Что описывает гносеологический подход

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.

В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание – это функция человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном активном отражении и конструктивно – творческой переделке внешнего мира, выделении человеком себя из окружающего мира и противопоставлением себя ему как субъекта объекту. Сознание – это ещё и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учётом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами:

1. Внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них.

2. Общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой.

3. Всем духовным миром личности, её собственным уникальным опытом жизни и переживаний, то есть субъективной реальностью отдельного человека.

4. Условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания.

В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальноеесть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено только к материальному объекту, или к какой – то схеме действий с материальными объектами, оно не может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение, начинающееся с материальных объектов и завершающиеся нематериальным, субъективным образом, не содержащим в себе ни грана вещества воспроизводимой реальности.

Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, ч. IX.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.,2003. Гл. II, п. 3.

3. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. VI, п. 2.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. 4, гл. 3.

Источник

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО

Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход

Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход

Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход

В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание – это функция человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном активном отражении и конструктивно – творческой переделке внешнего мира, выделении человеком себя из окружающего мира и противопоставлением себя ему как субъекта объекту. Сознание – это ещё и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учётом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами:

1. Внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них.

2. Общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой.

3. Всем духовным миром личности, её собственным уникальным опытом жизни и переживаний, то есть субъективной реальностью отдельного человека.

4. Условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания.

В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальноеесть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено только к материальному объекту, или к какой – то схеме действий с материальными объектами, оно не может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение, начинающееся с материальных объектов и завершающиеся нематериальным, субъективным образом, не содержащим в себе ни грана вещества воспроизводимой реальности.

Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд. II, ч. IX.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М.,2003. Гл. II, п. 3.

3. Философия / Под ред. Т.И.Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл. VI, п. 2.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. 4, гл. 3.

Источник

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.

Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских понятий, поскольку оно относится к предельно общим категориям, которые возможно только описать. К тому же в трактовке сознания исследователями берутся различного рода исходные посылки. Философское изучение сознания в отличие от научного фиксирует внимание на содержании сознания, на непосредственную данность этого содержания человеку. Основное значение термина «сознание» сводилось к понятиям: психика, человеческая психика, идеальное свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения, осознанное бытие, субъективная сторона торможения условных рефлексов, функция человеческого мозга, проявление абсолютного духа, творение Бога и т.д. Эти значения сознания могут и не исключать друг друга, но не все относятся к собственно философским понятиям.

В истории философии сознание в различных философских концепциях выступает как «дух», «душа», «психика», «идея», «бог», «сознание».

Идеализмвыдвигал сознание в самостоятельную сущность, лежащую в основе всех форм материального бытия. Так, идеи Платона – это и мысли человека и их объекты, мыслить которые во всей полноте может только божественный ум. Мир идей противостоит материи. Платон различал смертную и бессмертную человеческую душу. Первая гибнет вместе с телом, а вторая уходит в умопостигаемый мир идей. Гегель сознание (дух) наделял идеальностью и свободой, независимостью от материального, которое, наоборот, зависит от первого. Но сознание, по Гегелю, находится в непрерывном развитии как воплощение духовной субстанции (разума).

Представители субъективного идеализмарешали проблему несколько иначе, хотя тоже видели в сознании определяющую субстанцию. Беркли, например, утверждал, что идея (по Беркли – вещь) сама по себе не может быть причиной чего-либо. Следовательно, причиной является дух, мыслящая субстанция. Мир в таком представлении оказывается сферой сознания субъекта, идеального. Материя – совокупность качеств, порождённых сознанием. Кант начинает исследование с сознания индивида. При этом он отмечал, что в индивидуальном сознании существует нечто, обуславливающее его разумную деятельность, находящееся вне сознания отдельного субъекта. Таким образом, сознание у Канта получает два определения: во-первых, как чувство, индивидуальное переживание, сопровождающее все явления духовной жизни; во-вторых, как сознание самодавлеющего разума, находящегося по ту сторону индивидуальных проявлений субъекта и не зависящих от него.

Дуализмв лице Декарта, разделял сознание и материю как самостоятельные субстанции. Атрибутами духовной субстанции (сознания) он определял такие способности, как ощущение, суждение, желание, отвращение, удовольствие, неудовольствие, некоторые врождённые идеи.

Своеобразная позиция по отношению к сознанию разрабатывалась вульгарными материалистами. К.Фогт, Я.Молешотт, Л.Бюхнер считали, что сознание есть продукт материи, мозгового вещества, полностью определяется им: мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени. Сознание отождествлялось с психическим, более того, с физиологическими процессами.

Как видно, феномен сознания вызывает столь различные толкования, что определить его сложно. Тем не менее, опираясь на философские и научные исследования, можно заключить, что сознание является свойством движущейся высокоорганизованной материи. В то же время оно не может быть сведено к самой материи, поскольку качественно иное. Человек сознает при помощи мозга, но сознание – не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Содержание сознания достаточно широко: идеалы, знания, установки, нормы, чувства и т.п.

В изучении сознания выделяются два основных аспекта: гносеологический и онтологический.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.

В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание – это функция человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщённом, целенаправленном активном отражении и конструктивно – творческой переделке внешнего мира, выделении человеком себя из окружающего мира и противопоставлением себя ему как субъекта объекту. Сознание – это ещё и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности, учётом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания определяется несколькими факторами:

1. Внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их отображение, копии, несущие в себе информацию о них.

2. Общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами познания и т.п., выработанными социокультурной средой.

3. Всем духовным миром личности, её собственным уникальным опытом жизни и переживаний, то есть субъективной реальностью отдельного человека.

4. Условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также воздействует на состояние сознания.

В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальноеесть особый характерный для взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено только к материальному объекту, или к какой – то схеме действий с материальными объектами, оно не может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение, начинающееся с материальных объектов и завершающиеся нематериальным, субъективным образом, не содержащим в себе ни грана вещества воспроизводимой реальности.

Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.). Идеальное может быть индивидуализированным и общественным.

Источник

Роль гносеологии в философии

Гносеология — это достоверное знание. Гносеология в философии занимается изучением методов получения знания, познавательных возможностей человеческого разума. Без этой науки было бы невозможно развитие самой философии. Критический подход, который используется во всех направлениях учения, позволяет отделять истинное знание от вымысла.

Особенности учения

Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход

Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.

В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.

В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.

Предмет учения

Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.

Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.

Характерные черты

Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.

Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.

Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.

Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.

Разделы науки

Отдельные разделы гносеологии изучают 2 подхода и метода изучения. Они базируются на противоположных взглядах и противопоставляются друг другу.

Гносеологический оптимизм

Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить отдельные явления, в будущем это будет возможно. Эта позиция принципиальна для материалистов и, частично, идеалистов. Для них процесс познания — это отражение реального мира в сознании, но эта способность человека имеет свои ограничения.

Теория базируется на принципе непрерывности — увеличение числа знания углубляет и изменяет сознание. Для изучения одинаково важны и интересны явления и предметы. При этом, между ними нет разницы, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.

Задача оптимистического подхода — стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.

Гносеологический пессимизм

Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы, на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:

В XX веке, из агностицизма развилась новая концепция — конвенционализм. Она стала своеобразной формой договора между учеными. Согласно ему, научные теории — это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными разных стран мира.

Философы, внесшие вклад в развитие учения

У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:

Что описывает гносеологический подход. Смотреть фото Что описывает гносеологический подход. Смотреть картинку Что описывает гносеологический подход. Картинка про Что описывает гносеологический подход. Фото Что описывает гносеологический подход

В современной философии сформировались 2 пути развития методов получения информации. Первый основывается на иррациональных способах познания, второй — на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной формы учения оказала социология.

Источник

Возможности гносеологического подхода в экологическом образовании младших школьников

Возможности гносеологического подхода в экологическом образовании младших школьников

1. Сущность понятия экологическое образование. Гносеологический подход в экологическом образовании……………………………………………………………. 5

1.1 Содержание экологического образования……………………………. 5

1.2 Понятие гносеологического подхода. Гносеологические основы обучения…………………………………………………………………………………. 9

2. Гносеологический подход в экологическом образовании младших школьников…………………………………………………………………………………14

2.1 Применение гносеологического подхода в экологической практике Л.И. Буровой ……………………………………………………………………………………..14

2.2 Анализ периодических изданий по проблеме исследования…………………16

Список использованных источников……………………………………………….21

Экологическое образование детей считается первым звеном в системе непрерывного экологического образования. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается.

Можно заметить, что в качестве результата экологического образования называют чаще всего общие психические свойства ребенка, которые развиваются вследствие любого образовательного процесса. Для того, чтобы оценить специфическую эффективность экологического образования, нужно диагностировать уровень развития экологического сознания.

Вопросы, связанные с наличием или формированием экологического сознания и его типологией зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Согласно гносеологическому подходу, экологическое сознание является свойством человека как компонента логического отношения «человек – мир природы».

Рассматривая экологическое сознание как психический феномен, мы изначально подразумеваем в качестве исходного основания гносеологическое отношение «субъект – объект», конкретизируемое в виде отношения «сознание человека – мир природы».

«Сознание человека» выполняет отражательную функцию по отношению к «миру природы», в котором он живет и с которым взаимодействует для сохранения жизни в ходе развития цивилизации.

С другой стороны, «сознание человека» выражает отношение человека к «миру природы» на уровне общества и на уровне индивида.

Наконец, с третьей стороны, «сознание человека» выполняет регуляторную функцию, опосредуя его деятельностную активность по отношению к «миру природы» от момента целеполагания до технологической реализации достижения поставленной цели.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и рассмотреть применение гносеологического подхода в экологической практике Л.И. Буровой.

Задачи курсовой работы:

— Изучить содержание экологического образования и экологического воспитания.

— Рассмотреть сущность гносеологического подхода в экологическом образовании младших школьников

— Изучить применение гносеологического подхода в экологической практике Л.И. Буровой.

— Провести анализ периодических изданий по проблеме исследования.

Объект исследования – экологическое образование младших школьников.

Предмет исследования – гносеологический подход в экологическом образовании младших школьников.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Содержание экологического образования

Содержание экологического образования в начальной школе составляют природные системы разного уровня. Изучая сущность понятия экологического образования важно помнить, что содержание экологического образования затрагивает многие качества ребенка. Так какие же именно, качества? Данный вопрос беспокоит многих педагогов-учителей, воспитателей, работников дополнительного образования, родителей. Какие знания об окружающей среде – природе, людях, обществе, их взаимоотношениях получит младший школьник? Какой образ мира будет им создан? Каковы будут его отношения к этому миру и его обитателям? Будет он добрым, милосердным или, напротив, злым, черствым, жестоким? Какой реальный взгляд в благоустройство и сохранность своего окружения он может сделать? И вообще, к какому идеалу должен стремиться педагог, воспитывая, обучая и развивая ребенка младшего школьного возраста? Некоторое представление об этом дает учебный стандарт общеобразовательной области «Экология» [Алексеев 1998 ].

Эта область образования, занимает главную роль в экологическом образовании младших школьников. Именно младший школьный возраст, в психолого-педагогической литературе рассматривается, как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека. Практическая ориентация знаний создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека.

Системная характеристика объектов изучения, носящих биоцентрический, антропогенный и социоприродный характер, содержательно раскрывает экологические взаимодействия разных видов – организмов со средой обитания, природных сообществ, человека и общества с окружающей средой. Ведь экология – это часть биологии, изучающая отношения организмов с окружающей средой, или комплексная наука, исследующая среду обитания живых существ (включая человека). В соответствии с этим содержание экологического образования в начальной школе составляют природные системы разного уровня.

В основу изучения младшими школьниками природных систем разного уровня положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания, рассматриваемых преимущественно на примере связей живых организмов с условиями среды жизнедеятельности. Это отвечает познавательным возможностям ребенка.

Живые организмы являются единицами живого, носители жизни на планете Земля зависят от различных факторов среды обитания. Их взаимодействие раскрывается на примерах единства организмов со средой обитания – водной, наземно – воздушной, почвенной и в ряде случаев с другим организмом как средой обитания, на примерах пищевых и климатических связей. Жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе происходит в конкретных местах их обитания – в природных сообществах (в лесу, на лугу, в водоемах). Представление об этих сообществах и приспособленности организмов к жизни в них младшие школьники получают при изучении леса, луга, пресного водоема.

Содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий [Алексеев, Симонова 1999]:

— Биосфера – глобальная экосистема;

— Человек и человечество в экосистемах Земли.

Первая содержательная линия подводит учащихся к выводу, что планета Земля – наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.

Младший школьник к концу обучения должен знать:

— планета Земля – наш большой дом, дом всего человечества;

— Солнце – источник жизни на Земле;

— основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).

Младший школьник по окончанию начальной школы должен уметь применять теоретические знания в оздоровлении окружающей среды.

Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания – в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемов), в искусственных сообществах (в поле, саду, огороде).

Ученик начальной школы должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например: прополка).

Ученик начальной школы должен уметь: выполнять правила поведения в природе; применять знания при общении с живыми организмами; применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения; ухаживать за домашними животными (кошка, собака) и культурными растениями (посильное участие).

Ученик начальной школы должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние связи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды [Симонова 2000].

Ученик начальной школы должен уметь: заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры); оценивать поведение людей в природе и обществе; улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение).

Ученик начальной школы должен знать, что такое наблюдение и опыт.

Ученик начальной школы должен уметь: наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов; составить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

В начальной школе преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. И важнейшей составной частью отношение ребенка к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию форм, красок, звуков, ароматов. По нашему мнению, у учащихся начальной школы необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей.

Младшие школьники должны уметь: оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости (конкретные примеры); выражать свое отношение к природе и людям творчески в виде рисунков, поделок, сочинений, сказок и т.п.

Комплексная характеристика вышеприведенных требований позволит увидеть «портрет» экологически грамотного выпускника начальной школы, а практическая ориентация знаний создаст основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека.

1.2 Понятие гносеологического подхода. Гносеологические основы обучения

Гносеологический подход к какому-либо вопросу есть подход с точки зрения всех известных фактов, которые могут относиться к этому вопросу или проблеме. Согласно данному подходу экологическое сознание является атрибутом (свойством) человека как компонента логического отношения “человек — мир природы”.

Гносеологический подход рассматривает познавательное отношение ребенка к действительности, как необходимую сторону всей системы его отношений к окружающему миру и характеризуется следующими чертами:

— формирование целостных представлений (целостной картины мира);

— ценностное отношение к миру и основы мировоззрения формируются посредством освоения взаимосвязанных знаний об окружающей жизни.

При таком подходе к обсуждению проблем у учащихся вырабатывается не только формально-логический, но и диалектический уровень мышления, предполагающий право индивидуальности на коллективный поиск истины; свободу мнений и обязанности ее своевременного ограничения; на момент истины с искусством достижения компромиссов; критику других с умением выслушивать ее в свой адрес; на признание авторитета сильного аргумента, обоснованного рассуждения.

Особенность такого подхода к организации процесса обучения состоит также в том, что в нем активно задействованы такие особенности детского мышления, как любознательность, вопрошание, отсутствие жестких стереотипов поведения, способность интеллекта к активному развитию. Кроме того, особенность такой методики состоит в том, что она, используя игровые моменты, вызывает такие положительные эмоции, как чувство удивления, радости, удовольствия, гордости от соучастия в поиске и обнаружении истины.

Такой подход развивает не только рациональные, но и иррациональные формы познания – интуицию, творческое озарение, «необъяснимую» силу ума и т. д. Это в свою очередь способствует развитию вероятностного, гипотетического, нелинейного, парадигмального, концептуального стиля мышления, который в единстве, а не в дисгармонии с рациональным, позволяет наиболее глубоко понять сущность происходящих в мире, обществе и человеке процессов.

В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, гносеология анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. В связи с этим гносеологические основы обучения заключаются в следующем [Долбаева 2014]:

1. Результатом процесса обучения являются конкретные знания, которые могут быть выявлены в ходе их проверки (устной или письменной).

2. В процессе обучения рациональнее пользоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, что поможет лучше усваивать знания.

3. Гносеология помогает преподнести многие науки не только с философской точки зрения, но и определить их применение в реальном мире (на практике).

Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не, как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного, к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза. Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методологические принципы научно-теоретической деятельности.

Гносеологические основы обучения развивают идею о большей самостоятельности учащегося в процессе обучения. Мыслительная деятельность каждого учащегося направляется в определенное русло учителем (например, рассуждение на определенную тему).

Выводы, к которым приходят учащиеся, обсуждаются группой, и результаты обсуждений записываются или запоминаются. Таким образом, самостоятельно сделанные выводы и полученные при этом знания намного лучше усваиваются учащимися.

Еще одной важной гносеологической основой обучения является применение наглядных методов. Наглядные материалы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, любое занятие должно содержать в себе элементы наглядности (особенно при объяснении новой темы).

Получение образования в разных типах школ привело к постановке такой проблемы, как «единый уровень общего среднего образования». Обеспечение такого уровня предполагает включение в обязательном порядке знаний, умений и навыков и отнесение их к группе фундаментальных.

Есть соответственно вспомогательный и дополнительный материал, распределение которого в учебном плане может быть варьируемым.

За начальный уровень принимается базовое, общее для всех восьмилетнее образование. Составление учебных планов преследует строго определенные цели.

1. Преемственность в обучении и воспитании.

2. Единый уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки.

3. Учет особенностей национальных учебных заведений.

Непрерывно ведется доработка учебных планов и программ. Это связано с научно-техническим прогрессом и все повышающимися требованиями к «единому общеобразовательному уровню».

С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека.

Учение как творческое усвоение знаний зависит от того, чему обучают, кто и как обучает и кого обучают. Характер учения зависит:

1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;

3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;

5) от сложившегося у ученика отношения к учению, от его склонностей и интересов.

2. ГНОСЕЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Применение гносеологического подхода в экологической практике Л.И. Буровой

При изучении интегрированного курса «Окружающий мир» учащиеся начальной школы зачастую не могут знакомиться с природными объектами в реальных условиях, что негативно сказывается на качестве знаний и умений изучать природу своего края, на качестве непрерывного экологического образования.

Задачи практики ориентированы на воспитание позитивно ценностного отношения к родному краю, формирование начальных умений оценивания экологического состояния объектов природы, прогнозирование изменений в естественных и антропогенных системах, моделирование мероприятий по охране природы и улучшению среды жизни человека и других живых организмов. Определяя принципы отбора содержания экологической практики, они исходили из целей формирования целостной картины мира. Поэтому одной из задач экологической практики младших школьников является осознание своего места в окружающей природе, в космосе, определение субъектного отношения личности к своему краю. Именно система отношений определяет характер переживаний и эмоций учащихся, особенностей восприятия природы. Следует подчеркнуть, что проведение экологической практики помогает учащимся начальной школы познать окружающую природу и осознать себя в ней, убедиться в необходимости, полезности формируемых знаний, попытаться применить их в решении конкретных посильных задач сохранения природы своего края.

Программа экологической практики предусматривает не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи. Понимание необходимости обеспечения благоприятных условий для жизни живых существ воспитывает у младших школьников активное, заботливое отношение ко всем объектам природы, происходит воспитание экологической культуры как результата экологического образования в системе развития личности.

Экологическую практику они проводили в течение всех четырех лет обучения. Программа практики рассчитана на 24 часа и может быть реализована или в короткие сроки (2–4 часа ежедневно), или выполняться в течение года на отдельных занятиях, в зависимости от местных условий. Она проводится за счет времени, выделенного на изучение курса «Окружающий мир», и за счет интеграции учебного материала различных учебных предметов начальной школы («литературное чтение», «технология», «изобразительное искусство», «физическая культура» и др.). Все практические работы, необходимые по ГОСТу, включены в содержание экологической практики.

В I классе (4 ч) учащиеся знакомятся со способами изучения окружающего мира с помощью органов чувств. Во II классе (6 ч) учащиеся с помощью учителя (родителей) изучают сообщество и его «жизнь» в течение суток и разное время года. В III классе (6 ч) изучается несколько сообществ (2–3) с установлением сезонной и суточной ритмики природных объектов своего края. В IV классе (8 ч) программа экологической практики состоит из двух разделов: изучение небольшой территории своей местности и изучение способов сохранения природных объектов в деятельности человека (изучается или памятник природы, или часть заказника, заповедника и т.д.)

Основными формами экологической практики являются экскурсии, учебные прогулки, обработка полученных результатов. Результаты экологической практики фиксируются в тетрадях юного эколога, которые являются рабочей тетрадью для учащихся начальной школы. Проведение практики помогает также формировать у учащихся начальной школы умений оценивать экологическое состояние объектов природы, прогнозировать и проводить конкретную работу по сохранению природных ресурсов своего края.

Безусловно, был использован гносеологический подход, т.к вся практика основывалась на взаимоотношениях человека к окружающему миру в процессе познания.

2.2 Анализ периодических изданий по проблеме исследования

В ходе написания работы нами были проанализированы периодические издания журнала «Начальная школа» за период с 2009 по 2015 годы. Некоторые публикации затрагивают интересующую нас проблему.

Так, например, в статье в С.П. Баранова [2009], рассматриваются основные положения научной школы, изучающей педагогический процесс, основанный на систематизации чувственного опыта ребенка. Характеризуются наиболее значимые идеи ученого: гносеологическая направленность метода обучения, соотношение модели и оригинала в структуре метода обучения младших школьников, систематизация чувственного опыта ребенка. С.П. Баранов выдвинул идею гносеологического подхода к определению природы и сущности обучения.

С.П. Баранов выделил четыре существенных признака процесса обучения:

Синтезируя названные признаки, можно сделать вывод о том, что обучение есть специально организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического и личностного развития человека и овладения известными закономерностями его бытия. Процесс обучения при такой характеристике имеет тенденцию к самостоятельности и приобретает свою логическую структуру, отличную от других форм познания, например, научного или общественно-исторического.

В статье А.Ж. Овчинниковой [2014], рассматриваются концептуальные положения обучения младших школьников, разработанные С.П. Барановым с позиций гносеологического подхода. Здесь дается обоснование природы процесса обучения в начальной школе на основе систематизации чувственного опыта и управления чувственным познанием ребенка, моделирования учебно-воспитательного процесса в начальной школе с опорой на методы изучения модели, связи модели с оригиналом и изучения оригинала; раскрывается содержание развивающего обучения.

В статье Е.Н. Землянской [2014], анализируются существующие научные подходы к разработке теорий воспитания младших школьников. Актуализируются особенности современного младшего школьника. Сопоставляются преимущества и возможности средовых, гносеологических, антропологических подходов в воспитании. Выявляются тенденции развития науки о воспитании.

В статье Е.П. Суворова, Е.А. Купирова [2015], анализируются разные виды способов познания природных объектов. В современной школе младшие школьники зачастую не могут знакомиться с природными объектами в реальных условиях, что негативно сказывается на качестве знаний и умений изучать природу своего края. Анализ данной статьи показывает нам, что на уроках окружающего мира младшие школьники могут становиться участниками диалога с природой. Таким образом, будущее поколение способно вырабатывать позитивное ценностное отношение к экологии родного края, формировать начальные умения оценивания экологического состояния объектов природы.

Все статьи были написаны в одном направлении – это гносеологический подход в начальной школе. Этот подход очень важен именно тогда, когда ребенок находится в младших классах, потому что на данном этапе развития он познает мир.

А именно с помощью гносеологического подхода это сделать намного легче.

Сегодня, в современном мире остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – это сохранение экологических условий жизни в биосфере.

В данной курсовой работе мы изучили содержание экологического образования в начальной школе. Следует отметить, что знания об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляют собой несколько содержательных линий: биосфера – глобальная экосистема; экосистемы элементарные; человек и человечество в экосистемах Земли.

Практическая ориентация знаний создает основу для формирования ответственного отношения к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека. Системная характеристика объектов изучения, носящих биоцентрический, антропогенный и социоприродный характер, содержательно раскрывает экологические взаимодействия разных видов – организмов со средой обитания, природных сообществ, человека и общества с окружающей средой.

В процессе написания курсовой работы мы рассмотрели сущность экологического воспитания в начальной школе. В ходе проделанной работы можно сделать вывод, что экологическое воспитание в учебно-воспитательном процессе начальной школы должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры личности и общей культуры человека.

Рассматривая сущность гносеологического подхода в экологическом образовании младших школьников, мы определили, что гносеологический подход заключается в системной характеристике объектов изучения. Таким образом, г носеологический подход в образовании младших школьников, рассматривает познавательное отношение ребенка к действительности, как необходимую сторону всей системы его отношений к окружающему миру.

Программа экологической практики предусматривала не только углубление и усвоение знаний о природе родного края, но главным образом приобретение постепенно усложняющихся от класса к классу самостоятельных умений познавать окружающий мир и его взаимосвязи.

Задачи экологической практики Л.И. Буровой были ориентированы на воспитание позитивно ценностного отношения к родному краю, формирование начальных умений оценивания экологического состояния объектов природы.

Основными формами экологической практики являлись экскурсии, учебные прогулки, обработка полученных результатов.

Безусловно, в экологической практике Л.И. Буровой, был использован гносеологический подход, т.к вся практика основывалась на взаимоотношениях человека к окружающему миру в процессе познания.

Проведенный анализ периодических изданий по проблеме исследования, показывает нам, что все изученные нами статьи были написаны в одном направлении – это гносеологический подход в начальной школе. Следует отметить, что гносеологический подход очень важен именно тогда, когда ребенок находится в младших классах, потому что на данном этапе развития он познает мир.

Таким образом, именно с помощью гносеологического подхода, познавать мир в начальной школе можно намного легче, так как младший школьный возраст рассматривается, как период накопления знаний об окружающем мире и отношениях к нему человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллаев, З. П. Экологическое отношение и экологическое сознание. Филосовские науки, 1991, №2. С. 186-190.

3. Бурова, Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание. Начальная школа. 2009, № 1. С. 57-58.

5. Богданец, Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. Начальная школа. 2007, № 12. С. 9-10.

7. Долбаева, К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. Начальная школа. 2014, № 6. С. 44-45.

8. Зайцева, С.К. Экология для младших школьников. Начальная школа. 2005, № 4. С. 121-123.

9. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы».- СПб.: «Детство-пресс». 2013.

10. Купров, В.Д. Экологическое образование младших школьников. Начальная школа. 2000, № 7. С. 85-87.

11. Овчинникова. А.Ж. Гносеологические аспекты процесса обучения младших школьников в творчестве С. П. Баранова. Начальная школа. 2014, № 4. С. 6-8.

12. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Начальная школа. 1998, №6. С. 89-92.

Гносеологический подход к какому-либо вопросу есть подход с точки зрения всех известных фактов, которые могут относиться к этому вопросу или проблеме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *