Что описано в илиаде

«Илиада» (Гомер)

Цитата: «Кто бессмертным покорен, тому и бессмертные внемлют» (пер. Н. И. Гнедича).

Язык оригинала: греческий.

Основные переводы: Н. И. Гнедича, В. В. Вересаева.

Проблематика: трагические последствия конфликта Ахилла и Агамемнона.

Смысл названия: «Илиада» — поэма об Илионе (другое название Трои).

Литературный жанр: эпическая поэма.

Жанровые особенности: «Илиада» написана шестистопным гекзаметром. Художественное время у Гомера специфическое: автор никогда не рассказывает о событиях как о происходящих одновременно (используя формулу «А в это время. » или любую другую аналогичную) — Гомер нанизывает одно событие на другое, отчего иногда читателю сложно разобраться, что в каком порядке происходило.

Время и место действия: Описана Троянская война, происходившая на рубеже XIII-XII вв. до н. э.

Действующие лица

В поэме описана война между троянцами и греками (в тексте называются также данайцами и ахейцами).

Троянцы:

Греки:

Краткое содержание

Эта великая война началась с обычного женского спора о красоте. Правда, спорили тогда три богини — Афина (богиня войны), Афродита (богиня любви) и Гера (богиня семьи). Спорящие решили, что справедливым для них судьёй станет Парис, молодой царевич Трои. В знак победы Парис должен был вручить одной из богинь яблоко.

Гера предлагала Парису сделать его властелином мира, Афина предложила царевичу сделаться мудрым и храбрым. Но Парис выбрал дар Афродиты: он захотел в жёны самую красивую женщину на свете.

И так уж случилось, что красивейшей оказалась Елена, жена спартанского царя Менелая. Менелай собрал войска и двинулся к Трое забирать неверную жену. 10 лет длилась эта битва за женщину.

Даже боги перессорились, ведь одни из них принимали сторону греков, а другие — троянцев. Например, богиня Гера поддерживала греков, поэтому отвлекла и усыпила Зевса, сторонника троянцев. Она всерьёз опасается гнева Зевса, но верховный бог неожиданно сообщает Гере: будет по-твоему (греки одержат победу), но не раньше, чем примется воевать Ахилл.

Ахилл пока что не вступает в военные действия. Он ограничивается тем, что припугивает троянцев, обрядив в собственные доспехи Патрокла, друга Ахилла. Но Гектор убивает Патрокла, и Патрокл клянётся, что за него отомстит Ахилл.

Гектор сам надевает доспехи Ахилла. Без этих доспехов Ахилл не может воевать, и он кричит от гнева и бессилия. Мать Ахилла просит бога Гефеста сковать её сыну новые доспехи. Ахилл собирает армию, призывая даже Агамемнона, с которым у него прежде были очень натянутые отношения.

Происходит главная битва этой войны, и в бою встречаются Ахилл и Гектор. Гектор чувствует, что ему не победить, и просит Ахилла не измываться над его мёртвым телом. Но Ахилл говорит, что за Патрокла готов растерзать Гектора на куски. Тело Гектора, привязанное к лошадям, протаскивают вокруг Трои. Но ночью к Ахиллу приходит просить о достойных похоронах для сына царь Приам. Сердце Ахилла тает. «Илиада» оканчивается похоронами всех погибших.

Мифы свидетельствуют, что это был ещё не конец Троянской войны. Ахилл напал на Трою, но погиб от коварной стрелы Париса, угодившей в единственное уязвимое место на теле Ахилла — в пятку. Ради победы греки схитрили: изготовили огромного деревянного коня и подарили троянцам. Надо ли говорить, что греческие воины сидели внутри этого коня. Так Троя пала.

Экранизация

«Троя» (США, Мальта, Великобритания, 2004, в роли Ахилла — Брэд Питт, в роли Менелая — Брендан Глисон, в роли Елены — Диана Крюгер).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Вставьте пропущенное словосочетание « — это переносное выражение, означающее слабое место».

Ответ. Ахиллесова пята.

Из-за чего произошла Троянская война?

Ответ. Сын царя Трои Парис похитил жену царя Спарты Елену. Царь Спарты Менелай собрал воинов и отправился в поход на Трою. 10 лет спартанцы осаждали Трою, пока им не удалось обмануть троянцев. Воины Спарты изготовили гигантского деревянного коня и спрятались внутри него. Ночью они выбрались из коня и взяли город.

Источник

Анализ «Илиады» Гомера

Автор: Guru · Опубликовано 05.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Илиада Гомера — полномасштабное художественное открытие, сделанное в колыбели мировой культуры — Древней Греции. Поэт воспел величественным гекзаметром (поэтическим размером) события троянской войны — противостояния греков и троянцев. Это одна из первых эпических поэм в истории человечества. Основу произведения составляет мифология, поэтому читателю представляется двухуровневая композиция, где ход борьбы на земле предопределен на Олимпе. Тем интереснее наблюдать характеры не только людей, но и Богов.

История в поэме

В 13 веке до н.э из северной части Греции пришли могущественные племена ахейцев, которые распространились по греческой земле, заняв южное побережье и острова эгейского моря. Микены, Тиринф и Пилос — крупнейшие города, в каждом из которых был свой царь. Ахейцы хотели заполучить малую Азию на восточном побережье, но там располагалось Троянское государство, столицей которого была Троя (Илион). Троянцы мешали свободной торговле греков в малой Азии, так как именно через Илион проходили товарные пути ахейцев. Жажда заполучения восточного побережья и свободного выхода для торговли и стала причиной войны 1200 года до н.э. Кровопролитная борьба вошла в историю под названием Троянская, а ее участниками стали ахейцы и троянцы. Троя была окружена стеной с зубцами, благодаря которой на осаждение этого города греки потратили 10 лет. Тогда ахейцы соорудили огромного коня, впоследствии названного Троянским, в знак преклонения царю Илиона, а ночью из деревянного дара вышли греческие воины, которые открыли ворота города и Троя пала.

Исследователи и ученые долгое время черпали сведения о событиях Троянской войны из трудов Гомера. История стала основой поэмы «Илиада».

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

В каком переводе лучше читать?

Перевод «Илиады» Гомера, безусловно, можно считать тяжелым творческим трудом, каждый автор старался «дотронуться» до событий Древней Греции, чтобы в полной мере передать и приблизить читателя к оригинальной поэме. Существует 3 авторских перевода, пользующихся спросом среди читателей – А.А.Сальникова, В.В.Вересаева и Н.И. Гнедича.

Суть произведения

В «Илиаде» Гомера описывается ход Троянской войны. Начинается все на свадьбе Пелея и Фетиды (родители Ахилла), на которой богиня раздора бросает золотое яблоко для «прекраснейшей». Это служит предметом спора между Герой, Афиной и Афродиотой, которые просят троянского царевича Париса рассудить их. Он отдает яблоко Афродите, так как та пообещала ему красивейшую из жен. Тогда-то Гера и Афина становятся непримиримыми врагами Трои.

Поводом к войне послужила обещанная Афродитой прекраснейшая из жен Елена, которая была увезена Парисом от ее законного мужа Менелая. Он впоследствии соберет почти всю Грецию на войну против своего обидчика. Против Трои воюет Ахилл, но не ради восстановления справедливости и воссоединения семьи, он приехал в Трою за славой, ведь именно эта война разнесет его имя далеко за пределы Греции.

Сражения проходят под пристальным наблюдением Богов, которые, как марионетками, управляют людьми, верша исход битвы.

Царь Трои Приам просит отдать тело сына, взывая к чувствам Ахилла, ему удается пробудить сострадание в душе героя, и тот отдает тело, пообещав столько дней мира, сколько понадобится для погребения Гектора. Поэма заканчивается картиной погребения Троянского сына.

Главные герои

Чем заканчивается поэма?

«Илиада» Гомера заканчивается картиной погребения Гектора (сына Приама). В его лице видится предзнаменование падения Трои, хотя еще множество событий произойдет, прежде чем стены города будут захвачены.

Над телом павшего воина плачет Троя. Погребальный костер оставляет лишь прах от тела Гектора, который помещается в урну и опускается в могилу. Сцена заканчивается поминальным пиром.

Значение «Илиады» в культуре

Гомер поэмами «Илиада» и «Одиссея» открывает новую литературную страницу в истории.

В «Илиаде» сливаются воедино история и мифы, боги очеловечиваются, а люди прекрасны, как боги. Тема чести, поднятая здесь Гомером, потом неоднократно поднимется другими писателями. Поэты средних веков стали переделывать поэмы «на свой лад», дополнив «Илиаду» «Троянскими сказаниями». Эпоха ренессанса принесла большое число переводчиков, интересующихся творчеством Гомера. Именно в этот период произведение набирает популярность и за одно столетие принимает облик, приближенный к тому тексту, который мы можем прочитать сейчас. В век просвещения появляется научный подход к поэме, ее содержанию и автору.

Гомер не только открыл литературную страницу в истории, но и вдохновил и до сих пор вдохновляет читателей. От «Илиады» и «Одиссеи» появятся художественные приемы, став основой творчества Старого Света. А Образ слепого автора плотно войдет в представления о писателе Европейского типа.

Источник

Анализ поэмы «Илиада» (Гомер)

«Илиада» — одна из первых эпических поэм в истории литературы. Это полноценное художественное произведение, написанное, как утверждают литературоведы, древнегреческим поэтом Гомером. Гомеровский вопрос является практически основным в античной литературе. Его суть состоит в том, что доподлинно неизвестно, сам ли Гомер написал эпические масштабные произведения или он собрал народные сказания, объединив их в книги «Илиада» и «Одиссея».

История создания

Как создавались эти поэмы с уверенностью — не сможет сказать никто. Но считается, что «Илиада» была написана приблизительно в 8-9 вв. до н.э. А в её основу легли предания крито-микенской эпохи. Ученые не могут даже доказать, что Гомер — это не вымышленное лицо. О его жизни известно очень мало. Слепой поэт, который скитался почти всю жизнь, едва ли мог написать произведения такого масштаба. Кроме того, кажется странным, что книги Гомера намного превосходят по художественной ценности многие другие творения того периода. Вполне возможно, знаменитые поэмы кто-то дописал или отредактировал. На это указывает и другое обстоятельство: есть немало фрагментов, которые не связаны с основной темой и отличаются по стилистике, и складывается ощущение, что их добавили позднее.

В «Илиаде» со­че­та­ют­ся раз­ви­тая сис­те­ма по­этических фор­мул, ти­пич­ная для им­про­ви­зационной фольк­лор­ной по­эзии, и слож­ная ком­по­зи­ция, ха­рак­тер­ная для фик­си­ро­ван­ных литературных тек­стов.

Поэмы написаны одним древнегреческим размером – гекзаметром, но «Илиада» имеет больший объем, чем «Одиссея» — 15 700 стихов, а главы формируются в соответствии с греческим алфавитом. Позднее она была поделена на 24 песни филологом из Александрии.

В ос­но­ве по­эмы — пре­да­ние о Тро­ян­ской вой­не; её название про­ис­хо­дит от вто­ро­го на­име­но­ва­ния Трои — Или­он. Со­бы­тия «Илиады» ох­ва­ты­ва­ют 51 день по­след­не­го го­да оса­ды Трои гре­ка­ми.

Интересно, что от­кры­тия Г. Шли­ма­на, а так­же по­сле­дую­щие рас­коп­ки по­се­ле­ний кри­то-ми­кен­ской куль­ту­ры подтвердили историческую достоверность описанных Гомером событий. Однако в литературном преломлении они все-таки получили другой размах и иное толкование. В центре повествования — конфликт воина Ахилла со своей судьбой, а ведь этот герой произошел из мифов Древней Греции, а потому наделен мистической силой.

Стоит отметить, что основа поэмы действительно относится к древности, о чем свидетельствуют многочисленные упоминания произведения в летописях, философских трактатах и других древних источников. «Илиаду» комментировал сам Аристотель.

Жанр, направление

По жанровой стилистике «Илиада» относится к эпической поэме. В основу положен исторический сюжет, объем и количество героев указывают на эпический размах произведения.

Неподготовленному читателю бывает сложно разобраться в хронологической последовательности, так как стиль у автора имеет специфические особенности. Мы понимаем, где происходят события и в какое время, но уникальность состоит в том, что действия словно нанизываются друг на друга, и поначалу непросто разобраться в последовательности истории. Действия происходят в разных местах и даже в разных мирах, однако автор описывает их в определенной последовательности, что позволяет объединить их в одно целое.

Композиция и конфликт

Действия в поэме можно разделить на два плана:

Причина войны разбросала по разным сторонам как людей, так и богов, но между последними наблюдается больше споров и пререканий. Суть самой композиции состоит в том, что читателю показывается смена земной жизни на божественную, которые в конце произведения сливаются в одну сюжетную линию.

Многие исследователи ус­мат­ри­ва­ют в «Илиаде» цен­траль­но-сим­мет­рич­ную ком­по­зи­цию, сви­де­тель­ст­вую­щую о еди­ном ав­тор­ст­ве и эс­те­тической це­ло­ст­но­сти по­эмы. Так, эпи­зод в на­ча­ле 1-й книги (ста­рец Хрис при­хо­дит в ахей­ский ла­герь, что­бы вы­зво­лить из пле­на дочь) со­от­вет­ст­ву­ет эпи­зо­ду в кон­це 24-й книги (пре­ста­ре­лый При­ам при­хо­дит ту­да же за те­лом сы­на).

Особенность композиционного строя заключается также в том, что в поэме сочетаются разные темпы повествования. Плавное «эпическое раздолье» сменяется быстрым темпом рассказа, также отмечаются гармонично вписанные в сюжет речи и диалоги персонажей. Крайнюю медлительность можно встретить при длинном перечислении кораблей («каталог кораблей»), а также греческих предводителей и племён.

Ещё одним важным моментом является то, что автор впервые использует такой литературный приём, как сравнительная характеристика. Он добавляет к именам героев образность, например, Агамемнон величавый, Одиссей многоумный, Елена Прекрасная и т.д.

Вершителями основополагающего конфликта произведения являются Ахилл и Агамемнон. В лагере ахейцев наступают тяжёлые времена: нарушается гармония человеческой жизни. Их перестают привлекать военные действия и сама суть героизма. Ахейцы мечтают о спокойной, мирной жизни.

Смысл названия поэмы

Троянская война была одной из самых масштабных войн в древнем мире. Предположительная информация о ней дошла до наших дней благодаря Гомеру и его произведению «Илиада».

Так как в Древней Греции Троя носила название Илион, то и автор дал имя своей поэме в честь этого города. Правда лишь с небольшим изменением: к Илио было присоединено дополнение ад, которое в переводе с древнегреческого языка означает «невидимый мир».

Суть: о чём поэма?

В произведении идёт речь о Троянской войне. Начало данного противоборства закладывается во время свадьбы Пелея и Фетиды – родителей Ахилла. Здесь происходит спор между Герой, Афродитой и Афиной за звание прекраснейшей из богинь. Они просят царевича Трои Париса (самого красивого юношу на Земле) решить конфликт. Выбор его пал на Афродиту, так как она пообещала ему в жёны самую красивую и замечательную девушку, живущую на свете. В этот момент богини Гера и Афина становятся злейшими противниками Трои.

Поводом к войне как раз и оказалась прекраснейшая из женщин – Елена. Её похитил Парис, который находился в гостях у её законного супруга Менелая. Дабы вернуть свою любимую, Менелай собирает храбрых и доблестных героев Греции и идёт войной на своего врага.

За всеми действиями наблюдают боги-олимпийцы, разделившиеся на два лагеря, каждый из которых хочет притянуть победу на свою сторону. Здесь и начинается главный конфликт произведения: Агамемнон вырывает из мирной жизни Ахилла и заставляет идти на войну. Надо сказать, что Ахилл — сын морской нимфы, он обладает неуязвимостью, но у него есть одно уязвимое место — пятка. За нее мать держала сына, когда погружала его тело в воды Стикса. Согласно предсказанию, герой должен был либо рано и героически погибнуть у стен Трои, либо жить долго, но бесславно. Мать хотела защитить сына и окунула его в волшебные воды Стикса, держа малыша за пятку. Именно туда Парис попадет стрелой во время боя.

Впоследствии Аполлон, который затаил злобу на Ахиллеса, который его оскорбил, направил стрелу Париса прямо в пятку Ахилла, и воин погиб.

Главные герои и их характеристика

Главные герои поэмы «Илиада» многочисленны, но Литрекон перечислил лишь некоторых из них, чтобы не превращать анализ по плану во вторую Илиаду.

Тематика произведения «Илиада» обозначается в первых строчках поэмы: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…». Поэтому главной темой является гнев главного героя. Впервые это проявляется, когда Агамемнон забирает себе рабыню Ахилла – Брисеиду. После такого предательства со стороны соратника, герой отказывается от дальнейшего участия в военных действиях.

Ещё одна тема, раскрывающаяся в данной поэме, это тема судьбы. Боги-олимпийцы используют людей, словно марионеток. У воинов нет свободной воли, но есть предначертанная судьба. Будет верным сказать, что через кровопролития и войны боги выясняют между собой отношения.

Проблемы

Проблематика произведения «Илиада» вбирает в себя все главные пороки человека. Здесь можно выделись похоть, жадность, эгоизм, мстительность, злость и др. Из поэмы становится ясно, что хотя подобные «качества» приписываются в основном людям, но и боги постоянно поддаются преступным страстям. Жестокость, хитрость, глупость, гордыня – основные вечные проблемы богов.

Также присутствует проблема ненависти, которая выражена в произведении достаточно своеобразно. Например, автор поощряет акт отстаивания своих интересов, но с другой стороны, ему безмерно жалко падших доблестных воинов. В гневе Ахилла, а также в богине раздора заключается слабость и важная мысль: нам трудно отступить, когда находимся во власти гнева.

Смысл

Несомненно, в «Илиаде» присутствуют завораживающие описания битв, человеческих эмоций, мнений и решений богов. Но благодаря автору, читатель может узнать об образе жизни и своенравном мышлении древнегреческого народа, показывает и открывает мир эпоса и мифологии в целом.

Основная идея произведения «Илиада» состоит в том, что человек не властен изменить свою судьбу, даже если за него вступаются Боги. Ее не обмануть и не избегнуть. Есть у каждого высшее предназначение, которое ведет нас по заранее выстроенному пути, и мы рождаемся с этой программой и этим направлением. Главная мысль поэмы «Илиада» позволяет понять основу менталитета древнего человека, который принимал все, что с ним происходит, как должное. Поэтому авторы так часто выдвигали на первый план бунтовщиков, которые бросали вызов року. Их трагическое бесстрашие производит сильное впечатление.

Чему учит «Илиада»?

Основная мораль поэмы «Илиада» заключается в том, что человек должен управлять своими эмоциями, а не наоборот. Темы чести, отваги, доброты, поднимаемые в произведении, доказывают, что необходимо быть самоотверженным, храбрым, проявлять смекалку в каких-либо делах, но при этом важно оставаться добрым, понимающим и никогда не опускаться до лжи и подлой мести.

Критика

Автор «Илиады» и «Одиссеи» открыл новый мир литературы. Его произведения воодушевляли и до сих пор продолжают вдохновлять многих людей.

Некоторые литературные критики и писатели высказались об гомеровской «Илиаде». Вот что пишет А. Ф. Лосев об Ахилле в книге «Гомер»:

«Капризная и эгоистичная психология уже выходящего за пределы эпоса героя».

Или вот, что говорит о самом Гомере Аристотель в своей книге «Поэтика и риторика»:

«Гомер и в этом случае представляется необычайным в сравнении с другими: он не замыслил описать всю войну, хотя она имела начало и конец, так как [рассказ] должен был бы сделаться чересчур большим и нелегко обозримым, или [войну], хотя и скромных размеров, но запутанную пестрою вереницею событий. И вот, выбрав одну ее часть, он воспользовался многими из остальных обстоятельств как эпизодами, например, перечислением кораблей и другими, которыми он разнообразил свою поэму».

Также Платон в своём произведении «Пир» восхищённо высказался о подвиге Ахилла:

«…узнав от матери, что он умрет, если убьет Гектора, а если не убьет, то вернется домой и доживет до старости». (Как читатель знает из поэмы, Ахилл всё же решился на убийство Гектора).

Источник

Краткое содержание «Илиады»

Что описано в илиаде

«Илиада» – одно из самых известных произведений в мире, уступающее по своей значимости и влиянию на мировую культуру разве что Библии. Это древнейший литературный памятник Древней Греции, созданный приблизительно в XI-VIII веках до н. э. Автором «Илиады» традиционно считают Гомера – античного поэта и сказителя. К сожалению, историки не могут ничего точно сказать о личности Гомера. Сведения о его жизни очень обрывочны и немногочисленны. Впрочем, утверждать, что «Илиада» – это итог творческого замысла одного человека было бы неверно.

«Илиада» вобрала в себя множество фольклорных сказаний и эпических легенд. В основе всех этих произведений лежит сюжет о Троянской войне XIII-XII веков до н. э. Само название поэмы восходит к одному из названий Трои – Илион. Гомеровский же эпос является самым полным собранием подобных историй, выстроенных в единое повествовательное полотно.

До конца XIX века историки считали Троянскую войну реальным историческим фактом. Настоящей сенсацией мира археологии стали раскопки, проводимые археологом-любителем Генрихом Шлиманом в 1870-90 годах. На берегу Эгейского моря на территории современной Турции Шлиман обнаружил древний город, который, по его мнению, и был легендарным Илионом. К настоящему времени на месте раскопок обнаружено несколько культурных слоёв, самый древний из которых относится к неолиту. Изучение слоя, относящегося к периоду Троянской войны, показало, что город действительно подвергался вражескому вторжению. На улицах были обнаружены неубранные останки людей и многочисленные наконечники стрел.

Впрочем, несмотря на эти находки, современные исследователи склонны считать, что Троянская война – это скорее мифологическое отображение такого глобального и продолжительного процесса как завоевание и насильственная колонизация Малой Азии древнегреческими племенами.

Предыстория событий, описываемых в «Илиаде»

События, приведшие к Троянской войне, брали начало на Олимпе, где жили греческие боги. Олимпийцы праздновали свадьбу богини Фетиды и царя мирмидонцев – Пелея. Согласно пророчеству, сын Фетиды должен был во много раз превзойти по силе своего отца, поэтому выдавать её замуж за кого-то из богов было опасно. Поэтому было решено, что мужем Фетиды станет хотя и весьма могущественный, но всё же смертный человек.

На свадебный пир были приглашены все боги, кроме Эриды – богини вражды. Уязвлённая богиня подбросила в пиршественный зал драгоценное яблоко с надписью «Прекраснейшей». Яблоко стало причиной ссоры трёх богинь: Геры – жены Зевса, Афины – богини мудрости и Афродиты – богини красоты и любви. Каждая считала, что яблоко предназначалось ей. Для решения своего спора небожительницы обратились к Парису – сыну троянского царя Приама. Каждая из них посулила юноше подарок: Гера – богатство, Афина – мудрость, а Афродита – самую красивую женщину в мире. Парис, почти не раздумывая, отдал яблоко Афродите.

Самой красивой из смертных женщин была жена спартанского царя Менелая – Елена. Когда-то к Елене сватались знаменитейшие герои Греции и богатейшие цари. Чтобы среди женихов не было раздора, мужчины решили, что Елена сама должна выбрать себе мужа. Если же кто-то посмеет отбить Елену у её избранника, остальные должны пойти на наглеца войной. Чтобы выполнить своё обещание Парису, Афродита навела на Елену чары и та влюбилась в троянского царевича, гостившего в то время при спартанском дворе. Парис спрятал Елену на одном из своих кораблей и увёз её в Трою.

Менелай разозлился и стал звать на помощь других греческих правителей, многие из которых когда-то были несостоявшимися женихами Елены и давали клятву беречь её брак. Тут нужно отметить, что в эпоху, описываемую Гомером, Греция представляла собой совокупность небольших царств, образованных разными древнегреческими племенами: ахейцами, ионийцами, дорийцами, эолийцами и другими. В гомеровском эпосе слово «греки» отсутствует. Вместо него употребляются названия «ахейцы» и «данайцы». По всей видимости, в гомеровскую эпоху многие называли ахейцами всех жителей Пелопонесского полуострова.

На призыв Менелая откликнулись многие ахейские цари, в первую очередь, его брат – микенский царь Агамемнон. Он и стал командующим всеми ахейскими войсками. Помимо Менелая и Агамемнона в ахейском стане были и другие талантливые воины:

Царём Илиона в это время был старый Приам. Сам он не мог сражаться, поэтому троянские войска возглавил его старший сын – Гектор. Также в троянском стане были такие воины как:

Определённая расстановка сил произошла и на Олимпе. Большинство богов: Гера, Посейдон, Гермес, Афина и Гефест поддерживали ахейцев. А Афродита, Аполлон, Арес, Лето и Артемида – троянцев. Зевс же старался сохранить нейтралитет в развернувшейся на земле войне.

Огромная флотилия ахейцев отплыла из Авлиды к Трое. Все сражения троянцев и греков разворачивались на широком поле близ города. 9 лет грекам не удавалось взять Трою, но периодически они грабили окрестные острова и крепости.

Глава первая. Мор. Гнев

«Илиада» начинается с описания десятого года войны. Поэму открывает эпизод, в котором рассказывает о гневе Ахиллеса.

Предводитель ахейцев – царь Агамемнон – похищает девушку по имени Хрисеида, которая была дочерью Хриса – жреца Аполлона. Расстроенный отец просит Агамемнона вернуть дочь, но тот его прогоняет. Хрис обращается к Аполлону с просьбой отомстить за свою обиду. Бог насылает на войско ахейцев болезни и многие другие беды. Греки требуют, чтобы Агамемнон немедленно вернул дочь Хриса домой, только тогда Аполлон сменит гнев на милость. Агамемнон соглашается, но с условием, чтобы вместо Хрисеиды ему отдали Брисеиду – любимую рабыню Ахиллеса.

Ахиллес вынужден подчиниться воле богини, но проклинает ахейцев и перестаёт выходить на поле боя. Он обращается к Фетиде, чтобы та помогла троянцам одерживать верх, пока Агамемнон не вернёт Брисеиду. Фетида молит Зевса об отмщении обиды своего сына, и громовержец соглашается поддерживать троянцев, пока Агамемнон не извинится за нанесённое им оскорбление.

О разговоре Фетиды и Зевса узнаёт Гера, которая после решения Париса, выступала решительно против троянцев. Она пытается переубедить супруга, что приводит к ссоре божественной четы.

Глава вторая. Сон. Испытание. Беотия, или перечень кораблей

Зевс насылает на Агамемнона обманное сновидение, после которого микенский царь начинает верить в то, что троянцев можно победить и без Ахиллеса. Он созывает народное собрание, но сначала решает испытать своих бойцов и заявляет, что дальнейшая осада Илиона бессмысленна и пора отплывать домой. Уставшие от войны люди бросаются к своим кораблям, но на их пути встаёт Одиссей. Угрозами и увещеваниями ему удаётся навести порядок в ахейском стане. Две армии сходятся на поле боя у холма Батиеи.

В этой же главе подробно описываются корабли ахейцев, народы, входившие в армию Агамемнона, греческие предводители, а также троянское войско и его союзники.

Глава третья. Клятвы. Обозрение ахейского войска со стены. Единоборство Париса и Менела

Сражение решено начать с поединка Париса и Менелая. Победителю достаётся Елена и сокровища, которые она увезла из Спарты. Елена, грустившая по своему прежнему дому, поднимается на башню, откуда открывается вид на поле брани. Она рассказывает царю Приаму про вождей ахейцев. Вскоре начинается поединок Париса и Менелая. Парис был намного слабее спартанского царя, но в самый последний момент Афродита уносит троянского царевича с поля боя в его покои.

Между тем, Менелай и другие ахейцы требуют, чтобы троянцы выполнили уговор и отдали им Елену.

Глава четвёртая. Нарушение клятв. Агамемнонов обход

На Олимпе боги спорят о том, каковым должен быть исход войны. В конце концов, Гере удаётся убедить Зевса снова развязать противостояние. Троянцы начинают наступление, а греки подготавливаются к обороне. Агамемнон объезжает свои войска. Кого-то из ахейских предводителей он хвалит, кому-то делает замечания. На поле битвы спускаются и боги, чтобы воспламенять сердца бойцов.

Глава пятая. Подвиги Диомеда

Глава шестая. Встреча Гектора с Андромахой

Прорицатель Гелен убеждает предводителя троянцев – Гектора – в том, что для победы над греками нужно умилостивить Афину. Гектор возвращается обратно в дворец Приама, там он встречает свою мать – царицу Гекубу. По совету сына Гекуба с другими знатными троянскими женщинами идёт в храм Афины, чтобы принести богине богатые дары.

Глава седьмая. Единоборство Гектора и Аякса. Погребение мёртвых

После возвращения Гектора и Париса троянцы начинают биться с новыми силами. Гектор, воодушевлённый богами, вызывает на бой сильнейшего из ахейцев. Против него выходит Большой Аякс. Бойцы сходятся в поединке, но из-за наступления ночи его завершение приходится перенести. Две стороны заключают перемирие для того, чтобы захоронить павших воинов. Греки также обносят свои корабли рвом и стеной, чем немало удивляют богов.

Глава восьмая. Прерванная битва

Зевс строго запрещает всем богам впредь вмешиваться в ход событий на земле. Ровно в полдень он спускается к полю битвы, где с равным успехом кипит сражение, и бросает молнию, предвещающую поражение ахейцев. С этого момента троянцы начинают уверенно оттеснять греков к их кораблям.

В какой-то момент в войну снова пытаются вмешаться Гера и Афина, но Зевс укоряет богинь и предвещает поражение греков.

Глава девятая. Посольство к Ахиллесу. Просьбы

С наступлением ночи испуганные ахейцы проводят военный совет. Многие готовы бежать обратно в Грецию. Но старец Нестор отговаривает их от позора и предлагает умилостивить Ахиллеса. Агамемнон обещает вернуть тому Брисеиду, а также вручить богатые дары. К Ахиллесу отправляется целое посольство, состоящее из других прославленных героев. Но, несмотря на все их просьбы, тот остаётся непреклонен.

Глава десятая. Долония

С утра к троянскому лагерю отправляются Одиссей и Диомед. Им поручено вызнать расположение троянских войск и их численность. С той же целью из троянского стана в сторону лагеря ахейцев идёт илионский богатырь Долон. По дороге Одиссей и Диомед видят птицу, посланную Афиной, и понимают, что богиня будет их поддерживать. Внезапно они встречают Долона, нападают на него и требуют, чтобы он выдал им всю имеющуюся информацию. Долон сразу рассказывает ахейцам всё о расположении троянского войска, а также указывает место, где стал лагерем фракийский царь Рез – союзник Илиона.

Одиссей и Диомед убивают Долона, а потом спешат в лагерь Реза, где убивают фракийского царя прямо в его постели.

Глава одиннадцатая. Подвиги Агамемнона

С утра битва закипает с новой силой. Ахейцы упорно наступают на троянские отряды. Особенно в сражении отличился Агамемнон, убивший немало троянских воинов. В какой-то момент защитникам Илиона удаётся переломить ситуацию и перейти в наступление. Обеспокоенный Ахиллес просит своего друга Патрокла узнать о том, что происходит на поле боя.

Глава двенадцатая. Бой у стены

Греки вынуждены отойти за стену, окружающую их корабли. Троянцы успешно продвигаются вперёд, несмотря на недобрые знамения. В конечном итоге им даже удаётся пробить стену, защищающую греческие корабли.

Глава тринадцатая. Бой у судов

Зевс, уверенный в победе Илиона, отвлекается от сражения, чем пользуется Посейдон, сочувствующий ахейцам. При поддержке бога океанов ахейцы продолжают сопротивление.

Глава четырнадцатая. Обманутый Зевс

Гера, чтобы окончательно отвлечь громовержца от войны, обольщает Зевса. В это время ахейцы, воодушевляемые Посейдоном, оттесняют троянцев от своих кораблей.

Глава пятнадцатая. Обратный напор от судов

Зевс, очнувшись от чар своей супруги, сильно гневается. Он предрекает, что пока оскорбление Ахиллеса не будет удовлетворено, ахейцы будут проигрывать. Посейдона удаляют с поля боя. Вместо него приходит Аполлон, восстанавливающий силы Гектора. Троянцы вплотную подходят к кораблям и уже готовятся их поджечь.

Глава шестнадцатая. Патроклия

Видя надвигающуюся катастрофу, Патрокл бежит к Ахиллесу и упрекает его в жестокости. Он просит, чтобы сын Фетиды, по крайней мере, дал ему свои доспехи. Так, Патрокл, притворившийся Ахиллесом, смог бы снова вдохновить ахейцев на битву. Ахиллес соглашается, но наказывает Патроклу беречь себя и выйти из битвы, как только троянцы отойдут от кораблей.

Ахейцы, увидев своего героя, снова начинают рваться в атаку. Патрокл сумел вытеснить их за пределы стены в открытое поле. В этом сражении Патрокл убивает царя Сарпедона и с боями прорывается к самым стенам Трои. Спасти город удаётся Гектору, сразившему Патрокла своей пикой.

Глава семнадцатая. Подвиги Менелая

В конце концов, Менелай, Аяксы и критянин Мерион отбивают тело Патрокла и уносят его к кораблям. За ними спешат остальные ахейцы, преследуемые троянцами.

Глава восемнадцатая. Изготовление оружия

Глава девятнадцатая. Отречение от гнева

Глава двадцатая. Битва богов

Два войска становятся друг напротив друга для решающего сражения. Туда же спускаются и боги, чтобы поддерживать своих любимцев. Гектор и Ахиллес сражаются впереди своих армий.

Глава двадцать первая. Битва у реки

Больше всех в битве свирепствует Ахиллес. Он убивает двух братьев Гектора и множество других богатырей.

Глава двадцать вторая. Убийство Гектора

Глава двадцать третья. Игры в честь Патрокла

После возвращения Ахиллеса в ахейский лагерь начинаются похороны Патрокла. Возле погребального костра было принесено немало жертв, в том числе, двенадцать троянских юношей. В честь умершего Ахиллес объявляет игры. Всю ночь ахейские герои соревнуются между собой в управлении колесницей, стрельбе из лука, беге, борьбе и метании копья.

Глава двадцать четвёртая. Выкуп Гектора

После похорон Ахиллес привязывает тело Гектора к колеснице и волочит его вокруг могилы Патрокла. Поруганию противится Аполлон, всё это время сохраняющий тело невредимым. Многие боги осуждают поступок Ахиллеса и даже начинают готовиться к похищению тела Гектора. Но в ситуацию вмешивается Зевс. По его велению, Фетида убеждает сына прекратить свирепство. Одновременно к Приаму является богиня Ирида. Она убеждает старого царя собрать богатые подношения и ехать за телом Гектора. Ахиллес, тронутый мольбами Приама, отдаёт ему тело сына и любезно предлагает расположиться в ахейском лагере на ночлег.

Утром Приам с телом Гектора возвращается в Илион. Чтобы встретить павшего героя, на улицы выходят все трояне. С большими почестями Гектора предают огню. Описанием его похорон и пиршества у Приама Гомеровский эпос заканчивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *