Что он понимает под среднезажиточным уровнем жизни
Что такое среднезажиточный уровень жизни? Ответ дает 13-я пятилетка
视频播放位置
Что такое среднезажиточный уровень жизни? Ответ заключается в каждой цифре, в каждом показателе. В общем и целом, он заключается в народной жизни, в ощущениях народа. Близится к завершению 12-я пятилетка, начнется 13-я пятилетка. Всестороннее строительство среднезажиточного общества входит в решающую стадию.
«Не допустить отставания ни одного человека»
Во время 12-й пятилетки КПК и правительство Китая ставили задачу по ликвидации бедности и преодолению трудностей на особое место. Ежегодно численность малообеспеченного населения в среднем сокращалась более чем на 10 млн человек. Достижения Китая в борьбе с бедностью заслужили большое внимание всего мира.
Однако для крупной страны с неравномерным экономическим развитием достаточно нелегко справиться с бедностью.
Согласно действующим показателям помощи нуждающимся, к концу 2014 года в сельских районах Китая проживало 70,17 млн человек, относящихся к категории малообеспеченного населения.
Во время 13-й пятилетки работа по борьбе с бедностью станет более целенаправленной. Заместитель руководителя Канцелярии Госсовета КНР по оказанию помощи в развитии бедных районов Китая Хун Тяньюнь отметил: «Для того, чтобы более 70 млн малообеспеченных китайцев смогли избавиться от бедности, необходимо учитывать конкретные условия и реализовать целесообразную политику, следовать целесообразному курсу».
«Всесторонние гарантии для народной жизни»
Создание и соединение воедино всех связующих гарантий народной жизни – обеспечение образования для учащихся, доходов для работающего населения, медуслуг для больных, содержания для пожилого населения, обеспечение жильем – это и есть среднезажиточный уровень жизни в представлении народа.
«Гарантия благосостояния – это основа для осуществления целей всестороннего строительства среднезажиточной жизни». По мнению ректора Института социологии Северо-Восточного педагогического университета Лю Чи, всесторонняя среднезажиточная жизнь выражается не только в экономическом развитии, но и в повышении уровня благосостояния народа. Совершенствование социальных гарантий и обеспечение хорошей жизни для народа – в этом заключаются основные ценности среднезажиточной жизни.
«Всеобщий среднезажиточный уровень жизни требует всесторонних социальных гарантий», – считает профессор Государственной административной академии Ван Юйкай.
§ 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития
1. Истоки японского экономического чуда
Первая индустриальная страна Азии понесла большой урон от бомбардировок в годы войны. Её территорию оккупировали американские войска. Производство национального дохода на душу населения в 1950 г. было ниже уровня середины 1920-х гг. Инфляция достигла огромных размеров. Тем не менее Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития. Реформы, проведённые американской администрацией, также содействовали экономическому росту.
Согласно конституции 1947 г., разработанной с участием оккупационных властей, Япония осталась монархией. Но император был лишён реальной власти, оставшись символом единства нации. Двухпалатный парламент избирался на основе всеобщего и равного избирательного права. Впервые право голоса получили женщины. Правительство формировалось парламентским большинством. Это подразумевало, что в стране должна была сложиться многопартийная политическая система европейского типа, при которой различные социальные группы и слои общества могут выражать свои интересы. Была проведена земельная реформа, ограничившая предельный размер угодий. Она подорвала систему помещичьего землевладения. К 1950 г. крестьяне стали собственниками 80% арендуемой ими земли, в стране сложился слой свободных фермеров. Были отменены привилегии бывших феодалов, ликвидированы дзайбаиу — олигархическо-клановые объединения, контролировавшие промышленность. Новые законы о труде сняли ограничения на создание профсоюзов, утвердили их право заключать коллективные договора, ввели 8-часовой рабочий день. Проведённые преобразования ознаменовали переход Японии к демократическому развитию.
8 сентября 1951 г. на международной конференции в Сан-Франциско между странами-участниками (кроме СССР, Польши, Чехословакии) и Японией был подписан мирный договор. Полномочия американской оккупационной администрации прекратились. Вся полнота власти перешла к гражданскому правительству. В то же время на территории Японии, согласно Договору безопасности (1951), остались базы военно-воздушных и военно-морских сил США.
К 1951 г. Япония по объёму промышленного производства достигла довоенного уровня, к 1960 г. превзошла его примерно в 5 раз, к 1975 г. — в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста производства ВВП в 1950-1970-х гг. составляли 11%, а в отдельные годы — 20%. В 1970-1980-е гг. по удельному весу в мировом промышленном производстве Япония занимала третье место, уступая лишь США и СССР. Страна стала лидером по производству промышленных роботов, бытовой электроники, автомобилей и танкеров.
Процветание страны было обусловлено многими причинами. Прежде всего снижением расходов на военные цели. Их удельный вес в бюджете страны оказался самым низким в мире. Согласно конституции, Японии запрещалось создавать армию, превышающую нужды самообороны. Основной причиной экономического роста была успешная экономическая политика японских властей. Они умело преодолевали неблагоприятные для страны факторы. Япония почти не обладает собственным сырьём, по сей день 98% его закупается за рубежом.
Поэтому государство осуществляло очень жёсткий контроль над внешней торговлей. Исключался ввоз любой продукции, которая производилась или могла быть произведена на территории страны. Лишь в 1971 г., когда Япония прочно утвердилась на мировых рынках, госконтроль над внешней торговлей был ослаблен.
Японцы по всему миру скупали передовые технологии, что позволяло экономить на собственных научных исследованиях. Высокие технологии нередко внедрялись раньше, чем в странах, их разработавших, особенно в ведущих отраслях. Активную поддержку этому оказывало государство. Ведущими считались предприятия, выпускающие экспортную продукцию. Такие автомобильные компании, как «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси», «Исудзу», производители роботов «Хитачи» и «Фудзицу», компьютеров и бытовой электроники — «Тошиба», «Сони», «Джи-ви-си» приобрели мировую известность. Их конкурентоспособность первоначально обеспечивалась за счёт государственных субсидий и низкой оплаты высококвалифицированной рабочей силы. Высокое качество и относительно низкая стоимость японских товаров позволила им быстро и успешно завоёвывать мировые рынки.
Превращению Японии в одну из самых развитых стран мира во многом способствовали национальные традиции. Большую роль в этом сыграла кланово-профессиональная солидарность собственников фирм. Большинство компаний не конкурируют, а сотрудничают друг с другом. На японских предприятиях работники не отделяют свои личные интересы от интересов корпорации.
Рис. Современный Токио
С течением времени доходы и размер средней оплаты японских трудящихся достигли уровня, превосходящего показатели большинства развитых стран. По детской смертности, средней продолжительности жизни Япония вошла в число самых благополучных стран мира.
Важный источник экономических успехов — политическая стабильность послевоенной Японии. Несмотря на наличие оппозиционных партий, на политической арене преобладает Либерально-демократическая партия (ЛДП).
2. Новые индустриальные страны (НИС)
Новыми индустриальными странами (НИС) называют государства Юго-Восточной Азии, которые смогли в 1960-1970-е гг. достичь ощутимых экономических успехов. К ним относятся Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея.
Сингапур и Гонконг (последний в 1997 г. вошёл в состав Китая на правах территории с особым статусом) ещё до Второй мировой войны были крупнейшими портами и торговыми центрами. В этих городах-государствах издавна существовали развитые портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. В 1960-1970-е гг. была создана лёгкая промышленность.
Появились филиалы ТНК, выпускавшие одежду и обувь, радиоэлектронику, предназначенную для экспорта в развитые страны. Привлекалась исключительно дешёвая рабочая сила из соседних государств. Благодаря этому цены на товары, произведённые в Сингапуре и Гонконге, были намного ниже, чем на продукцию стран Западной Европы, Японии и США.
Особенности развития Южной Кореи и Тайваня состояли в том, что во время войны на их территории размещались тыловые базы японской армии. Оккупационные власти способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта. После Второй мировой войны на смену японским войскам в Южную Корею и Тайвань пришли американские.
Военные базы США играли роль гарантов политической стабильности, что способствовало притоку иностранных капиталов в эти страны. Для Южной Кореи ещё в 1960-е гг. была характерна самая большая в мире продолжительность рабочей недели (54 часа), почти полный запрет на деятельность профсоюзов, на забастовки. Большие объёмы американской помощи, приток капиталов сначала из США, а затем и из Японии, привлекаемых дешевизной рабочей силы и политической стабильностью, — всё это облегчило модернизацию. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий и технологий, быстрое развитие системы образования обеспечили успешное развитие национальных корпораций, быстро освоивших рынки развитых стран. Они поставляли туда не только продукцию лёгкой и текстильной промышленности, но и автомобили, компьютеры, бытовую электронику. В итоге Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, уровню жизни, характеру социальной структуры населения. Это открыло путь к демократизации. В 1993 г. в стране прошли свободные президентские выборы.
Особенности развития НИС состояли в создании с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешёвой, ориентированной на экспорт, продукции. Первоначально при её производстве использовались узлы и компоненты, поступавшие из развитых стран. Со временем доходы от экспорта позволили улучшить жизнь людей, повысить образовательный уровень в стране. Этот опыт пытались использовать Таиланд, Малайзия, Филиппины, Индонезия. Однако их зависимость, наряду с НИС, от рынков Западной Европы и США в конце концов привела к тяжёлым последствиям. В 1997-1998 гг., когда развитые страны оказались не в состоянии поглотить все товары, производимые государствами Юго-Восточной Азии, этот регион охватил масштабный экономический кризис. Кроме того, в 1990-е гг. в мире стремительно возросла роль Китая как производителя самой разнообразной промышленной продукции. Он имел значительные конкурентные преимущества в виде огромного количества дешёвой рабочей силы, поддержки крупнейших ТНК, собственного военно-политического влияния в мире. Всё это снизило шансы «новых» НИС на успешное экономическое развитие.
3. Китай на пути реформ
Осуществление рыночных реформ, начавшееся в 1981 г., было связано с идеями Дэн Сяопина, который считался их главным вдохновителем. В 1981 г. китайское руководство официально осудило «культурную революцию» и связанные с ней репрессии. В то же время заявлялось, что, несмотря на допущенные им ошибки, Мао Цзэдун остаётся «великим пролетарским революционером».
Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». С конца 1970-х гг. стали развиваться рыночные отношения.
Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведённые излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооружённых сил, а приоритетом стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечён иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны со льготным режимом налогообложения и таможенных тарифов. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. Выступления в Пекине интеллигенции и студенчества в 1989 г. с требованием демократизации страны было подавлено военной силой.
Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.)
Мы ставим себе цель создать к концу XX века общество со среднезажиточным уровнем жизни
Достижение этого уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов
Миллиардное население Китая возрастёт к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов.
При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде.
При социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твёрдо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни.
Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения? Почему связывает его достижение с социализмом?
Относительно новой для Китая проблемой выступает рост социального неравенства. Это связано с возникновением нового слоя имущих граждан — зажиточных крестьян, городской буржуазии. Увеличилось число чиновников, обогащающихся за счёт служебного положения. Власти ответили на это кампаниями борьбы с коррупцией и незаконным обогащением, сопровождавшимся массовыми казнями. Увеличилась неравномерность в развитии провинций (регионов) страны. Приморские провинции, связанные с передовыми отраслями промышленности, вырвались вперёд. В аграрных регионах возросла безработица, особенно среди малограмотных выходцев из внутренних районов страны.
С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событием стало воссоединение с Гонконгом (1997) по соглашению с Великобританией, у которой истёк срок аренды этого порта и прилегающих земель.
После присоединения к Китаю Гонконга возросло его участие в международном разделении труда. Его внешнеторговый оборот достиг 40% ВВП. При этом 74% китайского экспорта составляют трудоёмкие промышленные товары (в 1975 г. их доля в экспорте составляла лишь 36%). В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику.
Латиноамериканские страны
В 1980-е — начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.
В 1982 г. диктаторский режим в Аргентине потерпел поражение в войне с Англией из-за Фолклендских островов. Это вынудило его в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г, после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера, на путь демократии вступил Парагвай. В 1989 г. в Чили состоялись свободные выборы, а в 1990г. ушел в отставку генерал А. Пиночет.
Можно ли считать утверждение демократии в латиноамериканских странах окончательным? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Однако уже сейчас очевидно, что в их развитии наметились новые черты.
Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации, демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения Южной Америки увеличилась емкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития. Если в 1980-е гг. прирост ВНП на континенте составлял всего 1,7 % в год, то в 1990-е гг. он увеличился до 3,2 %. Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие ХХ в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики (с 30,5 до 69,9 % ВНП) и Аргентины, курс валюты которой был жестко привязан к доллару.
В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки. В результате правительство было вынуждено уйти в отставку. Однако кризис не привел к установлению новой военной диктатуры.
В начале ХХI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, который считал себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступавший за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливиипрезидентом впервые стал индеец по происхождению Эб’о Моралес, лидер движения «Вперед к социализму». Рост влияния сторонников левых идей наблюдается также в Аргентине, Эквадоре, Никарагуа, Чили.
В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства Латинской Америки. Деятельность МЕРКОСУР оказалась довольно эффективной: всего за пять лет (1990—1995) удельный вес взаимной торговли между его членами увеличился с 8,9 до 22 % их товарооборота.
Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учрежденное в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки — Южноамериканский союз.
Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединенных Штатах. Еще в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн. человек. Это обеспечило бы Соединенным Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об ее учреждении сорвались: левые правительства Венесуэлы и Бразилии, ориентированные на социальные реформы, подвергли американский проект резкой критике.
В 2008 г., по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договоренность о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок — Южноамериканский совет обороны (ЮСО). Предполагается, что он сможет играть роль противовеса влиянию США в странах региона. Таким образом, происходит более тесная консолидация южноамериканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.
Из речи Дэн Сяопина (30 июня 1994 г.):
Мы ставим себе цель создать к концу ХХ века общество со среднезажиточным уровнем жизни достижение этого уровня означает, что к концу нынешнего века валовой национальный продукт на душу населения должен составить у нас 800 американских долларов Миллиардное население Китая возрастет к тому времени до 1 миллиарда 200 миллионов человек, а валовой национальный продукт — до триллиона американских долларов.
При капиталистическом способе распределения эта сумма мало что значит и не избавила бы нашу страну от бедности и отсталости — иными словами, зажиточной стала бы жизнь нескольких процентов населения, остальные 90 с лишним процентов постоянно пребывали бы в нужде.
При социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня. Вот почему мы твердо придерживаемся социализма. Без социализма в Китае не создать общество со среднезажиточным уровнем жизни.
Вопросы для обсуждения:
Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения. Почему он связывает его достижение с социализмом?
Из конституции Японии (1947):
Мы, японский народ, действуя через посредство наших представителей в Парламенте и Исполненные решимости обеспечить для себя и своих потомков плоды мирного сотрудничества со всеми нациями и благословение свободы для всей нашей страны провозглашаем настоящей Конституцией суверенную власть народа
Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета Кабинет несет за них ответственность
Искренне стремясь к миру между народами, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как права нации, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров
Никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы Право на ведение государством войны Конституцией не признается.
Вопросы для обсуждения:
Как изменила новая конституция политический строй страны? Какой стала роль императора? В чем заключается особенность военной политики?
Из документа «Государственная стратегия Японии.
ГДЗ #1
§ 47. Япония, новые индустриальные страны и Китай: новый этап развития.
Что дало толчок для ускоренного развития послевоенной Японии и четырёх азиатских «тигров»: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга?
Для ускоренного развития НИС толчок дало создание с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешёвой, ориентированной на экспорт, продукции.
Какую цель ставил Дэн Сяопин перед страной? Что он понимал под среднезажиточным уровнем жизни населения? Почему связывает его достижение с социализмом?
Дэн Сяопин ставил цель создать к концу XX века общество со среднезажиточным уровнем жизни. Достижение этого уровня означает, что к концу века валовой национальный продукт на душу населения должен составить 800 американских долларов. Его достижение связывает с социализмом, потом что при социалистическом принципе распределения жизненный уровень всего народа страны достигнет среднезажиточного уровня.
1. В чём вы видите причины быстрого экономического подъёма Японии после Второй мировой войны?
— Япония располагала квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой, опытом индустриального развития.
— Реформы, проведённые американской администрацией
— Снижение расходов на военные цели
— Государство осуществляло очень жёсткий контроль над внешней торговлей
— Японцы по всему миру скупали передовые технологии, что позволяло экономить на собственных научных исследованиях
— Национальные традиции. Большую роль сыграла кланово-профессиональная солидарность собственников фирм
— Политическая стабильность послевоенной Японии
2. Какое направление внешней политики было для Японии основным во второй половине ХХ в.? Как вы думаете, почему?
Основным направлением внешней политики Японии были отношения с США. Японская территория была оккупирована американскими войсками, ей запрещалось иметь собственную армию, поэтому поддержание отношений с США было важно.
3. Назовите особенности экономического и политического развития Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. Как экономические успехи Южной Кореи отразились на политическом развитии страны?
Цены на товары, произведённые в Сингапуре и Гонконге, были намного ниже, чем на продукцию стран Западной Европы, Японии и США. Особенности развития Южной Кореи и Тайваня состояли в том, что во время войны на их территории размещались тыловые базы японской армии. Оккупационные власти способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта. Военные базы США играли роль гарантов политической стабильности, что способствовало притоку иностранных капиталов в эти страны. Южная Корея вошла в группу развитых стран мира по уровню производства, уровню жизни, характеру социальной структуры населения. Особенности развития НИС состояли в создании с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешёвой, ориентированной на экспорт, продукции.
Экономические успехи Южной Кореи открыли путь к демократизации. В 1993 г. В стране прошли свободные президентские выборы.
4. Назовите причины кризиса в странах НИС в 1998 г. Можно ли сказать, что он свидетельствовал о росте взаимозависимости национальных экономик стран всего мира, а не только Азиатско-Тихоокеанского региона?
— Развитые страны оказались не в состоянии поглотить все товары, производимые государствами Юго-Восточной Азии
— В мире стремительно возросла роль Китая как производителя самой разнообразной промышленной продукции
Можно сказать, что он свидетельствовал о росте взаимозависимости национальных экономик мира, так как рынком сбыта товаров, производимых в Азиатском регионе, были и страны других континентов, чья неспособность потребить такие объёмы товаров и привела к кризису.
5. В чём состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?
Особенности развития НИС состояли в создании с участием иностранного капитала предприятий по сборке дешёвой, ориентированной на экспорт, продукции. Выбранный ими путь развития оказался не совсем эффективен, так как в изменившихся условиях страны, которые хотели повторить данный путь, попали в экономических кризис.
6. Дайте оценку «прагматическим реформам». В чём проявились особенности китайской модели развития? Как бы вы объяснили её экономическую эффективность?
“Прагматические реформы” были важными для Китайской действительности. Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Особенности китайской модели развития проявились в сохранении власти коммунистической партии в сочетании с развитием рыночной экономики.
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету История, которые посещают 11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Загладин, Петров. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.