Что олицетворяют богатыри в былинах
Валерий ДАНИЛЕНКО. РУССКИЕ БОГАТЫРИ В БЫЛИННОЙ КАРТИНЕ МИРА. Борьба с врагом внешним и внутренним
Валерий ДАНИЛЕНКО
РУССКИЕ БОГАТЫРИ В БЫЛИННОЙ КАРТИНЕ МИРА
Борьба с врагом внешним и внутренним
В сказках, как и в мифах, мир делится на посюсторонний и потусторонний. Последний в свою очередь включает в себя две части – подземную (включая подводную) и небесную.
В былинной картине мира мы имеем дело только с одним миром – земным, что свидетельствует о том, что былины приблизились к реальному миру на значительно более близкое расстояние, чем мифы и сказки.
Центральное место в русской былинной картине мира занимают русские богатыри во главе с Ильёй Муромцем. Их образы – идеализация русских воинов-освободителей. О таких освободителях русский народ мечтал как в отношении его внешних врагов, так и в отношении его внутренних, классовых, врагов.
Русская былинная картина мира спроецирована на восприятие мира – его физической природы, живой природы, психики и культуры – со стороны главных былинных героев – русских богатырей.
Физическая природа
Земля, вода, воздух и огонь – основные природные стихии. Они составляют основу для изображения физической природы во всех фольклорных жанрах – сказках, пословицах и др. Они составляют основу для изображения физической природы и в былинах.
Если в сказках земля, вода, воздух и огонь подвергаются фееризации в высшей степени, то в былинах степень их фееризации невелика. Наибольшей фееризации в некоторых былинах подвергается вода. Как и в сказках, она может становиться в них чудесной – сильной и живой. Сильная вода наполняет богатырской силой Илью Муромца. Мёртвая и живая вода возвращает жизнь Добрыне Никитичу. Но и она, как и другие природные стихии, выступает в большинстве былин не в чудесном, а в естественном виде.
Изображение природных стихий в их естественном виде позволяло былинным сказителям героизировать изображаемый мир, поскольку в каждой стихии таятся мощные силы. Они подвластны только настоящим героям. В качестве таких героев в былинах выступают русские богатыри. Микула Селянинович своею богатырской сохой пашет каменистую землю. Илья Муромец очищает её от деревьев, которые он вырывает с корнем. Со своими крестными братцами-богатырями он покоряет водную стихию на Соколе-корабле. И т.д.
Живая природа
Если в сказках самое популярное растение – яблоня, то в былинах – дуб. С его помощью былинные сказители могут героизировать богатырей. В былине «Добрыня и Настасья», например, при встрече с чужеземным богатырём у Добрыни так разгорелось сердце молодецкое, что он, чтобы показать этому богатырю свою силушку, палицей весом в сорок пудов превратил старый дуб в щепки.
Психика
Некоторые сказочные герои обладают сверхъестественными способностями, связанными с органами чувств, – видят предметы, которые находятся от них на большом расстоянии, слышат звуки, недоступные обычным людям и т.д. В былинах такого рода чудеса встречаются намного реже, чем в сказках. Самый распространённый случай здесь связан с чудесной стрелой. Она слышат, что ей говорит богатырь, и летит туда, куда он её направляет. При этом сам он не видит цели. Она находится за пределами его зрения.
В былинах, как и в сказках, изображаются умные герои и глупые. Богатыри оказываются всегда умнее своих врагов. Вот почему они их побеждают.
Особое место среди былинных богатырей принадлежит Василию Игнатьевичу. В первой редакции былины о нём он уподобляется сказочным умным дуракам – Ивану, Емеле, Мартыну и т.п. Как и эти дураки, Василий очень непрактичен: несмотря на свои богатырские качества, он – пьяница, живёт в нищете и т.д. Его презирают бояре. Между тем, как и сказочный Иван-дурак, Василий Игнатьевич оказывается умнее татарского царя Батыги. Он сумел обхитрить Батыгу и одержать победу не только над ним, но и над его несметной силушкой.
В былинах нет скатерти-самобранки. Богатырям приходится в основном довольствоваться обыкновенной пищей. Их устраивает простая пища – хлеб, щи, рыба, мясо, капуста, редька и т.п. Только на пирах у Владимира они позволяют себе приобщиться к «ествам сахарным» и винцу. В былинах не раскрываются рецепты «сахарных еств». Слово сахарный в этом словосочетании подразумевает вкусный.
Богатыри, за исключением Василия Игнатьевича, не были пьяницами, но иногда они отдыхали в кабаках. Не был трезвенником и наш самый великий богатырь – Илья Муромец.
Одежда
У богатыря не было шапки-невидимки, сапог-скороходов или чудесных рубашек. Его главная форма одежды – военная. В неё входили кольчуга, панцирь, шелом и т.п. Но наряду с военной богатырь носил и нарядную («снарядную») одежду – шёлковую рубашку, кафтан, сафьяновые сапожки и т.п.
Жилище
В былинах нет чудесных жилищ – таких, например, как избушка на курьих ножках. Богатыри, когда они были в Киеве, жили чаще всего в палатах белокаменных – двух- или трёхэтажных домах. Однако большая часть их жизни проходила на службе, где они жили в шатрах. Только у некоторых богатырей были богатые жилища. К ним относится Чурила Пленкович, который живёт в роскошном дворце.
Техника
У богатыря не было сказочного меча-саморуба. Он был вооружён луком с шёлковой тетивой и калёными стрелами в колчане, палицей, булавой, копьём, саблей, мечом, ножом, плетью и т.п. Ни в одной былине не упоминаются огнестрельные ружья.
Религия
В былинах, как и в сказках, языческие верования сохранились в образах чудовищ – Змея Горыныща, Соловья-разбойника, Тугарина Змеевича и т.п. Однако эти образы в них уже утратили свою религиозную природу. Они олицетворяют внешних врагов Русского государства. Вот почему они существенным образом в них очеловечены.
Все русские богатыри были православными христианами. Они не вникали в богословские премудрости. Из своей религии они брали главным образом её обрядовую сторону – посещали церковь, отмечали христианские праздники, крестились и молились.
Самым богомольным богатырём был Илья Муромец. Молитва ему помогает победить своего сына в схватке с ним. Его нательный полуторапудовый крест спасает его от удара копьём, который ему этот сын нанёс. В пылу гнева на Владимира, правда, Илья стреляет по маковкам киевских церквей. Но это была кратковременная вспышка. Он был правоверным христианином. В одной из былин он отдаёт драгоценности для строительства церквей и монастырей.
Богатыри были нетерпимы по отношению к иноверцам-басурманам. Этим объясняется жестокость, с которой Иван Гординович убивает черниговскую красавицу Алёну Дмитриевну, которая собралась замуж за татарского царя.
Наука
Как и в сказках, представление о науке в былинах сводилось в основном к знанию грамоты. Самым грамотным богатырём был Добрыня Никитич. Этим объясняется, почему Владимир давал ему поручения, связанные с дипломатическим мастерством. Он пишет письма татарским предводителям и ездит к ним самолично. Он выдерживает испытания, которые ему устраивает Батый в своей Орде. И т.д.
В былинах, как и в сказках, сохранилось представление о науке как «хитрой науке», которая позволяет человеку самому оборачиваться в животных или оборачивать в них других людей. Колдунья Маринка оборачивает Добрыню то в сороку, то в ворону, то в свинью, то в тура. Но богатырю помогает другая колдунья. Она возвращает ему человеческий облик. Он убивает Маринку.
Искусство
В былинах, как и в сказках, придаётся большое значение украшательству, которое можно расценивать как особый вид изобразительного искусства. Былинные герои украшают одежду, жилище и технику. Особенно искусно в былинах украшены корабли.
Как в сказках, так и в былинах отражено музыкальное искусство. Чаще всего в былинах идёт речь об игре на гуслях и песнях. Искуснейшим гусляром был Добрыня Никитич. По возвращении из длительной поездки он, переодевшись в скомороха, так виртуозно на пиру у Владимира играет на гуслях, что ему завидуют даже настоящие скоморохи.
Нравственность
Положительные былинные герои – носители добра. Со злом борются подлинные богатыри. Борьба добродетелей с пороками есть нравственная борьба.
У разных богатырей было разное детство. Илья Муромец родился в крестьянской семье. Его родители прививали ему крестьянские нравственные идеалы. Добрыня Никитич и Василий Буслаевич родились в богатых семьях. Их матушки учили их добру, исходя из своих нравственных представлений. Они лишь журили их за их проступки. Но их дети часто не поддавались воспитанию. Оба они были богатырями с детства. Вот почему у окружающих сверстников они могли оторвать руку, ногу и т.д.
Для вступления на богатырский путь молодые богатыри просили родительского благословения. Отец Алёши Поповича дал такое благословения своему сыну охотно. Зато Илья Муромец, Добрыня Никитич и Дюк Степанович, несмотря на их очень почтительные отношения с родителями, вступили на богатырскую стезю без первоначального родительского благословения.
По-разному у богатырей сложилась их семейная жизнь. Илья Муромец остался холостяком, Добрыня Никитич женился на полянице-богатырке Настасье Никуличне, а Алёша Попович – на красавице Елене (Олёне) Дмитриевне. Ещё до женитьбы на соблазнённой Олёне Алёша пошёл на обман, чтобы жениться на Настасье Никуличне. Он сказал, что Добрыня погиб. Обман раскрылся. Обманщику пришлось выдержать крепкие тумаки её оскорблённого мужа. Величественным былинным памятником супружеской верности стали женские образы – Василисы Микуличны и Чайны Часовичны.
На первом месте у богатырей были не родственные отношения, а служба. В споре между служебным долгом и родительским в Илье Муромце побеждает первый: он убивает своего сына-изменника.
Служебное рвение не в характере русских богатырей. Они не пресмыкаются перед князем. Все подлинные киевские богатыри в конечном счёте служат не Владимиру, а русскому народу. Яркое тому подтверждение – поведение Ильи Муромца в ссоре с Владимиром. Князь посадил его в погреб, где он провёл целых три года. Несмотря на это оскорбление, великий богатырь соглашается с мольбой князя идти против татарского царя Калина. Илья это делает не ради спасения княжеской власти в Киеве, а ради защиты русского народа от иноземного порабощения.
Смерть богатыря в былинах – редкий случай: богатырь призван побеждать, а следовательно, избегать смерти. Но если она в редких случаях и описывается, то с назидательным смыслом.
Смерть Святогора, Василия Буслаевича, Дюка Степановича и Чурилы Пленковича изображается в былинах о них как наказание: первый ею наказан потому, что он не способен защищать Русскую землю, поскольку она его не выносит, второй ею наказан за безверие, третий – за хвастовство, а четвёртый – за распутство.
Политика
Борьба с внешними врагами
Былинные сказители создали образ внешних врагов русского народа, сравнивая их с бесчисленной и безликой силой. Вот её зарисовки из некоторых былин.
Из былины «Поездка за данями»:
Переправляется сила басурманская,
И той силы доброму молодцу не объехать.
Серому волку не обрыскати,
Чёрному ворону не облететь.
Из былины «Василий Игнатьевич и Батыга»:
Ай у Батыги-то силы сорок тысячей,
А у сына у Батыгина силы сорок тысячей,
А у зятя Тараканчика силы сорок тысячей,
А у чёрного дьячка, дьячка-выдумщичка,
А той ли той да силы счёту нет,
А той ли той да силы сметы нет:
Соколу будет лететь да на меженный долгий день,
А малою-то птичики не облететь.
Из былины «Мамаево побоище»:
Из‑за моря, моря синего,
Из‑за тех же гор из‑за высоких,
Из‑за тех же лесов тёмных,
Из‑за той же сторонушки восточныя
Не тёмная туча поднималася –
С силой Мамай соряжается
На тот же на красен Киев‑град
И хочет красен Киев в полон взять.
И брал он себе силы много множество –
Сорок царей и сорок царевичей,
Сорок королей и сорок королевичей,
И за всяким визирем по сту тысячей,
Да брал своего зятя любимого,
Своего Василия Прекрасного,
И брал за ним силы войска триста тысячей,
А за самим за собой войска счёту не было.
И не матушка ли орда подымалася,
Мать сыра земля от войска потрясалася;
В конном топище красного солнца не видать было,
А светлый месяц от пару конского померкнул весь.
Этой страшной вражеской силе в наших былинах противостоят не бесчисленные русские войска, а немногочисленные герои-богатыри. Киевская богатырская дружина может состоять всего из семи человек.
Семь удалых русских богатырей,
Семь могучих братьицев названых:
Выезжал Горденко Блудович,
Выезжал Василий Казимирович,
Выезжал Иван, Гостиный сын,
Выезжал Самсон Самойлович,
Выезжал Алёшенька Попович млад,
Выезжал Добрынюшка Никитич млад,
Выезжал и матёрый Илья,
Старый Илья Муромец Иванович.
Малочисленность не мешает русским богатырям одерживать победу над многочисленными врагами.
И кричит Илья зычным голосом:
«Ой же где вы, могучие богатыри,
Удалые братья названые?»
Как сбегались на зов его богатыри,
Как садились на добрых коней,
Как бросались на силушку неверную,
Стали силушку колоть-рубить,
Да не столько рубят их богатыри,
Сколько топчут кони добрые:
Бились с силой ровно три часа,
Изрубили силу до единого.
Побеждать бесчисленных врагов может и один богатырь, – как, например, Илья Муромец. Он может это делать необычным способом:
Схватил Илья татарина за ноги,
Начал татарином помахивать:
Куда махнёт – тут и улицы лежат,
Куда отвернёт – с переулками.
О своих богатырских заступниках русский народ мечтал не только в отношении его внешних врагов, но и в отношении его внутренних, классовых, врагов.
Борьба с внутренними врагами
Борьба с внутренними врагами – классовая борьба. Главным классовым врагом угнетённых народных масс был великопрестольный князь киевский Владимир. В яркой форме об этом свидетельствуют былины о Чуриле Пленковиче. Первая из этих былин начинается, как и многие другие, с пира, который устроил в очередной раз Владимир. Но на этом пиру описывается необычная ситуация: на пир врывается множество незваных гостей.
А незнаемы люди к нему появилися:
Есть молодцов за сто человек,
Есть молодцов за другое сто,
Есть молодцов за третье сто,
Вcе они избиты-изранены,
Булавами буйны головы пробиваны,
Кушаками головы завязаны.
Оказалось, что эти избитые и израненные люди – охотники. Они пришли к Владимиру с жалобой:
Бьют челом, жалобу творят:
«Свет государь ты, Владимир-князь!
Ездили мы по полю по чистому,
Сверх той реки Череги,
На твоём государевом займище,
Ничего мы в поле не наезжавали,
Не наезжавали зверя прыскучева,
Не видали птицы перелётныя,
Только наехали во чистом поле
Молодцов за три ста и за пять сот,
Жеребцы под ними латинские,
Кафтанцы на них камчатые…
Они соболи, куницы повыловили
Печёрски лисицы повыгнали,
Туры, олени выстрелили,
И нас избили-изранили,
Тебе, государь, добычи нет,
От вас, государь, жалованья нет,
Дети, жены осиротели,
Пошли по миру скитатися!».
Как же отреагировал на эту жалобу великий князь?
А Владимир, князь стольно-киевский
Пьёт он, ест, прохлаждается,
Их челобитья не слушает.
Появляется вторая делегация – рыбаки. И эти избиты-изранены, и эти жалуются на дружинников-хищников:
Всю они белую рыбицу повыловили,
Щуки, караси повыловили,
Лёгкую рыбицу повыловили,
Нам в том, государь, добычи нет,
Тебе, государю, приносу нет,
От вас, государь, жалованья нет,
Дети, жены осиротели,
Пошли по миру скитатися,
Реакция Владимира та же, что и на жалобщиков-охотников:
А Владимир, князь стольно-киевский
Пьёт он, ест, прохлаждается,
Их челобитья не слушает.
Появляется третья делегация – сокольники. И эти избиты-изранены, и эти жалуются на дружинников-хищников, которых было…
Всех они ясных соколов повыхватали,
Белых кречетов повыловили,
А нас избили-изранили,
Называются дружиною Чуриловой!
Вот, оказывается, чья это многочисленная дружина хищников – Чурилы Пленковича! В былине «Владимир и Чурила» долго рассказывается о том, как Чурила хвастался приехавшему князю своим неправедно нажитым богатством и как вкусно он со своим отцом Пленком Сурожениным потчевал князя с княгиней. Но самое главное – он откупился от князя дорогими подарками (взятками):
В те поры Чурила догадлив был:
Берёт золоты ключи,
Пошёл во подвалы глубокие,
Сорок сороков чёрных соболей,
Другие сорок – печёрских лисиц,
Брал камку белохрущату,
Цена камке сто тысячей.
Принёс он ко князю Владимеру,
Клал перед ним на убраный стол.
В те поры Владимер, князь стольно-киевский,
Со княгинею возрадовались.
Вопрос с жалобами охотников, рыбаков и сокольников сразу отпал. Заявляет князь:
Хоть и много на Чурилу было жалобщиков,
А побольше того челобитчиков, –
А теперь на Чурилу я суда не дам.
Чурила – сомнительный киевский богатырь. Ему далеко до подлинного богатыря. Подлинный богатырь – народный заступник, а не хищник. Образцовым богатырём был Илья Муромец. Он совершенно бескорыстен. Об этом свидетельствует, в частности, конец былины «Три поездки Ильи Муромца». В заключительном эпизоде рассказывается о том, как её герой поехал по дорожке, где «богату быть»:
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом‑серебром,
Златом‑серебром, каменьем драгоценныим.
Как же поступил Илья с этим богатством?
И обирал тут добрый молодец всё злато это серебро
И раздавал это злато‑серебро по нищей по братии;
И роздал он злато‑серебро по сиротам да бесприютныим.
Богатыри боролись за справедливость. Особого внимания заслуживает былина о бунте Ильи Муромца против Владимира.
Существует множество записей былины о ссоре Ильи с киевским князем. В разных вариантах этой былины указываются различные причины этой ссоры. Вот основные:
1) Илья оскорблён тем, что Владимир не пригласил его на свой пир. Он является на него незваным гостем;
2) Илья оскорблён тем, что Владимир на пиру его не узнаёт. Он расценивает это неузнавание как унизительную оценку его заслуг со стороны князя;
3) Илья оскорблён тем, что Владимир сажает его в гридне не среди почётных гостей, а среди ничтожных «воронят». Это унижает его богатырское достоинство;
4) Владимир дарит своим боярам на пиру очень дорогие подарки.
Княгиня Апраксия напоминает мужу об Илье Муромце. Тот дарит ему соболиную шубу. На фоне тех подарков, которые князь раздаёт боярам, эта шуба – оскорбление для великого богатыря.
Бунт Ильи против Владимира в различных вариантах обсуждаемой былины выражается тоже по-разному. Перечислю основные его формы:
1) Илья издевается над князем. Он выходит на середину гридни и пародирует самодовольные движения Владимира:
Он сапог во сапог да поколачиват,
Он скобка во скобку нащалкиват,
Ещё белыми руками намахиват,
Злочёными перстнями да он нащалкиват.
2) Илья впадает в ярость и угрожает Владимиру и его богатым гостям жестокой расправой;
3) Илья осуществляет свои угрозы: вынимает свою богатырскую плеть и убивает всех бояр на пиру. Владимир прячется от него за печкой под шубой;
4) Илья стреляет из лука по княжескому дворцу и маковкам киевских церквей;
5) Илья устраивает на городской площади свой пир для киевской голытьбы и издевается на этом пиру над шубой, которую ему подарил князь, обливая её вином и уподобляя её Владимиру:
Да уливайся моя шуба зеленым вином,
Да судит ли мне бог волочить собаку князя Владимира
Да по этому лугу зелёному?
А было намерение наряжено:
Натянуть тугой лук разрывчатый,
А класть стрелочку калёную,
Стрелять во гридню во столовую,
Убить тебя, князя Владимира,
Со стольной княгинею с Опраксией.
В былинах, как и в сказках, коммуникативные возможности языка подвергаются фееризации. Язык в них используется как средство общения не только с чудовищами (Змеем, Соловьём-разбойником, Тугарином Змеевичем и др.), но также с животными (конём, вороном, голубком и др.) и даже с продуктами физической природы (Непра-рекой). В былинах животные могут разговаривать между собой (как турица со своими детками).
Все говорящие животные обладают пророческим даром. Они предсказывают бедствия, которые могут произойти. Тем самым они помогают богатырям предотвращать надвигающиеся на них угрозы. Однако степень фееризации языка в былинах не идёт в сравнение со сказками. В былинах мы видим лишь бледные отголоски сказочной фееризации коммуникативной функции языка.
Среди фольклорных картин мира по степени их приближения к изображению реального мира мы можем смело разместить былинную картину мира между сказочной и пословичной. Выстраивается такая цепочка фольклорных картин мира: сказочная – былинная – пословичная.
Былинная картина мира в этой цепочке ближе к сказочной, чем к пословичной, поскольку былины, в отличие от пословиц, нередко прибегают к изображению чудес, хотя по числу изображаемых чудес былины существенно уступают сказкам.
Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.
Герои былин
Илья Муромец (русский богатырь)
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Добрыня Никитич (русский богатырь)
Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.
Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.
Алёша Попович (русский богатырь)
Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.
Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.
Садко (новгородский богатырь)
Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.
Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.
Святогор (богатырь-великан)
Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.
Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.
Микула Селянинович (пахарь-богатырь)
Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.
Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.
Вольга Святославич (русский богатырь)
Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.
Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.
Никита Кожемяка (киевский богатырь)
Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.
Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.
Ставр Годинович (черниговский боярин)
Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.
Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.
Антигерои былин
Соловей разбойник (антигерой)
Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.
Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.
Змей Горыныч (змей-дракон)
Дракон. Дышащий огнем с тремя головами. Это классический образ Змея Горыныча в русских былинах. Тело у змея одно, имеются крылья, большие острые когти, а также стрелоподобный хвост. Сторожит мост-проход в царство мертвых и извергает огонь, когда нападает. Живет в горах, отсюда и прозвище «Горыныч».
Образ змея мифический. Подобные встречаются в сербской и иранской мифологии.
Идолище Поганое (злодей)
Идолище – тоже богатырь, только от сил темных. Из-за своего чревоугодия имеет огромное бесформенное тулово. Злой, некрещеный и не признающий религий. Грабил города со своей ратью, попутно запрещая милостыню и церкви. Побывал на землях русских, в Турции и Швеции.
В истории прототипом Идолища был хан Итлар, совершавший варварские набеги на города земель русских.