Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Для чего Тургенев подчеркивает крайнюю бедность, нищету в избе лесника?

Для чего И.С.Тургенев особо подчеркивает крайнюю бедность, нищету в избе лесника?

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

В рассказе «Бирюк» Тургенев действительно описывает жилье лесника как очень бедное и даже нищенское. А между тем сам лесник много раз получал от крестьян предложения откупиться, но никакой выгоды для себя не искал. Бирюк исправно нес свою службу.

Нищету и бедность автор подчеркивает для того, чтобы показать честность и принципиальность лесника. Показать, что он работ за совесть, а не за какую-то выгоду.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Тут я могу отметить несколько причин, почему дом лесника, главного героя произведения показан как очень бедный, который отражает нищету.

Сделано это для того, чтобы показать принципиальность Бирюка, его неподкупность. Он в принципе мог договорится с местными мужиками и брать «взятки». Тогда бы он жил не так бедно, но он был неподкупный мужик и добросовестно выполнял свою работу.

Также такой дом лесника отражает то время, когда написано это произведение. Не зря мы слышим из уст правонарушителя, которого поймал лесник, что кругом царит голодуха. То есть время, когда было написано это произведение не самое лучшее.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Тургенев не просто так сделал своего героя нищим, ведь именно этот образ помогает читателям понять его сущность.

Именно тяжелые жизненные обстоятельства, беднота Бирюка помогают нам, читателям понять то, как тяжело было жить ему. Он а одиночку воспитывает детей, ведь их мать бросила.

Но несмотря на это, он честный человек, который остаётся верным своим принципам.

Бирюк честный и неподкупный, он выполняет свою работу ответственно.

Конечно, его многие за это любят, но честен перед собой и своей совестью.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Тургенев этим подчеркивает человеческие качества лесника, он мог бы получать деньги от мужиков, но он честен и предпочитает жить в крайней бедности, которая сочетается с тем, что он остался без жены, ему тяжелее вдвойне, но он не идет на сделки с совестью. И еще эта картина бедности лесника дана, как мне кажется, для того, чтобы читатель лучше понял мотивы поступка Бирюка, когда он отпускает мужика, воровавшего барский лес. То есть за деньги (по «договоренности») он мужикам не давал барский лес воровать, а из жалости, такого же в принципе вора, он отпускает. Он вспомнил свою жизнь, свою нищету, и посочувствовал, пожалел такого же бедного и несчастного мужика.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Именно для того, чтобы подчеркнуть необыкновенную честность этого человека, автор и показывает в каких бедных условиях он живет.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Читатели по описанию жилища лесника понимают насколько ему трудно живется. Показана в принципе в этой избе суровая жизнь бедняков того времени. Вторая причина такого описания в том, что Бирюк принципиален и честен, с ним никто не мог договориться предложив подарок или взятку. Обстановка действительно убогая, это одна комната, стены закоптелые, утварь немногочисленная, посреди люлька с малышом которую качает старшая девочка. Бирюк сам по себе еще скромный и неприхотливый человек, ему вполне хватало то, что он имел чтобы жить. Он входит в положение нарушителя потом и отпускает его зная, что он это делает чтоб семью кормить.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Потому что как образованный, прогрессивный и просто адекватный человек он хочет дать понять, что нельзя людей доводить до такого состояния, потому что каждый человек имеет право пользоваться плодами цивилизации. В общем, он это делает, чтобы люди задумались.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Действительно, автор подчеркивает бедность главного героя, он описывает его жилище очень подробно.

Обстановка очень бедная, у Бирюка даже нет полатей, а только скамьи. Одежда у Бирюка тоже поношенная и старая. Хотя Бирюк мог бы жить и лучше, если бы умел и хотел договариваться с мужиками, но несмотря на свою бедность (можно сказать даже нищету) он очень честный.

Описав обстановку в доме так подробно автор этим показывает, что он человек честный и неподкупный.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Тургенев рассказывает об этом затем, чтобы показать читателю, что сам Бирюк очень скромен, неприхотлив, что он стойко стоит за свои принципы. А потому бедному браконьеру от него не поздоровится.

Оттого и удивительно, что наше впечатление оказывается обманчивым и Бирюк в итоге щадит мужика.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Почти все действие рассказ Тургенева «Бирюк» разворачивается во время грозы или дождя. Именно гроза в начале повествования стала причиной встречи автора с лесником по прозвищу Бирюк. Автор оказался в сложной ситуации, разразилась сильная гроза, стало очень темно и автор не видел дороги, а его лошадь вязла в грязи. Здесь гроза играет роль неодолимой силы, противостоять которой мог только настоящий герой. И такой герой нашелся. Он появляется в блеске молний, словно призрак, но оказывается лесником. Фома Бирюк выводит барина к своей избушке.

Здесь в рассказе чувствуется уже элемент сказочности. Избушка высвечивается из мрака вспышками молний, она находится в глухом лесу и только слабый огонек показывает, что здесь живут люди. Тем самым автор нагнетает ощущение чего-то таинственного, нереального, которое сразу распадается, когда автор оказывается в бедной избушке и видит детей лесника. Таким образом из сказочного героя Бирюк сразу становится обычным человеком.

И дальше, продолжающийся дождь словно подчеркивает пропасть между обыденным существованием Бирюка и его работой, его стремлением честно выполнять свой долг.

Для описания грозы автор использует метафоры, олицетворения и эпитеты.

Ветер гудит, деревья бушуют, капли шлепают, дождик льет ручьями. Удары грома трескучие и короткие, молния белая, она блестит и озаряет.

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

Повествование рассказа Тургенева «Бирюк» ведется от первого лица, как и все рассказы, объединенные в один сборник под названием «Записки охотника».

Однажды барин возвращался вечером один с охоты, и не доехав до дому верст восемь, увидел лиловую грозовую тучу. Сверкнула молния, разразилась гроза. И в блестках молнии он увидел высокую фигуру. Это оказался местный лесник.

Лесник предложил охотнику переждать ливень в своей избе. Ехали очень долго. Но вот показалась небольшая избушка, в окошечке которой светил слабый огонек.

Лесника выскочила встречать босая девочка лет двенадцати.

Изба состояла из одной комнаты.Комната была закоптелая, с низким потолком. Лавка, стол,висела люлька посреди избы. В люльке лежал ребенок. Видимо нездоровый, он тяжело дышал.

На столе горела лучина, но в избе было неуютно, печально и бедно.

В комнату вошел лесник, и охотник смог его рассмотреть. Он был высокого роста, могучего сложения, с мужественным и суровым лицом. Когда он сказал, что его зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк, охотник с удвоенным интересом посмотрел на него. Он уже слышал о леснике Бирюке. Его так прозвали как человека одинокого и угрюмого. Его боялись, как огня. Он никому не давал спуску, не шел ни на какие уступки, берег и охранял барский лес честно и рьяно.

На вопрос охотника, где его хозяйка, он угрюмо ответил, что жена сбежала с прохожим мещанином, бросив детей.

Злоумышленником был мужик, весь мокрый, голодный, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой. После недолгой борьбы Бирюк одержал верх, связал кушаком мужику руки и повез в свою избу.

В избе он развязал мужику руки, а тот давай его просить, как милостыню, отпусти. Дескать, пошел на воровство из-за голода,жене и детям есть нечего, одна лошаденка, и все хозяйство полностью разорено приказчиком. Но Бирюк был непоколебим, воровать никому нельзя.

Вот такая история, с одной стороны, бедный, впроголодь живущий с двумя малолетними детьми, но честный лесник, а с другой стороны, разоренный полупьяный мужик, ворующий барский лес, чтобы накормить свою семью.

Источник

Как научиться пересказывать информацию

Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.

Что такое пересказ

Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.

Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.

Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.

Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.

Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.

А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?

И тут на помощь приходят навыки пересказа.

Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.

Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.

Виды пересказа

Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.

По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.

Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.

По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.

Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.

Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.

Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.

Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.

Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.

Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.

По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.

Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.

Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.

Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.

Что необходимо для формирования навыка пересказа?

Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.

Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.

При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.

Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.

Пересказ: как научиться?

Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.

Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.

Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.

Итак, первый этап: прочитать.

Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.

Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.

Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.

Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.

Теперь можно пересказывать.

Как научить пересказывать маленьких детей

Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.

Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.

Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.

Пересказ с наводящими вопросами.

После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.

К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.

Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.

Можно проводить обучение в виде игры.

Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.

Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».

Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.

Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.

Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.

Источник

Что он особенно подчеркивал в своих пересказах

2. Сколько участников в беседе мальчика и лесного царя?

1. Опишите лесного царя, каким он представляется больному мальчику.

2. Убеждают ли вас попытки отца объяснить то, что видит мальчик, явлениями природы?

1. Мальчик в стихотворении сначала назван «сын молодой», затем «малютка», «дитя» (дважды) и «младенец» (шесть раз!). Так его называют и автор, и отец, и лесной царь. Как объяснить такое обилие определений?

2. Почему баллада названа «Лесной царь»?

3. Что проще – пересказать балладу или ее заучить? Почему? Сделайте свой выбор и перескажите балладу или прочтите ее наизусть.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

1. Почему все сказки «Тысячи и одной ночи» нравились Сереже?

2. Какие «загадочные чудеса» его особенно привлекали? Назовите некоторые из них.

1. Как Сережа пересказывал эти сказки своим родным? Что он особенно подчеркивал в своих пересказах?

2. Почему, когда он стал читать эти сказки вслух, тетушка и сестрица заметили их отличие от его пересказов?

1. В чем, как кажется автору, «тайна очарования» этих волшебных сказок?

2. Как вы объясните, почему Сережа, «сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретения»?

3. Сережа «говорил обо всем… точно как будто сам тут был и сам все видел». Бывает ли и с вами такое состояние при пересказе интересной книги?

Герой литературного произведения как читатель

Каждый писатель, конечно, бывает активным читателем. Бывает и так, что мы узнаем о чтении писателя, когда знакомимся с его дневниками. Так Лев Толстой, вспоминая о своем детском чтении, составил списки произведений, которые оказали на него самое большое влияние. Первый список касается возраста до 14 лет.

С. Т. Аксаков, как вы теперь знаете, рассказывает о своем детском чтении в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука». Но мы часто встречаемся с литературными героями-читателями и в книгах о вымышленных героях. Наверное, у вас нет сомнений, что Том Сойер прочел много книг, которые помогали его буйной фантазии, и в том, что Аня попала в Страну чудес прежде всего потому, что была увлеченной читательницей.

Вспоминая литературных героев-читателей, вы замечаете за ними способность, которую с таким удивлением описал Сережа Багров – он стремился дополнять рассказы автора «многими подробностями своего изобретения». Тетушка и сестричка очень стыдили его за это и называли хвастуном, да и сам Сережа был удивлен этим обстоятельством, зная точно, что «был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи». Но даже тщательное наблюдение за собой ему не помогало. Он так пишет об этом состоянии: «Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права». Так мы узнаем, каким читателем был литературный герой. Наблюдения за тем, как читают литературные герои, помогут отточить ваше собственное мастерство читателя.

1. Припомните «Правила для читателя». Как они помогают вам организовать собственное чтение?

2. Назовите таких литературных героев, которым вы хотели бы подражать в своем чтении.

1. Дайте характеристику Сережи Багрова как читателя.

2. Оцените Аню в Стране чудес как читательницу.

1. Расскажите о том, каким вы представляете себе идеального читателя.

2. Как вы считаете, способность добавлять свои выдумки к тому, что вы прочли в книге, – это достоинство или недостаток читателя?

Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной неторной дорожке, или, лучше сказать, – следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубленые полушубки, тулупы и серые суконные зипуны, нахлобученные башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле, и не скоро расходился, – они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты, по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. «Не больно болтай, – говорил один другому, – язык обожжешь: вишь зной какой, так и палит!» – «Шути, шути, – отвечал другой, – самого-то цыганский пот прошибает!» Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

Подвигаясь скорым шагом, а под изволок и рысью, обоз поднялся на возвышение и въехал в березовую рощу – единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время: так все было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны. «Что за чертовщина! – сказал молодой мужик, – какой леший исковеркал березник?» – «Не леший, а иней, – отвечал старик, – глядь-ка, сколько его нальнуло к сучьям… тяга смертная! Ведь под инеем-то лед, толщиной в руку, и все к одной стороне, все к полуночи. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай: хлеба будет вволю». – «Да куда с ним деваться. » – подхватил молодой крестьянин и хотел продолжать, но старик, с некоторого времени внимательно озиравшийся на все стороны, с прищуренным глазом припадавший к дороге, сурово крикнул: «Полно калякать, ребята. До умета[6] далеко, ночь близка, дело негоже. Бери вожжи, садись погоняй лошадей. » Безмолвно повиновались строгому голосу старика, умудренного годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю. Все струсили, хотя ничего страшного не видали. Проворно повскакали на воза, крикнули, тронули вожжами мочальные оброти[7] невзнузданных лошадей, и обоз, выбравшись из рощи на покатую равнину, побежал шибкою рысью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *