кто выигрывает при безошибочной игре обоих игроков?
а) игрок, делающий первый ход
б) игрок, делающий второй ход
в) каждый игрок имеет одинаковый шанс на победу
г) для этой игры нет выигрышной стратегии
19. База данных — это:
а) набор данных, собранных на одном диске
б) таблица, позволяющая хранить и обрабатывать данные и формулы
в) прикладная программа для обработки данных пользователя
г) совокупность данных, организованных по определённым правилам, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения
20. Какая база данных основана на табличном представлении информации об объектах?
21. Строка таблицы, содержащая информацию об одном конкретном объекте, — это:
22. Столбец таблицы, содержащий определённую характеристику объекта, — это:
23. Системы управления базами данных используются для (выберите наиболее полный ответ):
а) создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации
б) сортировки данных
в) организации доступа к информации в компьютерной сети
г) создания баз данных
24. Какое из слов НЕ является названием базы данных?
а) Microsoft Access
25. В табличной форме представлен фрагмент базы данных:
На какой позиции окажется товар «Сканер планшетный», если произвести сортировку данных по возрастанию столбца КОЛИЧЕСТВО?
26. В табличной форме представлен фрагмент базы данных:
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяет условию
ЦЕНА>20 ИЛИ ПРОДАНО
Тема «Алгоритмизация и программирование»
1. Что является результатом этапа «формализация» решения задачи на компьютере?
а) словесная информационная модель
б) математическая модель
2. Имеется описание:
var с: array [1..20] of integer ;
Для хранения массива с будет отведено. ячеек памяти объёмом. байтов.
а) 40, 20 б) 20, 320 в) 20, 40 г) 20, 20
3. Чему равна сумма значений элементов а[1] и а[4] массива, сформированного следующим образом?
for i := l to 5 do a [ i] :=i* (i + 1) ;
a ) 30 6)5 в) 22 г) 40
4. Массив описан следующим образом:
а) 50 б) 15 в) 11 г) 22
5. Для записи вспомогательных алгоритмов в языке Паскаль используются:
б) составные операторы
в) процедуры и функции
г) операторы и операнды
6. Между формальными и фактическими параметрами следует соблюдать соответствие:
а) по типу параметров
б) по количеству параметров
в) по порядку следования параметров
7. Алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма, называется:
8. Подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных, называется:
в) вспомогательным алгоритмом
9. Что такое управление? Выберите самое полное определение.
а) перевод объекта из одного состояния в другое
б) удержание объекта в существующем состоянии
в) процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие объекты
г) регулирование движения автомашин на перекрёстке
10. Кто является основоположником кибернетики?
Тема «Обработка числовой информации в ЭТ»
1. Рабочая книга табличного процессора состоит из:
а) ячеек б)строк в) столбцов г) листов
2. Обозначением строки в электронной таблице является:
a ) 18 D б)К13 в) 34 г)АВ
3. Строка формул используется в табличном процессоре для отображения:
а) только адреса текущей строки
б) только адреса текущей ячейки
в) только содержимого текущей ячейки
г) адреса и содержимого текущей ячейки
4. Ввод формул в таблицу начинается со знака:
5. Ровно 20 ячеек электронной таблицы содержатся в диапазоне:
a)E2:F12 6)C2:D11 в ) C3:F8 г )A10:D15
6. В электронной таблице выделили группу четырёх соседних ячеек. Это может быть диапазон:
а) А1:В4 б) А1:С2 в) А1:В2 г) В2:С2
7. Среди приведённых ниже записей формулой для электронной таблицы является:
8. В ячейки A3, А4, ВЗ, В4 введены соответственно числа 7, 4, 6, 3. Какое число будет находиться в ячейке С1 после введения в эту ячейку формулы =СУММ(АЗ:В4)?
9. В электронной таблице при перемещении или копировании формул абсолютные ссылки:
а) преобразуются независимо от нового положения формулы
б) преобразуются в зависимости от нового положения формулы
в) преобразуются в зависимости от наличия конкретных функций в формулах
10. Укажите ячейку, адрес которой является относительным:
11. Укажите ячейку, в адресе которой не допускается изменение только имени строки:
12. Дан фрагмент электронной таблицы, содержащий числа и формулы:
Значение в ячейке ЕЗ после копирования в неё формулы из ячейки Е1 будет равно:
а) 60 б) 180 в) 170 г) 135
13. Дан фрагмент электронной таблицы, содержащий числа и формулы:
Значение в ячейке Е2 после копирования в неё формулы из ячейки Е1 будет равно:
а) 63 б) 180 в) 170 г) 135
14. В ячейку Е4 введена формула = C 2* D 2. Содержимое ячейки Е4 скопировали в ячейку F 7. Какая формула будет записана в ячейке F 7?
а) = D 5* E 5 б) = D 7* E 7 в) =С5*Е5 г) =С7*Е7
16. Уличный продавец газет получает 3 рубля за продажу каждой из первых 50 газет. За продажу каждой из последующих газет он получает 5 рублей. В ячейке СЗ находится количество газет, проданных продавцом за день. Какая из формул позволяет подсчитать заработок продавца за день?
17. Для наглядного представления площадей крупнейших государств мира целесообразно использовать:
а) круговую диаграмму
в) столбчатую диаграмму
г) ярусную диаграмму
18. Для наглядного представления изменения температуры воздуха в течение месяца следует использовать:
а) круговую диаграмму
в) столбчатую диаграмму
г) ярусную диаграмму
Дан фрагмент электронной таблицы в режиме отображения формул:
После выполнения вычислений по значениям ячеек диапазона A 2: D 2 было построено несколько диаграмм. Укажите диаграмму, которая не могла быть получена.
Кроме обязательных экзаменов по русскому языку и математике каждый из учеников 9-х классов выбрал для итоговой аттестации ещё два предмета. На диаграммах отражено количество учеников, выбравших тот или иной предмет, и соотношение численности учеников в 9-х классах:
Какое из следующих утверждений истинно?
а) Все ученики 9А класса могли выбрать экзамен по информатике.
б) Все ученики 9Б класса сдают по выбору только химию и биологию.
в) Все ученики, выбравшие физику, могут учиться в 9В классе.
г) Историю могли выбрать только ученики 9Б класса.
Тема «Коммуникационные технологии»
1. Совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю, — это:
а) источник информации
б) приёмник информации
в) носитель информации
г) канал передачи информации
2. Количество информации, передаваемое за единицу времени, — это:
а) источник информации
б) передача информации
в) скорость передачи информации
г) количество битов в секунду (бит/с)
3. Множество компьютеров, соединённых линиями передачи информации, — это:
а) компьютерная сеть
4. Компьютерная сеть, действующая в пределах одного здания, — это:
г) одноранговая сеть
5. Компьютерная сеть, охватывающая большие территории (страны, континенты), — это:
г) одноранговая сеть
6. Локальная сеть, все компьютеры в которой равноправны, — это:
а) региональная сеть
б) сеть с выделенным сервером
г) одноранговая сеть
7. Компьютер, предоставляющий свои ресурсы в пользование другим компьютерам при совместной работе, называется:
8. Набор правил, позволяющий осуществлять соединение и обмен данными между включёнными в сеть компьютерами, — это:
а) 328 6)41 в) 5,5 г) 40
а) 840000 б) 84000 в) 105000 г) 105
11. Всемирная глобальная компьютерная сеть, сеть сетей — это:
б) сеть с выделенным сервером
г) одноранговая сеть
12. Компьютер, подключённый к Интернету, обязательно имеет:
13. Адрес компьютера, записанный четырьмя десятичными числами, разделенными точками, — это:
а) 2413 б)3214 в) 2341 г) 4231
а)браузер б) модем в ) ICQ г) URL
17. Сервис для хранения, поиска и извлечения разнообразной взаимосвязанной информации, включающей в себя текстовые, графические, видео-, аудио- и другие информационные ресурсы, — это:
б) домашняя страница b ) URL
а) HTTP б) FTP в) IP г) TCP
20. Запросы к поисковому серверу закодированы буквами А, Б, В, Г. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.
A) Пушкин | Лермонтов | поэзия
Б) Пушкин | Лермонтов | поэзия | проза
B) Пушкин | Лермонтов |
Г) Пушкин & Лермонтов & проза
а) ВАБГ б) ВБГА в) ГВАБ г) БАВГ
21. Указатель, содержащий название протокола, доменное имя сайта и адрес документа, — это:
а)5467312 6)2367415 в)5367412 г) 5312467
23. Сервис, обеспечивающий пересылку файлов между компьютерами сети независимо от их типов, особенностей операционных систем, файловых систем и форматов файлов, — это:
24. Сервис, позволяющий любому пользователю сети передавать и получать электронные сообщения, — это:
25. Услуга, предназначенная для прямого общения в Интернете в режиме реального времени, — это: