Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Что любит и не любит нервная система?

Статья: « Что любит и не любит нервная система? »

Автор: Соколов Андрей Александрович

Напишите на листе бумаги, что входит в сферу ваших жизненных интересов: семья, работа, хобби (если оно есть), любимая собака или попугайчик и так далее. Чем длиннее окажется список, тем меньше у вашей нервной системы шансов стать мишенью для хронического стресса: если что-то не ладится в одной области, всегда можно найти отдушину в других.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЛЮБИТ

Нервная система любит простую пищу: хлеб грубого помола, крупы, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, сушеные белые грибочки, мясо и субпродукты (печень, сердце, почки). Они богаты витаминами группы В и никотиновой кислотой, которые особенно необходимы для исправной работы нейронов.

Мудро поступает тот, кто, как сказано у Маяковского, то «попашет», то «попишет стихи»: переключение с умственного труда на физический для нервной системы идеально.

Физкультура, движение ей во благо, так как равномерно развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, которые столь опасны для ЦНС. К тому же на занятия спортом организм «откликнется» «мышечной радостью» и выбросом эндорфинов. Это природное лекарство от стресса, которое выделяет головной мозг, благотворно влияет на состояние вегетативной нервной системы.

Хотите иметь здоровые крепкие нервы? Занимайтесь тем, что доставляет вам радость, будь то выпиливание лобзиком, встреча с другом или перестановка мебели в квартире, и радуйте других. Таково мнение специалистов.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА НЕ ЛЮБИТ

Заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов

Если не получается «захватить» нервную систему врасплох, инфекция идет в обход. Выждав, пока человек основательно запустит заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов, она по кровеносным путям проникает к мозговым оболочкам, вызывая гнойный менингит.

Кстати, чтобы получить сотрясение мозга, вовсе не обязательно прошибать лбом стену, достаточно неудачно приземлиться на «пятую точку» и сильно ушибить копчик. Действие удара дойдет к мозгу через позвоночник. А через несколько лет застарелая и вовремя нераспознанная травма головного мозга даст о себе знать мучительной головной болью, головокружениями.

Удары судьбы не менее опасны и болезненны для нервной системы. Не все она может выдержать. Состояние хронического стресса становится причиной неврозов.

Источник

Презентация по ОБЖ на тему «Укрепляем нервную систему» (5 класс)

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Укрепляем нервную систему
Строение нервной системы человека.
Укрепление нервной системы

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Психика и тело тесло связаны между собой. Любое изменение в одной системе приводит к изменениям в другой.

Как обеспечить нормальную работу нервной системы?

Описание слайда:

Нервная система человека

Что «любит» Что « не любит»
нервная система нервная система
Свежий воздух Шум крики
Движение Больные зубы, уши
Здоровую пищу Укусы паразитов и насекомых
Здоровый сон Удары, ушибы травмы головы
Водные процедуры
Смена деятельности

Описание слайда:

Что нервная система «любит»

Свежий воздух. На мозг человека приходится одна пятидесятая часть веса тела, но он поглощает почти пятую часть всего получаемого организмом кислорода — гораздо больше, чем остальные органы и ткани.

Описание слайда:

Движение. Физические упражнения развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, столь опасным для нервной системы. Кроме того, во время занятий спортом по сигналу мозга в кровь выбрасываются особые вещества. Они служат природным лекарством от нервного перенапряжения и помогают оставаться в хорошем настроении.

Описание слайда:

Здоровая еда — простая, разнообразная пища: хлеб грубого помола, каши, особенно гречневая и овсяная, горох, фасоль, рыба, мясо и субпродукты (печень, сердце, почки). Эти продукты богаты витаминами группы В, которые особенно необходимы для организма.

Описание слайда:

Сон. Спать надо столько, сколько необходимо вашему организму. Потребность организма во сне в подростковом возрасте составляет не менее девяти часов. Некоторые напитки, в особенности травяные чаи, оказывают успокаивающее действие, помогают снять нервное напряжение, успокоиться. Если у вас бессонница, заварите в стакане кипятка одну чайную ложку смеси зверобоя, мяты, душицы, добавьте ложку мёда, и вам будет обеспечен здоровый крепкий сон.

Описание слайда:

Водные процедуры. Ничто так не укрепляет нервную систему, как обтирания и купания, особенно морские.

Описание слайда:

Смена деятельности. Постоянное переключение с умственного труда на физический создаёт идеальные условия для работы нервной системы.

Описание слайда:

Чего нервная система «не любит»

Больные зубы и больные уши необходимо своевременно лечить. Бактерии и вирусы с током крови могут проникнуть в мозг и вызвать опасное заболевание — менингит.

Описание слайда:

Укусы клещей. Отправляясь весной и летом на прогулку в лес или парк, нужно подумать о соответствующей одежде. Она должна закрывать открытые участки тела (руки, ноги, шею, голову). Это предохранит кожу от попадания на неё клещей, которые могут быть распространителями страшной болезни — энцефалита.

Описание слайда:

Шум, крики расшатывают нервную систему, делают её слабой и восприимчивой к разным отрицательным влияниям.

Описание слайда:

Удары головы. Если удариться головой, можно получить сотрясение мозга. На месте ушиба нарушается кровоснабжение. Поэтому подумайте о защите головы при катании на велосипеде, игре в футбол и хоккей.

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
БЕРЕГИТЕ СВОЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Курс повышения квалификации

Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предмета «ОБЖ» в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект НОД по ЗОЖ в подготовительной группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Городской КВН по ПДД «Знатоки дорожных правил» (для детей подготовительных к школе групп)

Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Тематический вечер «Человеку друг огонь, только зря его не тронь» + презентация

«Педагогическое мастерство учителя основ безопасности жизнедеятельности как условие активизация творческой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Дошкольникам нужно знать об огне.

Презентация по ОБЖ на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛИЩА» (5 класс)

Викторина » День защитника Отечество»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5411645 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 26
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

Содержание урока

Вредные привычки

Вредные привычки

Что опасно для нервной системы 5 класс обжКурение табака (никотинизм) — привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака. Курение оказывает отрицательное влияние на здоровье курильщика и окружающих его людей.

Активным началом табачного дыма является никотин, который практически мгновенно попадает в кровь через лёгкие.

Кроме никотина, табачный дым содержит угарный газ, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, эфирные масла, концентрат из жидких и твёрдых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемый табачным дёгтем.

Отмечено, что табак вредно действует на организм и в первую очередь на нервную систему, вначале возбуждая, а затем угнетая её. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.

Табачный дым раздражает слюнные железы. Часть слюны курильщик проглатывает. Ядовитые вещества дыма, растворяясь в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка, что может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки.

В результате поступления дыма в лёгкие кровь в них, вместо того чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом. Наступает кислородное голодание. Из-за этого прежде всего страдает сердечная мышца.

Дым раздражает слизистые оболочки, снижается сопротивляемость лёгких к различным инфекционным заболеваниям, в частности к туберкулёзу.

Вдыхание задымлённого табачного воздуха, так называемое пассивное курение, вызывает те же болезни, которыми страдают курильщики. Опасность от пассивного курения весьма реальна. Дым, струящийся от зажжённой сигареты, оставленной в пепельнице или находящейся в руке курильщика, содержит в 50 раз больше вредных веществ, чем отфильтрованный дым, вдыхаемый курильщиком через сигарету.

Существуют убедительные данные, свидетельствующие об увеличении числа случаев рака лёгких среди некурящих, которые живут вместе с курящими.

Надо хорошо усвоить, что начать курить очень легко, а вот бросить курить практически невозможно. Курение табака сродни наркомании. Считается, что многие люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут бросить эту привычку.

Поэтому самое лучшее средство профилактики курения — никогда не начинать курить.

Не менее опасно привыкание к употреблению спиртных напитков, которое получает всё более широкое распространение среди подростков.

Одна из причин этого — отсутствие знаний о влиянии алкоголя на здоровье человека. Коротко познакомим вас с общеизвестными данными об алкоголе и его влиянии на здоровье человека.

Что опасно для нервной системы 5 класс обжАлкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом. Он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7 — 8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. В мире алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней.

Некоторые считают спиртное чудодейственным лекарством, способным излечивать чуть ли не все болезни. Между тем исследования показали, что алкогольные напитки целебными свойствами не обладают. Доказано, что нет безопасных доз алкоголя, уже 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга.

Что опасно для нервной системы 5 класс обжАлкоголь — внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. Возникающие при опьянении нарушения равновесия, внимания, ясности восприятия окружающего, координации движений часто становятся причиной несчастных случаев. В Москве до 30% поступивших в больницу с тяжёлыми травмами составляют люди, находящиеся в состоянии опьянения.

Средняя продолжительность жизни у пьющих людей не превышает обычно 55—57 лет.

Установлена взаимосвязь алкоголизма с преступностью. С помощью алкоголя преступники вербуют соучастников, вызывают у них снижение самоконтроля, облегчающее совершение преступления.

Это интересно

Состояние опьянения сопровождается ослаблением сдерживающих факторов, утратой чувства стыда и реальной оценки последствий совершаемых поступков. Не случайно ещё в древние времена человечество боролось с алкоголизмом. В Древнем Китае и Древнем Египте во втором тысячелетии до н. э. пьяниц подвергали суровым и унизительным наказаниям.

Академик И. П. Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц?!»

Особенно пагубно алкоголь действует на неокрепший, несформировавшийся организм подростка. Разрушительное действие алкоголя в этом возрасте происходит ускоренными темпами. Выпивки даже в небольших дозах могут привести к расстройству центральной нервной системы. Молодой, развивающийся организм в 6—8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к спиртному.

Подростки, начавшие употреблять спиртное, в дальнейшем почти в 80% случаев становятся алкоголиками.

Что опасно для нервной системы 5 класс обжЕсть и другие очень опасные болезни — наркомания и токсикомания, вызываемые употреблением ряда веществ, оказывающих сильное воздействие на центральную нервную систему человека и разрушающих здоровье. К таким веществам относятся наркотики, препараты бытовой химии и др.

Причиной заболевания зачастую является незнание последствий употребления этих веществ, иногда их пробуют за компанию со сверстниками. В настоящее время действенных способов лечения наркомании и токсикомании нет, поэтому нельзя поддаваться ни на какие уговоры попробовать эти вещества хоть один раз. Подробнее о наркомании и токсикомании вы узнаете из учебника по ОБЖ для 6 класса. Отметим, что курение является одним из вариантов наркомании. К никотину полностью относится характеристика наркотических веществ, вызывающих привыкание или даже болезненное пристрастие к ним.

Прочитав этот параграф, задумайтесь, какой путь выбрать, какую жизнь. Быть сильными, здоровыми, способными выполнить любое посильное задание или пойти по пути разрушения здоровья, ещё не начав жить. Запомните: третьего пути нет. Профилактика курения, употребления спиртных напитков и наркотиков одна — не начинать пробовать. Научиться говорить твёрдое «Нет!» любому, кто предложит попробовать что-то опасное. Жизнь дороже.

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Следующая страница Что опасно для нервной системы 5 класс обжКонтрольные вопросы. Задания. Практикум

Источник

Как стресс влияет на здоровье всего организма? Ответил врач

Что опасно для нервной системы 5 класс обж

Физический стресс влияет на все системы организма, включая мышцы, сердце и сосуды, дыхательную, эндокринную, желудочно-кишечную, нервную и репродуктивную системы. Наш организм хорошо подготовлен к тому, чтобы справляться с эпизодическим стрессом, но когда он становится длительным или хроническим, это может иметь серьезные последствия для вашего организма.

Проблемы скелета и мышц

Когда организм подвергается стрессу, мышцы напрягаются. Это практически рефлекторная реакция, которая помогает организму защитить себя от травм и возникновения боли. При внезапном стрессе, мышцы сразу напрягаются, а затем снимают напряжение, когда воздействие стресса проходит. Хронический стресс приводит к тому, что мышцы тела находятся в постоянном состоянии спазма. Когда мышцы натянуты и напряжены в течение длительного времени, это может вызвать другие реакции организма и расстройства, связанные со стрессом.

Например, головная боль (так называемого напряжения) и приступы мигрени тесно связаны с хроническим спазмом мышц в области плеч, шеи либо всей головы. Скелетно-мышечная боль в пояснице и верхних конечностях также связана со стрессом, особенно на работе.

У многих людей возникают проблемы опорно-двигательного аппарата. Часто, но не всегда, это может быть травма, которая вызывает хроническое болезненное состояние.

Дальнейшее страдание от хронической боли зависит от того, как пациент реагирует на травму. Лица, которые боятся боли и повторных травм, которые ищут только физическую причину и лекарства, обычно выздоравливают хуже, чем люди, поддерживающие определенный уровень умеренной активности под контролем врача. Напряжение мышц, и, в конечном счете, мышечная атрофия, обусловленная бездействием организма, способствуют хроническому, связанному со стрессом, поражению опорно-двигательного аппарата.

Проблемы с органами дыхания

Дыхательная система снабжает клетки кислородом и выводит из организма углекислый газ. Воздух поступает через нос и проходит через гортань в глотку, вниз через трахею и через бронхи в легкие. Затем бронхиолы передают кислород эритроцитам для циркуляции.

Стресс и сильные эмоции могут проявляться респираторными симптомами, такими как одышка и учащенное дыхание, поскольку дыхательные пути между носом и легкими сужаются.

Для людей без респираторных заболеваний это, как правило, не проблема, так как организм может справиться с дополнительной работой, чтобы человек мог дышать комфортно. Но психологические факторы стресса могут усугубить проблемы с дыханием у людей с ранее существовавшими респираторными заболеваниями, такими как астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ; включая эмфизему и хронический бронхит).

Сердечно-сосудистые последствия

Сердце и кровеносные сосуды представляют собой два элемента сердечно-сосудистой системы, которые работают вместе, обеспечивая питание и кислород для органов организма.

К тому же, кровеносные сосуды, которые направляют кровь к крупным мышцам и сердцу, расширяются, тем самым, увеличивая количество крови, перекачиваемой в эти части тела, и повышая кровяное давление. Это также известно как реакция «бей или беги». После того, как эпизод острого стресса прошел, организм возвращается в нормальное состояние.

Хронический или постоянный стресс, переживаемый в течение длительного периода времени, может способствовать долгосрочным проблемам с сердцем и кровеносными сосудами.

Постоянное и слишком сильное длительное увеличение частоты сердечных сокращений, а также повышенный уровень гормонов стресса и артериального давления могут сказаться на организме. Этот длительный постоянный стресс может увеличить риск гипертонии, провоцирует сердечный приступ или даже инсульт.

Повторяющийся острый и стойкий хронический стресс также могут способствовать воспалению в системе кровообращения, особенно в коронарных артериях. Это один из путей, который, как считается, связывает стресс с сердечным приступом.

То, как человек реагирует на стресс может влиять на уровень холестерина. Риск сердечных заболеваний, связанных со стрессом, у женщин, по-видимому, различается в зависимости от того, находится женщина в пременопаузе или в постменопаузе. Уровень эстрогена у женщин в пременопаузе позволяет кровеносным сосудам лучше реагировать на стресс, тем самым, помогая их организму лучше справляться со стрессом и защищая их от сердечных заболеваний. Женщины в постменопаузе теряют этот уровень защиты из-за снижения эстрогена. Это повышает риск возникновения проблем с сердцем.

Эндокринные расстройства

Когда организм воспринимает ситуацию как вызывающую, угрожающую или неконтролируемую, мозг инициирует каскад событий, затрагивающих гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось, которая является основным двигателем реакции на эндокринный стресс. В конечном итоге, это приводит к увеличению выработки стероидных гормонов, называемых глюкокортикоидами, которые включают кортизол, часто называемый «гормоном стресса».

Во время стресса гипоталамус – это зона, которая соединяет мозг и эндокринную систему, сигнализирует гипофизу о выработке гормона, который, в свою очередь, сигнализирует надпочечникам, расположенным над почками, увеличить выработку кортизола.

Кортизол увеличивает уровень доступной энергии за счет мобилизации глюкозы и жирных кислот из печени. Кортизол вырабатывается на разных уровнях в течение дня, обычно его концентрация повышается после пробуждения и медленно снижается в течение дня, обеспечивая ежедневный цикл получения энергии. Во время стрессового события повышение уровня кортизола может дать энергию, необходимую для решения длительных или экстремальных проблем.

Влияние кортизола на организм

Глюкокортикоиды, включая кортизол, важны для регулирования иммунной системы и уменьшения воспаления. Хотя это важно во время стрессовых или жизнеугрожающих ситуаций, когда травма может привести к усилению активации иммунной системы, хронический стресс может привести к нарушению связи между иммунной системой и осью «гипоталамус-гипофиз-надпочечники». Это нарушение связи было связано с будущим развитием многочисленных проблем физического и психического здоровья, включая хроническую усталость, нарушения обмена веществ (например, диабет, ожирение), депрессию и иммунные нарушения.

Желудочно-кишечный тракт

В кишечнике есть сотни миллионов нейронов, которые могут функционировать относительно независимо и постоянно взаимодействуют с мозгом, что, кстати, объясняет способность чувствовать «бабочек» в желудке. Стресс может повлиять на коммуникацию между мозгом и кишечником и может вызвать боль, вздутие живота и другие неприятные ощущения в кишечнике, которые можно почувствовать. В кишечнике также обитают миллионы бактерий, которые могут влиять на здоровье самой кишки и работу мозга, что может повлиять на способность думать и выражать эмоции.

Стресс связан с изменениями в составе кишечных бактерий, которые, в свою очередь, могут влиять на настроение. Таким образом, кишечные нервы и бактерии сильно влияют на мозг и наоборот. Стресс в раннем детстве может изменить развитие нервной системы, а также то, как организм реагирует на стресс. Эти изменения могут увеличить риск более поздних заболеваний или дисфункции кишечника.

Нервная система

Нервная система имеет несколько отделов: центральный отдел, включающий головной и спинной мозг, и периферический отдел, состоящий из вегетативной и соматической нервных систем.

Вегетативная нервная система играет непосредственную роль в физической реакции на стресс и делится на симпатическую нервную систему (СНС) и парасимпатическую нервную систему (ПСНС). Когда тело находится в состоянии стресса, СНС способствует так называемой реакции «бей или беги». Организм переключает свои энергетические ресурсы на борьбу с угрозой жизни или бегство от врага. СНС сигнализирует надпочечникам о выделении гормонов адреналина и кортизола.

Эти гормоны вместе с прямыми действиями вегетативных нервов заставляют сердце биться быстрее, частота дыхания увеличивается, кровеносные сосуды на руках и ногах должны расширяться, процессы пищеварения должны тормозиться, а уровни глюкозы в кровотоке – увеличиваться.

Реакция нервной системы резкая, чтобы подготовить организм к реагированию на чрезвычайную ситуацию или острый стресс. Как только кризис проходит, организм обычно возвращается в предаварийное, нестрессовое состояние. Этому восстановлению способствует PNS, которая обычно имеет противоположные эффекты по отношению к СНС. Но сверхактивность ПСНС также может способствовать реакциям на стресс, например, за счет сужения бронхов (например, при астме) или чрезмерной вазодилатации и нарушения кровообращения.

И СНС, и ПСНС имеют мощное взаимодействие с иммунной системой, которая также может модулировать реакции на стресс. Центральная нервная система особенно важна в запуске стрессовых реакций, поскольку она регулирует вегетативную нервную систему и играет центральную роль в интерпретации внешних влияний как потенциально опасных.

Хронический стресс, вызванный воздействием факторов стресса в течение длительного периода времени, может привести к длительному истощению организма. Поскольку вегетативная нервная система продолжает вызывать физические реакции, она вызывает износ организма. Проблема не столько в том, что хронический стресс влияет на нервную систему, сколько в том, что постоянная активация нервной системы влияет на другие системы организма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *